Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1.
Внести в Областной Закон "О государственной молодежной политике в Свердловской области" (Областная газета, 1995, 20 декабря, N 136) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"О государственной молодежной политике в
Свердловской области"
"Настоящий Областной закон устанавливает правовую основу молодежной политики в Свердловской области, ее содержание, общие принципы, цели, а также регулирует отношения между участниками государственной молодежной политики.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Государственная молодежная политика и ее основные цели
Под государственной молодежной политикой понимается система мероприятий органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленная на достижение следующих целей:
1) создание экономических, социальных и правовых гарантий наиболее полной самореализации молодежи;
2) формирование у молодых людей гражданской позиции, основанной на уважении прав человека, иных ценностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Уставе Свердловской области;
3) обеспечение необходимой социальной поддержки наименее защищенных групп молодежи;
4) поощрение научной, предпринимательской и иной социально полезной деятельности молодежи;
5) противодействие распространению в молодежной среде наркомании, токсикомании и иных зависимостей, преступности и иных антисоциальных явлений;
6) формирование у молодежи высоконравственных идеалов и патриотизма.
Статья 2. Предмет регулирования
1. Настоящий Областной закон регулирует правоотношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением молодежной политики органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований.
2. Правоотношения, возникающие между молодежью и другими субъектами права, а также не связанные с осуществлением молодежной политики, в которые вступает молодежь, регулируются иными нормативными правовыми актами.
Статья 3. Принципы молодежной политики
Молодежная политика в Свердловской области осуществляется на основе следующих принципов:
1) признания молодежи специфической социальной группой;
2) дифференцированной государственной политики в отношении различных слоев молодежи при безусловной защите прав и свобод несовершеннолетних;
3) привлечения молодежи к участию в общественно - политической жизни, в том числе к формированию и реализации молодежной политики;
4) преимущественно государственного обеспечения правовой и социальной защиты молодежи;
5) признания и поддержки негосударственных форм обучения, воспитания, организации труда и досуга молодежи.
Статья 4. Основные направления молодежной политики
Основными направлениями молодежной политики являются:
1) обеспечение реализации прав и свобод молодых граждан;
2) установление для молодых граждан гарантий в сфере труда, занятости, содействие их предпринимательской деятельности, предоставление им гарантированного минимума социальных услуг;
3) создание условий, направленных на физическое, духовное и интеллектуальное развитие молодежи;
4) обеспечение доступа молодежи к получению общего и профессионального образования, а также возможностей для повышения квалификации и профессиональной переподготовки на основе государственных стандартов в сфере образования;
5) осуществление поддержки молодой семьи;
6) подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, содействие военному и патриотическому воспитанию молодых граждан;
7) развитие творчества и инициативы талантливой молодежи;
8) поддержка молодежных и детских объединений;
9) содействие обеспечению молодежи достоверной информацией, необходимой для ее активного участия в общественно - политической жизни;
10) организация воспитательной работы, профилактики и борьбы с правонарушениями молодежи, особенно среди несовершеннолетних, создание молодежных социальных служб для лиц из числа молодежи, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации;
11) оказание содействия осуществлению международных контактов молодежи и ее объединений, развитию международного молодежного туризма;
12) реализация права на жилище;
13) противодействие распространению в молодежной среде антисоциальных явлений и формирование у молодежи высокой гражданской нравственной позиции.
Статья 5. Участники государственной молодежной политики
Участниками правоотношений, возникающих на основе настоящего Областного закона, являются:
1) граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории Свердловской области;
2) детские и молодежные объединения, зарегистрированные в Свердловской области;
3) отделения, филиалы, представительства и иные подразделения международных и федеральных детских и молодежных объединений, зарегистрированные в соответствии с законодательством;
4) органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований;
5) иные организации и учреждения, принимающие участие в осуществлении государственной молодежной политики.
