Совет общественной безопасности отмечает, что в области проводится определенная работа по улучшению снабжения населения продуктами питания и промышленными товарами. Несмотря на существующий диспаритет цен, тяжелейшее финансовое состояние большинства сельскохозяйственных предприятий, агропромышленный комплекс области в целом решает поставленные перед ним задачи. Население области полностью обеспечено за счет собственного производства картофелем, овощами, яйцом, цельномолочной продукцией. Имеющиеся производственные мощности в пищевой, перерабатывающей промышленности способны обеспечить потребности населения по основным видам продовольствия. Существенным подспорьем в удовлетворении потребностей в продовольствии являются коллективные сады и личные подворья граждан. В них производится от 40 до 60% отдельных видов продовольствия. Практически сформировалась новая инфраструктура товарного рынка. Предприятия агропромышленного комплекса и торговли области получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность.
Вместе с тем, несмотря на радикальные преобразования на потребительском рынке области, объемы предложений и структура потребления основных видов продовольствия населением области вызывает крайнюю озабоченность.
Резкое падение покупательской способности и реальных доходов населения привело к тому, что розничный товарооборот по области и сопоставимых ценах сократился с 1991 по 1996 год в два раза.
В сельхозпредприятиях области продолжается снижение объемов производства животноводческой продукции. Производство молока за последние 4 года снизилось на 10%, мяса на 22%, яйца на 19%.
Несмотря на то, что предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности работают сравнительно устойчиво, однако происходит сокращение объемов выпуска готовой продукции. Мясоподуктов, включая субпродукты 1-ой категории, выработано в 1996 г. по сравнению с 1991 г. меньше на 10,8 проц., цельномолочной продукции в пересчете на молоко - в 3,4 раза, хлеба и хлебобулочных изделий - в 2,3 раза, рыбной продукции - в 5,4 раза.
Особо необходимо отметить положение в производстве детского питания. Хотя и отмечается увеличение объемов его производства на ряде предприятий области, Свердловская область по-прежнему удовлетворяет свои потребности по детскому питанию только на 20 процентов.
Фактическое потребление продовольственных товаров на душу населения сегодня ниже не только физиологических норм, по и минимального социального набора. Отклонение от медицинских норм потребления по отдельным социально-значимым товарам колеблется от 23 до 77%, от социального набора - от 38 до 99%. Наибольшее снижение в потреблении продуктов питания на 1 жителя области наблюдается по продуктам питания первой необходимости. качество отдельных продовольственных товаров не соответствует требованиям стандартов. Особенно это касается импортных товаров, качество которых по мере вытеснения с рынка области отечественных товаров становится год от года все ниже, о чем убедительно свидетельствуют данные государственных контролирующих органов. Особо острой проблемой является огромный приток фальсифицированной алкогольной продукции.
Низкая платежеспособность населения, огромная задолженность по заработной плате, диспаритет в росте цен и заработной платы, кризис собственного агропромышленного производства создают предпосылки возможного кризиса на продовольственном рынке области.
Придавая первостепенное значение рассматриваемой проблеме, Совет общественной безопасности решил:
1. Признать, что несмотря на существенные изменения, происходящие в конъюнктуре товарного рынка, принимаемые меры не в полной мере обеспечивают продовольственную безопасность и устойчивое гарантированное снабжение населения качественными продуктами питания.
2. Рекомендовать Правительству Свердловской области обратиться:
2.1. В Федеральное Собрание Российской Федерации с предложением об ускорении принятия Федерального Закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации", позволяющем на государственном уровне регулировать объемы импорта по стратегически важным видам продовольствия (зерно, мука, алкогольные напитки, мясо и молокопродукты).
2.2.В Государственную Думу Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон от 22.11.95 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" в части отмены выдачи лицензий на производство водки предприятиям с объемом производства в пересчете на абсолютный алкоголь менее 0,02 млн. дал в год.
2.3. В Законодательное Собрание Свердловской области с предложением войти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации о внесении дополнений и изменений в ч. 1 статьи 238 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которую изложить в следующей редакции: "Выпуск или продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, если эти деяния повлекли причинение вреда здоровью человека, либо создание угрозы причинения такого вреда".
2.4. В целях восстановления платежеспособности населения, создания благоприятных условий на потребительском рынке области для местных товаропроизводителей принять неотложные меры по погашению задолженности населению области по выплате заработной платы, пенсий, детских пособий и адресной социальной помощи,
2.5. Обеспечить в полном объеме исполнение мероприятий по стабилизации агропромышленного комплекса области, определенные постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.97 N 14-п "О государственной поддержке агропромышленного комплекса и 1997 году за счет средств областного бюджета".
2.6. Определить стратегические направления в части инвестирования на развитие агропромышленного комплекса с приоритетом на пищевую и перерабатывающую промышленность, совершенствование и внедрение новых сельскохозяйственных технологий в целях увеличения объемов и улучшения качества продукции, достижения самообеспечения области основными продуктами питания на уровне (в процентах):
зерно продовольственное -25
зерно фуражное -70
овощи - 100
картофель - 100
мясопродукты -60
цельномолочная продукция - 100
яйцо - 100
масло животное -40
майонез - 100
макароны - 100
крупа, за исключением гречи - 100
мука -80
рыба -10
2.7. Ускорить разработку Областной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1998-2000 годы.
