Решение Свердловского областного
Совета народных депутатов
от 16 декабря 1992 г. N 274/12
"Об утверждении Положения о крестьянских
(фермерских) хозяйствах"
С целью регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в дополнение к Закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" малый Совет Свердловского областного Совета народных депутатов решил:
1. Утвердить Положение о крестьянских (фермерских) хозяйствах (прилагается).
2. Предложить администрации области, районов и городов:
- привести до 01.01.94 г. статус имеющихся крестьянских хозяйств в соответствие с Положением о крестьянских хозяйствах,
- развивать малые крестьянские хозяйства за счет увеличения земельных участков для личного подсобного хозяйства сельского населения.
3. Поручить земельной комиссии областного Совета народных депутатов (Токарева Т.П.) отработку методики кредитования крестьянских хозяйств под будущий урожай и залог земли, в том числе находящейся в пожизненном наследуемом владении или длительной аренде.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на рабочую группу по аграрной политике (Иванов Л.Г.).
Председатель областного Совета
А.В. Гребенкин
Положение
о крестьянских (фермерских) хозяйствах
(утв. решением малого Совета Свердловского областного
Совета народных депутатов
от 16 декабря 1992 г. N 274/12)
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, связанных или не связанных родством, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении, в собственности или аренде.
1.2. Крестьянским (фермерским) хозяйством признается такое хозяйство, которое на выделенном земельном участке осуществляет производство товарной сельскохозяйственной продукции.
1.3. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства признается один из его дееспособных членов.
1.4. Глава крестьянского хозяйства наделен особым правовым статусом: представляет интересы хозяйства в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами, разрешает споры между членами хозяйства, ведет учет труда, доходов и расходов, передает земельный участок по наследству одному из членов хозяйства, а при его отсутствии другим наследникам в соответствии со ст. 26 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
1.5. Основным местом работы главы крестьянского хозяйства является собственное хозяйство.
Он имеет право получать дополнительный доход от работы на другом предприятии, в том числе сельскохозяйственном, из которого вышел, и других видов деятельности.
Члены фермерского хозяйства могут участвовать в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.
1.6. Служащим органов государственной власти и государственного управления запрещается возглавлять крестьянское хозяйство или быть его членами.
1.7. Граждане, не удовлетворяющие указанным в п. п. 1.2 и 1.6 требованиям, не могут претендовать на организацию крестьянского (фермерского) хозяйства с получением государственных льгот и помощи. Они могут вести личное подсобное хозяйство с предоставлением им земельного участка до 5 га. или в ином размере, установленном в данном районе.
2. Создание крестьянского (фермерского) хозяйства
2.1. Работники любого сельскохозяйственного предприятия (члены колхоза, кооператива, товарищества, акционерного общества, рабочие или служащие совхоза, другого государственного сельскохозяйственного предприятия, а также подсобного хозяйства предприятия, организации, учреждения) вправе выйти из него для создания самостоятельного крестьянского хозяйства.
2.2. Всем лицам, выделяющимся в крестьянское хозяйство из совхозов, колхозов и подсобных предприятий до их реорганизации, должно быть обеспечено безоговорочное право выхода без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая (за исключением учебно-опытных и других хозяйств, не подлежащих разделу по утвержденному перечню). Участок должен быть на уровне среднего качества по хозяйству. При выделении из делимого фонда имущественных долей (паев) скот и средства производства (по видам) распределяются между работниками в натуре пропорционально с учетом сложившейся обеспеченности в целом по хозяйству. Без согласия работника не допускается замена имущественного пая из делимого фонда денежным эквивалентом.
2.3. С согласия крестьянина часть его имущественного пая может быть оставлена в колхозе (совхозе), а в случае преобразования последнего- в кооперативе, товариществе или акционерном обществе в объектах общего пользования (автогараж, зерносушилка, ремонтные мастерские, цех по переработке сельскохозяйственной продукции и т.п.). При этом сторонами должны быть оговорены договором условия пользования невостребованной частью пая: услуги, которые оказывает хозяйство крестьянину, либо размер дивидендов. В этом случае он остается членом- пайщиком хозяйства.
В других случаях доля имущественного пая из неделимой части может быть выделена в денежной или натуральной форме по соглашению сторон.
2.4. Запрещается увольнение работника (исключение члена колхоза) без его просьбы до реального выделения земельного и имущественного паев крестьянского хозяйства. Формулировки увольнения в трудовой книжке могут быть следующими: "Уволен по собственному желанию в связи с созданием крестьянского хозяйства" или "Уволен в порядке перевода в крестьянское хозяйство".
