В соответствии с Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации" и на основании распоряжения Правительства Свердловской области от 28.01.97 N 50-рп "О разработке Концепции и Программы социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу 1997-2000 гг." разработана Концепция социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу 1997-2000 годы, определяющая основные параметры социально-экономического развития области до 2000 года. Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу до 2000 года, скорректированную с учетом замечаний и предложений членов Правительства Свердловской области.
2. Комитету по экономике Правительства Свердловской области (Ковалева Г.А.) с привлечением других структурных подразделений Правительства Свердловской области в двухмесячный срок разработать Программу социальноэкономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу 1997-2000 годы.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Свердловской области по экономике и финансам Ковалеву Г.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Концепция
социально-экономического развития Свердловской области
на среднесрочную перспективу 1997-2000 годы
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 3 сентября 1997 г. N 765-п)
Введение
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", по поручению Правительства Свердловской области (распоряжение от 28 января 1997 года N 50-рп), на базе основных положений Избирательной платформы и Программы действий Губернатора области на 1996-1999 годы и среднесрочного прогноза социально-экономического развития Свердловской области на период до 2000 года.
Необходимость ее разработки определяется тем, что политика финансовой стабилизации, провозглашенная в программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.", потерпела неудачу, в хозяйственном комплексе возникли и набирают силу тенденции, ведущие к ее разрушению. Предложенная Правительством Российской Федерации новая среднесрочная программа на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост" не меняет выбранных направлений реформирования, хотя действительность доказала невозможность решения накопившихся проблем сугубо монетаристскими методами.
Рассматривая Свердловскую область как субъект Российской Федерации, обладающий значительными природными и трудовыми ресурсами, социально-экономическим и политическим потенциалом, регион-донор, Губернатор и областное Правительство считают целесообразным предпринять в рамках конституционного права усилия по корректировке курса реформ как на общероссийском, так и на региональном уровне. В Концепции предлагается комплекс экстренных антикризисных мер, исходя из более реалистичной оценки существующей социально-экономической ситуации и возможностей выхода из кризиса.
В Концепции изложены цели и задачи социально-экономических преобразований, определены основные направления и приоритеты политики исполнительных органов власти. Предлагаемый документ рассматривается как исходный для определения основных мероприятий среднесрочной программы Правительства Свердловской области на 1997-2000 годы.
См. Постановление Правительства Свердловской области от 13 января 1998 г. N 30-п "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на период до 2000 года"
Свердловская область в экономике России
Свердловская область, являясь неотъемлемой частью Российской Федерации, в полной мере испытывает влияние проводимой Центром экономической политики, сталкивается со всеми проблемами, характерными для страны в целом.
Результатом форсированного проведения российских реформ стали коренные системные изменения, в том числе и в экономической жизни. Создан базис рыночной экономики: упразднено централизованное распределение ресурсов, проведена широкомасштабная приватизация, либерализованы большинство цен и внешнеэкономическая деятельность, разукрупнены многие предприятия и объединения с высокой концентрацией производства и капитала, развивается быстрыми темпами сфера финансовых и деловых услуг.
В Свердловской области доля услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) значительно возросла и составила в 1996 году около половины. В негосударственном секторе производится примерно 70% ВВП.
Имеются определенные сдвиги в формировании основных подходов в региональной политике. В 1996 году практически завершен процесс создания муниципальных образований. Отрабатываются механизмы разделения функций и полномочий между областными и местными органами власти, идет становление финансово-экономических основ местного самоуправления и укрепления государственной власти путем создания шести управленческих округов.
Однако проводимые экономические реформы не оправдали возлагавшихся на них надежд. Продолжается спад производства, снижается его эффективность, сохраняются негативные тенденции в инвестиционной деятельности.
Ниже запланированных поступления доходов в консолидированный бюджет. Денежные потоки искусственно оторваны от материальных и разрыв между ними увеличивается. Во взаиморасчетах растет доля прямого товарообмена (толлинг, бартерные операции), операции по взаимозачету, в том числе и в бюджетных взаимоотношениях.
Большинство товаропроизводителей продолжает испытывать трудности в реализации своей продукции, в материально-техническом и финансовом обеспечении производства. Кризис платежей подорвал даже устойчиво работающие предприятия, растет задолженность по выплате заработной платы работникам. Предельно обострились проблемы самофинансирования предприятий, нехватки оборотных средств, привлечения кредитов не только на развитие, но и финансирование текущего производства. Не удается обеспечить превращение амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы предприятий. Стремление уклониться от уплаты налогов характеризует экономическое поведение многих хозяйствующих субъектов, низка собираемость налогов.
Сложившаяся под давлением монополистов структура цен делает многие производства в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве невыгодными или неконкурентоспособными.
Реализация уникальной российской модели ваучерной приватизации привела к крайне низким ценам на приватизируемое имущество. Это содействовало блокированию инвестиций, снижению финансово экономических показателей работы предприятий, отсутствию стимулов к экономному расходованию ресурсов.
Реализованные схемы разгосударствления не пополнили и казну. Так, в Свердловской области доля доходов от приватизации в областном бюджете не превышала с 1992 по 1996 год 0,5-1,1% в общем объеме его доходов.
Кроме того, поспешное дробление крупных структур в процессе приватизации привело к искусственному разрушению технологических цепочек, "накрутке" цен на промежуточные виды продукции, увеличению числа посредников в процессе товародвижения, росту издержек производства.
Попытка одномоментного перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной модели, отказ от контроля за ценами и доходами привели к потере позитивных элементов централизма, дезинтеграции и утрате управляемости экономикой, в том числе снижению производственной и финансовой дисциплины, ответственности руководителей за состояние дел на предприятиях, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов.
Использованные методы становления рыночных отношений создали условия для отвлечения финансовых ресурсов из сферы производства в посреднические и спекулятивные операции, "теневую экономику".
Резкое сужение поля государственного регулирования экономики, отсутствие целостной системы управления привели к значительному снижению устойчивости хозяйственного комплекса, возникновению многочисленных угроз и рисков. Наиболее серьезные из них: потеря рынков сбыта, неблагоприятные структурные сдвиги, увеличение доли продукции низкой степени обработки, преобладание и нарастание сырьевой направленности экспорта, деиндустриализация экономики, значительное увеличение затрат на производство, сокращение налогооблагаемой базы и инвестиций.
Спад инвестиционной активности грозит полным истощением производительных сил и разрушением производственного потенциала.
Ухудшился уровень жизни людей, снижаются реально располагаемые доходы большинства граждан, идет социальное расслоение населения, в отдельных территориях велика и растет безработица.
В области значительны территориальные различия по глубине и характеру экономического кризиса, степени адаптации территорий к рыночным условиям, состоянию социальной инфраструктуры.
Поэтому дальнейшее движение по пути дезинтеграции экономики, с использованием преимущественно методов монетаристского характера регулирования и ориентацией на широкую поддержку международных финансовых организаций, провозглашаемое Правительством Российской Федерации, не улучшит ситуацию.
Необходима корректировка курса проводимых экономических преобразований и принятия комплекса антикризисных мер, направленных на преодоление спада производства и инвестиций, усиление влияния государства на экономические и социальные процессы, обеспечение социальных гарантий, особенно слабозащищенным слоям населения.
При этом в основу экономической политики органов власти Свердловской области должна быть положена ориентация, в основном, на собственный потенциал, внутренние источники накопления. Средний Урал обладает:
- богатой минерально-сырьевой базой;
- полным спектром отраслей материального производства и промышленности, наличием достаточно сильных позиций по передовым технологическим направлениям (авиа- и ракетостроение, металлургия и спецхимия, радиотехническая промышленность и транспортное машиностроение, атомная энергетика и приборостроение);
- высококвалифицированными кадрами;
- развитым научным и учебным потенциалом;
- в значительной мере сформированной инфраструктурой рынка;
- высоким экспортным потенциалом;
- относительно благоприятными условиями инвестиционной привлекательности;
- выгодным геополитическим положением, находясь в центре России;
- разветвленной транспортной сетью.
Область способна и имеет намерения стать "точкой роста" российской экономики, регионом интенсивного развития.
Цели и задачи среднесрочной программы
Главная цель социально-экономических преобразований сохраняет основополагающую идею Избирательной платформы Губернатора области - создание условий для достойной жизни человека.
Основополагающими принципами политики государственных органов власти и управления всех уровней в экономике и социальной сфере должны стать:
- разделение компетенции и разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Федерации, местным самоуправлением;
- обеспечение целостности политики государства и органов местного самоуправления;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;
- реализация и выбор синергетических (мультипликативных) эффектов;
- эволюционность, последовательность преобразований;
- консолидация и открытость, укрепление институтов рыночной демократии и скоординирование деятельности общественных структур;
- единство концептуальных целей и механизмов реализации экономической и социальной политики с учетом особенностей социально-экономического развития территорий;
- ответственность и самостоятельность;
- создание условий самореализации для потенциально активных субъектов общественно-экономической жизни, адресность и гарантированность социальной защиты для малоимущих категорий населения.
Достижение главной цели потребует длительного периода времени, поэтому стратегия реформирования будет осуществляться в несколько этапов.
Первый - этап выхода из кризиса и достижения экономической стабилизации, который займет примерно полтора - два года. В качестве первоочередных задач на данном этапе выдвигается комплекс антикризисных мер, направленных на недопущение дальнейшего ухудшения жизненного уровня населения, снижение социальной напряженности, вызванной, прежде всего, ростом задолженности по выплатам заработной платы, денежного довольствия, пенсий и социальных пособий; остановку спада производства, стимулирование повышения его эффективности и структурно-инвестиционной деятельности; защиту интересов отечественных товаропроизводителей, ресурсосбережение.
Необходимо сосредоточить усилия как на проведении интенсивной и целенаправленной работы с федеральными органами власти и управления по проблемам, требующим неотложного решения Президентом, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации, так и на региональном уровне в пределах собственной компетенции.
На уровне Российской Федерации область будет добиваться принятия нормативных актов и реализации механизмов:
- совершенствования кредитно-денежной политики Центробанка РФ, стимулирующей производство, снижение ставки рефинансирования Банка России в ближайшее время до 20-25% и поддержание ее в дальнейшем в соответствии с уровнем инфляции, использование обязательных резервов кредитных учреждений в качестве кредитных ресурсов на территориях; регулирования доходности государственных ценных бумаг;
- ликвидация диспропорций и разнонаправленности между финансовыми и материальными потоками;
- достижения перелома в сфере укрепления правопорядка, создания действенного хозяйственного законодательства и обеспечения безукоснительного его исполнения;
- своевременного доведения государственного оборонного заказа до предприятий и расчет федерального бюджета за его выполнение, финансирования в необходимых объемах поддержания мобилизационных мощностей, содержания федеральных учреждений, реализации федеральных законов социальной направленности;
- радикального сокращения и в последующем ликвидации налоговых и иных льгот по платежам в бюджет, осуществление перехода к политике инвестиционного налогового кредита;
- введения нового налогового кодекса, стимулирующего товаропроизводителя и обеспечивающего налоговую нагрузку на население, адекватную его благосостоянию, повышение финансовой, налоговой и платежной дисциплины, увеличение собираемости налогов, преодоление кризиса платежей;
- оздоровления финансовой системы, оптимизация межбюджетных отношений на основе совершенствования системы трансфертных расчетов, казначейского исполнения федерального бюджета и применения минимальных социальных стандартов; приведения в действие дополнительных механизмов реализации экономических аспектов Договора и Соглашений о разграничении полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией, в том числе установления правовых границ в сфере полномочий федеральных органов власти, субъектов Федерации и местного самоуправления по регулированию налоговых отношений;
- регламентации порядка повышения и регулирования динамики цен, неотложного снижения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (энергетика, транспорт, связь) до достижения сбалансированности с ценами в остальных отраслях материального производства, а также нормирование затрат в отраслях естественных монополий, поощрение картельных соглашений в случае, если эффект от их реализации превысит негативные последствия ограничения конкуренции;
- создания системы надежных государственных гарантий, страхования инвестиционных рисков, развития залоговых операций, повышение уровня государственной защиты, правовой гарантии сделок, договоров, контрактов;
- усиления роли государства, определения оптимальных пропорций его участия в экономике, реальной ответственности власти перед обществом;
- повышения ответственности руководителей и собственников предприятий за финансово-экономические и производственные результаты работы, включая своевременную выплату заработной платы и платежей в бюджет;
- возвращения имущества в государственную собственность в случае вскрытия серьезных злоупотреблений, допущенных при приватизации собственности или значительной задолженности перед бюджетом;
- активизации внешнеэкономической деятельности в сочетании с защитой и стимулированием отечественных товаропроизводителей; регулирование внутреннего валютного рынка;
- обеспечения достойного уровня жизни, гарантий по услугам здравоохранения и образования, регулирования занятости, сохранения существующих рабочих мест на основе обновления и расширения действующего производства;
- усиления адресности предоставления льгот и социальных выплат различным категориям населения в зависимости от уровня доходов и величины прожиточного минимума;
- постепенного повышения размеров минимальной заработной платы и минимальных пенсий, пособий, стипендий и приближение их размеров к величине прожиточного минимума;
- государственного контроля за соответствием крупных расходов на потребление и фактически получаемых физическими лицами доходов.
Среди наиболее важных мероприятий первого этапа на региональном уровне являются:
- обеспечение устойчивого функционирования сети учреждений социальной сферы и социальной защиты, гарантирующих населению получение качественных услуг;
- реализация комплекса мер по упорядочению системы оплаты труда, погашению задолженности по выплатам заработной платы, пенсий и социальных пособий, в том числе создание страхового резерва по выплате заработной платы;
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования хозяйствующими субъектами расходов населения по отдельным услугам по мере повышения его жизненного уровня;
- активизация создания новых рабочих мест за счет поддержки малого и среднего бизнеса, снижение напряженности на рынке труда путем расширения общественно необходимых работ и расширения привлечения трудовых ресурсов в сельской местности;
- установление оптимальных региональных соотношений между ценами на продукцию предприятий и организаций отраслей естественных монополий и ценами на продукцию и услуги других отраслей материального производства; создание нормативной базы формирования затрат на продукцию монополистов;
- стимулирование развития прямых хозяйственных связей, сокращение числа посредников, особенно в сфере товарного обращения;
- активизация политики ресурсосбережения как в производственной, так и непроизводственной сферах; стимулирование энергосбережения; снижение издержек производства;
- формирование областного государственного заказа на социально значимую продукцию;
- государственная поддержка депрессивных территорий, градообразующих предприятий, наукоемких и высокотехнологичных производств;
- концентрация ресурсов на реализации социально значимых программ (строительство жилья, в том числе на селе, производство продуктов питания, медикаментов и др.), позволяющих переломить негативные тенденции и принести зримые социально значимые результаты;
- активизация деятельности областного государственного учреждения "Фонд развития Свердловской области" и практическое использование в качестве залогового фонда части добываемых на территории области драгоценных металлов и драгоценных камней;
- расширение практики предоставления целевых инвестиционных кредитов для реализации целевых программ развития и эффективных бизнес-проектов;
- создание условий для расширения участия коммерческих банков, предпринимательских структур, населения в инвестиционном процессе, особенно на объектах незавершенного жилищного строительства;
- совершенствование финансовых взаимоотношений субъектов хозяйственной деятельности и бюджета для погашения задолженности с целью сокращения доли взаимозачетов, товарного покрытия и других форм неденежных расчетов; реструктуризация долгов товаропроизводителей;
- развитие и расширение финансовых возможностей области за счет формирования холдинга кредитных учреждений, создания областного банка, института уполномоченных страховых организаций, совершенствования рынка ценных бумаг;
- совершенствование управления финансовыми средствами через создание областного инвестиционного банка, предоставляющего относительно доступные кредиты под проекты и программы, отнесенные к региональным приоритетам;
- отработка механизма уменьшения внутреннего долга области, поддержание его на уровне, адекватном состоянию экономики территории;
- рационализация бюджета, сокращение бюджетных расходов, в том числе за счет оптимизации структуры государственного управления; совершенствование системы минимальных социальных стандартов, ужесточение контроля за сбором налогов, повышение их собираемости за счет улучшения работы налоговых органов, нормализация платежных отношений; укрепление налогооблагаемой базы, реализация мер по восстановлению государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции;
- усиление работы по взысканию недоимок по налоговым и иным обязательным платежам, включая применение жестких санкций вплоть до мер взыскания на имущество должника;
- создание условий расширения потребительского спроса населения и предприятий; поддержка собственного товаропроизводителя; насыщение рынка отечественными товарами и услугами, создание конкурентной среды;
- усиление ответственности, дисциплины, порядка;
- создание условий для полного учета налогоплательщиков, повышения контрольной работы через внедрение в области единой информационной и телекоммуникационной сети, объединяющей базы данных налоговых, правоохранительных, таможенных органов, банков, комитета статистики и т.п.;
- завершение процесса формирования финансово-экономических основ муниципальных образований, законодательного закрепления их границ, совершенствования бюджетных и иных отношений между органами государственной власти и местного самоуправления.
Реализация антикризисных мер позволит войти во второй этап, который можно условно назвать периодом оживления деловой активности и повышения жизненного уровня населения.
На рассматриваемый среднесрочный период задачами данного этапа (1999-2000 гг.) и приоритетами политики органов исполнительной власти должны стать:
- становление новых подходов к государственному регулированию экономики и формирование адекватной системы государственного управления, оказывающей воздействие на повышение эффективности и результативности хозяйственной деятельности;
- совершенствование конституционных принципов реального экономического федерализма, а также механизмов разграничения полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией;
- достижение устойчивой стабилизации производства и возобновление на этой основе экономического подъема;
- осуществление структурно-инвестиционного маневра и прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре производства и экспорта в сторону социально-ориентированных сфер деятельности, обрабатывающей промышленности и отраслей конечного потребления;
- всемерная поддержка отечественных производителей; защита внутреннего рынка области от экспансии дешевых и низкокачественных импортных товаров; расширение присутствия области на рынках стран СНГ;
- расширение слоя собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние, достойный уровень жизни, создание условий для устойчивой мотивации предпринимательской и трудовой активности;
- мобилизация внутренних источников накопления (амортизация, прибыль, денежные сбережения населения);
- расширение различных форм регулирования цен и доходов (в том числе с помощью ценовых паритетов, картельных соглашений и т.д.);
- становление целостной и эффективной финансово-кредитной и инвестиционной систем;
- достижение сбалансированности бюджета на основе соизмерения расходов с уровнем доходов при перестройке структуры и содержания расходов с ростом инвестиционной составляющей;
- снижение масштабов техногенной нагрузки на окружающую среду, охрана здоровья человека, создание благоприятной среды обитания для населения области;
- создание информационных сетей и баз данных для получения качественной информации о состоянии экономики и социальной сферы и мобильной передачи управляющей информации;
- повышение качества менеджемента на предприятиях и эффективности использования трудового капитала;
- обеспечение жителям области гарантированного государством минимального уровня социальных благ; рост реальных доходов основной массы населения, сокращение его имущественной дифференциации, улучшение благосостояния жителей области через расширение занятости населения; совершенствование пенсионной системы;
- выравнивание и оптимизация социальной инфраструктуры территорий, реализация программ развития проблемных территорий, подъем уровня социальной инфраструктуры территорий, имеющих самые низкие показатели развития.
Возможны два варианта достижения параметров социально-экономического развития области: реалистический и пессимистический.
В случае практической реализации антикризисных мер как на региональном уровне, так и федеральном, вероятен реалистический вариант социально-экономического развития, который предполагает, что период стабилизации и возобновления экономического роста возможен с 1999 года умеренными темпами - 1-3% в год.
К 2000 году в экономике области сформируются достаточные условия для последующего устойчивого развития, будут созданы долговременные предпосылки для повышения качества жизни населения.
Однако на траекторию экономического подъема будут оказыватьсдерживающее воздействие социальные проблемы, разрешение которых происходит с определенным временным лагом по отношению к экономическим процессам.
Предполагается сохранить специализацию хозяйственного комплекса области на производстве продукции черной и цветной металлургии, электроэнергетики, машиностроения, химико-лесного комплекса, промышленности строительных материалов на новом технологическом уровне. При этом должна возрасти доля отраслей, производящих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, способную конкурировать на мировом рынке. Структурная перестройка должна обеспечить повышение доли обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими, развитие производств, выпускающих потребительские товары, в том числе в результате реализации конверсионных программ.
