Постановление Главы администрации Свердловской области
от 18 августа 1995 г. N 455
"Об утверждении Положения об учреждении начального профессионального образования Свердловской области"
Постановлением Правительства Свердловской области от 9 ноября 2000 г. N 927-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 г. N 650 "Об утверждении типового Положения об учреждении начального профессионального образования" и на основании ст. ст. 1, 2, 3 Соглашения между Министерством образования Российской Федерации и администрацией Свердловской области от 19.11.94 г., исходя из интересов развития начального профессионального образования в Свердловской области и на основе сохранения полного текста федерального Положения об учреждении начального профессионального образования, постановляю:
1. Утвердить Положение об учреждении начального профессионального образования Свердловской области (прилагается).
2. Департаменту образования администрации области (Нестеров В.В.) привести в соответствие с утвержденным Положением систему начального профессионального образования Свердловской области до 01.09.95 г.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на зам. главы администрации Блохина А.Б.
И.о. главы администрации области
В.И. Задорожный
Положение
об учреждении начального профессионального образования Свердловской области
(утв. постановлением главы администрации Свердловской области от 18 августа 1995 г. N 455)
1. Общие положения
1. Учреждение начального профессионального образования является государственным, муниципальным или негосударственным и имеет целью организацию начального профессионального образования по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно федеральному Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также региональному перечню профессий, включающему национально-региональный компонент государственного стандарта начального профессионального образования и утверждаемому Правительством Свердловской области.
2. Главной задачей учреждения начального профессионального образования является создание необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующегообласти
уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.
3. К учреждениям начального профессионального образования относятся:
- профессиональная (техническая) школа (горно-механическая, лесоагротехническая, строительная и др.); учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр и другие образовательные учреждения данного уровня;
- профессиональное училище (коммерческое, технологическое, народных промыслов и др.);
- профессиональный лицей (центр профессионального образования).
Учебные заведения начального профессионального образования могут быть профильными и многопрофильными (поливалентными) образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы всех ступеней квалификации.
Профессиональная (техническая) школа (далее "школа") - осуществляет реализацию образовательных программ профессиональной подготовки рабочих и специалистов 1 - 2 ступеней квалификации, для овладения которых не требуется среднего (полного) общего образования.
Обучение в школе ведется по массовым профессиям, базирующимся на образовательных программах, соответствующих государственным стандартам ускоренной (1 ступень) и начальной профессионально подготовки (2 ступень)
Профессиональная подготовка в школе ведется на основе типовых учебных планов по профессиям и обеспечивает:
- качество общетехнической и специальной подготовки, соответствующее профессиональной квалификации 1 - 2 ступени;
- выбор учащимися образовательных программ, соответствующих среднему (полному) общему образованию и 3 ступени квалификации.
Профессиональное училище (далее "училище") - профильное или многопрофильное учебное заведение, реализующее программы начального профессионального образования, позволяющее получить при завершении соответствующего этапа обучения 2 - 3 ступень профессиональной квалификации и при необходимости в зависимости от сложности и наукоемкости профессии среднее (полное) общее образование.
Профессиональное образование в училище базируется на внедрении прогрессивных разработок в области педагогических технологий на основе государственного стандарта и обеспечивает:
- качество общеобразовательной, общетехнической и специальной подготовки, соответствующее профессиональной квалификации не ниже 2 ступени;
- выбор учащимися образовательных программ, соответствующих среднему (полному) общему образованию, 3 и в отдельных случаях (по согласованию с органом управления образованием) 4 ступени профессиональной квалификации.
Профессиональный лицей (далее "лицей") - профильное или многопрофильное учреждение непрерывного профессионального образования,1 0 реализующее интегрированные программы начального и повышенного профессионального образования и позволяющее получить в зависимости от завершенного этапа обучения 3-4 ступень профессиональной квалификации и среднее (полное) общее образование или на базе среднего (полного) общего образования знания по гуманитарно-социальному блоку общеобразовательных дисциплин, а также повышенное и среднее профессиональное образование.
