Постановление Правительства Свердловской области
от 7 мая 1998 г. N 475-п
"Об утверждении Концепции развития связи
Свердловской области"
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1402-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Заслушав Концепцию развития связи Свердловской области, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития связи Свердловской области (прилагается).
2. В целях развития телекоммуникаций области на основании утвержденной Концепции заместителю председателя Правительства Свердловской области Штагеру В.П. с привлечением заинтересованных организаций до 30.09.98 разработать программу развития связи Свердловской области, раздел "Развитие и реконструкция сельской и ведомственных телефонных сетей связи" возложить на АО "Уралтелеком" (Шушерин Б.Ф.).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области Штагера В.П.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Концепция
развития связи Свердловской области
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 7 мая 1998 г. N 475-п)
Цели разработки концепции развития связи
Свердловской области
Целью разработки Концепции является выработка основных положений и требований, позволяющих обеспечить необходимые предпосылки и условия для развития современных средств телекоммуникаций, отвечающих все возрастающим потребностям в услугах связи населения, органов власти и управления, хозяйствующих субъектов на основе:
- единства экономического пространства, многообразия форм собственности, условий конкуренции для всех предприятий связи;
- обеспечения права подключения пользователей и операторов связи к сети общего пользования при соблюдении условий, установленных Правительством Российской Федерации;
- выработки общих подходов к построению системы связи Свердловской области, учитывающих интересы всех операторов связи на взаимовыгодных условиях;
- осуществления деятельности по связи только в соответствии с выданными лицензиями;
- обязательного использования сертифицированного оборудования;
- повышения качества, надежности, живучести и устойчивости внутризоновой сети связи;
- обеспечения защиты прав потребителей услуг связи;
- обеспечения равенства прав юридических и физических лиц на участие в деятельности по связи;
- обеспечения внедрения мировых достижений в области связи, передовой зарубежной техники и управленческого опыта;
- расширения номенклатуры предоставляемых услуг связи.
В основу Концепции положен принцип: "Все сети (Госкомсвязи, ведомственные, частные), обеспечивающие предоставление услуг общего пользования и составляющие областной фрагмент Взаимоувязанной сети связи России (ВСС), создаются и совершенствуются на принципах организационно-технического единства и взаиморезервирования".
Концепция отражает вопросы перспектив развития сети связи на территории Свердловской области, базируется на основных положениях "Концепции развития связи Российской Федерации", анализе опыта работы операторов, эксплуатации и применения зарубежного и отечественного оборудования связи в России и за рубежом, нормативных актах Правительства Российской Федерации, Госкомсвязи и Правительства Свердловской области.
Обзор телекоммуникационного рынка
Свердловской области
Коммуникационный комплекс (отрасль) "Связь" является составной частью хозяйственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и ее регионов, функционирует как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения потребности населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности и правопорядка, а также хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц в услугах электрической связи, радиовещания и телевидения, почтовой связи. От развития средств связи зависит степень информатизации общества в целом, обороноспособность страны, дальнейшее развитие науки, здравоохранения, культуры.
Развитие системы связи Российской Федерации, выразившееся в последние годы в строительстве высокоскоростных линий передачи, обновлении парка коммутационной техники, расширении возможностей доступа к международной связи, развитием сетей передачи данных, систем и сетей подвижной связи, не оставило в стороне операторов связи Свердловской области, предпринимающих все возможные меры по построению сети связи, удовлетворяющей всем современным требованиям по предоставлению услуг связи абонентам.
Монтированная емкость местной телефонной сети Свердловской области, по состоянию на 01.01.97 составила 783 тыс. номеров, в т. ч. АО "Уралтелеком" - 476 тыс. номеров, АО "Екатеринбургская телефонная сеть " - 307 тыс. номеров. Кроме того на территории г. Екатеринбурга действует ряд операторов, предоставляющих услуги местной телефонной связи: Уральская телефонная компания. Телефонная компания "Урал", ООО "АТС-50" и др. и ведомственные сети, включенные в сеть общего пользования, емкость которых составляет 317 тыс. номеров. Телефонная плотность (число телефонов на 100 жителей) в России - 17, Свердловской области - 13, 21.
Сеть межстанционной связи (МСС) в основном организована с применением цифровых систем передачи, работающих по медным и оптическим кабелям, что составляет 54,8% в г. Екатеринбурге и 81,8% в области. При построении сети МСС в г.г. Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске применяются SDH - мультиплекоры.
В г. Екатеринбурге АО ЕТС совместно с АО "Микротест" построена сеть цифровых каналов, предоставляющая потребителям в аренду высокоскоростные цифровые каналы. Ряд операторов предоставляют услуги выделенных цифровых сетей.
Для организации внутризоновой связи используются каналы АО "Уралтелеком", ГПС ОРТПЦ и ТЦМС-14-филиала АО "Ростелеком". Все райцентры области имеют выход на автоматическую междугородную связь.
В г. Екатеринбурге АО "Ростелеком" введен в эксплуатацию международный центр коммутации на базе коммутационной системы EWSD фирмы Siemens емкостью 2580 каналов, который обслуживается АО "Екатеринбургская междугородная станция". АО "ЕМТС" введена в эксплуатацию цифровая междугородная телефонная станция АХЕ-10 фирмы Ericsson-Nikola Tesla емкостью 7834 канала. Наряду с АХЕ-10 функционирует аналоговая АМТС ARE-13 емкостью 5600 точек подключения.
В настоящее время в г. Екатеринбурге и Свердловской области имеется ряд операторов, предоставляющих услуги сетей передачи данных и телематических служб: "Урал - Телесервис", региональный узел сети Глобал Один, АО "ЕтеЛ, ТЦМС-14, АО "ЕТС", ЗАО "ТелероссЕкатеринбург", "Урал Relcom", "Корус", "УралВЭС", АО "ЕТС". В г. Екатеринбурге - АО "Екатеринбургский телеграф". В г. Екатеринбурге построена беспроводная сеть передачи данных.
На телеграфной сети общего пользования для пропуска телеграфного трафика Уральского региона, в АО "Екатеринбургский телеграф" установлена станция коммутации сообщений ЦКС-Т2, оборудованная устройством "Шлюз ЦКС-Т2-РН", обеспечивающим возможность передачи магистрального телеграфного трафика через сети передачи данных Х.25. Внутриобластной телеграфный трафик обеспечивается электронным телеграфным концентратором ЭТК-КС на 128 точек подключения. В г. Екатеринбурге открыто 5 пунктов коллективного пользования услугами документальной связи (3 - АО "Екатеринбургский телеграф", 2 - АО "Уралтелеком"). На территории области АО "Уралтелеком" открыто 9 бизнес - центров и 36 пунктов коллективного пользования услугами документальной электросвязи. Завершено объединение сетей абонентского телеграфа и Телекс. В АО "Екатеринбургский телеграф" установлена станция коммутации каналов класса У1 HT-D производства Nikola Tesla емкостью 2800 каналов/1600 абонентских точек подключения. В области действует 62 подстанции абонентского телеграфа общей емкостью 386 каналов/791 абонентская точка подключения.
В настоящее время значительное количество организаций в области достаточно широко используют в своей работе компьютеры и локальные вычислительные сети, развивается служба WWW, процесс информатизации осуществляется в соответствии с Программой информационного обеспечения социально-экономического развития Свердловской области, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области N 755-п от 06.09.96.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27 мая 2004 г. N 411-ПП постановление Правительства Свердловской области от 6 сентября 1996 г. N 755-п признано утратившим силу
В Свердловской области действуют 4 оператора сухопутной подвижной связи. АО "Уралвестком" предоставляет услуги в стандарте NMT-450i на территории Свердловской области (4700 абонентов), АО "Екатеринбург" работает в стандарте AMPS в г. Екатеринбурге (более 1000 абонентов) , АО "Уралтел" в стандарте GSM в г. Екатеринбурге (более 1000 абонентов), на базе отечественного оборудования "Алтай" и "Волемот" услуги подвижной связи предоставляет ЗАО "Радиотелефон" (более 2000 абонентов).
На сегодняшний день в г. Екатеринбурге работают 4 оператора пейджинговой радиосвязи: "Континенталь + Линк", "Гермес Профиль", "Экском" и АО "Екатеринбургский телеграф". Компании "Континенталь + Линк", "Гермес Профиль", "Экском" используют стандарт POCSAG, АО "Екатеринбургский телеграф" - стандарт RDS. Компании "Континенталь + Линк", "Гермес Профиль", "Экском" имеют роуминг с г. Нижним Тагилом.
В области действует сеть сухопутной подвижной радиосвязи в стандарте SmartTrunk II, развернутая компанией "Радио-сити".
В соответствии с данными на 01.01.98 г. охват населения области телевизионным вещанием составляет:
- программой ОРТ - 98,45%
- программой РТР - 96,60%
- программой СГТРК - 94,52%
на канале "Россия"
- областное ТВ (собственная сеть) - 33,12%
- программа "Культура" - 38,96%
- программа "НТВ" - 24,29%
- другие программы 4 канал, - 31,1%
АСВ, Студия-41, АТН,
РТК-29, 10 канал "Губерния"
Эти показатели обеспечиваются комплексной сетью телевизионного вещания, включающие технические средства ГПС "Свердловский ОРТПЦ", АО "Уралтелеком", АО "Ростелеком", ГП "Телевизионная сеть":
- телевизионные станции мощностью - 97 шт.
1 кВт и выше
- телевизионные станции мощностью - 147 шт.
менее 1 кВт (ретрансляторы)
- приемные ТВ станции спутниковых - 105 шт.
систем
Трансляция региональной программы на собственном канале обеспечивается только в областном центре и прилегающих к нему районах. Охват составляет 33,12%.
В соответствии с данными на 01.01.97 охват населения области радиовещанием составляет:
/-----------------------------------------------------------------\
| |Числ. | Охват населения радиовещанием, тыс. |
| |населения | --- |
| | | % |
| |------------+---------------------------------------|
| |Всего |В |Всего |Сельского |
| | |т.ч. |--------------------+------------------|
| | |сель-|Радио |Маяк |Радио-|Радио|Маяк |Радио-|
| | |ского| | |1 | | |1 |
|------------+------+-----+------+------+------+-----+-----+------|
|Свердловская|4728,3|595,5|4623,0|4343,0|4164,5|572,9|434,7|391,2 |
|область | | |------|------|------|-----|-----|----- |
| | | |97,8 |91,8 |88,1 |96,2 |73,0 |65,7 |
\-----------------------------------------------------------------/
Эти показатели обеспечиваются комплексной сетью радиовещания, включая технические средства ГПС "Свердловский ОРТПЦ", АО "Уралтелеком", АО "Ростелеком", ГПС "Телевизионные сети", ГПС "Екатеринбургский радиоцентр".
Почтовая связь Свердловской области, включает два почтамта (Екатеринбургский и прижелезнодорожный), 47 городских и районных узлов почтовой связи, 992 отделения.
Состояние почтовой связи характеризуется следующими данными:
- насыщенность предприятиями почтовой связи в области составляет 2, 14 на 10 тыс. человек населения при 3,23 в целом по России, в том числе 0,71 в городе Екатеринбурге (последнее место в области). За период с января 1993 по сентябрь 1996 года сеть сократилась на 73 городских и 61 сельских отделений связи;
- количество почтовых ящиков для сбора письменной корреспонденции на 1000 человек населения составляет 0,9 (в сельской местности 3,3).
- ведомственный транспорт - парк почтовых вагонов сократился до 63, пробег до 7561 тыс. км. Количество автомобилей увеличилось до 394 штук, пробег до 10608 тыс. км;
- доставочная служба - в 1996 году в области имелось 2605 доставочных участков, население обслуживали 2411 почтальонов, в том числе 940 в сельской местности.