Глава II. Правовые основы молодежной политики
Статья 6. Правовое регулирование молодежной политики
1. Правовая регламентация молодежной политики в Свердловской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными соглашениями и законодательными актами о молодежной политике Российской Федерации и Уставом Свердловской области, международными соглашениями и законодательными актами о молодежной политике Свердловской области.
2. Если международным соглашением Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в федеральном законодательстве, то применяются правила международного соглашения.
Если международным соглашением Свердловской области установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Свердловской области, то применяются правила международного соглашения.
3. Никакое положение настоящего Областного закона и иных законодательных актов Свердловской области о молодежной политике не может быть истолковано как отменяющее, умаляющее или иным образом ограничивающее права молодежи, установленные федеральными законодательными актами и международными соглашениями Российской Федерации.
Статья 7. Правовой статус молодых граждан
1. Совершеннолетние молодые граждане обладают всей полнотой прав и свобод и несут обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Уставом Свердловской области, федеральным и областным законодательством.
2. Несовершеннолетние молодые граждане в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют свои права и обязанности в соответствии с федеральным и областным законодательством.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства в возрасте от четырнадцати до тридцати лет, находящиеся на территории Свердловской области, обладают правами, свободами и несут обязанности молодых граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
4. Прямые или косвенные ограничения прав и свобод молодых граждан в зависимости от возраста, пола, расовой, национальной, религиозной принадлежности, происхождения, имущественного положения и иных обстоятельств не допускаются и влекут ответственность, установленную законодательством.
Статья 8. Гарантии осуществления прав и свобод молодых граждан
1. Осуществление прав и свобод молодых граждан гарантируется государством.
2. Защита нарушенных прав и свобод молодых граждан осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
3. Неправомерные действия и решения органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, их должностных лиц, а также организаций, действующих на территории Свердловской области, и их должностных лиц, ущемляющие права и свободы молодых граждан, могут быть обжалованы в суд.
4. Жалоба может быть подана непосредственно молодым гражданином, права и свободы которого нарушены, его представителем, а также по просьбе гражданина - надлежаще уполномоченным представителем молодежного объединения.
5. Рассмотрение жалобы осуществляется в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел об обжаловании действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
6. Принудительные меры, в том числе воспитательного характера, применяются к несовершеннолетним правонарушителям в строго установленном законом порядке и осуществляются по решению (приговору) суда или иного уполномоченного на то органа.
Глава III. Организационные основы формирования и
осуществления молодежной политики
Статья 9. Реализация и координация молодежной политики
1. Разработка, координация и проведение единой государственной молодежной политики в Свердловской области осуществляются Правительством Свердловской области.
2. Правительство Свердловской области информирует о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики лиц, чьи интересы могут быть затронуты при их проведении, а в случаях, когда данные мероприятия касаются интересов всех или большинства молодых граждан Свердловской области, - население Свердловской области.
3. Областные и местные программы социального и экономического развития должны предусматривать проведение мероприятий по осуществлению государственной молодежной политики.
Статья 10. Обращения молодежных объединений в органы государственной власти и органы местного самоуправления Свердловской области
1. Молодежные объединения вправе направлять в органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований обращения по вопросам осуществления государственной молодежной политики.
2. Ответ на письменное обращение по вопросам молодежной политики направляется в письменной форме в течение 30 дней со дня его поступления в органы государственной власти Свердловской области или органы местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченные рассматривать вопросы, по которым направлено обращение.
В случае направления обращения в орган государственной власти Свердловской области или органы местного самоуправления муниципальных образований, не уполномоченные рассматривать вопросы, указанные в обращении, оно направляется в орган, обладающий необходимой компетенцией.
3. Ответственность должностных лиц органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований за непредоставление ответа на обращения молодежных объединений и за непередачу их органам, обладающим необходимой компетенцией, устанавливается законодательством об административных правонарушениях.
Статья 11. Коллегии (общественные советы) по делам молодежи
1. Коллегии (общественные советы) по делам молодежи создаются со следующими целями:
1) обсуждение программ молодежной политики;
2) конкурсный отбор и экспертная оценка проектов, предложенных субъектами молодежной политики;
3) обсуждение планов и результатов работы уполномоченного органа исполнительной власти по делам молодежи Свердловской области.