2.5. После реорганизации сельхозпредприятий выделение земельного и имущественного пая в натуре или в денежном выражении производится согласно принятому уставу.
2.6. Глава сельской (поселковой) администрации согласовывает выделение конкретного земельного участка крестьянскому хозяйству с учетом интересов сельского населения.
Он должен учесть сохранение прав местного населения на пользование дорогами, колодцами, водоемами, скотопрогоном, права пользователей сенокосами и пастбищами и оговорить их в своей резолюции на заявлении, либо в отдельном заключении. В случае отказа сельской администрации в согласовании конкретного участка окончательное решение принимает районная администрация.
2.7. Районной администрации для решения вопроса о создании крестьянского хозяйства представляются следующие документы:
1. Заявление о выделении земельного участка.
2. Устав хозяйства (обязателен- для группового хозяйства).
3. Протокол внутрихозяйственной комиссии (для выделяющихся из сельскохозяйственного предприятия), заключение главы сельской администрации.
4. Документы о сельскохозяйственном образовании, выписка из трудовой книжки, либо справка сельсовета о составе личного подсобного хозяйства (для главы хозяйства).
5. Краткое экономическое обоснование создания крестьянского хозяйства.
6. Выкопировка из плана земель, экспликация выделяемого участка, кадастровая оценка и нормативная цена участка.
7. Заключение квалификационной или конкурсной комиссии.
2.8. Глава районной администрации, рассмотрев названные документы, выносит постановление о предоставлении заявителю земельного участка с указанием его размера и правового режима (собственность, владение, аренда и ее срок), одновременно регистрирует крестьянское хозяйство, утверждает его главу и членов хозяйства, устанавливает срок освоения земельного участка.
2.9. При организации крестьянских (фермерских) хозяйств в их пользование могут быть переданы леcные площади колочного характера, находящиеся внутри контуров сельскохозяйственных угодий с целью исправления и улучшения их конфигурации.
2.10. При образовании крестьянского хозяйства глава администрации решает также вопрос о закреплении на обособленное или специальное водопользование водных объектов, находящихся на землях крестьянского хозяйства (по правилам Водного кодекса).
2.11. На основании этого постановления на крестьянское хозяйство заводится регистрационная карточка, выдается свидетельство о праве на землю, производится запись в похозяйственной книге сельского (поселкового) Совета народных депутатов.
3. Трудовые и членские отношения в крестьянском хозяйстве
3.1. Члены крестьянского хозяйства, как и его глава, утверждаются при организации хозяйства главой районной администрации. В дальнейшем изменения в составе крестьянского хозяйства (вступление и выход из членов хозяйства) должны юридически оформляться в похозяйственной книге сельского (поселкового) Совета на основании заявления главы и члена хозяйства. В таком же порядке регистрируется наем работников.
3.2. Дети крестьян становятся членами крестьянского хозяйства после их регистрации в качестве таковых в похозяйственной книге сельского (поселкового) Совета народных депутатов.
Трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются самими членами хозяйства.
3.3. Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших договор о найме на работу.
Он должен хранить и вносить записи о трудовом стаже в трудовые книжки членов хозяйства и наемных работников, проработавших более 5 дней. Записи о трудовом стаже удостоверяются сельской администрацией с приложением печати на основании записей в похозяйственной книге.
3.4. В уставе группового хозяйства необходимо определить следующие основные положения о взаимоотношениях членов крестьянского хозяйства:
- имущество, землю и денежные средства, передаваемые каждым членом в хозяйство,
- вид общей собственности на имущество крестьянского хозяйства (долевая- в соответствии с материальным участием каждого члена, или совместная- без определения долей членов хозяйства),
- порядок формирования фондов хозяйства,
- распределение доходов между членами хозяйства (в зависимости от их материального и трудового участия),
- правомочия главы хозяйства по распоряжению общим имуществом и участие его членов в ведении дел,
- виды деятельности,
- имущественные и земельные права членов хозяйства при прекращении его деятельности или выходе из состава хозяйства,
- порядок прекращения деятельности.
4. Землепользование крестьянского хозяйства
4.1. Крестьянское хозяйство может иметь один или несколько земельных участков на праве собственности или пожизненного наследственного владения, краткосрочной до 5 лет или долгосрочной аренды, а также временного пользования.
