Постановление Правительства Свердловской области
от 16 февраля 1998 г. N 152-п
"Об утверждении Областной комплексной
противораковой программы"
11 августа 2000 г.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 января 2001 г. N 37-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Свердловской области от 11 августа 2000 г. N 674-ПП действие "Областной комплексной противораковой программы" продлено на 2001 год
В Свердловской области в связи с неблагоприятной экологической обстановкой отмечается рост заболеваний и смертности от злокачественных новообразований. За период с 1960 по 1996 год заболеваемость возросла на 71,8%, смертность - на 70%.
В целях улучшения организации лечебно - профилактической помощи больным злокачественными новообразованиями и реализации указа Губернатора Свердловской области от 31.07.97 N 296 "О состоянии здравоохранения Свердловской области и мерах по его совершенствованию" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Областную комплексную противораковую программу (прилагается).
2. Департаменту финансов Свердловской области (Червяков В.Ю.), Комитету по экономике Правительства Свердловской области (Ковалева Г.А.), Департаменту здравоохранения Свердловской области (Хальфин Р.А.) при разработке областного бюджета ежегодно, начиная с 1999 года, предусматривать средства на реализацию комплексной противораковой программы с учетом прогнозируемых поступлений в доходную часть бюджета. Финансирование программы в 1998 году осуществлять в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на областные программы здравоохранения.
3. Департаменту здравоохранения Свердловской области (Хальфин Р.А.) обеспечить координацию работы по реализации программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке бюджетов учитывать финансирование тех мероприятий программы, которые предлагается реализовать за счет местных бюджетов.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области Спектора С.И.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Постановлением Правительства Свердловской области от 11 августа 2000 г. N 674-ПП действие "Областной комплексной противораковой программы" продлено на 2001 год
Областная
комплексная противораковая программа
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 16 февраля 1998 г. N 152-п)
Паспорт программы
/----------------------------------------------------------------\
| Наименование Программы | Областная комплексная |
| | противораковая программа |
|---------------------------+------------------------------------|
| Основание для разработки | Указ Губернатора Свердловской |
| Программы | области от 31.07.97 N 296 |
| | Приказ Министерства здравоохранения|
| | Российской Федерации от 12.09.97 |
| | N 271 |
|---------------------------+------------------------------------|
| Государственный заказчик | Департамент здравоохранения |
| Программы | Свердловской области |
|---------------------------+------------------------------------|
| Основные разработчики | Свердловский областной медицинский |
| Программы | научно - практический центр |
| | "Онкология" |
| | |
| | Международный Институт |
| | "Информационные Технологии |
| | Реконструкции Интеллекта" |
| | |
| | Областной центр государственного |
| | санитарно - эпидемиологического |
| | надзора |
|---------------------------+------------------------------------|
| Соразработчики Программы | Уральский государственный |
| | технический университет - УПИ |
| | |
| | Институт экологии растений и |
| | животных УрО РАН |
| | |
| | Институт неорганической химии |
| | УрО РАН |
| | |
| | УНПП "Лазер" |
| | |
| | НППЦ "Орион. П." |
| | |
| | ООО "СИАМС" |
|---------------------------+------------------------------------|
| Рецензенты Программы | Научный совет по злокачественным |
| | новообразованиям Министерства |
| | здравоохранения Российской |
| | Федерации |
| | |
| | Уральское отделение Академии |
| | Технологический Наук Российской |
| | Федерации |
|----------------------------------------------------------------|
| Цели и задачи Программы |
| |
|----------------------------------------------------------------|
| Цель | Снижение смертности, социального |
| | и экономического ущерба от |
| | онкологических заболеваний на |
| | основе разработанных комплексных |
| | мероприятий |
|---------------------------+------------------------------------|
| Задачи | Разработка и внедрение комплекса |
| | мероприятий по профилактике |
| | опухолевых заболеваний, |
| | своевременному выявлению и |
| | эффективному лечению |
| | онкологических больных на основе |
| | новейших технологий. |
| | |
| | Объединение усилий ученых НИИ УрО |
| | РАН, кафедр институтов, |
| | лабораторий и практических врачей |
| | в разработке новейших методов |
| | профилактики, диагностики и |
| | лечения онкологических больных, |
| | снижение канцерогенной опасности |
| | окружающей среды и производства. |
| | Внедрение в практику новых |
| | лекарственных средств и приборов, |
| | разработанных в НИИ, лабораториях |
| | нашего региона |
|---------------------------+------------------------------------|
| Основные исполнители | - Свердловский областной |
| Программы | медицинский научно - практический |
| | центр "Онкология"; |
| | |
| | - межрайонные онкодиспансеры; |
| | |
| | - областные и муниципальные органы |
| | и учреждения здравоохранения и |
| | Центры госсанэпиднадзора |
|---------------------------+------------------------------------|
| Сроки реализации | 1998 - 2000 гг. |
| Программы | |
|---------------------------+------------------------------------|
| Перечень основных | - Разработка и внедрение |
| мероприятий Программы | мероприятий по первичной |
| | профилактике рака. |
| | |
| | - Разработка и реализация |
| | мероприятий по раннему выявлению |
| | больных с опухолевыми и |
| | предопухолевыми заболеваниями |
| | и вторичной профилактике рака. |
| | |
| | - Внедрение современных |
| | медицинских технологий |
| | обследования и лечения |
| | онкологических больных. |
| | |
| | - Разработка, клинические |
| | испытания и внедрение новых |
| | противоопухолевых препаратов. |
| | |
| | - Разработка и внедрение новых |
| | физических методов и технических |
| | средств лечения онкологических |
| | больных. |
| | |
| | - Разработка и внедрение |
| | информационных технологий, |
| | прикладных программ и |
| | компьютерного обеспечения |
| | онкологической службы. |
| | |
| | - Создание системы паллиативной |
| | помощи и психологической адаптации |
| | онкологических больных |
|---------------------------+------------------------------------|
| Объем и источники | Всего на реализацию программы |
| финансирования | (1998 - 2000 гг.) необходимо |
| | 23,091 млн. руб., в том числе из |
| | областного бюджета 21,791 млн. |
| | руб., из местного - 1,300 млн. |
| | руб. |
| | |
| | - На 1998 год запланировано |
| | выделение 10,545 млн. руб. из |
| | областного бюджета |
|---------------------------+------------------------------------|
| Ожидаемые результаты | - Создание систем комплексного |
| реализации Программы | подхода к решению онкологической |
| | проблемы. |
| | |
| | - Внедрение новых технологий |
| | раннего выявления онкологических |
| | больных и современных технологий |
| | лечения. |
| | |
| | - Улучшение ранней диагностики |
| | опухолевых заболеваний на 8 - 10% |
| | в год. |
| | |
| | - Улучшение результатов лечения на |
| | 3 - 5% в год. |
| | |
| | - Снижение смертности на 0,5 - |
| | 1,0% в год за счет своевременного |
| | выявления больных и повышения |
| | эффективности лечения. |
| | |
| | - Снижение экономического ущерба |
| | от онкологических заболеваний |
|---------------------------+------------------------------------|
| Система организации | Информация и доклады о ходе |
| контроля за исполнением | выполнения Программы и об |
| Программы | использовании средств областного |
| | и местного бюджетов |
| | представляются в установленном |
| | порядке |
\----------------------------------------------------------------/
Основные разделы программы и их содержание
Оценка ситуации в области и обоснование
разработки программы
В связи с ухудшением экологической обстановки в промышленно развитых странах мира наблюдается рост заболеваемости злокачественными опухолями. Смертность от ЗН в них занимает одно из ведущих мест. По данным экспертов ВОЗ и Международного агентства по изучению рака (МАИР) в 80% случаев возникновения злокачественных опухолей связано с неблагоприятными факторами внешней среды, условиями труда и быта.
В нашей стране также наблюдается рост заболеваемости ЗН, однако уровни ее колеблются в различных регионах в широких интервалах. Так, если интенсивный показатель (ИП) заболеваемости на 100,0 тыс. населения по РФ в 1994 г. составил 280,2; в Северо Западном экономическом районе он достиг 332,1; в Волго - Вятском 291,3; в Уральском - 272,8.
Вместе с тем, в Свердловской и Челябинской областях этот показатель значительно выше, что связано с крайне неблагоприятной экологической обстановкой, обусловленной продолжающимся техногенным загрязнением среды и последствиями так называемого Восточно - Уральского радиоактивного следа. Уральский регион (Свердловско - Челябинская природохозяйственная система) по данным российско - американской экологической комиссии относится к числу регионов России с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией.
Рост онкологической заболеваемости и смертности, наблюдаемый в большинстве развитых стран, наряду с постарением населения обусловлен также распространенностью курения и другими социальными факторами.
За период с 1960 по 1996 гг. заболеваемость злокачественными новообразованиями в Свердловской области выросла с 173,8 до 298,7% 000.
Динамика заболеваемости и смертности от ЗН представлена на графике.
| Общая заболеваемость
400 -| /---\
| | |
| | |
| \---/
-| Общая смертность
|
|
|
| 298,7
300 -| 298,3 /---\
| 282,6 /---\ | |
| /---\ | | | |
| 260,5 | | | | | |
-| 247,2 /---\ | | | | | |
| /---\ | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | \---/
| | | | | | | \---/ 209
200 -| 215,5 | | | | | | 208,3
| /---\ | | | | \---/
| 173,8 186,5 | | | | \---/ 196,4
| /---\ 173,2 /---\ | | \---/ 174,3
| | | /---\ | | \---/ 164,3
-| | | | | | | 158,6
| | | | | \---/
| | | \---/ 138,3
| \---/ 131,6
| 122,9
100 -|
|
0 -+------------------------------------------------------\
|1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996
Динамика онкологической заболеваемости и смертности
за 1960 - 1996 гг. (ИП на 100000 чел. населению)
В структуре заболеваемости мужчин ведущее место занимает рак легких и желудка, у женщин - рак молочной железы и гениталий.
Растет заболеваемость раком легкого, гортани, кишечника, молочной железы, кроветворных органов, меланомы. Так, заболеваемость ЗН органов дыхания выросла за этот период в 4,5 раза, кишечника - в 4, молочной железы в 3,5 раза. Уровень заболеваемости колеблется в различных городах и районах области. Наиболее высокой, превышающей средне - областные показатели, является заболеваемость в гг. Карпинске (380,0), Березовском (378, 5), Краснотурьинске (355,6), Ирбите (350,7), Первоуральске (346,5), К - Уральском (331,8), Н. Тагиле (314,4), Екатеринбурге (346,5), Асбесте (301,1) и др.
Таблица 1
/----------------------------------------------------------------\
| Свердловская область, 1995 год |
|----------------------------------------------------------------|
| г. Карпинск |380,7 | Талицкий район |303,7 |
| г. Березовский |378,5 | г. Асбест |301,0 |
| Артемовский район |359,6 | г. Кировград |298,6 |
| г. Краснотурьинск |355,6 | Артинский район |294,0 |
| Режевской район |355,0 | Верхнесалдинский район |290,5 |
| г. Ирбит |350,7 | Пышминский район |289,8 |
| г. Ревда |346,7 | Шалинский район |289,0 |
| г. Первоуральск |346,5 | Красноуфимский район |287,8 |
| Ирбитский район |342,9 | Ачитский район |287,7 |
| г. Верхняя Пышма |335,7 | г. Полевской |284,3 |
| Нижнесергинский район |334,3 | Белоярский район |279,4 |
| г. Каменск - Уральский|331,8 | г. Красноуральск |278,3 |
| Верхотурский район |328,5 | Туринский район |273,6 |
| Сысертский район |328,3 | Байкаловский район |272,7 |
| Новолялинский район |325,3 | г. Качканар |268,8 |
| Сухоложский район |323,5 | Богдановический район |255,9 |
| г. Кушва |323,4 | Серовский район |255,3 |
| г. Нижняя Тура |322,5 | Тавдинский район |250,0 |
| Невьянский район |321,0 | Гаринский район |243,6 |
| Алапаевский район |317,6 | Пригородный район |238,8 |
| Каменский район |317,5 | Тугулымский район |214,5 |
| г. Нижний Тагил |314,4 | г. Нижняя - Салда |207,9 |
| г. Североуральск |309,5 | Слободо - |177,1 |
| Камышловский район |307,7 | Туринский район | |
| г. Екатеринбург |306,6 | г. Ивдель |176,3 |
| | | Таборинский район | 95,2 |
|----------------------------------------------------------------|
| В целом по территории - 298,3 |
\----------------------------------------------------------------/
Наряду с ростом заболеваемости отмечается и рост смертности. С 1960 г. по 1996 г. ИП смертности вырос с 122,9 до 209,0% 000. В последние годы темпы роста смертности составили 1,5% в год.
Более 60% городов и районов области имеют показатели смертности выше среднеобластных; гг. Карпинск (270,8), Березовский (246,1), Краснотурьинск (244,4), Североуральск (238,1), Н. Тагил (221,3), Красноуральск (211,5), Екатеринбург (208,2). Особенно неблагоприятно то, что растет смертность населения трудоспособного возраста. В 1995 г. 42% от числа умерших от ЗН были лица трудоспособного возраста. В структуре смертности среди этой категории населения преобладает смертность от злокачественных новообразований (11,9%), тогда как от инфаркта миокарда умерло 2,1%, от сосудистых заболеваний головного мозга - 6,5%.
Наряду с экологическими факторами, определяющими рост заболеваемости, сказывается и ряд других обстоятельств. Неблагоприятные социально - экономические условия привели к ухудшению медицинской помощи, сократился охват населения профосмотрами, значительные трудности имеются в обеспечении квалифицированными обследованиями в специализированных центрах, обусловленные нехваткой современной аппаратуры, высокой стоимостью проезда в транспорте для жителей области, уменьшением объема финансирования больниц и др.
Из-за отсутствия системы комплексной профилактики, недостаточного охвата профилактическими осмотрами населения остается высоким удельный вес больных с распространенными и запущенными формами рака. Среди вновь зарегистрированных больных 35,1% умирают в течение первого года.
Заболеваемость и смертность от ЗН представляют не только значительную социальную, но и экономическую проблему. Только в Свердловской области ежегодный экономический ущерб, связанный с этой патологией и с преждевременной смертью от онкологических заболеваний, составляет 800 млрд. рублей.
В настоящее время на учете в онкологических учреждениях области состоит более 65 тысяч больных. В последние годы регистрируется около 14 тысяч больных ежегодно. Исходя из выше изложенного, встает вопрос: возможно ли влияние на онкологическую ситуацию? Системный анализ и имеющийся мировой опыт позволяет сделать утвердительный вывод, однако возможность и эффективность мер воздействия на заболеваемость и смертность различны.