2. Состав, порядок формирования и работы коллегии по делам молодежи при уполномоченном органе исполнительной власти по делам молодежи Свердловской области утверждаются Правительством Свердловской области.
3. Состав, порядок формирования и работы коллегий (общественных советов) по делам молодежи при уполномоченных органах исполнительной власти по делам молодежи муниципальных образований Свердловской области определяются органами исполнительной власти соответствующих образований.
4. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают необходимое материально-техническое и экспертное обеспечение деятельности коллегий (общественных советов) по делам молодежи.
Статья 12. Финансирование молодежной политики
1. Финансирование мероприятий в области молодежной политики осуществляется из средств федерального, областного и местного бюджетов, а также внебюджетных фондов.
2. Бюджетные средства для финансирования затрат по содержанию системы государственных учреждений, осуществляющих молодежную политику на территории Свердловской области и реализацию областных программ, выделяются целевым назначением из областного бюджета.
Выделение денежных средств муниципальным организациям, осуществляющим молодежную политику, производится из местного бюджета на основании муниципальных целевых программ.
Выделение денежных средств иным организациям, осуществляющим молодежную политику, производится на конкурсной основе из бюджета соответствующего уровня на основании целевых программ.
3. Поддержка проектов (программ) молодежных и детских объединений осуществляется органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований на конкурсной основе. Условия конкурсов проектов (программ) не могут содержать положений, дающих преимущества какому - либо из объединений.
Статья 13. Социальные службы и учреждения по делам молодежи
В целях социального самоопределения, защиты и обеспечения прав и свобод молодежи в Свердловской области и в соответствующих административно-территориальных образованиях Свердловской области создаются социальные службы для молодежи различного профиля:
1) информационные - обеспечивающие информирование молодежи об ее правах и возможностях во всех сферах общественной жизни;
2) консультационные - дающие юридические, медицинские, психологические, педагогические рекомендации и оказывающие соответствующую помощь несовершеннолетним, молодым гражданам и их родителям;
3) социальной помощи - оказывающие материальную и иную помощь соответствующим категориям молодежи и их семьям;
4) культурно-просветительные - охватывающие деятельность молодежных отделов, воспитателей в библиотеках, театрах, музеях, клубах;
5) спортивно-оздоровительные - организующие работу по летнему оздоровлению и физическому воспитанию молодежи;
6) учебно-образовательные - обеспечивающие подготовку специалистов, работающих в системе государственных учреждений по делам молодежи;
7) иные учреждения, созданные с целью реализации молодежной политики.
Статья 14. Реабилитационные и профилактические учреждения для молодежи
В целях профилактики правонарушений, воспитания и социальной реабилитации несовершеннолетних в Свердловской области действуют:
1) учебно-воспитательные учреждения (открытого и закрытого типов, включая коррекционные) для несовершеннолетних правонарушителей;
2) адаптационные службы для оказания помощи молодым гражданам и несовершеннолетним, освободившимся из мест лишения свободы или специальных учебно-воспитательных учреждений;
3) приюты и реабилитационные центры для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
4) дворовые клубы, комплексы и иные формы объединений молодежи.
Статья 15. Государственное содействие молодежным средствам массовой информации
Средства массовой информации, освещающие молодежные проблемы, развитие инициативы молодых граждан, анализ практики осуществления молодежной политики в Свердловской области, могут получать государственную поддержку.
Статья 16. Государственное содействие предпринимательской деятельности молодых граждан
1. К предпринимательской деятельности молодых граждан относятся:
1) индивидуальное предпринимательство молодых граждан;
2) малое предпринимательство молодых граждан;
3) иные, социально значимые, виды предпринимательства молодых граждан.
2. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают содействие предпринимательской деятельности молодых граждан в следующих формах:
1) предоставление консультационной и экспертной поддержки предпринимательской деятельности молодых граждан;
2) организация образовательных программ в сфере предпринимательской деятельности молодых граждан;
3) участие в предпринимательских проектах молодых граждан, имеющих высокую социальную значимость;
4) иные формы.
Статья 17. Государственное содействие научно-технической деятельности молодежи
1. К научно-технической деятельности молодежи относится разработка и реализация молодежью научных и технических проектов, связанных с внедрением изобретений, "ноу-хау", новых технологических и организационно-управленческих процессов, иных проектов, направленных на изучение различных природных и социальных явлений.
2. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют содействие научно-технической деятельности молодежи в следующих формах:
1) предоставление консультационной и экспертной поддержки научно-технической деятельности молодежи;
2) создание электронных баз данных, содержащих научно техническую информацию;
3) участие в разработке и внедрении научных и технических проектов молодежи, имеющих высокую социальную значимость;
4) иные формы.
Глава IV. Основы правового положения
молодежных объединений
Статья 18. Право молодежи на объединение
Для удовлетворения духовных запросов молодежи, развития ее творческой инициативы и дальнейшей социализации молодые граждане и несовершеннолетние могут объединяться в детские и молодежные объединения.
Статья 19. Детские объединения
Детскими признаются общественные объединения, имеющие в своем составе граждан от восьми до четырнадцати лет и граждан более старшего возраста. Это добровольные, некоммерческие, самоуправляемые формирования детей и связанных с ними совместной деятельностью взрослых, объединившихся для удовлетворения и развития интересов и творческих способностей детей, а также для защиты их прав и свобод.
Статья 20. Молодежные объединения
1. Молодежными объединениями являются добровольные, некоммерческие, самоуправляемые формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления молодых граждан, объединившихся на основе общности интересов.
2. Молодежными признаются общественные объединения, объединяющие граждан в возрасте от четырнадцати до тридцати лет.
3. Молодежные (юношеские) секции политических партий и иных общественных объединений не являются молодежными объединениями в смысле настоящего Областного закона.
Статья 21. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований и молодежные объединения
1. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают молодежным и детским объединениям финансовую, организационную, материально - техническую и иную поддержку, если их программы признаны социально значимыми для Свердловской области и включены в программу мероприятий по реализации государственной молодежной политики.
2. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований не могут вмешиваться в правомерную деятельность молодежных и детских объединений.
Статья 22. Реестр молодежных и детских объединений Свердловской области
1. С целью установления перечня молодежных и детских объединений, которые могут получать государственную поддержку в Свердловской области, и в соответствии с федеральным законодательством о поддержке молодежных и детских общественных объединений формируется реестр молодежных и детских объединений Свердловской области.
2. В реестр заносятся зарегистрированные в установленном законом порядке молодежные и детские объединения при условиях, что они:
1) объединяют не менее пятидесяти человек;
2) существуют не менее двух месяцев.
3. Внесение молодежных и детских объединений в реестр молодежных и детских объединений Свердловской области осуществляется в заявительном порядке.
4. Ведение реестра молодежных и детских объединений Свердловской области возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти по делам молодежи Свердловской области, который осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений, входящих в реестр, их уставным целям и несет ответственность за правомерность выделения молодежным и детским объединениям субсидий из областного бюджета.
Глава V. Отдельные виды молодежных объединений
Статья 23. Политические, религиозные молодежные объединения, молодежные профессиональные союзы
1. Политическими и религиозными молодежными объединениями признаются самостоятельные политические и религиозные объединения, состоящие из граждан в возрасте от 14 до 30 лет.
Молодежными профессиональными союзами признаются профессиональные союзы, объединяющие граждан в возрасте от 14 до 30 лет.
2. Безвозмездная передача имущества Свердловской области политическим, религиозным молодежным объединениям и молодежным профессиональным союзам в связи с осуществлением государственной молодежной политики не допускается, за исключением случаев:
1) участия молодежных религиозных организаций в образовательных и реабилитационно-профилактических программах;
2) участия молодежных профессиональных союзов в программах профессионального обучения, профессиональной переподготовки и обеспечения занятости молодежи.
