Постановлением Правительства Астраханской области от 24 апреля 2012 г. N 165-П в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Астраханской области
от 19 июля 2011 г. N 254-П
"Об отраслевой долгосрочной целевой программе "Развитие малого и среднего
предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы"
24 апреля 2012 г.
В соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 23.06.2011 N 258-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы", постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области", а также в целях дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства и реализации государственной политики, направленной на формирование благоприятного климата для ведения и развития предпринимательской деятельности на территории Астраханской области, Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить отраслевую долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы", включающую в себя подпрограмму "Содействие развитию инновационно активного малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы" (прилагается) (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Астраханской области (Полянская Э.В.) и министерству финансов Астраханской области (Шведов В.А.) при формировании бюджета Астраханской области на 2012 - 2016 годы включить ее в перечень долгосрочных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете Астраханской области.
3. Министерству экономического развития Астраханской области (Полянская Э.В.):
3.1. Остатки средств федерального бюджета, привлеченные в рамках отраслевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 06.07.2009 N 349-П, сложившиеся по состоянию на 01.01.2012, использовать на реализацию Программы, в том числе по следующим мероприятиям:
- "Развитие малых и средних предприятий в области инноваций и промышленного производства";
- "Содействие развитию молодежного предпринимательства";
- "Долевое финансирование целевых расходов, связанных с реализацией инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства";
- "Образовательные программы по подготовке управленческих кадров, в том числе по повышению квалификации, стажировке, и семинары для субъектов малого и среднего предпринимательства";
- "Программы поддержки начинающих - гранты начинающим предприятиям на создание собственного бизнеса";
- "Долевое финансирование целевых расходов, связанных с государственной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта";
- "Реализация мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий за счет применения технологий энергосбережения".
3.2. Осуществлять в 2012 году за счет Программы финансирование мероприятий по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с решениями, принятыми в рамках реализации отраслевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 06.07.2009 N 349-П.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Отраслевая долгосрочная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области
на 2012 - 2016 годы"
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 19 июля 2011 г. N 254-П)
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
отраслевая долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
|
распоряжение Правительства Астраханской области от 23.06.2011 N 258-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы" |
Государственный заказчик Программы (государственный заказчик-координатор) |
|
министерство экономического развития Астраханской области |
Основной разработчик Программы |
|
министерство экономического развития Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий Программы и привлекаемые физические или юридические лица |
|
министерство экономического развития Астраханской области; агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области; АУ АО "Астраханский областной инновационный центр"; ОАО "Астраханский залоговый фонд" (по согласованию); НО "Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства" (по согласованию) |
Цели и задачи Программы |
|
Цель Программы: - создание правовых, экономических и социальных условий для свободного и устойчивого развития малого и среднего предпринимательства. Задачи Программы: - реализация эффективной кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; - развитие эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; - повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; - пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; - повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства и уровня информированности о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства; - развитие экспортно-ориентированного малого и среднего предпринимательства. Подпрограмма "Содействие развитию инновационно активного малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы" (далее - подпрограмма) Цель подпрограммы: - создание комфортных условий для развития инновационно активных малых и средних предприятий. Задача подпрограммы: - внедрение новых технологий и высокотехнологичного оборудования в сферу малого и среднего предпринимательства. |
Сроки и этапы реализации Программы |
|
2012 - 2016 годы |
Объемы и источники финансирования |
|
Общий объём финансирования мероприятий Программы составляет 5 877 100 тыс. рублей: - из средств бюджета Астраханской области - 372 980 тыс. рублей; - из средств федерального бюджета - 1491920 тыс. рублей; - собственные средства субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих бизнес-проекты, которым оказана государственная поддержка - 212 200 тыс. рублей; - кредитные ресурсы, привлеченные субъектами малого и среднего предпринимательства, которым предоставлены поручительства ОАО "Астраханский залоговый фонд" - 3 800 000 тыс. рублей, в том числе объем финансирования мероприятий подпрограммы "Содействие развитию инновационно активного малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы" составляет 353 550,0 тыс. рублей, в том числе подпрограммы: - из средств бюджета Астраханской области - 70 710,0 тыс. рублей; - из средств федерального бюджета - 282 840,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
Целью развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Астраханской области и реализации Программы является создание экономических и социальных условий для свободного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих: - не менее 35% валового регионального продукта за счет субъектов малого и среднего предпринимательства; - увеличение количества малых и средних предприятий с 6,2 тыс. единиц до 6,9 тыс. единиц (ежегодно 0,3-0,9%); - увеличение среднесписочной численности работников, занятых на малых и средних предприятиях; - увеличение оборота малых и средних предприятий от 67195 млн рублей до 87490 млн рублей; - увеличение объёма инвестиций малого и среднего предпринимательства в основной капитал с 3827,1 млн рублей до 4569,8 млн рублей; - создание территориально-отраслевых кластеров, связывающих крупный, средний и малый бизнес; - повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства - рост численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства с 33,1% до 34,5% (с 75260 до 89320), средних доходов и уровня социальной защищенности работников субъектов малого и среднего предпринимательства; - повышение конкурентоспособности Астраханской области за счет формирования, развития и удерживания на территории Астраханской области высококвалифицированных кадров; |
Система организации контроля за исполнением Программы |
|
Контроль за реализацией Программы, осуществляет министерство экономического развития Астраханской области |
2. Общие положения
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономической системы хозяйствования Астраханской области.
Значительному вкладу малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие Астраханской области во многом способствовала реализация предыдущих отраслевых целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, ставших эффективным инструментом осуществления государственной политики Правительства Астраханской области по отношению к малому и среднему бизнесу.
С развитием малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) связано улучшение инвестиционной привлекательности региона, повышение капитализации и совокупной отдачи региональных ресурсов, рост валового регионального продукта. Но главное, что МСП является мощным инструментом инновационного развития области, с помощью которого возможно обеспечить системный приток ресурсов в экономику области и их эффективное преумножение, что гарантирует повсеместный рост качества жизни и благосостояния жителей региона.
Объектом Программы являются субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие критериям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Нормативную правовую базу Программы составляют:
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации";
- Закон Астраханской области от 20.02.2009 N 4/2009-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области";
- распоряжение Правительства Астраханской области от 23.06.2011 N 258-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы".
