Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Правительства
Свердловской области
от 22 апреля 1998 г. N 417-п
Временное положение
об организации в 1998 году
обеспечения населения лекарственными средствами,
отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой
(Программа "Доступные лекарства")
22 апреля 1998 г.
1. Общие положения
В целях реализации гарантий гражданам, имеющим льготы в получении лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее ЛС) и упорядочения оплаты за ЛС, отпускаемые по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, и в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, от 10 июля 1995 г. N 685, от 17 июля 1995 г. N 710, а также с Областной программой государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи населению Свердловской области с 01.01.98 реализуется порядок обеспечения льготных групп населения и категорий больных. Основные характеристики системы:
- Лицевые счета граждан, имеющих право на льготы, для реализации социальных гарантий в части обеспечения льготными и бесплатными ЛС с определением ответственности субъектов.
- Оплата за отпуск льготных и бесплатных ЛС аптечным учреждениям производится территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
- Перечень ЛС, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
- Контроль за выписыванием и отпуском ЛС по бесплатным и льготным рецептам.
2. Гарантии льготным группам населения
и категориям больных Свердловской области
2.1. Граждане Свердловской области из состава льготных групп при амбулаторном лечении могут получить ЛС в любом аптечном учреждении, из числа указанных в Перечне аптечных организаций, осуществляющих отпуск бесплатных и льготных ЛС по предъявлении рецепта, выписанного в установленном порядке.
2.2. Обеспечение ЛС гражданина Свердловской области из состава льготных групп при амбулаторном лечении возлагается на аптеку, обслуживающую медицинское учреждение, рецепт которого на руках у гражданина. Прикрепление аптек к медицинским учреждениям прилагается (приложение 1).
2.3. В случае, если в аптечном учреждении, указанном в п. 2.2, временно отсутствует выписанное в рецепте ЛС и невозможности замены его, работники аптеки обязаны поставить на учет этого гражданина, оставив рецепт, и обеспечить его в течение 10 дней.
2.4. Гражданам гарантируется обеспечение льготными и бесплатными ЛС в соответствии с действующим Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
2.5. Все вышеперечисленные гарантии распространяются на лиц согласно классификатору категорий населения и групп заболеваний (приложение 2). Классификатор категорий населения и групп заболеваний изменяется в соответствии с действующим законодательством.
3. Субъекты и исполнительные органы системы
обеспечения бесплатными и льготными ЛС; основные обязанности,
условия их выполнения и ответственность
3.1. Субъекты системы
Субъект | А. Обязанности | Б. Условия | В. Ответст- венность |
1. Правительство Свердловской области в лице Департамента финансов |
Своевременное и достаточное перечисление платежей в ТФОМС |
Безусловно | По договору |
2. Департамент здравоохранения (фармуправление) |
Управление фармацевтическим рынком в части наличия ЛС из Перечня; является государственным заказчиком централизованных поставок |
||
3. Территориаль- ный фонд обязательного медицинского страхования |
Финансирование аптек; организация системы контроля, ежеквартальная разработка тарифного соглашения |
Достаточность платежей правительства (см. 1А) |
Штрафы в пользу аптек за несвое- временные выплаты согласно договору |
4. Аптека | Обеспечивает гарантии граждан в части отпуска льготных и бесплатных ЛС в течение 10 дней |
Наличие на рынке (см. 2А) Достаточность финансирова- ния (см. 3А) |
По договору |
5. Медицинское учреждение |
Врачи по показаниям, в соответствии с утвержденными лекарственными стандартами, выписывают рецепты на бесплатное и льготное обеспечение ЛС, необходимых для лечения данного заболевания, но в объеме, не превышающем месячной потребности |
Безусловно | Удержание за необосно- ванную выписку ЛС по результатам медицинской экспертизы |
6. Страховая медицинская организация |
Ведет лицевые счета граждан, имеющих право на льготный и бесплатный отпуск ЛС; контролирует соблюдение аптекой и медицинским учреждением прав граждан; разбор жалоб, экспертиза |
Безусловно | По договору |
3.2. Рабочие органы
Рабочими органами системы являются:
- областная тарифная комиссия (приложение 3);
- областная тендерная комиссия;
- рабочая группа Департамента здравоохранения и ТФОМС.
