Постановление Главы города Екатеринбурга
от 26 августа 1998 г. N 665
"Об утверждении "Комплексного плана мероприятий по
экологической реабилитации оз. Шарташ, береговой и
лесопарковой зон"
17 января 2000 г.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 7 февраля 2006 г. N 59 настоящее постановление признано утратившим силу
Рассмотрев "Комплексный план мероприятий по экологической реабилитации оз. Шарташ, береговой и лесопарковой зоны", разработанный на основании Водного Кодекса РФ, Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях" и в соответствии с основными направлениями деятельности администрации города на 1998 г. с целью экологической реабилитации, сохранения данного уникального природного комплекса и создания для населения города благоприятной среды обитания, обеспечивающей безопасные и комфортные условия отдыха на озере Шарташ и в его водоохранной и лесопарковой зонах постановляю:
1. Утвердить "Комплексный план мероприятий по экологической реабилитации оз. Шарташ, береговой и лесопарковой зоны".
2. Зам. главы города (Попов В.В.), финансово-бюджетному управлению (Воронов А.Д.), главе администрации Кировского района (Гмызин В.Д.), председателю Комитета по экологии и природопользованию (Васильева Л.Д.) обеспечить финансирование плана мероприятий.
3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителей главы города Попова В.В., Тунгусова В.Г. и администрацию Кировского района (Гмызин В.Д.).
И.о. главы города
А.И. Лужанков
Администрация города Екатеринбурга
Комплексный план мероприятий по экологической реабилитации
озера Шарташ, береговой и лесопарковой зоны
(утв. постановлением главы города от 26 августа 1998 г. N 665)
17 января 2000 г.
г. Екатеринбург
1998 г.
Разработчики
Васильева - председатель Комитета по экологии
Людмила Дмитриевна и природопользованию администрации
города
Фокина - гл. специалист комитета по экологии
Людмила Владимировна и природопользованию
Асонов - член - корреспондент ЖКА,
Александр Михайлович к. т. н.
Лугаськов - научный сотрудник ИЭРиЖ УрО РАН
Александр Викторович
Инишев - директор городского лесхоза
Юрий Екимович
1. Основания для разработки
На территории г. Екатеринбурга расположено оз. Шарташ, являющееся федеральной собственностью. Высокая антропогенная нагрузка отрицательно сказывается на состоянии этого водоема и может быть выдержана экосистемой озера лишь при значительных усилиях по рациональному использованию и охране как самого озера, так и его лесопарковой зоны.
Согласно водному кодексу РФ заботы о поддержании водных объектов в должном экологическом состоянии, позволяющем использовать его для различных целей, должны нести их собственники. Однако, по ряду причин, собственник оз. Шарташ, в лице правительства Свердловской области, проблемами озера занимается крайне недостаточно.
Учитывая, что в силу своего территориального положения, озером, в основном, пользуются жители г. Екатеринбурга, администрация города выступила с инициативой по реабилитации и сохранению этого уникального природного комплекса и установления его статуса с оформлением документов по передаче озера в особое пользование администрации города, что позволит использовать озеро для рекреационных целей в интересах жителей и нести полную ответственность за его состояние.
Комплексный план является основой для эффективного решения имеющихся экологических проблем по сохранению, эксплуатации и развитию природного комплекса с учетом современной обстановки в бассейне оз. Шарташ.
Разработчики руководствовались Водным кодексом РФ, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ 23 ноября 1996 г. N 1404, постановлением главы города от 11.12.96 N 835 "О мерах по сохранению природного комплекса оз. Шарташ".
2. Проблема экологической реабилитации природного
комплекса озера Шарташ
Рекреационное значение озера для г. Екатеринбурга трудно переоценить. В летние дни на его берегах отдыхают до 30 тыс. человек, озеро не утратило рыбопромыслового значения и не изъято из рыбохозяйственного фонда области, в его водоохранной зоне находится более 30 баз и домов отдыха, дома индивидуальной застройки с огородами и подсобными хозяйствами. Лесопарковая зона зачастую используется для свалки мусора, захламлена. Поступление различных загрязнений с водосборной площади и из атмосферы, постоянный избыток фосфора в экосистеме, деградация лесных массивов вокруг озера - все это интенсифицировало процесс деградации озера. Уменьшение вдвое его глубины способствует обильному цветению воды в летнее время.
На данный период сложилась реальная угроза возможных катастрофических последствий для озера - переход в стадию болотообразования со сменой озерной экосистемы в болотную, т. е. его гибели. В результате увеличения рекреационных нагрузок, связанных с развитием градостроительства на территории, примыкающей к водоохранной зоне, возможно быстрое разрушение растительных сообществ лесопарка. Как показывает обстановка в данной части побережья, положительный для озера фактор повышения уровня воды в отдельные годы, оказался губительным для одной из наиболее благоустроенных зон лесопарка.
Учитывая большую актуальность улучшения состояния озера Шарташ, береговой и лесопарковой зоны, важно точно определить экологические приоритеты, координировать выполнение работ и целенаправленно выделять финансовые средства для достижения требуемого результата.
3. Цель разработки плана
Целью плана является поддержание экологического состояния природного комплекса на уровне, обеспечивающем возможность его интенсивного рекреационного водопользования.
Комплексный план по реабилитации озера Шарташ направлен на создание для населения города благоприятной Среды обитания, обеспечивающей ему безопасные и комфортные условия отдыха на озере, в его водоохранной и лесопарковой зонах.
4. Задачи и сроки реализации
I этап - 1998-2000 гг.
К числу первоочередных задач, решаемых в 1998-2000 гг., следует отнести:
- принятие ряда документов юридического характера (статус озера, право собственности на озеро и земли водоохранной зоны и т. д.);
- выполнение работ, касающихся обустройства водоохранной зоны и прибрежной полосы;
- содержание, благоустройство и охрана территории от загрязнения;
- организация регулярного и постоянного мониторинга за состоянием озера и лесопарковой зоны;
- подготовка проектной документации по очистке озера от донных отложений;
- реконструкция, восстановление и сохранение лесопарковой зоны;
- организация отдыха на оз. Шарташ с учетом возможной рекреационной нагрузки на лесные биоценозы.
II этап - 2001-2005 гг.
К числу задач, решаемых в 2001-2005 гг. следует отнести:
- начало очистки озера от донных отложений и строительство водоохранного комплекса для их кондиционирования;
- улучшение гидрологического режима озера за счет прекращения отбора воды на технические нужды и хозяйственно - питьевые цели поселками Изоплит и Шарташ;
- вынос из водоохранной зоны всех предприятий, не связанных непосредственно с водоохранной деятельностью на озере.
III этап - после 2005 г.
К числу задач, решаемых после 2005 г., относятся:
- завершение первого цикла дноуглубительных работ;
- создание зеленой зоны вокруг всего озера;
- создание широкоразвитой индустрии отдыха на водном объекте озера Шарташ.
5. Источники финансирования
Предполагаемые источники финансирования:
- городской бюджет;
- средства земельного налога;
- городской внебюджетный экологический фонд;
- средства землепользователей;
- средства частного капитала, пожертвования и спонсорские вклады.
Для проведения восстановительных работ на акватории водоема, а также для поддержания в надлежащем состоянии лесопарковой зоны целесообразно привлечение частных фирм, имеющих опыт подобной работы. Имея в виду возможность получения ими некоторой прибыли при выполнении мероприятий по содержанию водоема и его водоохранной зоны (продажа сапропеля, организация платных автостоянок, лодочных станций, торговых точек, пляжных услуг, платных туалетов, теннисных кортов, объектов для любителей рыбной ловли и зимнего купания и т. д.), затраты бюджета на эти мероприятия могут быть значительно снижены, либо полностью исключены в виде прямой оплаты работ, выполненных частной фирмой, с предоставлением льгот частным фирмам (за используемую землю при добыче сапропеля, на местные налоги, беспроцентные кредиты и т. д.).
Принцип - "загрязнитель платит" - должен быть основным. Кроме того, выполнение водоохранных мероприятий на водосборной территории должно осуществляться при долевом участии землепользователей.
6. Организационные вопросы, контроль и координация
Генеральным заказчиком по проводимым работам является администрация города, она же осуществляет общее управление выполнением и корректировкой данного плана мероприятий.
Ежегодно план корректируется как по составу мероприятий с учетом дополнительных экологических проблем, так и по источникам и объемам финансирования.
Основными задачами управления являются:
- контроль за ходом выполнения в целом, отдельных видов работ и природоохранных мероприятий, а также контроль за использованием выделяемых на реализацию плана финансовых средств;
- формирование целевых проектов, решающих конкретные задачи реабилитации озера (на конкурсной основе);
- подготовка предложений по корректировке и развитию плана мероприятий;
- подготовка бюджетных заявок на последующий финансовый год по возрождению природного комплекса "озеро Шарташ";
- организация всестороннего обсуждения хода выполнения с привлечением широкой общественности: путем общественных слушаний, проведения научно-практических конференций, опубликования в средствах массовой информации.
Все работы, проводимые в лесопарковой и прибрежной зоне, должны согласовываться с Горлесхозом и Комитетом по экологии и природопользованию.
7. Критерии эффективности
Оценка эффективности реализации плана будет производиться по:
- своевременному выполнению мероприятий;
- по рациональному использованию и охране как самого озера так и его лесопарковой зоны;
- обеспечению стабильности экосистемы и качества воды, соответствующего водоему хозяйственно-бытового назначения;
- созданию для населения благоприятной Среды обитания;
- возрождению водоема;
- объемам привлеченных инвестиций.
Постановлением Главы города Екатеринбурга от 17 января 2000 г. N 22 раздел 8 настоящего плана изложен в новой редакции
8. Мероприятия
N пп |
Мероприятия | Срок исполнения, год |
Ориенти- ровочная стоимость, тыс. руб. |
Источники финанси- рования |
Исполнители работ | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I этап работ (2000 - 2001 гг.) | ||||||
1. Правовой блок и организационные мероприятия | ||||||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 |
Подготовка постановления по сохранению ландшафта и площади водоохранной зоны озера Разработка "Проекта организации городского парка западной прибрежной территории оз. Шарташ Разработка проекта паркоустроительства Шарташского лесопарка, западной территории оз. Шарташ Разработка проекта канализации зоны отдыха "Шарташ", включая пос. Шарташский Подготовка ежегодных бюллетеней состояния озера Ведение постоянной рубрики в средствах массовой информации о состоянии водоемов города, в т. ч. и оз. Шарташ, береговой и лесопарковой зоны Разработка проекта водоснабжения пос. Шарташ и Изоплит с исключением оз. Шарташ |
2000 г. 2000 - 2001 гг. 2000 г. Постоянно Постоянно 2000 - 2001 гг. |
- Средства уточняются Средства уточняются - - 200,0 |
- Городской бюджет Городской бюджет - - Городской бюджет |
Комитет по экологии, Главархитектура, УБГ Главархитектура, МУП "Горлесхоз" Главрахитектура, МУП "Горлесхоз" Главархитектура, администрация Кировского района Администрация Кировского района, Комитет по экологии Комитет по экологии, Администрация Кировского района, Горлесхоз МП "Водоканал", Уральский Водоканалпроект |
Исполнители и средства уточняются |
2. Мониторинг акватории озера | ||||||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 |