Образование в лицее базируется на внедрении прогрессивных разработок в области содержания и педагогических технологий на основе государственного стандарта и обеспечивает:
- качество общеобразовательной, общетехнической и специальной подготовки, соответствующее профессиональной квалификации не ниже 3 ступени;
- выбор учащимися образовательных программ и курсов, соответствующих среднему профессиональному образованию и 4 ступени профессиональной квалификации;
- выбор учащимися дополнительных специализаций по соответствующим группам профессий.
Данный тип учреждения может являться центром непрерывного профессионального образования, интегрирующего образовательные программы (курсы) других типов профессиональных образовательных учреждений, на базе которого могут проводиться маркетинговые и научно-методические исследования по развитию образовательных услуг и их содержания и разработке новых педагогических технологий.
Профильное учреждение начального профессионального образования осуществляет подготовку специалистов по отдельным отраслям экономики либо федерального уровня, либо для муниципальный предприятий. Результатом образования в профильном учебном заведении может быть диплом о начальном или среднем профессиональном образовании и сертификат об уровне профессиональной квалификации (разряд по профессии, специальности).
Многопрофильное (поливалентное) учреждение начального профессионального образования осуществляет подготовку специалистов для определенной сферы деятельности (межотраслевого назначения). Результатом образования в многопрофильном учебном заведении может быть диплом о начальном или среднем профессиональном образовании, а также несколько сертификатов об уровне общего и профессионального образования.
4. Учреждение начального профессионального образования по договорам с органами по труду и службами занятости, производственными объединениями, предприятиями, учреждениями, фирмами и другими организациями может осуществлять профессиональную подготовку, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и не сопровождается повышением образовательного уровня.
При учреждении начального профессионального образования могут быть организованы курсы (группы) профессиональной подготовки отдельных лиц за счет их средств или средств объединений, предприятий, учреждений, фирм и других организаций, направивших их на обучение.
Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не занятых в народном хозяйстве, и высвобождаемых работников осуществляется по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната, положение о котором утверждается федеральным органом управления образованием.
Профессиональная подготовка может быть получена также в профессиональных образовательных подразделениях производственного объединения, предприятия, учреждения, фирмы или других организаций, в которых могут создаваться условия для получения профессиональной подготовки лицами, не имеющими основного общего образования.
5. Учреждение начального профессионального образования создается учредителем по собственной инициативе, регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами местного самоуправления в заявительном порядке. Право юридического лица у учреждения начального профессионального образования в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникает в момента его регистрации.
Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму образовательного учреждения.
Учредителями государственного начального профессионального образования могут быть органы управления, в том числе государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские, краевые, областные, автономных образований, городов Москвы, Санкт-Петербурга.
Учредителями муниципального учреждения начального профессионального образования являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а также собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц.
Учредительными документами учреждения начального профессионального образования являются решение о его создании или договор учредителей и Устав.
6. Тип и вид учреждения начального профессионального образования (статус учреждения) устанавливается учредителем в соответствии с уровнем и направленностью учебных планов и образовательных программ при наличии условий их реализации. Статус учреждения начального профессионального образования фиксируется в соответствующем разделе Устава образовательного учреждения, во всех документах, бланках, печатях.
7. Учреждение начального профессионального образования получает право на образовательную деятельность в соответствии с зарегистрированным Уставом образовательного учреждения и льготы с моменты выдачи ему государственным органом управления или по его поручению местным органом управления образования лицензии (разрешения) на право ведения образовательной деятельности по одному или нескольким направлениям подготовки в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
8. Лицензия может быть изъята у учреждения начального профессионального образования государственным органом, выдавшим ее, в случае:
- нарушения требований и нормативов, содержащихся в лицензии;
- ликвидации и реорганизации (изменения организационно - правовой формы, статуса) учреждения начального профессионального образования;
- по истечении срока действия лицензии.
9. Учреждение начального профессионального образования получает право на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в схему централизованного государственного финансирования, на пользование печатью установленного образца после государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
Свидетельство о государственной аккредитации учреждениям начального профессионального образования Свердловской области выдается департаментом образования по результатам аттестации и категорирования.
10. Аттестация и категорирование учреждения начального профессионального образования проводится по его заявлению государственной аккредитационной службой в соответствии с Положением об аттестации, категорировании и государственной аккредитации образовательных учреждений Свердловской области.
