Постановление Главы администрации Свердловской области
от 18 апреля 1994 г. N 146
"Об организации работы органов исполнительной власти по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников"
Постановлением Правительства Свердловской области от 24 июня 2004 г. N 544-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Свердловской области от 7 мая 1997 г. N 362-п настоящее постановление снято с оперативного контроля
В соответствии с Указом Президента N 1617 от 09.10.93 и N 1874 от 09.11.93 и постановления Совета Министров Правительства РФ N 99 от 05.02.93 и в целях содействия занятости населения, предотвращения социальных конфликтов, возникающих вследствие массового высвобождения работников постановляю:
1. Утвердить Положение об организации работы органов исполнительной власти Свердловской области по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников (прилагается).
2. Рекомендовать администрациям городов и районов устанавливать сроки приостановки массового высвобождения работников в соответствии с существующим законодательством в следующих пределах:
уровень безработицы рекомендуемый срок
в городе (районе) приостановки
высвобождения
3-5 проц. 1 месяц
5-7 проц. 2 месяца
7-9 проц. 3 месяца
9-11 проц. 4 месяца
свыше 11 проц. 6 месяцев
Если уровень безработицы в регионе превышает 11 проц. , поэтапное высвобождение работников следует осуществлять в следующие сроки:
численность увольняемых устанавливаемый срок
работников поэтапного высвобождения
50 и более 8 месяцев
200 и более 10 месяцев
500 и более 12 месяцев
С учетом ситуации, складывающейся на территориальном рынке труда, приостановка или поэтапное высвобождение работников могут осуществляться и при более низких уровнях безработицы.
3. Рекомендовать администрациям городов и районов:
3.1. Разработать план мероприятий по содействию занятости работников в условиях массового высвобождения.
3.2. Оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовое высвобождение в виде займов, льготных кредитов, субсидий, отсроченных платежей по налогам. Содействовать в организации временной занятости, в том числе развитию общественных работ.
3.3. Рассмотреть вопрос о создании и кадровом укреплении органов труда, занятости и миграции, возложив на них обязанности контроля за соблюдением государственных гарантий работников, анализа влияния массового высвобождения на рынок труда, профилактики и разрешения трудовых конфликтов, мониторинга уровня жизни.
4. Органам труда, занятости и миграции населения городов и районов:
- систематическим анализировать влияние массового высвобождения трудящихся на рынок труда. Совместно с комитетами по экономике организовывать проведение экспертизы финансового состояния и разработку мероприятий по сокращению численности высвобождаемых работников;
- осуществлять посредническую роль при решении конфликтных ситуаций между работодателями и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников.
5. Обязать глав администраций городов и районов своевременно в течение двух дней с момента принятия решения о массовом высвобождении информировать департамент по труду, занятости и миграции населения, комитет по экономике о принимаемых мерах по содействию занятости работников.
6. Департаменту по труду, занятости и миграции населения (Ашихмин В.С.) обеспечить координацию и организационно-методическое руководство работой по содействию занятости населения в условиях массового высвобождения.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей председателя правительства области Блохина А.Б., Чердынцева В.А.
Глава администрации
А.Л. Страхов
Положение
об организации работы органов исполнительной власти Свердловской области по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников
(утв. постановлением главы администрации Свердловской области от 18 апреля 1994 г. N 146)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года N 99 и Временного порядка оказания финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан", утвержденного Федеральной службой занятости России 10 июня 1993 года.
1.2. Положение применяется органами исполнительной власти при организации работы, связанной с регулированием численности безработных в условиях массового высвобождения работников.
1.3. Настоящее положение определяет условия разработки и организации выполнения мероприятий, направленных на содействие занятости и предоставления социальных гарантий работникам в условиях массового высвобождения.
2. Основные понятия
2.1. Массовое высвобождение работников - увольнение работников в связи:
- с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
- с сокращением численности или штата работников предприятия в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней;
- с увольнением работников в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах, где уровень безработицы выше предельно допустимого.
2.2. Предельно допустимый уровень безработицы - уровень безработицы в регионе, при котором средства регионального фонда занятости обеспечивают только выплату пособий по безработице, содержание регионального Центра занятости и другие обязательные расходы.
2.3. Вновь созданное рабочее место - создание работодателем возможностей трудоустройства и обеспечение на постоянной и временной основе занятости гражданина, как правило, по направлению службы занятости и обязательным заключением с гражданином трудового договора (контракта, соглашения).
