Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации области
от 7 июля 1995 г. N 383
Информация
о результатах аттестации педагогических и руководящих работников системы образования области в 1993-1994 гг.
В связи с актуальностью решения вопросов финансирования результатов аттестации педагогических работников департамент образования информирует правительство области о состоянии оплаты труда педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Свердловской области.
По данным областного статуправления средняя заработная плата работников школ и дошкольных учреждений на декабрь 1994 года составляла 216467 рублей, что составляет 49,2% от средней заработной платы в промышленности (439509). Динамика изменения заработной платы работников школ и дошкольных учреждений свидетельствует о быстром и неуклонном снижении их жизненного уровня (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительные данные
по заработной плате в промышленности и образовании
_____________________________________________________________________
Месяц Средняя заработная плата (руб.)
(1994 год) -------------------------------------------------------
Промышленность Школы и до- % от з/п
школьные учреж- в промышленности
дения
_____________________________________________________________________
1 2 3 4
_____________________________________________________________________
Январь 127140 115260 90*
Февраль 142724 110260 77,2
Март 169707 111297 65,5
Апрель 179363 114853 64,8
Май 184270 127321 69,1
Июнь 204073 139779 68,5
Июль 237700 122700 51,6
Август 230566 128130 55,6
Сентябрь 238960 182489 76,4*
Октябрь 259903 185120 71,2
Ноябрь 285943 182832 63,9
Декабрь 439509 216467 49,2
_____________________________________________________________________
*) С учетом изменений размера месячной тарифной ставки 1-го разряда
Увеличение заработной платы педагогических работников в сентябре вызвано в основном увеличением тарифной ставки 1-го разряда оплаты труда с 1 июля 1994 года в 1,4 раза (что составляет 94% от общей суммы увеличения средней заработной платы), а также ежегодной перетарификацией работников образования в связи с завершением аттестации кадров в 1993/1994 учебном году в соответствии с областным Положением "Об аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Свердловской области" (п. 2 постановления главы администрации области от 31.12.92 г. N 260), что составляет 6% от общей суммы увеличения средней заработной платы.
Из 121500 педагогов Свердловской области на 1 сентября 1994 года прошло аттестацию 10725 человек (8,83%). Присвоено квалифицированных категорий (табл. 2).
Таблица 2
Число педагогов,
имеющих повышенные разряды оплаты труда по результатам очередной аттестации
_____________________________________________________________________
Высшая 1-я 2-я 3-я
(14-16 разряды) (13 р.) (12 р.) (7-11 р.)
_____________________________________________________________________
3,4% 26,9% 41,6% 28,1% - от общего
числа аттес-
тованных
0,3% 2% 3,7% 2,5% - от общего
числа педа-
гогов
_____________________________________________________________________
К 1 сентября 1995 года очередную аттестацию пройдут еще около 22000 педагогов, и аттестованных педагогов станет 25%. Необходимо отметить, что высокопрофессиональные педагоги прошли аттестацию первыми, и число работников, имеющих высокие разряды, в дальнейшем будет расти медленнее (прогноз на 1998 год: 14-16 разряды - 1,5%, 13 разряд - 20%, 12 разряд - 35%, 7-11 разряды - 43,5%).
В сравнении с результатами внеочередной аттестации (по данным на 1 октября 1993 года) этот процесс характеризуется перераспределением количества педагогов, имеющих повышенные разряды (табл. 3).
Таблица 3
Число педагогических работников,
имевших повышенные разряды оплаты труда по результатам внеочередной аттестации
_____________________________________________________________________
14-16 разряды 13 р. 12 р.
_____________________________________________________________________
7,1% 10,63 10,92% - от общего числа
педагогов
_____________________________________________________________________
Всего на 1 октября 1994 года в Свердловской области имели повышенные разряды оплаты труда (по результатам очередных и внеочередных аттестаций, с учетом результатов прошедшей с 1 сентября 1994 года тарификации) (таблица 4):
Таблица 4
Число педагогических работников,
имеющих повышенные разряды оплаты труда
_____________________________________________________________________
14-16 разряды 13 р. 12 р.
_____________________________________________________________________
5,5% 9,6 14,7% - от общего числа
педагогов
_____________________________________________________________________
Очевидно, что значительная доля расходов на заработную плату работников образования связана с действующими до 1 сентября 1995 года повышенными разрядами оплаты труда, установленными при внеочередной аттестации (хотя вопрос о пролонгировании разрядов решался местными органами самоуправления, исходя из финансовых возможностей территорий).
Несмотря на региональные коэффициенты, определяемые областным Положением об аттестации (коэффициенты 1,1 - к заработной плате педагога 3 квалификационной категории, 1,5-2 категории, 1,8-1 категории, 2 - высшей категории), общий объем дополнительного финансирования, связанного с введением коэффициентов, не велик по сравнению с объемом финансирования, необходимым для оплаты труда педагогов, имеющих повышенные разряды по формальным показателям (то есть по результатам внеочередной аттестации 1991/1992 года).
Так, например, из представленных статистических данных следует, что педагогам, имеющим разряды оплаты труда с 14 по 16 общий объем расходов на заработную плату составляет: 10% - на заработную плату аттестованных работников, 90% - на заработную плату работников, имеющих повышенные разряды по результатам внеочередной аттестации.
По ориентировочным расчетам прекращение действия только 14-16 разрядов оплаты труда учителей общеобразовательных школ, присвоенных по результатам внеочередной аттестации, и установление им 11 разряда оплаты труда в соответствии с ЕТС повлекло бы экономию фонда заработной платы по этой категории работников в масштабах области 1 млрд. 842 млн. 975 тыс. рублей в год (без учета территориальных надбавок, устанавливаемых местными администрациями). В то же время выплата заработной платы с учетом региональных коэффициентов по результатам очередных аттестаций для этой категории работников влечет дополнительные расходы (326 человек по высшей квалификационной категории) 824 млн. рублей в год (без учета территориальных надбавок). При этом надо учитывать, что среди педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, учителей общеобразовательных школ большинство - 97%, затраты на финансирование результатов аттестации других групп педагогов будут на порядок ниже.
Регионально повышенные коэффициенты к тарифным ставкам педагогических работников, устанавливаемые по результатам аттестации, на сегодня являются мощным стимулом, заставляющим педагогов совершенствовать свое мастерство. Средняя заработная плата педагога, имеющего 1 квалификационную категорию, на сегодня в среднем в 2 раза выше, чем у педагога, имеющего 3 категорию. Это серьезный стимул, и постановление главы администрации Свердловской области от 31.12.92 г. N 260, предполагающее установление этого соотношения ("в 2-3 раза"), выполняется.
Но даже обеспечение финансирования результатов аттестации не позволяет реализовать Указ Президента РСФСР "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", предполагающий доведение средней заработной платы учителей и других педагогических работников до уровня промышленности".
На основании представленных данных и наблюдаемых тенденций можно сделать прогноз на 1998 год (предполагается 100%-е прохождение очередной аттестации педагогическими работниками и установление им тарифных разрядов: 14-16 разряды - 1,5%, 13 разряд - 20%, 12 разряд - 35%, 7-11 разряды - 43,5%): доля увеличения средней заработной платы педагогических работников, вызванная результатами аттестации, составит 50%. В этом случае средняя заработная плата работников образования будет приблизительно равной этому показателю в промышленности.
Анализ состояния финансирования по ряду территорий показывает, что наибольшие трудности с выплатой повышенных территориальных коэффициентов к тарифным ставкам и должностным окладам работников образования возникают в тех территориях, где сохраняются повышенные разряды оплаты труда, установленные при внеочередной аттестации педагогических работников. Поэтому считаем необоснованными решения ряда местных администраций о сокращении или снятии повышенных коэффициентов к тарифным ставкам педагогов, подтвердивших свой профессионализм при прохождении очередной аттестации.
Представленные данные позволяют сделать выводы: во-первых, о необходимости изыскания средств для улучшения материального положения педагогических работников, во-вторых, аттестация кадров с введением областным коэффициентов за квалификационные категории позволяет рационально использовать средства, отпускаемые на финансирование образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Свердловской области от 7 июля 1995 г. N 383 "О финансировании результатов аттестации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.