Учреждение начального профессионального образования может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
11. Учреждение начального профессионального образования может иметь филиалы, вечерние (сменные) отделения (группы) и др., которые являются структурными подразделениями образовательного учреждения и действую по его доверенности, проходят регистрацию по фактическому месту нахождения, лицензирование, аттестацию, категорирование и государственную аккредитацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
Филиал учреждения начального профессионального образования создается образовательным учреждением по согласованию с учредителями, а создание вечерних (сменных) отделений (групп) осуществляется с последующим изменением учредителей и внесением в установленном порядке изменений в свой Устав.
12. Учреждение начального профессионального образования может получать общественную аккредитацию в различных российских, зарубежных и международных общественных (образовательных), научных и промышленных структурах, что не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства.
13. Учреждение начального профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации может образовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций в целях развития совершенствования образования.
Учреждение начального профессионального образования может вступать во взаимодействие с любым образовательным учреждением, органом управления образованием, высшим учебным заведением, заинтересованным в его образовательной деятельности, а также участвующим своими средствами в развитии учебно-материальной базы. При этом отношения определяются Уставом учреждения начального профессионального образования, Учредительным договором, а также соглашением, договором и др.
14. Государственное, муниципальное учреждение начального профессионального образования может быть реорганизовано, перепрофилировано по решению соответствующего органа учредителя образовательного учреждения.
Ликвидация учреждения начального профессионального образования может осуществляться:
- по решению учредителя;
- по инициативе Совета учреждения;
- автоматически при невозобновлении в течение 12 месяцев изъятой лицензии;
- по решению судебных органов.
15. Передача государственных учреждений начального профессионального образования федерального подчинения в ведение органов местного самоуправления может осуществляться по согласованию сторон.
16. Учреждение начального профессионального образования разрабатывает и утверждает на основе Закона Российской Федерации "Об образовании" и настоящего Типового положения свой Устав, в котором в обязательном порядке указываются:
- наименование, место нахождения (юридический и фактический адрес), статус учреждения начального профессионального образования;
- учредитель;
- организационно-правовая форма учреждения учреждения начального профессионального образования;
- цели образовательного процесса, тип и виды образовательных программ;
- основные характеристики организации образовательного процесса;
- язык, на котором ведется обучение;
- порядок приема обучающихся, документы, необходимые при поступлении в образовательное учреждение;
- продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
- порядок и основания отчисления обучающихся;
- система оценок при промежуточной аттестации, ее формы, порядок;
- режим занятий обучающихся;
- наличие платных образовательных услуг;
- порядок регламентации и оформления отношений учреждения начального профессионального образования и обучающихся и (или) их родителей (лиц, их заменяющих);
- структура финансовой и хозяйственной деятельности учреждения начального профессионального образования;
- использование объектов собственности, закрепленных учредителем за учреждением начального профессионального образования;
- финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности учреждения начального профессионального образования;
- наличие предпринимательской деятельности;
- порядок управления учреждением начального профессионального образования;
- органы управления учреждением начального профессионального образования, их структура, порядок формирования, компетенция, порядок организации деятельности;
- порядок комплектования персонала и условия оплаты труда;
- порядок изменения устава образовательного учреждения;
- порядок реорганизации и ликвидации учреждения;
- права и обязанности участников образовательного процесса;
- перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность учреждения начального профессионального образования.
Устав учреждения начального профессионального образования в части, определенной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается по согласованию с учредителем.
17. В своей деятельности учреждение начального профессионального образования руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Свердловской области, Областными Законами, постановлениями, распоряжениями главы администрации области, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Положением и своим Уставом.
18. Для негосударственного учреждения начального профессионального образования настоящее положение выполняет функцию примерного.
2. Содержание и организация образовательного процесса
19. Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, на принципах демократии и гуманизма.
20. Содержание образования в учреждении начального профессионального образования должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации, а также содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
21. Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования должен быть ориентирован на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении квалификации, специальной, физической и общекультурной подготовки его выпускников.
22. Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования регламентируется учебными планами, программами, разработанными образовательным учебным заведением самостоятельно на основе базисного учебного плана с учетом федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта, а также программ, разработанных на его основе, в соответствии с концепцией регионализации образования Свердловской области.
Образовательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику, воспитательную работу с обучающимися.
23. Учебная нагрузка обучающихся в учреждении начального профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю. Время работы на производственной практике не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года. Продолжительность уроков по теоретическому и производственному обучению, длительность перемен, режим занятий определяются Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций органов здравоохранения. Обучающиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
24. Учреждение начального профессионального образования самостоятельно в выборе оценок, формы, порядка, периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обеспечивающих получение обучающимися профессионального образования по профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации.
25. Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах учреждений начального профессионального образования, а также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных и других объектах.
Производственная практика проводится в учебно-производственных предприятиях, организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах на самостоятельных учебных и рабочих местах и штатных должностях, при этом порядок проведения практики и ответственность сторон определяется двусторонним договором между работодателем и образовательным учреждением.
Работы, выполненные обучающимися во время производственного обучения и производственной практики, оплачиваются по действующим нормам, расценкам, ставкам (окладам).
Обучающиеся, проходящие производственную практику и зачисленные на рабочие места и должности, включаются в списочный состав государственного предприятия или организации, но не учитываются в их среднесписочной численности.
26. Обучающиеся учреждения начального профессионального образования объединяются по профессиям (специальностям) в учебные группы. При расчете нормативов бюджетного финансирования учреждения начального профессионального образования на одного учащегося предусматривается, что количество обучающихся в группе на занятиях теоретического обучения должно быть, как правило, не менее 25 человек.
В сельских профессиональных училищах (агролицеях) малой наполняемости и их филиалах допускается по согласованию с соответствующим органом управления образования с привлечением других внебюджетных средств комплектование учебных групп меньшей численности, но не менее 8-10 человек.
В особых случаях (редкие профессии и ремесла, внесенные в региональный перечень профессий) численность обучающихся в группе по согласованию с учредителем может составлять менее 8 человек.
При финансировании подготовки, обучения вторым профессиям, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов средствами заказчиков как в государственных, так и в негосударственных учреждениях начального профессионального образования комплектование учебных групп обучающихся численностью не ограничивается.
Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группах по 12-15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ - 8-10 человек.
На теоретических и лабораторно-практических занятиях по отдельным дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию, учебные группы могут делиться на две подгруппы. Перечень дисциплин определяется департаментом образования в рамках государственного стандарта начального профессионального образования и его регионального компонента.
27. Освоение профессиональных образовательных программ может осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней зависит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень имеет профессиональную завершенность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации профессии (специальности) и выдачей соответствующего документа.
28. Для всех форм получения профессионального образования в рамках основной профессиональной образовательной программы действует единых образовательный стандарт, в соответствии с которым осуществляется аттестация лиц, завершивших начальное профессиональное образование.
Организация итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников профессиональных учебных заведений Свердловской области.
29. Прием на обучение в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области профессионального образования и обеспечивать зачисление на обучение лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению профессии (специальности) соответствующего уровня.
При приеме на обучение образовательное учреждение обязано ознакомить поступающего, его родителей или лиц, их заменяющих, с Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Порядок приема в учреждение начального профессионального образования в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, определяется учредителем и закрепляется в Уставе.
30. Дисциплина в учреждении начального профессионального образования поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. По отношению к учащимся не допускаются методы физического и психологического насилия.
31. В учреждениях начального профессионального образования обучение ведется на языке, который определяется учредителем или Уставом образовательного учреждения.
32. Профессиональное образование квалифицированных рабочих (специалистов), переподготовка и повышение квалификации в государственном учреждении начального профессионального образования осуществляется, как правило, по профессиям (специальностям) согласно федеральному и региональному Перечням профессий.
33. Учреждение начального профессионального образования может с согласия учредителя и при наличии сертификата реализовывать дополнительные профессиональные и допрофессиональные образовательные программы, в том числе занятия в группах социальной реабилитации (предполагающих получение основного общего образования и предпрофессиональное образование по профилю образовательного учреждения), и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ, а также осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку к военной службе.
