12 сентября 2014 г.
В целях профилактики социального сиротства, в том числе предотвращения отказов матерей от новорожденных детей, Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу Астраханской области "Не бросай меня!" на 2014 - 2015 годы.
2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 393-П в настоящую Программы внесены изменения
Программа Астраханской области
"Не бросай меня!" на 2014 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 27 марта 2014 г. N 90-П)
12 сентября 2014 г.
1. Паспорт
программы Астраханской области "Не бросай меня!" на 2014 - 2015 годы
2. Общие положения
Правовую основу настоящей Программы составляют:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 N 1916-р;
- распоряжение Правительства Астраханской области от 27.12.2012 N 661-Пр "О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений стратегии действий в интересах детей в Астраханской области на 2012 - 2017 годы".
Программа учитывает цели, задачи и основные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также стратегическую цель "Повышение качества жизни населения и уменьшения уровня бедности на основе повышения устойчивости экономики Астраханской области" Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и разработана на основе анализа сложившейся в регионе социально-экономической ситуации, особенностей, основных проблем и предпосылок для их решения.
В Программе сформулированы основные цели, принципы и направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, общественных объединений и населения Астраханской области по вопросам профилактики отказов матерей от новорожденных в учреждениях здравоохранения и создания служб психологической поддержки и системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом
Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены стратегические задачи снижения уровня социального сиротства, сокращения масштабов семейного неблагополучия.
На территории Астраханской области проживает 206486 несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Из них 4436 - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Учреждениями социальной сферы проводится планомерная работа с семьями в целях повышения ответственного родительства, профилактики семейного неблагополучия, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики отказов от новорожденных детей, осуществляется выплата различного вида пособий, функционируют участковые социальные службы.
Комплексное воздействие различных негативных факторов (низкий уровень жизни, заболевания, различные формы зависимостей у родителей, отсутствие жилья) являются симптомами социального сиротства, и ежегодно жертвами сложившейся ситуации становятся новорожденные дети вследствие отказа от них матерей.
Одним из действенных инструментов реализации мер по улучшению положения семей с детьми является использование программно-целевого метода.
С 2009 года Астраханская область принимает активное участие в конкурсах социальных проектов и региональных программ, объявленных Фондом. При сотрудничестве с Фондом в регионе действуют программы: "Семья без насилия" на 2013 - 2015 годы, "Право быть равным" на 2012 - 2014 годы и социальные проекты в сфере профилактики социального сиротства, семейного и детского неблагополучия и противодействия жестокому обращению в отношении детей. Успешно завершена реализация комплексных программ: "Семья без насилия" на 2010 - 2011 годы, "Семья" на 2009 - 2010 годы, "В кругу друзей" на 2009 - 2011 годы, "Раннее вмешательство" на 2010 - 2012 годы, "Семья" на 2011 - 2013 годы.
Исполнение программных мероприятий, предусмотренных целевыми программами, позволило открыть отделения социальной реабилитации для различных категорий населения, апробировать реабилитационно-коррекционные программы для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить работу школ ответственного родительства, внедрить новые формы работы по профилактике отказов от новорожденных детей, а также оснастить учреждения социальной сферы автотранспортом и реабилитационным оборудованием.
Работа по профилактике отказов от новорожденных и кризисной беременности выстроена в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии министерства социального развития и труда Астраханской области и министерства здравоохранения Астраханской области.
Сотрудниками лечебно-профилактического учреждения детства и родовспоможения, которыми установлен факт отказа от ребенка первого года жизни, в течение 30 минут передаются сведения о выявленном случае ответственному за фиксирование случая и передачу сигнала в службу профилактики отказов от новорожденных, созданную на базе кризисного центра помощи женщинам, где назначается куратор случая. В районах города Астрахани кураторы назначаются из числа специалистов службы профилактики отказов от новорожденных, в муниципальных районах Астраханской области - из числа специалистов центров социальной поддержки населения. Выезд куратора к месту нахождения женщины осуществляется в течение 1 часа. Если женщина покинула родильный дом до приезда специалиста, проверяется информация, оставленная женщиной при поступлении в родовспомогательное учреждение, и организовывается встреча с куратором на дому.
