Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации г. Екатеринбурга
от 30 апреля 1993 г. N 230
Основные правила
ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории г. Екатеринбурга
Общие положения
1. Настоящие "Основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории г. Екатеринбурга" (в дальнейшем именуются - Основные правила) регулируют розничную торговлю и торгово-производственную деятельность (общественное питание), осуществляемые предприятиями и предпринимателями всех организационно-правовых форм (в дальнейшем именуются - предприятие) на территории г. Екатеринбурга и определяют требования к ним.
2. Предприятие в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, "Санитарными правилами для предприятий продовольственной торговли (СанПиН 5781-91)", "Санитарными правилами для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое (СанПиН 42-123-5777-91)", а также постановлениями главы администрации города N 80 от 14.04.92 г., N 401 от 16.10.92 г., а также другими действующими санитарными нормами.
Качество пищевого сырья и продуктов питания, вне зависимости от мест производства и поступления, должно соответствовать единым "Медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества производственного сырья и пищевых продуктов (N 5061-83 от 1.08.89 г.), а также Нормативно-технической документации, действующей в России на отдельные виды продуктов питания.
3. Работники предприятия обязаны знать и точно выполнять Основные правила.
4. На предприятии (в том числе на точках мелкорозничной торговли) обязан соблюдаться объявленный им режим работы и обязательный минимальный ассортимент товаров (вырабатываемой продукции), указанный в лицензии на осуществление розничной торговли и торгово-производственной деятельности.
5. Режим работы муниципальных предприятий и их товарный профиль устанавливается по решению администрации города Екатеринбурга по согласованию с районными администрациями.
Режим работы для предприятий, осуществляющих торгово-производственную деятельность на промышленных предприятиях, в учреждениях, организациях устанавливается по согласованию с их администрацией.
6. Взаимоотношения между предприятиями, осуществляющими торгово-производственную деятельность и обслуживаемыми ими коллективами промышленных предприятий, учреждений, организаций определяются договорами с учетом возмещения затрат на производство и реализацию продукции.
7. Торговые и производственные помещения предприятия оборудуют согласно существующим требованиям охраны труда, здоровья, защиты среды, хранения, производства и реализации продукции (товара), противопожарной безопасности и другим требованиям, предусмотренным в нормативных актах.
8. На входных дверях (фасаде) предприятия должна иметься вывеска с указанием товарного профиля и форм организации его деятельности, фирменного наименования, если оно имеется, и информации о режиме работы.
Предприятия обязаны на вывеске указывать их юридический адрес (местонахождение их собственника).
Эти правила применяются и при осуществлении розничной торговли и торгово-производственной деятельности во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля и торгово-производственная деятельность производится вне постоянного места нахождения предприятия.
9. На видном месте должны находиться извлечения из Основных правил и других нормативных актов, регулирующих торговлю и торгово-производственную деятельность. В том числе обязательно пункты настоящих Основных правил:
1,4,8,9,10,14,15,19,20,21,22,24,30,31,35,36, а для предприятий торгово-производственной деятельности - статьи 38-47 .
10. Покупатели обслуживаются предприятием в установленное время его работы. Запрещается прекращать доступ покупателей в торговый зал в связи с приближением обеденного перерыва или окончанием времени работы предприятия. За 10 минут до окончания времени работы работники предприятия предупреждают покупателей о том, что время работы заканчивается и обслуживание покупателей прекращается.
Вход потребителей в рестораны, кафе может быть прекращен за 30 минут, в другие предприятия общественного питания - за 15 минут до их закрытия.
При закрытии предприятий на обеденный перерыв или в конце рабочего дня касса прекращает работу в точном соответствии с установленными для него часами работы. Однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
11. Закрытие предприятия на ремонт (переоборудование) производится по согласованию с администрацией района. В случае, если предприятие осуществляет торгово-производственную деятельность на промышленных предприятиях, в учреждениях, организациях, то вопрос его закрытия на ремонт согласовывается с их администрацией.