3.3. Основной задачей областной тендерной комиссии является проведение областного тендера (конкурса) и выявление поставщиков на выполнение централизованных поставок ЛС в аптечную сеть для государственных нужд. В своей деятельности тендерная комиссии руководствуется действующим законодательством.
3.4. Основными функциями рабочей группы Департамента здравоохранения и ТФОМС являются:
- внесение предложений по изменению и дополнению Перечня ЛС, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;
- подготовка проекта тарифного соглашения на лекарственные средства, отпускаемые по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;
- подготовка материалов для проведения тендера.
3.5. Отношения между субъектами регулируются следующими документами:
- договор Правительства Свердловской области с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования о финансировании программы "Доступные лекарства";
- договор на финансирование отпуска лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно или со скидкой между аптекой и ТФОМС (приложение 4);
- договор на поставку лекарственных средств для государственных нужд;
- договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.
5. Организационно-финансовая схема и документооборот
расходной части системы обеспечения
бесплатными и льготными ЛС
5.1. Документооборот производится между следующими субъектами:
- Аптека;
- Медицинское учреждение (МУ);
- Филиал ТФОМС;
- Страховая медицинская организация (СМО);
- Гражданин;
- Поставщик, осуществляющий поставки ЛС, победитель конкурса (тендера).
5.2. Документы, участвующие в системе обеспечения бесплатными и льготными ЛС (формы документов приведены в приложении 5):
- Рецепт ф. N 148-1/у-88 с дополнениями;
- Реестр бесплатных и льготных рецептов по медицинскому учреждению (МУ);
- Счет за отпуск бесплатных и льготных медикаментов;
- Рекламация МУ;
- Рекламация аптеки;
- Протокол разногласий к рекламации аптеки;
- Акт реэкспертизы;
- Заявление гражданина о несоблюдении гарантий по обеспечению бесплатными и льготными ЛС;
- Разнарядка на поставку ЛС в аптеки;
- Расходные документы поставщика, отражающие поставку ЛС в аптеку по государственному областному заказу;
- Счет за поставку ЛС в аптеки по государственному областному заказу;
- Разрешение на оплату счета за поставку ЛС в аптеки по государственному областному заказу;
- Акт об отказе в приемке ЛС, поставляемых в аптеку.
5.3. Рецепт выписывается в 1 экземпляре врачом медицинского учреждения в установленном порядке и выдается на руки гражданину для получения ЛС. После отпуска ЛС рецепт прикладывается к реестру рецептов на льготный отпуск медикаментов. Материально-ответственное лицо аптеки имеет право передавать рецепт для экспертизы в СМО по акту. СМО после проведения в медицинском учреждении экспертизы правильности назначения (не более 1 месяца) возвращает рецепт. В случае инвентаризации, проверки и др. СМО обязана возвратить рецепт в аптеку по первому требованию.
5.4. Реестр рецептов на льготный отпуск медикаментов по медицинскому учреждению формируется аптекой в 2 экземплярах. Готовые и экстемпорально изготовленные лекарственные формы заносятся в реестр в соответствии в наименованием и формой выпуска, указанной в "Перечне лекарственных средств: утвержденном для бесплатного и льготного отпуска". Один экземпляр реестра остается в аптеке, второй экземпляр и его электронное представление в виде файла не чаще 1 раз в декаду передается в СМО. СМО после процедуры приемки передает его в филиал ТФОМС. Филиал ТФОМС оставляет у себя реестры рецептов на льготный отпуск медикаментов МУ, расположенных на его территории, а реестры других МУ в электронной виде пересылает в соответствующий филиал ТФОМС для передачи их в соответствующую СМО для проведения в этих МУ экспертизы правильности выписки.
5.5. Счет за отпуск бесплатных и льготных медикаментов формируется аптекой в 2 экземплярах. Счет передается аптекой в СМО вместе с реестром не чаще 1 раза в декаду. Затем СМО передает его в бухгалтерию филиала ТФОМС.
5.6. Рекламация МУ формируется СМО на основании проведения экспертизы правильности выписки рецептов не позднее 1 месяца с момента предъявления реестра. Один экземпляр рекламации передается в филиал ТФОМС для начисления соответствующих удержаний.
5.7. Рекламация аптеки формируется СМО на основании проведения проверки соответствия реестра содержанию рецептов, а также по результатам разбора жалоб граждан на некачественное обеспечение аптекой. Рекламация составляется в двух экземплярах, подписывается директором СМО и в 3-дневный срок направляется в аптеку. Положение о порядке проведения экспертизы и реэкспертизы реестров рецептов аптеки прилагается (приложение 6).
5.8. Заявление гражданина о несоблюдении гарантий по обеспечению бесплатными и льготными ЛС подается им в СМО, застраховавшее его в связи с ОМС. К несоблюдению или ненадлежащему соблюдению гарантий относится:
- отказ от выписывания бесплатного или льготного рецепта;
- отказ о назначении бесплатных или льготных ЛС;
- отказ в отпуске имеющегося в аптеке ЛС;
- отказ в отпуске имеющегося в аптеке синонима ЛС;
- не обеспечение больного в установленные сроки отсутствующим ЛС (10 дней);
- некачественное обеспечение (истекший или истекающий срок годности, отсутствие необходимой маркировки, неправильная замена и т.д.);
- требование с больного доплаты или оплаты, превышающей 50%-ную скидку за льготные ЛС, а также оплаты или доплаты за бесплатные ЛС;
- отказ в отпуске имеющегося в аптеке ЛС, по рецепту, оформленному как исключение.
Поступившие в СМО от граждан, медицинских, аптечных учреждений письменные и/или устные заявления, жалобы, претензии регистрируются СМО в журнале по форме:
Дата.
N п/п.
Ф.И.О., адрес заявителя, телефон.
Наименование учреждения, на которое поступила жалоба (N или наименование аптеки, адрес, телефон; N больницы, N поликлинического отделения, адрес, телефон).
Краткое содержание жалобы (наименование ЛС, действия должностных лиц).
Меры, принятые СМО по жалобе.
Ф.И.О., должность рассмотревшего жалобу.
После регистрации в вышеуказанном журнале, заявления, жалобы подлежат проверке в соответствии с "Положением о порядке проведения экспертизы" (приложение 6, приложение 7). Результаты проверки доводятся до филиала ТФОМС и при необходимости оформляются рекламацией или штрафом.
О принятом решении гражданину сообщается письменно в месячный срок, а по заявлениям, не требующим дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
5.9. Основные виды возможных платежей и удержаний сведены в таблицу:
Вид платежей и удержаний | Основание (дополнительно к договорам) |
Принимает решение об исполнении |
Аптека | ||
Платежи | ||
Оплата счета | Счет N __ от __ |
Филиал |
Штрафы филиала за несвоевременную оплату |
Распоряжение N __ |
Исполнительная дирекция |
Платежи/удержания | ||
Аванс | Распоряжение N __ |
Исполнительная дирекция |
Удержания | ||
Удержания в счет централизованных поставок |
Распоряжение N __ |
Исполнительная дирекция |
Возвратные счета по результатам разбора жалоб |
Рекламация N __ | Филиал |
Медицинское учреждение | ||
Удержания | ||
Возвратные счета по результатам экспертизы выписки рецептов |
Рекламация N __ | Филиал |
Поставщик | ||
Платежи | ||
Платежи за централизованные поставки |
Счет N __ + разрешение на оплату |
Исполнительная дирекция |
Платежи/удержания | ||
Авансы | Распоряжение N __ |
Исполнительная дирекция |
Удержания | ||
Штрафы | Распоряжение N __ |
Исполнительная дирекция |
6. Перечень лекарственных средств, отпускаемых
по рецептам врачей бесплатно или со скидкой
в Свердловской области; порядок замены;
лекарственные стандарты
6.1. Основная цель ограничения номенклатуры бесплатных и льготных ЛС рамками Перечня - внедрить в практику амбулаторного лечения эффективные и экономичные методики лекарственного лечения, унифицировать их, исключить назначение малоэффективных дорогостоящих симптоматических средств.
6.2. Врачи МУ обеспечиваются Перечнем и выписывают рецепты в соответствии с ним. Правила выписки рецептов прилагаются (приложение 8). Аптечные работники обязаны при отсутствии в аптеке отпускать соответствующие формы выпуска синонимов лекарственных средств, указанных в Перечне.