За 2013 год специалистами службы профилактики отказов от новорожденных было предотвращено 45 отказов от новорожденных, из них:
- 26 детей сохранены в кровной семье;
- 19 детей временно помещены на реабилитацию в дома ребенка.
Из 45 женщин, изменивших свое решение об отказе от ребенка, в возрасте до 18 лет - 4 женщины, от 18 до 30 лет - 26 женщин, после 30 лет - 15 женщин. Из них 4 студентки 1 курса учебных заведений, 12 женщин находятся в конфликте с близким окружением, 12 имеют низкое материальное обеспечение, 9 не имеют постоянного места жительства и не трудоустроены, одна женщина является уроженкой Республики Кыргызстан, 7 - страдают алкогольной зависимостью.
Специалисты службы профилактики отказов от новорожденных ведут патронажную работу с данной категорией женщин до выхода из трудной жизненной ситуации.
Во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 21.05.2013 N 172-П "О проведении эксперимента" с июня 2013 года в Астраханской области реализуется эксперимент по оказанию социальной помощи женщинам, имеющим намерение отказаться от ребенка первого года жизни. По условиям эксперимента право на получение социальной помощи имеют женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие по не зависящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе, и находящиеся на обслуживании в ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам". При подписании социального контракта женщине предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 3000 рублей. В 2013 году в эксперименте приняло участие 8 женщин.
Вместе с тем в 2013 году выявлено 45 случаев отказа от ребенка, из них 11 детей находятся в домах ребенка, 1 - в детской больнице, 2 умерли, 19 усыновлены, 12 - под опекой.
Из 45 женщин, отказавшихся от ребенка, возраст до 18 лет имеет 1 женщина, от 18 до 30 лет - 28 женщин, после 30 лет - 16 женщин. Из них 17 женщин не имеют постоянной работы, 15 женщин ведут асоциальный образ жизни, занимаются бродяжничеством, 1 женщина имеет судимость, 2 - психические отклонения, беременность двух женщин наступила вследствие изнасилования, 3 женщины не знают, кто отец ребенка.
Нельзя недооценивать факт снижения количества и качества семейного статуса среди населения Астраханской области. Так, в 2013 году в Астраханской области зарегистрировано 7380 браков, что на 29 браков меньше аналогичного периода 2012 года (7409).
В то же время увеличилось число разводов. Так, в 2012 году разводов было 4063, в 2013 году - 4330.
Таким образом, учитывая, что кризис семьи (распад семьи, отсутствие официальной регистрации семейных отношений) является одним из условий, провоцирующих социальное сиротство, нельзя исключить предположение роста количества отказов от новорожденных детей в родильных домах.
Зачастую истинную причину отказа установить не удается, так как в документе, подписываемым матерью в случае отказа от ребенка, не предусматриваются вопросы о причинах отказа, а женщина, принявшая решение об отказе, часто либо скрывает правдивую причину либо не может ее сформулировать. Во-вторых, не существует соответствующей государственной статистики, позволяющей провести реальную аналитику. В-третьих, природа отказа женщины от новорожденного ребенка до настоящего времени остается малоизученной и непонятной, а анализ немногочисленного опыта указывает на чрезвычайную сложность взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих формирование материнства - важнейшей формы социального поведения женщины.
Профилактика отказов от новорожденных является одним из направлений работы по выявлению и реабилитации семей "группы риска" по социальному сиротству, в связи с этим необходимо проведение информационно-просветительской работы среди населения, направленной на профилактику нежелательной беременности среди несовершеннолетних, кризисной беременности, с целью повышения уровня правовой грамотности несовершеннолетних и педагогической компетентности женщин. Зачастую женщины-отказницы не только боятся заявить о своей проблеме, но и не знают, куда им можно обратиться за помощью. Отсутствие квалифицированных кадров, неразвитость методик, способствующих выявлению и проведению эффективной работы, еще более усугубляет данную проблему.
Исходя из вышесказанного проблема отказов от новорожденных детей - многоуровневая проблема и подходить к ее решению необходимо с помощью комплексных, системных и междисциплинарных мер. Программно-целевой метод позволит эффективно использовать организационные, нормативно-правовые и финансовые ресурсы для достижения обозначенных целей, реализация и исполнение которых предусмотрены Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, а также планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации основных положений указанной стратегии, по организации эффективной работы с данными категориями женщин. В связи с этим возникла необходимость разработки Программы.