Междугородняя и международная связь
Внедрение цифровой коммутационной техники на местной сети связи Свердловской области и развитие новых услуг поставили перед операторами связи сети общего пользования целый ряд вопросов по модернизации внутризоновых междугородных сетей связи в регионе.
Для создания современной внутризоновой сети электросвязи определен ряд следующих основных направлений развития:
- строительство высокоскоростных волоконно-оптических и радиорелейных линий связи с применением оборудования синхронной (SDH) и плезиохронной цифровой иерархии (PDH);
- организация цифровых каналов связи с использованием земных станций спутниковой связи;
- реконструкция действующих аналоговых радиорелейных систем передачи и аналоговых систем передачи на металлическом кабеле на цифровые;
- применение цифровых модемов для организации цифровых трактов по групповым трактам действующих аналоговых систем передачи;
- вывод из эксплуатации воздушных линий передачи.
Учитывая значительные ресурсы Свердловской железной дороги и АО "Свердловэнерго", выраженные в наличии линий электропередачи и контактной сети электрифицированных железных дорог, которые могут быть использованы для подвески волоконно-оптического кабеля, целесообразно объединение усилий данных организаций и признанных операторов связи в построении волоконно-оптической высокоскоростной сети связи, учитывающей потребности каждого из ведомств в обеспечении их деятельности цифровыми каналами высокого качества.
Имеющееся в области значительное количество аналоговых кабельных линий передачи предполагается реконструировать с использованием оборудования, позволяющего использовать "комбинированные" линии передачи медь/волокно, что позволит с течением времени произвести замену медных кабелей на волоконно-оптические без изменения оборудования линейных трактов.
В качестве оборудования для организации цифровых стволов по существующим аналоговым радиорелейным линиям передачи будет использоваться оборудование, позволяющее организовать первичные цифровые потоки (2048 Мбит/с) в спектре частот аналогового оборудования 312-552 кГц и цифровые модемы, позволяющие организовать цифровые потоки со скоростью 2 Мбит/с в дополнение к существующим аналоговым стволам.
Цифровая электронная АМТС АХЕ-10 создает базу для построения цифровой сети Свердловской области с интеграцией обслуживания и организации интеллектуальной сети.
Построение цифровой внутризоновой сети предполагается осуществить в три этапа:
I этап (1998 - 1999 гг.) - построение сети спутниковой связи в 12 городах области, строительство радиорелейных и волоконно-оптических линий передачи АО "Уралтелеком", реконструкция радиорелейных линий передачи ГПС ОРТПЦ, строительство волоконно-оптической сети по инфраструктуре Свердловской железной дороги;
II этап (2000 - 2001 гг.) - реконструкция радиорелейных линий передачи ТЦМС-14 и кабельных линий АО "Уралтелеком", строительство волоконнооптических и радиорелейных линий передачи АО "Уралтелеком", окончание строительства волоконно-оптической сети по инфраструктуре Свердловской железной дороги, начало строительства волоконно-оптической сети по линиям электропередач АО "Свердловэнерго";
III этап (2001 - 2005 гг.) - завершение строительства волоконно-оптической сети по линиям электропередач АО "Свердловэнерго", окончание полного резервирования внутриобластной сети связи по цифровым линиям передачи.
Созданная на территории области современная внутризоновая сеть обеспечит услугами связи всех потенциальных потребителей.
Местная телефонная связь
Основными принципами создания и эксплуатации местной телефонной сети должны является следующие:
1. На районной сети должна применяться закрытая система нумерации.
2. Все новые сети опираются на систему общеканальной сигнализации МСЭ N 7.
3. Источником эталонного синхросигнала должен стать международный центр коммутации (МЦК) в г. Екатеринбурге, в случае невозможности засинхронизировать сеть от МЦК при взаимодействии сети общего пользования района с другими сетями она может либо синхронизировать их, либо работать с ними в плезиохронном режиме.
4. Принципы взаимодействия сетей общего пользования с другими сетями должны обеспечивать возможность сопряжения на уровне местных телефонных сетей.
5. При построении линий межстанционной связи преимущественно должны применяться кольцевые структуры с применением волоконно оптических кабелей и мультиплексоров SDH. Концепция SDH позволяет оптимальным образом сочетать процессы высококачественной передачи цифровой информации с процессами автоматизированного управления, контроля и обслуживания сети в рамках единой системы.
6. При телефонизации труднодоступных и малонаселенных территорий должны применяться системы беспроводного радиодоступа, базирующиеся на технологиях WLL, CDMA, DECT, также используемой для обеспечения абонентов местной телефонной сети связью при движении.
Построение цифровых сетей интегрального обслуживания предполагается производить в несколько этапов:
I этап (1998 г.)
- начало внедрения на телефонной сети г. Екатеринбурга системы сигнализации ОКС N 7, начало предоставления услуг ISDN;
- соединение центральной станции с АМТС АХЕ-10 по системе сигнализации ОКС N 7 на участке Екатеринбург - Новоуральск, организация опытной зоны по предоставлению услуг ISDN;
- построение первой очереди сети SDH в г. Екатеринбурге с включением в нее электронных узлов 1, 6, 7, а также АМТС. АТСЭ-13 (Si2000), АТСЭ (АХЕ-10), АТСК-41. АТСЭ-65 (Si-2000 ЗАО "УТК"). Электронный узел 1/6 и АТСЭ-65 будут являться шлюзами между кольцевой структурой SDH ОАО "ETC" и ЗАО "УТК";
- построение сетей АТМ в гг. Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Каменске - Уральском для обмена данными между локальными сетями, использующими асинхронный режим переноса информации. Помимо этих услуг сеть АТМ предоставляет арендованные каналы с высокой пропускной способностью для обеспечения функционирования корпоративных сетей.
II этап (1999 - 2005 гг.)
