В соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" и постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области", а также в целях создания эффективной системы взаимодействия государственных, общественных структур и хозяйствующих субъектов Астраханской области с российской диаспорой дальнего и ближнего зарубежья на основе взаимных интересов сторон Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой программы "О работе с соотечественниками за рубежом на 2010-2015 годы".
2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы "О работе с соотечественниками за рубежом на 2010-2015 годы" министерство международного сотрудничества Астраханской области.
3. Министерству международного сотрудничества Астраханской области (Кабикеев А.Н.) разработать комплексную целевую программу "О работе с соотечественниками за рубежом на 2010-2015 годы" и внести ее на одобрение в Правительство Астраханской области в установленном порядке в срок до 1 ноября 2008 года.
4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора Астраханской области |
К.А. Маркелов |
Концепция комплексной целевой программы
"О работе с соотечественниками за рубежом на 2010-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 7 октября 2008 г. N 515-П)
1. Обоснование проблемы и целесообразности ее решения программно-целевым
методом
Положение русскоязычного населения в ряде стран ближнего зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений России с данными государствами. Российские соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации своих гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры. Существенно ограничены для представителей нетитульных национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на родном языке, на сохранение этнокультурной самобытности.
За последние годы в диаспоре нового зарубежья произошли качественные изменения. Сформировалась социально адаптированная к новым реалиям часть российской диаспоры, желающая сохранить духовные и культурные связи с Россией. При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном, информационном сотрудничестве с организациями и предприятиями регионов Российской Федерации, создается мощный инструмент реализации российских интересов, и, кроме того, появляются внутренние условия для финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.
Внутри российской диаспоры можно вычленить разные социальные слои и группы. Соответственно, одной из основных задач становится формирование механизмов и моделей взаимодействия между различными группами, составляющими основу российской диаспоры, поиск объединяющей их идеи.
Основные группы, способные обеспечить сохранение и развитие российской диаспоры:
- интеллектуальные круги диаспоры, творцы и хранители духовного наследия;
- деловые круги диаспоры, обеспечивающие экономическую основу выживания;
- общественно-политические круги, создающие политико-правовые условия для сохранения диаспоры и нормального функционирования ее институтов;
- молодежь, способная обеспечить будущее российской диаспоры.
Демократические преобразования последних лет создали в нашей стране условия для отношений взаимопонимания и сотрудничества с соотечественниками за рубежом. Вопросы защиты прав и законных интересов наших соотечественников за рубежом возведены в разряд ключевых внешнеполитических задач и названы национальным приоритетом России.
Соотечественники - это колоссальный резерв для нашей Родины. Резерв ее международного влияния, ее позитивного имиджа в мире. Это мощнейший резерв сохранения и развития русской культуры, "русской цивилизованности". Протягивая руку помощи соотечественникам, помогая им встать на ноги и занять достойное место в общественной жизни других государств, мы неизбежно вовлекаем их в социально-экономическую жизнь России, что способствует повышению внешнеполитического влияния и авторитета нашего государства, укреплению международной стабильности и безопасности, углублению взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечению национальных интересов Российской Федерации.
Экономическая, социальная, да и демографическая ситуации в России требуют полновесного использования ресурсов диаспоры, ее привлечения к решению задач развития всей России и регионов в частности. В этих условиях взаимодействие с соотечественниками становится важной частью работы субъектов Российской Федерации за рубежом.
В целях реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.10.2006 N 1370-р утверждена Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы, в которой регионам России отведена немаловажная роль.
Следующим этапом проведения государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом является разработка и реализация субъектами Российской Федерации региональных программ взаимодействия с соотечественниками за рубежом на основе федеральной Программы.
При разработке программы должны быть учтены экономические, социальные, культурные и иные приоритеты и возможности регионов, их хозяйствующих субъектов, образовательных, культурных, научно-исследовательских, общественных и информационных организаций, которые позволят эффективно взаимодействовать с российской диаспорой за рубежом.
В своей деятельности по поддержке соотечественников за рубежом субъекты Российской Федерации также призваны использовать потенциал соответствующих международных организаций, законно и легально функционирующих в странах проживания российских соотечественников. Прежде всего - это Международный совет российских соотечественников и Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников, а также Международное педагогическое общество.
Исходя из анализа мероприятий федеральной Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы, решение этой задачи возможно лишь при подготовке комплексной программы, направленной на содействие деятельности российских диаспор за рубежом по расширению культурного, научного и делового сотрудничества с Астраханской областью, развитие и распространение за рубежом русской культуры и русского языка.