4.2. Земли, предоставленные в пожизненное наследуемое владение, в пределах районных норм по заявлению главы крестьянского хозяйства в бесспорном порядке переоформляются в собственность бесплатно, а предоставленные в аренду- с согласия районной администрации. При этом выдается справка о нормативной цене земли.
4.3. Имеющиеся у крестьянского хозяйства земельные участки сверх районной нормы бесплатной передачи в собственность выкупаются по желанию крестьянского хозяйства частями или полностью по нормативной цене. Предельный размер участка для крестьянского хозяйства в собственности или пожизненном наследуемом владении - 150 га.
4.4. Крестьянское хозяйство вправе арендовать или брать во временное пользование земельные участки независимо от размера, в том числе с превышением предельной нормы 150 га.
4.5. Крестьянские хозяйства, выделившиеся из сельхозпредприятий, при продаже одним из членов коллективного хозяйства земельного пая имеют право преимущественной покупки наравне с другими владельцами паев данного хозяйства. В случае передачи в ранее созданное крестьянское хозяйство земельных паев, полученных при реорганизации совхозов и колхозов, их владельцы зачисляются в состав членов крестьянского хозяйства. Если договором не была обусловлена возможность выдела в натуре внесенного пая, то в случае последующего выхода из крестьянского хозяйства выплачивается денежная стоимость земельного пая.
4.6. Если крестьянскому хозяйству были отведены земли в доступных местах с удовлетворительными дорогами, пригодные для сельскохозяйственного производства в первом же сезоне, то при неиспользовании земельного участка в течение одного года, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, земельный участок может быть изъят по решению главы районной администрации на основании представления районного комитета по земельным ресурсам независимо от того, в собственности, владении или аренде он находился.
4.7. Глава крестьянского хозяйства обязан в случае невозможности использования всего земельного участка до 1 мая известить комитет по земельным ресурсам о необходимости сдачи всего или части участка во временное пользование. В таком случае оснований для изъятия нет.
4.8. При организации крестьянского хозяйства на территории, требующей первичного обустройства, строительства дорог, линий электропередач, водообеспечения, землеустройства и мелиорации и т.п. в постановлении о выделении земельного участка должен быть указан срок его освоения, исходя из возможностей государственной помощи. Срок освоения может быть продлен при невыполнении администрацией предусмотренных мер помощи.
При организации крестьянского хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, государство берет на себя: первичное благоустройство, строительство дорог, линий электропередач, землеустройство, мелиорацию и восстановление земель. Местные Советы народных депутатов обязаны оказывать помощь в возведении производственных объектов и жилья.
4.9. После выполнения условий п. 4.8. в случае неиспользования освоенного земельного участка в течение одного года этот участок после предупреждения комитета по земельным ресурсам в установленном порядке может быть изъят безвозмездно.
4.10. Пятилетний срок освобождения от уплаты земельного налога исчисляется после окончания установленного срока освоения участка.
4.11. Глава крестьянского хозяйства обязан своевременно представлять районной администрации сведения о развитии хозяйства и использовании земель.
5. Налогообложение
5.1. Земельный налог на неиспользуемые земли, пригодные к введению в сельхозоборот в первый сезон после представления, взыскивается в общем порядке.
5.2. В соответствии с Законом "О плате за землю" с крестьянского хозяйства взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. Личные доходы членов крестьянского хозяйства, полученные в хозяйстве, не облагаются подоходным налогом в течение 5 лет со времени его создания.
Глава крестьянского хозяйства обязан удерживать и перечислять подоходный налог с заработка наемных работников как денежного так и натурального.
5.3. Доходы, полученные от деятельности, не связанной с производством, переработкой, хранением и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции, облагаются налогом в общем порядке.
6. Разрешение споров и ответственность крестьянского
хозяйства
6.1. Споры по поводу отказа администрации в предоставлении земли для создания крестьянского хозяйства, трудовые и имущественные споры между членами крестьянского хозяйства разрешаются народными или третейскими судами.
Земельные и имущественные споры с другими предприятиями, учреждениями, организациями и крестьянскими хозяйствами рассматриваются арбитражным судом. К его ведению относятся также споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства, о возмещении убытков, понесенных хозяйством вследствие нарушения его прав органами власти и управления.
6.2. Крестьянское хозяйство дополнительно к ст. 24 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" несет ответственность за нарушение налогового, земельного, лесного, водного, другого экологического законодательства.
7. Пособия фермерам-переселенцам
7.1. Фермерами-переселенцами считаются граждане России, переселившиеся и приступившие к ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, вне места прежнего постоянного жительства.