Справочные данные
В 1991 году в России погибло от различных причин 1,7 млн. человек, в т. ч. умерли от болезней органов кровообращения 54,5%; новообразований - 17,4%; несчастных случаев - 12,5%.
Средний возраст умерших - 65,1 год, от болезней органов кровообращения - 73,2; новообразований - 62 - 63; несчастных случаев - 42,6.
Сокращение средней длительности предстоящей жизни оказывают: болезни органов кровообращения - 8,6 (М) и 10,0 (Ж); новообразования - 2,9 (М) и 2,3 (Ж).
Средняя продолжительность предстоящего периода трудоспособности сокращается на (лет) от: болезней органов кровообращения - 0,84 (М) и 0, 15 (Ж); новообразований - 0,47(М) и 0,22 (Ж); несчастных случаев - 2,1 (М) и 0,29 (Ж).
Расчет экономических потерь
Экономические потери, связанные с преждевременной смертью, определяются тем размером национального дохода, который могли бы произвести умершие лица до достижения ими пенсионного возраста.
В связи с преждевременной смертью в трудоспособном возрасте размер условно непроизведенного нац. дохода составил в 1991 г. 30,4 млрд. руб. (цены 1990 г.), а с учетом потенциальных потерь 43,2 млрд. руб.
Экономические потери (структура) составили: от несчастных случаев - 46,4%; от болезней органов кровообращения - 14,7%; от новообразований - 11,2% или 3,4 млрд. руб.
В пересчете на население Свердловской области - 800,0 млрд. рублей в ценах 1995 года или 170,2 млн. долларов США.
Возможности и пути влияния на онкологическую ситуацию представлены на схеме 1. Снижение заболеваемости является сложной задачей, т. к. требует целого комплекса профилактических мероприятий и значительных средств. Более реально снижение смертности.
Схема 1
/-----------------------------------------------------------\
|ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ|
|-----------------------------------------------------------|
| - Экологической ситуацией. |
| - Демографической ситуацией. |
| - Социально - экономической ситуацией. |
| - Организацией, ресурсами и возможностью. |
| медицинской службы |
\-----------------------------------------------------------/
/--/ | | \--\
| | | |
/--------------------\ /-------------------\ /-----------------\
| ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ | |СОЦИАЛЬНО - | |СМЕРТНОСТЬ |
| | |ЭКОНОМИЧЕСКИЙ | | |
| | |УЩЕРБ | | |
|--------------------| |-------------------| |-----------------|
|Рост с 173,8 на 100 | |Связан с | |Рост с 122,8 на |
|тыс. нас. (1960 г.) | |преждевременной | |100 тыс. нас. |
|до 298,3 (1995 г.), | |смертью от | |(1960 г.) до |
|что превышает средн.| |онкологических | |208,3 (1995 г.), |
|показатели по РФ; | |заболеваний. | |на 60% территорий|
|42% заболевших - | |В 1995 г. составил | |области этот |
|люди трудоспособного| |примерно 800 млрд. | |показатель выше |
|возраста; темп | |руб. (расчет | |средних (Карпинск|
|прироста | |произведен по | |Березовский, |
|заболеваемости - | |методике | |Н. Тагил и др.); |
|1,2% в год | |Российского | |темп прироста |
| | |онкологического | |смертности - |
| | |научного центра | |1,5% в год) |
| | |РАМН) | | |
\--------------------/ \-------------------/ \-----------------/
| | | | | |
| | \/ | |
| \--\ ВОЗМОЖНО ПОВЛИЯТЬ ? /-/ |
\--\ | | /-/
| \------------------\ /----------------/ |
| | | |
| | | |
/--------------------\ /------------------\ /----------------\
| СЛОЖНО ВЛИЯТЬ | | ПРОТИВОРАКОВАЯ | |РЕАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ|
| | | ПРОГРАММА | | |
| | | | |Более |
| Долговременная | | 7 основных | |краткосрочная |
| задача | | разделов | |задача |
| | | (направлений) | | |
| | \------------------/ | |
|-------------------------\ | | /-----------------------|
|Изменение экологической | | | |Улучшение качества |
|ситуации, изменение | | | |диагностики (раннего |
|социально - экономических| | | |выявления) и повышения |
|условий, создание | | | |эффективности лечения |
|экспертной системы | | | |на основе внедрения |
|для прогнозирования | | | |новых медицинских |
|вероятности возникновения| | | |технологий и оснащения |
|рака у конкретного | | | |современным медицинским|
|человека | | | |оборудованием |
\-------------------------/ | | \-----------------------/
^ | | ^
| Совместная | | Совместная |
| работа с | | работа с |
| экологами, | | НИИ УО |
| генетиками, | | РАН, УГТУ |
| органами | | - УПИ, |
| санэпид- | | УРГМА, |
| надзора, | | пром. и фарм. |
| лечебно - | | предприятиями |
| профилакти- | | области и |
| ческими | | региона |
/-/ учреждениями | | \--\
| | | |
| /------------------------\ | | /------------------------\ |
\--| РАЗДЕЛ N 1 | | | | РАЗДЕЛ N 4 |--/
^ | | | | | | ^
| |Разработка и внедрение | | | |Разработка, клинические | |
| |мероприятий по | | |>|испытания и внедрение | |
| |Первичной Профилактике | | | |новых противоопухолевых | |
| |Рака: Гигиеническая | | | |препаратов | |
| |- предупреждение | | | \------------------------/ |
| |заболевания путем |<| | /------------------------\ |
| |устранения или | | | | РАЗДЕЛ N 5 |-/
| |ослабления действия на | | | | |^
| |организм канцерогенных | | | |Разработка и внедрение ||
| |факторов | | |>|новых физических методов||
| \------------------------/ | | |и технических средств ||
| /------------------------\ | | |лечения онкологических ||
\-| РАЗДЕЛ N 2 | | | |больных ||
| | | | \------------------------/|
|Разработка и внедрение: | | | |
|- эффективных | | | /------------------------\|
|скрининговых программ | | | | РАЗДЕЛ N 6 |/
|профосмотров и ранней | | | | |^
|диагностике Рака; | | | |Разработка и внедрение ||
|- мероприятий по |<| | |информационных ||
|Вторичной (клинической) | | | |технологий, прикладных ||
|Профилактике Рака, | | |>|программ и сетевого ||
|направленных на | | | |обеспечения ||
|выявление предраковых | | | |онкологической службы ||
|заболеваний и их лечение| | | \------------------------/|
\------------------------/ | | |
/------------------------\ | | /------------------------\|
| РАЗДЕЛ N 3 | | | | РАЗДЕЛ N 7 |/
| | | | | |^
|Внедрение современных | | | |Создание системы ||
|медицинских технологий |<| |>|паллиативной помощи и ||
|обследования и лечения | | | |психологической ||
|онкобольных | | | |адаптации онкобольных |
\------------------------/ | | \------------------------/|
| |
| | |
Схема 2
Принципиальная схема,
структура и мероприятия противораковой программы (ПРП)
на областном и региональном уровнях
Мероприятия ПРП
на региональном
/----\ _____ уровне
| |
/--------------\ _____ Мероприятия
| | в рамках
|--------------| областной ПРП
| | | |
|--------------| Города и
| | | | районы области *
/----+--------------+----\
| | | | | |
/-----------------------------\
| | | | | | |
/-----------------------------------------------\
| | | | | | | | | |
/------+-----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+------\
| | | | | | | | | | | |
|------------------------------------------------+------------|
| | | | | | | | | | | | | |
|----------------------------------------------------+--------|
| | | | | | г. Екатеринбург|
\-------------------------------------------------------------/
* Ячейки - противораковые программы городов и районов области.
Схема 3
Принципиальная схема
и структура региональной противораковой программы (РПРП)
Региональная противораковая программа
/-----------------------------------------------------------\
| | | | | | |
/--\ /--\ /--\ /--\ /--\ /--\ |
|..| |..| |..| |..| |..| |..| |
/----\ /----\ /----\ /----\ /----\ /----\ |
/------\ /------\ /------\ /------\ /------\ /------\ |
/--------\ /--------\ /--------\ /--------\ /--------\ /--------\|
\--------/ \--------/ \--------/ \--------/ \--------/ \--------/|
/----/
/--\
/--\ Мероприятия |..|
|..| регионального /----\
\--/ уровня /------\
/--------\
/----\ Мероприятия \--------/
/------\ областного
/--------\ уровня
\--------/
Разработка и внедрение
мероприятий по первичной профилактике рака
/----------------------------------------------------------------\
| Цель | - Разработка системы первичной профилактики |
| | на основе программно - целевого подхода. |
| | |
| | - Выявление и оценка природных и техногенных|
| | факторов. Комплексная оценка критериев |
| | онкологического риска, разработка системы |
| | и их использование в формировании групп |
| | повышенного онкологического риска (ГПР). |
| | |
| | - Создание научно - обоснованной системы |
| | эпидмониторирования |
|------------------+---------------------------------------------|
| Ожидаемый | - В перспективе - снижение онкологической |
| результат | заболеваемости. |
| | |
| | - Повышение эффективности управления |
| | онкологической ситуацией. |
| | |
| | - Снижение экономического ущерба от |
| | онкологической заболеваемости |
\----------------------------------------------------------------/
Первичная профилактика рака предусматривает систему регламентируемых государством и администрацией различного уровня социально - гигиенических мероприятий и усилий самого населения в рамках Европейского противоракового кодекса, направленных на предупреждение возникновения раковых заболеваний путем устранения, ослабления или нейтрализации воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды и образа жизни. Вещества, продукты, производственные процессы и бытовые факторы, включенные в "Перечень канцерогенов" ГосКомЭпиднадзором, требуют проведения всего комплекса санитарно - гигиенических и технологических мероприятий, направленных на устранение или уменьшение канцерогенной опасности для человека.
Работа по первичной профилактике рака будет проходить поэтапно. На первом этапе эпидемиологических исследований рака в Свердловской области продолжительностью 2 года ОЦСЭН совместно с СОМНПЦ "Онкология" составлен план, программа работ, подготовлен приказ о проведении эпидисследований, разработаны методические подходы к организации, ведению и анализу клинического и гигиенического регистра ЗН. Целью исследования ЗН является внедрение наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания, разработка мер первичной и вторичной профилактики ЗН на основании выявления и оценки онкоопасных факторов риска, снижение уровня преждевременной смертности населения от рака.
На втором этапе будет создан гигиенический канцер - регистр, как основа эпидемиологических исследований, с формированием базы данных о факторах риска всех зарегистрированных онкобольных с подтвержденным диагнозом. Источниками информации должны стать ЛПУ, ЦСЭН и непосредственно больные.
Проведенный анализ возможных причин развития ЗН позволит выделить и сгруппировать вероятные факторы риска: медико социальные (семейное положение, фертильность), экологические, жилищно - бытовые, производственные, конституциональные и т. д., что в дальнейшем позволит планировать мероприятия, направленные на коррекцию данных факторов в условиях региона.
Разработка и реализация
мероприятий по раннему выявлению больных
с опухолевыми и предопухолевыми заболеваниями
и вторичной профилактике рака
/----------------------------------------------------------------\
| Цель | - Реализация мероприятий по выявлению |
| | больных со злокачественными |
| | новообразованиями и предопухолевыми |
| | заболеваниями с использованием |
| | современных автоматизированных |
| | многоцелевых скрининговых программ. |
| | |
| | - Разработка и внедрение современных |
| | технологий раннего выявления рака. |
| | |
| | - Проведение эффективных лечебно - |
| | оздоровительных мероприятий больным |
| | с предопухолевыми заболеваниями. |
| | |
| | - Разработка и внедрение системы |
| | формирования групп повышенного |
| | онкологического риска и работа |
| | с ними |
|------------------+---------------------------------------------|
| Ожидаемый | - Благодаря повышению эффективных форм |
| результат | профосмотров увеличится количество больных|
| | с опухолевыми заболеваниями, выявляемых на|
| | ранних стадиях, и снижение инвалидности и |
| | смертности от ЗН. |
| | |
| | - Снижение экономических потерь, связанных |
| | с преждевременной смертностью и лечением |
| | больных с далеко зашедшими формами рака. |
| | |
| | - Создание системы онкоэпидемиологического |
| | мониторирования |
\----------------------------------------------------------------/
Одним из важных разделов программы противораковой борьбы является своевременное выявление больных с ранними формами опухолевых и предопухолевых заболеваний, что позволяет добиться лучшего лечебного эффекта, снизить инвалидность и смертность от онкологических заболеваний, уменьшить экономический ущерб.
Однако эффективность профосмотров еще низкая. Только около 10% вновь зарегистрированных больных выявлено при профосмотрах. Обусловлено это прежде всего отсутствием определенной системы, технологии профосмотров, нехваткой ресурсов и финансирования. Вместе с тем, рациональное использование имеющихся ресурсов и использование информационных технологий может значительно повысить эффективность профосмотров.
Внедрение в повседневную практику работы лечебно профилактических учреждений персональных компьютеров позволяет значительно повысить эффективность профилактических осмотров. Тем не менее, эти возможности используются недостаточно. Многие программы выявления рака имеют узкую направленность и основываются на скрининге по отдельным признакам, не объединяют профилактические мероприятия с интересами других специальностей, не отработаны механизмы профосмотров, не функционируют профотделения. Нами разработана модель профилактических осмотров населения и выявления больных с опухолевыми и предопухолевыми заболеваниями с использованием ПЭВМ - Аналитическая экспертная система информационного обеспечения профилактических осмотров PROFSCREEN. В основе системы лежит многоцелевой анкетный скрининг и скрининг по результатам клинического и лабораторно инструментального обследования. На основе интервьюирования с использованием анкет или диалога с ПЭВМ проводится сбор и обработка информации с выдачей рекомендаций по дополнительным лабораторно - инструментальным исследованиям и дообследованию у врачей различных специальностей, включая онколога.
По результатам обследования и на основании полученной о каждом обследуемом информации формируются списки лиц, имеющие те или иные факторы риска заболевания, а также группы повышенного риска заболевания злокачественными новообразованиями, гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца и мозга. Выделяются также лица с предопухолевыми заболеваниями. Профосмотры проводятся комплексно в интересах и с участием различных специалистов, проводится комплексный многоцелевой скрининг на основе различных информационных данных (социально - гигиенических, клинических, лабораторных, инструментальных и т. д.); проведение профосмотров идет в соответствии с медицинскими стандартами; а также собирается база данных на обслуживаемый контингент населения.
Система рассчитана прежде всего на участкового, семейного врача с возможностью привлечения узких специалистов. Возможно ее использование в деятельности врача общей практики. Информация по результатам обследования хранится на дискетах и может быть использована в любое время любым специалистом. Наряду с ППП на базе ПЭВМ для реализации изложенных принципов многоцелевого скрининга совместно с УПКБ "Деталь" разработан мини - программно технический комплекс "И-Скрин" для врача участковой больницы и фельдшеров ЗП, ФАП. ПТК "И-Скрин" разработана как составная часть трехуровневой многоцелевой автоматизированной информационно экспертной системы проведения профосмотров и диспансеризации больных в поликлиниках, однако является автономной и к тому же дешевой и простой в эксплуатации системой.
При разработке объема информационных признаков и алгоритмов учитывались также материалы международного симпозиума по последствиям Чернобыльской аварии.
Внедрение современных
медицинских технологий обследования и лечения онкобольных
/----------------------------------------------------------------\
| Цель | - Разработать и внедрить оптимальную |
| | технологию обследования и лечения |
| | онкологических больных. |
| | |
| | - Разработать и реализовать проект |
| | оснащения нового онкологического центра |
| | и межрайонных онкологических центров |
| | современным высокоэффективным |
| | диагностическим и лечебным оборудованием |
|------------------+---------------------------------------------|
| Ожидаемый | - Увеличение достоверности диагностики |
| результат | (на 8-10% увеличение числа излечений |
| | в каждый год). |
| | |
| | - За счет многоцелевого использования |
| | оптимально подобранного диагностического |
| | оборудования уменьшение номенклатуры |
| | медицинской техники. |
| | |
| | - Организация диагностического отдела даст |
| | возможность проводить диагностику |
| | амбулаторно на 95%. |
| | |
| | - Полное обследование функционального |
| | состояния организма больного позволит |
| | прогнозировать возможные осложнения |
| | и проводить превентивное лечение, что |
| | снизит количество осложнений от |
| | анестезиологического пособия. |
| | |
| | - Использование современной диагностической |
| | аппаратуры при планировании лечения |
| | увеличит эффективность и уменьшит |
| | количество осложнений. |
| | |
| | - Внедрение нового лечебного оборудования |
| | позволит проводить новые виды лечения. |
| | |
| | - Снижение показателей смертности и |
| | инвалидности (0,5-1% в каждый год) |
| | |
| | - Улучшение результатов лечения на 3-5% |
| | повысит количество излечений в каждый год.|
| | |
| | - Разработка и внедрение методов диагностики|
| | злокачественных лимфопролиферативных |
| | заболеваний кожи (с использованием |
| | количественной морфометрии) |
\----------------------------------------------------------------/
Лечение онкологических больных представляет собой один из самых сложных и дорогостоящих технологических процессов в медицине, так как в лечении большинства больных с ЗН используются комплексные методы с комбинацией различных вариантов хирургического, радиологического и химиотерапевтического методов лечения.
По данным международного научно - информационного центра в г. Бетезда (США) и других онкологических центров, в настоящее время существует более 900 вариантов (комбинаций) лечения различных форм рака. Только при лекарственном лечении используются около 400 международных протоколов химиотерапии.
По оценке международных экспертов - онкологов, в настоящее время разработанные и применяемые методы лечения позволяют полностью излечить 50% онкологических больных. При этом имеется в виду, что используется весь арсенал хирургического, лучевого и химиотерапевтического лечения.
Для реализации современных возможностей лечения рака необходимы соответствующие материально - техническая база, сложное медицинское оборудование, подготовленные кадры и информационное обеспечение - связь с ведущими онкологическими центрами.
Расчет и планирование потребностей в медицинской технике и ресурсах основываются на объеме лечебно - диагностической деятельности, осуществлены нами на основе прогнозируемого количества онкологических больных и с учетом необходимости внедрения современных медицинских технологий обследования и лечения больных с ЗН.
В связи с этим были разработаны медико - технологические стандарты обследования и лечения больных, позволившие определить структуру онкологического центра и минимальное количество необходимого дорогостоящего медицинского оборудования. При этом учитывалось, что в соответствии с МТС значительный удельный вес диагностических ресурсов приходится на мониторинг в процессе применения сложных программ лечения.
Строительство областного онкологического центра на 450 коек не решит проблему, если не осуществить новые подходы в организации и лечении онкологических больных.
Учитывая вышеизложенное и необходимый объем лечебно диагностической помощи онкологическим больным была разработана конкретная программа рационального и интенсивного использования коечной сети онкологической службы на основе внедрения новейших медицинских технологий и использования высокопроизводительной медицинской аппаратуры. Реализация этой программы даст возможность лечить в два раза больше больных на меньшей, по сравнению с нормативной, стационарной базе.
Внедрение современных медицинских технологий лечения онкологических больных предусматривает:
1. Завершение строительства онкологического центра; расширение и реконструкция МРОДов.
2. Оснащение современной диагностической аппаратурой и внедрение новейших эффективных методов диагностики онкологических заболеваний (ОЗ).
3. Оснащение аппаратурой и внедрение новейших методов лучевой терапии с использованием линейных ускорителей.
4. Создание современной базы оперативного лечения онкологических больных к внедрение новейших технологий хирургического лечения ОЗ.
5. Внедрение современных протоколов химиотерапии в соответствии с международными стандартами.
При завершении строительства область и регион получат современный онкологический центр (один из крупнейших в России ) на 600 коек и пансионат на 120 мест, консультативную поликлинику на 480 посещений в день. Это обеспечит обследование более 50 тысяч больных в год, проведение 4500 сложнейших операций, лучевое лечение 5000 больных, проведение комплексной химиотерапии более 5000 больных и внедрение современных медицинских технологий лечения онкологических больных в МРОДах.
Разработка, клинические испытания
и внедрение лекарственных противоопухолевых препаратов
/----------------------------------------------------------------\
| Цель | - Разработать и организовать производство |
| | отечественных цитостатиков на базе |
| | предприятий Уральского региона. |
| | |
| | - Провести клинические испытания |
| | цитостатических препаратов и выработать |
| | оптимальные условия их применения |
|------------------+---------------------------------------------|
| Ожидаемый | - Обеспечение препаратами для лекарственной |
| результат | терапии онкологических больных |
\----------------------------------------------------------------/
Наряду с острой необходимостью решения вопроса создания современной материально - технической базы онкологической службы области, позволяющей применение новейших методов обследования, хирургического и радиологического лечения больных, сегодня крайне актуальна и такая составляющая технологии лечения онкобольных, как химиотерапия. Химиотерапия не требует специальной базы, однако ее проведение невозможно без постоянного наличия противоопухолевых препаратов, необходимых в соответствии с существующими медико технологическими стандартами.
В настоящее время в России прекращен выпуск противоопухолевых препаратов, и их приходится закупать (около 30 наименований) у ряда зарубежных фармацевтических фирм. Средняя стоимость курса химиотерапии оценивается сегодня в 180-200 долларов США. В течение года онкобольным Свердловской области необходимо проведение около 8,5 тысяч курсов химиотерапии. Таким образом, годовая потребность области в химиопрепаратах оценивается в 2,7 млн. долларов США (не считая препаратов сопровождения химиотерапевтического лечения и препаратов для гормонотерапии).