34. Учреждение начального профессионального образования может, в том числе в кооперации с другими образовательными учреждения, предприятиями, организациями, фирмами, создавать учебно-производственные, учебноторгово-производственные структуры, которые являются их подразделениями без права юридического лица, обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных программ. В процессе производственного обучения и во внеучебное время обучающиеся могут оказывать различные услуги населению, производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления.
35. С учетом потребностей и возможностей личности профессиональные и образовательные программы могут осваиваться как в профессиональном учебном заведении (с отрывом или без отрыва от производства), так и в форме самообразования или экстерната. Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерната не допускается, в части федеральной компетенции устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части региональной компетенции - администрацией Свердловской области.
36. Учреждение начального профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию и реализующее профессиональные и общеобразовательные программы, выдает выпускникам (лицам, прошедшим курс обучения), прошедшим аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и квалификации по профессии (специальности), а выпускникам, прошедшим аттестацию только по профессии (специальности) выдается документ об уровне квалификации, форма которого устанавливается федеральным органом управления образованием.
37. Неаккредитованное негосударственое учреждение начального профессионального образования выдает по завершении обучения лицам, прошедшим аттестацию, документ об уровне квалификации (в соответствии с лицензией), заверенный печатью образовательного учреждения. Форма документа определяется самим образовательным учреждением.
3. Обучающиеся учреждения начального профессионального образования
38. Права и обязанности обучающихся учреждения начального профессионального образования определяются Уставом, а также индивидуальными договорами, заключенными образовательным учреждением с обучающимися, и настоящим Положением.
39. Обучающиеся имеют право на получение профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, в том числе по индивидуальным планам и по ускоренному курсу обучения; на получение дополнительных, в том числе и платных, образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением; на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения, партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций не допускается.
40. Обучающиеся государственного и муниципального учреждения начального профессионального образования обеспечиваются стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи учредителем в соответствии с его компетенцией и действующими нормативами.
41. В государственном и муниципальном учреждении начального профессионального образования для обучающихся, получающих начальное и среднее профессиональное образование данной ступени впервые, обучение производится бесплатно. Обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
42. Привлечение обучающихся учреждения начального профессионального образования без их согласия и согласия родителей или лиц, их заменяющих, к труду, не предусмотренному профессиональной образовательной подготовкой, запрещается.
43. Обучающиеся учреждения начального профессионального образования имеют право перехода в другое образовательное учреждение, реализующее профессиональную образовательную программу соответствующего уровня, при согласии последнего.
В случае прекращения деятельности учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся с согласия их родителей (лиц, их заменяющих) в другое учреждение начального профессионального образования соответствующего типа.
Обязанности обучающихся, порядок их перевода на следующий курс, отчисления из учреждения начального профессионального образования, определяются его Уставом.
44. За невыполнение учебных планов, систематическое нарушение предусмотренных Уставом учебного заведения обязанностей, правил внутреннего распорядка к обучающемуся могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения.
45. Учреждение начального профессионального образования создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивают органы здравоохранения. Для работы медицинского персонала должны быть предоставлены помещения с соответствующими условиями. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. Для обучающихся должно быть предусмотрено помещение для приема пищи. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся полностью компенсируется государством.
Создание необходимых условий учебы, труда и отдыха обучающихся возлагается на должностных лиц учреждения начального профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. Выпускники государственного, муниципального учреждения начального профессионального образования, прошедшие аттестацию на соответствующий уровень квалификации по профессии (специальности) с оценкой "отлично" и имеющие по производственному обучению, специальным дисциплинам и не менее, чем по 75 процентам других дисциплин учебного плана итоговую оценку "отлично", а по остальным дисциплинам оценки "хорошо", получают документ об окончании учреждения начального профессионального образования установленного образца с отличием.
Выпускники, аттестованные на соответствующий уровень квалификации по профессии, с одновременным получением среднего (полного) профессионального образования, имеющие полугодовые, годовые и итоговые оценки "5" по всем предметам за весь курс обучения и сдавшие выпускные экзамены на оценку "5", награждаются золотой медалью. Выпускники, получившие соответствующий уровень квалификации и среднее (полное) общее образование, имеющие за время обучения на всех курсах полугодовые и итоговые оценки "5" и не более, чем по двум предметам оценку "4", получившие на выпускных экзаменах оценки "5" и не более одной оценки "4", награждаются серебряной медалью.