3. Программа мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения
3.1. В зависимости от территориально-отраслевых особенностей развития экономики и при достижении предельно допустимого уровня безработицы в регионе органы исполнительной власти, работодатели, представители профсоюзов и иных представительных органов проводят взаимные консультации по проблемам занятости высвобождаемых работников. По итогам консультаций разрабатывается программа мероприятий, направленных на содействие занятости и предоставление социальных гарантий работникам в условиях массового высвобождения, и определяются источники ее финансирования.
3.2. Мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и на обеспечение занятости работников, предусматриваются в разделе коллективного договора предприятия и осуществляются работодателем.
В этот раздел могут включаться:
- мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников;
- льготы и компенсации высвобожденным работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем;
- порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;
- гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников;
- обязательства по заключению органами государственного страхования* или страховыми фирмами договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;
- другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.
При кратковременном снижении объемов производства целесообразно предусматривать следующие мероприятия, позволяющие избежать сокращение численности работников:
- временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места;
- перевод работников предприятий на режим неполного рабочего времени;
- предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы;
- другие мероприятия.
3.3. В случае, если при заключении коллективных договоров не были предусмотрены мероприятия, направленные на содействие занятости высвобождаемых работников, на предприятиях могут создаваться по взаимному согласию сторон ы установленном порядке комиссии из представителей администрации и профсоюзов, иных уполномоченных работников представительных органов для проведения переговоров по изменению и дополнению коллективного договора. Состав комиссии, сроки проведения переговоров определяются решением сторон.
-------------------------------------------------------------------------
* Основные условия коллективного страхования на случай потери работы и основные условия добровольного страхования на случай потери работы определены решениями Правления государственного страхования РСФСР Министерства Финансов РСФСР от 11.09.91 N 06-01/105р и от 25.11.91 N 06/-01/120р.
-------------------------------------------------------------------------
3.4. Комиссии в процессе переговоров разрабатывают альтернативные варианты дальнейшей деятельности предприятий или программу мероприятий, проводимую работодателями до начала сокращения работников в целях уменьшения размеров этого процесса.
Достигнутые сторонами договоренности по реализации мероприятий оформляются в качестве приложения к коллективному договору.
3.5. Финансирование мероприятий по содействию занятости и предоставлению социальных гарантий работникам в условиях массовых высвобождений и повышения предельно допустимого уровня безработицы, осуществляемых на предприятиях, определяются решениями сторон в процессе проведения переговоров в рамках их полномочий.
3.6. Органы исполнительной власти по решению органов государственной власти вправе осуществлять возмещение работодателю расходов на проведение мероприятий по содействию занятости в условиях массовых высвобождений, а также выплату работникам некоторых видов компенсаций, предусматриваемых в коллективном договоре, за счет средств соответствующих бюджетов.
Конкретные условия, при которых работник или работодатель имеют право на получение компенсации, и ее размеры определяются органами исполнительной власти с учетом региональных особенностей и состояния рынка труда.
3.7. При ликвидации предприятия финансирование мероприятий, предусмотренных в коллективных договорах или приложениях к ним, осуществляется из имущества ликвидируемого предприятия до расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами.
3.8. Мероприятия по содействию занятости, реализуемые при массовых высвобождениях, связанных с ликвидацией, частичной или полной остановкой производства по инициативе органов государственной власти, финансируются, как правило, за счет средств соответствующих бюджетов.
3.9. Мероприятия по содействию занятости, проводимые при массовых увольнениях, влияющих на общий уровень безработицы в отрасли или регионе, могут включаться в территориальные отрасли соглашения, заключаемые между соответствующим профсоюзом, иными уполномоченными работниками, органами исполнительной власти и работодателями (объединениями работодателей).
К указанным мероприятиям относятся:
профессиональная переподготовка, повышение квалификации работников, трудоустройство которых затруднено из-за специфики профессий (шахтеры, металлурги и т. д. );
оказание материальной помощи уволенным работникам и членам их семей при переезде к новому месту жительства;
перепрофилирование предприятий и создание новых рабочих мест;
приватизация предприятий;
другие меры, направленные на содействие занятости высвобождаемых работников.
Финансирование мероприятий, включаемых в отраслевые и территориальные соглашения, определяется решениями сторон в процессе переговоров при заключении этих соглашений.
4. Взаимоотношения работников, работодателей и органов исполнительной власти в период массовых высвобождений
4.1. Взаимоотношения между работниками, работодателями и органами исполнительной власти в период массовых высвобождений регулируются действующим законодательством, в том числе коллективными договорами и соглашениями, заключаемыми в установленном порядке.
4.2. Предложения профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, направляемые органами государственной и исполнительной власти и работодателям в связи с массовыми высвобождениями, подлежат рассмотрению в установленном порядке.