Предлагаемая Программа предусматривает продолжение реализации ряда программных мероприятий, предусмотренных комплексной долгосрочной целевой программой "Семья" на 2011 - 2013 годы, и разработку новых мероприятий исходя из приоритетных направлений политики региона в интересах семьи и детей и развития государства и общества в долгосрочной перспективе.
4. Основные цель и задачи Программы
Основной целью Программы является сокращение количества отказов матерей от новорожденных детей.
Для достижения указанной цели Программа предусматривает выполнение следующих задач:
- организацию методической и информационно-просветительской работы, направленной на профилактику нежелательной беременности и отказов от новорожденных;
- совершенствование областной межведомственной системы по раннему выявлению женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка и организация ее работы;
- создание системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
- создание служб психологической поддержки в женских консультациях и родильных домах.
5. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2014 - 2015 годы, в случае необходимости предполагается ее дальнейшая реализация. Этапы Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных мероприятий.
6. Система программных мероприятий
Достижение целей и задач Программы предполагается путем реализации мероприятий по четырем основным направлениям:
1. Организация методической и информационно-просветительской работы, направленной на профилактику нежелательной беременности и отказов от новорожденных.
Планируется проведение социологического опроса "Отказы матерей от новорожденных: причины, анализ и способы предотвращения", акции "Я помогу тебе", цикла обучающих семинаров по совершенствованию межведомственной технологии раннего выявления женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка и женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка, информационно-консультативное сопровождение специалистов, организующих работу по профилактике отказов от новорожденных, информационно-просветительские занятия со студентами-волонтерами в рамках акции "Я помогу тебе", направленной на работу с женщинами, имеющими намерение отказаться от новорожденного, а также реализация инновационного социального проекта "Про это", создание бесплатной дистанционной школы ответственного материнства, единой компьютерной базы женщин, находящихся в состоянии "кризисной беременности", женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка, женщин-отказниц.
2. Совершенствование областной межведомственной системы по раннему выявлению женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка, и организация ее работы.
Обеспечение деятельности мобильной группы по оказанию помощи женщинам, сомневающимся в необходимости рождения ребенка или имеющим намерение отказаться от новорожденного ребенка или изменившим первоначальное решение об отказе от новорожденного ребенка, реализация межведомственной технологии раннего выявления женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка, и женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии министерства социального развития и труда Астраханской области и министерства здравоохранения Астраханской области от 25.03.2013.
3. Создание системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Организация службы "Экспресс-няня", специализированного пункта проката "Гнездышко", открытие кабинета "СоДействие" по психологической реабилитации алкозависимых и их ближайшего окружения, "социальной палаты" для женщины, имеющей намерение отказаться от новорожденного ребенка, обеспечение бесперебойной работы службы профилактики отказов от новорожденных и отделения "Молодая мама", созданных на базе ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам", кризисной телефонной линии для беременных женщин и матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставление ежемесячной денежной выплаты на основании социального контракта женщине, имеющей намерение отказаться от новорожденного и состоящей на учете в службе профилактики отказов, обеспечение полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет.
4. Создание служб психологической поддержки в женских консультациях и родильных домах.
Организация индивидуального сопровождения женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка, а также принявших решение сохранить ребенка в семье, разработка и реализация программы их индивидуального сопровождения; организация групп самоподдержки матерей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации; внедрение инновационного метода диагностики и коррекции психоэмоционального состояния женщины, сомневающейся в необходимости рождения ребенка, технологии послеродовой реабилитации и инновационной технологии "Виртуальный дневник малыша"; работа регионального центра психологической поддержки "София".
Перечень программных мероприятий с указанием планируемых показателей их выполнения, исполнителей, сроков исполнения, объемов финансовых ресурсов, источников финансирования представлен в приложении к Программе.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области и средств Фонда.