О закрытии предприятия на ремонт (переоборудование) покупатели извещаются специальным объявлением, вывешенным не позднее, чем за 5 дней до его закрытия. В объявлении указываются адреса ближайших предприятий аналогичного профиля.
12. В витринах предприятий выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже. Образцы товаров, находящихся в витрине, должны продаваться по требованию покупателя после проверки их качества.
Образцы товаров, используемые как элементы композиционного оформления витрины или являющиеся инвентарем, продаже не подлежат.
Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
13. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующей технической документацией и сопроводительными документами поставщика (продавца) с информацией о проведенной сертификации.
14. Продовольственные товары принимаются и реализуются только при наличии соответствующих документов, удостоверяющих их качество, сертификате соответствия (или заявления-декларации), выданного органом по сертификации пищевых и сельскохозяйственных продуктов (Уральский ЦСМ).
Не подлежат приемке предприятием товары с просроченными сроками годности, хранения (реализации).
Качество и маркировка, нормы и режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должны отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в других нормативно-технических документах или в договоре на поставку товаров.
Проверка и освидетельствование на качество и безопасность мелких партий и единичных товаров осуществляются в установленном порядке.
В случае поставки продукции, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации, предприятие не имеет право принимать продукцию.
Каждая партия пищевых продуктов и продовольственного сырья должна быть подтверждена заявлением-декларацией (или удостоверением о качестве с указанием в нем , что продукция соответствует требованиям безопасности или сертификатам соответствия).
15. Товары, изготовленные предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, должны иметь этикетку с указанием сведений о государственной регистрации, проведенной в соответствии с законодательством РФ, а также государственного стандарта, отражающего качество товара, а также правила его использования, хранения либо транспортировки.
16. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования пожарной безопасности.
17. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (настройка и мелкий ремонт сложно-технических товаров, освобождение от тары, чистка и утюжка одежды, оправка кусков ткани, оборка и очистка от смазки велосипедов, мотоциклов, мопедов и других изделий из металла, протирка бутылок и консервных банок, зачистка, нарезка, предварительная расфасовке некоторых продовольственных товаров и т.д.).
Продажа товаров
18. Перед открытием предприятия выполняется работы, обеспечивающая надлежащее обслуживание потребителей.
Товары выкладываются (выставляются) в полном ассортименте, имеющемся в подсобном помещении, и в необходимом количестве.
На реализуемые товары предприятие обязано иметь соответствующие документы с указанием в них реквизитов поставщика (продавца), количества поступавшего товара, цены, общей суммы, "НТД" с указанием безопасности продукта или сертификата.
19. Продажа товаров предприятием производится всем гражданам на равных основаниях чистым весом и полной мерой за наличный расчет или путем безналичного перечисления средств в соответствии с установленным порядком.
Предприятие несет ответственность за ненадлежащее качество товаров и несоответствие требованиям безопасности.
Не допускается продажа товаров, запрещенных к свободной реализации согласно законодательству РФ.
20. Предприятие обязано своевременно, в доступной форме предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержаться:
- наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
- перечень основных потребительских свойств товаров, а в отношении продуктов питания - состав (включая перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), вес и объем содержимого, калорийность, безопасность продуктов;
- цену и условия приобретения товаров;
- гарантийные обязательства изготовителя;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- срок службы (годности) товаров и сведения о необходимых действиях потребителей по его истечении, а также о возможных последствиях при невыполнении указанных действий;
- адреса изготовителя и предприятий, уполномоченных изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителя, а также производящих ремонт и техническое обслуживание.
В отношении товаров, подлежащих обязательной сертификации, потребителю должна предоставляться информация об их сертификации.
На товарах, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, изделия бытовой химии и прочие), должны указывать срок годности.
Продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. При отсутствии изменения внешнего вида о продлении срока продажи обращаться в СЭН.
Информация о товарах доводится до сведения потребителя либо в технической документации, прилагаемой к товарам, либо на этикетке, либо маркировкой, либо на ценнике, либо на информационном стенде.
