Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 18 мая 2015 г. N 194-П
Подпрограмма 4
"Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области"
Паспорт
подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области"
Наименование подпрограммы государственной программы |
|
"Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области" (далее - подпрограмма) |
Государственный заказчик подпрограммы государственной программы |
|
министерство социального развития и труда Астраханской области |
Исполнители подпрограммы государственной программы |
|
министерство социального развития и труда Астраханской области; государственная инспекция труда в Астраханской области (по согласованию); министерство здравоохранения Астраханской области; управление Роспотребнадзора по Астраханской области (по согласованию); государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию) |
Цели подпрограммы государственной программы |
|
улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Астраханской области и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости |
Задачи подпрограммы государственной программы |
|
- обеспечение оценки условий труда работников и получение работниками объективной информации о состоянии условий труда на рабочих местах; - реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения; - обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения; - совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда, организационно-методическое обеспечение охраны труда в организациях, расположенных на территории Астраханской области; - информационное обеспечение и пропаганда охраны труда в организациях, расположенных на территории Астраханской области |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
|
Снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом (в расчете на 1000 работающих) по Астраханской области с 1,6 до 1,3 |
Сроки и этапы реализации подпрограммы государственной программы |
|
2015 - 2019 годы без деления на этапы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы государственной программы |
|
- общий объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Астраханской области на реализацию мероприятий подпрограммы в 2015 - 2019 годах составляет 3 810,00 тыс. руб., в том числе по годам: 2015 год - 1 090,00 тыс. рублей; 2016 год - 300,00 тыс. рублей; 2017 год - 340,00 тыс. рублей; 2018 год - 1090,00 тыс. рублей; 2019 год - 990,00 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы государственной программы |
|
Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: - сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (в расчете на 1000 работающих) с 0,091 до 0,084; - снижение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (в расчете на 1 пострадавшего) с 64 дней до 62,1; - численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием (в расчете на 10000 работающих) с 0,76 до 0,71; Динамика оценки условий труда: - увеличение количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, с 3 000 до 46601; - увеличение удельного веса рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест с 17,6 до 27,4%(1); - увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, с 1200 до 18641; Условия труда: - снижение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, с 23000 до 226001; - снижение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников с 42,0 до 41,0%(1) |
Раздел 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Главное преимущество любого территориального образования связано с его человеческим потенциалом, состояние которого во многом определяется условиями труда. Именно безопасные и здоровые условия труда являются неотъемлемой составляющей устойчивого социально-экономического развития Астраханской области, стабилизации социально-трудовых отношений.
Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и работодателей, так и для области в целом.
Реализация в Астраханской области основных направлений государственной политики в области охраны труда базируется на принятии и выполнении программных мероприятий по охране труда.
Важнейшим направлением деятельности Правительства Астраханской области в сфере охраны труда было и остается взаимодействие с социальными партнерами, органами государственного надзора и контроля, работодателями.
Особая роль в этой работе отводится областной межведомственной комиссии по охране труда, которая координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Астраханской области, объединений профсоюзов и работодателей, органов государственного надзора и контроля, социального страхования, направленную на выработку единых подходов к решению задач в системе государственного управления охраной труда, осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий и других мероприятий по охране труда.
Ситуация в сфере условий и охраны труда в Астраханской области, несмотря на положительную динамику снижения производственного травматизма, остается сложной, серьезной социально-экономической проблемой. Это связано с недостатком инвестиций на реконструкцию производства, замену изношенного оборудования, малой заинтересованностью работодателя в создании безопасных условий труда на производстве, дефицитом высококвалифицированных рабочих и специалистов по охране труда.
Руководители многих организаций не владеют необходимыми знаниями трудового законодательства, а зачастую игнорируют его. Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности еще не стало основным принципом для работодателей. Главная задача сегодня - объединение усилий всех уровней власти и направление их на изменение сложившегося стереотипа пренебрежительного отношения к здоровью и жизни как со стороны работодателей, так и самих работников, а именно необходимость понимания того, что жизнь и здоровье человека являются высшей социальной ценностью.
Сохранение здоровья работающего населения является одним из важнейших элементов, определяющих экономическое развитие Астраханской области. Потеря трудоспособности работающего населения вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний приводит к существенному дефициту трудовых ресурсов, что, в свою очередь, объективно влияет на финансово-экономическую и ресурсную стабильность в Астраханской области.