Реализация мероприятий настоящей Программы позволит максимально смягчить для малых и средних предприятий последствия финансово-экономического кризиса и провести комплекс мер, содействующих дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в посткризисный период.
3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
программным методом
Началу реализации Программы предшествует наличие негативных тенденций в малом и среднем предпринимательстве, связанных с последствиями финансово-экономического кризиса, что говорит о необходимости увеличения объемов, поиска и предоставления новых мер поддержки не только на стадии ее проектирования, но и непосредственно в процессе ее исполнения в зависимости от фактически складывающихся условий.
Влияние последствий экономического кризиса на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства выражается в основном в сокращении потребительского спроса и государственного заказа. Эти факторы привели к снижению темпов роста количества малых предприятий, уменьшению оборота малых предприятий (в сфере строительства), объема инвестиций в предприятия малого бизнеса (в сфере строительства, оптовой и розничной торговли, гостиничном и ресторанном бизнесе) и, как следствие, сокращению количества занятых на малых предприятиях.
Наибольшее сокращение количества малых предприятий произошло в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства на 20,2%. Количество малых предприятий, осуществляющих деятельность в гостиничном и ресторанном бизнесе, сократилось на 0,6%.
Необходимо отметить снижение среднесписочной численности работников малых предприятий, осуществляющих деятельность в следующих сферах:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - на 1,6%;
- добыча полезных ископаемых - на 6,5%;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 6,2%;
- строительство - 8,1%;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 8,4%.
Наибольшие темпы роста количества и оборота малых предприятий можно отметить в рыболовстве и рыбоводстве на 7,1% и 20% соответственно, в добыче полезных ископаемых на 7,1% и 85,5%, здравоохранении и предоставлении социальных услуг на 20,8% и 16,3%, транспорте и связи на 8,3% и 13,6%. Также оборот малых предприятий по итогам 2010 года увеличился в обрабатывающих производствах (на 17,9%), оптовой и розничной торговле (на 31,9%), в образовании (на 49,4%), в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (на 62,3%).
Снижение объемов инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства произошло в оптовой и розничной торговле (на 56,86%), в строительстве (на 15,8%), в сфере деятельности гостиниц и ресторанов (на 5,5%) на фоне значительного роста инвестиций в основной капитал малых предприятий, осуществляющих деятельность в следующих сферах: сельское хозяйство (на 55,6%); рыболовство и рыбоводство (на 79%), операции с недвижимым имуществом (на 87,2%).
Рассматривая изменение доли малых предприятий в общем обороте по видам экономической деятельности в период с 2009 по 2010 годы, можно отметить:
- отрицательную динамику (снижение доли) в следующих сферах: строительство (на 4,4%); сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (на 0,2%); гостиницы и рестораны (на 0,2%); транспорт и связь (на 0,2%); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 0,8%);
- положительную динамику (увеличение доли) в следующих сферах: оптовая и розничная торговля (на 5,4%); добыча полезных ископаемых (на 0,1%).
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П (далее - Стратегия), Программой социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 23.07.2010 N 323-П, существенная роль в реализации приоритетных направлений развития Астраханской области отводится малому и среднему бизнесу как важнейшему инструменту реализации инноваций, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Учитывая, что целью Стратегии в новых условиях развития России может быть только обеспечение ее долгосрочной конкурентоспособности, то именно малый и средний бизнес во многом может обеспечить стабильное и долгосрочное развитие экономики Астраханской области.
Сложившаяся отраслевая и имущественная структура МСП еще не полностью отвечает целям и задачам Стратегии (превалирует торговля и сфера услуг, не развиты высокотехнологичные и инновационные субъекты МСП). Слаба ресурсная база субъектов МСП (техническая, производственная, финансовая).
Инфраструктура стимулирования, поддержки и развития МСП находится на стадии становления, недостаточно развит муниципальный уровень. Недостаточно налажено партнерство между государственными структурами и бизнес-сообществом, несовершенно законодательство в сфере развития и поддержки МСП, существуют административные барьеры для стартующего бизнеса. Избыток контрольно-разрешительных муниципальных, региональных и федеральных органов приводит к негативным последствиям развития МСП.
Недостаточно задействован резерв в интеграции МСП и крупного бизнеса (субконтрактация, кластеризация).
Научно-технический потенциал Астраханской области неэффективно переводится в коммерческие проекты.
Низкий уровень межрегиональных и международных связей в области стимулирования, поддержки и развития МСП.
Основным инструментом государственной политики по развитию МСП в Астраханской области с 2005 года являются региональные целевые программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В развитии малого бизнеса в Астраханской области в 2009 и 2010 годах наблюдалась в основном положительная динамика.
Количество малых (включая микропредприятия) и средних предприятий Астраханской области в 2010 году увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 3,2% и на 1 января 2011 года составило 6209 ед. 1 Кроме того, за аналогичный период увеличилось и число индивидуальных предпринимателей на 2,8%, составив 35700 ед. 2
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Астраханской области составляет 5 единиц. В Российской Федерации данный показатель составляет 12 единиц на 1 тыс. жителей.
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий в 2010 году под влиянием посткризисных явлений сократилась на 0,6%, составив по состоянию на 1 января 2011 года 75 260 человек.
По итогам 2010 года доля среднесписочной численности (без внешних совместителей) работников малых и средних предприятий составляет 23,5% от среднесписочной численности (без внешних совместителей) работников всех предприятий и организаций Астраханской области (прирост составляет 0,5 процентных пункта). В Российской Федерации данный показатель составляет 27,7%.
Доля среднесписочной численности (без внешних совместителей) работников малых (включая среднесписочную численность работников микропредприятий) и средних предприятий от среднесписочной численности (без внешних совместителей) работников всех предприятий и организаций Астраханской области составляет 33,1% (прирост составляет 0,6 процентных пункта).
Доля среднесписочной численности работников малых (включая среднесписочную численность микропредприятий) и средних предприятий составляет 15,8% от общей численности занятых в экономике в Астраханской области.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта в 2009 году составлял 11,3% (прирост составляет 1,3 процентных пункта). В Российской Федерации данный показатель составляет 12,7%.
Доля малого бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерские хозяйства в валовом региональном продукте Астраханской области - 26,9%.