2. Предложения по целям и задачам программы, показателям, позволяющим
оценить ход реализации Программы
Целью программы является создание эффективного механизма взаимодействия Астраханской области в рамках государственной политики Российской Федерации с российской диаспорой в интересах защиты прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, по обеспечению их законных интересов и сохранению этнокультурной самобытности, а также активизации их роли в расширении сотрудничества Астраханской области с зарубежными государствами.
Достижение основной цели программы предполагает решение ряда приоритетных задач:
- содействие всестороннему участию общественных, образовательных, культурных, научных, деловых и иных объединений соотечественников за рубежом и их представителей в осуществлении проектов Правительства Астраханской области по поддержке соотечественников за рубежом;
- развитие образовательных, культурных и научных связей и контактов с соотечественниками за рубежом, содействие сохранению русской языковой и культурной среды в русскоязычных диаспорах соотечественников;
- поддержка молодежи российской диаспоры за рубежом;
- поддержка тех категорий соотечественников за рубежом, которые нуждаются в защите и покровительстве;
- развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества Астраханской области с соотечественниками за рубежом;
- создание системы информационного взаимодействия с соотечественниками за рубежом.
Оценка эффективности реализации программы будет проводиться ежегодно по следующим показателям:
- количество филиалов образовательных учреждений Астраханской области, открытых за рубежом;
- доля зарубежных образовательных учреждений с обучением на русском языке, обеспеченных различной литературой, а также аудио- и видеоматериалами, от числа подавших заявки зарубежных образовательных учреждений;
- количество соотечественников, принявших участие в фестивалях, конкурсах, олимпиадах, форумах, конференциях;
- доля соотечественников, принявших участие в обмене группами педагогов и учащихся в рамках партнерских связей между образовательными учреждениями Астраханской области и зарубежных стран;
- количество соотечественников, поддерживающих контакты с библиотеками и учреждениями культуры Астраханской области;
- количество семинаров, конференций, встреч, направленных на развитие образовательных, культурных, научных контактов и связей с соотечественниками;
- количество издательских проектов, интернет-сайтов, обеспечивающих предоставление информации соотечественникам;
- удельный вес соотечественников, проживающих за рубежом, которым оказана экстренная медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения Астраханской области, от числа подлежащих экстренной медицинской помощи;
- удельный вес соотечественников, проживающих за рубежом, являющихся ветеранами, инвалидами и малоимущими, госпитализированных в государственные учреждения здравоохранения Астраханской области, от числа подлежащих госпитализации;
- удельный вес соотечественников, проживающих за рубежом, являющихся ветеранами, инвалидами и малоимущими, которым оказана амбулаторно-поликлиническая помощь в государственных учреждениях здравоохранения Астраханской области, от числа подлежащих амбулаторно-поликлинической помощи;
- количество взрослых инвалидов, прошедших курс реабилитации в реабилитационных центрах Астраханской области;
- количество детей - инвалидов с сопровождающими, прошедших курс реабилитации по путевкам "Мать и дитя" в реабилитационных центрах Астраханской области;
- количество соотечественников - туристов, посетивших Астраханскую область;
- количество соотечественников, принявших участие в программе по обмену туристическими группами школьников в каникулярное время;
- рост количества деловых контактов, ответных визитов, запросов, обменов информацией между органами государственной власти, предприятиями, организациями Астраханской области и соотечественниками за рубежом.
3. Предлагаемый срок реализации Программы
Срок реализации программы - 2010-2015 годы.
4. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет областного бюджета и средств внебюджетных источников.
Затраты на реализацию программы составляют 87991,54 тыс. рублей. Из них средства областного бюджета - 76991,54 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 11000,0 тыс. рублей.
5. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться по пяти направлениям:
- развитие образовательных связей с соотечественниками за рубежом;
- расширение культурных и интеллектуальных связей с соотечественниками за рубежом;
- развитие и укрепление социально-экономического сотрудничества с российской диаспорой за рубежом;
- активизация сотрудничества с молодыми соотечественниками за рубежом;
- информационное обеспечение соотечественников за рубежом.
Уточнение показателей и затрат на программные мероприятия с учетом выделяемых на реализацию программы средств производится ежегодно.
6. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Для обеспечения системного подхода к решению поставленных задач разрабатывается комплекс программных мероприятий по следующим направлениям:
- содействие созданию филиалов образовательных учреждений Астраханской области за рубежом;
- оказание помощи в обеспечении образовательных учреждений с обучением на русском языке в зарубежных странах учебной, методической, художественной и справочной литературой;
- проведение открытых международных олимпиад школьников по русскому языку среди учащихся школ с обучением на русском языке из зарубежных стран;
- проведение совместных форумов школ, лицеев и гимназий по обмену опытом работы с одаренными детьми;
- организация обменов группами педагогов и учащихся в рамках партнерских связей между образовательными учреждениями Астраханской области и зарубежных стран;
- проведение международных фестивалей, конференций, семинаров, выставок с участием соотечественников за рубежом;
- обмен туристическими группами школьников в каникулярное время;
- презентации книг авторов - соотечественников, бывших астраханцев, проживающих за рубежом;
- книгообмен с авторами - соотечественниками, проживающими за рубежом, пополнение фонда областного государственного учреждения культуры "Астраханская областная научная библиотека им. Н.К. Крупской" книгами авторов - соотечественников, проживающих за рубежом;
- организация встреч с творческой интеллигенцией, бывшими астраханцами, проживающими за рубежом;
- проведение гуманитарных акций;
- оказание методической помощи соотечественникам, проживающим за рубежом, по организации просветительской, культурно-досуговой деятельности, развитию народного творчества, пополнению музыкального фонда;
- создание издательских проектов;
- привлечение соотечественников и их организаций к проведению в зарубежных государствах Дней Астраханской области, тематических выставок, презентаций, конференций и иных мероприятий;
- проведение в г. Астрахани международных молодежных спортивных фестивалей соотечественников, проживающих в прикаспийских государствах;
- проведение в г. Астрахани международных творческих фестивалей молодых соотечественников из прикаспийских стран;
- организация участия команд КВН прикаспийских государств в межрегиональной лиге Международного союза КВН из прикаспийских государств в г. Астрахани;
- участие представителей астраханских региональных отделений молодежных организаций в мероприятиях Международной ассоциации молодежных организаций российских соотечественников (МАМОРС);
- создание банка данных (информационного портала в Интернете) о сотрудничестве с молодыми соотечественниками в странах СНГ и Балтии.#
- оказание медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения Астраханской области;
- организация в Астраханской области реабилитационной медицинской помощи и специализированной санаторно-курортной помощи соотечественникам, нуждающимся в восстановительном лечении;
- оказание содействия привлечению бизнес-структур соотечественников из Республики Казахстан к сотрудничеству с хозяйствующими субъектами Астраханской области;
- популяризация в государствах проживания соотечественников туристических программ для посещения Астраханской области;
- создание банка данных о сотрудничестве с молодыми соотечественниками в странах СНГ и Балтии;
- организация страницы соотечественников на сайте областного государственного учреждения культуры "Астраханская областная научная библиотека им. Н.К. Крупской";
- установка спутникового оборудования для восстановления творческих и деловых контактов с соотечественниками за рубежом в рамках проекта "Культура Comsat";
- размещение специальной рубрики "Астраханцы - соотечественникам за рубежом" на сайте областного государственного учреждения культуры "Астраханский областной методический центр народной культуры";
- организация страницы "Родные пенаты" на сайте областного государственного учреждения культуры "Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина";
- создание центра информации, реабилитации и досуга инвалидов по зрению (ЦИРИДИ), предусматривающего свободный доступ инвалидов по зрению в Интернет, открытие интернет-сайта областного государственного учреждения культуры "Астраханская областная библиотека для слепых", создание электронных баз данных, позволяющих осуществлять сотрудничество с соотечественниками за рубежом.
- организационно-массовое обеспечение программных мероприятий;
- информационное обеспечение программных мероприятий.
7. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
и организации управления реализацией Программы
Государственным заказчиком программы является министерство международного сотрудничества Астраханской области.
Разработчиками и исполнителями программы являются агентство по делам молодежи Астраханской области, агентство по туризму Астраханской области, агентство по физической культуре и спорту Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство культуры Астраханской области, министерство международного сотрудничества Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство экономического развития Астраханской области.
Государственный заказчик программы совместно с исполнителями программы с учетом выделяемых на реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям программы, механизм реализации программы и состав исполнителей.
В ходе реализации программы министерство международного сотрудничества Астраханской области:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности разработчиков и исполнителей программы;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;
- подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год;
- уточняет механизм реализации программы и затраты по мероприятиям программы.
Исполнители программы осуществляют в установленном порядке меры по выполнению мероприятий программы.
Министерство международного сотрудничества Астраханской области осуществляет подготовку и представление в министерство экономического развития Астраханской области отчетов о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Астраханской области от 7 октября 2008 г. N 515-П "О концепции комплексной целевой программы "О работе с соотечественниками за рубежом на 2010-2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 23 октября 2008 г. N 54
Постановлением Правительства Астраханской области от 3 сентября 2014 г. N 353-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 31 мая 2013 г. N 189-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления