2. Финансирование программы "Радон" в 1996-1997 гг. осуществлять за счет областного экологического фонда. Предусмотреть в годовой смете расходования облэкофонда на 1996 год 390 млн. рублей на реализацию указанной программы.
3. Рекомендовать главам администраций городов и районов области предусмотреть финансирование мероприятий программы "Радон" за счет территориальных бюджетов, местных экофондов и средств предприятий.
4. Определить головным исполнителем программы "Радон" областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по экономике Правительства области (Ковалева Г.А.) и заместителя председателя Правительства Крысова В.А.
Председатель Правительства Свердловской области |
В. Трушников |
Областная Программа
неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения на 1996-1997 годы (программа "Радон")
(утв. постановлением Правительства Свердловской области от 22 февраля 1996 г. N 122-п)
Областная программа неотложных мер по снижению уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения на 1996-1997 годы разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Радон", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 809, и является дополнением и развитием программы "Радиоэкология Свердловской области", утвержденной Правительством области, от 30.12.92 г.
1. Обоснование Программы
Естественный радиационный фон территории области характеризуется достаточно высокой мозаичностью и вариабельностью, обусловленной включением в геологические комплексы пород радионуклидов природного происхождения (радий-226, радон-222, свинец-210, уран-238, торий-232 и др.), в значительной мере определяющих эффективную эквивалентную дозу внутреннего и внешнего облучения.
Радиационная нагрузка от радионуклидов природного происхождения является достаточно высокой: на территории области сосредоточено более 1000 локальных скоплений естественной радиоактивной минерализации урановой, ториевой и уран-ториевой природы; расположено около 350 водоисточников, имеющих экологически значимые концентрации естественных радионуклидов (ЕРН), приближающиеся к предельно допустимым нормам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в частности: для урана - 1.10 (-5) г/л и выше, для радия 4.10(-12) г/л и выше, для радона 110 БК/л и выше.
Потенциально опасными являются около 120 объектов, расположенных в основном вблизи населенных пунктов. Среди них скопления радионуклидов в рудах разрабатываемых и законсервированных месторождений (железа, меди, золота, редких металлов), в горных породах кислого состава (гранитах, гнейсах, пегматитах, кварцевых порфирах, липаритах), известняках, которые разрабатываются на стройматериалы или могут стать объектом добычи в будущем. Известны также скопления радионуклидов в торфе, который может быть использован населением в качестве удобрения и топлива. Некоторая часть скоплений ЕРН уже подвергалась переработке в хозяйственных целях (бывшие захоронения моноцитовых песков в пос. Озерный Режевского района, отвалы карьеров и шахт горного производства, отходы производства металлургии редких металлов в пос. Двуреченск Сысертского района), но по-прежнему оказывают радиационное воздействие на население и окружающую среду.
Ежегодное образование сотен тысяч тонн золотошлаковых отходов от угольных теплоэлектростанций с повышенным содержанием естественных радионуклидов, а также промышленных отходов и отвалов предприятий, перерабатывающих минеральное сырье (алюминиевые, медеплавильные, металлургические предприятия), создает дополнительную радиационную нагрузку на население и окружающую природную среду.
Разработка карьеров стройматериалов с повышенным содержанием ЕРН (Режевской, Головыринский, Шарташский и др.) и использование стройматериалов без регламентации их радиационных характеристик при строительстве зданий и сооружений ведут к увеличению лучевой нагрузки на население.
Геолого-геофизические особенности территории области обуславливают повышенное выделение в атмосферу и помещения зданий радона и продуктов его распада, создающих основную дозу (до 70%) облучения от всех природных источников облучения населения. Радоноопасные территории в заселенных районах по некоторым оценкам могут достигать 10% площади.
Учитывая, что накопленная эффективная доза облучения населения в подавляющем большинстве районов Урала обусловлена, прежде всего, радоном и дочерними продуктами его распада (ДПР), крайне важной практической работой по ограничению облучения населения является составление карты районирования территорий области по уровням радоновыделения (по рейтингу радонового потенциала).
Результаты исследований, проведенных в 1994 г. в рамках программы "Радиоэкология Свердловской области", подтверждают существующую для проживающего на территории Свердловской области населения проблему радона и необходимость ее дальнейшего изучения и решения. Объемная активность радона в 30% от числа обследованных объектов имеет значения 100 Бк/куб. м и выше, что позволяет их отнести к радоноопасным. Из них в 11% случаев встречаются объекты с превышением безопасного критерия проживания по радоновому фактору, что требует принятия защитных мер.
Проблема ограничения облучения людей от природных источников относится и к профессионалам, работающим на всех горных выработках. Кроме того, воздействию ионизирующего излучения подвергаются работники ряда промышленных предприятий области, использующих или перерабатывающих минеральное сырье и его концентраты (ферросплавные заводы, Свердловский керамический, Богдановичский фарфоровый заводы, НТМК и др.).