Динамика средней месячной заработной платы работников малых предприятий (включая микропредприятия) сохраняет тенденцию роста и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 109,2%, составив по итогам 2010 года 9757,1 руб.
Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Астраханской области за 2009-2010 годы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели развития МСП за 2009 - 2010 годы
Показатель
|
2009 |
2010 |
Темп роста, % |
Количество малых предприятий (включая микропредприятия), ед. |
6019 |
6209 |
103,2 |
Количество индивидуальных предпринимателей |
34713 |
35700 |
102,8 |
Количество средних предприятий, ед. |
96 |
106 |
110,4 |
Среднесписочная численность работников всего, в том числе: |
75738 |
75260 |
99,4 |
- малых предприятий (включая микро) |
65133 |
63578 |
97,6 |
- средних предприятий |
10605 |
11682 |
110,2 |
Среднемесячная заработная плата работников списочного состава малых предприятий, руб. |
8935,5 |
9757,1 |
109,2 |
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (включая микро), млн руб. |
3 009,2 |
3043,6 |
101,1 |
Оборот малых и средних предприятий (включая микро), млн руб.* |
57 113,5 |
67 194,7 |
117,7 |
* в действующих ценах |
Постановлением Правительства Астраханской области от 06.07.2009 N 349-П утверждена отраслевая целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы".
В ходе реализации данной программы оказана финансовая государственная поддержка 165 субъектам МСП на сумму более 430 млн рублей, имущественная государственная поддержка - 37 субъектам МСП, по программам подготовки и переподготовки кадров обучение прошли 785 человек.
135 субъектов предпринимательской деятельности воспользовались правом преимущественного выкупа арендуемых помещений, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Услугами Астраханского регионального представительства "Европейский Информационный Корреспондентский Центр" для продвижения товаров и услуг на новые рынки и поиска партнёров за пределами региона в 2010 году воспользовались 648 малых и средних предприятий Астраханской области.
Консультационную поддержку получили более 1300 человек.
Капитализация ОАО "Астраханский залоговый фонд" составила 274,8 млн. рублей. Количество банков-партнёров фонда достигло четырех: Астраханское отделение Сбербанка России N 8625, Астраханский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк", Астраханский филиал ОАО "Банк Москвы", ОАО "ВКАБАНК". Предприятиями, получившими гарантии (поручительства) фонда, привлечено кредитов на сумму 615,6 млн рублей.
На реализацию программы микрофинансирования МСП привлечено 75 млн рублей, в том числе 60 млн рублей средств федерального бюджета и 15 млн рублей средств бюджета Астраханской области.
В ходе реализации инвестиционных проектов субъектов МСП, получивших государственную поддержку, поручительства ОАО "Астраханский залоговый фонд" и микрозаймы, создано и сохранено более 4 тыс. рабочих мест, объем инвестиций составил 565 млн рублей (на 1 рубль государственной поддержки, выделенной из средств бюджета Астраханской области и федерального бюджета, привлечено 78 рублей инвестиций).
Организациями инфраструктуры поддержки перечислено налоговых платежей в бюджеты всех уровней 9,4 млн рублей, в том числе в консолидированный бюджет Астраханской области 6,4 млн рублей.
Доходы от предоставления в аренду имущества бизнес-инкубаторов составили 1,9 млн рублей
Субъектами МСП, получившими государственную поддержку в форме бюджетной субсидии для реализации инвестиционных проектов, перечислено налоговых платежей в консолидированный бюджет Астраханской области в сумме 10,7 млн рублей. На один рубль государственной поддержки, выделенный из бюджета Астраханской области, получено 4,47 рубля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области (в 2009 году аналогичный показатель составил 1,3 рубля).
В Астраханской области начала формироваться база системной государственной поддержки МСП, способствующая динамичному количественному росту субъектов МСП.
В целом крупными блоками в Астраханской области это выглядит следующим образом:
1. Блок финансовой поддержки.
ОАО "Астраханский залоговый фонд".
Центр микрофинансирования Астраханского фонда поддержки малого предпринимательства.
Сеть сельскохозяйственных кредитных кооперативов.
Лизинговые компании.
Центры занятости населения в муниципальных образованиях Астраханской области.
2. Блок имущественной поддержки.
Бизнес-инкубаторы: в г. Астрахани, г. Ахтубинске, г. Камызяке.
Технопарки (ГОУ ВПО "Астраханский государственный университет", ФГОУ ВПО "Астраханский государственный технический университет").
3. Блок, связанный с подготовкой и переподготовкой кадров, обучением, консультированием по всем аспектам инновационной и предпринимательской деятельности (бизнес-планированию, менеджменту, маркетингу, управлению персоналом).
Казенное государственное учреждение "Астраханский региональный ресурсный центр".
Автономное учреждение Астраханской области "Многофункциональный центр" с филиалом в с. Началово Приволжского района.
Автономное учреждение Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр".
4. Блок, связанный с расширением возможностей бизнеса для выхода на новые рынки и усилением деловой активности малых инновационных предприятий.
Астраханское региональное представительство "Европейский информационный корреспондентский центр" и сеть филиалов в муниципальных образованиях Астраханской области.
5. Блок общественных организаций, совещательных и координационных органов в сфере развития МСП.
Астраханская торгово-промышленная палата.
Астраханское региональное отделение общероссийской общественной организации "Опора России".
Астраханское региональное отделение общероссийской общественной организации "Деловая Россия".
Совет по предпринимательству при Губернаторе Астраханской области.
Советы по предпринимательству при главах муниципальных образований Астраханской области (13 ед.).
Общественный совет по защите малого и среднего предпринимательства при прокуратуре Астраханской области.
На территории Астраханской области представлены элементы инфраструктуры развития МСП разного уровня - финансовые, имущественные, информационные и другие формы и методы поддержки малого предпринимательства, что является предпосылкой для успешных структурных изменений в данной сфере.
В целях создания условий для инновационного развития Астраханской области, для поддержки и развития отдельных творческих инициатив, малых инновационных предприятий и их инфраструктуры с 2010 года в Астраханской области в рамках отраслевой целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы" включена подпрограмма "Содействие развитию инновационно активного малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2010-2011 годы".