Выпускникам учреждений начального профессионального образования в Российской Федерации, награжденным золотой или серебряной медалями, вручаются дипломы на бланках особого образца.
4. Инженерно-педагогические работники учреждения начального профессионального образования
47. К инженерно-педагогическим работникам относятся администрация (осуществляющая руководство образовательным процессом), преподаватели, мастера (инструкторы) производственного обучения, воспитатели, социальные педагоги, методисты и другие члены трудового коллектива образовательного учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих (специалистов), выполняющие воспитательные функции и участвующие в организации, проведении и методическом обеспечении образовательного процесса.
48. Порядок комплектования персонала учреждения начального профессионального образования определяется его Уставом. На должности педагогического и инженерно-педагогического персонала могут быть приняты, как правило, лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую установленным квалификационным требованиям данного профиля и подтвержденную аттестатами, дипломами об образовании, либо документами о повышении специальной производственной, инженерной (предметной) или психолого-педагогической квалификации.
Теоретическое обучение в учреждении начального профессионального образования осуществляется специалистами с высшим профессиональным образованием. Преподавательские кадры, не имеющие педагогического образования, в течение первых двух лет работы в учебном заведении, обязаны пройти психолого-педагогическую подготовку и получить сертификат соответствия.
49. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.
50. Требования к инженерно-педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке. Их деятельность в процессе обучения и воспитания направлена на качественное освоение обучающимися профессии (специальности), формирование у них устойчивой ориентации на трудовой и здоровый образ жизни, приобщение их к общечеловеческим ценностям и идеалам мира, свободы, достоинства личности и равноправия граждан. Отношения работника учреждения начального профессионального образования и администрации регулируются контрактом (трудовым соглашением) на срок до пяти лет в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
51. Инженерно-педагогические работники учреждения начального профессионального образования имеют право: на педагогическую инициативу, свободу выбора в использовании методик обучения и воспитания; на моральное и материальное стимулирование труда; на необходимые условия для реализации своего творческого потенциала в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов; на участие в управлении и решении вопросов развития образовательного учреждения, а также в работе общественных и трудовых объединений, организаций; на пользование информационными фондами, услугами учебных, научно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений образовательного учреждения; обжаловать приказы и распоряжения администрации учреждения начального профессионального образования.
Инженерно-педагогические работники, реализующие право на индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, не могут осуществлять ее по отношению к обучающимся в том же учреждении начального профессионального образования.
52. Инженерно-педагогические работники пользуются правом на нормированный шестичасовой рабочий день и сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учебная нагрузка для преподавателей устанавливается учреждением начального профессионального образования самостоятельно в зависимости от их квалификации и специфики деятельности и не может быть ниже минимальной. Учебная нагрузка ниже минимальной устанавливается при условии письменного согласия преподавателя.
Инженерно-педагогическим работникам может быть предоставлен длительный отпуск сроком до одного года, не реже, чем через 10 лет непрерывной педагогической работы. Порядок и условия предоставления такого отпуска в государственном, муниципальном учреждении начального профессионального образования определяются учредителем.
53. Инженерно-педагогические работники в добровольном порядке проходят периодическую аттестацию с целью получения или повышения квалификационной категории в соответствии с Положением об аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Свердловской области.
Аттестация для вновь назначаемых на должность руководителей учреждений начального профессионального образования является обязательной и проводится в течение года с момента назначения.
54. Заработная плата, должностной оклад инженерно-педагогическим работникам выплачивается за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных контрактом. Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации.
55. Инженерно-педагогическим работникам учреждения начального профессионального образования с целью содействия обеспечения их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 10 процентов должностного оклада (заработной платы).
56. На инженерно-педагогических работников учреждения начального профессионального образования, удаленного от городских центров и рассматриваемого в качестве такового органами государственной власти и управления, предусматриваются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.
На работников учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждения начального профессионального образования распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.