Однако, в связи с ограниченностью бюджетных (областных и местных) средств потребность в химиопрепаратах удовлетворяется на уровне 20%, т. е. только 1 из 5 онкобольных области получает бесплатно необходимую химиотерапию. В ряде городов и районов области средства из местного бюджета на приобретение противоопухолевых препаратов практически не выделяются. Отсутствие тех или других видов противоопухолевых препаратов не позволяет в соответствии с медико - технологическими стандартами проводить даже крайне ограниченное количество курсов химиотерапии.
Учитывая ситуацию, сложившуюся с лекарственным обеспечением онкологических клиник и диспансеров области, а также принимая во внимание особенности технологии лечения и реабилитации онкологических больных, целесообразно создать Банк Противоопухолевых Препаратов для обеспечения диспансеров и клиник химиопрепаратами в соответствии с действующими медико - технологическими стандартами и заявками лечебных учреждений.
Создание Банка онкопрепаратов даст возможность решить ряд задач:
1. Обеспечение бесперебойного снабжения онкологических клиник, диспансеров и больных по всей территории Свердловской области соответствующими препаратами.
2. Оптимизировать использование и усилить контроль за использованием средств, выделяемых на лекарственное обеспечение.
3. Снизить затраты на закуп, хранение и доставку онкопрепаратов.
4. Отработать технологию лекарственного обеспечения крупного лечебного комплекса.
Целесообразно предусмотреть централизацию бюджетных (областных и местных) средств на Программу и их последующую аккумуляцию, например, в "Свердлсоцбанке". Вместе с тем имеется возможность производства ряда противоопухолевых препаратов научно исследовательскими коллективами УГТУУПИ, ИТОС-УО РАН, ЦВТППБЗ и др.
Разработка и внедрение новых физических
методов и технических средств (аппаратов) для лечения
и обследования больных раком
/----------------------------------------------------------------\
| Цель | - Проведение научных исследований и |
| | разработка комплекса мероприятий по |
| | использованию "пучка быстрых нейтронов" |
| | для лечения онкологических больных на |
| | базе циклотрона УГТУ-УПИ. |
| | |
| | - Внедрение метода фотодинамической терапии |
| | опухолей. |
| | |
| | - Серийный выпуск программно - технического |
| | комплекса "И - Скрин" для проведения |
| | профосмотров в ЛПУ 3-4 уровня. |
| | |
| | - Внедрение метода КФС-диагностики |
|------------------+---------------------------------------------|
| Ожидаемый | - Внедрение нового метода лучевой терапии. |
| результат | |
| | - Расширение спектра методик лечения |
| | онкологических больных. |
| | |
| | - Внедрение новых методик регламентных |
| | профосмотров |
\----------------------------------------------------------------/
Повышению эффективности лечения онкологических больных в области может способствовать и реализация научных разработок ряда НИИ и выпуск технических средств, созданных на предприятиях ВПК. Целесообразно провести научные исследования и разработать комплекс мероприятий по использованию "пучка быстрых нейтронов" для лечения онкологических больных на базе циклотрона УГТУ-УПИ.
Представляет интерес проведение клинических испытаний и производство таких аппаратов как криодеструкторы (з-д "Автоматики"), радиотермографа (ПКБ "Деталь"), установки для СВЧ гипертермии, внедрение метода фотодинамической терапии опухолей.
Целесообразно начать серийное производство аппарата "И-Скрин" для проведения профосмотров и на его базе подготовить ряд новых программно - технических комплексов для поликлиник и др.
Обоснования к разработкам, описание приборов, технологических схем прилагаются.
Для ранней диагностики онкологических заболеваний целесообразно внедрить КФС-диагностику, позволяющую извлекать информацию о патологии на надмолекулярном уровне. Эти данные наиболее чувствительны к развитию патологического процесса, и на их основе разрабатываются превентивные методы диагностики состояния организма.
На анализе биологических жидкостей основывается значительная часть биохимических методов медицинской диагностики. Однако в биохимическом анализе утрачивается важнейшая информация о структуре и взаимодействии компонентов биожидкости как цельной функциональной среды.
Характерной особенностью способа КФС-диагностики является возможность извлечения информации о патологии на надмолекулярном уровне, максимально сохраняя данные о структуре и взаимодействии компонентов биожидкости.
Данный способ позволяет обнаружить патогенные изменения структуры биожидкостей задолго до появления клинических признаков и представляет собой совокупность новых технологий извлечения и обработки информации о структуре биологических жидкостей. К преимуществам метода относят: методика информативна при использовании любых биологических жидкостей и позволяет получать информацию о структурном статусе биологической жидкости.
Метод анализа кристаллических фаз субстратов (КФС) может быть использован в ранней диагностике онкологических заболеваний. При развитии онкологического процесса происходит изменение структуры практически всех биожидкостей организма. Эти изменения с помощью предлагаемого метода могут быть зарегистрированы на доклиническом этапе развития заболевания.
Разработанный на основе метода анализа кристаллических фаз субстратов (КФС) подход к диагностике позволил создать диагностические тесты злокачественных новообразований печени, спинного и головного мозга по исследованию структурных особенностей желчи, ликвора и слезы соответственно.
Разработка информационных
технологий прикладных программ и компьютерного
обеспечения онкологической службы
/----------------------------------------------------------------\
| Цель | - Создание медицинской информационно - |
| | аналитической технологии в онкологии |
|------------------+---------------------------------------------|
| Ожидаемый | - Интеграция внедряемых информационных |
| результат | технологий сбора, обработки, хранения |
| | медицинской информации и прикладных |
| | программ в единую систему с возможностью |
| | обмена информацией |
| | |
| | - Создание экспертных информационно - |
| | диагностических систем высокого уровня |
| | и информационная поддержка медико - |
| | технологических стандартов |
| | |
| | - Создание и внедрение программных |
| | комплексов "Профосмотр" и "Компьютерная |
| | история болезни" |
\----------------------------------------------------------------/
Системы информационного обеспечения с использованием современных средств вычислительной техники находят все большее применение в различных отраслях медицины и здравоохранения.
В настоящее время нет четкой системы, идеологии в информатизации онкологической службы. В большинстве своем при использовании ППП реализуются отдельные функции, поэтому необходима разработка системного информационного обеспечения, взяв за основу информатизацию медицинских технологий (обследование лечение - реабилитация). Все вопросы управления, ресурсного обеспечения, экспертизы должны решаться на основании отраженной в медицинском технологическом процессе информации.
Информатизация и компьютеризация медицинских технологий в ряде случаев предполагает коренное изменение технологии работы врача с пациентом, алгоритм, методику сбора, обработки информации и принятие управляющих решений.
В онкологии целесообразна единая информационная технология и БД для организации "канцер - регистра", хранения, обработки и экспертной оценки данных, предусматривая возможность создания экспертных систем высокого уровня и обмена информацией, имеющей научное и практическое значение для реализации функции управления и выполнения современных технологий обследования и лечения.
Онкологической службой накоплен значительный опыт в разработке информационных систем совместно с рядом творческих коллективов (НИИМиМ УО РАН, Международным Институтом "Информационные Технологии Реконструкции Интеллекта", SIAMS Ltd., УГТУ-УПИ и др.). Разработаны и внедрены системы для стационара (АИС онкодиспансер), многоцелевая скрининговая система профосмотров, разработан мини программно - технический комплекс "И-Скрин" для проведения профосмотров на доврачебном уровне, разработаны МТС и др. Разработанные в центре информационные технологии внедрены в МРОД области и за пределами области в Красноярском краевом онкологическом центре, в Норильской больнице, Кустанайском и Тюменском областном онкодиспансерах.
Дальнейшее внедрение информатики, без которой невозможно эффективное функционирование современных лечебно - диагностических технологий, требует серьезной разработки и финансовой поддержки.
Для строящегося онкологического центра необходима разработка технического проекта сети ПЭВМ и системы управления сложным техническим комплексом и ресурсами.
Информационное обеспечение противораковой программы должно состоять из отдельных информационных блоков: информация об онкологической заболеваемости и смертности от рака; экспертная оценка уровня, структуры, тенденции, динамики онкологической заболеваемости за максимально возможный срок (не менее чем за 10 лет); информация об экологической ситуации; характеристика производственных предприятий; характеристика районов; уровни организации медицинской помощи населению
Интеграция автоматизированных информационных систем основывается на следующих общих принципах:
- внедряемые разработки должны стать частью автоматизированной информационной системы здравоохранения, предусматривать возможность обмена информацией, имеющей научное значение, и создания экспертных систем высокого класса,
- при формализации информационных технологий следует опираться на общепринятые в международном сообществе онкологов классификации, а также базовые приказы МЗ и МП РФ.
Для повышения эффективности профилактических противораковых мероприятий целесообразно создание единой информационной технологии и базы данных для организации "канцер - регистра", хранения, обработки и экспертной оценки данных, с возможностью создания экспертных систем высокого уровня и обмена информацией, имеющей научное и практическое значение для реализации функции управления и выполнения современных технологий обследования и лечения.
На основе областного "канцер - регистра" (банка данных о всех онкобольных области), организованном в рамках единой информационной идеологии, возможен всесторонний анализ и прогноз тенденций заболеваемости и смертности от рака, составление реестров канцерогенных производств и факторов, создание системы эпидмониторирования.
Разработка и внедрение специализированных информационно диагностических систем во многом решит ситуацию с организацией работы каждого конкретного специалиста. Ведение посредством информационно - диагностических систем компьютерной истории болезни пациента упростит сбор медицинской информации и облегчит диагностику. В базе данных компьютерной истории болезни будет содержаться полная информация об обследованиях пациента, результатах анализов и рекомендациях специалистов.
Внедрение современных медицинских технологий лечения онкологических больных не возможно без информационной базы информационных технологий и сложной иерархии баз данных (БД).
Создание в рамках областной противораковой программы Информационного Центра, формирующего идеологию информатизационного обеспечения онкослужб и координирующего научно - технические разработки, важное условие реализации программы.
Важнейшей задачей проекта является разработка и внедрение, наряду с перечисленным выше, интегрированных информационно диагностических систем, которые, основываясь на уже созданных структурах баз данных, дают врачу интеллектуальный инструмент для принятия решений с учетом всех разделов анализируемой информации.
Врач получает возможность на различных этапах работы визуализировать и объективизировать качественную информацию, создавать и поддерживать банк данных, сопряженный с различными информационными медицинскими системами, иметь доступ к экспертным системам постановки диагноза.
Концепция пожизненного персонального информационного атласа онкобольных и предрасположенных к заболеваниям раком основывается на сравнении и анализе диагностических признаков и клинических симптомов заболевания с компьютерной моделью человека в норме. Функциональная структура системы включает в себя:
1. Модель здорового человека - компьютерный медицинский атлас типичной структуры органов и диагностических признаков в норме.
2. Модель реального человека данного возраста, пола, и т. п. модифицированный компьютерный атлас с поправками на текущее состояние пациента, определенное с помощью различных методов диагностики.
Диагностические правила и критерии выявления доклинических признаков заболеваний, основывающиеся на интегральном и дифференциальном анализе всех отклонений от нормы.
Аналитическая система работает в режиме реального времени. Информация вводится в момент исследования больного, анализируется и структурируется специализированными программами, модифицирует и формирует медицинский атлас пациента и заносится в архив, выводится в виде стандартных форм отчетности, видеообразов на мониторе компьютера и печатных копий на бумаге. В системе автоматически производится интегральный анализ диагностической информации с формированием вариантов предполагаемых диагнозов и отражением состояния пациента на экране монитора.
Система выступает как часть единого программно - технического комплекса, представляющего собой совокупность персональных интеллектуальных терминалов врачей. Посредством терминалов, организованных в единую сетевую структуру, обеспечивается сбор данных, поступающих с различных приборов функциональной диагностики, диагнозов, различного рода служебной информации. Организация рабочих станций в локальную сеть обеспечивается стандартизованными средствами сетевой операционной системы.
Специализированное программное обеспечение реализует функции сбора, структуризации, хранения и отображения медицинской информации в базе данных. Данные с рабочих станций поступают в базу данных (БД) системы через сервер потока данных, который автоматически производит классификацию данных по их адресному признаку в БД.
Система должна удовлетворять следующим требованиям:
1. Поддерживать структуры, агрегирующие разнородные исходные данные: неструктурированный текст, структурированный текст, изображения, произвольные массивы числовых данных.
2. Производить поиск интересующих данных по различным ключевым признакам.
3. Основой системы является "компьютерный медицинский атлас" интеллектуализированный интерфейс БД, построенный по принципу графического гипертекста. Концепция медицинского атласа основана на описании структурно - функциональных соотношений подсистем человеческого организма, связанных на различных уровнях морфологической иерархии и регуляции.
4. Гибкое управление конфигурацией запроса к системе позволяет организовать интерфейс, отвечающий требованиям различных категорий пользователей: врачей (категория прикладных пользователей) и администраторов (категория системных пользователей).
Система может быть встроена в международную медицинскую сеть обмена медицинской информацией с целью диагностики конкретных видеообразов нозоологии с использованием консультаций специалистов ведущих зарубежных клиник и возможностью доступа к компьютерным медицинским банкам данных.
Для эффективного административного и финансового управления целесообразно внедрение в практику ЛПУ аналитической системы, которая позволит: моделировать финансовые потоки и структуру учреждений; вести учет доходов и расходов, планировать бюджеты по подразделениям и всему учреждению в целом; контролировать деятельность учреждения и выполнение планов; проводить анализ финансовой и хозяйственной деятельности учреждения; создавать табличные иерархические структуры данных; представлять данные в графическом виде и в форме, удобной для анализа; оперативно вносить необходимые коррективы в структуру лечебного учреждения, в структуры данных и методики расчетов, использовать данные существующих баз данных с бухгалтерской и другой информацией.
Управленческий учет связан с обеспечением главврачей (управляющих) информацией для стратегического планирования; составления бюджета, осуществления контроля за деятельностью учреждения (например, над внутренними и внешними административно хозяйственными операциями), принятия оперативных решений.
Создание системы паллиативной помощи
и психологической адаптации онкобольных
/----------------------------------------------------------------\
| Цель | Создание системы паллиативной помощи |
| | и психологической адаптации. |
|------------------+---------------------------------------------|
| Ожидаемый | Улучшение качества жизни онкологических |
| результат | больных |
\----------------------------------------------------------------/
Онкология остается в центре внимания мирового сообщества в связи с неуклонным ростом заболеваемости злокачественными новообразованиями, смертности и малоутешительными результатами лечения. Лечение онкологических больных четвертой клинической группы (инкурабельных) в нашей стране возложено на участковую поликлиническую службу, врачи которой не имеют специальной подготовки по паллиативной помощи в онкологии. Это приводит к ошибкам при лечении болевых синдромов, прогрессирующей неэффективности проводимой терапии, осложнениям, ухудшающим качество жизни пациентов.