Подпрограмма представлена в виде совокупности взаимоувязанных проектов, реализуемых в том числе с участием учреждений высшего образования и научно-исследовательских организаций, с программами научно-производственных комплексов и крупных промышленных предприятий (своего рода "локомотивов" научно-промышленного развития, "точек роста"), выступающих заказчиками и потребителями разработок малых инновационных компаний. Этот подход естественным образом увязывается с кластерным подходом. Выделение инновационного кластера позволит усилить эффективность предлагаемых мер за счет синергетического эффекта.
В 2010 году министерством экономического развития Астраханской области разработана нормативно-правовая база по государственной поддержке инновационно активных предприятий малого бизнеса (постановление Правительства Астраханской области от 26.11.2010 N 506-П "О положении о грантах на создание инновационных компаний").
С развитием МСП связано улучшение инвестиционной привлекательности региона, повышение капитализации и совокупной отдачи региональных ресурсов, рост валового регионального продукта. Но главное, то МСП является мощным инструментом инновационного развития области, с помощью которого возможно обеспечить системный приток ресурсов в экономику области и их эффективное преумножение, что гарантирует повсеместный рост качества жизни и благосостояния жителей региона.
Прогноз показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства Астраханской области до 2016 года:
- количество малых и средних предприятий - 6,9 тыс. единиц; в том числе количество малых и средних предприятий в сфере научных исследований и разработок - 120 единиц;
- количество индивидуальных предпринимателей - 45 398;
- среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, - 89320;
- оборот малых и средних предприятий - 87 490 млн рублей.
В процессе реализации Программы будут созданы дополнительно объекты инфраструктуры поддержки МСП, получат государственную поддержку свыше 10 тыс. предпринимателей, будет создано и сохранено свыше 55 тыс. рабочих мест, возрастет до 1,9%, доля инновационно ориентированных субъектов МСП, доля предприятий МСП производственной сферы составит 12,5%.
Возрастет роль МСП как основы социально-экономического развития Астраханской области. Направление вектора обеспечения экономического роста изменяется от крупных предприятий к малому и среднему бизнесу с высокой инновационной составляющей, быстро адаптирующемуся к конъюнктуре рынка. К 2016 году доля МСП в валовом региональном продукте предположительно достигнет 30-35%.
На смену количественному росту МСП придет качественный, возрастет доля инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, значительно повысится объем инвестиций в основной капитал МСП, улучшится их кадровый потенциал.
Произойдут существенные изменения в отраслевой структуре МСП. Благодаря заказам крупных предприятий вырастет доля МСП, встроенного в систему субконтрактации в обрабатывающих отраслях. Сформируются территориально-отраслевые кластеры, которые станут катализаторами роста малых предприятий в средние, а средних - в крупные.
Разработка и реализация отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы" позволит максимально смягчить для малых и средних предприятий последствия финансово-экономического кризиса и провести комплекс мер, содействующих дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в посткризисный период.
4. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание экономических и социальных условий для свободного и устойчивого развития МСП.
Развитие МСП способствует ускорению социально-экономического развития Астраханской области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию массового среднего слоя (класса) в обществе.
Достижение цели Программы возможно посредством решения поставленных задач.
Задачи Программы:
Задача 1. Реализация эффективной кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки субъектов МСП.
Предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела, микрозаймов, поручительств по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, в возмещение части затрат по договорам лизинга в целях реализации инвестиционных проектов МСП и т.п.
Задача 2. Развитие эффективной инфраструктуры поддержки МСП.
Создание объектов инфраструктуры поддержки МСП, а также совершенствование и развитие их деятельности (некоммерческая организация "Астраханский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства", ОАО "Астраханский залоговый фонд", автономное учреждение Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр", бизнес-инкубаторы, автономное учреждение Астраханской области "Многофункциональный центр", Астраханское региональное представительство "Европейский информационный корреспондентский центр" и его филиалы в муниципальных образованиях Астраханской области, центр развития экспортно ориентированного предпринимательства, центр кластерного развития МСП и т.п.). Проведение мероприятий, направленных на развитие деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП в муниципальных образованиях Астраханской области.
Задача 3. Повышение конкурентоспособности субъектов МСП.
Создание и развитие деятельности центра кластерного развития МСП в приоритетных для Астраханской области сферах экономики, также субсидирование затрат МСП, связанных с реализацией программ по энергосбережению. Субсидирование затрат МСП по участию в выставочно-ярмарочной деятельности, деловых миссиях и т.п.
Задача 4. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
Проведение ежегодного областного конкурса "Предприниматель года", оказание содействия МСП в участии в аналогичных российских конкурсах, размещение информационных материалов о поддержке МСП в печатных изданиях и СМИ.
Развитие молодежного предпринимательства, реализация образовательных программ для молодежи по основам предпринимательства, развитие портала "Молодой предприниматель" http://astradelo.ru/, развитие предпринимательских навыков у школьников, ознакомление школьников и студентов на базе успешных предприятий МСП с историями успеха.
Задача 5. Повышение квалификации кадров для МСП и уровня информированности МСП о государственной поддержке МСП.
Реализация образовательных программ, обучающих семинаров для МСП, в том числе на базе объектов инфраструктуры поддержки МСП, в муниципальных образованиях. Разработка методических и информационных материалов о видах и формах государственной поддержки МСП. Ведение реестра субъектов МСП - получателей государственной поддержки, оказание консультаций по видам и формам государственной поддержки, проведение анализа и мониторинга развития МСП, размещение аналитической информации о развитии МСП в СМИ и в интернет-ресурсах.
Задача 6. Развитие экспортно ориентированного МСП.
Реализация образовательных программ для экспортно ориентированного МСП, проведение обучающих семинаров, оказание консультаций, организация деловых миссий МСП с целью продвижения продукции на экспорт, развитие деятельности Астраханского регионального представительства "Европейский информационный корреспондентский центр" и его филиалов в муниципальных образованиях Астраханской области, а также субсидирование затрат МСП, связанных с производством, реализацией товаров, работ услуг, предназначенных для экспорта.
В целях реализации комплекса мер по развитию инновационного предпринимательства Программа включает в себя подпрограмму "Содействие развитию инновационно активного малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы".
Целью подпрограммы является создание комфортных условий для развития инновационно активных малых и средних предприятий.
Для достижения основной цели подпрограммы должна решаться задача внедрения новых технологий и высокотехнологичного оборудования в сферу малого и среднего предпринимательства.
5. Сроки действия Программы
Реализация Программы рассчитана на 2012 - 2016 годы.
6. Система программных мероприятий
Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Программой:
- постоянный мониторинг состояний и тенденций развития МСП;
- регулярное совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных условий для бизнеса в изменяющейся социально-экономической ситуации;
- развитие научно-технологической инфраструктуры, ориентированной на инновационные и высокотехнологичные субъекты МСП (бизнес-инкубаторы, центр кластерного развития, индустриальные парки и т.п.);
- выстраивание эффективного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса (кластеризация, субконтрактинг, аутсорсинг);
- совершенствование и постоянное расширение форм финансовой и иной ресурсной поддержки МСП;
- повышение экспортного потенциала МСП и развитие форм международного сотрудничества в области развития МСП;
- повышение престижа предпринимательской деятельности среди населения, вовлечение в бизнес социально незащищенных групп населения и молодежи;
- развитие единой инфраструктуры поддержки и развития МСП, построенной от государственного до муниципального уровня, обладающей достаточными полномочиями, механизмами и средствами для эффективной работы;
- развитие системы непрерывного образования и профессионального обучения и повышения квалификации всех сотрудников, включенных в деятельность по развитию МСП: государственных служащих, специалистов инфраструктуры поддержки МСП, предпринимателей, менеджеров и специалистов;
- интенсивное развитие информационных сетей и систем, обслуживающих разнообразные потребности МСП.
Перечень мероприятий, предусмотренных к реализации в рамках Программы, планируемые показатели результатов их выполнения, исполнители, сроки исполнения, источники финансирования представлены в приложении N 1 к Программе.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять за счет:
- средств бюджета Астраханской области;
- средств федерального бюджета (средств, выделяемых субъектам Российской Федерации на конкурсной основе на реализацию мероприятий по государственной поддержке МСП);
- собственных средств МСП, реализующих бизнес-проекты, которым оказана государственная поддержка;
- кредитных ресурсов, привлеченных МСП, которым предоставлены поручительства ОАО "Астраханский залоговый фонд".
Планируемый объем финансирования программных мероприятий на в 2012 - 2016 годы составит 5 877 100 тыс. рублей:
(в тыс. рублях)
|
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Всего |
Бюджетные средства | ||||||
Всего по Программе: |
1009400 |
1095050 |
1182450 |
1263750 |
1326450 |
5877100 |
Средства бюджета Астраханской области |
64720 |
69430 |
74290 |
79490 |
85050 |
372980 |
Средства федерального бюджета |
258880 |
277720 |
297160 |
317960 |
340200 |
1491920 |
Внебюджетные средства | ||||||
Собственные средства МСП, реализующие бизнес-проекты, которым оказана государственная поддержка |
35 800 |
37 900 |
41 000 |
46 300 |
51 200 |
212 200 |
Кредитные ресурсы, привлеченные МСП, которым предоставлены поручительства ОАО "Астраханский залоговый фонд" |
650 000 |
710 000 |
770 000 |
820 000 |
850 000 |
3 800 000 |
В том числе подпрограмма: |
55 500 |
62 400 |
71 000 |
77 750 |
86 900 |
353 550 |
Средства бюджета Астраханской области |
11 100 |
12 480 |
14 200 |
15 550 |
17 380 |
70 710 |
Средства федерального бюджета |
44 400 |
49 920 |
56 800 |
62 200 |
69 520 |
282 840 |
Финансирование Программы из бюджета Астраханской области осуществляется исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной год и плановый период.
8. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы - это система скоординированных по объему финансирования, срокам и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
Структура Программы включает мероприятия по девяти направлениям развития МСП, что обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех участников Программы.
Проекты, реализуемые в рамках программных мероприятий, определяются на основе отбора. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в соответствии с содержанием Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд, договоров, заключаемых министерством экономического развития Астраханской области с исполнителями программных мероприятий.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться из средств бюджета Астраханской области в рамках бюджетных назначений по Программе, из средств федерального бюджета, которые планируется привлечь на основании ежегодного конкурса, проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации, а также собственные средства МСП, реализующие бизнес-проекты и кредитные ресурсы, привлеченные МСП, которым предоставлены поручительства ОАО "Астраханский залоговый фонд".
При необходимости внесения изменений в Программу министерство экономического развития Астраханской области организует работу в порядке, установленном законодательством Астраханской области.
9. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы (министерство экономического развития Астраханской области), которым определяются формы и методы управления реализацией Программы.
Порядок оказания имущественной и финансовой государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках Программы определяется положением, утверждаемым Правительством Астраханской области, в котором отражаются условия предоставления государственной поддержки.
Неотъемлемым элементом управления Программой является ее мониторинг, осуществляемый посредством проведения анализа результатов реализации программных мероприятий.
Государственный заказчик Программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств уточняет при необходимости затраты по мероприятиям, целевые индикаторы и показатели, механизм ее реализации, состав участников и в месячный срок со дня доведения предельных объемов средств бюджета Астраханской области для финансирования программ в установленном порядке представляет в министерство экономического развития Астраханской области и министерство финансов Астраханской области указанную корректировку Программы для последующего внесения на утверждение в Правительство Астраханской области.
При изменении объема средств, выделяемых на реализацию Программы в текущем году в соответствии с законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на очередной год и плановый период, государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы в двухнедельный срок вносит в программу соответствующие изменения и в предусмотренном порядке представляет на согласование в министерство экономического развития Астраханской области и министерство финансов Астраханской области проект Программы для последующего внесения на утверждение в Правительство Астраханской области.
Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляет отчеты о ходе финансирования и выполнения Программы. Ежегодный отчет представляется до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Исполнители программных мероприятий ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляют государственному заказчику Программы отчеты о ходе ее выполнения.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию, непосредственные и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
10. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы к 2016 году по сравнению с 2010 годом позволит обеспечить не менее 35% валового регионального продукта за счет субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличить:
- количество малых и средних предприятий с 6,2 тыс. единиц до 6,9 тыс. единиц (ежегодно 0,3-0,9%);
- среднесписочную численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, с 33,1% до 34,5% (с 75260 до 89320);
- оборот малых и средних предприятий от 67195 млн рублей до 87490 млн рублей (на 1000 субъектов малого и среднего предпринимательства с 10640 млн рублей до 12419 млн рублей);
- объём инвестиций малого и среднего предпринимательства в основной капитал с 3827,1 млн рублей до 4569,8 млн рублей (на 1000 предприятий малого и среднего предпринимательства с 606,04 млн рублей до 648,66 млн рублей).