Общий объем финансирования на 2014 - 2015 годы составляет 65725,2 тыс. руб., в том числе:
- средства бюджета Астраханской области - 46492,34 тыс. руб.,
- средства Фонда - 19232,86 тыс. руб.
Таблица 1
(тыс. руб.)
Источники финансирования |
2014 - 2015 гг. |
2014 г. |
2015 г. |
Бюджет Астраханской области, в том числе средства, предусмотренные в рамках: |
46492,34 |
23295,932 |
23196,408 |
- аналитической ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" на 2014 - 2016 годы, утвержденной приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 07.02.2014 N 45 |
24633,02 |
12456,452 |
12176,568 |
- постановления Правительства Астраханской области от 21.05.2013 N 172-П "О проведении эксперимента", постановления министерства социального развития и труда Астраханской области от 31.05.2013 N 31 "О порядке проведения эксперимента" |
360,0 |
360,0 |
- |
- постановления Правительства Астраханской области от 04.05.2006 N 141-П "О Порядке обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет" |
21499,32 |
10479,48 |
11019,84 |
Средства Фонда |
19232,86 |
9291,568 |
9941,292 |
Итого по Программе |
65725,2 |
32587,5 |
33137,7 |
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет средств бюджета Астраханской области на текущий финансовый год и плановый период, предусмотренных:
- аналитической ведомственной целевой программой "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" на 2014 - 2016 годы, утвержденной приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 07.02.2014 N 45;
- постановлением Правительства Астраханской области от 21.05.2013 N 172-П "О проведении эксперимента";
- постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 31.05.2013 N 31 "О порядке проведения эксперимента";
- постановлением Правительства Астраханской области от 04.05.2006 N 141-П "О Порядке обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет".
Перечень мероприятий и объемы финансирования за счет бюджета Астраханской области подлежат уточнению исходя из возможностей соответствующего бюджета с корректировкой программных мероприятий, результатов их реализации и оценки эффективности.
8. Механизм реализации Программы
Механизм реализации мероприятий Программы определяется государственным заказчиком Программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Государственный заказчик Программы:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы.
Основные мероприятия Программы реализуются исполнителями Программы.
Средства Фонда на реализацию Программы в виде гранта перечисляются Астраханской региональной общественной организации работников социальных служб, которая обеспечивает заключение договоров и их оплату за товары, работы и услуги, получаемые исполнителями Программы в соответствии с мероприятиями, предусмотренными Программой.
9. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию, непосредственные и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
В ходе реализации Программы государственный заказчик Программы:
- на основании предложений исполнителей Программы подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год;
- с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет ее целевые индикаторы и показатели, затраты на программные мероприятия, механизм ее реализации и состав исполнителей.
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств. Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме в министерство экономического развития Астраханской области.
Исполнителями Программы являются министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, Астраханская региональная общественная организация работников социальных служб (по согласованию), ГБУЗ АО "Клинический родильный дом", областной перинатальный центр ГБУЗ АО Александро-Мариинской областной клинической больницы, 12 районных больниц Астраханской области, 10 женских консультаций, 10 акушерских пунктов, 16 государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения муниципальных районов г. Астрахани и Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам", ГКУ АО "Многопрофильный социальный центр "Семья", государственные казенные учреждения Астраханской области - специализированные дома ребенка, ГБУ АО "Центр содействия семейному устройству, подготовки, сопровождения замещающих семей, постинтернатного сопровождения "Веста".
10. Оценка результативности и эффективности реализации Программы
Последовательное осуществление программных мероприятий позволит к концу 2015 года:
- снизить удельный вес количества случаев отказа от новорожденных от общего числа родившихся детей с 0,3 до 0,29%;
- сократить количество выявленных случаев намерений отказаться от ребенка в родильном доме с 90 до 69 (чел.);
- увеличить удельный вес матерей из числа намеревавшихся отказаться от новорожденного ребенка и изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка (забравших ребенка) в общей численности матерей, с которыми была проведена работа (за отчетный период), с 50 до 65%;
- обеспечить 100-процентный охват женщин, имевших намерение отказаться от новорожденного, получивших комплексную помощь;
- обеспечить функционирование службы "Экспресс-няня";
- открыть "социальную палату" для женщины, имеющей намерение отказаться от новорожденного ребенка;
- обеспечить 100-процентную консультативную поддержку и сопровождение беременных женщин и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- сформировать установку сознательного родительства у молодежи.
Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных в Программе, используются следующие количественные и качественные показатели эффективности по каждой из задач.
Таблица 2
Наименование целей и задач |
Наименование показателей конечного и промежуточного результатов |
Ед. измерения |
Значение показателя за предшествующий период |
Показатели результативности выполнения Программы |
|
2014 г. |
2015 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цель. Сокращение количества отказов матерей от новорожденных детей |
Снижение удельного веса отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей (за отчетный период) |
% |
0,3 |
0,3 |
0,29 |
Задача 1. Организация методической и информационно-просветительской работы, направленной на профилактику нежелательной беременности и отказов от новорожденных |
Снижение количества выявленных случаев намерений отказаться от ребенка в родильном доме |
ед. |
90 |
75 |
69 |
Задача 2. Совершенствование областной межведомственной системы по раннему выявлению женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка и организация ее работы |
Количество фактических отказов от новорожденного ребенка |
ед. |
45 |
40 |
35 |
Задача 3. Создание системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении |
Увеличение удельного веса матерей из числа намеревавшихся отказаться от новорожденного ребенка и изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка (забравших ребенка) в общей численности матерей, с которыми была проведена работа (за отчетный период) |
% |
50 |
55 |
65 |
Задача 4. Создание служб психологической поддержки в женских консультациях и родильных домах |
Количество женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших квалифицированную психологическую помощь |
ед. |
- |
1300 |
1320 |
11. Методика оценки результативности эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы будет рассчитываться посредством сопоставления фактических показателей, достигнутых в ходе реализации Программы, и заложенных в Программе плановых показателей. Показатели (критерии) оценки результативности и эффективности реализации Программы приведены в таблице 2 раздела 10 Программы.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно и обеспечивает мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью определения эффективности решения задач и выполнения мероприятий Программы.
Таблица 3
Наименование цели, задач |
Наименование показателя |
Методика расчета показателя |
Цель. Сокращение количества отказов матерей от новорожденных детей |
Снижение удельного веса отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей (за отчетный период) |
Показатель, характеризующий соотношение количества отказов от новорожденных к общей численности родившихся детей в текущем периоде Х 100 |
Задача 1. Организация методической и информационно-просветительской работы, направленной на профилактику нежелательной беременности и отказов от новорожденных |
Снижение количества выявленных случаев намерений отказаться от ребенка в родильном доме |
Показатель, характеризующий изменение числа выявленных случаев намерений отказаться от ребенка в родильном доме в текущем периоде |
Задача 2. Совершенствование областной межведомственной системы по раннему выявлению женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка, и организация ее работы |
Количество фактических отказов от новорожденного ребенка |
Показатель, характеризующий изменение числа фактических отказов от новорожденного ребенка в текущем периоде |
Задача 3. Создание системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении |
Удельный вес матерей из числа намеревавшихся отказаться от новорожденного ребенка и изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка (забравших ребенка) в общей численности матерей, с которыми была проведена работа (за отчетный период) |
Показатель, характеризующий соотношение количества матерей из числа намеревавшихся отказаться от новорожденного ребенка и изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка (забравших ребенка) к общей численности матерей, с которыми была проведена работа в текущем периоде Х 100 |
Задача 4. Создание служб психологической поддержки в женских консультациях и родильных домах |
Количество женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших квалифицированную психологическую помощь |
Показатель, характеризующий количество женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших квалифицированную психологическую помощь в рамках предусмотренных программных мероприятий, направленных на снижение отказов от новорожденных путем психологического вмешательства |
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 393-П в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Программе
Перечень
основных мероприятий программы Астраханской области "Не бросай меня!" на 2014 - 2015 годы
12 сентября 2014 г.