Макроэкономические показатели реалистического варианта
/-----------------------------------------------------------------\
| |Единица |1995 |1996 |Прогноз |
| |измерения| | |----------------------|
| | | | |1997|1998 |1999 |2000 |
|-------------------+---------+------+-----+----+-----+-----+-----|
|Валовой внутренний |В % к |96,8 |91,3 |98,0|99,0 |101,0|102,0|
|продукт |пред. | | | | | | |
| |году в | | | | | | |
| |сопостав.| | | | | | |
| |ценах | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Продукция | -"- |94,9 |89,4 |93,0|99,8 |101,3|102,6|
|промышленности | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Валовая продукция | -"- |103,4 |94,0 |95,3|96,8 | 97,0|100,0|
|сельского хозяйства| | | | | | | |
|во всех категориях | | | | | | | |
|хозяйств | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Объем инвестиций | -"- | 90,0 |78,0 |90,0|100,0|102,0|104,0|
|за счет всех | | | | | | | |
|источников | | | | | | | |
|финансирования | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Розничный | -"- |93,7 | 89,8|94,0|98,0 | 99,0|100,0|
|товарооборот во | | | | | | | |
|всех каналах | | | | | | | |
|реализации | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Численность лиц, |тыс. чел.|77,3 | 77,5|83,0|88,0 | 92,0| 95,0|
|имеющих статус | | | | | | | |
|безработного | | | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------/
Однако, если антикризисные меры не будут приняты, следует ожидать пессимистического варианта развития, параметры которого отражают возможность смещения в область неблагоприятных условий развития с более медленным выходом экономики на достижение целевых ориентиров в случае возникновения как политической нестабильности, углубления финансового кризиса, так и других экономических факторов и ограничений.
В пессимистическом варианте этап выхода из кризиса и экономической стабилизации будет растянут до 2000 года.
В данном варианте подъем экономики имеет более выраженный инерционный характер.
Макроэкономические показатели пессимистического варианта
/-----------------------------------------------------------------\
| |Единица |1995 |1996 |Прогноз |
| |измерения| | |---------------------|
| | | | |1997|1998|1999 |2000 |
|-------------------+---------+------+------+----+----+-----+-----|
|Валовой внутренний |В % к |96,8 |91,3 |94,0|95,0| 97,0|100,0|
|продукт |пред. | | | | | | |
| |году в | | | | | | |
| |сопостав.| | | | | | |
| |ценах | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Продукция | -"- |94,9 |89,4 |91,0|97,0| 99,0|100,0|
|промышленности | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Валовая продукция | -"- |103,4 |94,0 |95,0|96,0| 97,0| 99,0|
|сельского хозяйства| | | | | | | |
|во всех категориях | | | | | | | |
|хозяйств | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Объем инвестиций | -"- | 90,0 |78,0 |89,0|94,0| 95,0|100,0|
|за счет всех | | | | | | | |
|источников | | | | | | | |
|финансирования | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Розничный | -"- |93,7 | 89,8 |93,0|97,0| 99,0|100,0|
|товарооборот во | | | | | | | |
|всех каналах | | | | | | | |
|реализации | | | | | | | |
| | | | | | | | |
|Численность лиц, |тыс. чел.|77,3 | 77,5 |85,0|91,0| 96,0|101,0|
|имеющих статус | | | | | | | |
|безработного | | | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------/
Основные направления преобразований
Поставленные цели и задачи предопределяют преобразования в следующих сферах деятельности.
Материальная сфера
В сфере управления и преобразований собственности
Стимулирование создания финансово-промышленных групп, холдингов вертикального и горизонтального типа, отраслевых ассоциаций предприятий типа картелей, способствующих интеграции производства и капитала, облегчающих контроль государства над их деятельностью.
Формирование информационной системы управления областью, включая создание автоматизированной системы земельного кадастра, ведение реестров объектов областной собственности, которые должны содержать соответствующие характеристики, в том числе стоимость основных фондов, количество работающих, основные виды продукции и т.д. Отработка процедур включения и исключения объектов из реестра.
Разработка и реализация схемы перехода права областной собственности в муниципальную на возмездной основе.
Разработка и применение процедур конкурсной передачи в залог, трастовое управление областной собственностью.
Осуществление "точечной" приватизации, принципов изменения форм собственности в соответствии с областными и федеральными правовыми документами о приватизации.
Прогнозирование результатов приватизации.
Защита прав акционеров, четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления.
Инвентаризация земель и создание банка данных для проведения поэтапного формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и увеличение налогооблагаемой базы.
Продажа земли под приватизированными предприятиями на условиях соответствия продажной цены земли ее реальной стоимости.
Организация конкурсов - предложений по эффективному управлению предприятиями с участием государства. Создание и укрепление контрактной системы.
Развитие конкурсных механизмов распределения государственных ресурсов.
Формирование системы страхования государственной и муниципальной собственности, института уполномоченных страховых организаций.
Поощрение частных инвестиций, предоставление государственных гарантий на осуществление приоритетных для территории инвестиционных проектов, развитие системы залоговых операций.
Содействие развитию финансовых, правовых, инженерных, консалтинговых, информационных услуг, института финансовых посредников, подготовке кадров для работы в новых условиях и других инфраструктурных видов деятельности.
Создание необходимой нормативной базы и отработка процедур оценки государственного имущества с участием независимых оценщиков.
Стимулирование развития малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды и увеличения занятости населения.
Поэтапное реформирование системы государственного управления хозяйственным комплексом области.
В промышленности
Оказание селективной поддержки приоритетным, социально значимым производствам, способствующей их переоснащению новой техникой, освоение современных прогрессивных технологий, выпуску конкурентоспособной продукции.
Использование смешанного финансирования на конкурсной основе проектов, предполагающего разделение инвестиционного риска государства с частными вкладчиками.
Содействие объединению хозяйствующих субъектов и капитала, в том числе на основе финансово-промышленных групп.
Ускорение включения в систему международного разделения труда предприятий области за счет организации системы сертификации продукции, оценки соответствия ее качества и свойств мировым стандартам.
Создание механизмов, побуждающих хозяйствующих субъектов к обновлению производства, внедрению энерго- и материалосберегающих технологий, максимальному использованию производственных мощностей.
