В 1995 году областным центром занятости и подчиненными ему службам продлена определенная работа по социальной поддержке безработных. В целом на программы активной политики занятости и материальную поддержку безработных было затрачено более 115310 млн. рублей, что составляет 55% от фактических расходов областного фонда занятости, в том числе: 75995 млн. рублей - на программы материальной поддержки безработных.
В службу занятости обратилось 324,2 тысячи человек, из них 179,7 тысячи человек - по вопросам трудоустройства.
За 1995 год численность безработных увеличилась на 17825 человек. Уровень безработицы возрос по отношению к экономически активному населению на 0,8% (с 2,6 до 3,4).
В ряде городов и районов сложилась критическая ситуация. В городе Артемовском уровень безработицы составил на 01.01.96 9,55%, в городе Североуральске - 8,39%. В районах: Артинском - 8,39%, Туринском - 8,06%, Шалинском - 7,89%, Нижнесергинском - 7,77%, Тугулымском и Верхотурском соответственно - 7,38% т 7,34%. Средний уровень безработицы в сельских населенных пунктах области был 5,5%. По-прежнему высока среди безработных доля женщин (59,5%) и молодежи (36,2%).
В соответствии с Программой содействия занятости населения на 1995 год около 60% безработных были трудоустроены, 76071 человек получили помощь в профессиональной ориентации, 10,7 тысячи направлены на профессиональное обучение с последующим трудоустройством, 6,2 тысячам человек оформлена досрочная пенсия, 3 тысячи человек трудоустроены на новые рабочие места, созданные за счет средств ГФЗ, 6,2 тысячи - на квотируемые, 1,2 тысячи организовали собственное дело, получив субсидию из ГФЗ в размере годового пособия по безработице.
1161 безработный получил работу через организованный набор за пределы области, 70 семей переехали в сельскую местность, 18907 безработных приняли участие в общественных работах, ими убрана сельхозпродукция с площади более 1500 га, в короткие сроки проведена перепись скота Свердловской области.
Для 58974 школьников и учащихся ПТУ были организованы рабочие места в дни летних каникул. Их среднемесячная зарплата составила 74 тыс. рублей. Еще 61 тыс. рублей доплачивала служба занятости каждому подростку из средств ФЗ. Всего на организацию летнего трудоустройства подростков из средств занятости затрачено 4 млрд. 435 млн. рублей.
Доходы на материальную поддержку безработных составили 36%, на активную политику - 19%, на содержание службы занятости - 14%.
Вместе с тем, остается низким по области процент сбора страховых взносов в ГФЗ (в 1995 году он составил 81,2%). Просроченная задолженность по страховым взносам в текущем году возросла на 39 млрд. руб. и составила 57,7 млрд. руб. Сумма невозвращенных средств финансовой помощи и процентов за их использование, выделенных из ГФЗ предприятиям для создания новых рабочих мест для безработных граждан, составила 6,46 млрд. рублей. Допущен перерасход на капитальное строительство в сумме 1,6 млрд. рублей.
Проведенные мероприятия по реализации программы содействия занятости не обеспечивали позитивных изменений на рынке труда области. На большинстве территорий области быстрый рост официальной безработицы сопровождается скрытой массовой безработицей. По оценкам областного комитета статистики, уровень последней достиг 10% от экономически активной части населения. Программа сохранения и создания рабочих мест не стала приоритетным направлением работы областного центра занятости, минимальные средства, предусмотренные в программе на (8,1% от общих расходов), не были освоены в 1995 году. Дефицит средств, необходимых для выплаты пособий по безработице, на 10.06.96 достиг 15,2 млрд. руб.
При этом, несмотря на существенный рост безработицы, значительная часть средств фонда занятости расходуется в нарушение утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 13.02.95 N 70 бюджета фонда занятости на 1995 год на улучшение жилищных условий сотрудников службы занятости, заграничные командировки, приобретение и обслуживание автотранспорта, сложного технологического оборудования, дорогостоящей мебели по завышенным ценам, капитальное строительство.