Цель, задачи, наименование мероприятия |
Исполнители |
Источники финансирования |
Объемы финансирования |
Показатели результативности выполнения Программы |
||||||
всего |
2014 г. |
2015 г. |
Наименование показателей непосредственного (для мероприятий) и конечного (для целей и задач) результатов |
ед. измерения |
значение показателя за предшествующий период |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Цель: Сокращение количества отказов матерей от новорожденных детей |
Снижение удельного веса количества случаев отказа от новорожденных от общего числа родившихся детей |
% |
0,3 |
0,3 |
0,29 |
|||||
Задача 1. Организация методической и информационно-просветительской работы, направленной на профилактику нежелательной беременности и отказов от новорожденных |
Снижение количества выявленных случаев намерений отказаться от ребенка в родильном доме |
ед. |
90 |
75 |
69 |
|||||
1.1. Проведение социологического опроса "Отказы матерей от новорожденных: причины, анализ и способы предотвращения" |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области |
- |
- |
- |
- |
Количество проведенных социологических опросов "Отказы матерей от новорожденных: причины, анализ и способы предотвращения" |
ед. |
- |
1 |
- |
1.2. Информационно-консультативное сопровождение специалистов, организующих работу по профилактике отказов от новорожденных |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
- |
- |
- |
- |
Количество изданной методической и информационно-просветительской литературы |
ед. |
2 |
5 |
7 |
1.3. Информационно-просветительские занятия со студентами-волонтерами в рамках акции "Я помогу тебе", направленной на работу с женщинами, имеющими намерение отказаться от новорожденного |
ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
- |
- |
- |
- |
Количество подготовленных волонтеров для участия в акции "Я помогу тебе" |
|
- |
25 |
25 |
Количество женщин, изменивших намерение отказа от новорожденного в результате проведенной информационно-просветительской работы с женщиной в рамках акции "Я помогу тебе" |
- |
2 |
3 |
|||||||
1.4. Внедрение инновационной технологии "Про это" по профилактике нежелательной беременности и отказов от новорожденных |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области |
Бюджет Астраханской области <*> |
1820,02 |
1036,452 |
783,568 |
Количество учащихся специализированных коррекционных школ и профессиональных образовательных учреждений, охваченных проектом |
ед. |
- |
300 |
320 |
Средства Фонда |
1009,0 |
725,0 |
284,0 |
|||||||
1.5. Проведение социально-психолого-педагогических консилиумов специалистов в целях совершенствования методической и информационно-просветительской работы |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам", министерство здравоохранения Астраханской области |
- |
- |
- |
- |
Количество специалистов, принявших участие в консилиуме |
|
- |
15 |
20 |
1.6. Создание единой компьютерной базы женщин, находящихся в состоянии "кризисной беременности", женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка, женщин-отказниц |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
- |
- |
- |
- |
Функционирование единой компьютерной базы женщин, находящихся в состоянии "кризисной беременности", женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка, женщин-отказниц |
- |
- |
есть |
есть |
Задача 2. Совершенствование областной межведомственной системы по раннему выявлению женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка и организация ее работы |
Количество фактических отказов от новорожденного ребенка |
ед. |
45 |
40 |
35 |
|||||
2.1. Обеспечение деятельности мобильной группы по оказанию помощи женщинам, сомневающимся в необходимости рождения ребенка или имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка или изменивших первоначальное решение об отказе от новорожденного ребенка |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
Средства Фонда |
1303,126 |
|
1303,126 |
Количество выездов кураторов службы профилактики отказов от новорожденных в родовспомогательные учреждения |
ед. |
90 |
110 |
115 |
2.2. Реализация межведомственной технологии раннего выявления женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка и женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии министерства социального развития и труда Астраханской области и министерства здравоохранения Астраханской области от 25.03.2013 |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам", государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения муниципальных районов г. Астрахани и Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
Реализация схемы взаимодействия между медицинскими работниками, социальными службами, органами опеки и попечительства |
|
постоянно |
постоянно |
постоянно |