Взаимодействие с федеральными органами власти по формированию региональных специализированных центров, на которых будет сконцентрировано производство вооружений и военной техники, а также ее ремонт и широкое использование технологий двойного применения.
Бюджетная поддержка градообразующих предприятий при принятии адекватных мер со стороны акционеров-собственников.
Создание с участием государства системы маркетинга территории, способствующей производству и обмену ресурсов, товаров и услуг, оживлению деловой и экономической активности хозяйствующих субъектов.
Расширение лизинговых операций.
Экологизация промышленного производства, в частности, путем переработки техногенных отходов.
На транспорте, связи и в дорожном хозяйстве
Сохранение, укрепление и развитие транспортно-дорожного комплекса и отраслей связи для качественного и надежного обеспечения потребностей экономики и населения области их услугами.
Снижение себестоимости и тарифов услуг транспорта и связи.
Совершенствование структуры и систем управления транспортно-дорожным комплексом области.
Организация производства транспортных средств, запасных частей и агрегатов к ним на предприятиях области. Обновление подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
Развитие и реконструкция автодорожной сети общего пользования.
Оказание государственной поддержки по перевозке грузов местным воздушным, речным транспортом в отдаленных районах области.
Наращивание объемов производства цифровых телефонных станций.
Дальнейшее развитие новых (спутниковой и сотовой) видов связи.
Продолжение строительства метрополитена в г. Екатеринбурге.
Создание центра международных перевозок на Урале за счет ускоренного развития международного сектора аэропорта "Кольцово".
В агропромышленном комплексе
Осуществление мер по обеспечению продовольственной безопасности области, гарантированного снабжения населения области качественными продуктами питания, в основном за счет местного производства.
Содействие развитию кооперативных и интеграционных отношений в агропромышленном комплексе, как наиболее приоритетному направлению аграрной реформы, в том числе поддержке создания сельскохозяйственными товаропроизводителями производственных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных, страховых и других видов кооперативов.
Формирование крупнотоварного производства в птицеводстве, наиболее привлекательной для инвесторов отрасли, путем создания финансово-промышленно-аграрной группы, объединяющей ряд птицефабрик, комбикормовых заводов, банков, страховых компаний, сельскохозяйственных предприятий области, имеющих значительные посевы зерновых культур.
Государственная поддержка сельских товаропроизводителей за поставку продукции для обеспечения потребностей населения области, развития фермерства, племенного животноводства, элитного семеноводства, коренного улучшения земель, лизинга, технологии заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции и др.
Развитие земельных отношений, создание механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель путем:
- регулирования земельных отношений между Российской Федерацией, Свердловской областью, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами;
- развития системы земельного кадастра;
- создания под государственным контролем рыночного оборота земли при обеспечении ее целевого использования;
- совершенствования системы платежей за землю;
- разработки и внедрения современных систем мониторинга земель и других связанных с ней объектов недвижимости;
- расширения института аренды земли;
- отработки процедур ипотечного кредитования как источника негосударственного долгосрочного инвестирования сельского хозяйства.
Создание единой областной информационной сети оптовых продаж сельхозпродукции.
В развитии потребительского рынка
Совершенствование государственного регулирования торговли.
Развитие оптовой торговли, обеспечивающей стабилизацию внутреннего рынка и максимальное удовлетворение потребностей населения области в потребительских товарах и услугах.
Развитие и поддержка на территориях муниципальных образований прогрессивных форм торговли, в том числе фирменной и специализированной.
Развитие рациональной схемы размещения предприятий и организаций торговли и общественного питания, в том числе мелкооптовой сети.
Содействие развитию рекламной индустрии в крупных и средних городах области, способствующей продвижению на рынок высококачественных отечественных товаров и препятствующей экспансии низкосортной зарубежной продукции.
Повышение уровня торгового обслуживания, создание и внедрение комплексной системы качества товаров, проведение сертификации услуг в сфере общественного питания.
На фондовом рынке и рынке ценных бумаг
Привлечение кредитных ресурсов в область через развитие системы гарантий Правительства области, залоговых схем инвестирования приоритетных проектов, выпуск собственных фондовых инструментов для выхода на мировой фондовый рынок.
Выпуск и обращение ценных бумаг, способных выполнять функцию ограниченного платежного средства (векселя Правительства области, областные долговые обязательства, векселя уполномоченных банков, предприятий, органов исполнительной власти других областей и республик Уральского региона и т. д., принимаемых в бюджет области).
Переход на качественно новый уровень обслуживания рынка областных краткосрочных облигаций, создание автоматизированных программ управления ликвидностью вторичного рынка, создание программного обеспечения учета и отчетности. Обеспечение доступности информации об объемах выпуска, условиях приема в качестве налоговых платежей в бюджет, уполномоченных организациях по работе с векселями.
Развитие схем, согласно которым требования кредиторов удовлетворяются соответствующей долгу долей уставного капитала акционерного общества - дебитора для переструктурирования безнадежных долгов.
Внедрение системы электронных платежей в целях увеличения скорости обращения денег на территории, развитие банковского клиринга, безналичных расчетов за товары и услуги населению с использованием различных типов пластиковых расчетных карт, в том числе для выдачи заработной платы.
Во внешнеэкономической деятельности
Применение механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности, стимулирования экспорта на основе определения приоритетов структурных преобразований экономики территории. Последовательное формирование оптимального профиля международной специализации Свердловской области.