Увеличение финансовой привлекательности Астраханской области повысит капитализацию и совокупную отдачу региональных ресурсов. Программа является мощным инструментом инновационного развития области, с помощью которого возможно обеспечить системный приток ресурсов в экономику области и их эффективное приумножение, что гарантирует рост качества жизни и благосостояния жителей региона.
В процессе реализации Программы будут созданы дополнительно объекты инфраструктуры поддержки МСП.
В конечном итоге успешная реализация мероприятий Программы позволит сформировать широкий слой малых и средних предприятий и предпринимателей, существенно влияющий на социально-экономическое развитие Астраханской области.
Планируемые показатели эффективности реализации Программы представлены в приложении N 2 к Программе.
11. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности программных мероприятий будет осуществляться посредством анализа полученных в конце срока реализации Программы показателей, характеризующих развитие МСП, и их сравнения с данными предшествующих периодов согласно Таблице N 2
Таблица N 2
Постановлением Правительства Астраханской области от 24 апреля 2012 г. N 165-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к Программе
Система программных мероприятий
24 апреля 2012 г.
Приложение N 2
к Программе
Планируемые показатели эффективности реализации Программы
Подпрограмма
"Содействие развитию инновационно активного малого и среднего
предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы"
долгосрочной отраслевой целевой программы "Развитие малого и среднего
предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы"
24 апреля 2012 г.
1. Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
"Содействие развитию инновационно активного малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы" |
Основание для разработки подпрограммы |
- |
распоряжение Правительства Астраханской области от 23.06.2011 N 258-Пр "О концепции долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы" |
Государственный заказчик подпрограммы |
- |
министерство экономического развития Астраханской области |
Основной разработчик подпрограммы |
- |
министерство экономического развития Астраханской области |
Исполнители основных мероприятий |
- |
министерство экономического развития Астраханской области |
Цель и задача подпрограммы |
- |
Цель подпрограммы: создание комфортных условий для развития инновационно активных малых и средних предприятий |
- |
Задача подпрограммы: |
|
- |
внедрение новых технологий и высокотехнологичного оборудования в сферу малого и среднего предпринимательства |
|
Сроки реализации подпрограммы |
- |
2012 - 2016 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
Общий объем финансирования подпрограммы - 353 550 тыс. руб., в том числе из: - бюджета Астраханской области - 70 710 тыс. руб., - федерального бюджета - 282 840 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
- |
Увеличение доли инновационно активных субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства; |
- |
увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку |
|
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
- |
Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляется министерством экономического развития Астраханской области |
2. Общие положения
Объектом подпрограммы являются инновационно активные субъекты малого и среднего предпринимательства.
Предмет регулирования подпрограммы - оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства в форме бюджетной субсидии, которое будет содействовать патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства Астраханской области, а также будет содействовать созданию хозяйственных обществ научными и высшими образовательными учреждениями Астраханской области для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности (в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности").
Сфера действия подпрограммы - государственная поддержка инновационно активных субъектов малого и среднего предпринимательства в Астраханской области.
Государственная поддержка инновационно активного малого и среднего предпринимательства в Астраханской области - деятельность исполнительных органов государственной власти Астраханской области, направленная на реализацию комплекса мер финансового, имущественного, организационного характера по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере инноваций на территории Астраханской области.
Получателями бюджетных средств подпрограммы являются индивидуальные предприниматели, юридические лица, государственные предприятия, автономные и государственные учреждения, участвующие в реализации мероприятий подпрограммы.
Нормативную правовую базу подпрограммы составляют:
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности";
- Закон Астраханской области от 20.02.2009 N 4/2009-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области";
- распоряжение Правительства Астраханской области от 23.06.2011 N 258-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы".
3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
программным методом
Важнейшей характеристикой инновационного развития Астраханской области является ориентация предприятий на инновационную активность. Астраханскую область можно охарактеризовать как инновационно неактивную, имеющую низкие абсолютные и относительные характеристики инновационного развития.
Согласно статистическим данным доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России варьирует, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. Статистические данные свидетельствуют также о крайне низком уровне инновационной активности предприятий большинства отраслей народного хозяйства. Так, доля организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, в последние годы стабилизировалась на уровне, не превышающем 10%.
По уровню инновационной активности показатели Астраханской области ниже среднероссийских показателей. В то же время внутренние затраты на исследования и разработки, выраженные в процентах к валовому региональному продукту, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 10 тысяч занятых в экономике Астраханская область значительно превышает среднероссийские показатели в течение ряда лет. Это свидетельствует о том, что потенциал для развития инноваций в Астраханской области достаточно велик.
Анализ состояния инновационного процесса в Астраханской области показывает, что, несмотря на высокое качество проводимых исследований и созданные научно-технологические заделы, степень промышленного освоения и коммерциализации результатов исследований низка. В целом можно говорить о том, что в рамках реализации программы развития малого и среднего предпринимательства в Астраханской области были созданы различные элементы инфраструктуры, функционирование которых в большей степени направлено на генерацию новых знаний, а не на коммерциализацию результатов научной деятельности.
По уровням изобретательской активности и патентования изобретений существуют значительные различия между субъектами Российской Федерации, отражающие различия в инновационном и научно-техническом потенциале регионов. Патентная активность Астраханской области представлена в таблице 1.
Таблица 1. Патентная активность Астраханской области в 2009-2010 годах
Полученный документ |
Период |
|
2009 |
2010 |
|
Патент |
143 |
116 |
Свидетельство на регистрацию объектов интеллектуальной собственности |
122 |
128 |
При этом следует отметить, что создание лишь отдельных элементов инновационной инфраструктуры, а не инфраструктурного комплекса, направленного на поддержку всех этапов коммерциализации научных, инженерных и технологических разработок в рамках малых инновационных компаний, не позволяет полностью решить проблемы поддержки этого процесса.
Основными причинами низкой инновационной активности предприятий и организаций Астраханской области, осуществляющих инновационную деятельность, являются:
- недостаток собственных денежных средств;
- высокий экономический риск;
- отсутствие значимых стимулов для осуществления инновационной деятельности;
- неразвитость системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;
- сырьевая направленность производства;
- износ производственных мощностей;
- повышенные природоохранные требования к производственным процессам, связанные с сохранением уникальной экосистемы дельты реки Волги.