57. За успехи в учебной, научно-методической, воспитательной работе и другой уставной деятельности для инженерно-педагогических работников устанавливаются различные формы материального и морального поощрения.
58. Увольнение инженерно-педагогических работников, связанное с сокращением штатов, допускается только после окончания учебного года.
5. Управление учреждением начального профессионального образования
59. Общее руководство государственным или муниципальным учреждением начального профессионального образования осуществляет Совет, который принимает участие в комплектовании обучающимися и инженерно-педагогическими кадрами, в работе аттестационных и ревизионных комиссий, в рассмотрении расходования средств на содержание образовательного учреждения, рассматривает все случаи отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обучающихся, осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом образовательного учреждения.
Деятельность Совета образовательного учреждения должна быть направлена на расширение коллегиальных, демократических форм в управлении образовательным учреждением, развитие инициативы инженерно-педагогических работников.
Порядок выбора Совета определяется Уставом образовательного учреждения.
60. Директор может быть избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры с учредителем или последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением Совету права вето; назначен учредителем или нанят учредителем по контракту.
В случае назначения, найма учредителем руководителя и главного бухгалтера государственного, муниципального учреждения начального профессионального образования данная категория работников вводится в номенклатуру государственного, муниципального органа - учредителя учреждения начального профессионального образования.
61. Разграничения других полномочий между Советом образовательного учреждения и его директором, порядок приема (найма) директора определяется Уставом.
Должностные обязанности директора начального профессионального образования не могут исполняться по совместительству.
Руководителям государственных, муниципальных учреждений начального профессионального образования совмещение их должности с другой руководящей должностью внутри или вне учреждения не разрешается.
62. Учреждение начального профессионального образования самостоятельно в организации образовательного процесса, в подборе и расстановке кадров, научной, финансовой и хозяйственной, или иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и Уставом образовательного учреждения.
63. Учреждение начального профессионального образования осуществляет в пределах своей компетенции материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в соответствии с государственными и местными нормативными требованиями, может в установленном законом порядке привлекать для осуществления уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств, включая использование банковского кредита, устанавливает структуру управления, штатное расписание, распределение должностных обязанностей, размеры заработной платы за счет внебюджетных финансовых средств с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами, а также размеры надбавок и доплат к должностным окладам и порядок премирования своих работников.
Компетенция и ответственность учреждения начального профессионального образования определяется Законом "Об образовании", настоящим Положением, нормативными документами департамента образования администрации Свердловской области и фиксируется в Уставе учреждения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
65. Учреждение начального профессионального образования осуществляет оперативный и бухгалтерский учет, предоставляет статистическую и бухгалтерскую отчетность в установленные сроки и адреса; ежегодно отчитывается перед учредителем о финансово-хозяйственной деятельности, если такая отчетность предусмотрена в его Уставе.
66. Учреждение начального профессионального образования несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме учебных планов и программ, качество подготовки, переподготовки, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих кадров, жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся и работников и иные действия, за которые предусмотрена ответственность законодательством Российской Федерации.
6. Финансирование учреждений начального профессионального образования
67. Финансирование учреждения начального профессионального образования, созданного и финансируемого Свердловской областью, осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых по действующей на территории Свердловской области методике, исходя из статуса учреждения с учетом размера средств, выделяемых государством на нужды образования и индексации этих средств в соответствии с темпами инфляции.
Для малокомплектных сельских учреждений начального профессионального образования норматив финансирования определяется с учетом затрат, не зависящих от количества обучающихся.
68. Деятельность учреждения начального профессионального образования финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По соглашению между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования.
69. Учреждение начального профессионального образования независимо от его организационно-правовой формы может привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные ресурсы, за счет предоставления платных образовательных услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также за счет других платных услуг, виды и тарифы которых утверждаются администрацией области. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета, в противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
70. Привлечение учреждением начального профессионального образования дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов или абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
71. Финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения и высвобождаемых работников осуществляется за счет средств государственного фонда службы занятости или заинтересованных предприятий, объединений, фирм и других организаций, личных средств граждан.