Выбор постоянных точек наблюдений и формирование базы данных по гидробионтам Отбор гидробиологических и ихтиологических проб, обработка, анализ биологических материалов и их оценка Разработка пространственно - временного регламента экологического мониторинга озера и выявление взаимосвязей между различными компонентами Среды и биоты Выделение кризисных экологических зон на акватории озера и определение условий принятия управленческих решений по его реабилитации Оценка экологического состояния озера на основе мониторинговых наблюдений и разработка рекомендаций по оздоровлению экологической ситуации на водоеме Разработка системы проведения локального мониторинга ландшафтного комплекса оз. Шарташ Реализация Программы работ по рыбохозяйственному освоению оз. Шарташ |
2000 г. 2000 г. I - II кв. 2000 г. IV кв. 2000 г. IV кв. 2000 г. II - III кв. 2000 г. С 2000 г. |
10,0 35,0 10,0 5,0 5,0 10,0 Средства уточняются |
Городской бюджет, ГЭФ Городской бюджет, ГЭФ Городской бюджет, ГЭФ -"- -"- -"- Собствен- ные средства |
ИЭРиЖ УрО РАН ИЭРиЖ УрО РАН -"- -"- -"- -"- ЗАО "Спейс - 97" Фирма "Гидробиология" |
При условии положительного заключения экологической экспертизы Программы |
3. Благоустройство, содержание и эксплуатация природного комплекса | ||||||
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.8.1 3.8.2 3.8.3 3.8.4 3.8.5 3.8.6 3.8.7 3.8.8 3.8.9 3.8.10 3.8.11 |
Продолжение работ по рекультивации южного берега оз. Шарташ и береговой полосы в районе пос. Пески. Благоустройство рекультивированной территории Рекультивация Северного берега, очистка акватории озера. Реализация проекта "Мыс Северный" Разработка проекта благоустройства "Мыса Северный" Санитарное содержание прибрежной зоны отдыха и территории Каменных палаток с ликвидацией свалок Капитальный ремонт песчаных дорог в прибрежной зоне Ямочный ремонт дорог Вынос в натуру границ прибрежной полосы, установка водоохранных знаков Организация отдыха на оз. Шарташ: Ремонт и содержание пляжной зоны с подсыпкой песка Установка малых архитектурных форм Строительство и восстановление туалетов Организация торговых мест на территории побережья, их обустройство Устройство платной стоянки для автомобилей в районе монастыря Строительство понтонного пирса для организации проката лодок Разработка проектно - сметной документации благоустройства прибрежной полосы с устройством водоотвода и пешеходной дорожки от водозабора до ул. Отдыха Строительство игровых площадок Организация сезонных парковок Открытие летнего кафе Открытие лыжной базы с пунктом проката, дома рыбака, лодочной станции |
2000 г. 2000 г. 2001 - 2005 гг. 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. Ежегодно 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. |
300 - - 250 100 100 ежегодно 50 150 - - - - - |
Земельный налог - Собствен- ные средства Горбюджет средства АО "Шарташ", АО "Спейс", ООО "Дорож- ное" Горбюджет Горбюджет -"- Средства АО "Шарташ" ЗАО "Спейс" Горбюджет Собствен- ные средства Собствен- ные средства - Собствен- ные средства Городской бюджет - - |
Администрация Кировского района, АО "Шарташ", УБГ, МУП "Горлесхоз" АО "Спейс" ООО "Дорожное" ООО "Дорожное" Администрация Кировского района, АО "Шарташ", МУП "Горлесхоз" АО "Спейс" ООО "Дорожное" МУП "Горлесхоз" МУП "Горлесхоз" МУП "Горлесхоз" АО "Шарташ", ЗАО "Спейс - 97" МУП "Горлесхоз" УБГ, АО "Шарташ" ЗАО "Спейс - 97" АО "Шарташ", ЗАО "Спейс - 97" ООО "Дорожное" МУП "Автостоянка" ОВО РУВД Кировского района ЗАО "Спейс - 97" УБГ, ЗАО "Спейс - 97" МУП "Автостоянка", ОВО при РУВД Кировского района Администрация Кировского района |