- организация нового электронного узла 9 в г. Екатеринбурге и его подключение к основному SDH-кольцу;
- организация сети сигнализации ОКС N 7 на территории области, построение областной сети ISDN в городах, где имеются цифровые АТС, широкое подключение к глобальным сетям передачи данных.
- построение сети АТМ на территории области, начало модернизации абонентских сетей за счет широкого использования оптических кабелей и подключения к сети АТМ.
III этап (2005 - 2015 гг.)
использование технологии АТМ как единого метода переноса информации в сети электросвязи, широкое применение абонентских волоконно - оптических линий (технология FTTH), что позволяет реализовать:
- организацию типовых телефонных каналов с меньшими капитальными затратами, чем при использовании кабелей с медными жилами;
- подачу по тем же оптическим волокнам программ кабельного телевидения;
- окончание создания сетей В-ISDN.
На сельскую телефонную сеть (СТС) существенно влияют изменения в организации сельскохозяйственного производства - заметно изменяются величина трафика и характер распределения информационных потоков в СТС. Эволюция сельской связи подразумевает не только внедрение цифровых коммутационных станций, но и рационального использования других принципов поддержки современных услуг электросвязи для абонентов. Основным вариантом развития сельской связи является применение радиотелефонных систем с множественным доступом.
Многообразие факторов, влияющих на основные принципы дальнейшего развития СТС не позволяют применить один вариант внедрения цифровых коммутационных станций. Преобразование аналоговой СТС в цифровую телефонную сеть может осуществляться, в зависимости от местных условий, по одному из вариантов:
- постепенное замещение аналоговых АТС цифровыми коммутационными станциями;
- постепенная интеграция СТС с ГТС райцентра, приводящая к построению единой сети.
Одним из важных аспектов развития системы сельской связи является применение различных радиосредств:
- межстанционная сеть, когда соединительные линии между АТС, между АТС и концентраторами организованы с помощью РРЛ;
- абонентская сеть, когда абонентские линии, включаемые в оконечную станцию, концентратор, мультиплексор, создаются преимущественно с помощью радиодоступа.
Принципы взаимодействия сетей общего пользования с другими сетями должны обеспечивать возможность сопряжения на уровне местных телефонных сетей после решения вопросов, связанных с планом нумерации сети. Дальнейшее развитие СТС не позволяет применить один вариант внедрения цифровых коммутационных станций.
Развитие сети таксофонов Свердловской области
Развитие сети таксофонов Свердловской области осуществляется в соответствии с Концепцией применения развития таксофонов на телефонной сети общего пользования России и предполагает:
- поддержку статуса таксофонов как рентабельного общедоступного средства телефонной связи;
- выработку общих подходов к построению систем таксофонного оборудования с единой сетью центров управления таксофонами;
- выработку предложений по единой телефонной карте.
Применяемое таксофонное оборудование.
Таксофон должен обеспечивать предоставление местных, междугородных и международных телефонных разговоров и иметь программное управление для работы как с таксофонными картами, так и с кредитными картами, "электронными кошельками", карточками отложенного платежа и др.
Таксофон должен быть рассчитан на работу с оборудованием дистанционного контроля и управления, обеспечивать сбор и накопление статистических данных, иметь защиту от несанкционированного доступа к абонентской линии.
В целях обеспечения совместимости, повышения уровня конкуренции и упрощения технического обслуживания и взаиморасчетов, целесообразно использование на сети таксофонного оборудования не более трех производителей, включая разработки отечественных производителей.
Применение операторами таксофонов и таксофонного оборудования других производителей возможно при использовании в нем единых электронных карт, совместимости технических центров управления и контроля.
Конструкция должна обеспечивать защиту от вандализма. Каждая кабина (таксофон) должны быть маркированы фирменным знаком оператора связи.
В 1998 году предполагается осуществить перевод всех имеющихся на телефонных сетях бесплатных таксофонов местной связи на систему с оплатой предоставляемых разговоров путем внедрения универсальных карточных таксофонов, переоборудование монетных таксофонов местной связи в карточные или при невозможности этого - в жетонные - с помощью выпускаемого отечественными производителями сертифицированного оборудования.
Средства оплаты в таксофонах.
Вне зависимости от типа применяемого таксофонного оборудования первоочередно всем операторам необходимо перейти к использованию единой таксофонной карты (еврочип SLE-4436), чем будет обеспечен таксофонный роуминг в пределах области.
Вместе с тем в таксофонной карте должна быть заложена индификация оператора для дальнейших взаиморасчетов.
Для обеспечения удобства пользователей между операторами области должно быть заключено соглашение, предусматривающее:
- возможность использования пользователем единых средств оплаты услуг связи, получаемых с таксофонов, независимо от оператора;
- порядок эмиссии средств оплаты, включая определение эмитента;
- общий порядок оплаты услуг, предоставляемых всеми применяемыми системами таксофонного оборудования;
- номиналы (величины платежных активов) применяемых средств оплаты;
- порядок взаиморасчетов операторов связи за услуги, предоставленные пользователем с использованием таксофонов;
- согласованные меры по обеспечению безопасности систем оплаты услуг, включая меры по пресечению несанкционированной эмиссии средств оплаты и их подделку.
Плотность размещения.
Количество таксофонов в России к 2000 году составит на 1000 жителей 2-3 таксофона. В области - в зависимости от количества жителей и телефонизации населенного пункта. Обязательные места установки универсальных таксофонов: транспортные узлы (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты).