72. Учреждение начального профессионального образования имеет в самостоятельном распоряжении денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также, если в соответствии с учредительными документами учреждению начального профессионального образования предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Все вышеперечисленные средства учитываются на отдельном балансе.
Учреждение начального профессионального образования вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его Уставом, и соответствующую целям образования. Деятельность учреждения начального профессионального образования по реализации производимой продукции, работ, услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном учреждении (включая заработную плату сотрудников).
В своей предпринимательской деятельности учреждение начального профессионального образования руководствуется частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учредитель вправе приостановить предпринимательскую деятельность учреждения начального профессионального образования, если оно идет в ущерб уставной образовательной деятельности.
73. Вопросы льготного налогообложения деятельности учреждения начального профессионального образования, предусмотренной Уставом (учебно-производственная деятельность, производство продукции, оказание услуг и др.), а также плата за оборудование, технику, землю и т. п. регламентируется соответствующим законодательством Российской Федерации.
74. Учреждение начального профессионального образования может быть участником хозяйственных обществ и вкладчиком в товариществах на вере исключительно имуществом, приобретенным за счет разрешенной предпринимательской деятельности и учитываемом на отдельном балансе.
75. Учреждение начального профессионального образования отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
76. При ликвидации государственного, муниципального учреждения начального профессионального образования денежные средства и другие объекты собственности, принадлежащие ему, за вычетом платежей по покрытию обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
77. Государственное, муниципальное учреждение начального профессионального образования может быть приватизировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
78. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у учреждения начального профессионального образования или зачтены учредителем в объеме финансирования следующего года.
79. Порядок распределения доходов учреждения начального профессионального образования отражается в учредительных документах образовательного учреждения.
7. Учебно-материальная база учреждения начального профессионального образования
80. К учебно-материальной базе учреждения начального профессионального образования относятся здания, сооружения, имущественные комплексы (учебные, жилые, вспомогательные), земельные участки, учебные хозяйства, учебные полигоны, различное оборудование и оснащение, имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, электронно-вычислительная техника, другое имущество учебного назначения, которое не может быть использовано в целях, противоречащих основным задачам образовательного процесса.
81. Для обеспечения уставной деятельности учреждения начального профессионального образования собственник закрепляет за ним объекты права собственности - землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и другого назначения, принадлежащие учредителю или арендуемые им у другого собственника. Объекты собственности, закрепленные собственником, находятся в оперативном управлении образовательного учреждения.
82. Учреждение начального профессионального образования обязано обеспечить содержание принадлежащей ему учебно-материальной базы на уровне требований, определенных соответствующими нормативами.
83. Учреждение начального профессионального образования несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности. Изъятие или отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускается в соответствии с действующим законодательством.
84. Сдача в аренду объектов собственности, закрепленных за образовательным учреждением на праве оперативного управления, осуществляется собственником имущества только по согласованию с учредителем.
85. Развитие учебно-материальной базы учреждения начального профессионального образования осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и внебюджетных средств.
86. Учреждение начального профессионального образования при необходимости пользуется посредническими услугами государственного и муниципального органа управления образованием для решения вопросов содержания и развития учебно-материальной базы на договорных началах.
87. Приобретение сырья, материалов, оборудования и других материально-технических средств как для учебных целей, так и для производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления и для другой уставной деятельности учреждения начального профессионального образования осуществляется за счет собственных средств, находящихся в его распоряжении.
8. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность
88. Учреждение начального профессионального образования в установленном законодательством порядке имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, образовательными учреждениями, организациями и фирмами.
89. Обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан иных государств в учреждениях начального профессионального образования Российской Федерации, равно как и граждан Российской Федерации в зарубежных образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на основе прямых договоров, заключаемых в установленном порядке образовательными учреждениями с иными юридическими, а также физическими лицами.
90. Учреждение начального профессионального образования может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
91. Валютные средства, полученные учреждением начального профессионального образования от внешнеэкономической деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и отражаются на отдельном балансе, либо поступают в его оперативное управление изъятию не подлежат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации области от 18.08.95 N 455 "Об утверждении Положения об учреждении начального профессионального образования Свердловской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Свердловской области от 9 ноября 2000 г. N 927-ПП настоящее постановление признано утратившим силу