На упаковке должна содержаться также информация, что и на товаре.
Продукты питания, упакованные или расфасованные Российской Федерацией, должны быть снабжены информацией о месте их происхождения.
21. Обслуживание инвалидов, участников ВОВ и приравненных к ним граждан, которым по состоянию здоровья затруднительно совершать прогулки, производится вне очереди и с соотношением 1:5.
22. На предприятиях самообслуживания отбор покупателями товаров производится в инвентарную тару (корзины, лотки, тележки). Вход покупателей в торговый зал самообслуживания (кроме специальных хлебных магазинов и магазинов, торгующих сложно-техническими товарами) без инвентарной тары не допускается.
Покупателю запрещается помещать неоплаченный в свою сумку до расчета за покупку.
23. Предприятия самообслуживания должны быть обеспечены в достаточном количестве инвентарной тарой, щипцами и другим необходимым инвентарем для отбора покупателями товара.
24. Запрещается обусловливать продажу одних товаров покупкой других.
25. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам винно-водочных и табачных изделий, пива, товаров, имеющих и требующих предостережения при их использовании и хранении (токсичные, взрывоопасные и др. ). В спорном случае покупатель обязан предъявить документы, подтверждающие его возраст.
26. Продовольственные и непродовольственные товары, продажа которых регламентируется специальными правилами торговли, реализуют с соблюдением этих правил (хлеб и хлебобулочные изделия, плодоовощные товары, молочные продукты, маргарин и яйца, кондитерские изделия, водка и другие спиртные напитки, безалкогольные и слабоалкогольные напитки, швейные, трикотажные, пушно-меховые, овчинно-шубные изделия и головные уборы, текстильные товары, радиотовары, обувь, лесные и строительные материалы, легковые автомобили и мотоциклы с колясками, бытовые химические товары, мебельные товары и др.).
27. Отдельные виды розничной торговли (розничная торговля и оказание услуг за иностранную валюту, комиссионная торговля, продажа товаров в кредит (с рассрочкой платежа) и другие регулируются особыми правилами торговли.
28. При отпуске товаров продавцы и другой обслуживающий персонал обязаны обеспечить постоянную исправность средств измерений, правильное применение измерительной техники. Средства измерений с истекшим сроком проверки и неисправные изымаются из обращения.
29. Покупателю должна быть предоставлена возможность самостоятельно или с помощью работников торговли проверить правильность веса и меры купленных товаров.
30. При расчете за проданный товар потребителю дается товарный (кассовый) чек, подтверждающий покупку товара в данном предприятии.
При продаже товара, имеющего паспорт, подтверждением приобретения товара в данном предприятии служит этот паспорт со штампом и отметкой о дате продажи товара.
31. Предприятие по требованию потребителя, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены при купле-продаже, обязано:
а) либо безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на исправление недостатков потребителем, либо третьим лицом;
б) либо соразмерно уменьшить покупную цену;
в) либо заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);
г) либо заменить на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
д) либо расторгнуть договор и возместить убытки.
Розничные комиссионные торговые предприятия обязаны удовлетворить требования потребителя, изложенные в пунктах б, г, д.
Предприятие обязано по требованию потребителя принять товар у него и удовлетворить его требования, если не докажет, то недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения, действия третьих лиц или непреодолимой силы. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Предприятие обязано осуществить безвозмездно своими силами и средствами доставку крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 кг. для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю.
Предприятие обязано выполнить требования потребителя, в случае обнаружения им недостатков товара, немедленно, а при необходимости - дополнительной проверки качества товара в течение 20 дней с момента предъявления требования потребителем.
При отсутствии у предприятия на момент предъявления соответствующего требования потребителя, необходимого для замены товара, оно должно заменить его в течение месяца.
Предприятие обязано по требованию потребителя безвозмездно предоставить ему с доставкой во временное пользование до замены аналогичный товар длительного пользования.