Документальная связь
В связи с кризисом телеграфной связи, основной задачей сегодняшнего дня является создание областного фрагмента Единой системы документальной электросвязи Российской Федерации (ЕСДЭС). позволяющей обеспечить обмен электронными сообщениями населения, государственных, коммерческих и банковских структур, органов власти и управления с помощью средств, поддерживающих:
- передачу электронных сообщений внутри региона и с выходом на смежные российские и зарубежные сети;
- доступ к информационным ресурсам глобальной сети Internet;
- передачу файлов;
- электронные доски объявлений;
- сопряжение с телематическими службами и сетями:
факс;
телекс;
телетайп;
телеграмма;
- голосовую почту, высококачественную речевую персональную связь, а также теле- и видео- конференции, объединение высокоскоростными каналами связи локальных вычислительных сетей;
- формирование информационно-справочных служб и распределенных информационных систем;
- доступ к справочной службе (Х.500);
- полную модернизацию сети АТ/Телекс и ее объединение с сетью Х.25;
- постепенный перевод телеграфного трафика на службу обработки сообщений Х.400.
В функциональном плане единая система документальной электросвязи (ЕСДЭС) представляет собой совокупность общероссийских телематических и телеграфных служб, объединенных системой обработки сообщений на территории Свердловской области. В соответствии с Концепцией развития документальной электросвязи, одобренной Постановлением коллегии Минсвязи от 06.07.95 г. N 13-1 на базе главных телеграфных узлов создается федеральная служба обработки сообщений по протоколам Х.400/Х.500. ROSTELEMAIL, которая является основой ЕСДЭС Свердловской области.
В структурном плане ЕСДЭС представляет собой совокупность центра обработки сообщений службы ROSTELEMAIL АО "ЕТеЛ", центра телематических служб АО "Уралтелеком", подсистем телематических служб филиалов и телеграфных сетей, связанных общей транспортной системой на базе сетей передачи данных.
В организационном плане создание ЕСДЭС определено следующими положениями:
- новые службы создаются и эксплуатируются как единые общероссийские службы;
- деятельность телекоммуникационных компаний по обеспечению функционирования сетей и служб ЕСДЭС осуществляется на основе единого порядка предоставления услуг, единых принципов ценообразования, единой системы оперативного управления;
- обеспечивается общая техническая политика в создании фрагментов ЕСДЭС.
Техническая политика создания ЕСДЭС учитывает развитие новых технологий электросвязи и возможность их сопряжения со службами и сетями, принадлежащими другим операторам.
Доступ к системе может осуществляться через телефонную сеть общего пользования, сети с коммутацией пакетов Х.25, TCP/IP, АТ/Телекс, а в перспективе и через сети с ретрансляцией кадров Frame relay и сети с коммутацией ячеек АТМ.
Этапы построения ЕСДЭС
I этап (1998 г.):
- установка центра обработки сообщений в г. Екатеринбурге и центра телематических служб в г. Нижнем Тагиле, организация опытной зоны по обработке сообщений телематических служб;
- построение первой очереди областной сети передачи данных по протоколу Frame relay, развертывание городских сетей передачи данных в гг. Екатеринбурге, Нижнем Тагиле. Первоуральске, Каменске - Уральском;
- организация опытной зоны по передаче телеграфного трафика с использованием службы Х.400 между гг. Екатеринбургом и Нижним Тагилом.
II этап (1999-2000 гг.):
- завершение построения областной сети передачи данных по протоколу Frame relay, дальнейшее развитие и начало объединения городских сетей АТМ;
- ввод в эксплуатацию новых общероссийских служб документальной электросвязи.
III этап (2001-2005 гг.):
- создание ЕСДЭС на всей территории Свердловской области;
- завершение модернизации и оптимизации телеграфной сети общего пользования;
- полное оснащение всех отделений электросвязи многофункциональными терминалами;
- построение областной высокоскоростной сети передачи данных по протоколу АТМ.
Телевидение
За основу Концепции развития телевизионного вещания в Свердловской области взят проект Федеральной целевой программы развития телевидения и радиовещания в Российской Федерации, разработанный Всероссийским НИИ телевидения и радиовещания, государственным специализированным проектным институтом Министерства связи РФ, Московским техническим университетом связи и информатики.
Основной задачей программы является увеличение охвата населения области существующими государственными программами. При этом основные усилия должны быть направлены на обеспечение населения программами социально гарантированного блока, который включает необходимый уровень общественно - политического, информационного, культурно - просветительного, художественного, спортивного и учебно - образовательного вещания. В социально гарантированный блок входят:
- телевизионная программа "Россия";
- телевизионная программа "ОРТ";
- региональная программа ("ОТВ").
Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года N 769 утверждены социальные нормативы по охвату населения России телерадиовещанием.
В соответствии с данным указом должны быть реализованы следующие показатели охвата.
Телевидение:
- одной программой - 99%;
- двумя программами - 96%;
- тремя программами - 50%.
Основной задачей целевой программы развития телевидения является:
- обеспечение охвата населения области программами, составляющими социально гарантированный блок государственных федеральных программ и региональной (местной) программой на уровне показателей не ниже социальных нормативов;
- устранение диспропорций в развитии телевидения между районами и сближение охвата городского и сельского населения федеральным вещанием.
Обеспечение охвата населения области согласно нормативам федеральными программами "ОРТ" и "Россия" технической сложности не представляет и может быть решено при выделении необходимых инвестиций за счет ввода новых ретрансляторов малой мощности и установки спутниковых систем приема сигнала. В сложившихся экономических условиях страны развитие сети государственного телевещания может быть обеспечено только на основе кооперирования средств федерального и местного бюджета, а также заинтересованных организаций.
Охват населения области региональной программой телевидения в соответствии с утвержденными социальными нормативами прогнозируется 88,62%.
Для развития регионального ТВ вещания ("Областного телевидения") планируется установить 50 передатчиков, в том числе мощностью 1 кВт и выше 12, мощностью 100 Вт 38 передатчиков.
Передачу программы "ОТВ" осуществить за счет изменения схемы распределения программ по ТВ стволам действующих радиорелейных линий, освобождаемых прямых стволов от областного центра до передающих станций путем перевода программы "НТВ" и "Культура" на приемные станции спутниковых ТВсистем.
Увеличение зоны охвата Гаринского, Ивдельского, Таборинского районов и других труднодоступных населенных пунктов планируется с использованием спутниковых систем.