2.8. Принять неотложные меры по увеличению производства продукции детского питания на предприятиях области: - обеспечить пуск цеха по производству молочных продуктов детского питания мощностью 25 тонн/смену на Гормолзаводе N 1 г. Екатеринбурга во исполнение постановления Правительства РФ от 31.01.91 N 70 "О государственной программе развития индустрии "Детского питания";
- проработать мероприятия по возможности использования имеющихся производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности для выпуска продуктов детского питания;
- обеспечить проведение ярмарок, выставок по продаже продуктов детского питания.
2.9. Разработать и утвердить областную программу по созданию и развитию упаковочного комплекса по производству современных упаковочных материалов и упаковки для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, обратив внимание на производство упаковки для мелкой расфасовки продуктов питания.
См. Постановление Правительства Свердловской области от 2 июня 1998 г. N 580-п "Об областной целевой программе "Упаковочный комплекс Урала"
2.10. В целях усиления государственного влияния на работу предприятий мукомольной, хлебопекарной, спиртовой и алкогольной промышленности и хладокомбинатов подготовить и внести в Законодательное Собрание Свердловской области проект Областного закона "О долгосрочном закреплении не реализованных пакетов акций предприятий мукомольной, хлебопекарной, спиртовой и алкогольной промышленности и хладокомбинатов в государственной собственности Свердловской области с приостановлением дальнейшей приватизации этих предприятий".
2.11. Предусмотреть в Областном бюджете на 1998 г. целенаправленное выделение средств на приобретение оборудования, приборов для оснащения лабораторий по определению качества завозимой продукции, в том числе на предмет фальсификации пищевых продуктов, дооснащения существующих аккредитованных лабораторий новыми средствами измерений для выполнения исследований в полном объеме действующих нормативов.
2.12. Ускорить разработку и внести на рассмотрение Законодательного Собрания Свердловской области проект закона "О лицензировании торговой деятельности в Свердловской области".
2.13. Принять конкретные решения о регулировании ценообразования на социально-значимые товары и услуги в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.09.96 N 799-п "О плане мероприятий по государственному регулированию цен и тарифов в Свердловской области на 1996-1997 гг.".
2.14. Разработать мероприятия по пропаганде и рекламе продукции местных товаропроизводителей и регулярно информировать население о качестве реализуемых товаров народного потребления и продовольствия на потребительском рынке области.
2.15. Обратить особое внимание установлению прямых связей между товаропроизводителями и организациями торговли, развитию региональных продовольственных рынков, укреплению позиций местных товаропроизводителей на товарном рынке, расширению практики проведения ярмарок, ярмарок-выставок продовольственных и промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции собственного производства.
2.16. Принять постановление об обязательном подтверждении Уральским центром стандартизации, метрологии и сертификации сертификатов соответствия, выданных другими органами сертификации, путем экспертизы документов, осмотра партии и при необходимости проведение испытаний в необходимых объемах по следующим видам завозимых из-за пределов области продуктов лечебно-диетических, детского питания, алкогольной продукции.
2.17. Совместно с Уральским Центром стандартизации, метрологии и сертификации в целях усиления контроля за работой организаций торговли, улучшения качества предлагаемой продукции ввести на территории Свердловской области сертифицирование торговой деятельности.
2.18. Принять дополнительные меры по восстановлению и развитию системы заготовок, развитию потребительской кооперации на селе, в целях привлечения на продовольственный рынок области дополнительного продовольствия и ссльскохозяйственного сырья.
3. Главному управлению внутренних дел, Уральскому Центру стандартизации, метрологии и сертификации, Свердловскому областному Центру Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Уральскому таможенному управлению разработать дополнительные меры по регулированию ввоза импортных товаров, усилению контроля за их качеством и безопасностью, повышению ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение правил приемки импортных товаров по качеству и реализации недоброкачественных товаров населению.
4. Уральскому Центру стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Ассоциацией экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона подготовить и внести на очередное заседание Совета Ассоциации предложения о порядке признания сертификатов соответствия требованиям Уральского региона.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области:
5.1. Осуществлять всемерную поддержку развития садоводства, огородничества и личных подсобных хозяйств граждан.
5.2. Взять под контроль проведение своевременных расчетов с местными товаропроизводителями за поставленную продукцию организациям социальной сферы и торговли.
5.3. Ужесточить требования по организации лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией.
5.4. Во исполнение Федеральных законов "Об образовании", "О компенсационных выплатах на питание, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего образования" обеспечить горячим питанием учащихся общеобразовательных школ и ПТУ.
6. Контроль за выполнением данного решения возложить на секретаря Совета общественной безопасности Ноздрачева И.Ф. и заместителя Председателя Правительства Свердловской области Чемезова С.М.
Председатель Совета общественной
безопасности - Губернатор
Свердловской области
Э.Э. Россель
Секретарь Совета общественной
безопасности
И.Ф. Ноздрачев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета общественной безопасности от 9 апреля 1997 г. N 3 "О продовольственной безопасности Свердловской области и мерах по улучшению снабжения населения качественными продуктами питания"
Текст решения официально опубликован не был