Талицкий Центр занятости населения получил от областного ЦЗН денежные средства в размере 198940 тыс. рублей в виде целевого кредита для открытия дополнительных рабочих мест. Использовано по назначению 184940 тыс. рублей. Недоосвоенные средства Талицкий ЦЗН использовал на собственные нужды.
В значительной степени такое положение обусловлено низким профессиональным уровнем директора областного центра занятости Аксенова В. И., ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей, непринятием должных мер к устранению недостатков, несмотря на привлечение к дисциплинарной ответственности (постановление главы администрации области от 11.03.93 N 55), постановку перед Федеральной службой занятости вопроса об освобождении его от занимаемой должности (постановление главы администрации области от 13.02.95 N 70).
В результате отсутствия надлежащего контроля со стороны областного Центра занятости за деятельностью городских и районных подчиненных служб, в последних приобрели систематический характер грубейшие нарушения финансовой дисциплины.
В Режевском городском центре занятости населения в качестве безработных на учет незаконно ставились осужденные к исправительным работам, в то время, как лица, осужденные по такому виду наказания, обращающиеся в службу занятости с целью поиска работы по направлению органов внутренних дел или в добровольном порядке, не могут быть признаны безработными и не регистрируются в качестве ищущих работу.
Областной центр занятости населения и одноименные службы в городах и районах практически не взаимодействуют с Государственной налоговой инспекцией по Свердловской области с целью повышения уровня сбора страховых взносов в ГФЗ. Численность зарегистрированных плательщиков страховых взносов в фонд занятости составляет 48302, в то время как по данным налоговой инспекции в Свердловской области зарегистрировано 142407 налогоплательщиков. Так, например, в Полевском ЦЗН было зарегистрировано 498 организаций, тогда как в налоговой инспекции таковым числилось 763. С 265 организаций в фонд занятости не поступают ежемесячные обязательные отчисления. Не располагает информацией о деятельности 151 организации Туринский ЦЗН, что также не обеспечивает полноту взимания обязательных отчислений в фонд занятости населения. Основными причинами подобной ситуации являются не только отсутствие финансовых возможностей организаций производить отчисления в фонд занятости, но и недостаточная работа центра занятости по выявлению и постановке на учет налогоплательщиков.
Наряду с отмеченными недостатками не отвечает предъявленным требованиям финансовая деятельность службы занятости.
При заключении договоров на оказании финансовой помощи работодателям центрами занятости населения допускаются грубые нарушения Приказа Федеральной службы занятости РФ от 25.07.94 N 107 "Об утверждении порядка оказания финансовой помощи работодателям для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан", что является одной из причин неэффективного использования средств, а также не по целевому назначению, непринятия надлежащих мер к возврату их в фонд занятости. Полевским центром занятости населения 06.09.95 заключен договор с АОЗТ "Ника" о предоставлении финансовой помощи в сумме 600 млн. руб. При этом помощь была оказана без проведения конкурса, без проверки состоятельности платежеспособности АОЗТ на основании письма администрации города, которая не могла выступать гарантом АОЗТ. В результате средства использовались не по целевому назначению, а на уплату собственных долгов. Имеются факты ликвидации предприятий после получения финансовой помощи (Североуральская швейная фабрика, ТОО "Аниса" и др.).
Для обеспечения возврата финансовых средств руководством центров занятости населения не ведется работа с организациями-гарантами, иногда потому, что в нарушении приказа от 25.07.94 N 107 Федеральной службы занятости РФ выступает администрация района или города (Шалинский, Верхотурский, Ново-Лялинский районы, г. Североуральск и др.). В результате из-за отсутствия средств у местной администрации, гарантийные обязательства оказываются неисполненными, не соблюдаются требования об обязательном наличии гарантийных обязательств финансово-кредитных учреждений.
Допускается оказание финансовой помощи из фонда занятости предприятиям, не являющимся работодателями и не обязанными непосредственно создавать рабочие места.
В соответствии с Программой оказания финансовой помощи для поддержки занятости на предприятиях промышленности Свердловской области Карпинским ЦЗН по приказу областного ЦЗН был заключен договор с СП "Уралкомерц", которому перечислено 2,1 млрд. руб. для исполнения указанной программы. Средства фонда занятости должны были быть использованы на сохранение рабочих мест на Карпинской хлопкопрядильной фабрике и 4 трикотажных фабриках области, которым непосредственно средства перечислены не были. СП "Уралкомерц" принимало на себя обязательства по обеспечению указанных фабрик соответственно сырьем и пряжей, по договору между КХПФ и СП "Уралкомерц" от 05.06.95 последнее поставило фабрике пряжи только на 230 млн. рублей, которой хватило на неделю работы, после чего поставки прекратились. В результате на КХПФ 1700 человек, в основном женщины, находятся в вынужденном отпуске без сохранения заработной платы, 3 трикотажных фабрики (одна изменила профиль) в тяжелом финансово-экономическом положении, а СП "Уралкомерц", поместившее деньги на корсчет в филиале "Мосбанка", отказывается от предоставления акта о целевом использовании средств, не обеспечивает поставок сырья, не испытывая при этом той финансово-экономической и социальной напряженности, которая сложилась на всех остальных предприятиях - участниках Программы.
С учетом изложенного, Правительство Свердловской области постановляет:
1. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, слабых контроль за деятельностью подчиненных служб, приведших к неоднократным нарушением финансовой дисциплины, отмечая, что по мере возрастания роли службы на рынке труда некомпетентность и недобросовестность руководителя может привести к еще более масштабным потерям как экономическим, так и социальным, обратиться к Губернатору Свердловской области с предложением внести на рассмотрение Федеральной службы занятости Российской Федерации вопрос об освобождении директора областного центра занятости Аксенова В. И. от занимаемой должности.
2. Установить, что все страховые отчисления юридических и физических лиц в Государственный фонд занятости, а также доходы, полученные от их использования, поступают на расчетный счет областного центра занятости и, затем, направляются в городские и районные центры занятости для реализации программ занятости на основании утвержденных в установленном порядке соответствующих бюджетов фонда занятости.
3. Областному центру занятости:
3.1. При рассмотрении и утверждении городских, районных бюджетов фонда занятости обеспечить финансирование мероприятий, направленных на наиболее полную социальную защиту безработных, в случае дефицита денежных средств первоочередное финансирование приоритетных статей бюджета территорий с наибольшей напряженностью на рынке труда.
3.2. С целью увеличения доходной части бюджета фонда занятости принять конкретные меры по обеспечению полноты страховых взносов, а также возвращению средств, выделенных в порядке оказания финансовой помощи предприятиям, создающим новые рабочие места.
3.3. Совместно с Государственной налоговой инспекцией по свердловской области упорядочить регистрацию всех налогоплательщиков.
3.4. Усилить контроль за деятельностью городских и районных центров занятости по вопросам формирования и расходования средств ГФЗ, осуществлением мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
3.5. Активизировать работу по сбору страховых взносов путем взаимозачетов, прежде всего, на финансирование временных и общественных работ.
3.6. Привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от должности, руководителей городских, районных центров занятости, виновных в грубых нарушениях законодательства о занятости населения, финансовой дисциплины, порядка оказания финансовой помощи.
4. Главам администраций городов и районов принимать исчерпывающие меры по исполнению законодательства о занятости населения в части, регулирующей квотирование рабочих мест для граждан, нуждающихся в особой социальной защите, организации оплачиваемых общественных работ для безработных, повышению квалификации и переквалификации намечаемых к высвобождению трудящихся, используя в пределах полномочий меры экономического, морального стимулирования и административного воздействия на работодателей.
5. Департаменту труда Правительства Свердловской области (Ашихмин В.С.) совместно с областным центром занятости, другими комитетами и департаментами Правительства Свердловской области в срок до 1 декабря представить на утверждение в Правительство Свердловской области Комплексную программу занятости населения области на 1997 г. до 2000 г., обратив особое внимание на создание и сохранение рабочих мест и развитие производственного персонала.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Свердловской области Крысова В.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 14 августа 1996 г. N 668-п "Об итогах работы Свердловского областного центра занятости населения за 1995 год и Программе содействия занятости населения Свердловской области на 1996 год"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 1996 г., N 2 ст.235