Масштабы использования спутниковых систем для региональной сети будут определяться кредитоспособностью администрацией области и стоимостью аренды спутникового ТВ канала.
Показатели охвата населения области социально гарантированным блоком программ составят на конец 2000 года:
- программа ОРТ - 99,32%
- программа РТС - 96,60%
- региональная программа ("ОТВ") - 82,62%
Радиовещание
Проводное вещание.
Имеющаяся в области сеть проводного вещания сегодня охватывает 84,2% населения области. Вместе с тем данная подотрасль электросвязи сегодня остановилось в своем развитии, поскольку не в состоянии донести до абонента высококачественный радиосигнал, принимаемый со спутника, включая стереовещание, в чем значительно уступает эфирному УКВ-вещанию. Нерентабельность подотрасли в сельских населенных пунктах, значительная протяженность линейных сооружений, требующих значительных затрат на обслуживание, высокая степень износа усилительного, станционного оборудования и линейных сооружений, заставляют искать пути реконструкции данной подотрасли электросвязи.
За основу для разработки Концепции развития проводного вещания взята Концепция развития радиофикации в ГПСИ "Россвязьинформ" Свердловской области, утвержденная 24.12.93 г.
Основными направлениями реконструкции проводного вещания должны являться следующие:
- разработка перспективного плана УКВ-ЧМ-вещания в Свердловской области в целях оптимального использования существующих радиоретрансляторов и обеспечения максимальной зоны охвата программами УКВ-ЧМ-вещания;
- сохранение проводного вещания в городах и населенных пунктах Свердловской области:
модернизация и замена устаревшего усилительного и станционного оборудования на современное энергосберегающее;
использование линейных сооружений проводного вещания для предоставления дополнительных услуг (охранная сигнализация, односторонняя передача данных);
внедрение цифрового радиовещания.
Эфирное вещание.
За основу Концепции развития радиовещания в Свердловской области взят проект Федеральной целевой программы развития радиовещания в Российской Федерации.
Основной задачей программы является увеличение охвата населения области существующими государственными программами. При этом основные усилия направлены на обеспечение населения программы "Социально - гарантийного блока":
- радиопрограмма "Радио России" (ВГТРК);
- радиопрограмма общественной радиостанции "Маяк";
- региональное местное радиовещание.
Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 769 утвержденные нормы по охвату населения радиовещательными программами:
- местной программой (с учетом проводного вещания) - 1 (95%).
Основной задачей целевой программы развития радиовещания является:
- обеспечение охвата населения области программами, соответствующими социально-гарантийному блоку государственной, федеральными и региональной (местной) программами на уровне показателей не ниже социальных норм;
- устранение диспропорции в развитии радиовещания между районами и сближение охвата городского и сельского населения федеральным вещанием.
Обеспечение охвата населения области согласно нормативам федеральными программами "Радио России" и "Маяк" технической сложности не представляет и может быть решено при выделении необходимых инвестиций за счет ввода новых ретрансляторов малой мощности и установки приемных станций спутниковой связи. В сложной экономической обстановке развитие сети государственного радиовещания может быть обеспечено только на основе кооперирования средств федерального и местного бюджета, а также заинтересованных организаций.
Для организации передающей сети регионального местного радиовещания предусматривается создание сети синхронного радиовещания на средних волнах. Передачу местной программы радиовещания планируется осуществлять за счет изменений схемы распределения программ по каналам связи действующих радиорелейных линий.
Увеличение зоны охвата Гаринского, Ивдельского, Таборинского районов и других труднодоступных населенных пунктов планируется с использованием приемных станций спутниковой связи.
Сухопутная подвижная радиосвязь общего пользования
(СПР-ОП)
Сети СПР-ОП в Свердловской области развиваются с целью максимального удовлетворения на современном мировом уровне и в короткие сроки потребностей в услугах подвижной радиосвязи всех категорий пользователей и являются частью взаимоувязанной сети связи (ВСС) России. Они должны охватывать территорию всех крупных городов, таких как: Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский, Верхняя Пышма и их пригороды, а также автотрассы Екатеринбург - Нижний Тагил - Серов, Екатеринбург - Пермь, Екатеринбург - Челябинск, Екатеринбург - Тюмень.
Развитие сетей СПР-ОП.
Согласно концепции на территории России строятся сотовые сети федерального и регионального уровня. В качестве основного стандарта взят общеевропейский цифровой стандарт GSM, отвечающий современным требованиям и принятый во многих странах мира.
Госкомсвязи РФ принято решение продолжить строительство наряду со стандартом GSM и аналоговой федеральной сети на базе оборудования стандарта NMT-450.
Допускается создание региональных сетей, которые могут предоставлять абонентам меньший набор услуг, а зона их обслуживания - ограничивается территорией региона. Для их создания разрешается использовать любой тип оборудования, кроме оборудования стандартов GSM, NMT-450.
Сотовые системы обеспечивают в соответствии с принятыми стандартами полный набор услуг телефонной сети, включая международный и междугородный роуминг.
Транкинговые системы находят широкое применение для обеспечения оперативной связи на предприятиях и в организациях с характерным разбросом отдельных рабочих участков на большой территории и производственным циклом вне помещений, а также для организации мероприятий, требующих непрерывной оперативной координации действий подвижных абонентов.
В отличие от сотовых для транкинговых систем не обязательно представление всем абонентам полного набора услуг. Возможность выхода на сети общего пользования также дается только определенным группам.
Сети СПР-ОП должны:
а) основываться на перспективных технологиях;
б) предоставлять широкому кругу пользователей услуги местной, междугородной и международной телефонной связи, других служб электросвязи, а также автоматический национальный и международный роуминг;
в) охватывать по возможности всю территорию области;
г) обеспечивать предоставление экстренных услуг связи в условиях возникновения на обслуживаемой территории чрезвычайных ситуаций.
Сотовые сети.