2.3. Организация стажировки в учреждениях социальной защиты других субъектов Российской Федерации с целью приобретения и распространения положительного инновационного опыта работы по профилактике отказов от новорожденных |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, подведомственные учреждения социальной сферы |
Средства Фонда |
156,0 |
|
156,0 |
Количество специалистов, прошедших обучение на базе учреждений другого субъекта Российской Федерации |
|
- |
- |
6 |
2.4. Проведение цикла обучающих семинаров по совершенствованию межведомственной технологии раннего выявления женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка и женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области |
- |
- |
- |
- |
Количество специалистов, прошедших обучение по совершенствованию межведомственной технологии раннего выявления женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка и женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка |
|
- |
36 |
36 |
Задача 3. Создание системы межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении |
Увеличение удельного веса матерей из числа намеревавшихся отказаться от новорожденного ребенка и изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка (забравших ребенка) в общей численности матерей, с которыми была проведена работа (за отчетный период) |
% |
50 |
55 |
65 |
|||||
3.1. Открытие специализированного пункта оказания срочной социальной помощи "Гнездышко" |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Многопрофильный центр "Семья" |
Бюджет Астраханской области <*> |
600,0 |
300,0 |
300,0 |
Количество женщин, охваченных услугами пункта оказания срочной социальной помощи "Гнездышко", в виде предметов личной гигиены для новорожденного ребенка |
|
- |
40 |
50 |
Средства Фонда |
5502,0 |
2751,0 |
2751,0 |
|||||||
3.2. Организация службы "Экспресс-няня" |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Многопрофильный центр "Семья" |
3000,0 |
1500,0 |
1500,0 |
Количество женщин, пользующихся услугами службы "Экспресс-няня" |
|
- |
50 |
50 |
|
Средства Фонда |
3558,8 |
1525,2 |
2033,6 |
|||||||
3.3. Предоставление ежемесячной денежной выплаты на основании социального контракта женщине, имеющей намерение отказаться от новорожденного и состоящей на учете в службе профилактики отказов от новорожденных |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения муниципальных районов г. Астрахани и Астраханской области ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
Бюджет Астраханской области <**> |
360,0 |
360,0 |
|
Количество женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного и получивших социальную помощь |
|
8 |
10 |
|
3.4. Открытие "социальной палаты" для женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка |
Министерство здравоохранения Астраханской области, ГБУЗ АО "Клинический родильный дом", областной перинатальный центр ГБУЗ АО Александро-Мариинской областной клинической больницы |
Средства Фонда |
245,02 |
186,93 |
58,09 |
Количество функционирующих "социальных палат" для женщин, имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка |
ед. |
- |
2 |
2 |
3.5. Открытие кабинета "СоДействие" по психологической реабилитации алкозависимых и их ближайшего окружения |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Многопрофильный центр "Семья" |
Бюджет Астраханской области <*> |
3000,0 |
1500,0 |
1500,0 |
Количество алкозависимых родителей и их ближайшего окружения, охваченных программным мероприятием |
|
- |
150 |
150 |
Средства Фонда |
2091,8 |
1106,3 |
985,5 |
|||||||
3.6. Обеспечение бесперебойной работы службы профилактики отказов от новорожденных и отделения "Молодая мама", созданных на базе ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам", министерство здравоохранения Астраханской области |
Бюджет Астраханской области <*> |
5013,0 |
2520,0 |
2493,0 |
Количество выездов кураторов службы профилактики отказов от новорожденных к месту жительства женщины, изменившей намерение отказаться от новорожденного ребенка, с целью ее патроната |
ед. |
90 |
100 |
150 |
Количество женщин, изменивших намерение отказаться от новорожденного ребенка, прошедших реабилитацию в отделении "Молодая мама" |
8 |
10 |
12 |
|||||||
3.7. Обеспечение бесперебойной работы кризисной телефонной линии для беременных женщин и матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
Бюджет Астраханской области <*> |
1000,0 |
500,0 |
500,0 |
Количество беременных женщин, получивших консультацию узких специалистов (социальных и медицинских работников) по телефону |
|
28 |
40 |
50 |
Средства Фонда |
305,04 |
305,04 |
||||||||
3.8. Реализация программы "Мой малыш - моя Вселенная", направленной на сохранение ребенка в кровной семье |
ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
- |
- |
- |
- |
Количество женщин, охваченных программой "Мой малыш - моя Вселенная" |
|
8 |
10 |
15 |