4.3. Местным администрациям в период массового высвобождения в городе, районе целесообразно:
анализировать влияние массового высвобождения на рынок труда;
реализовывать решение о приостановке или поэтапном проведении высвобождения;
организовывать проведение экспертизы финансового состояния предприятий и разработку мероприятий по сокращению численности высвобождаемых работников;
координировать осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников;
осуществлять посредническую роль при решении конфликтных ситуаций между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников;
оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовые высвобождения, в виде гарантии займов, льготных кредитов, субсидий, отсроченных платежей по налогам;
разрабатывать мероприятия по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в том числе по организации временной занятости, развитию общественных работ;
готовить предложения по перепрофилированию или приватизации предприятий.
4.4. Администрации городов и районов по предложению службы занятости и профсоюзных органов могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение работодателей о массовом высвобождении.
Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются администрацией Свердловской области.
4.5. Работодатели не позднее чем за три месяца представляют в центры занятости и профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях по форме согласно приложению 1 и за два месяца обязаны сообщить сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника по форме согласно приложению 2.
5. Приоритеты и формы оказания финансовой помощи за счет фонда занятости работодателям
5.1. Оказание финансовой помощи работодателям, организующим рабочие места по договорам с органами службы занятости, осуществляется за счет средств и в пределах статьи бюджета фонда занятости "Расходы на поощрение работодателей за организацию дополнительных рабочих мест", утвержденного вышестоящим органом службы занятости.
5.2. По решениям органов исполнительной власти городов и районов, за счет средств соответствующих бюджетов могут устанавливаться иные, более льготные формы, условия, размеры, сроки оказания финансовой помощи работодателям и категориям граждан, занятость которых обеспечивается путем организации рабочих мест.
5.3. Средства, направляемые на оказание финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест, должны использоваться в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми соответствующими программами содействия занятости населения города или района.
5.4. При решении вопроса об оказании финансовой помощи следует учитывать, что при прочих равных условиях, преимущественное право на получение финансовой помощи должны иметь работодатели:
5.4.1. Организующие рабочие места, в которых имеется потребность в данной местности с учетом перспектив развития экономической инфраструктуры и рынка труда территории в течение срока действия предполагаемого договора.
5.4.2. Организующие рабочие места, в которых имеется потребность согласно данным о зарегистрированных в службе занятости граждан, особенно из числа лиц с ограниченной трудоспособностью и лиц, объективно менее конкурентоспособных на рынке труда, а также о высвобождаемых работниках, которые могут быть трудоустроены на создаваемые рабочие места.
5.4.3. Организующие рабочие места на предприятиях, которые являются градообразующими в данном населенном пункте.
5.4.4. Организующие рабочие места на предприятиях, осуществляющих утвержденные в установленном порядке конверсионные мероприятия.
5.5. Оказание финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест за счет фонда занятости по договорам со службой занятости осуществляется в следующих формах:
5.5.1. Прямое финансирование организации рабочих мест, то есть частичное возмещение работодателю службой занятости затрат, непосредственно связанных с созданием рабочих мет, на безвозвратной и безвозмездной основе.
5.5.2. Возвратное финансирование организации рабочих мест, то есть частичное возмещение работодателю на срочной, возвратной и платной (или бесплатной) основе затрат, непосредственно связанных с организацией рабочих мест, с установлением срока возврата, платы (процента) за пользование финансовой помощью и санкций за невыполнение работодателем условий договора.
5.6. Порядок, условия и сроки оказания финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест определен "Временным порядком оказания финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан", утвержденным Федеральной службой занятости 10.06.93 г.
5.7. Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному высвобождению работников в регионах осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Работодатели могут участвовать в подготовке решений органов государственной власти о приостановке или поэтапном высвобождении работников по вопросам взаиморасчетов с соответствующими бюджетами.
5.8. При ликвидации предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), применяются в установленном порядке специальные процедуры выполнения предприятиями своих обязательств перед работниками.
Ответственность за уклонение от участия в переговорах по изменению или дополнению коллективного договора, соглашения по вопросам содействия занятости в условиях массового высвобождения, за нарушение и невыполнение взятых обязательств, непредоставление необходимой информации по этим вопросам определяется в установленном порядке.
Директор департамента
главы администрации
Н.А. Воронин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации области от 18 апреля 1994 г. N 146 "Об организации работы органов исполнительной власти по содействию занятости в условиях массового высвобождения работников"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Свердловской области от 24 июня 2004 г. N 544-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Свердловской области от 7 мая 1997 г. N 362-п настоящее постановление снято с оперативного контроля