Учитывая большую потребность в услугах подвижной связи, требуется: обеспечить устойчивую работу федеральных сотовых сетей на территории всех крупных городов области, таких как: Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский, Верхняя Пышма и их пригороды, а также по направлениям автодорог Екатеринбург - Нижний Тагил - Серов; Екатеринбург - Богданович Камышлов - Тюмень; Екатеринбург - Челябинск и Екатеринбург Красноуфимск - Пермь. Необходимо обеспечить показатель охвата территории по годам и по населению в соответствии с таблицей (ориентировочно):
1997 год - 5000 абонентов, 12% охвата территории;
2000 год - 20000 абонентов, 40% охвата территории;
2005 год - 30000 абонентов, 60% охвата территории.
Развитие сетей должно осуществляться за счет собственных источников финансирования.
Приоритет в развитии сетей СПР-ОП должен отдаваться тому оператору, который обеспечит:
- наибольшее количество и высокое качество услуг;
- наибольший вклад в развитие сети общего пользования области;
- использование современной перспективной технологии;
- возможность организации производства технологического оборудования сотовых сетей на территории России и области.
Транкинговые сети.
Основная область применения транкинговых сетей - создание корпоративных и ведомственных (технологических) сетей.
Предпочтение должно отдаваться транкинговым сетям радио- и радиотелефонной связи, охватывающих по мере развития территорию населенного пункта, района, округа с выходом на областной центр и полностью закрывающих потребность в услугах оперативного взаимодействия для администрации, промышленности, транспортных и коммунальных служб, энергетиков, органов управления и безопасности.
Условия, обеспечивающие развитие сетей СПР-ОП, формы и способы государственного регулирования:
- лицензирование деятельности по связи;
- предоставление определенных льгот операторам;
- финансирование отдельных проектов из бюджета области;
- предоставление приоритета операторам, осуществляющим производство технологического оборудования на предприятиях области.
Производство средств связи
Несмотря на большую потребность в технике телекоммуникаций, оборудование, предлагаемое на рынок предприятиями по конверсии, зачастую не в состоянии конкурировать с техникой связи, предлагаемой зарубежными фирмами. Поэтому предприятия отрасли наряду с конверсией проводят диверсификацию своего производства, т. е. наращивание выпуска новых, отвечающих требованиям рынка видов техники связи.
Главными задачами концепции развития промышленности средств связи являются:
- приобретение лицензий на производство лучших образцов оборудования телекоммуникаций;
- организация совместных производств телекоммуникационного оборудования
- организация разработки и производства конкурентоспособного, соответствующего международным стандартам оборудования, необходимого для реализации общегосударственных, ведомственных и региональных проектов и программ развития информационных и телекоммуникационных систем;
- включение предприятий телекоммуникационной промышленности Свердловской области в систему международного разделения труда, производство импортозаменяющей техники связи;
- сохранение существующих и создание новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях науки и производства, обеспечение эффективной конверсии радиоэлектронных производств.
Основными исполнителями решения этих задач могут быть такие производственные предприятия Свердловской области, как: НПО автоматики, ГП "Вектор", ПО "Октябрь", ОАО "Егоршинский радиозавод", ОАО "Промсвязь", ПО "Уральский оптико-механический завод", СП "Искра - УралТел" и ряд других.
В Екатеринбурге и Свердловской области есть ряд специализирующихся в области связи институтов, КБ и научно-технических центров при производственных объединениях и высших учебных заведениях, таких как УрГУ, УГТУ, УрГАПС; специализированные предприятия-разработчики: ОАО "УКБС", УПКБ "Деталь", НТЦ при НПО автоматики и другие.
Конечной целью Концепции в части развития промышленности средств связи является создание в регионе условий для построения на территории Свердловской области единого телекоммуникационного пространства на базе применения в сетях связи не только импортного, но и отечественного оборудования, производимого в регионе, причем доля последнего должна иметь постоянную тенденцию к росту.
При этом при выборе оборудования учитываются требования предприятий связи и операторов различных форм собственности и ведомственной принадлежности на конкурсной основе.
Почтовая связь
Почтовая связь является наиболее доступным и распространенным видом связи из всех существующих массовых средств связи.
Она представляет собой единую сеть предприятий и функционирует на всей территории как взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс.
Представленные данные дают основание для заключения о том, что кризисные явления в экономике страны существенно повлияли на состояние почтовой связи. В настоящее время можно говорить о наметившейся устойчивой тенденции к стабилизации почтового обмена, но сохраняющейся тенденции сокращения сети, маршрутов перевозки почты, сокращению пробега почтовых выгонов. Не преодолена тенденция снижения тиражей периодических изданий, хотя темпы падения существенно снижены.
Развитие почтовой связи.
Ключевым вопросом развития почтовой связи области на ближайшие годы является реконструкция прижелезнодорожного почтамта. С вводом в эксплуатацию будут созданы оптимальные условия для внедрения современных средств механизации, автоматизации и электронизации производственных процессов, обеспечение качественной и эффективной обработки почтовых отправлений, улучшения условий труда работающих, что в конечном счете приведет к устойчивой работе всей сети почтовой связи области.
Период до 2000 года должен быть использован для укрепления материальной базы и внедрения новых технологий. Увеличение потока почтового обмена ожидается после 2000 года и не позднее 2010 года величина его достигнет уровня 1990 года. При этом качественно изменится структура обмена: существенно увеличится доля почтовых отправлений предприятий, организаций, учреждений; значительных объемов достигнет рассылка рекламных материалов. Расширение посылочного обмена возрастет главным образом за счет пересылки товаров почтой. В результате подъема промышленного производства возрастет потребность в услугах ускоренной и курьерской почты. Для приближения услуг почтовой связи к потребителю в этот же период должна увеличиваться сеть отделений связи. Перевозка почты между областным центром и центрами муниципальных образований должна осуществляться ежедневно, доставка почты в центрах муниципальных образований должна производиться не реже 6 раз в неделю, в сельской местности - не реже 5 раз в неделю.