3. В необходимых случаях органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований могут проводить консультации с молодежными политическими, религиозными объединениями, молодежными профессиональными союзами по вопросам, связанным с их деятельностью.
Статья 24. Правозащитные молодежные объединения
1. Правозащитными молодежными объединениями признаются молодежные объединения, одним из основных направлений деятельности которых является защита прав и свобод человека и гражданина.
2. Безвозмездная передача имущества Свердловской области правозащитным молодежным организациям не допускается, за исключением случаев их участия в программах правового обучения и воспитания граждан, социальной реабилитации лиц, отбывавших наказания, связанные с лишением свободы.
3. Все проекты нормативных актов по государственной молодежной политике направляются правозащитным молодежным объединениям, зарегистрированным в Свердловской области.
Правозащитные молодежные объединения могут направлять соответствующим органам государственной власти Свердловской области и органам местного самоуправления муниципальных образований консультативные заключения по представленным проектам нормативных актов.
4. В необходимых случаях органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований могут проводить консультации с правозащитными молодежными объединениями по иным вопросам, связанным с их деятельностью.
Статья 25. Реабилитационные и профилактические молодежные объединения
1. Реабилитационными признаются молодежные объединения, одним из основных направлений деятельности которых является оказание помощи наименее социально защищенным группам молодежи, к которым относятся:
1) инвалиды;
2) больные алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
3) лица, отбывавшие наказание в виде лишения свободы;
4) лица, состоящие на учете в подразделениях органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
5) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
6) лица, чей доход (совокупный семейный доход в расчете на одного члена семьи) ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации;
7) участники вооруженных конфликтов Российской Федерации из числа молодежи, нуждающиеся в дополнительной медицинской и социальной реабилитации;
8) иные группы молодежи, для эффективной социализации которых необходима социальная помощь.
2. Профилактическими признаются молодежные объединения, одним из основных направлений деятельности которых является профилактика молодежной преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, иных антиобщественных явлений в молодежной среде.
3. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают всемерное содействие деятельности реабилитационных и профилактических молодежных объединений. К формам государственного содействия реабилитационным и профилактическим молодежным объединениям относятся:
1) оказание финансовой и иной материальной помощи;
2) оказание бесплатных консультационных и экспертных услуг;
3) участие в подготовке и обучении работников реабилитационных и профилактических молодежных объединений;
4) обеспечение занятости лиц, принадлежащих к наименее социально защищенным группам молодежи;
5) организация отдыха и, в необходимых случаях, лечения лиц, принадлежащих к наименее социально защищенным группам молодежи;
6) организация образовательного процесса для лиц, принадлежащих к наименее социально защищенным группам молодежи и не получившим общеобязательного образования;
7) создание электронных баз данных о технологиях социальной реабилитации и профилактики;
8) иные формы.
Статья 26. Военно-патриотические молодежные объединения
1. Военно-патриотическими признаются молодежные объединения, к основным направлениям деятельности которых относятся:
1) патриотическое воспитание молодежи;
2) подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
3) обучение молодежи навыкам действий в условиях вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций;
4) осуществление научно-исследовательской, поисковой и иной деятельности, направленной на изучение истории Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают содействие военно-патриотическим молодежным объединениям в следующих формах:
1) предоставление необходимых финансовых и материально-технических средств;
2) помощь в проведении военно-спортивных игр и состязаний, иных мероприятий военно-патриотического характера;
3) помощь в сборе и поиске информации, относящейся к истории Вооруженных Сил Российской Федерации.