7.2. Право на пособие имеют фермеры-переселенцы, которые получили соответствующие документы на земельный участок и начали его хозяйственное освоение, а также защитили организационно-экономическое обоснование развития своего товарного хозяйства, способного осуществлять расширенное воспроизводство и давать через рассчитанный период доходы, гарантирующие возврат кредитов.
7.3. Хозяйства, члены которых получили имущественные паи при выходе из сельскохозяйственного предприятия, пособия не получают.
7.4. Пособия выплачиваются в следующем размере:
на главу крестьянского хозяйства - 75 тыс. рублей, на каждого члена семьи независимо от возраста - по 15 тыс. рублей,
семьи, вошедшие в ранее созданное крестьянское хозяйство, получают по 15 тыс. рублей на каждого члена семьи,
на дополниительно прибывшего члена семьи (приехавшего, родившегося) выплачивается 15 тыс. рублей,
семьям, получившим данное пособие в 1991 году, выплачивается разница между ранее полученной суммой и установленной в 1992 году. Размеры пособия устанавливаются федеральным правительством.
7.5. Выплаты производятся районным филиалом "Свердловскфермерфонда" на основании решения совета учредителей в соответствии с договором, заключенным филиалом и главой крестьянского хозяйства, подпись которого заверяется сельской администрацией. Договор должен быть завизирован районным управлением сельского хозяйства, районным комитетом по земельным ресурсам и районной ассоциацией крестьянских хозяйств.
В договоре фермер обязуется возвратить полученные суммы, если прекратит ведение хозяйства в течение трех лет.
7.6. Отдельным семьям, главным образом многодетным и переселившимся в отдаленные места, в связи с их особыми условиями размер пособия может увеличиваться, но не более чем вдвое.
8. Прекращение деятельности крестьянского хозяйства
8.1. Прекращение деятельности крестьянского хозяйства осуществляется в виде его ликвидации. Выход одного или нескольких членов хозяйства не влечет ликвидации хозяйства в целом.
8.2. Условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства определены Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Банкротство - одно из таких условий. Банкротами (или несостоятельными) признаются крестьянские хозяйства, не способные выполнить свои обязательства перед кредиторами.
8.3. В случае признания крестьянского хозяйства несостоятельным (банкротом) в судебном порядке с обращением взыскания на землю районная администрация обязана выкупить земельный участок, принадлежавший фермеру на праве собственности, для его продажи в счет погашения задолженности хозяйства перед кредиторами.
8.4. Прекращение деятельности крестьянского хозяйства может быть осуществлено по решению всех его членов. В этом случае глава крестьянского хозяйства обязан заявить главам поселковой (сельской) и районной администраций о ликвидации хозяйства и сообщить об этом в письменном виде кредиторам.
Члены хозяйства оценивают наличное имущество хозяйства, оставшееся после расчетов с наемными работниками, внесения платежей в бюджет, возврата ссуд банкам и расчетов с кредиторами, утверждают ликвидационный баланс.
8.5. Оставшееся имущество и полученные от его реализации средства могут остаться в виде общей собственности членов хозяйства, либо разделены между ними. Земельный участок, находящийся в собственности, продается через районную администрацию и Совет.
8.6. Хозяйство считается ликвидированным после вынесения постановления главой районной администрации и внесения записи о ликвидации в регистрационную карточку.
9. Порядок государственной поддержки развития крестьянских
хозяйств
9.1. Крестьянские (фермерские) хозяйства могут объединяться в кооперативы и ассоциации по месту их компактного расположения, на районном и областном уровне для создания межфермерских предприятий, совместного выполнения работ, взаимопомощи и защиты своих интересов.
9.2. Государственная поддержка крестьянских хозяйств осуществляется независимо от вступления в районные ассоциации через местные Советы народных депутатов, администрации районов и городов, управления сельского хозяйства за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
9.3. Решения по расходованию выделенных средств принимаются советом в составе представителей местного Совета народных депутатов, администрации, управления сельского хозяйства, комитета по земельным ресурсам, финансового управления и равного числа фермеров, делегированных их районным собранием.
10. Настоящее Положение регулирует вопросы, связанные с созданием и деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств, возникшие в процессе реализации Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве и подлежит применению в дополнение к нему.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Областного Совета народных депутатов от 16 декабря 1992 г. N 274/12 "Об утверждении Положения о крестьянских (фермерских) хозяйствах"
Текст решения официально опубликован не был
Законом Свердловской области от 26 февраля 2018 г. N 7-ОЗ настоящее решение признано утратившим силу с 11 марта 2018 г.