В период действия аналогичной подпрограммы за 2012 - 2013 годы организовано и проведено обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда 7458 специалистов и руководителей организаций различных форм собственности. Совместно с инспекцией труда организовано и проведено 679 проверок.
Для принятия согласованных решений и предложений по проведению единой государственной политики в области охраны труда, обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области с органами местного самоуправления, работодателями проведено 4 заседания областной межведомственной комиссии по охране труда и 47 заседаний координационных советов по охране труда в районах области.
Реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Астраханской области позволяет осуществить системный подход к решению проблем охраны труда и совершенствования системы государственного управления охраной труда на областном уровне, результатом чего явилось сохранение стабильности ситуации с производственным травматизмом.
По данным государственной инспекции труда в Астраханской области, за 2013 год в результате несчастных случаев на производстве погибло 14 человек (в 2012 году - 16 человек). По сведениям государственного учреждения Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в 2013 году от общего производственного травматизма пострадало 173 человека, что на 20,6% ниже, чем показатель предыдущего года (в 2012 году - 218). Следует отметить, что большинство несчастных случаев со смертельным исходом в 2013 году произошли в пяти видах экономической деятельности. За последние пять лет эта цифра варьировалась от 8 до 12. За 2013 год доля погибших на производстве по отраслям распределилась следующим образом: транспорт и связь - 16,7%, обрабатывающие производства - 8,3%, оптовая и розничная торговля - 8,3%, строительство - 16,7%, добыча полезных ископаемых - 8,3%.
Всего за 2013 год произошло 44 несчастных случая, связанных с производством, с тяжелыми последствиями (3 групповых, 27 тяжёлых, 14 со смертельным исходом). Проведенный анализ свидетельствует, что наиболее высокий уровень производственного травматизма с тяжкими последствиями в хозяйствующих субъектах Астраханской области традиционно отмечается в организациях таких видов экономической деятельности, как обрабатывающие производства, транспорт и связь, строительство, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа, пара и воды, рыболовство и рыбоводство.
Анализ причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями показывает, что более половины несчастных случаев на производстве происходит по так называемым организационным причинам, в основе которых лежат неправильные действия персонала, как руководителей, так и исполнителей. Среди самых распространенных причин - неудовлетворительная организация производства работ (39,47%), нарушение правил дорожного движения (7,89%). Так, только по этим причинам в 2013 году произошел практически каждый второй несчастный случай на производстве с тяжелыми последствиями, далее - нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда (10,53%). В то же время случаи из-за нарушения производственной дисциплины сократились вдвое. Уменьшилась и доля несчастных случаев, связанных с нарушением правил дорожного движения и нарушением требований безопасности при эксплуатации транспортных средств. Следует отметить, что в 2013 году зафиксирован 1 случай нахождения пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения. В 2012 году таких случаев было 3.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Астраханской области имеют следующую динамику (таблицы 1 - 4).
Таблица 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2009 - 2013 годах
(по данным государственной инспекции труда Астраханской области)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Астраханская область |
17 |
18 |
19 |
16 |
14 |
Таблица 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2009 - 2013 годах
(по данным государственного учреждения Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Астраханская область |
318 |
317 |
279 |
209 |
180 |
Таблица 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего
(по данным государственного учреждения Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Астраханская область |
73 |
65 |
65 |
69 |
64 |
Таблица 4
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2009 - 2013 годах
(по данным управления Роспотребнадзора по Астраханской области)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Астраханская область |
19 |
12 |
5 |
7 |
3 |
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.
Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2010 - 2013 годах (таблица 5) позволяет сделать следующие выводы. Аттестация проводилась в 651 организации города и области, на 22 839 рабочих местах, на которых работают около 32787 работников.
Классы условий труда распределились следующим образом:
- с оптимальными и допустимыми условиями труда (классы 1 и 2) - 4710 рабочих места или 20,2% от общего числа рабочих мест;
- с вредными условиями труда (классы: 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 4) - 18129 рабочих места или 79,8% от общего числа рабочих мест, где, согласно постановлению Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", устанавливаются компенсационные выплаты, предусматриваются дополнительный отпуск и сокращенная рабочая неделя.