Статья 27. Молодежные объединения участников вооруженных конфликтов Российской Федерации
Молодежные объединения, состоящие из участников вооруженных конфликтов Российской Федерации в возрасте до 30 лет, могут в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и Свердловской области привлекаться к проведению следующих мероприятий:
1) связанных с реабилитацией участников вооруженных конфликтов Российской Федерации;
2) по патриотическому и правовому воспитанию и обучению;
3) правоохранительных (в формах, установленных законодательством Российской Федерации и Свердловской области);
4) по розыску военнопленных и лиц, пропавших без вести в вооруженных конфликтах Российской Федерации;
5) по оказанию помощи семьям погибших военнослужащих;
6) военно-патриотических.
Глава VI. Государственная политика в сфере
образования молодежи
Статья 29. Молодежь и реализация права на образование
1. Все молодые граждане Российской Федерации, поступающие в учебные заведения Свердловской области, пользуются равными правами независимо от происхождения, пола, языка, расовой и национальной принадлежности, убеждений, мировоззрения и отношения к религии.
2. Принуждение учащихся к исполнению в процессе обучения обязанностей, не вытекающих из этого процесса, не допускается.
Статья 30. Поощрение талантливой молодежи
1. В целях поощрения талантливых молодых ученых и студентов высших и средних профессиональных учебных заведений и стимулирования их дальнейшей научно-исследовательской деятельности в Свердловской области устанавливаются областные стипендии (Губернатора Свердловской области, Законодательного Собрания Свердловской области, Правительства Свердловской области).
2. В целях привлечения талантливых молодых ученых к решению важных социальных проблем Губернатором Свердловской области, Законодательным Собранием Свердловской области, Правительством Свердловской области учреждаются гранты, распределяемые среди ученых и студентов высших учебных заведений в возрасте до 30 лет на конкурсной основе.
3. В целях выявления организаторских способностей молодых граждан, поощрения международного сотрудничества молодежи в области науки и культуры Правительство Свердловской области разрабатывает и принимает программу профессиональной подготовки и стажировки молодежи за рубежом.
Статья 31. Квота приема в высшие и средние профессиональные учебные заведения Свердловской области
1. В высших и средних профессиональных учебных заведениях Свердловской области может предусматриваться квота приема студентов и учащихся.
2. Квота и условия формирования контингента студентов и учащихся определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Свердловской области.
Статья 32. Отдельные категории учащейся молодежи
1. Студентам, учащимся - сиротам и учащимся, нуждающимся в материальной помощи, оказывается поддержка в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
2. Молодые женщины, обучающиеся на дневном отделении в высших и средних профессиональных учебных заведениях, находящиеся в академическом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, получают социальное пособие в размере стипендии за счет областного бюджета.
3. Молодые граждане, утратившие способности к выполнению прежней профессии (специальности) и признанные в установленном порядке безработными, проходят профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости. Профессиональная подготовка и переподготовка таких граждан осуществляется в учебных центрах службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами, заключаемыми службой занятости.
Статья 33. Привлечение учащейся молодежи к труду
1. Привлечение студентов и учащихся к сельскохозяйственным работам производится на добровольной основе путем заключения договора между соответствующим юридическим лицом и студентами, учащимися и педагогами в лице соответствующих органов управления либо их представителей.
2. Привлечение учащихся, воспитанников образовательных учреждений без их согласия и согласия родителей (лиц, их заменяющих) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Статья 34. Обучение молодежи в платных образовательных учреждениях
Организации независимо от форм собственности, оплачивающие на договорной основе обучение студентов высших учебных заведений, находящихся на территории Свердловской области, освобождаются от налогов, сборов и платежей в областной бюджет на сумму средств, затраченных на эти цели. Льготы по платежам предоставляются областным законом об областном бюджете на соответствующий год.
Глава VII. Государственная политика в сфере
социальной защиты молодежи
Статья 35. Право молодых граждан на гарантированный минимум социальных услуг
Молодые граждане имеют право на получение необходимого минимума социальных услуг независимо от национальности, пола, вероисповедания, социального положения и образования. Система норм и нормативов, закрепляющих гарантированный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг, определяется законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Статья 36. Право молодых граждан на приобретение жилища
1. Молодым семьям (возраст каждого из супругов до тридцати лет), нуждающимся в жилье, при рождении второго ребенка предоставляются льготные целевые жилищные кредиты сроком на 10 лет и более. Порядок предоставления и погашения жилищного кредита определяется Правительством Свердловской области в соответствии с областным законодательством.
