Постановление Правительства Свердловской области
от 27 января 1997 г. N 50-п
"Об утверждении Модели профессиограммы специалиста-выпускника
учреждения начального профессионального образования"
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 декабря 2005 г. N 1107-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации Закона "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ и в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.06.94 N 215 "О введении в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить "Модель профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования" в рамках национально-регионального компонента Государственного стандарта начального профессионального образования (прилагается).
2. Департаменту образования Правительства Свердловской области (Нестеров В.В.) в срок до 01.09.97 провести мероприятия по внедрению Модели профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования в соответствии с планом действий (прилагается).
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на члена Правительства Свердловской области Нестерова В.В.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Модель
профессиограммы специалиста-выпускника учреждения
начального профессионального образования
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 27 января 1997 г. N 50-п)
Государственный стандарт
начального профессионального образования
Национально-региональный компонент
Введение
Данный документ разработан в соответствии со статьей 7 Закона РФ "Об образовании": "Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования".
Для реализации Закона РФ "Об образовании" Постановлением Правительства РФ от 22.06.94 года утвержден Государственный стандарт начального профессионального образования, который представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях с целью "повышения качества профессиональной подготовки за счет регламентации требований к результатам обучения и упорядочение системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений".
В соответствии с Государственным стандартом начального профессионального образования и документы первой группы (первого уровня) входят стандарты общего характера, одним из которых является "перечень и описание стандартных параметров качества профессиональной подготовки", т.е. структура профессиональной характеристики. Структура профессиональной характеристики по федеральному стандарту включает в себя:
- паспорт профессии (название профессии и специальностей, порядковый номер профессии по Перечню профессий начального профессионального образования, уровень квалификации, уровень общего образования);
- назначение и сферу применения профессии;
- предметно-профессиональную компетентность (основные виды деятельности в рамках профессии или группируемых специальностей и теоретические основы профессиональной деятельности);
- специфические требования к субъекту профессии.
Эти положения отражают требования к работнику-профессионалу как достаточно узкопредметные квалификационные требования и не в полной мере обеспечивают реализацию концепции развития профессионального образования Свердловской области в части регламентации качества подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования.
Государственный стандарт начального профессионального образования предполагает наряду с федеральным компонентом наличие национально-регионального компонента стандарта, разрабатываемого и утверждаемого на региональном уровне и отражающего национально-региональные требования к качеству и содержанию профессионального образования, такие как необходимость учета социально-профессиональных компетенций и специфических ценностных ориентаций личности в каждом типе профессии. Национально-региональный компонент стандарта "Модель профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования" расширяет федеральный стандарт и включает дополнительно такие компоненты как "Ключевые ценности профессии" и "Социально-профессиональная компетенция", содержательно раскрывает все компоненты профессиограммы и определяет их структуру.
Введение в действие национально-регионального компонента стандарта начального профессионального образования Свердловской области "Модель профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования" позволит:
- унифицировать требования, предъявляемые к выпускникам учреждений начального профессионального образования, реализующих образовательные программы одного уровня;
- получить ориентир при отборе содержания и способов организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования при подготовке специалистов соответствующей квалификации;
- осуществлять объективный контроль органам управления образованием качества подготовки выпускников в учреждениях начального профессионального образования.
Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации.
В качестве элементов стандартизации в Модели профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования выступают:
- структурные компоненты профессиограммы;
- параметры профессиональной деятельности;
- компоненты профессиональной образованности специалиста;
- уровни профессиональной подготовки.
Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики профессиональной подготовленности выпускника, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста.
Данный стандарт является обязательным для выполнения в государственных и негосударственных учреждениях начального профессионального образования, предполагающих выдачу документов об образовании государственного образца и имеет рекомендательный характер для иных негосударственных образовательных учреждений.
Модель
профессиограммы специалиста-выпускника учреждения
начального профессионального образования
1. Общие положения
Национально-региональный компонент Государственного стандарта начального профессионального образования определяет в качестве объекта стандартизации профессиограмму специалиста.
Профессиограмма является нормативным документом, отражающим конечные цели профессиональной подготовки специалиста.