Предприятие обязано за каждый день просрочки исполнения требований потребителей, указанных в настоящей статье, а также за каждый день задержки выполнения требований потребителей о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного товара выплатить потребителю за допущенное нарушение 1% стоимости товара в добровольном порядке.
При обмене недоброкачественного товара на товар, определенный теми же родовыми признаками, но другой модели (марки, типа, артикула и т.п.), в случае изменения цены перерасчет стоимости производится исходя из цен на указанные товары, действующие на момент обмена.
При расторжении договора расчета с потребителями производится в случае: повышения цен на товар исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - из стоимости товара на момент покупки.
При расторжении договора или обмене товара, снятого с производства, в случае повышения цен расчеты производятся исходя из его стоимости с учетом повышения цен на товары аналогичного класса, в случае снижения цен - из стоимости товара на момент покупки.
Предприятие обязано обменять непродовольственный товар ненадлежащего качества на аналогичный, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использован по назначению в течение 14 дней, не считая дня продажи, если товар не был употреблен, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром.
32. При продаже непродовольственных товаров для личного пользования (одежда, обувь, трикотажные изделия и др.) должны быть созданы условия для их примерки, а сложно-технических и других, требующих проверки, - условия для ее проведения.
Расчеты с покупателями
33. Покупатели за товары могут рассчитываться наличными деньгами или в безналичном порядке.
34. Кассир или другой работник, получающий деньги за товар, должен рассчитываться с покупателями в следующем порядке:
- ясно назвать сумму денег, полученную от покупателя, и положить эти деньги отдельно на видное для покупателя место;
- выбить на кассовом аппарате чек;
- назвать покупателю выдаваемую сумму денег и вручит ее вместе с чеком.
После расчета с покупателем полученные от него деньги помещаются в ящик кассового аппарата.
Правильность расчета покупатель проверяет на месте, возле кассы.
35. При расчете за промышленные товары, приобретаемые через мелкорозничную сеть (за исключением мелкорозничной торговли), продавец обязан вручить покупателю вместе с покупкой товарный чек с указанием номера или названия предприятия, наименования и сорта изделия, его цены, даты продажи, фамилии продавца.
36. Кассир и другие работники, имеющие право получать от покупателей деньги за проданный товар, обязаны принимать от покупателей ветхие купюры, которые не допускаются к дальнейшему обращению.
37. Запрещается хранение в кассе (денежном ящике, сейфе) наличных денег, не являющихся средствами предприятия, а также личных вещей кассира или других работников предприятия.
Особенности организации производства и обслуживания потребителей на предприятиях, осуществляющих торгово-производственную деятельность.
Особенности ведения торгово-производственной деятельности
38. Торгово-производственную деятельность предприятия осуществляют согласно меню или ассортиментному перечню продукции, утвержденному в соответствии с типом, наценочной категорией данного предприятия собственником или руководителем предприятия.
Меню, ассортиментный перечень продукции определяют количество наименований блюд, изделий, их характер, предоставляющий свободу блюд или изделий в установленных пределах для данного типа предприятия. В меню указывается стоимость продукции за единицы, порцию. Предприятие обязано обеспечить наличие блюд, изделий, перечисленных в меню ассортиментном перечне, в течение всего рабочего дня или периода, предназначенного для их реализации (завтрак, обед, ужин).
39. Предприятие производит продукцию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и требованиями безопасности, а также имеет право разрабатывать и производить новые фирменные блюда, изделия по согласованию СЭН и УПСМ согласно порядка разработки и поставки продукции на производство.
40. Продукция, вырабатываемая предприятиями, может отпускаться для последующей продажи другим предприятиям с заключенными договорами с учетом заявления-декларации или сертификата соответствия.
41. Оплата потребителями отпускаемой продукции производится по кассовым чекам или непосредственно лицу, которое обслуживает потребителя, либо безналичным путем.
В предприятиях, где производится обслуживание официантами, оплата отпущенной продукции производится по счету, предъявленному потребителю официантом. Счет выписывается в двух экземплярах.
42. Музыкальное обслуживание в предприятии организовывается на договорной основе с концертными организациями, либо самим предприятием при условии положительного заключения местных органов культуры о творческом состоянии оркестра или ансамбля.
При организации в предприятии концертно-эстрадных представлений с потребителей может взиматься плата (с выдачей входного билета). Размер платы устанавливается по согласованию с концертной организацией.
43. Собственник или руководитель предприятия не имеет права устанавливать минимум стоимости заказа и предлагать потребителю обязательный ассортимент продукции. При обслуживании предварительных заказов, оформленных в установленном порядке (свадеб, банкетов и т.д.), в случае, если предприятие по независящим от него причинам не может организовать обслуживание в обусловленное время, администрация обязана обеспечить проведение торжества в другом ближайшем предприятии и сообщить об этом заказчику не позднее чем за 7 дней.
44. При отпуске некачественного или приготовленного с нарушением технологии блюда (изделия) предприятие обязано заменить или выплатить его стоимость потребителю.
45. Предприятие должно обеспечить хранение вещей потребителя в гардеробе. За пропажу вещей потребителя из гардероба предприятие несет ответственность в соответствии с законодательством.
46. Работники предприятия вправе не обслуживать лиц, нарушающих правопорядок.
47. Потребитель, допустивший порчу имущества предприятия, возмещает нанесенный ущерб.
Учет и отчетность
48. Предприятия обязаны вести учет, отчетность и выплачивать налоги в соответствии с инструкцией государственной налоговой инспекции по г. Екатеринбургу.
49. Продажа товаров производится по свободным розничным ценам, кроме тех, на которых сохраняется регулирование.
Санитарные требования к содержанию предприятия и его работникам
50. Все предприятия, реализующие продовольственные товары, руководствуются действующими санитарными правилами.
51. Работники предприятия проходят медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком.
52. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние предприятий в целом.
Контроль и ответственность за несоблюдение основных правил
53. Предприятие и его работники несут ответственность за нарушение Основных правил в соответствии:
- Кодекса РСФСР об административных правонарушениях:
ст.146. Нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил торговли
ст.147. Нарушение правил торговли на колхозных рынках
ст.148. Нарушение порядка продажи огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия
ст.149. Нарушение правил торговли на колхозных рынках
ст.150. Торговля с рук в неустановленных местах
ст.151. Нарушение порядка приобретения строительных материалов
ст.152. Незаконная продажа товаров или иных предметов
ст.151. Мелкая спекуляция.
- Законодательства Российской Федерации, постановления главы администрации Свердловской области N 170 от 31.08.92 г., решения малого областного Совета от 09.09.92 г. N 179/9, постановлений главы администрации города N 401 от 16.10.92 г., N 80 от 14.04.92 г., N 502 от 09.12.92 г., N 502 от 09.12.92 г., N 490 от 03.12.92 г. и решения малого городского Совета от 24.12.92 г. N 287.
54. Контроль за соблюдением требований Основных правил осуществляют: налоговая инспекция, УВД, санитарно-эпидемиологическая служба, ветеринарная служба, госторгинспекция, Уральский Центр Стандартизации и метрологии, санитарно-технологические лаборатории, уполномоченные на то органы в порядке, установленном законодательством. По результатам проверки составляется акт.
55. Предприятия обязаны предоставить возможность проверки их деятельности уполномоченным на то лицам и обеспечить устранение установленных недостатков.
56. Лица, допустившие нарушение Основных правил, обязаны дать письменные объяснения, которые прилагаются к акту. В случае отказа от подписи акта или даче письменных объяснений об этом в акте делается отметка.
57. Акты проверок и другие документы по выявленным нарушениям в пятидневный срок направляются в органы, УВД, административные комиссии районов, службы лицензирования районов, Комитет по управлению городским имуществом, Комитет по развитию товарного рынка и защите прав потребителей, которые уполномочены их рассматривать.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации г. Екатеринбурга от 30 апреля 1993 г. N 230 "Об основных правилах ведения розничной торговли... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.