2. Для реализации права молодежи на жилище в порядке, указанном в пункте 1 настоящей статьи, могут создаваться специальные целевые фонды.
Статья 37. Обеспечение занятости молодых граждан
1. Молодым гражданам, проживающим на территории Свердловской области, гарантируется:
1) бесплатное предоставление профориентационных услуг и информации о свободных рабочих местах и вакансиях, посреднической помощи государственной службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
2) защита в судебном порядке от необоснованного отказа в приеме на работу и увольнения, обеспечение равных возможностей девушек и юношей в получении профессии и работы, условий занятости и труда;
3) трудоустройство наименее социально защищенных групп молодежи, молодых граждан, имеющих нетрудоспособных родителей, или лиц, их заменяющих, вынужденных переселенцев и беженцев, выпускников учебных заведений, испытывающих затруднения в поиске работы, путем установления органами местного самоуправления Свердловской области квот рабочих мест на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности;
4) выплата в установленном порядке пособия по безработице;
5) сохранение общего и непрерывного трудового стажа в случае невозможности предоставления подходящей работы в период ее поиска или профессиональной подготовки к новой работе в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.
2. Органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований по труду совместно с органами управления образованием, руководителями организаций своевременно организуют аттестацию рабочих мест для работы учащихся в свободное от учебы время, в ходе которой решают вопросы организации труда и техники безопасности и заключают договоры, устанавливающие права и обязанности учащейся молодежи.
3. Органы государственной власти Свердловской области стимулируют создание дополнительных рабочих мест для молодежи путем предоставления льгот по налогообложению, а также выделением ассигнований из фонда занятости в соответствии с действующим законодательством.
Статья 38. Рынок труда и права молодежи
1. В Свердловской области создаются необходимые условия для реализации прав молодых граждан распоряжаться своими способностями к труду.
2. Допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений в свободное от учебы время по достижению ими четырнадцати лет с согласия родителей (лиц, их заменяющих). Условия и характер работы не должны причинять вред их здоровью и нарушать процесс обучения.
3. Выпускникам высших и средних профессиональных учебных заведений, молодым военнослужащим, уволенным в запас, предоставляются вакантные рабочие места в приоритетном порядке.
4. В целях содействия трудоустройству молодых специалистов в высших и средних профессиональных учебных заведениях могут быть организованы службы содействия трудоустройству. Порядок взаимодействия служб содействия трудоустройству и службы занятости Свердловской области определяется Правительством Свердловской области.
5. Работодатели не вправе принуждать молодых граждан к исполнению обязанностей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) между молодыми гражданами и работодателями.
Статья 39. Общие требования к содержанию досуговой деятельности и развлекательных мероприятий, осуществляемых для молодежи
1. Досуговая деятельность и развлекательные мероприятия для молодежи должны быть ориентированы на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
2. Содержание досуговой и развлекательной деятельности, осуществляемой для молодежи, должно обеспечивать:
1) формирование у молодежи социально позитивных ориентаций;
2) воспитание у молодежи высокого уровня общей и правовой культуры;
3) формирование у молодежи патриотических убеждений;
4) создание у молодежи стойких убеждений в недопустимости антиобщественной, антигосударственной и противоправной деятельности.
3. Досуговая и развлекательная деятельность, осуществляемая для молодежи, не может включать в себя мероприятия прямо или косвенно наносящие вред ее физическому и нравственному здоровью, в том числе вовлечение в употребление веществ, причиняющих вред здоровью (алкоголь, наркотики, табак и другое), азартные игры, а также в тоталитарные общественные и религиозные объединения.
4. В ходе досуговых и развлекательных мероприятий, осуществляемых для молодежи, запрещается пропаганда насилия, войн, расовой и национальной неприязни.