Расширение масштабов привлечения финансовых ресурсов (отечественных и зарубежных) с целью обеспечения структурной перестройки экономики области, оптимизации структуры экспортных поставок (увеличение доли продукции с высокой степенью переработки и добавленной стоимости).
Содействие совершенствованию структуры импортных поставок, насыщение внутреннего рынка товарами, не производящимися (производящимися в недостаточном количестве) на территории области, обеспечение необходимым оборудованием и материалами модернизации и реконструкции производственного и технологического потенциала предприятий области.
Содействие в отлаживании хозяйственных связей между предприятиями области и их партнерами в странах СНГ, формирование транснациональных хозяйственных объединений, обеспечивающих устойчивое функционирование импортозависимых предприятий области.
Работа по созданию свободных экономических зон, специальных секторов экономики, стимулируемых в целях развития передовых технологий, конкурентоспособных производств с высокой степенью обработки продукции.
Формирование устойчивых внешних кооперационных связей с хозяйствующими субъектами за рубежом для укрепления позиций Свердловской области в системе мировой экономики.
Создание системы информационного и консультационного обеспечения участников внешнеэкономических связей на базе регионального центра информационно-консультационного содействия внешнеэкономической деятельности.
Расширение мер экономической дипломатии, организация официальных визитов правительственных и специализированных торговых делегаций области за рубеж, сотрудничество с зарубежными торговыми представительствами Российской Федерации, организация и проведение выставок в других странах, проведение международных выставок на территории области. Открытие в регионе дипломатических и торговых представительств иностранных государств.
Социальная сфера
В области социальной защиты населения:
- реформирование системы назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей;
- обеспечение финансирования областных законов социальной направленности;
- совершенствование и укрепление системы социального обслуживания населения;
- внедрение государственных стандартов социального обслуживания населения и развитие системы платных услуг;
- развитие социального обслуживания семьи и детей;
- развитие социальной инфраструктуры;
- создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
- формирование службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
В области занятости населения:
- обеспечение рациональной структуры занятости, создание новых рабочих мест, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- сохранение и создание рабочих мест для слабозащищенных групп населения области;
- развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки трудовых ресурсов;
- реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, в первую очередь оказание услуг в трудоустройстве гражданам, затрудняющимся в поисках работы, и социальной защиты безработных;
- гарантия конституционных прав граждан в области труда.
В области здравоохранения:
- улучшение здоровья населения области, снижение уровня преждевременной смертности, формирование у населения здорового образа жизни как основного достояния нации и каждого гражданина;
- поэтапная реорганизация системы здравоохранения с целью повышения эффективности и качества его функционирования;
- придание статуса "окружных" медицинским учреждениям, оказывающим помощь населению нескольких муниципальных образований;
- гарантированное обеспечение населения основными видами лекарств;
- совершенствование системы ведомственного и вневедомственного контроля за качеством оказания медицинской и лекарственной помощи;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение смертности от социально значимых заболеваний;
- охрана здоровья матери и ребенка;
- предотвращение угрозы возникновения эпидемий, снижение заболеваемости управляемыми инфекциями;
- совершенствование системы обязательного медицинского страхования;
- реорганизация (проведение реформы) первичной медико-санитарной и специализированной больничной помощи по типу врача общей практики.
В области образования:
- изменение соотношения в подготовке специалистов технического и гуманитарного направлений, развитие системы многоуровневой подготовки путем объединения программ средних и высших учебных заведений, создание служб занятости и мониторинга рынка образовательных услуг;
- предоставление качественного образования, обеспечивающего максимально эффективную адаптацию личности в обществе;
- переход образования на индивидуально-личностную форму обучения;
- создание условий для развития системы частных учебных заведений как конкурирующих с государственными и муниципальными;
- создание условий для получения всеми желающими общего среднего и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- реформирование системы профтехобразования;
- обеспечение системы образования соответствующей учебно-технической базой и педагогическими кадрами;
- защита прав ребенка.
В сфере молодежной политики:
- содействие трудоустройству молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;
- правовая помощь и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи;
- поддержка детского и молодежного движения;
- гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие молодежи;
- развитие сети детских и подростковых клубов по месту жительства;
- предупреждение асоциального поведения и реабилитации молодежи с отклоняющимся поведением;
- поддержка молодежных и детских средств массовой информации, развитие областной молодежной информационной системы.
В области культуры и искусства:
- создание системы государственных гарантий и условий для свободного развития гражданина и общества, сохранение культурного потенциала области и обеспечение преемственности культурных традиций;
- развитие творческой, культурно-досуговой деятельности;
- стимулирование международного культурного обмена;
- создание системы сохранения, реставрации и использования культурного исторического наследия народов Среднего Урала;
- обеспечение эффективного функционирования организаций культуры и искусства;
- поддержка и возрождение народного художественного творчества, традиционных и самобытных уральских промыслов и ремесел;
- сохранение культурного наследия и достояния народов Свердловской области;
- поддержка молодых дарований, детского художественного образования, воспитания и творчества, а также профессионального художественного творчества, деятелей искусств;
- поддержка культурных инноваций.