Неблагоприятная радиоэкологическая обстановка в области формирует фактически дозовую нагрузку для различных групп населения, медико-биологические последствия которой до конца не ясны.
Известно, в частности, что радон и его дочерние продукты в зависимости от концентрации и экспозиции воздействия на человека могут провоцировать или увеличивать риск онкологических заболеваний. Изучение и оценка медико-биологических последствий уровней воздействия ионизирующих излучений на население, выделение групп риска необходимы для разработки и проведения специальных клинико-эпидемиологических исследований и медико-профилактических мероприятий.
Реализация программы "Радон" на территории области позволит предотвратить техногенное загрязнение окружающей среды природными радионуклидами и минимизировать их вредное воздействие на население и производственный персонал области.
2. Основные направления Программы
В 1996-1997 гг. выполняются следующие основные направления первого этапа неотложных мер по снижению облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения (согласно приложению к программе):
2.1. Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых домов, детских дошкольных, школьных и лечебных учреждений, а также народно-хозяйственных объектов на территориях, определенных как радоноопасные, с целью выявления критических групп (группы риска, доза облучения которых от природных источников превышает гигиенические нормативы или имеет наибольшую величину по сравнению с контрольной).
2.2. Завершение радиационно-геологического обследования (съемки) и районирования территорий области, районов и населенных пунктов с целью выделения радоноопасных площадей и участков.
2.3. Методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение проводимых работ. Оснащение исполнителей программы необходимыми приборами и оборудованием.
2.4. Подготовка к клинико-эпидемиологическим исследованиям состояния здоровья населения и производственного персонала, подвергающихся наибольшему воздействию ионизирующего излучения от природных и техногенно измененных природных источников. Разработка прогноза отдаленных последствий.
2.5. Создание системы мониторинга за всеми дозообразующими природными источниками облучения и его информационного обеспечения.
3. Механизм и результаты реализации Программы "Радон"
3.1. Организация работ по программе "Радон" возлагается на ОблЦГСЭН и Облкомприроды, а приемка работ - на Управление по экологии и природопользованию Комитета по экономике Правительства области и Координационный совет по природопользованию и экологии при Правительстве Свердловской области.
3.2. Реализация программы неотложных мер финансируется из бюджетных и внебюджетных средств на основании договоров между Заказчиком и основными исполнителями.
3.3. При включении исполнителей областной программы в качестве соисполнителей работ по Федеральной программе финансирование проводится за счет средств Федерального бюджета.
3.4. В ходе реализации программы неотложных мер "Радон" будут:
- завершены работы по районированию и оконтуриванию радиационно опасных по природным источникам облучения территорий и населенных пунктов области;
- выявлены контингенты риска среди населения и профессионалов, подвергшихся наибольшему облучению от природных источников с оценкой индивидуальных и коллективных доз облучения;
- выполнены клинико-эпидемиологические исследования состояния здоровья большей части групп риска населения и производственного персонала;
- разработаны и внедрены первоочередные мероприятия по снижению облучения критических групп населения и производственного персонала;
- сформирована единая система мониторинга за дозообразующими природными факторами;
- создана система подготовки и переподготовки кадров.
4. Социально-экономический эффект
Выполнение 1-го (настоящего) и 2-го (разработка и внедрение защитных мероприятий) этапов программы "Радон" позволит снизить коллективную дозу облучения населения и производственного персонала от ЕРН, в т. ч. радона и ДПР, на 20-30% или в прогнозе 1000 чел. - зивертов, что предотвратит, согласно публикациям Международного комитета по радиационной защите (МКРЗ), более 50 смертей от злокачественных новообразований.
С учетом стоимости 1 чел. - Зв (зиверта) коллективной дозы, применяемой в развитых странах мира (США, Япония) и равной 4000 долларов (эффект от уменьшения числа смертей от злокачественных новообразований и наследственных дефектов и др.), ожидаемый социально-экономический эффект от внедрения 1-го и 2-го этапов программы "Радон" составит 4,0-4,5 млн. долларов.
Программа "Радон"
Головной исполнитель - Областной центр госсанэпиднадзора (ОблЦГСЭН)
Таблица 1
N пп |
Содержание этапов работ |
Исполнитель | Сроки | Источник финанси- рования, стоимость финансирования по годам, млн. руб. |
Достигаемый результат |
||
1996 | 1997 | Всего | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 2 3 4 5 |
Радиационно- гигиеническ. обследование жилых домов и др. объектов на радоноопасн. территориях Завершение радиационно- -геологичес- кого обследования и районирова- ния территории области Методическ., метрологич. и аппаратурное обеспечение проводимых работ Клинико-эпи- демиологиче- ские исследования Мероприятия по информацион- ному обеспечению мониторинга за всеми дозообразую- щими природными источниками излучения |
ОблЦГСЭН, Облкомпри- роды ОблЦГСЭН, Облкомпри- роды ОблЦГСЭН, Облкомпри- роды ОблЦГСЭН ОблЦГСЭН, Облкомпри- роды |
1996- 1997 1996- 1997 1996- 1997 1996- 1997 1996- 1997 |
Областной экофонд | | 125 | 200 | 325 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Областной экофонд | | 45 | 25 | 70 | | Местные экофонды | | 60 | 30 | 90 | | | | | | | | | | | | | | | | | | Областной экофонд | | 125 | 100 | 225 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Областной экофонд | | 50 | 65 | 115 | | | | | | | | | | | | Областной экофонд | | 45 | 30 | 75 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Получение информации по уровням дозовых нагрузок от радона в регионе. Определение критических групп населения, подвержен. максимальн. дозовым нагрузкам Получение информации по наиболее потенц. радоно- опасным территор. Определение приоритетн. населенных пунктов при планирован. обследован. Обеспечение исполните- лей аппарату- рой, внесенной в Государст- венный реестр средств измерения радона. Обеспечение исполните- лей утвержден- ными методиками измерений. Своевре- менная поверка средств измерений Определение связи заболевае- мости населения с дозовыми нагрузками от радона Обеспечение единства информаци- онного обеспечения проводимых работ и создание информаци- онной базы для будущих исследова- ний по влиянию всех радиацион- ных факторов на население |
||
ИТОГО: В том числе: Облэкофонд Местные экофонды |
450 390 60 |
450 420 30 |
900 810 90 |
Таблица 2
Радиационно-гигиеническое обследование жилых домов, детских дошкольных, школьных и лечебных учреждений, а также народнохозяйственных объектов
Головной исполнитель - Областной центр госсанэпиднадзора
(ОблЦГСЭН)
N пп |
Мероприятия | Источник финанси- рования, стоимость финансирования по годам, млн. руб. |
Достигаемый результат |
||
1996 | 1997 | Всего | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 2 3 4 5 |
Обследование радиационной обстановки, обусловленной ЕРН в жилых домах, детских дошкольных учреждениях в населенных пунктах, расположенных на выявленных радоноопасных территориях области. Определение критических групп населения (98 нас. пунктов в 26 районах области) Обследование радиационной обстановки, обусловленной ЕРН, в населенных пунктах на территориях, подвергшихся загрязнению искусственными радионуклидами (Каменский, Богдановичский и Камышловский районы), а также техногенному загрязнению естественными радионуклидами (Озерной, Костоусово, Двуреченск) Определение концентраций радона и радия-226 в питьевой воде критических населенных пунктов (250 водоисточников) Обследование радиационной обстановки на предприятиях горнодобывающей промышленности (9 шахт и карьеров); перерабатывающей и использующей минеральное сырье и его концентраты (13 предприятий); 6 карьеров стройматериалов II-III классов с определением путей использования и реализации продукции; определение продукции и отходов производства с повышенным содержанием ЕРН. Радиационно-гигиенич. обследование санаторно-курортных учреждений Разработка и внедрение мероприятий по ограничению облучения критических групп населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения |
Облэкофонд | | 75 | 150 | 225 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Облэкофонд | | 15 | 20 | 35 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Облэкофонд | | 30 | 20 | 50 | | | | | | | | | | 75 | 85 |160 | |(сред- | |ства | |пред- | |прия- | |тий) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Облэкофонд | | 5 | 10 | 15 | | 30 | 70 |100 | |(сред- | |ства | |пред- | |прия- | |тий) | | |
Получение сводных данных по дозовым нагрузкам от ЕРН на основании статистического анализа представительной выборки по объектам жилого и общественного фонда Получение сводных данных по дозовым нагрузкам от ЕРН на основании результатов измерений объектов на территориях, подвергшихся загрязнению искусственными и естественными радионуклидами Паспортизация источников водоснабжения. Оценка доз облучения населения за счет ЕРН, содержащихся в питьевой воде Определение уровней доз облучения от ЕРН персонала предприятий горнодобывающей промышленности, разработка рекомендаций по мерам, снижающим профессиональный риск Рекомендации по мерам, направленным на снижение дозовых нагрузок населения и производственного персонала от ЕРН |
||
ИТОГО: Облэкофонд Средства предприятий |
125 105 |
200 155 |
325 260 |
Таблица 3
Радиационно-геологическое обследование территорий области, районов и населенных пунктов
Исполнитель - Государственное геологическое предприятие (ГГП)
"Зеленогорскгеология"
N пп |
Мероприятия | Источник и стоимость финансирования по годам, млн. руб. |
Достигаемый результат |
||
1996 | 1997 | Всего | |||
1 2 3 |
Завершение составления карты районирования по степени радоноопасности в масштабе 1:200000 (северная часть Свердловской области) Радиогеохимические и эманационные съемки в масштабе 1:50000 и крупнее на территории населенных пунктов Уточнение и корректировка имеющихся карт районирования территории области по природным и техногенноизмененным природным скоплениям ЕРН на территории Свердловской области |
Облэкофонд | | 20 | 10 | 30 | | | | | | | | | | | | Облэкофонд | | 10 | 10 | 20 | | 40 | 10 | 50 | |(мест- | |ный | |эко- | |фонд) | | Облэкофонд | | 15 | 5 | 20 | | Местный экофонд | | 20 | 20 | 40 | | | | | | |
Получение карты радоноопасности территории области Определение наиболее радоноопасных территорий области Уточненная карта территории области по скоплениям естественных радионуклидов |
||
ИТОГО: Облэкофонд Местный экофонд |
45 60 |
25 30 |
70 90 |
Таблица 4
Методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение работ
Исполнители - ОблЦГСЭН, Облкомприроды, Уральский центр
стандартизации и метрологии (УЦСМ), ГГП
"Зеленогорскгеология", ИПЭ УрО РАН
N пп |
Содержание этапов работ |
Источник финанси- рования, стоимость финансирования по годам (млн. руб.) |
Достигаемый результат |
||
1996 | 1997 | Всего | |||
1 2 3 |
Приобретение исполнителями радоноизмерительной аппаратуры для проведения работ (РРА-01М, "Квадро" и др.) Метрологическое обеспечение измерений, госповерка аппаратуры Создание региональной поверочной лаборатории радоновых приборов. Приобретение эталонных и калибровочных средств. Аккредитация лаборатории |
О 65 О 15 Об 45 |
лэкоф 40 лэкоф 20 экофо 40 |
нд 105 нд 35 д 85 |
Обеспечение исполнителей аппаратурой, внесенной в Государственный реестр средств измерения радона Обеспечение исполнителей утвержденными методиками измерений. Своевременная поверка средств измерений Обеспечение исполнителям своевременной поверки средств измерений. Отсутствие необходимости поверки каждого рабочего прибора во ВНИИФТРИ (Москва) |
ИТОГО: Облэкофонд | 125 | 100 | 225 |
Таблица 5
Клинико-эпидемиологические исследования
Головной исполнитель - Областной центр госсанэпиднадзора
(ОблЦГСЭН)
N пп |
Мероприятия | Источник и стоимость финансирования по годам, млн. руб. |
Достигаемый результат |
||
1996 | 1997 | Всего | |||
1 2 |
Организация и проведение специализированных профилактических осмотров граждан, относящихся к группам риска Расчетная и радиационно-эпидемио- логическая оценка отдаленных последствий воздействия радона и его дочерних продуктов на контингенты риска |
Об 45 Об 5 |
экофо 55 экофо 10 |
д 100 д 15 |
Оценка состояния здоровья населения из групп риска Определение связи заболеваемости населения с дозовыми нагрузками от радона |
ИТОГО: Облэкофонд | 50 | 65 | 115 |
Таблица 6
Мероприятия по информационному обеспечению мониторинга за всеми дозообразующими источниками излучения
Исполнители - ОблЦГСЭН и Облкомприроды
N пп |
Содержание этапов работ |
Источник и стоимость финансирования по годам, млн. руб. |
Достигаемый результат |
||
1996 | 1997 | Всего | |||
1 2 2. 2. |
Разработка информационного обеспечения мониторинга на радоноопасных территориях, по объектам и группам повышенного риска, за производством, выпуском и ввозом продукции, содержащей ЕРН Создание в рамках единой областной ГИС компьютерного банка данных: . По содержанию ЕРН в почвах и источниках водоснабжения и т. д. . По стройматериалам, минеральным удобрениям и прочей продукции народнохозяйственного значения |
Об 5 О 40 О 15 25 |
экофо 5 лэкоф 25 лэкоф 15 10 |
д 10 нд 65 нд 30 35 |
Разработка системы показателей состояния среды на содержание радона и ЕРН с определением методик и периодичности измерений, величины выборки, парка используемой аппаратуры. Формы представления отчетной информации Создание основы для слоя электронной карты, отражающего пространственную картину распределения мест с повышенным содержанием радона и ЕРН (радоновая карта) База данных (в составе ГИС) по местоположению и паспортам источников водоснабжения и территорий Электронный справочник паспортов стройматериалов, минудобрений и другой продукции с указанием производителей или импортеров продукции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 22 февраля 1996 г. N 122-п "Об утверждении программы "Радон"
Текст постановления официально опубликован не был