В соответствии со статьей 29 п.п. 1, 4, 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, во исполнение Программы действий Губернатора Свердловской области на 1996-1999 годы, а также Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.96 N 303-п "О региональном докладе 1995 г. "Система образования Свердловской области как фактор (механизм) удовлетворения образовательных потребностей" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Основные направления политики Правительства Свердловской области в сфере образования и программу ее реализации на 1997-1999 гг. (прилагается).
2. Департаменту образования Правительства области (Нестеров В.В.) принять к исполнению Основные направления политики Правительства области в сфере образования и обеспечить функции координатора программы ее реализации в отношении окружных и муниципальных органов управления образования.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ковалеву Г.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Основные направления политики
Правительства Свердловской области в сфере образования
и программа ее реализации на 1997-1999 годы
(образование в период детства, общее, начальное профессиональное,
среднее педагогическое и дополнительное образование)
(утв. Постановлением Правительства Свердловской области
от 3 марта 1997 г. N 173-п)
1. Политика Правительства Свердловской области
в сфере образования
Рассматривая политику, в широком смысле слова, как деятельность по управлению общественными отношениями, которая определяет эти отношения и рождает их, региональная политика в сфере образования своей первой и главной целью имеет создание в обществе, во-первых, такого общественно-политического и нравственно-психологического климата; во-вторых, таких оптимальных условий жизнедеятельности системы образования; в третьих, таких стимулов деятельности субъектов образовательной сферы, которые могли бы с наибольшей полнотой удовлетворить потребности учащейся молодежи в самореализации и которые вели бы к социальному утверждению и развитию молодого поколения через образование.
В сегодняшней ситуации осуществить данные преобразования возможно через целенаправленную политику, основанную на прочном фундаменте объективной информации о состоянии региональной системы образования и возможных будущих вариантов ее развития. То есть, новое состояние сферы образования может программироваться с определенной политической платформы, имеющей в своей основе непротиворечивую направленность на общечеловеческие ценности с учетом региональных тенденций развития сферы образования.
Целостная модель развития образования Свердловской области сформирована в условиях объективно происходящих изменений структуры общества, экономических отношений, системы ценностей, которые явились предпосылкой к изменению парадигмы педагогического мышления.
Состояние государства и общества, а также вероятный потенциал их развития, связанный с практическим осуществлением желаемых преобразований, то есть реформированием, преимущественно определяются двумя показателями: качеством образовательной системы и состоянием здоровья населения. При этом качество здоровья в значительной степени зависит от общей культуры граждан (что в конечном счете определяется уровнем образования), все остальные сферы жизни общества: культура, наука, экономика, право и политика - только отражают уровень образованности общества или отсутствие таковой.
Пути развития образования Свердловской области разработаны на основе регионального подхода, что в конечном счете означает поворот всей системы образования региона лицом к конкретным носителям образовательных потребностей, целей и ценностей образования, максимальный учет наряду с федеральными региональных и частных интересов.
Регионализация образования - это постоянный процесс совершенствования, развития содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок, культуры и технологии образования), источник которого в непрерывном и открытом характере взаимодействия образовательного пространства и динамики развития региональных процессов (потребностей).
Проявившиеся в последнее время негативные тенденции, а именно:
- снижение социально-адаптивной функции образования;
- утрата культурных смыслов и ценностей образования его непосредственными участниками;
- воспроизводство сознания, лишенного культурно-исторической памяти;
- снижение уровня духовных и образовательных потребностей;
- отставание содержания образования от уровня развития научного потенциала регионов;
- дисбалансированность системы управления образованием и системы его финансирования являются следствием как общего мирового кризиса образования, так и следствием неразвитой региональной политики.
Регионализация образования является долговременной стратегией, определяющей пути становления регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опытов в развитии образования и являющейся необходимой для удовлетворения образовательных потребностей жителей региона, что в конечном итоге обеспечивает целостность и стабильность развития общества.
Стратегия развития образования Свердловской области была направлена на изменение содержания образования. Выявление и анализ проблем, сложившихся в системе образования региона, предопределили разработку методологических основ Программы-1 и механизмов ее осуществления, что послужило основой для реализации прав личности в сфере образования. Региональная концепция (1991 г.) ориентировалась на преодоление в содержании, в структуре и психологии участников образовательного процесса последствий долговременного существования догматической системы образования в условиях тоталитарного идеологизированного общества.
В связи с этим, целью Программы-1 стало создание условий, обеспечивающих свободное физическое, умственное, нравственное развитие личности, способной критически воспринимать мир и себя как его неотъемлемую часть, и подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего необходимой квалификацией профессионально и личностно значимыми свойствами, обеспечивающими определенные гарантии личности на рынке труда.
Осуществление реформирования региональной системы образования стало возможным благодаря целенаправленным и последовательным действиям Правительства области, его Департамента образования по управлению этим процессом:
- разработке и внедрению Программ перевода образования области на новую систему экономических и правовых отношений;
- разработке регионального базисного учебного плана как механизма, обеспечивающего развитие содержания образования в изменяющихся социально-экономических условиях;
- разработке и внедрению механизмов оценки качества образования - лицензирования, сертификации (образовательных программ, научно-методической продукции, специалистов в области управления в системе образования), аттестации (педагогических и руководящих работников, образовательных учреждений) и др.
Продолжая и развивая реформирование системы образования в Свердловской области, настоящая Программа определяет в качестве приоритетной деятельность субъектов системы образования на уровне каждой конкретной территории, образовательного учреждения и педагога по практическому осуществлению последовательного и неукоснительного обеспечения права личности на получение качественного образования через систему государственных мероприятий по созданию условий для нормального развития детей, возможности развития их способностей и обеспечения социальной защиты.
При этом в качестве ценностных ориентиров региональной политики в сфере образования определены следующие:
- ответственность субъектов системы образования, предоставляющих образовательные услуги, за качество результата педагогической деятельности перед налогоплательщиком;
- социальная защита выпускника (учащегося) путем предоставления ему качественного образования, обеспечивающего максимально эффективную адаптацию личности в обществе;
- индивидуально-личностный подход в образовании, соответствующий психологическим, физиологическим и другим особенностям обучающихся, требованиям общества и обеспечивающий вариативность, разноуровневость предлагаемых (и предоставляемых) потребителю образовательных услуг.
Таким образом, реализация Основных направлений политики Правительства Свердловской области в сфере образования отвечает закону РФ "Об образовании" и целям Президентской программы "Дети России" (и входящих в нее целевых подпрограмм), Национального плана действий в интересах детей до 2000 года (Указ Президента РФ N 942), направлена на развитие образования в регионе, а также обеспечивает реализацию областного Закона "О защите прав ребенка".
Результатом реализации программных мероприятий должно стать иное состояние регионального образования:
- изменение качества результата образования в соответствии с целями и задачами образования каждого уровня;
- изменение сети образовательных учреждений для реализации образовательных потребностей;
- изменение системы управления образованием - с точки зрения эффективности и результативности, дифференциации образовательного пространства на основе единства и целостности.
Это должно привести к активизации участия населения области в развитии региональной системы образования, в полной мере отражающей интересы налогоплательщиков, становлению выпускника, готового и способного включиться в процесс социального созидания.
Экономический эффект от реализации Программы появится лишь спустя определенный промежуток времени при условии востребованности квалифицированного специалиста сферой экономики.
2. Программа реализации политики в сфере образования
на 1997-2000 годы
2.1. Образование в период детства
Характеризуя современное состояние образования в период детства на территории Свердловской области можно говорить о сформировавшемся (на уровне ценностей и установок) отношении к дошкольному и начальному образованию как к деятельности, требующей дифференцированного, индивидуализированного подхода к ребенку в соответствии с его силами и возможностями. Однако социологические исследования показывают:
- недостаточную степень сформированности у выпускников дошкольных образовательных учреждений общей готовности к учению как новому виду деятельности (умения слушать, понимать и точно действовать в соответствии с правилом, использовать образец и т.д.);
- психологическое самоощущение детей, характеризующееся нехваткой любви, теплых надежных отношений в семье, эмоциональных привязанностей;
- признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхов, тревог, регрессивных тенденций.