Несмотря на сократившееся за годы трансформации российского общества число организаций научно-технической сферы, Астраханская область в основном сохранила свой базовый научный потенциал, создающий объективные предпосылки для перехода Астраханской области на инновационную модель развития.
Таким образом, Астраханская область вполне способна эффективно решить проблемы модернизации и реструктуризации промышленных предприятий и аграрного производственного комплекса, повышения конкурентоспособности продукции за счет мобилизации собственного научно-технического потенциала путем создания малых инновационных предприятий.
Задача повышения конкурентоспособности экономики Астраханской области обусловливает необходимость сознательного применения концепции инновационного менеджмента, формирования на уровне регионального управления эффективной модели инновационной политики, учитывающей особенности Астраханской области, его конкурентные преимущества и социально-экономический потенциал.
Инновационное развитие предусматривает оценку потенциала Астраханской области с точки зрения конкурентных преимуществ, которые могут послужить базой для реструктуризации экономики Астраханской области, изменения отраслевой структуры в сторону наращивания производственных и непроизводственных отраслей с высокой добавленной стоимостью; поддержку отраслей специализации, которые демонстрируют высокую устойчивость к конъюнктурным колебаниям.
Сдерживающими факторами инновационного развития в краткосрочной перспективе являются:
- неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаток технологического оборудования для прототипирования и создания опытных образцов;
- ограничения по качеству человеческого капитала и компетенций у участников инновационного процесса по созданию и развитию малых инновационных компаний;
- слабые деловые связи между научными организациями и бизнесом, отсутствие квалифицированных посредников и традиции взаимодействия между субъектами инновационного процесса;
- отсутствие посевного и венчурного финансирования;
- отсутствие инвестиционных площадок с уже сформированной инфраструктурой;
- недостаточная маркетинговая и информационная поддержка.
В ходе реализации подпрограммы инновационно активным субъектам малого и среднего предпринимательства будут предоставлены следующие формы государственной поддержки:
- долевое финансирование инновационных проектов (отбор на конкурсной основе наиболее эффективных инновационных проектов астраханских разработчиков и финансирование их на приоритетных условиях, поддержка молодежных перспективных инновационных, проведение конференций, семинаров и т.п.);
- содействие информационному взаимодействию между участниками инновационного процесса;
- подготовка инженеров-менеджеров, специалистов по управлению инновациями в сфере высоких технологий;
- содействие организациям инновационной сферы области в участии в качестве исполнителей в федеральных целевых программах;
- выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для представления их отечественным или иностранным инвесторам;
- представление по согласованию интересов и инновационно активных организаций на федеральном, межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях;
- разработка и введение в действие нормативно-методических документов, способствующих развитию инновационной деятельности.
В рамках реализации подпрограммы в 2010 году оказана государственная финансовая поддержка 2 инновационно активным субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 1 000 тыс. руб., проведено обучение 40 представителей малых инновационно активных предприятий в рамках реализации специальных образовательных программ, а также внедрено 6 инновационных разработок на предприятиях, осуществляющих свою деятельность на территории Астраханской области.
Использование конкретных форм и методов государственной поддержки осуществляется по результатам рассмотрения документов инициатора инновационного проекта с учётом требуемых экспертных заключений. Предпочтение отдается конкурентоспособным и эффективным по коммерческим и социальным показателям проектам, содержащим качественно подготовленную документацию, включая бизнес-план, а также документы, подтверждающие гарантированную реализацию продукции в условиях разумного риска и реального рынка.
Существующие нормативные правовые акты, а также уровень развития инфраструктуры и экономической поддержки инновационной деятельности не обеспечивают эффективность реализации инновационной политики в Астраханской области. Для решения этой проблемы предполагается реализация подпрограммы в рамках существующей Программы, включающей систему мероприятий по активизации инновационных процессов и реализации инновационной политики Астраханской области на основе единой, скоординированной политики всех участвующих в процессе исполнительных органов государственной власти Астраханской области и концентрации используемых ресурсов на реализацию мероприятий, обеспечивающих максимальную эффективность использования бюджетных средств.
4. Цель и задача подпрограммы
Целью подпрограммы является создание комфортных условий для развития инновационно активных малых и средних предприятий.
Для достижения основной цели подпрограммы должна решаться задача внедрения новых технологий и высокотехнологичного оборудования в сферу малого и среднего предпринимательства.
5. Сроки реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы рассчитана на 2012 -2016 годы.
6. Система программных мероприятий
В Программе предусматривается реализация мероприятий по двум основным направлениям:
- государственная поддержка малых инновационных компаний Астраханской области;
- информационная поддержка проектов малых инновационных компаний.
Перечень мероприятий, предусмотренных к реализации в рамках подпрограммы, планируемые показатели результатов их выполнения, исполнители, сроки исполнения, источники финансирования представлены в приложении N 1 к подпрограмме.
7. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Реализацию мероприятий подпрограммы планируется осуществлять за счет:
- средств бюджета Астраханской области;
- средств федерального бюджета (средств, выделяемых на реализацию мероприятий по государственной поддержке инновационно активного малого и среднего предпринимательства).
Объем финансирования подпрограммы в 2012 - 2016 годах должен составить 353 550 тыс. руб., из них за счет средств бюджета Астраханской области - 70 710 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета - 282 840 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы на период 2012 - 2016 годов по источникам финансирования:
(тыс. руб.)
Источник финансирования |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Итого |
Бюджет Астраханской области |
11 100 |
12 480 |
14 200 |
15 550 |
17 380 |
70 710 |
Федеральный бюджет |
44 400 |
49 920 |
56 800 |
62 200 |
69 520 |
282 840 |
Всего |
55 500 |
62 400 |
71 000 |
77 750 |
86 900 |
353 550 |
Финансирование Программы за счет средств бюджета Астраханской области осуществляется исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной год и плановый период.
8. Механизм реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется при условиях скоординированной деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, заинтересованных организаций, представляющих различные сферы: промышленность, науку, образование, некоммерческий сектор и т.д.
Министерством экономического развития Астраханской области в установленном порядке объявляется конкурс на выполнение подпрограммных мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Астраханской области.