6.3. Внесение предложений по изменению и дополнению Перечня ЛС, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой производится рабочей группой Департамента здравоохранения и ТФОМС.
6.4. Предложения с приложением обоснований по изменению Перечня ЛС принимаются членами рабочей группы Департамента здравоохранения и ТФОМС от:
- МУ;
- аптек;
- СМО;
- подразделений ТФОМС, занимающихся медицинским и экономическим мониторингом системы.
6.5. Перечень ЛС, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, с учетом изменений и дополнений утверждается одновременно с тарифным соглашением.
6.6. ЛС, не включенные в "Перечень", выписываются больному по медицинским показаниям в соответствии с правилами выписывания ЛС, не включенных в "Перечень" (приложение 9).
7. Тарифное соглашение и принципы оплаты
7.1. Тарифное соглашение - это документ, действующий в течение текущего квартала, согласованный областной тарифной комиссией и утвержденный директором Департамента здравоохранения области и исполнительным директором ТФОМС.
7.2. Текст тарифного соглашения не содержит наименования синонимов представленных препаратов. Однако при отпуске в аптечном учреждении допускается заменять прописанный препарат из Перечня ЛС, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или со скидкой его синонимами соответствующей формы выпуска. Любой заменитель из числа синонимов будет оплачен по его цене, но не выше цены прописанного препарата, указанной в тарифном соглашении.
7.3. В тарифном соглашении указаны цены, приведенные к единице формы выпуска, для сопоставления по стоимости синонимичных ЛС, но по-разному упакованных и/или расфасованных.
7.4. При формировании цен на ЛС аптека руководствуется предельными размерами торговых надбавок, установленными Правительством Свердловской области.
7.5. При формировании реестра рецептов на льготный отпуск медикаментов аптека проставляет розничные цены; если стоимость товарной массы, фигурирующей в реестре, и обсчитанной в розничных ценах аптеки превышает ее стоимость, обсчитанную с ценах тарифного соглашения, то аптека обязана применить скидку в объеме этой разницы.
8. Централизованные поставки
В системе обеспечения населения Свердловской области ЛС и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, допускается снабжение аптек путем централизованных поставок, в соответствии с действующим законодательством.
9. Организация количественного учета бланков рецептов
9.1. Подсистема количественного учета бланков рецептов вводится с целью уменьшить количество фиктивных рецептов, повысить ответственность медицинских работников за процесс выписки рецептов на отпуск ЛС бесплатно или со скидкой.
9.2. Бланки рецептов N 148-1/у-88 с дополнениями имеют типографическим способом напечатанную серию (3 знака) и номер (6 знаков).
9.3. Сеть распространения бланков рецептов до МУ складывается из:
- ТФОМС;
- филиал ТФОМС;
- СМО;
- МУ.
9.4. Исполнительный директор ТФОМС своими распоряжениями вводит или исключает из обращения отдельные серии бланков рецептов.
10. Принципы контроля
10.1. Контроль СМО - Аптека сводится к:
- приемке реестров 100%;
- случайной выборке 2% для проверки соответствия занесения аптекой информации с рецептов в реестр;
- разбору жалоб, заявлений граждан на несоблюдение или ненадлежащее соблюдение гарантий по бесплатному или льготному обеспечению ЛС.
Все перерасчеты и удержания проводятся по фактическим ценам, но не выше цен тарифного соглашения.
10.2. Контроль СМО - МУ сводится к:
- выборке экспертных случаев обоснованности и адекватности назначения лекарственных средств;
- разбору жалоб, заявлений граждан на несоблюдение или ненадлежащее соблюдение гарантий по бесплатному или льготному обеспечению ЛС.
Правила проведения экспертизы прилагаются (приложение 7).
10.3. Департамент финансов области, КРУ осуществляют проверки целевого использования средств по программе "Доступные лекарства".
11. Распределение сумм расходов
Распределение сумм расходов на мероприятия по программе "Доступные лекарства" приведено в таблице:
% | Сумма (млн. руб.) |
|
Оплата счетов аптек за отпущенные лекарственные средства |
98,25 | 182,686 |
Расходы на ведение дел | 1,75 | 3,254 |
Всего | 100 | 185,940 |
<< Назад |
>> 4. Доходная часть |
|
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 13 января 1997 г. N 25-п "Об организации в 1997 году обеспечения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.