Характеризуя состояние образования в период детства, можно сделать следующие выводы:
- сложившиеся две системы параллельного действия - дошкольное образование и начальное общее образование - вошли в противоречие с потребностями жизни, запросами населения и нереализующимися возможностями полноценного развития личности ребенка 3-9 (10) лет, привели к дезадаптации его в новых формах организации образования;
- система дошкольного образования в силу ее специфических содержательных и организационных особенностей является изолированной структурой образования, а не элементом целостной системы образовательного пространства;
- существующая сеть образовательных учреждений периода детства не реализует в полной мере право на получение образования каждым ребенком, в том числе не посещающим образовательное учреждение;
- традиционно используемые образовательные программы не позволяют реализовать в полной мере индивидуальную, личностно-ориентированную модель образования, тем самым развитие ребенка часто отстает от его возможностей;
- отсутствует преемственность в формировании и развитии лечебно-оздоровительной среды в учреждениях дошкольного и начального общего образования, что приводит к ухудшению состояния здоровья детей;
- изолированность и замкнутость дошкольного образования от общего образования способствует появлению у педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, "стратегии" стихийного ожидания результатов, сохраняет авторитарность способов управления образовательным процессом;
- слабое развитие прогностической деятельности у педагогических работников приводит к ограниченности видения целей и результатов дальнейшего развития ребенка, к ограниченности содержания и технологий образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, кроме так называемой готовности к школе;
- существенными недостатками квалификации педагогов являются нечеткость представлений о процессах психосоматического, личностного развития ребенка в период детства;
- устаревшие представления о сути процессов социализации дошкольников и младших школьников типичны для педагогов.
Состояние образования периода детства характеризуется следующими противоречиями:
- между продекларированным в Законе "Об образовании" правом на получение качественного образования каждым ребенком в период детства, в том числе и через семейное образование, и отсутствием адекватной системы предоставления образовательных услуг налогоплательщикам (например, система разовых, постоянных, систематических консультаций детей, а также родителей по руководству семейным образованием);
- между уровнем формального образования педагогов и значимостью возрастного периода детства для всего последующего развития личности;
- между необходимостью преодоления изолированности дошкольного образования и начального общего образования как между собой, так и с основным общим образованием и отсутствием на федеральном и региональном уровнях стандартов образования в период детства (например, региональный Базисный учебный план периода детства).
Исходя из перечисленных противоречий, а также из нормативно зафиксированного целеполагания функционирования системы образования в период детства, определяемого как создание комплекса условий, обеспечивающих целостное развитие ребенка как биопсихосоциального существа, человека, носителя культуры, цель развития дошкольного и начального общего образования на 1996-2000 годы является: преодоление изолированности систем дошкольного и начального общего образования с последующим переходом в режим функционирования как система образования периода детства.
Цель управления развитием системы образования периода детства на предстоящий период определяется как формирование условий, механизмов, обеспечивающих преодоление изолированности дошкольного и начального общего образования с последующим переходом в режим функционирования как системы образования периода детства.
В связи с этим развитие системы образования периода детства в 1996-2000 годах должно осуществляться по следующим направлениям:
- концептуальное переосмысление всеми субъектами систем образования в период детства, необходимости ее перевода в новое качество;
- создание нормативно-правовых, программно-методических информационных, кадровых, организационно-содержательных материально-технических, экспертных условий для функционирования развития системы образования периода детства.
/----------------------------------------------------------------\
|Задачи | Содержание |Механизмы, |Сроки |
|развития | деятельности |обеспечивающие | |
| | |решение задач | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|С целью | | | |
|обеспечения | | | |
|процесса | | | |
|концептуального | | | |
|переосмысления | | | |
|всеми субъектами | | | |
|системы | | | |
|образования | | | |
|периода детства | | | |
|необходимости | | | |
|ее перевода в | | | |
|новое качество | | | |
|необходимо решить| | | |
|следующую задачу:| | | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|- сформировать |- Объяснение основных |- Информационно -| |
|концептуальные |идей Концепции |экспертная | |
|и |образования в период |система; | |
|методологиче- |детства среди всех |- Региональная |2 кв. |
|ские основания |субъектов системы |тарифно - |1996 |
|деятельности |образования через |квалификационная | |
|органов |различные формы работы |характеристика | |
|управления |с педагогами, детьми, |педагогов | |
|образования, |родителями; |периода детства | |
|администраций |- Нормативная фиксация |(региональный | |
|образовательных|ответственности |стандарт | |
|учреждений с |субъектов системы |профессиональной | |
|педагогами |образования |компетенции); |На |
|периода детства|периода детства за |- Нормативное |протя-|
|по изменению |результаты образования,|регулирование |жении |
|целей их |соответствующие |процесса |всего |
|профессиональ- |целеполаганию; |аттестации |перио-|
|ной |- Модернизация системы |педагогов периода|да I |
|деятельности, |подготовки, повышения |детства, а также |кв. |
|связанных с |квалификации, |постаттестаци- |1997 |
|достижением |переподготовки |онного периода; | |
|результата |педагогов образования в|- Заказ на | |
|образования |период детства; |подготовку, | |
|нового |- Формирование |переподготовку, | |
|качества |(модернизация |повышение | |
| |имеющихся) |квалификации | |
| |управленческих |кадров для | |
| |структур, программ, |системы |Начи- |
| |механизмов, |образования |ная с |
| |обеспечивающих |периода детства; |1 кв. |
| |реализацию региональной|- Сертификация |1997 |
| |политики в области |специалистов | |
| |образования в период |муниципальных | |
| |детства |органов |Начи- |
| | |управления |ная с |
| | |образованием |1 кв. |
| | |по проблемам |1997 |
| | |образования | |
| | |в период детства;| |
| | |- Рекомендации | |
| | |Департамента | |
| | |образования по | |
| | |структуре и | |
| | |содержанию | |
| | |управления | |
| | |развитием | |
| | |образования в | |
| | |период детства | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|С целью создания | | | |
|нормативно - | | | |
|правовых условий | | | |
|функционирования и| | | |
|развития системы | | | |
|образования | | | |
|периода детства | | | |
|необходимо решить | | | |
|следующие задачи: | | | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|- Формирование |- Осуществить анализ |- Системный | |
|нормативно - |действующих |анализ |4 кв. |
|правового |законодательных и |существующего |1996 |
|пространства |нормативных актов |нормативного | |
|регионального |федерального и |пространства | |
|уровня для |регионального уровней, |функционирования | |
|функционирова- |провозглашающих права и|и развития | |
|ния системы |определяющих механизмы |системы | |
|образования в |их реализации; |образования | |
|период детства |- Определить проблемное|периода детства; | |
|по |поле, связанное с мерой|- Проведение | |
|направлениям: |конкретности и ясности |через | |
| |порядка реализации прав|представительные | |
|а) нормативная |на получение |и исполнительные | |
|фиксация |качественного |органы власти | |
|механизмов (в |образования; |соответствующих | |
|том числе и |- Осуществить |нормативных |1 кв. |
|финансирования |разработку механизмов |актов, в том |1997 |
|системы |реализации прав через |числе и через | |
|образования |введение системы |Региональный | |
|периода |региональных стандартов|доклад "О | |
|детства), |(нормативов): |состоянии | |
|реализации прав|а) стандарт содержания |образования в | |
|на качественное|образования периода |Свердловской | |
|образование; |детства; |области" | |
|б) |б) стандарт | |1997/ |
|типологизация |профессиональной | |1998 |
|образовательных|компетентности | | |
|учреждений |педагогов периода | | |
|периода детства|детства; | | |
|в) |в) норматив материально| |1997/ |
|регулирование |- технического и учебно| |1998 |
|взаимоотношений|- методического | | |
|между налого- |обеспечения; | | |
|плательщиками |г) норматив финансового| | |
|(в том числе и |обеспечения. | | |
|родителями |- Определить порядок | |1998 |
|детей, не |использования средств | | |
|посещающих |на образование периода | | |
|образовательные|детства | | |
|учреждения |налогоплательщика, | | |
|периода |ребенок которого не | | |
|детства) и |посещает | | |
|субъектами |образовательное | | |
|управления; |учреждение | | |
|г) | | | |
|стандартизация | | | |
|образования | | | |
|периода детства| | | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|С целью создания | | | |
|программно - | | | |
|методических | | | |
|условий | | | |
|функционирования | | | |
|и развития системы| | | |
|образования | | | |
|периода детства | | | |
|необходимо | | | |
|решить следующую | | | |
|задачу: | | | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|- сформировать |- Разработать |- Региональный | |
|систему |региональный Базисный |заказ научной и | |
|программно - |учебный план периода |педагогической | |
|методического |детства; |общественности | |
|обеспечения, |- Сформировать перечень|на разработку | |
|адекватную |программно - |программно- |1 кв. |
|целеполаганию |методического |методического |1997 |
|образования |обеспечения |обеспечения | |
|периода |регионального Базисного|образования в | |
|детства, с |учебного плана периода |период детства | |
|учетом |детства; |в различных |2 кв. |
|необходимости |- Разработать программы|формах; |1997 |
|педагогического|образования детей в |- Сертификация | |
|просвещения |период детства для |образовательных | |
|родителей |осуществления различных|(учебных) | |
| |форм образования (в том|программ, |2 кв. |
| |числе семейного |научно - |1997 |
| |образования); |методической | |
| |- Разработать |продукции; | |
| |методические комплекты|- Региональный | |
| |для родителей, |норматив | |
| |осуществляющих семейное|(стандарт) | |
| |образование |"Программно - | |
| |- Сформировать заказ на|методическое | |
| |издание педагогической |обеспечение |1997- |
| |литературы для |образования в |1998 |
| |родителей, педагогов, а|период детства"; | |
| |также на |- Региональный | |
| |образовательные |заказ на | |
| |(просветительские) |полиграфическое | |
| |программы на |издание | |
| |телевидении и радио |регионального | |
| | |программно - | |
| | |методического | |
| | |обеспечения; | |
| | |- Система |1997- |
| | |информирования |1999 |
| | |субъектов | |
| | |образования (в | |
| | |том числе и | |
| | |родителей) о | |
| | |наличии и | |
| | |вариантах | |
| | |использования | |
| | |программно - | |
| | |методической | |
| | |продукции | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|С целью создания | | | |
|информационно - | | | |
|экспертных условий| | | |
|функционирования | | | |
|и развития системы| | | |
|образования | | | |
|периода детства | | | |
|необходимо решить | | | |
|следующую задачу: | | | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|- Формирование |- Разработать и внести |- Маркетинг | |
|информационно -|стандарт |образовательных | |
|экспертной |информационного |услуг в сфере | |
|системы, |обеспечения |образования | |
|позволяющей |"Образование в период |периода детства; |4 кв. |
|осуществлять на|детства", позволяющего |- Мониторинг |1996 |
|различных |осуществлять мониторинг|качества | |
|уровнях |функционирования и |образования в | |
|управления |развития системы |период детства; | |
|планирование |образования периода |- Экспертиза | |
|качества |детства, включающий |качества | |
|образования |оценку результатов |образования; | |
|периода детства|образования; |- Информационный | |
| |- Сформировать перечни |стандарт; | |
| |образовательных |- Система | |
| |программ, |информирования | |
| |учебно - методического,|населения; | |
| |технологического |- Сертификация |1998 |
| |обеспечения, |в сфере | |
| |диагностических методик|образования; | |
| |- Осуществить анализ |- Лицензирование,| |
| |целей образования |аттестация, | |
| |периода детства; |категорирование | |
| |- Разработать |и государственная| |
| |показатели и |аккредитация | |
| |инструментарий оценки |образовательных |1 кв. |
| |результатов образования|учреждений; |1997 |
| |периода детства; |- Итоговая | |
| |- Разработать методики |аттестация | |
| |и технологии готовности|выпускников | |
| |к педагогической |начальной школы; | |
| |деятельности в области |- Аттестация | |
| |образования периода |педагогов | |
| |детства; | | |
| |- Осуществить маркетинг| |4 кв. |
| |потребностей населения | |1997 |
| |в образовательных | | |
| |услугах периода детства| | |
| |- Создать | | |
| |информационный банк | | |
| |образовательных услуг | | |
| |для потребителей | | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|С целью создания | | | |
|кадровых условий | | | |
|функционирования | | | |
|и развития системы| | | |
|образования | | | |
|периода детства | | | |
|необходимо решить | | | |
|следующую задачу: | | | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|- Развитие |- Создание и развитие |- Стимулирование | |
|системы |системы опытно - |педагогического | |
|профессиональн.|экспериментальных |труда; | |
|подготовки, |исследований |- Сертификация |1997 |
|переподготовки | |образовательных | |
|и повышения | |программ | |
|квалификации | |повышения | |
|педагогов | |квалификации | |
|периода детства| |педагогов | |
| | |периода детства; | |
| | |-Государственно- |с 1997|
| | |общественный | |
| | |характер | |
| | |управления; | |
| | |- Эксперимен- |Посто-|
| | |тальные площадки |янно |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|С целью создания | | | |
|материально - | | | |
|технических | | | |
|условий развития | | | |
|системы | | | |
|образования | | | |
|периода детства | | | |
|необходимо решить| | | |
|следующую задачу:| | | |
|---------------------------------------+-----------------+------|
|- Развитие сети|- Осуществление |- Образовательный| |
|образовательных|аттестации и |системо-комплекс | |
|учреждений, |категорирования |территории; | |
|обеспечивающих |образовательных |- Лицензирование,|1 кв. |
|педагогизацию |учреждений периода |аттестация, |1997 |
|среды |детства; |категорирование | |
| |- развитие лечебно - |и государственная| |
| |оздоровительной |аккредитация | |
| |образовательной среды в|образовательных | |
| |имеющихся учреждениях |учреждений; | |
| |дошкольного и |- Службы эко - | |
| |начального общего |физиологического | |
| |образования; |исследования | |
| |- формирование |детей; |С 1997|
| |регионального норматива|- Центры | |
| |материально - |медицинской, | |
| |технического |психологической, | |
| |обеспечения |диагностической, | |
| |образовательного |педагогической | |
| |процесса в |помощи родителям;|С 1997|
| |образовательных |- Учредительство;| |
| |учреждениях периода |- Многоканальное | |
| |детства; |финансирование; |С 1997|
| |- разработка заказа на |- Региональный |Посто-|
| |проектирование |норматив |янно |
| |образовательных |материально - | |
| |учреждений периода |технического | |
| |детства |обеспечения; | |
| | |- Фиксация | |
| | |собственности | |
\----------------------------------------------------------------/
2.2. Образование в условиях основной общеобразовательной школы
Состояние основного общего образования характеризуется тем, что эта ступень образования не формирует у каждого выпускника готовности и способности осуществить осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Развитие системы основного общего образования за прошедший с 1991 года период происходило в основном за счет изменения предметного содержания образования, что оказалось недостаточным для достижения результата в основной школе.
При этом основное общее образование характеризуется наличием противоречий между:
- современным целеполаганием основного общего образования и реальным уровнем образованности выпускника, компетентности педагога, возможностями основной школы;
- необходимостью индивидуально-ориентированного подхода в образовании и отсутствием адекватного содержания и системы его оценки в основной школе;
- между востребованностью создания в системе образования условий для саморазвития учащихся и недостаточной разработанностью моделей самоопределения и самореализации учащихся основной школы;
- продекларированным правом на выбор дальнейшего жизненного пути выпускником основной школы и неготовностью последнего совершить выбор;
- содержанием образовательной информации и реальным развитием жизни;
- ценностными ориентациями учащегося и родителей, с одной стороны, и педагогов, школы, с другой стороны;
- естественным развитием подростка и игнорированием принципов природо- и культуросообразности процессов образования.
В связи с этим в части основного общего образования необходимо разрешить следующие проблемы:
- преодоление подхода к основной школе как "промежуточному звену", а не как целостной ступени образования;
- несоответствие возможностей системы основного общего образования целеполаганию;
- отсутствие адекватных индивидуально-ориентированному образованию механизмов его реализации (в том числе по отношению к подросткам);
- несоответствие цели, задач, практики работы школы реальному уровню образованности выпускника;
- неадекватность образовательного процесса психологическим, физиологическим особенностям подростка, его жизненным устремлениям и ценностям.
Разрешение указанных проблем позволит обеспечить создание комплекса условий, соответствующих целям и задачам основного общего образования, обеспечивающих формирование у каждого выпускника готовности и способности осуществить осознанный выбор своего жизненного пути.
Для достижения поставленной цели необходима деятельность в следующих направлениях:
- формирование системы ценностей педагога, адекватной целям и задачам основной школы;
- организация индивидуально ориентированного образования, соответствующего психологическим, физиологическим и другим особенностям учащихся;
- разработка (осмысление) результата образования на уровне выпускника основной школы;
- приведение в соответствие возможностей основной школы целям, задачам этой ступени образования.
/----------------------------------------------------------------\
|Задачи | Содержание деятельности |Механизмы, |Срок |
|развития | по развитию |обеспечивающие | |
| | |решение задач | |
|-----------------------------------------+----------------+-----|
|1. Обеспечение|Разработать систему |Проектное |1997-|
|условий |стимулирования |управление |1998 |
|формирования |самообразования педагогов |Система | |
|профессиональ | |стимулирования | |
|ной готовности| | | |
|и способности// | | |
|педагога |Нормативно закрепить |Введение |1997-|
|реализовать |ответственность педагога |квалификационных|1998 |
|цели и |за конечные результаты |требований | |
|задачи |основного образования |Рекламации | |
|основного | |Требования к | |
|общего | |анализу | |
|образования | |развития | |
| | |учащегося | |
| | |Сертификация | |
| | |педагогов | |
| | | | |
| |Обеспечить адекватность |Система |1999-|
| |содержания образовательных |сертификации |2000 |
| |программ подготовки, |Рекламации | |
| |переподготовки, повышения |Система | |
| |квалификации и стажировки |повышения | |
| |стратегии развития |квалификации | |
| |основного общего |Учреждения | |
| |образования (для педагогов |дополнительного | |
| |различных типов |образования | |
| |образовательных учреждений)|педагогов | |
| | | | |
| |Установить зависимость |Итоговая и |1997-|
| |между оценкой результата |промежуточная |1998 |
| |педагогической |аттестация | |
| |деятельности |выпускников | |
| |и уровнем образованности |Аттестация | |
| |подростка |педработников | |
| | |Родительский | |
| | |договор | |
| | |Центр | |
| | |стандартизации | |
| | | | |
| |Установить порядок |Бюллетени, |1998-|
| |предъявления уровня |проспекты |1999 |
| |профессиональной |Аттестация | |
| |компетентности педагога |педработников | |
| |потребителю |Категорирование | |
| |образовательных услуг |ОУ | |
| | | | |
| |Спроектировать и |Проектное |1999-|
| |внедрить модель |управление |2000 |
| |подготовки педагогического |Маркетинг | |
| |резерва, в том числе |Система | |
| |руководителей |стимулирования | |
| |различного уровня |руководителей | |
| | |Контракты | |
|-------------+--------------------------------------------+-----|
|2. Создание |Разработать и внедрить |Проектное |1999-|
|условий, |индивидуально |управление |2000 |
|обеспечиваю- |ориентированные |Центры | |
|щих |образовательные |психологической| |
|реализацию |методики и технологии |поддержки | |
|индивидуально| | | |
|ориентиро- |Определить механизмы |Оптимизация |1996-|
|ванного |реализации прав граждан |сети ОУ |1997 |
|образования, |на качественное основное |Рекламации | |
|соответст- |(базовое) образование в |на качество | |
|вующего |рамках образовательного |образования | |
|психическим |комплекса |Аккредитация | |
|и физиоло- | |ОУ | |
|гическим | | | |
|особенностям |Разработать и ввести |Проектное |1996-|
|подростков |механизмы выявления, |управление |1997 |
| |формирования |Маркетинг | |
| |образовательных |образовательных| |
| |потребностей учащихся |услуг | |
| | |Информационно- | |
| | |экспертная | |
| | |система | |
| | | | |
| | |Стандартизация |1996-|
| | |Образовательный|1997 |
| | |ваучер | |
| | |Родительский | |
| | |договор | |
| | | | |
| |Обеспечить условия освоения |Проектное |1996-|
| |образовательных программ в |управление |1997 |
| |форме семейного образования |Фонд | |
| |и экстерната |социсследований| |
| | |и мониторинга | |
| | |Информационно -| |
| | |экспертная | |
| | |система | |
| | | | |
| |Организовать систему |Образовательный| |
| |мониторинга проблем |ваучер | |
| |детства |Норматив | |
| | |финансирования | |
| | | |1996-|
| |Разработать механизмы |Проектное |1997 |
| |компенсации расходов на |управление | |
| |образование в | | |
| |негосударственных | | |
| |образовательных | | |
| |учреждениях, а также | | |
| |дополнительных расходов | | |
| |на обучение детей с | | |
| |ограниченными возможностями | | |
| | | | |
| |Инициировать освоение |Аттестация, |1997-|
| |образовательных программ |аккредитация |1998 |
| |основного общего |ОУ | |
| |образования на родном языке |Особый норматив| |
| | |финансирования | |
| |Разработать механизмы |сельских ОУ |1999-|
| |обеспечения прав учащихся |Социальное |2000 |
| |сельских школ на выбор |выравнивание | |
| |содержания образования, |территорий | |
| |соответствующего их |Специальные | |
| |способностям, |организационные| |
| |индивидуальностям, |и педтехнологии| |
| |интересам | | |
| | |Проектное | |
| | |управление | |
| | |Родительский | |
| | |договор | |
| | |Центры | |
| | |образования |1997-|
| | |взрослых |1998 |
| | | | |
| |Организовать систему |Перечень |1998-|
| |дополнительных |оборудования |1999 |
| |педагогических услуг |Участие | |
| |родителям |общественности | |
| | |в распределении| |
| | |и контроле | |
| | |ресурсов | |
| | |Фонды развития | |
| | | | |
| |Оптимизировать учебно - |Общественная | |
| |материальную базу |аккредитация ОУ| |
| |образования в соответствии |Доклад о | |
| |с международными стандартами|состоянии | |
| |состояния учебной техники | | |
| |и оборудования | -"- | |
| | | | |
| | |Родительский |1996-|
| | |договор |1997 |
| | |Попечительские | |
| | |Советы | |
| | | | |
| |Установить порядок |Сеть учреждений|1996-|
| |предъявления уровня |профессиональ- |1997 |
| |образованности подростков |ной подготовки | |
| |местному сообществу |Маркетинг | |
| | |Технологии | |
| |Обеспечить информирование |функционального|1999-|
| |родителей, общественности |образования |2000 |
| |о реализуемом содержании | | |
| |основного общего | | |
| |образования | | |
| | | | |
| |Создать условия реализации | | |
| |права подростков (с 14 лет) | | |
| |на получение профессий | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|3. Создание |Реализовать педагогический |Проектное |1999-|
|условий, |потенциал Базисного учебного|управление |2000 |
|обеспечиваю- |плана Свердловской области |Стандартизация | |
|щих процесс | |содержания | |
|стандарти- | |Аттестация | |
|зации | |педработников | |
|основного | | | |
|общего |Формализовать (закрепить) |Стандарт |1996-|
|образования |цель и направления развития |содержания |1997 |
| |основного общего образования|образования | |
| | | | |
| |Разработать и ввести |Стандарт |1997-|
| |единую систему показателей |содержания |1998 |
| |уровня образованности |Итоговая и | |
| |выпускника основной школы |промежуточная | |
| | |аттестация | |
| | |учащихся | |
| | | | |
| |Разработать национально - |Управление |1997-|
| |региональный (областной) |развитием |1998 |
| |компонент содержания |содержания | |
| |образования для учреждений: |образования | |
| |- основного общего |Перечень | |
| |образования; |программно - | |
| |- специальных |методического | |
| |(коррекционных) ОУ; |обеспечения | |
| |- государственного |Экспертный | |
| |воспитания |Совет | |
| | |Центр | |
| | |стандартизации | |
| | |Межрегиональное| |
| | |(международное)| |
| | |сотрудничество | |
| | | | |
| |Разработать экономическое |Категорирование|1997-|
| |обоснование и ввести |Госаккредитация|1998 |
| |дополнительное |ОУ | |
| |финансирование национально -| | |
| |регионального компонента | | |
| |стандарта основного | | |
| |общего образования | | |
| | | | |
| |Организовать систему |Управление |1996-|
| |контроля исполнения |качеством |1997 |
| |государственных областных |образования | |
| |стандартов основного |Рекламации | |
| |общего образования |Центр | |
| | |тестирования | |
| | | | |
| |Организовать опробование, |Эксперимен- |1997-|
| |апробацию национально - |тальная |1998 |
| |регионального компонента |площадка | |
| |содержания основного общего | | |
| |образования | | |
\----------------------------------------------------------------/
2.3. Образование в условиях средней общеобразовательной школы
Состояние среднего общего образования характеризуется тем, что обеспечивается социально-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов, имеются условия реализации ранее (после 9 класса) сделанного выбора. Но при этом ученик 11 класса не способен к творческому преобразованию и оценке отношений, господствующих в природе, обществе и культуре в целях реализации своей индивидуальности и обеспечения собственного благосостояния.
Среднее общее образование характеризуется наличием противоречий между:
- необходимостью обеспечения компетентности, функциональной грамотности выпускника и возможностями образовательной среды;
- реализуемым учащимся правом на выбор, ожидаемыми результатами образования и неспособностью школы оправдать ожидания;
- необходимостью сохранения образовательного пространства региона и стремлением средней школы к автономности;
- представлением о средней школе как о предпрофессиональной и невозможностью массовой средней школы решать эту проблему;
- потребностями образовательных учреждений различных видов и существующими нормативами финансирования;
- осознанной необходимостью индивидуально ориентированного образования и отсутствием адекватной системы оценки (диагностики).
В связи с этим в части среднего общего образования необходимо разрешить следующие проблемы:
- рассогласованность востребуемого результата образования и реального уровня образованности старшеклассников;
- обеспечение субъектности образовательных учреждений в условиях развития регионального образовательного пространства;
- несоответствие возможностей системы общего образования цели и задачам средней школы;
- отсутствие адекватной целям, задачам среднего образования системы оценки уровня образованности старшеклассников.
Решение указанных проблем позволит обеспечить развитие комплекса условий для дальнейшей дифференциации среднего общего образования, достижения выпускником уровня зрелости, достаточного для самоопределения и самореализации в сферах межличностных и социальных отношений, отношений к природе; уровня готовности к творческой деятельности и самостоятельному принятию решений в изменяющейся жизненной и профессиональной ситуации.
Для достижения поставленной цели необходима деятельность в следующих направлениях:
- обеспечение субъектности средней школы в рамках процесса регионализации среднего общего образования;
- разработка (осмысление) результата образования выпускника средней школы и адекватных ему систем оценки и мониторинга (уровня образованности);
- приведение в соответствие возможностей средней школы цели и задачам общего среднего образования.
/----------------------------------------------------------------\
|Задачи | Содержание деятельности |Механизмы, |Срок |
|развития | по развитию |обеспечивающие | |
| | |решение задач | |
|--------------+---------------------------+---------------+-----|
|1. Создание |Оптимизировать сеть |Проектное |1998-|
|условий для |учреждений среднего общего |управление |1999 |
|обеспечения |образования в рамках |Категорирование| |
|субъектности |образовательного комплекса |ОУ | |
|средней | |Акционирование | |
|школы в | |системы | |
|рамках | |образования | |
|региональной | | | |
|системы |Разработать механизм |Образовательный|1998-|
|образования |компенсации расходов на |ваучер |1999 |
| |среднее общее | | |
| |образование в | | |
| |негосударственных | | |
| |образовательных | | |
| |учреждениях | | |
| | | | |
| |Обеспечить сочетание |Образовательный|1997-|
| |бюджетных, коммерческих |кредит |1998 |
| |и благотворительных |Фонды развития | |
| |начал в финансировании |образования | |
| |общего среднего | | |
| |образования | | |
| | | | |
| |Инициировать практику | | |
| |государственно - | | |
| |общественного характера | | |
| |управления образовательным | | |
| |учреждением | | |
| | | | |
| |Разработать научно - |Попечительские |1997-|
| |методические и нормативные |Советы |1998 |
| |основания функционирования |Советы школ | |
| |различных моделей |(Конференции) | |
| |индивидуально |Маркетинговые |1997-|
| |ориентированного |исследования |1998 |
| |образования |Заказ на | |
| | |нормативно- | |
| | |правовое, | |
| | |научно- | |
| | |методическое | |
| | |обеспечение | |
| | |Перечень | |
| | |обеспечения | |
| | | | |
| |Установить порядок |Лицензирование,|1997-|
| |предъявления условий, |аттестация, |1998 |
| |содержания, уровня и |аккредитация | |
| |качества образования |(государствен- | |
| |в образовательных |ная и | |
| |учреждениях местному |общественная) | |
| |сообществу |ОУ | |
| | | | |
| |Установить и определить |Нормативно - |1997-|
| |порядок введения |правовое |1998 |
| |дополнительных |обеспечение | |
| |требований к учреждениям |управления | |
| |среднего общего |содержанием | |
| |образования (в т. ч. |образования | |
| |к нетиповым) | | |
|--------------+---------------------------+---------------+-----|
|2. Создать |Конкретизировать понимание |Стандартизация |1996-|
|условия, |результата среднего общего |Итоговая |1997 |
|обеспечивающие|образования |аттестация | |
|уровневость и | | | |
|направленность|Разработать механизмы |Оптимизация |1996-|
|содержания |реализации прав граждан на |сети ОУ |1997 |
|среднего |освоение образовательных |Система | |
|общего |программ в вечерней, |информирования | |
|образования |заочной формах, в форме |населения | |
| |самообразования | | |
| | | | |
| |Разработать основания для |Порядок |1996-|
| |развития учащихся, |создания и |1997 |
| |проявивших особые |финансирования | |
| |способности и таланты |нетиповых ОУ | |
| | |Международные | |
| | |обмены | |
| | | | |
| |Разработать и ввести |Маркетинг |1996-|
| |механизмы удовлетворения и |образовательных|1997 |
| |развития образовательных |услуг | |
| |потребностей |Проектное | |
| | |управление | |
| | | | |
| | |Управление | |
| | |стандартизацией| |
| |Разработать и ввести | | |
| |национально - | | |
| |региональный (областной) | | |
| |компонент Госстандарта | |1997-|
| |в части: | |1998 |
| |- обязательного минимума | | |
| |содержания основных | | |
| |образовательных программ; | | |
| |- требований к уровням | | |
| |подготовки выпускников | | |
| | |Проектное | |
| | |управление | |
| |Разработать экономическое | | |
| |обоснование и ввести | | |
| |дополнительное финансиро- | | |
| |вание национально - | |1996-|
| |регионального компонента | |1997 |
| |стандарта образования | | |
| | | | |
| | |Маркетинговые | |
| |Обеспечить развитие |исследования | |
| |учебно - материальной базы |Заказ, перечень| |
| |предпрофессиональной |средств | |
| |подготовки, адекватной |Фонды развития |1998-|
| |международным стандартам |образования |1999 |
| |состояния учебной техники | | |
| |и оборудования | | |
| | | | |
| |Установить порядок |Аттестация ОДУ | |
| |предъявления содержания |Доклад о | |
| |среднего общего образования|состоянии |1996-|
| |в соответствии с уровнем и | |1997 |
| |направленностью реализуемых| | |
| |образовательных программ | | |
| | | | |
| |Обеспечить преемственность |Образовательный| |
| |целеполагания |комплекс |1997-|
| |образовательных стандартов |Управление |1998 |
| |и программ различного |развитием | |
| |уровня |содержания | |
| |и направленности |образования | |
|--------------+---------------------------+---------------+-----|
|3. Изменение |Разработать систему |Стандартизация |1997-|
|системы |показателей и критериев, |Итоговая |1998 |
|оценки |характеризующих уровень |аттестация | |
|результата |социальной и личностной |Областной | |
|среднего |зрелости выпускника и |центр | |
|общего |соответствующего |стандартизации | |
|образования в |инструментария оценки | | |
|соответствии |(в том числе шкалу оценки) | | |
|с заданной | | | |
|целью |Организовать систему |Лицензирование,|1997-|
| |наблюдения и контроля за |аттестация, |1998 |
| |реализацией прав граждан на|госаккредитация| |
| |образование, в том числе |ОУ | |
| |в негосударственных |Регулярность | |
| |образовательных учреждениях|контроля и | |
| | |комплексных | |
| | |экспертиз | |
| | |Рекламации | |
| | | | |
| |Создать основания для |Сертификация |1997-|
| |функционирования |структур |1998 |
| |независимой от |Передача | |
| |органов управления |полномочий | |
| |государственной комиссии | | |
| |для оценки уровня | | |
| |образованности выпускников | | |
| |средней школы | | |
| | | | |
| |Разработать механизмы |Проектное |1997-|
| |планирования качества |управление |1998 |
| |среднего общего образования| | |
| | | | |
| |Установить зависимость |Категорирование|1997-|
| |оценки уровня |Норматив |1998 |
| |образованности выпускника |финансирования | |
| |от статуса учреждения |с учетом | |
| |среднего общего |качества | |
| |образования, (в т. ч. |результатов | |
| |негосударственного) |образования | |
| | | | |
| |Разработать и внедрить |Проектное |1997-|
| |механизм оценки состояния |управление |1998 |
| |образовательных систем |Комплексная | |
| |(системокомплексов) с |экспертиза | |
| |учетом уровня | | |
| |образованности выпускников | | |
| |средней школы | | |
\----------------------------------------------------------------/
2.4. Дополнительное образование
Дополнительное образование рассматривается как необходимое звено в системе непрерывного образования, способствующее ее целостности и преемственности через продолжение (углубление), дополнение (расширение) общего и начального профессионального образования. Система дополнительного образования обеспечивает деятельность личности в сфере свободного времени, принимая за основу ее интересы, разнообразные потребности, предоставляя возможность для самоопределения и саморазвития. Система дополнительного образования Свердловской области находится в стадии утверждения самоценности и самостоятельности, определения приоритетов развития.
Система дополнительного образования направлена на реализацию:
индивидуально-ориентированного подхода к развитию личности, удовлетворяющего ее духовно-нравственные, интеллектуальные, физические потребности;
деятельностного подхода, определяющего развитие способностей личности к самостоятельному решению проблемы и постоянному самообразованию через стимулирование творческой активности;
ценностно-целевого подхода, предусматривающего самоопределение и адаптацию личности в системе социокультурных ценностей.
Для обеспечения развития системы дополнительного образования необходимо решить следующие проблемы:
- интеграции дополнительного образования в социально-экономические и социокультурные отношения общества;
- соответствия спроса и предложения на дополнительные образовательные услуги;
- достижения уровня управления развитием дополнительного образования, обеспечивающего баланс его направлений.
Отражением обозначенных проблем являются следующие противоречия:
- между образовательным потенциалом системы дополнительного образования и недооценкой ее возможностей субъектами образования;
- между спектром предлагаемых дополнительных образовательных услуг и потребностями общества и личности;
- между необходимостью обеспечения качества образования и недостаточной компетентностью педагога дополнительного образования.
Анализ состояния системы дополнительного образования, ее проблем и противоречий позволяет сформулировать цель Программы в части развития дополнительного образования Свердловской области:
Создание условий для перевода системы дополнительного образования в новое качество, обеспечивающее ее интеграцию в региональную систему образования.
/----------------------------------------------------------------\
|Цель и | Содержание деятельности |Механизмы, |Срок |
|задачи | |обеспечивающие | |
| | |решение задач | |
|---------------+-------------------------+----------------+-----|
|1. |1.1. Создать условия для |Экспертиза |1996-|
|Формирование |осуществления |качества |1998 |
|устойчивых |индивидуально |образования | |
|связей |ориентированного подхода | | |
|системы |в дополнительном |Маркетинг | |
|дополнительного|образовании |дополнительных | |
|образования в | |образовательных | |
|образовательном| |услуг | |
|пространстве | | | |
|области |1.2. Создать систему | |1997 |
| |реализации дополнительных|Целевые проекты | |
| |образовательных услуг в |подпрограммы по | |
| |различных типах |приоритетным | |
| |образовательных |направлениям | |
| |учреждений |ресурсного | |
| | |обеспечения | |
| | |управленческой | |
| | |деятельности | |
| |1.3. Обеспечить | | |
| |структурную реорганизацию|Программа | |
| |системы дополнительного |интеграции | |
| |образования в субрегионе |учреждений | |
| | |образования и | |
| | |других ведомств | |
| | | | |
| | |Кадровая | |
| | |подготовка | |
| | | |1996-|
| | |Соглашения |2000 |
| | |Департамента с | |
| | |МОУО в части | |
| | |дополнительного | |
| | |образования | |
| | | | |
|2. |2.1. Создать условия для |Система кадровой|1996-|
|Обеспечение |формирования и развития |подготовки |2000 |
|условий для |профессиональной |специалистов | |
|изменения |компетентности |дополнительного | |
|качественных |руководителей |образования | |
|характеристик |и специалистов системы |Сертификация и | |
|образовательн. |дополнительного |реализация | |
|процесса |образования |образовательных | |
|в системе | |программ нового | |
|дополнительного| |поколения | |
|образования | | | |
| |2.2. Обеспечить |Целевые |1996-|
| |содержание |проекты - |2000 |
| |дополнительного |подпрограммы по | |
| |образования |приоритетным | |
| |в соответствии с |направлениям | |
| |приоритетами региональной|развития | |
| |образовательной политики |дополнительного | |
| | |образования | |
| | | | |
|3. Создание |3.1. Определить |Социологические |1997-|
|условий, |приоритетные направления |исследования |2000 |
|обеспечивающих |деятельности системы |Проектное | |
|устойчивое |дополнительного |управление | |
|функциониро- |образования | | |
|вание и | | | |
|развитие |3.2. Разработать |Целевые |1997-|
|системы |технологии управления |проекты - |2000 |
|дополнительного|развитием дополнительного|подпрограммы по | |
|образования |образования, адекватные |приоритетным | |
| |региональной стратегии |направлениям | |
| |развития образования |ресурсного | |
| | |обеспечения | |
| | |управленческой | |
| | |деятельности | |
| | |Стандартизация | |
| | |дополнительного | |
| | |образования в | |
| | |части | |
| | |организации | |
| | |управления | |
| | | | |
| |3.3. Создать условия для |Экспериментальн.|1996-|
| |поддержки актуальных |и стажерские |2000 |
| |направлений развития и |площадки | |
| |инновационных процессов |Проектное | |
| |дополнительного |управление | |
| |образования | | |
\----------------------------------------------------------------/
2.5. Начальное профессиональное образование
Состояние системы начального профессионального образования на сегодняшний день характеризуется рядом негативных признаков, выражающихся:
- в продолжающейся по инерции массовой профессиональной подготовке квалифицированных работников, востребованность которых на рынке труда резко снизилась;
- в ведомственной ориентации результата профессионального образования, обеспечивающего профессиональную подготовку выпускников, лишь на функциональный (исполнительский) уровень и игнорировании развивающего характера профессионального обучения;
- в узкопрофильности профессиональной подготовки, ограничивающей компетенцию выпускников рамками конкретных профессий и специальностей, что не позволяет им адаптироваться в смежных видах профессиональной деятельности;
- в отсутствии и неразвитости образовательных услуг по подготовке работников для сфер деятельности, востребуемой рыночной структурой экономики, в частности - сферы услуг, предпринимательства, ремесленничества и т. п.;
- в неготовности большей части педагогических и руководящих работников реализовать новые цели профессионального образования.
Анализ состояния системы начального профессионального образования позволяет выделить противоречия данного этапа развития:
- между предоставляемыми образовательными услугами и требованиями к их содержанию и разнообразию, необходимыми для дальнейшего развития социально - экономической структуры общества;
- между необходимостью обеспечения целостности содержания профессионального образования и отсутствием преемственности образовательных стандартов общего и профессионального образования;
- между потребностью в самоопределении, саморазвитии и самореализации личности и отсутствием развивающего пространства в учреждениях начального профессионального образования;
- между требованиями к уровню качества подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования и отсутствием адекватной системы оценки качества;
- между требованиями задач развития системы начального профессионального образования и существующим обеспечением ресурсами для их реализации;
- между требованиями к результату начального профессионального образования и способностью педагогов его обеспечить.
Программа развития на последующий период до 2000 года призвана способствовать разрешению противоречий, объективно сложившихся на сегодняшний день в сфере начального профессионального образования.
Цель Программы развития в части начального профессионального образования - создание условий для удовлетворения потребности личности в образовательных услугах, обеспечивающих ее профессиональное и социальное самоопределение (жизненную карьеру).
/----------------------------------------------------------------\
|Задачи | Содержание деятельности |Механизмы, |Срок |
|развития | по развитию |обеспечивающие | |
| | |решение задач | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|1. Создание |1.1. Определение и |Образовательный|1996-|
|комплекса |нормативное закрепление |маркетинг |2000 |
|условий для |взаимообуславливающих |Положение о | |
|развития |связей между потребностями |маркетинговых | |
|социальной и |личности, общества и |службах учебных| |
|профессио- |экономики. (Диагностика |округов и | |
|нальной |соответствия между |образовательных| |
|компетентно- |потребностями личности, |учреждений | |
|сти |общества и экономики) |Система | |
|выпускника | |соглашений | |
|путем |----------------------------+---------------+-----|
|овладения |1.2. Обеспечение оснований |Перечень |1996-|
|методами |для изменения спектра |профессий и |2000 |
|самосовершен-|образовательных услуг с |специальностей | |
|ствования, |учетом интересов личности, |учреждений | |
|самовоспита- |рынка труда, самих |начального | |
|ния и |образовательных учреждений |профессиональ- | |
|саморегуляции| |ного | |
| | |образования | |
| | |Образовательные| |
| | |программы по | |
| | |новым | |
| | |профессиям | |
| | |Оптимизация | |
| | |сети | |
| | |образовательных| |
| | |учреждений | |
| | |Система | |
| | |соглашений | |
| | |и договоров | |
| |----------------------------+---------------+-----|
| |1.3. Разработка содержания |Система |1996-|
| |региональных компонентов |стандартов |2000 |
| |профессиональных | | |
| |образовательных стандартов | | |
| |----------------------------+---------------+-----|
| |1.4. Разработка |Региональный |1996-|
| |профессиональных |перечень |2000 |
| |характеристик в |профессий | |
| |соответствии с |Профессиограммы| |
| |профессиограммами основных |Профессиональ- | |
| |профессионально - |ные | |
| |образовательных направлений |характеристики | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |1.5. Разработка и внедрение |Система |1996-|
| |системы экспертизы |управления |2000 |
| |соответствия результатов |качеством | |
| |образования стандарту |подготовки | |
| |начального профессионального|специалистов | |
| |образования |Квалификаци- | |
| | |онные | |
| | |испытания | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|2. |2.1. Обеспечение |Модели |1996-|
|Обеспечение |преемственности |учебных планов |2000 |
|учащимся |образовательных программ |Типовые | |
|гарантий |начального, среднего и |учебные | |
|социальной |высшего профессионального |программы | |
|справедливо- |образования |Система | |
|сти в части | |соглашений | |
|реализации |----------------------------+---------------+-----|
|права на |2.2. Обеспечение |Информационная |1996-|
|получение |реализации права учащихся |система |1998 |
|качественного|на выбор разноуровневых |Документы об | |
|образования |образовательных программ |образовании | |
| |в учреждениях начального |Образовательные| |
| |профессионального |программы | |
| |образования различного вида | | |
| |----------------------------+---------------+-----|
| |2.3. Обеспечение развития |Аттестация |1996-|
| |содержания профессионального|педагогических |2000 |
| |образования в соответствии |и руководящих | |
| |с требованиями |работников | |
| |образовательного |Аттестация и | |
| |государственного стандарта |аккредитация ОУ| |
| | |Система | |
| | |дидактического | |
| | |и методического| |
| | |обеспечения | |
| | |Система | |
| | |повышения | |
| | |квалификации | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|3. |3.1. Обеспечение процесса |Модель |1996-|
|Оптимизация |управления системой |проектного |2000 |
|процесса |начального профессионального|управления | |
|управления |образования по критериям |Информационные | |
|системой |эффективности и |системы | |
|начального |результативности | | |
|профессио- |----------------------------+---------------+-----|
|нального |3.2. Разработка нормативно -|Система |1996-|
|образования |правовых оснований по |соглашений |2000 |
| |взаимодействию среднего и |Образовательные| |
| |высшего профессионально - |программы | |
| |педагогического образования |повышения | |
| |и повышения квалификации |квалификации | |
| |профессионально - |профессионально| |
| |педагогических работников |-педагогических| |
| | |работников | |
| |----------------------------+---------------+-----|
| |3.3. Обеспечение развития |Нормативы |1996-|
| |учебно - материальной |комплексного |1998 |
| |и производственной базы |обеспечения | |
| |учреждений начального и |учебно - | |
| |профессионального |материальной | |
| |образования с требованиями |и производ- | |
| |стандарта профессионального |ственной базы | |
| |образования | | |
\----------------------------------------------------------------/
2.6. Образование педагога
Состояние системы образования педагога характеризуется тем, что в регионе созданы условия, которые, с одной стороны, обеспечивают, а с другой - востребуют новый его уровень:
- вариативность, обусловливающая личный профессиональный выбор;
- стандарт организации и содержания образования (Базисный учебный план) и его резервы в освоении принципов, обеспечивающих ценностные компоненты результата образования;
- аттестация как механизм стимулирования роста профессиональной квалификации (компетентности) и создания оснований для развития субъектности и субъектных отношений.
Вместе с тем в системе непрерывного образования педагогических кадров имеются "острые" противоречия и проблемы:
- между требованиями новой парадигмы образования и фактическим уровнем профессиональной компетентности педагога, не соответствующим этим требованиям;
- между ценностно-целевыми ориентациями в образовании и существующей традиционной системой образования педагога;
- между целями и задачами регионализации образования и отсутствием адекватной им системы подготовки педагогических работников;
- между осознанием всеми структурами управления важности проблемы образования педагогических работников и степенью участия каждого из них в решении этой проблемы;
- между необходимостью в постоянном профессиональном росте педагога и отсутствием комплексной системы стимулирования данного процесса;
- между индивидуальными потребностями педагогов в повышении своей квалификации и существующим "массовым" характером системы переподготовки и повышения квалификации.
Исходя из этого, целью Программы в части образования педагога является создание условий для обеспечения региона педагогическими кадрами, обладающими профессиональной компетентностью как предпосылкой личностно ориентированного образования.
/----------------------------------------------------------------\
|Задачи | Содержание деятельности |Механизмы, |Срок |
|развития | по развитию |обеспечивающие | |
| | |решение задач | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|1. Развитие |- Разработать и обеспечить |Информационно -|1997-|
|процессов |субъектов образования |аналитический |2000 |
|образования |системной информацией о |стандарт | |
|педагогиче- |региональном процессе, |состояния | |
|ских |тенденциях и результатах |содержания | |
|работников |развития содержания |образования | |
|области в |образования | | |
|условиях | | | |
|приоритет- |- Разработать региональную |Программа, |1997-|
|ности |концепцию управления |перечень |2000 |
|образования |системой образования |научно- | |
| |педагога |методического | |
| | |обеспечения | |
| | |реализации | |
| | |данной | |
| | |концепции | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Создать систему |Проекты |1997 |
| |сопровождения, |программ | |
| |обеспечивающую развитие |поддержки | |
| |управленческой деятельности |управления | |
| |муниципальных органов |развитием | |
| |управления образованием на |профессиона- | |
| |основе приоритета содержания|лизма | |
| |образования, субъектных |педагога | |
| |(педагогических) оснований | | |
| |деятельности | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Обеспечить переход к |Нормативно - |1998 |
| |коллегиальному стилю |правовые, | |
| |делового взаимодействия |методические, | |
| |как нормы жизнедеятельности |организационные| |
| |образовательного учреждения |основания, | |
| | |организационная| |
| | |культура | |
| | |образователь- | |
| | |ного | |
| | |учреждения | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Разработать комплексные |Образовательные|1997-|
| |программы дополнительного |программы, |1999 |
| |профессионального |курсы | |
| |образования педагогов |переподготовки,| |
| |области в |изменение | |
| |соответствии с ценностями, |критериев | |
| |целями и задачами: |аттестации | |
| |- образования в период | | |
| |детства; | | |
| |- образования в условиях | | |
| |основной школы; | | |
| |- образования в условиях | | |
| |средней общеобразовательной | | |
| |школы | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Создать систему, |Проектное |1997-|
| |обеспечивающую сопровождение|управление |2000 |
| |педагогической деятельности | | |
| |по реализации региональных | | |
| |учебных планов | | |
| |Свердловской области | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Вовлечение педагогов в |Сертификация |1996-|
| |научно - педагогическую |продукции, |2000 |
| |работу по развитию |проектное | |
| |содержания образования |взаимодействие | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|2. |- Создать единую систему |Согласование |1997 |
|Обеспечение |сопряженных стандартов |между ДО и | |
|оснований |предпрофессиональной |ВУЗами, | |
|для |подготовки, среднего и |осуществляющими| |
|осуществления|высшего педагогического |профессионально| |
|педагогиче- |образования |-педагогическую| |
|ской | |подготовку в | |
|деятельности | |Свердловской | |
|в | |области | |
|соответствии | |Проектное | |
|с ценностно -| |управление | |
|целевыми | | | |
|положениями | | | |
|Концепции |- Разработать региональный | |1997-|
|развития |стандарт "Профессиональная | |1998 |
|образования |квалификация педагога" для | | |
|области |системы дополнительного | | |
| |профессионального | | |
| |образования | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Разработать основания |Проектное |1997-|
| |для организации мониторинга |управление |1998 |
| |ценностно - целевого | | |
| |развития учащихся | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Разработать инструментарий| Проектное |1997-|
| |диагностики и | управление |1998 |
| |самодиагностики \\ | |
| |профессиональной квалификации| | |
| |педагога // | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Разработать систему | | |
| |научной, образовательной, | | |
| |информационной поддержки | | |
| |деятельности педагога, | | |
| |приближенной к условиям | | |
| |и потребностям развития | | |
| |образования в субрегионах | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|3. Создание |- Создать нормативно - |Нормативные |1997-|
|условий, |правовые основания, |акты |2000 |
|стимулирующих|регламентирующие | | |
|профессио- |общественную оценку | | |
|нальный рост |деятельности ОУ и | | |
|педагога |педагогов | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Оптимизировать процесс |Региональные |1997 |
| |аттестации педагогических |нормативно - | |
| |работников, усиливающий |правовые | |
| |саморазвивающую деятельность|основания | |
| |педагога |аттестации, | |
| | |экспертиза, | |
| | |апробация | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Создать системы |Проектное |1997-|
| |привлечения материальных и |управление |2000 |
| |информационных внешних | | |
| |ресурсов (культуры, | | |
| |здравоохранения, | | |
| |коммерческого сектора, | | |
| |налогообложения) в | | |
| |образование для поддержки | | |
| |педагогических инициатив | | |
| |на основе конкурсов, | | |
| |грантов и т. д. | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Обеспечить многообразие |Ассоциации, |1997-|
| |форм и видов |клубы, союзы, |1999 |
| |профессионального общения |педагогические | |
| |педагогов с целью |мастерские, | |
| |формирования общности |Педчтения, | |
| |ценностных ориентаций |Международные | |
| | |обмены, | |
| | |Общественные | |
| | |экспертные | |
| | |организации, | |
| | |Фонды | |
| | |поддержки | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |Обеспечить многообразие |Ассоциации, |1998-|
| |форм и видов |клубы, союзы, |1999 |
| |профессионального |педагогические | |
| |общения педагогов для |мастерские | |
| |формирования общности |Педчтения | |
| |ценностных ориентаций |Международные | |
| | |обмены | |
| | |Общественные | |
| | |экспертные | |
| | |организации | |
| | |Фонды поддержки| |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|4. Создание |- Разработать нормативную |Подзаконные |1997 |
|условий для |базу обеспечения системы |акты | |
|функциони- |образования педагогическими |регионального | |
|рования |кадрами |уровня | |
|рынка | |Биржа | |
|педагогиче- | |педагогического| |
|ских услуг | |труда | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Разработать систему |Подзаконные |1997 |
| |формирования заказа |акты | |
| |Муниципальными органами |регионального | |
| |управления образования на |уровня | |
| |педагогические кадры в | | |
| |соответствии с | | |
| |образовательными | | |
| |потребностями территории, | | |
| |демографической ситуацией | | |
| |и содержанием образования | | |
| |(национально - региональный | | |
| |компонент) | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Развить |Образовательные|1996-|
| |дифференцированные, |программы, |1998 |
| |вариативные формы |вариативные | |
| |дополнительного |модули | |
| |профессионального |переподготовки | |
| |образования педагога в |и повышения | |
| |соответствии с |квалификации | |
| |потребностями | | |
| |регионального образования | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Обеспечить возможность |Система |1997-|
| |получения второй |подготовки и |1998 |
| |(совмещенной) педагогической|переподготовки | |
| |специальности | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|5. Создание |- Разработать нормативно - |Подзаконные |1996-|
|системы |правовые основания в рамках |акты |1998 |
|маркетин- |региональных возможностей по|регионального | |
|гового |взаимодействию общего, |уровня | |
|управления |среднего, высшего | | |
|развитием |педагогического образования | | |
|образования |и системы повышения | | |
|педагога, |квалификации | | |
|адекватной | | | |
|тенденциям | | | |
|развития | | | |
|региона | | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |- Разработать основания |Маркетинговые |1996-|
| |взаимоответственности |механизмы |1998 |
| |заказчиков на подготовку | | |
| |педагогических кадров и | | |
| |учреждений, | | |
| |осуществляющих их | | |
| |подготовку | | |
\----------------------------------------------------------------/
3. Управление процессом реализации Программы
/----------------------------------------------------------------\
|Задачи | Содержание деятельности, |Ожидаемый |Срок |
| | механизмы реализации задач |результат | |
| | | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|1. Развитие |1.1. Оптимизация |Отработка |1997-|
|форм |существующих и создание |механизма |1998 |
|государствен-|новых механизмов |трехсторонних | |
|но - общест- |взаимодействия органов |соглашений | |
|венного |управления образованием |между | |
|управления |федерального, регионального |департаментом | |
|как основания|и местного (муниципального) |образования, | |
|реализации |уровней с учетом |управленческим | |
|программы |разграничения компетенции |округом и МОУО | |
| | | | |
| |1.2. Создание условий для |Образовательные|1996-|
| |межведомственного взаимо- |системо- |1999 |
| |действия и сотрудничества |комплексы, | |
| |социальных структур на |образовательные| |
| |основе программ развития |округа | |
| |образования в субрегионах | | |
| |области | | |
| | | | |
| |1.3. Обеспечение |Участие |1997-|
| |предъявления условий, |местного |1998 |
| |содержания, уровня и |сообщества в | |
| |качества образования |развитии | |
| |местному сообществу |системы | |
| | |регионального, | |
| | |местного | |
| | |образования | |
| | | | |
| |1.4. Создание |Система |1997 |
| |условий, обеспечивающих |мотивации и | |
| |повышение социального |стимулирования | |
| |престижа профессии педагога,|деятельности | |
| |введение в действие форм, |педагогов | |
| |стимулирующих участие | | |
| |педагогов и специалистов | | |
| |системы образования в | | |
| |реализации цели и задач | | |
| |программы | | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|2. Развитие |2.1. Обеспечение условий |Механизмы |1997-|
|системы |развития качества |аттестации, |1998 |
|качества |образования |лицензирования,| |
|образования | |аккредитации, | |
|области | |сертификации в | |
| | |соответствии с | |
| | |задачами | |
| | |программы | |
| | | \\ |
| |2.2. Обеспечение процесса |Функционирование|1996|
| |стандартизации образования |и развитие //1999|
| |как гарантии прав учащегося |системы | |
| |на качественное образование |образования | |
| | |области на | |
| | |основе | |
| | |государственных| |
| | |образовательных| |
| | |стандартов, | |
| | |система | |
| | |преемственных | |
| | |стандартов | |
| | | \\ |
| |2.3. Развитие экспертной |Функционирование|1996|
| |системы области, системы |и развитие //1998|
| |мониторинга развития |экспертной | |
| |образования |системы | |
| | |мониторинга на | |
| | |всех уровнях | |
| | |управления, | |
| | |включая | |
| | |деятельность | |
| | |педагога | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|3. |3.1. Разработка и |Усиление (на |1997-|
|Управленче- |реализация комплексных |основе |2000 |
|ская |(координационных) проектов |проектного | |
|поддержка |(программ) по приоритетным |управления) | |
|развития |направлениям развития |развития | |
|регионального|регионального образования |регионального | |
|образования |программы: |образования по | |
|по |- Социальная защита |приоритетным | |
|приоритетным |педагога и учащегося; |направлениям | |
|направлениям |- Развивающая | | |
| |образовательная среда; | | |
| |- Валеология образования; | | |
| |- Педагогическая | | |
| |реабилитация и др. | | |
| | | | |
| |3.2. Участие в |Развитие |1997-|
| |федеральных и региональных |регионального |2000 |
| |(правительственных) |образования по | |
| |программах |приоритетным | |
| | |направлениям | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|4. |4.1. Нормативно - |Реализация и |1996-|
|Организация |правовое обеспечение |развитие |2000 |
|обеспечения |реализации программы |регионального | |
|программы | |законода- | |
| | |тельства, | |
| | |системы | |
| | |нормативных | |
| | |актов, | |
| | |обеспечивающих | |
| | |программу | |
| | | | |
| |4.2. Ресурсное обеспечение |Ресурсное |1996-|
| |программы |обеспечение |2000 |
| | | | |
| |4.2.1. Кадровое |Сбалансирован- |1997-|
| |обеспечение реализации |ная кадровая |1998 |
| |программы. |политика. | |
| |Маркетинговое управление |Условия, | |
| | |стимулирующие | |
| | |профессиональный |
| | |рост педагога. | |
| | |Стабилизация | |
| | |кадрового | |
| | |потенциала | |
| | |учреждений | |
| | |педагогического| |
| | |образования. | |
| | |Расширение | |
| | |аспирантуры и | |
| | |организация | |
| | |докторантуры | |
| | |при ИРРО | |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
| |4.2.2. Научное |Повышение |1996-|
| |обеспечение Программы: |качества |2000 |
| |- Научное обеспечение |регионального | |
| |проектов управления; |образования | |
| |- Научное обеспечение |на основе | |
| |актуальной практики и |реализации | |
| |форм опережающего |научных | |
| |развития образования |программ | |
| |области и деятельности | | |
| |педагога; | | |
| |- Научное обеспечение | | |
| |образования педагогов | | |
| |и специалистов системы | | |
| |образования. | | |
| |Проектное управление | | |
| | | | |
| |4.2.3. Информационное |Функциони- |1996-|
| |обеспечение программы |рование и |1998 |
| | |развитие | |
| | |информационно- | |
| | |аналитической | |
| | |системы области, |
| | |обеспечение | |
| | |процесса | |
| | |управления | |
| | |образованием. | |
| | |Функциониро- | |
| | |вание и | |
| | |развитие | |
| | |региональной | |
| | |системы | |
| | |научно - | |
| | |педагогической | |
| | |информации | |
| | | |1997-|
| | | |1998 |
|-------------+----------------------------+---------------+-----|
|5. Мониторинг|Разработка и реализация |Информационно -|1997-|
|реализации |форм мониторинга реализации |аналитические |2000 |
|программы |программы |материалы по | |
| | |итогам | |
| | |мониторинга. | |
| | |Коррекция | |
| | |деятельности на| |
| | |основе данных | |
| | |мониторинга | |
\----------------------------------------------------------------/
Сокращения, используемые в тексте
ДО - департамент образования
МОУО - муниципальный орган управления образования
ОУ - образовательное учреждение
ИРРО - институт развития регионального образования
ВНИК - временный научный исследовательский коллектив
МТО - материально-техническое обеспечение
НМО - научно-методическое обеспечение
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 3 марта 1997 г. N 173-п "Об утверждении Основных направлений политики Правительства Свердловской области в сфере образования и программы ее реализации на 1997 - 1999 гг."
Текст постановления официально опубликован не был