Статья 40. Иные социальные льготы и права молодежи
1. В целях расширения доступа к достижениям культуры, науки и техники для студенческой и учащейся молодежи, проходящих военную службу по призыву, устанавливается бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев, картинных галерей и выставок.
При установлении указанных льгот расходы, необходимые для их реализации и производимые за счет средств областного бюджета, определяются в областном законе об областном бюджете на соответствующий год.
2. Специализированные детские и молодежные учреждения, обеспечивающие досуг молодежи, в том числе спортивные лагеря и базы отдыха, не подлежат приватизации и перепрофилированию и не могут быть использованы для целей, не связанных с деятельностью молодежи.
3. Государство поощряет различные формы молодежного туризма, способствует организации на льготных условиях коллективных и индивидуальных поездок молодых граждан в период каникул и отпусков.
4. Органы местного самоуправления муниципальных образований совместно с детскими и молодежными объединениями, учебными, спортивными учреждениями и организациями содействуют созданию здоровой среды проживания, созданию спортивных сооружений в непосредственной близости от места жительства, работы и учебы.
Глава VIII. Патриотическое и правовое обучение
и воспитание молодежи
Статья 41. Цели патриотического и правового обучения и воспитания
1. Патриотическое и правовое обучение и воспитание молодежи система образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на достижение следующих целей:
1) формирование у молодежи гражданской позиции, основанной на уважении к принципам Конституции Российской Федерации и Устава Свердловской области, правам других граждан;
2) знание молодежью основ правовых систем Российской Федерации и Свердловской области и формирование на этой основе навыков по защите своих прав, убеждения в необходимости полного и точного исполнения обязанностей;
3) недопущение совершения молодыми гражданами правонарушений;
4) формирование у молодежи уважения к национальным особенностям и традициям всех народов, образующих российскую нацию;
5) знание молодежью основ истории Российской Федерации и Свердловской области и формирование на этой базе патриотических убеждений, готовности к защите российской государственности от внешних и внутренних врагов.
2. При осуществлении патриотического и правового обучения и воспитания не допускается пропаганда расовой, национальной, религиозной неприязни, призывы к насильственным действиям в отношении каких-либо групп граждан или отдельных лиц, а также к совершению иных противоправных деяний.
Статья 42. Осуществление патриотического и правового обучения и воспитания молодежи
1. Изучение обучающимися в начальных и средних образовательных учреждениях, расположенных на территории Свердловской области, истории России и Свердловской области (Урала) является обязательным. Содержание соответствующих курсов определяется образовательными учреждениями на основе образовательных стандартов.
2. Ознакомление обучающихся с основами государственной и правовой систем Российской Федерации и Свердловской области является обязательным для всех образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений дошкольного и начального образования), расположенных на территории Свердловской области. Содержание соответствующих курсов определяется образовательными учреждениями на основе образовательных стандартов.
3. Иные мероприятия по осуществлению патриотического и правового обучения и воспитания молодежи проводятся органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с программами, принимаемыми соответствующими органами.
4. Организации и граждане, участвующие в осуществлении патриотического и правового воспитания молодежи, в том числе средства массовой информации, могут получать государственную поддержку.
Статья 43. Патриотическое воспитание молодых граждан, подлежащих призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации
Мероприятия по патриотическому воспитанию молодых граждан, подлежащих призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации, осуществляются в соответствии с программой, разрабатываемой Правительством Свердловской области.
Глава IX. Защита прав и свобод молодежи
Статья 44. Гарантии защиты прав и свобод молодых граждан
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый молодой гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
2. Каждый молодой гражданин вправе в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 45. Заключительные положения
1. Должностные лица, а также лица, осуществляющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Областного закона несут административную и иную ответственность в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. Губернатору и Правительству Свердловской области в двухмесячный срок привести в соответствие с настоящим Областным законом изданные ими нормативные правовые акты.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Свердловской области от 24 июля 1997 г. N 49-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Областной Закон "О государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.