кв. 55, 56, 60, 59, 58, включая "Каменные палатки", кв. 54, 53, северная часть оз. Шарташ В соответствии с территорией по санитарной очистке По территориям содержания -"- Исполнитель и средства уточняются По территориям содержания Исполнители и средства уточняются -"- |
4. Реконструкция, восстановление и сохранение лесопарковой зоны | ||||||
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.5 4.5.2 4.5.3 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.10.1 |
Очистка леса от захламленности Проведение комплексных рубок формирования, уборка порубочных остатков, мусора и сорной растительности Уход за лесными культурами Ландшафтная посадка лесных культур Выращивание посадочного материала: - лиственница ель и сосна - уход за посадками в питомнике Лесопатологическое обследование Благоустройство северной части лесопарка по отдельному проекту Техническое оснащение (приобретение кусторезов, травокосилок и бензопил) Охрана и защита территории лесопарка Охрана животных, птиц: Создание удобных для гнездования насаждений - подлески, опушки, густые кустарниковые группы с целью привлечения в лесопарк различных птиц, белок |
II - III кв. 2000 г. II - III кв. 2000 г. III кв. 2000 г. III кв. 2000 г. май 2000 г. май 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. 2000 г. |
125,0 15,0 10,6 10,6 37,0 3,0 100,0 17,0 10,0 |
Городской бюджет Городской бюджет Городской бюджет Городской бюджет Городской бюджет Городской бюджет Городской бюджет Городской бюджет Городской бюджет Городской бюджет |
МУП "Горлесхоз" МУП "Горлесхоз" МУП "Горлесхоз" -"- -"- МУП "Горлесхоз" МУП "Горлесхоз" МУП "Горлесхоз" МУП "Горлесхоз" -"- -"- |
20 га 20 га 10 га 2,0 га 5000 шт. 5000 шт. 7,5 га На площади 4 га 20 ед. |
Итого по I этапу: | ||||||
II этап работ (2000 - 2005 гг.) | ||||||
1 2 3 4 5 6 |
Рассмотрение очистки оз. Шарташ, выделение земельного участка для этой цели с разработкой проекта Проведение паркоустройства Шарташского лесопарка западной прибрежной территории оз. Шарташ Организация зоны отдыха на территории базы "Огонек" с разработкой проекта Выполнение работ по благоустройству прибрежной полосы с устройством водоотвода и пешеходной дорожки от водозабора до ул. Отдыха Вынос из водоохранной зоны всех предприятий, оказывающих отрицательное влияние на экологическую обстановку в бассейне оз. Шарташ Разработка рабочего проекта по очистке озера от донных отложений и кондиционированию сапропеля |
2001 - 2002 гг. С 2001 г. 2001 - 2005 гг. До 2005 г. 2001 г. |
Городской бюджет, ГЭФ Городской бюджет Средства ЗАО "Спейс - 97" Городской бюджет, средства ЗАО "Спейс - 97" |
Главархитектура, УБГ, Комитет по экологии МУП "Горлесхоз" Администрация Кировского района, ЗАО "Спейс - 97" УБГ, ЗАО "Спейс - 97" Главархитектура, Администрация Кировского района |
На конкурсной основе |
|
III этап - после 2005 года | ||||||
1 2 3 4 5 |
Очистка озера от донных отложений Создание кольца зеленой зоны всего озера Создание инфраразвитой индустрии отдыха на водном объекте оз. Шарташ Разработка проекта и поэтапная рекультивация каменно - щебеночных карьеров (Шарташский и Сибирский) Выполнение мероприятий по строительству локальных очистных сооружений бытовых сточных вод на территории объектов, расположенных в водоохранной зоне оз. Шарташ |
2001 - 2003 г. |
- - |
- - |
ГорМЦСЭН, Администрация Кировского района |
На конкурсной основе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы города Екатеринбурга от 26 августа 1998 г. N 665 "Об утверждении "Комплексного плана мероприятий по экологической реабилитации оз. Шарташ, береговой и лесопарковой зон"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Главы Екатеринбурга от 7 февраля 2006 г. N 59 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Главы города Екатеринбурга от 17 января 2000 г. N 22