Учитывая чрезвычайную наркоситуацию, сложившуюся в г. Екатеринурге и рассмотрев проект программы, Екатеринбургская городская Дума решила:
1. Поддержать инициативу муниципального центра "Холис" и принять Программу в первом чтении.
2. Направить данную Программу в администрацию города (Матвееву М.Н.) ГУЗ, ФБУ, УВД, ГУНО на доработку, с вынесением ее на рассмотрение следующей сессии городской Думы.
3. Принять обращение к гражданам города с просьбой вложить свои средства на счет организации "Молодежь против наркотиков", на Программу "Комплексной профилактики наркомании, социальной и медико-психологической реабилитации наркоманов, токсикоманов и их родственников".
4. Контроль за использованием собранных средств возложить на комиссию по социальной политике.
5. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на комиссию по социальной политике.
Глава города |
А.М. Чернецкий |
Пояснительная записка
о проекте комплексной программы профилактики наркомании
в г. Екатеринбурге
I
В Екатеринбурге и Уральском регионе сложилась чрезвычайная наркоситуация. По данным Екатеринбургского ГУВД рост числа несовершеннолетних, задержанных за употребление наркотических и иных дурманящих веществ за 6 месяцев 1994 г., составил 33,7%. Максимальное количество употребляющих наркотики приходится на возраст 16 лет. В результате легализации потребления наркотиков расширяется число употребляющих их лиц во всех социальных группах, усугубляются социальные последствия наркотизации населения. Наркомания, иные химические зависимости, связанные с ними преступления приобрели устойчивый характер.
Резко возросло число лиц, допускающих нерегулярное употребление наркотических веществ, что представляет особую опасность. Страшным социальным злом является распространение наркомании среди детей и молодежи. Употребление наркотических веществ, особенно в раннем возрасте, приводит к ухудшению физического состояния человека, возрастанию смертности, снижению рождаемости, росту числа суицидов и их попыток.
Очевидна необходимость чрезвычайных действий по комплексной профилактике наркомании, повышению эффективности системы лечения и реабилитации наркобольных. Такие мероприятия возможны в рамках целевых программ органов власти разных уровней при их безусловной координации.
Учитывая реальные ресурсы органов местного самоуправления Екатеринбурга в проекте программы предлагается сосредоточить усилия на создании системы профилактики наркомании и иных зависимостей. При разработке программных предложений для Свердловской области, Екатеринбурга, районов и микрорайонов Екатеринбурга предусматривается координация программ.
II
Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (постановление Верховного Совета РФ N 5494-1 от 22 июля 1993 г.). Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы" (Постановление Правительства РФ N 542 от 03 июня 1995 г.) одним из основных направлений деятельности определяют профилактику злоупотребления наркотическими средствами.
В Свердловской области, в Екатеринбурге действует ряд ведомств и учреждений, прямо или косвенно решающих задачу борьбы с наркоманией. Однако профилактика наркомании (и иных зависимостей) не стала для них основной. Вместе с тем, профилактика наркомании позволяет за счет применения методов косвенного и опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотических веществ резко сократить социальную базу потребителей наркотиков и оградить большинство населения от негативного влияния наркомании.
Под профилактикой наркомании и иных зависимостей понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:
- реализацию методов раннего выявления групп населения с повышенным риском химических и иных зависимостей;
- создание обучающих программ для подготовки квалифицированных психологов, психотерапевтов, социальных работников и педагогов, проводящих профилактические и реабилитационные мероприятия с группами повышенного риска с учетом особенностей территории;
- подготовку кадров для профилактической и реабилитационной деятельности;
- реализацию реабилитационных межведомственных программ;
- просветительскую деятельность;
- организацию деятельности территориальных общественных объединений граждан (органов территориального самоуправления) по месту жительства;
- содействие общественным организациям и объединениям граждан, благотворительным фондам и иным организациям, ведущим просветительскую, лечебно-реабилитационную, правоохранительную деятельность по пресечению распространения наркомании;
- формирование общественного мнения для борьбы с наркоманией и повышение гражданской активности населения;
- сбор, учет и обработку информации по конкретной территории; анализ развития наркоситуации на конкретной территории;
- координацию использования финансовых, материальных, организационных ресурсов территории в целях борьбы с зависимостями.
Комплекс профилактических мероприятий не может быть реализован без учета особенностей жизненного, социального стереотипа населения, проживающего на локальной территории, и участия органов местного (территориального) самоуправления. Профилактика наркомании является приоритетом деятельности первичных звеньев системы органов местного самоуправления. Учитывая их компетенцию и ресурсы, создание территориальных систем комплексной профилактики наркомании, социальной и медико-психологической реабилитации наркоманов, токсикоманов и их родственников (далее - системы профилактики - СП) становится основной целью локальных (территориальных) программ.
Задачами территориальной СП являются:
- оперативный сбор, учет и обработка информации по наркоситуации в районе с учетом особенностей территории;
- анализ развития наркоситуации, выработка предложений для корректировки долгосрочных программ разных уровней;
- реализация методов раннего выявления потребителей наркотических средств;
- реализация методов раннего выявления групп населения с повышенным риском химических и иных зависимостей;
- переподготовка кадров педагогов, воспитателей, социальных работников системы образования и социальной защиты по обучающим профилактическим и реабилитационным программам;
- юридическая помощь наркобольным и их родственникам;
- целенаправленная просветительская деятельность, включая использование действующих и собственных СМИ;
- формирование общественного мнения для борьбы с наркоманией, повышение гражданской активности населения;
- разработка проектов нормативно-правовых актов, осуществление мер по их своевременному рассмотрению;
- организационное обеспечение деятельности служб и подразделений органа местного самоуправления по вопросам профилактики наркомании и работе с детьми и подростками;
- повышение эффективности использования финансовых, материальных, организационных ресурсов, направляемых для реализации программы района;
- создание необходимых и достаточных условий для работы территориальных комплексных профилактических и реабилитационных центров;
- организация деятельности территориальных общественных объединений граждан (органов территориального самоуправления) по месту жительства;
- содействие общественным организациям и объединениям граждан, благотворительным фондам и иным организациям, ведущим просветительскую, лечебно-реабилитационную, правоохранительную деятельность по пресечению распространения наркомании.
СП для локальной территории (микрорайона, поселка) представляет собой территориальный комплексный профилактический и реабилитационный центр (далее - ТКЦ), задачей которого является непосредственное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, разработанных с учетом конкретных особенностей локальной территории.
СП на уровне района в городе включает в себя центр переподготовки кадров, службу формирования общественного мнения, организационно-управленческую группу (координирующую деятельность ТКЦ), районный базовый стационар комплексной медико-социальной реабилитации и профилактики, реабилитационный стационар (для Октябрьского района Екатеринбурга как модельной площадки).
Задачами Екатеринбургской городской СП являются:
- учет и обработка информации по наркоситуации в городе;
- анализ развития наркоситуации, выработка предложений для корректировки долгосрочных программ разных уровней;
- переподготовка кадров педагогов, воспитателей, социальных работников системы образования и социальной защиты по обучающим профилактическим и реабилитационным программам;
- юридическая помощь наркобольным и их родственникам;
- координация просветительской (антинаркотической пропагандистской) деятельности;
- формирование общественного мнения для борьбы с наркоманией;
- разработка проектов нормативно-правовых актов, включая акты, обеспечивающие деятельность территориальных комплексных профилактических и реабилитационных центров; осуществление мер по их своевременному рассмотрению;
- содействие общественным организациям и объединениям граждан, благотворительным фондам и иным организациям, ведущим просветительскую, лечебно-реабилитационную, правоохранительную деятельность по пресечению распространения наркомании.
Исходя из этого, городская СП включает в себя курсы переподготовки кадров, службу формирования общественного мнения, организационно-управленческую группу, городской реабилитационный стационар.
Постановлением Главы города Екатеринбурга от 12 марта 1997 г. N 162 принята программа "Комплексная профилактика наркомании, токсикомании и иных зависимостей, социальной и медико-психологической реабилитации наркоманов, токсикоманов и их родственников"
Комплексная программа
профилактики наркомании, социальной и медико-психологической реабилитации наркоманов, токсикоманов и их родственников
План мероприятий
Екатеринбургской городской Думы и Администрации г. Екатеринбурга в 1996 г.
/----------------------------------------------------------------\
| N | Мероприятие |Срок |Исполн. |Соисполн.|
|----+---------------------------------+------+--------+---------|
| 1 |Нормативно-правовое обеспечение | | | |
| | | | | |
|1.1 |Принятие городской Думой решения |май |Ком. по |КДМ. |
| |об утверждении и финансировании |1996 |соц.защ.|Бюдж.ком.|
| |программы профилактики наркомании| |(проект | |
| | | |решения)| |
|1.2 |Принятие решения городской Думы |май |Ком. МСУ|Гор. Адм.|
| |"О порядке опубликования |1996 |(проект | |
| |материалов по антинаркотической | |решения)| |
| |пропаганде в СМИ города" | | | |
|1.3 |Принятие решения ЕГД "Об |июнь |Ком. МСУ|Гор. Адм.|
| |использовании рекламного |1996 |(проект |Ком. по |
| |пространства города для | |решения)|соц. защ.|
| |социальной рекламы" | | | |
|1.4 |Принятие решения ЕГД о "Положении|май |Ком. МСУ| |
| |о территориальном общественном |1996 | | |
| |совете по профилактике | | | |
| |наркомании" | | | |
| | | | | |
| 2 |Содействие в организации | | | |
| |территориальных комплексных | | | |
| |центров профилактики | | | |
| | | | | |
|2.1 |Утверждение "Положения о |май |СП-город|ГУЗО |
| |территориальном комплексном |1996 |МЦ Холис|ГорУСЗ |
| |центре профилактики и | |КДМ | |
| |реабилитации" (ТКЦ) | | | |
|2.2 |Создание обучающих программ для |июнь |МЦ Холис|УМА, |
| |подготовки квалифицированных |1996 | |УрГУ, |
| |психологов, психотерапевтов, | | |ГУЗО, |
| |социальных работников педагогов, | | |ГУО, КДМ |
| |проводящих реабилитационные | | |ГорУСЗ |
| |мероприятия в ТКЦ | | | |
|2.3 |Разработка методических |июнь |МЦ Холис|ГУЗО, |
| |рекомендаций и должностных |1996 |КДМ |ГУО, |
| |инструкций для сотрудников ТКЦ | |СП-город|ГорУСЗ |
|2.4 |Создание постоянных курсов |июль |СП-город|ГУО, ГУЗО|
| |обучения педагогов и воспитателей|1996 |МЦ Холис|КДМ, |
| |способам ведения | | |ГорУВД |
| |антинаркотической | | | |
| |профилактической пропаганды: | | | |
| |- организация занятий по месту |июль -|Курсы, |РОО, |
| |жительства специалистами курсов; |декаб.|МЦ Холис|райУСЗ |
| |- подготовка специалистов для |1996 | |РОО, |
| |создания филиалов курсов по месту| |Курсы |РайУСЗ |
| |жительства | | | |
|2.5 |Создание при действующих |июль -|СП-район|ГорУСЗ |
| |досуговых учреждениях (клубах по |октябрь КДМ |РайУСЗ |
| |месту жительства, учреждениях |1996 | |ОО МпН |
| |культуры и т.п.) территориальных | | |ТОС |
| |клубов реабилитации наркоманов и | | | |
| |их родственников | | | |
|2.6 |Создание городского клуба |август|СП-город|ОО МпН |
| |реабилитации наркоманов и |1996 |КДМ | |
| |токсикоманов (ГКРН) | | | |
|2.7 |Создание городской |май |СП-город|КДМ, гор |
| |специализированной юридической |1996 |СП-район|коллегия |
| |консультации для обеспечения | | |адвокатов|
| |правовой защиты наркоманов, | | |отд. Адм.|
| |токсикоманов и их родственников | | |органов, |
| | | | |ГорУВД |
| | | | | |
| 3 |Формирование общественного мнения| | | |
| | | | | |
|3.1 |Создание городской службы по |июнь |СП-город|ГУО, |
| |разработке информационно- |1996 |МЦ Холис|ГУЗО, |
| |пропагандистских материалов по | | |КДМ |
| |профилактике наркомании | | | |
|3.2 |Разработка тематики |июнь |Сл. инф.| |
| |информационных сообщений для СМИ |1996 |МЦ Холис| |
|3.3 |Разработка информационных |июнь |Сл. инф.|ГорУВД, |
| |сообщений и лекционных циклов для|далее | |ГУЗО, |
| |распространения их через СМИ |в теч.| |ГУО, КДМ |
| |города: |1996 | | |
| |- опубликование информационных |года | | |
| |сообщений в городских газетах; | | | |
| |- опубликование информационных | | | |
| |сообщений по городской радиосети;| | | |
| |- опубликование информационных | | | |
| |сообщений на ТВ. | | | |
|3.4 |Издание методического пособия и |сентяб|Сл. инф.|ГУО, ГУЗО|
| |сборника информационно- |1996 |МЦ Холис|КДМ |
| |пропагандистских материалов | | | |
|3.5 |Создание печатного издания, |май |ОО МпН |КДМ, |
| |специализирующегося на вопросах |1996 | |ЕКУГИ |
| |профилактики наркомании (СМИ-П) | | | |
|3.6 |Создание лекционно- |июнь |Сл. инф.|ГУО, |
| |пропагандистской группы для |1996 |МЦ Холис|ГУЗО, |
| |ведения лекционных циклов на базе| | |ГорУВД |
| |культурно-досуговых и | | | |
| |образовательных учреждений города| | | |
|3.7 |Проведение лекционных циклов на |май- |СП-город| |
| |базе культурно-досуговых и |декабрь | |
| |образовательных учреждений города|1996 | | |
|3.8 |Разработка элементов |август|ГУО |РОО, |
| |антинаркотической пропаганды и |1996 |МЦ Холис|УМА, ГУЗО|
| |профилактики и включение их в | | | |
| |базисные учебные планы | | | |
| |образовательных учреждений | | | |
|3.9 |Разработка цикла лекций и |июнь |ГУО |ГУЗО, КДМ|
| |практических занятий для |1996 |Сл. инф.|ГорУВД |
| |родителей и родственников детей и| |МЦ Холис| |
| |подростков по способам ведения | | | |
| |антинаркотической | | | |
| |профилактической пропаганды | | | |
|3.10|Организация практических занятий |август|Сл. инф.| |
| |для родителей и родственников |1996 |РОО, КДМ| |
| |учащихся образовательных | | | |
| |учреждений всех видов по | | | |
| |профилактике наркомании | | | |
|3.11|Издание массового методического |сентяб|Сл. инф.|КДМ |
| |пособия для родителей и |1996 | | |
| |родственников детей и подростков | | | |
| |по способам ведения | | | |
| |антинаркотической | | | |
| |профилактической пропаганды | | | |
|3.12|Разработка лекционных циклов для |июнь |Сл. инф.| |
| |ведения просветительской |1996 | | |
| |деятельности силами | | | |
| |общественности | | | |
| | | | | |
| 4 |Взаимодействие с общественными | | | |
| |объединениями и организациями | | | |
| | | | | |
|4.1 |Создание механизма содействия |май |ОО МпН | |
| |общественным объединениям и |1996 |КДМ | |
| |организациям города, ведущим | | | |
| |деятельность в сфере профилактики| | | |
| |наркомании | | | |
|4.2 |Обеспечение деятельности филиалов|май- |СП-город| |
| |(отделений) общественной |декабрь КДМ | |
| |организации "Молодежь против |1996 |ОО МпН | |
| |наркотиков" | | | |
| | | | | |
| 5 |Обеспечение деятельности | | | |
| |городского реабилитационного | | | |
| |стационара | | | |
| | | | | |
| |Примечание: Городской | | | |
| |реабилитационный стационар (ГРС) | | | |
| |предлагается территориально | | | |
| |разместить в Октябрьском районе | | | |
| |(как модельной площадке). | | | |
| |При этом ГРС совмещает функци | | | |
| |городского и районного стационара| | |
| | | | | |
|5.1 |Разработка "Положения о городском|май |СП-город|ГУО, ГУЗО|
| |реабилитационном стационаре" |1996 |МЦ Холис|ГорУВД |
| |(ГРС) | | | |
|5.2 |Предоставление нежилого помещения|июнь |ЕКУГИ |КДМ, |
| |для размещения ГРС |1996 |СП-город|МЦ Холис |
|5.3 |Оборудование помещений ГРС, |июнь |СП-город|МЦ Холис |
| |приобретение оргтехники, |1996 |КДМ | |
| |микроавтобуса | | | |
|5.4 |Проведение проектных работ по |август|СП-город| |
| |строительству специализированного|1996 |МЦ Холис| |
| |комплекса ГРС | | | |
|5.5 |Организация службы социально- |август|СП-город|УМА, |
| |психологического мониторинга для |1996 |СП-район|ГУЗО, |
| |оперативной корректировки | | |ГУО |
| |профилактических и | | | |
| |реабилитационных мероприятий | | | |
|5.6 |Организация районных отделений | - |СП-город| |
| |ГРС | | | |
|5.7 |Организация загородного отделения| | | |
| |ГРС: | | | |
| |- предоставление |июль |СП-город|КДМ, |
| |законсервированного |1996 |ЕКУГИ |ГУО |
| |(неиспользуемого) | | | |
| |оздоровительного лагеря | | | |
| |(пансионата, дома отдыха) в | | | |
| |пригородной зоне Екатеринбурга | | | |
| |для отделения ГРС; | | | |
| |- ремонт сооружений, приобретение|сентяб|СП-город| |
| |необходимого оборудования; |1996 | | |
| |- обучение персонала загородного |август|Курсы | |
| |отделения ГРС |1996 |МЦ Холис| |
| | | | | |
| 6 |Лечебно-профилактические | | | |
| | мероприятия | | | |
| | | | | |
|6.1 |Предоставление в ЛПУ города 35-ти|август|ГУЗО | |
| |койко-мест для проведения |1996 |СП-город| |
| |детоксикации наркобольных | | | |
|6.2 |Приобретение медикаментов для |август|ГУЗО | |
| |лечебных процедур |1996 | | |
|6.3 |Совершенствование существующих |май- |ГУЗО,ф-т| |
| |методов лечения наркоманов и |декаб.|усоверш.| |
| |токсикоманов за счет внедрения |1996 |врачей, | |
| |системы мер психо-социальной | |УМА, | |
| |реабилитации | |МЦ Холис| |
| | | | | |
| 7 |Организационные мероприятия | | | |
| | | | | |
|7.1 |Создание коллегии при Главе |май |М. Н. | |
| |города по исполнению городской |1996 |Матвеев | |
| |программы профилактики наркомании| | | |
|7.2 |Рассмотрение на коллегии хода |еже- |М. Н. | |
| |исполнения программы |кварта|Матвеев | |
|7.3 |Обеспечение работы коллегии: |льно |М. Н. | |
| |- предоставление информационных |по гра|Матвеев | |
| |справок об объемах финансирования|фику | | |
| |программы; |работы| | |
| |- предоставление информационных |колле-| | |
| |справок о проделанной работе в |гии | | |
| |рамках городской программы | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Дополнения.
1. Исполнение профилактических мероприятий Городским Управлением
Внутренних Дел проводится в соответствии планами, разрабаты-
ваемыми ГорУВД самостоятельно.
2. Общественная организация "Молодежь против наркотиков" обеспе-
чивает взаимодействие различных религиозных конфессий, дейст-
вующих в г. Екатеринбурге, в рамках настоящей программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Екатеринбургской городской Думы от 04.04.96 N 34/12 "О Программе "Комплексная профилактика наркомании, социальной и медикопсихологической реабилитации наркоманов, токсикоманов и их родственников"
Текст решения официально опубликован не был