Таблица 5
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда
(по данным государственной экспертизы условий труда Астраханской области)
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Астраханская область |
4472* |
5165* |
4896* |
5585* |
* - по результатам проведенной государственной экспертизы условий труда
В области наблюдается тенденция роста удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблица 7-9). По данным Астраханьстата, в организациях отдельных видов деятельности на работах с вредными и (или) опасными условиями труда занято 42,5% всей численности работающих, из них 25,8% работают под воздействием повышенного уровня шума, 7,9% - под воздействием повышенного уровня вибрации, 4,8% - под воздействием повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны. Наиболее неблагоприятные условия труда наблюдаются при добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, в том числе при производстве нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования, а также на транспорте.
Основные причины, не позволяющие добиться уменьшения уровней вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, остаются прежними. Это низкие темпы внедрения прогрессивных технологий, замены и модернизации устаревшего оборудования, недостаточное обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. Сокращение организациями объемов финансирования мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда работающих, отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства. И в целом ослабление внимания к вопросам условий и охраны труда со стороны работодателей и работников.
Таблица 7
Общая численность работников
(по данным государственного учреждения Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Астраханская область |
353187 |
341669 |
320449 |
301925 |
Таблица 8
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда
(по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области)
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Астраханская область |
23521 |
21413 |
22415 |
23504 |
Таблица 9
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Астраханская область |
40,4 |
39,0 |
40,5 |
42,5 |
Таким образом, несмотря на достигнутые в последние годы позитивные результаты, характеризующие состояние условий и охраны труда работающего населения в Астраханской области, остаются проблемы, которые требуют комплексного решения. Одним из наиболее перспективных путей решения указанных проблем является использование программного метода.
Подпрограмма позволяет определить важнейшие проблемы и приоритеты в указанной сфере, добиться значительных результатов в сокращении производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и рационального расходования финансовых (включая бюджетные) средств. Использование программного метода повышает вероятность достижения заявленных целей и задач по улучшению условий и охраны труда.
Подпрограмма является важнейшим инструментом реализации государственной политики в области охраны труда в Астраханской области. Реализация мероприятий подпрограммы позволит планомерно проводить работу в области улучшения условий и охраны труда, сохранения здоровья работающего населения Астраханской области, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также позволит сократить материальные потери, связанные с последствиями профессиональной заболеваемости. Кроме того, подпрограмма носит социальный характер, результаты ее реализации позволят создать условия, способствующие стабильному социально-экономическому развитию Астраханской области, а также реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2014 N 54-П.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с использованием средств на мероприятия по охране труда; проведением медицинских осмотров работников; обучением и инструктированием работников по охране труда; обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; проведением аттестации рабочих мест по условиям труда; санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников; обеспечением работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами; соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов) позволяет ожидать следующие изменения в указанной сфере: снижение количества погибших от несчастных случаев на производстве; уменьшение численности пострадавших от производственного травматизма; снижение случаев профзаболевания; увеличение числа охваченных медицинскими осмотрами.
Раздел 2. Цели, задачи и показатели (индикаторы), достижение целей и решение задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы
Подпрограмма является важнейшим инструментом реализации государственной политики в области охраны труда в Астраханской области. Реализация мероприятий подпрограммы позволит планомерно проводить работу в области улучшения условий и охраны труда, сохранения здоровья работающего населения Астраханской области, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также позволит сократить материальные потери, связанные с последствиями профессиональной заболеваемости.
В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
2.1. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является улучшение условий и охраны труда и, как следствие, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории Астраханской области.
Индикатором достижения указанной цели является численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом (в расчете на 1000 работающих) по Астраханской области.
Данный целевой индикатор (показатель) представляет собой основной показатель охраны труда, который ежегодно рассчитывается и представляется территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области, министерством социального развития и труда Астраханской области, государственной инспекцией труда в Астраханской области, управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области, государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в рамках подпрограммы необходимо решение следующих задач:
- обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;
- реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
- совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда, организационно-методическое обеспечение охраны труда в организациях, расположенных на территории Астраханской области;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
Оценка достижения поставленных задач в подпрограмме производится посредством следующих показателей:
- уровень производственного травматизма и
<< Приложение N 2 (утратило силу) |
Приложение >> N 4 |
|
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 18 мая 2015 г. N 194-П "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.