Финансирование мероприятий подпрограммы будет осуществляться из средств бюджета Астраханской области в рамках бюджетных назначений по Программе, а также из средств федерального бюджета, которые планируется привлечь на основании ежегодного конкурса, проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации.
Реализация подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Астраханской области, договоров, заключаемых министерством экономического развития Астраханской области с получателями бюджетных средств подпрограммы.
9. Организация управления подпрограммой
и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство и контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляет государственный заказчик подпрограммы (министерство экономического развития Астраханской области), которым определяются формы и методы управления реализацией подпрограммы.
Государственный заказчик подпрограммы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию подпрограммы финансовых средств уточняет при необходимости затраты по мероприятиям подпрограммы, целевые индикаторы и показатели, механизм ее реализации, состав участников подпрограммы и в месячный срок со дня доведения предельных объемов средств бюджета Астраханской области для финансирования программ в установленном порядке представляет в министерство экономического развития Астраханской области и министерство финансов Астраханской области указанную корректировку подпрограммы для последующего внесения на утверждение в Правительство Астраханской области.
При изменении объема средств, выделяемых на реализацию подпрограммы в текущем году в соответствии с законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий год и плановый период, государственный заказчик подпрограммы в двухнедельный срок вносит в подпрограмму соответствующие изменения и в предусмотренном порядке представляет на согласование в министерство экономического развития Астраханской области и министерство финансов Астраханской области проект подпрограммы для последующего внесения на утверждение в Правительство Астраханской области.
Порядок оказания государственной поддержки инновационно активным малым и средним предприятиям в рамках подпрограммы определяется в порядке, установленном Правительством Астраханской области.
Неотъемлемым элементом управления подпрограммой является ее мониторинг, осуществляемый посредством проведения анализа результатов реализации подпрограммных мероприятий.
Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляет отчеты о ходе финансирования и выполнения Программы. Ежегодный отчет представляется до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Исполнители программных мероприятий ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляют государственному заказчику Программы отчеты о ходе ее выполнения.
Государственный заказчик подпрограммы несет ответственность за ее реализацию, непосредственные и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение подпрограммы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией подпрограммы.
10. Оценка эффективности реализации подпрограмм
Реализация подпрограммы позволит создать правовые, экономические и организационные условия для развития инновационно активного малого и среднего предпринимательства в Астраханской области и на этой основе укрепить доходные базы бюджета Астраханской области и местных бюджетов.
Кроме того, оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Астраханской области в области инноваций и промышленного производства в форме бюджетной субсидии будет содействовать патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства Астраханской области, а также будет содействовать созданию хозяйственных обществ научными и высшими образовательными учреждениями Астраханской области для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит:
- увеличить долю инновационно активных субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства региона с 1,01% в 2010 году до 2,8% к концу 2016 года;
- увеличить долю инновационно активных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, на 2,8 процентных пункта за период с 2011 по 2016 годы.
Планируемые показатели эффективности реализации подпрограммы представлены в приложении N 2 к подпрограмме.
11. Методика оценки эффективности подпрограммы
Оценка эффективности подпрограммных мероприятий будет осуществляться посредством анализа полученных в конце срока реализации подпрограммы показателей, характеризующих развитие инновационно активного малого и среднего предпринимательства, и сравнения их с данными предшествующих периодов.
Расчет показателя результативности подпрограммы "Увеличение доли инновационно активных субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства" производится путем исчисления отношения числа инновационно активных предприятий к общему числу субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Астраханской области, с дальнейшим переводом конечного показателя в процентный.
Расчетный показатель общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Астраханской области, предоставляется в рамках государственной статистической отчетности Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области.
Расчетный показатель числа инновационно активных субъектов малого и среднего предпринимательства принимается в расчет из базы данных инновационно активных предприятий Астраханской области (созданных в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"), сформированной с использованием данных мониторинга инновационной активности высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов Астраханской области.
Показатель результативности подпрограммы "Доля инновационно активных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку" рассчитывается как отношение числа инновационно активных субъектов предпринимательства, получивших государственную поддержку, к общему числу субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку. Оба расчетных показателя принимаются к расчету из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки министерства экономического развития Астраханской области, который ведется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 358 "Об утверждении Положения о ведении реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами".
Постановлением Правительства Астраханской области от 24 апреля 2012 г. N 165-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к подпрограмме
Система подпрограммных мероприятий
24 апреля 2012 г.
Приложение N 2
к подпрограмме
Показатели результативности и эффективности реализации подпрограммы
Наименование целей и задач |
Наименование показателей конечного и промежуточного результатов |
Ед. измерения |
Значение показателя за период, предшествующий реализации Программы, 2011 г. |
Прогнозные значения показателей |
||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||
Цель: создание комфортных условий для развития инновационно активных малых и средних предприятий |
Доля инновационно активных субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства |
% |
1,5 |
1,8 |
2,0 |
2,3 |
2,5 |
2,8 |
Задача: внедрение новых технологий и высокотехнологичного оборудования в сферу малого и среднего предпринимательства |
Доля инновационно активных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку |
% |
8,2 |
9,3 |
9,9 |
10,6 |
10,8 |
11,0 |
-----------------------------
1 Данные по микропредприятиям приведены согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области
2 Данные по количеству зарегистрированных на территории Астраханской области индивидуальных предпринимателей приведены согласно данным управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Астраханской области от 19 июля 2011 г. N 254-П "О государственной программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2012 - 2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 28 июля 2011 г. N 31
Постановлением Правительства Астраханской области от 10 сентября 2014 г. N 372-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 5 декабря 2014 г. N 546-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 17 апреля 2014 г. N 136-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 19 декабря 2013 г. N 529-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 31 октября 2013 г. N 440-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 3 октября 2013 г. N 388-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 20 августа 2013 г. N 314-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления, положения подпунктов 1.1, 1.4 пункта 1 постановления применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджета Астраханской области, начиная с бюджета Астраханской области на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов)
Постановление Правительства Астраханской области от 30 мая 2013 г. N 187-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 21 марта 2013 г. N 81-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 27 декабря 2012 г. N 622-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 19 декабря 2012 г. N 566-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 16 ноября 2012 г. N 489-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 8 июня 2012 г. N 236-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 24 апреля 2012 г. N 165-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления