Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Свердловской области от 22 февраля 1996 г. N 122-п "Об утверждении программы "Радон"

2. Финансирование программы "Радон" в 1996-1997 гг. осуществлять за счет областного экологического фонда. Предусмотреть в годовой смете расходования облэкофонда на 1996 год 390 млн. рублей на реализацию указанной программы.

3. Рекомендовать главам администраций городов и районов области предусмотреть финансирование мероприятий программы "Радон" за счет территориальных бюджетов, местных экофондов и средств предприятий.

4. Определить головным исполнителем программы "Радон" областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по экономике Правительства области (Ковалева Г.А.) и заместителя председателя Правительства Крысова В.А.

 

Председатель Правительства Свердловской области

В. Трушников

 

Областная Программа
неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения на 1996-1997 годы (программа "Радон")
(утв. постановлением Правительства Свердловской области от 22 февраля 1996 г. N 122-п)

 

Областная программа неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения на 1996-1997 годы разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Радон", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 809, и является дополнением и развитием программы "Радиоэкология Свердловской области", утвержденной Правительством области, от 30.12.92 г.

 

1. Обоснование Программы

 

Естественный радиационный фон территории области характеризуется достаточно высокой мозаичностью и вариабельностью, обусловленной включением в геологические комплексы пород радионуклидов природного происхождения (радий-226, радон-222, свинец-210, уран-238, торий-232 и др.), в значительной мере определяющих эффективную эквивалентную дозу внутреннего и внешнего облучения.

Радиационная нагрузка от радионуклидов природного происхождения является достаточно высокой: на территории области сосредоточено более 1000 локальных скоплений естественной радиоактивной минерализации урановой, ториевой и уран-ториевой природы; расположено около 350 водоисточников, имеющих экологически значимые концентрации естественных радионуклидов (ЕРН), приближающиеся к предельно допустимым нормам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в частности: для урана - 1.10 (-5) г/л и выше, для радия 4.10(-12) г/л и выше, для радона 110 БК/л и выше.

Потенциально опасными являются около 120 объектов, расположенных в основном вблизи населенных пунктов. Среди них скопления радионуклидов в рудах разрабатываемых и законсервированных месторождений (железа, меди, золота, редких металлов), в горных породах кислого состава (гранитах, гнейсах, пегматитах, кварцевых порфирах, липаритах), известняках, которые разрабатываются на стройматериалы или могут стать объектом добычи в будущем. Известны также скопления радионуклидов в торфе, который может быть использован населением в качестве удобрения и топлива. Некоторая часть скоплений ЕРН уже подвергалась переработке в хозяйственных целях (бывшие захоронения моноцитовых песков в пос. Озерный Режевского района, отвалы карьеров и шахт горного производства, отходы производства металлургии редких металлов в пос. Двуреченск Сысертского района), но по-прежнему оказывают радиационное воздействие на население и окружающую среду.

Ежегодное образование сотен тысяч тонн золотошлаковых отходов от угольных теплоэлектростанций с повышенным содержанием естественных радионуклидов, а также промышленных отходов и отвалов предприятий, перерабатывающих минеральное сырье (алюминиевые, медеплавильные, металлургические предприятия), создает дополнительную радиационную нагрузку на население и окружающую природную среду.

Разработка карьеров стройматериалов с повышенным содержанием ЕРН (Режевской, Головыринский, Шарташский и др.) и использование стройматериалов без регламентации их радиационных характеристик при строительстве зданий и сооружений ведут к увеличению лучевой нагрузки на население.

Геолого-геофизические особенности территории области обуславливают повышенное выделение в атмосферу и помещения зданий радона и продуктов его распада, создающих основную дозу (до 70%) облучения от всех природных источников облучения населения. Радоноопасные территории в заселенных районах по некоторым оценкам могут достигать 10% площади.

Учитывая, что накопленная эффективная доза облучения населения в подавляющем большинстве районов Урала обусловлена, прежде всего, радоном и дочерними продуктами его распада (ДПР), крайне важной практической работой по ограничению облучения населения является составление карты районирования территорий области по уровням радоновыделения (по рейтингу радонового потенциала).

Результаты исследований, проведенных в 1994 г. в рамках программы "Радиоэкология Свердловской области", подтверждают существующую для проживающего на территории Свердловской области населения проблему радона и необходимость ее дальнейшего изучения и решения. Объемная активность радона в 30% от числа обследованных объектов имеет значения 100 Бк/куб. м и выше, что позволяет их отнести к радоноопасным. Из них в 11% случаев встречаются объекты с превышением безопасного критерия проживания по радоновому фактору, что требует принятия защитных мер.

Проблема ограничения облучения людей от природных источников относится и к профессионалам, работающим на всех горных выработках. Кроме того, воздействию ионизирующего излучения подвергаются работники ряда промышленных предприятий области, использующих или перерабатывающих минеральное сырье и его концентраты (ферросплавные заводы, Свердловский керамический, Богдановичский фарфоровый заводы, НТМК и др.).

Неблагоприятная радиоэкологическая обстановка в области формирует фактически дозовую нагрузку для различных групп населения, медико-биологические последствия которой до конца не ясны.

Известно, в частности, что радон и его дочерние продукты в зависимости от концентрации и экспозиции воздействия на человека могут провоцировать или увеличивать риск онкологических заболеваний. Изучение и оценка медико-биологических последствий уровней воздействия ионизирующих излучений на население, выделение групп риска необходимы для разработки и проведения специальных клинико-эпидемиологических исследований и медико-профилактических мероприятий.

Реализация программы "Радон" на территории области позволит предотвратить техногенное загрязнение окружающей среды природными радионуклидами и минимизировать их вредное воздействие на население и производственный персонал области.

2. Основные направления Программы

 

В 1996-1997 гг. выполняются следующие основные направления первого этапа неотложных мер по снижению облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения (согласно приложению к программе):

2.1. Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых домов, детских дошкольных, школьных и лечебных учреждений, а также народно-хозяйственных объектов на территориях, определенных как радоноопасные, с целью выявления критических групп (группы риска, доза облучения которых от природных источников превышает гигиенические нормативы или имеет наибольшую величину по сравнению с контрольной).

2.2. Завершение радиационно-геологического обследования (съемки) и районирования территорий области, районов и населенных пунктов с целью выделения радоноопасных площадей и участков.

2.3. Методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение проводимых работ. Оснащение исполнителей программы необходимыми приборами и оборудованием.

2.4. Подготовка к клинико-эпидемиологическим исследованиям состояния здоровья населения и производственного персонала, подвергающихся наибольшему воздействию ионизирующего излучения от природных и техногенно измененных природных источников. Разработка прогноза отдаленных последствий.

2.5. Создание системы мониторинга за всеми дозообразующими природными источниками облучения и его информационного обеспечения.

3. Механизм и результаты реализации Программы "Радон"

 

3.1. Организация работ по программе "Радон" возлагается на ОблЦГСЭН и Облкомприроды, а приемка работ - на Управление по экологии и природопользованию Комитета по экономике Правительства области и Координационный совет по природопользованию и экологии при Правительстве Свердловской области.

3.2. Реализация программы неотложных мер финансируется из бюджетных и внебюджетных средств на основании договоров между Заказчиком и основными исполнителями.

3.3. При включении исполнителей областной программы в качестве соисполнителей работ по Федеральной программе финансирование проводится за счет средств Федерального бюджета.

3.4. В ходе реализации программы неотложных мер "Радон" будут:

- завершены работы по районированию и оконтуриванию радиационно опасных по природным источникам облучения территорий и населенных пунктов области;

- выявлены контингенты риска среди населения и профессионалов, подвергшихся наибольшему облучению от природных источников с оценкой индивидуальных и коллективных доз облучения;

- выполнены клинико-эпидемиологические исследования состояния здоровья большей части групп риска населения и производственного персонала;

- разработаны и внедрены первоочередные мероприятия по снижению облучения критических групп населения и производственного персонала;

- сформирована единая система мониторинга за дозообразующими природными факторами;

- создана система подготовки и переподготовки кадров.

4. Социально-экономический эффект

 

Выполнение 1-го (настоящего) и 2-го (разработка и внедрение защитных мероприятий) этапов программы "Радон" позволит снизить коллективную дозу облучения населения и производственного персонала от ЕРН, в т. ч. радона и ДПР, на 20-30% или в прогнозе 1000 чел. - зивертов, что предотвратит, согласно публикациям Международного комитета по радиационной защите (МКРЗ), более 50 смертей от злокачественных новообразований.

С учетом стоимости 1 чел. - Зв (зиверта) коллективной дозы, применяемой в развитых странах мира (США, Япония) и равной 4000 долларов (эффект от уменьшения числа смертей от злокачественных новообразований и наследственных дефектов и др.), ожидаемый социально-экономический эффект от внедрения 1-го и 2-го этапов программы "Радон" составит 4,0-4,5 млн. долларов.

Программа "Радон"

 

Головной исполнитель - Областной центр госсанэпиднадзора (ОблЦГСЭН)

 

Таблица 1

 

N
пп
Содержание
этапов
работ
Исполнитель Сроки Источник финанси-
рования, стоимость
финансирования по
годам, млн. руб.
Достигаемый
результат
1996 1997 Всего
1 2 3 4 5 6 7 8
1















2















3
























4








5
Радиационно-
гигиеническ.
обследование
жилых домов
и др.
объектов на
радоноопасн.
территориях








Завершение
радиационно-
-геологичес-
кого
обследования
и
районирова-
ния
территории
области






Методическ.,
метрологич.
и
аппаратурное
обеспечение
проводимых
работ


















Клинико-эпи-
демиологиче-
ские
исследования





Мероприятия
по
информацион-
ному
обеспечению
мониторинга
за всеми
дозообразую-
щими
природными
источниками
излучения
ОблЦГСЭН,
Облкомпри-
роды













ОблЦГСЭН,
Облкомпри-
роды













ОблЦГСЭН,
Облкомпри-
роды






















ОблЦГСЭН








ОблЦГСЭН,
Облкомпри-
роды
1996-
1997














1996-
1997














1996-
1997























1996-
1997







1996-
1997
 Областной экофонд
      |     |      
  125 | 200 | 325  
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
  Областной экофонд
      |     |      
   45 |  25 |  70  
      |     |      
  Местные экофонды 
      |     |      
   60 |  30 |  90  
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
  Областной экофонд
      |     |      
  125 | 100 |  225 
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
  Областной экофонд
      |     |      
   50 |  65 |  115 
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
  Областной экофонд
      |     |      
   45 |  30 |   75 
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
 
Получение
информации
по уровням
дозовых
нагрузок
от радона
в регионе.
Определение
критических
групп
населения,
подвержен.
максимальн.
дозовым
нагрузкам

Получение
информации
по
наиболее
потенц.
радоно-
опасным
территор.
Определение
приоритетн.
населенных
пунктов
при
планирован.
обследован.

Обеспечение
исполните-
лей
аппарату-
рой,
внесенной в
Государст-
венный
реестр
средств
измерения
радона.
Обеспечение
исполните-
лей
утвержден-
ными
методиками
измерений.
Своевре-
менная
поверка
средств
измерений

Определение
связи
заболевае-
мости
населения
с дозовыми
нагрузками
от радона

Обеспечение
единства
информаци-
онного
обеспечения
проводимых
работ и
создание
информаци-
онной базы
для
будущих
исследова-
ний по
влиянию
всех
радиацион-
ных
факторов на
население
ИТОГО:

В том числе:

Облэкофонд

Местные
экофонды
    450



390


60
450



420


30
900



810


90
 

 

Таблица 2

 

Радиационно-гигиеническое обследование жилых домов, детских дошкольных, школьных и лечебных учреждений, а также народнохозяйственных объектов

 

     Головной исполнитель - Областной центр госсанэпиднадзора
                            (ОблЦГСЭН)

 

N
пп
Мероприятия Источник финанси-
рования, стоимость
финансирования по
годам, млн. руб.
Достигаемый
результат
1996 1997 Всего
1 2 3 4 5 6
1

















2



















3







4



























5
Обследование
радиационной
обстановки,
обусловленной ЕРН в
жилых домах, детских
дошкольных
учреждениях в
населенных пунктах,
расположенных на
выявленных
радоноопасных
территориях области.
Определение
критических групп
населения (98 нас.
пунктов в 26 районах
области)

Обследование
радиационной
обстановки,
обусловленной ЕРН, в
населенных пунктах на
территориях,
подвергшихся
загрязнению
искусственными
радионуклидами
(Каменский,
Богдановичский и
Камышловский районы),
а также техногенному
загрязнению
естественными
радионуклидами
(Озерной, Костоусово,
Двуреченск)

Определение
концентраций радона и
радия-226 в питьевой
воде критических
населенных пунктов
(250 водоисточников)


Обследование
радиационной
обстановки на
предприятиях
горнодобывающей
промышленности (9
шахт и карьеров);
перерабатывающей и
использующей
минеральное сырье и
его концентраты (13
предприятий); 6
карьеров
стройматериалов
II-III классов с
определением путей
использования и
реализации продукции;
определение продукции
и отходов
производства с
повышенным
содержанием ЕРН.
Радиационно-гигиенич.
обследование
санаторно-курортных
учреждений

Разработка и
внедрение мероприятий
по ограничению
облучения критических
групп населения и
производственного
персонала от
природных источников
ионизирующего
излучения
 Облэкофонд
      |     |      
   75 | 150 |  225 
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
    Облэкофонд     
      |     |      
   15 | 20  | 35   
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
     Облэкофонд    
      |     |      
   30 | 20  | 50   
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
   75 | 85  |160   
      |     |(сред-
      |     |ства  
      |     |пред- 
      |     |прия- 
      |     |тий)  
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
    Облэкофонд     
      |     |      
    5 | 10  | 15   
      |     |      
   30 | 70  |100   
      |     |(сред-
      |     |ства  
      |     |пред- 
      |     |прия- 
      |     |тий)  
      |     |      
 
Получение сводных
данных по дозовым
нагрузкам от ЕРН на
основании
статистического
анализа
представительной
выборки по объектам
жилого и
общественного фонда








Получение сводных
данных по дозовым
нагрузкам от ЕРН на
основании
результатов
измерений объектов
на территориях,
подвергшихся
загрязнению
искусственными и
естественными
радионуклидами








Паспортизация
источников
водоснабжения.
Оценка доз облучения
населения за счет
ЕРН, содержащихся в
питьевой воде

Определение уровней
доз облучения от ЕРН
персонала
предприятий
горнодобывающей
промышленности,
разработка
рекомендаций по
мерам, снижающим
профессиональный
риск

















Рекомендации по
мерам, направленным
на снижение дозовых
нагрузок населения и
производственного
персонала от ЕРН
ИТОГО:

Облэкофонд

Средства предприятий


125

105


200

155


325

260
 

 

Таблица 3

 

Радиационно-геологическое обследование территорий области, районов и населенных пунктов

 

 

  Исполнитель - Государственное геологическое предприятие (ГГП)
                      "Зеленогорскгеология"

 

N
пп
Мероприятия Источник и
стоимость
финансирования по
годам, млн. руб.
Достигаемый
результат
1996 1997 Всего
1








2









3
Завершение
составления карты
районирования по
степени
радоноопасности в
масштабе 1:200000
(северная часть
Свердловской области)

Радиогеохимические и
эманационные съемки в
масштабе 1:50000 и
крупнее на территории
населенных пунктов





Уточнение и
корректировка
имеющихся карт
районирования
территории области по
природным и
техногенноизмененным
природным скоплениям
ЕРН на территории
Свердловской области
 Облэкофонд
      |     |      
   20 | 10  |  30  
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
      |     |      
     Облэкофонд    
      |     |      
   10 | 10  |  20  
      |     |      
   40 | 10  |  50  
      |     |(мест-
      |     |ный   
      |     |эко-  
      |     |фонд) 
      |     |      
    Облэкофонд     
      |     |      
   15 |  5  |  20  
      |     |      
   Местный экофонд 
      |     |      
   20 | 20  |  40  
      |     |      
      |     |      
      |     |      
 
Получение карты
радоноопасности
территории области






Определение наиболее
радоноопасных
территорий области







Уточненная карта
территории области
по скоплениям
естественных
радионуклидов
ИТОГО:
Облэкофонд

Местный экофонд

45

60

25

30

70

90
 

Таблица 4

 

Методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение работ

 

    Исполнители - ОблЦГСЭН, Облкомприроды, Уральский центр
                  стандартизации и метрологии (УЦСМ), ГГП
                  "Зеленогорскгеология", ИПЭ УрО РАН

 

N
пп
Содержание этапов
работ
Источник финанси-
рования, стоимость
финансирования по
годам (млн. руб.)
Достигаемый
результат
1996 1997 Всего

1







2








3

Приобретение
исполнителями
радоноизмерительной
аппаратуры для
проведения работ
(РРА-01М, "Квадро" и
др.)

Метрологическое
обеспечение
измерений, госповерка
аппаратуры





Создание региональной
поверочной
лаборатории радоновых
приборов.
Приобретение
эталонных и
калибровочных
средств. Аккредитация
лаборатории

О

65





О

15






Об

45

лэкоф

40





лэкоф

20






экофо

40

нд

105





нд

35






д

85

Обеспечение
исполнителей
аппаратурой,
внесенной в
Государственный
реестр средств
измерения радона

Обеспечение
исполнителей
утвержденными
методиками
измерений.
Своевременная
поверка средств
измерений

Обеспечение
исполнителям
своевременной
поверки средств
измерений.
Отсутствие
необходимости
поверки каждого
рабочего прибора во
ВНИИФТРИ (Москва)
ИТОГО: Облэкофонд 125 100 225  

 

Таблица 5

 

Клинико-эпидемиологические исследования

 

     Головной исполнитель - Областной центр госсанэпиднадзора
                            (ОблЦГСЭН)

 

N
пп
Мероприятия Источник и
стоимость
финансирования по
годам, млн. руб.
Достигаемый
результат
1996 1997 Всего

1







2

Организация и
проведение
специализированных
профилактических
осмотров граждан,
относящихся к группам
риска

Расчетная и
радиационно-эпидемио-
логическая оценка
отдаленных
последствий
воздействия радона и
его дочерних
продуктов на
контингенты риска

Об

45





Об

5

экофо

55





экофо

10

д

100





д

15

Оценка состояния
здоровья населения
из групп риска





Определение связи
заболеваемости
населения с дозовыми
нагрузками от радона
ИТОГО: Облэкофонд 50 65 115  

Таблица 6

 

Мероприятия по информационному обеспечению мониторинга за всеми дозообразующими источниками излучения

 

              Исполнители - ОблЦГСЭН и Облкомприроды

 

N
пп
Содержание этапов
работ
Источник и
стоимость
финансирования по
годам, млн. руб.
Достигаемый
результат
1996 1997 Всего

1













2










2.






2.

Разработка
информационного
обеспечения
мониторинга на
радоноопасных
территориях, по
объектам и группам
повышенного риска, за
производством,
выпуском и ввозом
продукции, содержащей
ЕРН


Создание в рамках
единой областной ГИС
компьютерного банка
данных:







. По содержанию ЕРН в
почвах и источниках
водоснабжения и т. д.




. По стройматериалам,
минеральным
удобрениям и прочей
продукции
народнохозяйственного
значения

Об

5











О

40








О

15




25

экофо

5











лэкоф

25








лэкоф

15




10

д

10











нд

65








нд

30




35

Разработка системы
показателей
состояния среды на
содержание радона и
ЕРН с определением
методик и
периодичности
измерений, величины
выборки, парка
используемой
аппаратуры. Формы
представления
отчетной информации

Создание основы для
слоя электронной
карты, отражающего
пространственную
картину
распределения мест с
повышенным
содержанием радона и
ЕРН (радоновая
карта)

База данных (в
составе ГИС) по
местоположению и
паспортам источников
водоснабжения и
территорий

Электронный
справочник паспортов
стройматериалов,
минудобрений и
другой продукции с
указанием
производителей или
импортеров продукции

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Свердловской области от 22 февраля 1996 г. N 122-п "Об утверждении программы "Радон"



Текст постановления официально опубликован не был