Предлагается создание дополнительной медицинской помощи населению, которая включает организацию областного центра реабилитации онкологических больных и подготовку сиделок по уходу за тяжелобольными.
Цели создания центра реабилитации онкологических больных:
- подготовка больных к проведению специального лечения и организация восстановительного лечения и коррекции состояния после оказания им помощи;
- паллиативная помощь инкурабельным больным;
- психокоррекция и психопрофилактика онкологических больных и их родственников;
- обучение медицинского персонала больниц по вопросам восстановительного лечения и ухода за больными.
Задачи центра реабилитации онкологических больных:
- организация восстановительного лечения, коррекции состояния и ухода за тяжелобольными;
- разработка методик и технологий по восстановительному лечению;
- подготовка специалистов по восстановительному лечению;
- подготовка и издание материалов по противораковой борьбе;
- подготовка учебно - методических материалов для специалистов по восстановительному лечению, коррекции состояния и уходу.
На первом этапе организации планируется развертывание и отработка амбулаторного раздела и организации помощи на дому.
Совершенствование организационной
структуры и системы управления онкологической службы
Учитывая сложность проблемы, многообразие функций необходимо совершенствовать организационную структуру и систему управления онкологической службой и взаимодействие с общей лечебной сетью. В рамках отечественного здравоохранения сложилась уникальная структура онкологической службы, что позволило в значительной степени сосредоточить оказание онкологической помощи больным в специализированных диспансерах. Однако, учитывая все возрастающий объем работы, сложность обеспечения внедрения современных медицинских технологий, разработки и реализации профилактических мероприятий, появилась необходимость изменений в структуре онкологической службы. Главным звеном территориальной онкологической службы в крупных регионах области должны стать онкологические центры
Онкологические центры обязаны наряду с оказанием специализированной лечебно - диагностической помощи онкологическим больным, внедрять новейшие дорогостоящие медицинские технологии, осуществлять разработку и реализацию противораковых программ в своем регионе, проводить научные исследования, осуществлять преди последипломную подготовку врачей и медсестер. Центры обязаны возглавлять и координировать всю противораковую борьбу в регионе.
По-видимому, целесообразно рассматривать онкологическую службу области как объединение с межрайонными онкологическими диспансерами (на правах филиалов), с едиными принципами финансирования на основе медико - технологических стандартов (МТС). Необходимо узаконить возникшие на базе городских и районных диспансеров межрайонные онкологические диспансеры (их статус, штаты, финансирование и т. д.). Требует доработки статус районных онкологических кабинетов, централизованных цитологических лабораторий и смотровых кабинетов.
Необходимо подчеркнуть, что только комплексный подход с привлечением лечебной сети, специализированных учреждений, центров санэпиднадзора всех уровней, экологов и других организаций при соответствующем финансовом обеспечении может обеспечить реализацию противораковых программ и оказать влияние на онкологическую ситуацию, и прежде всего на снижение смертности от ЗН.
В настоящее время проведена значительная работа по разработке МТС, расчету их стоимости для обеспечения больных высококвалифицированной лечебной помощью. Именно на основе МТС должно осуществляться финансирование лечебно - диагностической деятельности диспансеров. Поэтому финансирование лечебно диагностической деятельности, строительства и оснащения онкологической базы должно осуществляться централизованно из областного бюджета (или ТФОМСа). Для закупки дорогостоящих химиопрепаратов целесообразно выделять целевые средства. Мероприятия по первичной профилактике рака, по раннему выявлению больных с опухолевыми и предопухолевыми заболеваниями и вторичной профилактике рака выполняются за счет средств работодателя.
Учитывая, что технологии лечения онкологических больных являются наиболее дорогостоящими в медицине, необходимость значительных кап. вложений в развитие материально - технической базы, представляется целесообразным создать специальный инвестиционный фонд по дополнительному привлечению средств в соответствии с решением Правительства области N 354-п от 22.11.92 года.
Объем и источники финансирования программы
млн. руб.
/----------------------------------------------------------------\
|Разделы |1998-2000 | В том числе |
|противораковой | |-----------------------------------|
|программы | | 1998 | 1999 | 2000 |
| |-----------+-----------+-----------+-----------|
| |обл. |мест.| обл.|мест.|обл. |мест.|обл. |мест.|
| |б-д |б-д | б-д |б-д |б-д |б-д |б-д |б-д |
|----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
|1. Разработка |2,241|0,300|0,745| |0.515|0,200|0.981|0,100|
| и внедрение | | | | | | | | |
| мероприятий | | | | | | | | |
| по первичной | | | | | | | | |
| профилактике | | | | | | | | |
| рака | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|2. Разработка |2,630|1,000|1,030| |0,850|0,500|0,750|0,500|
| и реализация | | | | | | | | |
| мероприятий | | | | | | | | |
| по раннему | | | | | | | | |
| выявлению | | | | | | | | |
| больных с | | | | | | | | |
| опухолевыми | | | | | | | | |
| и пред- | | | | | | | | |
| опухолевыми | | | | | | | | |
| заболеваниями | | | | | | | | |
| и вторичной | | | | | | | | |
| профилактике | | | | | | | | |
| рака | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|3. Внедрение |9,800| |5,900| |2,400| |1,500| |
| современных | | | | | | | | |
| медицинских | | | | | | | | |
| технологий | | | | | | | | |
| обследования | | | | | | | | |
| и лечения | | | | | | | | |
| онкологических| | | | | | | | |
| больных | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|4. Разработка, |1,800| |0,700| |0,600| |0,500| |
| клинические | | | | | | | | |
| испытания и | | | | | | | | |
| внедрение | | | | | | | | |
| новых противо-| | | | | | | | |
| опухолевых | | | | | | | | |
| препаратов | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|5. Разработка |2,670| |1,420| |0,750| |0,500| |
| и внедрение | | | | | | | | |
| новых | | | | | | | | |
| физических | | | | | | | | |
| методов и | | | | | | | | |
| технических | | | | | | | | |
| средств | | | | | | | | |
| лечения | | | | | | | | |
| онкологических| | | | | | | | |
| больных | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|6. Разработка |2,100| |0,600| |1,250| |0,250| |
| и внедрение | | | | | | | | |
| информационных| | | | | | | | |
| технологий | | | | | | | | |
| прикладных | | | | | | | | |
| программ и | | | | | | | | |
| компьютерного | | | | | | | | |
| обеспечения | | | | | | | | |
| онкологической| | | | | | | | |
| службы | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|7. Создание |0,550| |0,150| |0,200| |0,200| |
| системы | | | | | | | | |
| паллиативной | | | | | | | | |
| помощи и | | | | | | | | |
| психологической| | | | | | | | |
| адаптации | | | | | | | | |
| онкологических | | | | | | | | |
| больных | | | | | | | | |
|----------------------+-----+-----------+-----+-----+-----+-----|
| ИТОГО |21,791|1,300|10,545|0,0 |6,565|0,700|4,681|0,600|
| |------------+-----------+-----------+-----------|
| | 23,091 | 10,545 | 7,265 | 5,281 |
\----------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 16 февраля 1998 г. N 152-п "Об утверждении Областной комплексной противораковой программы"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 1998 г., N 2 ст.119
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 января 2001 г. N 37-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Правительства Свердловской области от 11 августа 2000 г. N 674-ПП действие "Областной комплексной противораковой программы" продлено на 2001 год