3.9. Создание на базе ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" бесплатной дистанционной школы ответственного материнства |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
Бюджет Астраханской области <*> |
1600,0 |
800,0 |
800,0 |
Количество беременных, находящихся в трудной жизненной ситуации, прошедших курсы бесплатной дистанционной школы ответственного материнства |
|
0 |
1000 |
1000 |
Средства Фонда |
1011,096 |
279,0 |
732,096 |
|||||||
3.10. Обеспечение полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет |
Министерство здравоохранения Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области |
Бюджет Астраханской области <***> |
21499,32 |
10479,48 |
11019,84 |
Охват полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет из числа находящихся в социально опасном положении |
ед. |
932 |
959 |
1012 |
Задача 4. Создание служб психологической поддержки в женских консультациях и родильных домах |
Количество женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших квалифицированную психологическую помощь |
|
832 |
1300 |
1320 |
|||||
4.1. Организация индивидуального сопровождения женщины, принявшей решение сохранить ребенка в семье |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения муниципальных районов г. Астрахани и Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам", ГКУ АО "Многопрофильный центр "Семья" |
Бюджет Астраханской области <*> |
5400,0 |
2700,0 |
2700,0 |
Количество женщин, имевших намерение повторного отказа от новорожденного ребенка |
|
2 |
1 |
0 |
4.2. Разработка и реализация программы индивидуального сопровождения женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
- |
- |
- |
- |
Количество разработанных программам индивидуального сопровождения женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или имеющих намерение отказаться от новорожденного ребенка |
ед. |
45 |
53 |
55 |
4.3. Организация групп самоподдержки матерей и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
- |
- |
- |
- |
Количество человек охваченных мероприятием |
|
- |
30 |
40 |
4.4. Внедрение инновационного метода диагностики и коррекции психоэмоционального состояния женщины, сомневающейся в необходимости рождения ребенка |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
Средства Фонда |
1052,9 |
526,9 |
526,0 |
Количество человек, охваченных инновационными методами диагностики и коррекции психоэмоционального состояния |
|
- |
50 |
60 |
4.5. Внедрение инновационной технологии "Виртуальный дневник малыша" |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУЗ АО "Специализированный дом ребенка "Звездочка", ГКУЗ АО "Специализированный дом ребенка "Капелька", ГКОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Малышок" |
Бюджет Астраханской области <*> |
2200,0 |
1100,0 |
1100,0 |
Количество учреждений, в которых внедрена инновационная технология "Виртуальный дневник малыша" |
ед. |
- |
3 |
3 |
Средства Фонда |
510,0 |
510,0 |
||||||||
4.6. Внедрение технологии послеродовой реабилитации женщин |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
Средства Фонда |
1030,398 |
909,898 |
120,5 |
Количество человек, охваченных технологией послеродовой реабилитации женщин |
|
- |
100 |
100 |
4.7. Открытие и организация работы регионального центра психологической поддержки "София" |
Министерство социального развития и труда Астраханской области, ГКУ АО "Кризисный центр помощи женщинам" |
Бюджет Астраханской области <*> |
1000,0 |
500,0 |
500,0 |
Обеспечение консультативной поддержки и сопровождения беременных женщин и женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общего числа обратившихся |
% |
- |
100 |
100 |
Средства Фонда |
1457,68 |
771,34 |
686,34 |
|||||||
Итого по Программе |
|
|
65725,2 |
32587,5 |
33137,7 |
|
|
|
|
|
бюджет Астраханской области |
|
|
46492,34 |
23295,932 |
23196,408 |
|
|
|
|
|
средства Фонда |
|
|
19232,86 |
9291,568 |
9941,292 |
|
|
|
|
|
<*> Аналитическая ведомственная целевая программа "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" на 2014 - 2016 годы, утвержденная приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 07.02.2014 N 45.
<**> Постановление Правительства Астраханской области от 21.05.2013 N 172-П "О проведении эксперимента", постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 31.05.2013 N 31 "О порядке проведения эксперимента".
<***> Постановление Правительства Астраханской области от 04.05.2006 N 141-П "О Порядке обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Астраханской области от 27 марта 2014 г. N 90-П "О программе Астраханской области "Не бросай меня!" на 2014 - 2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 10 апреля 2014 г. N 16
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 18 мая 2015 г. N 196-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 393-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления