Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 26. Порядок голосования
1. Голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов местного времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны письменно оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
2. Избиратель, который за 15 дней до дня выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении территориальной (за 15-4 дня до выборов) или участковой (3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.
Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии.
Территориальные избирательные комиссии передают списки досрочно проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей.
3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов и бюллетеней в них оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
4. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, в том числе и входящего в состав избирательной комиссии. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе: "Подпись избирателя о получении бюллетеней".
5. Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
6. В избирательном бюллетене, содержащем перечень списков кандидатов, избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив названия того избирательного объединения, за список которого им сделан выбор, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех списков". В избирательном бюллетене, содержащем перечень кандидатов, по выборам в одно или многомандатном округе избиратель ставит крест либо любой иной знак в квадрате напротив фамилии того кандидата (кандидатов по числу мандатов), за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
7. Заполненные бюллетени избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны.
9. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного ящика. В этих целях на избирательном участке должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков. Количество переносных ящиков определяется решением территориальной избирательной комиссии.
Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменном виде при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. В списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.
Количество заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя.
10. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается избирательной комиссией.
Статья 27. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Перед началом подсчета голосов члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.
3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
4. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени неустановленной формы, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, не снабженные печатью соответствующей избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии.
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
5. Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до получения итогов голосования, о которых извещаются все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, группы избирателей.
6. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия составляет протоколы по итогам голосования по каждому избирательному округу, по которым оно производилось на данном участке. В протоколах указываются:
а) число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
б) число бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
в) число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
г) число погашенных бюллетеней;
д) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно и вне помещения для голосования;
е) число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
ж) число действительных бюллетеней;
з) число бюллетеней, признанных недействительными;
и) по одномандатному или многомандатному избирательному округу, где баллотировались кандидаты:
- фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
- число голосов, поданных за каждого кандидата;
- число голосов, поданных против всех кандидатов;
к) по избирательному округу, где баллотировались списки кандидатов:
- названия избирательных объединений, групп избирателей выдвинувших списки кандидатов;
- число голосов, поданных за каждый список кандидатов;
- число голосов, поданных против всех списков;
л) поступившие в комиссию в день голосования жалобы и заявления и принятые по ним решения.
7. Протоколы составляются в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
8. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии с жалобами и заявлениями, поступившими в комиссию в день голосования, и принятыми по ним решениями после их подписания незамедлительно направляются в территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии.
Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления итогов выборов.
Статья 28. Определение результатов выборов в избирательном округе по выборам по пропорциональной системе
1. Территориальная избирательная комиссия немедленно по получении подлинных протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов, поданных по территориальному избирательному округу, путем суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах.
2. Из распределения депутатских мандатов исключаются объединения, группы избирателей, списки кандидатов которых получили менее 10 процентов действительных голосов.
3. Если 10 процентов действительных голосов не будут получены ни одним из списков кандидатов, выборы по территориальному округу считаются несостоявшимися.
4. Каждое избирательное объединение или группа граждан, за список кандидатов которого подано более 10 процентов действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов действительных голосов и определяемое по методике, содержащейся в приложении к настоящему закону.
5. В случае, если только одно избирательное объединение получит свыше 10 процентов голосов избирателей, то к этому избирательному объединению перейдут мандаты на число кандидатов, включенных в его список.
6. Распределение мандатов между списками кандидатов в депутаты производится территориальной избирательной комиссией согласно методике, содержащейся в приложении к настоящему закону.
7. Распределение мандатов между отдельными кандидатами в списках производится избирательной комиссией в соответствии с порядком расположения кандидатов в депутаты в списках на момент их регистрации.
8. Территориальная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов по избирательному округу, в котором указывает:
а) общее число избирателей, внесенных в списки избирателей;
б) число избирательных бюллетеней, выданных по округу избирательным комиссиям;
в) число бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
г) число погашенных бюллетеней;
д) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно и вне помещения для голосования;
е) число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
ж) число действительных бюллетеней;
з) число бюллетеней, признанных недействительными;
и) названия избирательных объединений, групп избирателей, выдвинувших списки кандидатов;
к) число голосов, поданных за каждый список;
л) число голосов, поданных против всех списков;
м) фамилии, имена и отчества избранных кандидатов из каждого списка;
н) поступившие в комиссию в день голосования жалобы и заявления и принятые по ним решения.
9. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по территориальному избирательному округу несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей либо если сумма голосов, поданных за списки кандидатов, получивших 10 и более процентов голосов, менее суммы голосов избирателей, поданных против всех списков.
10. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по территориальному избирательному округу недействительными, если допущенные при проведении голосования или установления итогов голосования нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Статья 29. Определение результатов выборов по мажоритарной системе в одномандатном (многомандатном) избирательном округе
1. Территориальная избирательная комиссия по получении подлинных протоколов участковых избирательных комиссий избирательного округа не позднее трех дней после дня выборов определяет результаты выборов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
2. Территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
а) общее число избирателей, внесенных в списки избирателей;
б) число избирательных бюллетеней, выданных по округу избирательным комиссиям;
в) число бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
г) число погашенных бюллетеней;
д) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно и вне помещения для голосования;
е) число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
ж) число действительных бюллетеней;
з) число бюллетеней, признанных недействительными;
и) фамилии и инициалы внесенных в избирательные бюллетени кандидатов;
к) число голосов, поданных за каждого кандидата;
л) число голосов, поданных против всех кандидатов;
м) фамилии, имена и отчества избранных кандидатов;
н) одно из следующих решений:
- признание избранным кандидата либо кандидатов (по числу мандатов), получившего либо получивших наибольшее число действительных голосов при условии, если число поданных за него (за них) голосов превышает число голосов, поданных против всех кандидатов.
При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее;
- признание выборов несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за кандидата (кандидатов), набравшего (набравших) наибольшее число действительных голосов, или если в голосовании приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей; - признание выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
о) поступившие в комиссию в день голосования жалобы и заявления и принятые по ним решения.
Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований, предусмотренных настоящим законом для проведения голосования. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати не позднее чем за пять дней до дня голосования.
При повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что число поданных за него голосов превышает число голосов, поданных против обоих кандидатов.
3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. По требованию любого члена территориальной избирательной комиссии или наблюдателя территориальная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении территориальной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется территориальной избирательной комиссией.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 1995 года по делу N 3-9 пункт 4 статьи 29 признан незаконным и недействующим (в части формулировки избирательные бюллетени - не менее шести месяцев, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - до объявления даты следующих выборов) с момента принятия вышеуказанного решения
4. Вся документация территориальной и участковой избирательных комиссий хранится не менее трех месяцев, избирательные бюллетени - не менее шести месяцев, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - до объявления даты следующих выборов.
Статья 30. Установление общих итогов выборов в органы местного самоуправления
1. На основании протокола о результатах выборов по территориальному избирательному округу, протоколов о результатах выборов в одномандатных (многомандатных) избирательных округах территориальная избирательная комиссия в течение 7 дней по их получении определяет общие итоги выборов.
2. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, территориальная избирательная комиссия назначает новые выборы. Новые выборы проводятся в трехмесячный срок, при этом территориальная избирательная комиссия может принять решение о сформировании новых избирательных комиссий в новом составе. Новые выборы проводятся в соответствии с настоящим законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.