Профессиограмма составляется в результате описания профессии в аспекте требований к работнику,
Основным предметом описания профессии в образовательных целях выступает субъект профессии, т.е. личность профессионала. Профессия изучается и описывается через призму возможностей и потенциала личности работника, обеспечивающей ему субъективность в профессиональной деятельности. При этом учитывается, что профессиональная деятельность представляет собой специфическую жизненную среду, в которой человек может удовлетворить свои материальные, психофизиологические, духовные и другие потребности, выразить свою индивидуальность, а также развить себя. Профессиональная деятельность для подавляющего большинства людей дает возможность утвердить себя как личность и достигать определенного социального статуса.
В профессиональной среде человек осуществляет всю полноту сложных и полинаправленных взаимоотношений личности и среды. Он включается в эту среду всеми своими личностными свойствами, жизненно важными функциями и реализует многообразие отношений, возникающих в процессе профессионального труда. Исходя из этого, профессия должна описываться не как что-то застывшее, статическое - необходимо учитывать ее динамические основы. Поэтому важно моделировать профессию через активность сознания ее субъекта.
Необходимо при описании профессии выделить такие составляющие субъекта профессии, целенаправленное развитие которых в ходе образовательного процесса приводит к формированию компетентного, активного и творческого работника. Чем полнее и разностороннее будут описаны составляющие субъекта профессии, тем качественнее профессиограмма будет отражать характеристики будущего специалиста.
2. Назначение профессиограммы
В учреждениях начального профессионального образования профессиограммы разрабатываются и используются в следующих целях:
1. Профессиональная ориентация молодежи на соответствующие
профессии и специальности
Наиболее простая по форме, доступная для понимания профессиограмма составляется для профориентационных целей. Но для более содержательных профориентационных задач, как профконсультация или профдиагностика, используется вся полнота информации о профессии и ее требованиях к личности работника, которую может дать профессиограмма.
2. Диагностика, мониторинг профессионального становления
специалиста
Осуществление диагностики, мониторинга становления специалиста является важным условием своевременной оценки и корректирования уровня подготовки учащихся. Профессиограмма с разработанными критериально-диагностическими аспектами может позволить успешно реализовать эту задачу.
3. Окончательная аттестация выпускника образовательного учреждения
Так как в документе отражены "выходные" параметры по всем требованиям профессии, с ее помощью можно определить уровень подготовленности выпускника к работе по профессиографированной специальности.
4. Создание или совершенствование учебно-программной документации
Профессиограмма является исходной базой для разработки всей учебнопрограммной документации, используемой в образовательном учреждении, учебных планов, программ дисциплин, других образовательных программ и дидактических материалов (тестов, задач, заданий и т.д.). Это обусловлено тем, что данный документ представляет собой и модель специалиста, и модель содержания профессионального образования. В нем отражаются все аспекты необходимой подготовки будущего персонала.
5. Организация подготовки специалистов по проектируемым профессиям и
специальностям. Проектирование учебных профессий
Модель профессиограммы структурно и содержательно позволяет создавать многообразие вариантов профессий и моделей подготовки. Можно проектировать и новые профессии.
6. Организация углубленных систем подготовки по отдельным
направлениям развития личности профессионала
В связи с тем, что профессиограмма реализует новые идеи: субъектность в профессии, учет рыночных факторов, идеологию успеха и др. - открывающие иной взгляд на интеллектуальное развитие личности профессионала, можно использовать ее для создания моделей содержания углубленного специализированного развития личности. Так, отдельные образовательные учреждения, провозглашая эту идеологию, могут усилить и реализовать модули, отражающие интеллектуальные ресурсы личности, самообразовательную ее деятельность и т.д.
7. Аттестация профессионально-педагогических кадров
Разработка содержания и технологии
профессионально-педагогического образования
Профессиограмма дает полнейшую информацию для проектирования профессионально-педагогического образования. Каждый модуль профессии предполагает необходимость педагогических кадров, способных реализовать эти модули в учебном процессе. Предлагаемая ее модель выдвигает новые требования к аксиологической, интеллектуальной, в целом социальной и профессиональной компетентности педагогов. От них требуется новое мышление, новые взгляды и потенция по осуществлению образовательного процесса. Эти моменты должны стать основой и для аттестации этих кадров.
8. Аттестация образовательных учреждений, лицензирование,
сертификация образовательных программ
Профессиограммы, разработанные в образовательном учреждении, убедительно раскрывают концептуальную линию образовательного процесса, обеспечиваемый уровень подготовки специалистов. Поэтому результаты анализа разработанных в образовательном учреждении профессиограмм могут стать одним из показателей их работы.
В зависимости от цели, для реализации которой выполняется профессиографирование, содержание профессиограммы будет иметь различный уровень сложности, полноты и языка. Таким образом, меняя различные факторы, можно получить разные варианты профессиограммы и использовать их в решении многих образовательных задач.
3. Структура профессиограммы
Требования, представленные в профессиограмме, сформированы в блочномодульном варианте, позволяющем избирательно наполнять профессиограмму на конкретную профессию.
Профессиограмма состоит из шести блоков:
- паспорт профессии;
- основной объект профессии;
- ключевые ценности профессии;
- предметно-профессиональная компетенция;
- социально-профессиональная компетенция;
- специальные психофизиологические требования.
Блок "Паспорт профессии" содержит краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.
Блок "Основной объект (сфера) профессии" содержит сведения о типе профессии: "человек - природа", "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковая система", "человек художественный образ", о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы.
Блок "Ключевые ценности профессии" включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений и взглядов к предмету профессии.
Блок "Предметно-профессиональная компетентность" включает в себя характеристику профессиональной среды как полисистемного образования и должен быть представлен с достаточной полнотой.
В сознании специалиста должно быть полно и системно представлено, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что из себя представляют эти объекты, какое значение и место имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который осуществляется воздействие с целью получения результата, какие воздействия, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях это осуществляется.
Поэтому в профессиограмме учтены и включены эти взаимосвязи и отношения: результат труда, исходный предмет труда, средства производства и процесс производства.
Блок "Социально-профессиональная компетенция" обеспечивает следующие направления субъектности личности:
- развитие мыслительного потенциала;
- потенции саморегуляции и саморазвития личности;
- направленность личности на "стратегию успеха";
- гибкость и мобильность личности в рыночных условиях.
Начало профессиональной деятельности начинается с поиска работы и трудоустройства. Включение подраздела, связанного с этими вопросами, объясняется сложившимися рыночными условиями жизнедеятельности людей. То, насколько соответствует рабочее место или профессия стремлениям и профессиональным потребностям, зависит и от успешности трудоустройства.
Успешная деятельность стимулирует субъекта к профессиональным достижениям. К факторам и условиям профессиональных достижений относятся:
- развитость интеллекта и способности к творчеству;
- успешные коммуникации;
- профессиональное развитие.
Развитость интеллекта и творчество характеризуются интеллектуальными ресурсами и владением технологией творчества:
- логическое мышление;
- решение проблем;
- поиск новых решений, методы поиска идей;
- владение методами развития и интенсификации мыслительной сферы.
Успешные коммуникации включают владение технологиями и спецификой общения: с коллегами, в условиях групповой и коллективной работы, деловых контактов с администрацией, межличностных взаимодействий.
Способность поддерживать успешность профессиональной деятельности означает владение способом планирования и реализации профессиональной карьеры и дополнительного образования, технологиями расширения компетентности и методами самоанализа, саморегуляции, самоуправления деятельностью.
В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры.
Блок "Специальные психофизиологические требования" содержит психофизиологические особенности профессии и требования, которые предъявляют эти особенности к работнику: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, требования к анализаторам (память, внимание и т.д.), санитарно-гигиенические требования.
Каждый блок состоит из модулей, модуль - из модульных элементов, а последние - из модульных единиц.
Собственно модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности.
Структура модульных составляющих профессиограммы выполняется в едином варианте. Любой модуль (модульный элемент, модульная единица) включает:
- наименование модуля (модульного элемента, модульной единицы);
- уровень подготовки (элемент профессии, представленный модулем, характеризуется на трех уровнях подготовки специалиста):
- шифр (нумерация в структуре профессиограммы: модуль - две цифры, модульный элемент - три цифры, модульная единица - четыре цифры);
- параметры профессии (характеристика, содержательно раскрывающая описываемый компонент профессии);
- степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению содержания профессии по описываемому компоненту - нормы требований к личности);
- критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста).
Полная структура образовательно ориентированной профессиограммы представлена следующим образом:
Блок 1. Паспорт профессии:
1.1. Наименование профессии (интегрируемых профессий), наименование интегрируемых специальностей.
1.2. Шифр профессии по системе кодификации документов Госстандарта начального профессионального и среднего профессионального образования.
1.3. Профессиональное поле.
1.4. Профессиональное направление (учебная группа профессий).
1.5. Уровень профессионального образования (ускоренная профессиональная подготовка, начальное профессиональное образование, повышенное профессиональное образование, среднее профессиональное образование).
1.6. Ступень квалификации.
1.7. Минимальный уровень общего образования.
1.8. Базовый уровень образования.
Блок 2. Основной объект (сфера) профессии
Блок 3. Ключевые ценности профессии
Блок 4. Предметно-профессиональная компетенция:
4.1. Производственный процесс.
4.2. Результаты (продукты) труда.
4.3. Материалы и сырье.
4.4. Средства производства.
4.4.1. Оборудование.
4.4.2. Инструмент. Приспособление. Техника.
4.4.2.1. Рабочий инструмент.
4.4.2.2. Приспособления.
4.4.2.3. Контрольно-измерительная техника.
4.4.2.4. Организационно-компьютерная техника.
4.4.3. Знаковые системы.
Блок 5. Социально-профессиональная компетенция:
5.1. Интеллектуальные ресурсы. Творчество.
5.2. Успешные коммуникации.
5.3. Способность к трудоустройству.
5.4. Профессиональное развитие.
5.5. Экологическая культура.
5.6. Правовая культура.
5.7. Экономическая культура.
Блок 6. Специальные психофизиологические требования
В любой профессиональной деятельности требования ко всем составляющим структуры профессиограммы имеют место, но в зависимости от сферы труда и уровня квалификации какие-то из них имеют преобладающее значение.
Модель профессиограммы структурно и содержательно позволяет, изменяя различные факторы (набор модулей, наполнение модулей в соответствие с разным уровнем требований и т.д.), проектировать многообразие вариантов профессий и моделей профессионального образования.
К Постановлению Правительства
Свердловской области
от 27 января 1997 г. N 50-п
Мероприятия
по внедрению национально-регионального компонента
стандарта "Модель профессиограммы специалиста -
выпускника учреждения начального профессионального
образования"
/----------------------------------------------------------------\
|N |Содержание деятельности | Сроки |
|пп| | |
|--+----------------------------------------------+--------------|
|1 |Издать приказ "О введении в действие | январь 1997 |
| |образовательного стандарта "Модель | |
| |профессиограммы специалиста - выпускника | |
| |учреждения начального профессионального | |
| |образования" | |
|--+----------------------------------------------+--------------|
|2 |Разработать методические рекомендации по | февраль 1997 |
| |технологии профессиографической деятельности | |
| |в профессиональных образовательных учреждениях| |
| |для разработки учебно-программной документации| |
| |на основе национально-регионального компонента| |
| |образовательного стандарта | |
|--+----------------------------------------------+--------------|
|3 |Провести семинар - деловую игру по проблеме | |
| |освоения технологии профессиографической | |
| |деятельности: | |
| |- для руководителей государственных | февраль 1997 |
| |профессиональных образовательных учреждений; | |
| |- для руководителей негосударственных | май 1997 |
| |профессиональных образовательных | |
| |учреждений | |
|--+----------------------------------------------+--------------|
|4 |Организовать консультирование специалистов | март - июнь |
| |профессиональных образовательных | 1997 |
| |учреждений по вопросам разработки учебно - | |
| |программной документации на основе Модели | |
| |профессиограммы специалиста - выпускника | |
| |учреждения начального профессионального | |
| |образования | |
|--+----------------------------------------------+--------------|
|5 |Подготовить к печати материалы по вопросам | апрель 1997 |
| |профессиографии в целях образования | |
|--+----------------------------------------------+--------------|
|6 |Осуществить контроль за реализацией Модели | июнь - август|
| |профессиограммы учреждениях начального | 1997 |
| |профессионального образования | |
\----------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 27 января 1997 г. N 50-п "Об утверждении Модели профессиограммы специалиста-выпускника учреждения начального профессионального образования"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 декабря 2005 г. N 1107-ПП настоящее постановление признано утратившим силу