Основными направлениями развития технических средств почтовой связи наряду с традиционной механизацией трудоемких работ является совершенствование систем автоматического считывания адреса с почтовых отправлений, их сортировка и регистрация, создание автоматизированных терминалов для приема почтовых отправлений от клиентуры, создание информационно-технологической сети и обеспечение на ее основе оперативного управления технологическими процессами обработки почты и контроля качества работы.
Для достижения указанных целей необходимо в 1998 году завершить замену устаревших контрольно-кассовых аппаратов на почтово - кассовые терминалы, а до 2000 года закончить построение областной автоматизированной информационной системы почтовой связи.
Инвестиционная политика
Инвестиционная политика должна быть направлена на всемерное привлечение инвестиций в отрасль как со стороны отечественных, так и иностранных инвесторов.
В настоящее время вложение инвестиций целесообразно в высокорентабельные направления деятельности, предоставляющие новые виды услуг связи или традиционные услуги с повышенным качеством.
Рассматривая возможности привлечения инвестиций, необходимо основываться на следующих принципах инвестирования:
- инвестировать имеет смысл тогда, когда можно получить чистую прибыль, большую, чем от хранения денег в банке;
- рентабельность инвестиций должна превышать темпы инфляции.
Необходимо проведение подготовительной работы, которая включает в себя:
- проведение маркетинговых исследований по изучению рынка новых видов услуг связи и их потребительской стоимости;
- разработку бизнес-планов на строительство сетей и объектов связи;
- формирование инвестиционного портфеля.
Варианты привлечения инвестиций:
- лизинг (долгосрочная аренда) прямой и возвратный;
- совместная деятельность;
- выпуск ценных бумаг.
Учитывая высокие цены на новое оборудование связи и низкую платежеспособность населения, на первом этапе целесообразно активнее внедрять средства связи для коммерческих структур, тем самым создавая предпосылки увеличения инвестиций в развитие связи для населения.
Необходимо продолжить работу по разработке традиционных источников финансирования строительства объектов связи:
- бюджетное финансирование малорентабельных и убыточных объектов с последующим заключением договоров на их обслуживание с операторами связи;
- банковский кредит для реализации высокорентабельных проектов;
- использование прибыли телеком-операторов при строительстве объектов.
Тарифная политика
Тарифная политика должна быть направлена на достижение и реализацию следующих целей:
- максимальное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей;
- эффективная конкуренция и недискриминационный доступ к сети электросвязи общего пользования физическим и юридическим лицам, имеющим лицензии на право предоставления услуг связи;
- совершенствование взаиморасчетов между операторами сетей связи, образующих сеть электросвязи общего пользования;
- обеспечение полного возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с предоставлением услуг связи (кроме сельской телефонной связи и универсальных услуг почтовой связи);
- получение средств, необходимых для развития, модернизации средств и сетей связи, улучшение качества их предоставления;
- обеспечение целевого использования средств, учтенных в тарифах, и полученных от сближения тарифов для потребителей за одноименные услуги, а также привлекаемых на развитие сети связи;
- сокращение перекрестного субсидирования между отдельными категориями потребителей услуг связи;
- соответствие тарифов качеству и потребительским свойствам предоставляемых услуг;
- обеспечение потребителей достоверной информацией о количестве и качестве предоставляемых услуг, создание практической возможности для ее проверки;
- защита и учет интересов потребителей, в том числе имеющих право на льготы в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечивать учет трафика по всем видам предоставляемых услуг, включая местную телефонную связь.
Кадровая политика
Кадровая политика в условиях кризиса экономики страны должна быть ориентирована на сохранение основного кадрового состава. Развитие средств связи и прирост объема производства будет осуществляться, в основном, за счет роста производительности труда, совершенствования технологических процессов, применения оборудования соответствующего мировым стандартам. Численность работников комплекса на перспективу не увеличится. Потребуется изменить структуру штата за счет увеличения доли работников более высокой квалификации.
Прогноз развития средств связи
/----------------------------------------------------------------\
| Наименование показателя |1997 г. | 2000 г.|
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Количество городов (райцентров), имеющих | 22 | 39 |
|центральные электронные АТС | | |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Количество городов (райцентров), связанных с | 8 | 42 |
|областным центром по цифровым международным | | |
|каналам | | |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Монтированная емкость телефонной сети общего | 783000 | 1000000|
|пользования, NN: | | |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|% электронных станций в монтированной емкости | 22,85 | 43,33 |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Количество телефонов на 100 жителей | 13,21 | 17,15 |
| (на 100 семей) | 39,6 | 50,0 |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Количество абонентов сотовой связи | 6700 | 20000 |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Процент охвата территории области сетями | 12 | 40 |
|сухопутной подвижной связи, % | | |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Количество таксофонов | 3969 | 4810 |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Количество пунктов коллективного пользования | 50 | 249 |
|услугами электросвязи, включая почтовые | | |
|отделения связи | | |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Количество пользователей сетями передачи | 385 | 930 |
|данных Х.25, Frame Relay, АТМ | | |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Количество пользователей услугами | 1850 | 3000 |
|телематических служб | | |
|----------------------------------------------+--------+--------|
|Показатели охвата населения области | | |
|телевизионными программами, %: | | |
|- программа ОРТ | 98,45 | 99,32 |
|- программа РТР | 96,60 | 96,60 |
|- программа местная | 33,12 | 88,62 |
|(собственная сеть) | | |
\----------------------------------------------------------------/
Примечание:
На 01.01.97 (без областного центра) количество телефонов на 100 семей:
- Свердловская область - 39,6;
- Пермская область - 38,4;
- Челябинская область - 36,6;
- Удмуртская республика - 35,4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 7 мая 1998 г. N 475-п "Об утверждении Концепции развития связи Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 1998 г., N 5 ст.
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1402-ПП настоящее постановление признано утратившим силу