В строительстве жилья и жилищно-коммунальном хозяйстве:
- наращивание объемов жилищного строительства, в том числе частного жилья, за счет развития системы долгосрочного кредитования, создания механизма ипотеки, широкого использования жилищных облигационных займов;
- сокращение количества ветхого и аварийного жилья на территории области с учетом возможностей областного и местного бюджетов по финансированию строительства жилищного фонда для отселения граждан;
- поэтапное осуществление полного возмещения населением затрат на содержание жилья и оказание коммунальных услуг при соответствующем росте реальных доходов населения, создание системы выплаты субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг малоимущим гражданам, внедрение приборов учета расходования тепла, воды и газа для жилищного фонда;
- передача функций предоставления гражданам коммунальных услуг и сбора платежей за них от жилищно-эксплуатационных участков собственникам жилья или вновь образуемым муниципальным органам "службам заказчика";
- переход на договорные отношения муниципалитетов с жилищно-эксплуатационными организациями с применением нормативов финансовых затрат на оказание соответствующих услуг;
- гарантированное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне утверждаемых областью минимальных социальных стандартов;
- повышение степени благоустройства и газификации жилищного фонда.
В сфере законности и правопорядка:
- поддержание должного правопорядка и законности, обеспечение общественной безопасности;
- усиление борьбы с экономическими преступлениями;
- создание необходимых условий для нормальной работы правоохранительных органов;
- создание добровольных формирований по охране общественного порядка;
- снижение уровня детской безнадзорности;
- создание необходимых условий для нормального содержания спецконтингента в соответствии с правовыми актами и действующим законодательством;
- создание гарантий безопасности личного состава и осужденных (заключенных) при безусловном соблюдении прав человека;
- предотвращение гибели и травматизма людей, обеспечение безопасности дорожного движения;
- усиление централизации криминальной милиции, следственных аппаратов, государственной противопожарной службы и органов исполнения наказаний.
В сфере экологической безопасности:
- стабилизация экологической обстановки и достижение нормативных показателей общей техногенной нагрузки в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- нормализация экологической ситуации в городах и районах, отнесенных к территориям с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией и принятие неотложных мер по реабилитации здоровья населения, проживающего на них;
- удовлетворение потребностей населения области в питьевой воде стандартного качества, ликвидация ее дефицита на территориях риска по питьевому водоснабжению;
- обеспечение населения чистой питьевой водой в случае возникновения кризисных экологических ситуаций;
- создание единой государственной системы экологического мониторинга для контроля эффективности природоохранной деятельности, проводимой в области;
- осуществление комплексной переработки техногенных образований с утилизацией отходов производства и потребления, снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду и здоровье населения области, вывод из депрессивного состояния горнопромышленных центров области;
- организация системы экологического образования населения области;
- установление жесткого контроля за производственной деятельностью особо опасных в экологическом отношении предприятий;
- создание механизма стимулирования работ по охране окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания;
- платность природопользования.
Внутриобластная региональная политика
Приоритеты внутриобластной региональной политики исполнительных органов власти должны быть дифференцированы в зависимости от типа территорий:
- территории потенциального экономического роста - поддержка инноваций и нововведений, позволяющих вывести экономику на качественно новый уровень, создание условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой базы;
- отстающие территории - социальная поддержка населения, осуществление программ создания дополнительных рабочих мест, строительство объектов инфраструктуры, активная инвестиционная политика;
- территории с моноотраслевой и слабодиверсифицируемой структурой хозяйства - содействие инвестиционной активности, поддержка предпринимательства, проведение структурной реконструкции и санации производства, реструктуризация предприятий;
- территории экологического бедствия - государственная поддержка на основе программно-целевого подхода, направленного, прежде всего, на снижение техногенной нагрузки на окружающую среду, создание благоприятной среды обитания для населения;
- депрессивные территории - разработка и реализация целевых программ с бюджетными и внебюджетными источниками финансирования; создание системы гарантий частного и иностранного капитала, долевое участие государства в финансировании эффективных и быстро окупаемых проектов;
- территории Севера и приравненные к ним местности государственное регулирование в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", жизнеобеспечение их в связи с особо сложными условиями хозяйствования;
- территории атомной энергетики и закрытых административных образований (ЗАТО) - создание региональных инновационных центров, выполняющих функции полигона для отработки социально-экономических проблем в сфере атомной энергетики и экологии; эффективное использование производственного и интеллектуального потенциала, проведение конверсии и перепрофилирования предприятий;
- территории - памятники истории и культуры - возрождение и сохранение исторического облика, как культурного наследия России и уникальных памятников, развитие социально-культурного и рекреационно-туристического потенциала.
Среди мероприятий, направленных на решение задач внутрирегиональной политики, наиболее важными представляются:
- разделение полномочий и функций между государством и местным самоуправлением;
- усиление роли и влияния управленческих округов в решении социально-экономических проблем территорий;
- законодательное закрепление границ муниципальных образований, на территории которых осуществляется местное самоуправление;
- законодательное закрепление порядка разграничения муниципальной собственности за муниципальными образованиями в процессе их образования. Разработка механизма разрешения споров, связанных с разделением муниципальной собственности;
- совершенствование областных законов, регулирующих межбюджетные отношения;
- мониторинг социально-экономического развития территорий;
- разработка и реализация индивидуальных программ поддержки территорий области, поиск и привлечение внебюджетных источников финансирования этих программ.
Результатами внутриобластной региональной политики должны стать обеспечение (финансовое и материальное) гарантий местного самоуправления, обеспечение социальных стандартов уровня жизни и социальной защиты граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 3 сентября 1997 г. N 765-п "О Концепции социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочную перспективу 1997-2000 годы"
Текст постановления официально опубликован не был