Принят Свердловской областной Думой 6 декабря 1995 года
Преамбула
Настоящий закон регулирует отношения по поводу особо охраняемых природных территорий как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение, изъятых решениями Правительства Российской Федерации, Правительства Свердловской области или органов местного самоуправления из хозяйственной деятельности частично либо полностью, и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и Свердловской области.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Задачи законодательства об особо охраняемых природных территориях
Задачей законодательства об особо охраняемых природных территориях является регулирование отношений по организации, охране и использованию территорий, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение, в целях сохранения уникальных, эталонных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, генетического фонда живых организмов, растительного и животного мира, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения, укрепления законности и правопорядка в этой области.
Статья 2. Принципы (основные начала) охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Охрана и использование особо охраняемых природных территорий осуществляются на принципах:
- приоритета общенациональных и региональных интересов при решении вопросов организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- приоритета интересов охраны особо охраняемых природных территорий перед интересами их использования;
- приоритета использования особо охраняемых природных территорий в научно-исследовательских и рекреационных (где она предусмотрена) видах деятельности над другими видами их использования;
- недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, несовместимой с их режимом (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение экологического равновесия на этих территориях);
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы материалов по организации, использованию и ликвидации особо охраняемых природных территорий;
- использования экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий;
- взаимного согласования вопросов охраны и использования особо охраняемых природных территорий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Свердловской области;
- устойчивости особо охраняемых природных территорий;
- строго целевого характера использования особо охраняемых природных территорий;
- привлечения граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны особо охраняемых природных территорий.
Статья 3. Законы и иные нормативные правовые акты об особо охраняемых природных территориях
1. В состав законодательства и иных нормативных правовых актов об особо охраняемых природных территориях входят Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральный Закон "Об особо охраняемых природных территориях", другие законодательные федеральные акты, настоящий закон, другие законодательные акты Свердловской области, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Свердловской области и органов местного самоуправления.
2. Нормы законодательства об особо охраняемых природных территориях, содержащиеся в нормативных правовых актах иных отраслей законодательства, должны соответствовать законодательству об особо охраняемых природных территориях.
Статья 4. Система особо охраняемых природных территорий Свердловской области
1. Все особо охраняемые природные территории в пределах Свердловской области независимо от их значения (статуса) образуют единую систему, призванную обеспечивать сохранение уникальных природных сообществ и экологического равновесия на территории Свердловской области.
2. Система особо охраняемых природных территорий Свердловской области является составной частью единой системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации.
Статья 5. Отношения, регулируемые законодательством об особо охраняемых природных территориях
1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях регулирует:
- отношения собственности на природные ресурсы, находящиеся на этих территориях (совместно с гражданским законодательством);
- отношения по использованию особо охраняемых природных территорий;
- отношения по управлению особо охраняемыми природными территориями (совместно с административным законодательством);
- отношения по охране особо охраняемых природных территорий (совместно с иным законодательством);
- отношения, связанные с ответственностью за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях (совместно с трудовым, административным, гражданским и другим законодательством).
2. Участниками отношений, регулируемых законодательством об особо охраняемых природных территориях, являются:
- юридические лица и граждане;
- Российская Федерация, Свердловская область, муниципальные образования в лице соответствующих своих органов.
3. Земельные, горные, водные, лесные, а также отношения по поводу других объектов природы и охраны окружающей природной среды регулируются соответствующим законодательством.
Статья 6. Собственность на природные ресурсы в пределах особо охраняемых природных территорий Свердловской области
1. Природные ресурсы, в пределах особо охраняемых природных территорий, кроме земельных участков, переданных в муниципальную или частную собственность, находятся в государственной собственности Российской Федерации и Свердловской области (за исключением случаев, когда иное предусмотрено специальным законодательством).
2. Вопросы владения, пользования и распоряжения этими ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Свердловской области и осуществляются Российской Федерацией и Свердловской областью совместно.
Статья 7. Категории особо охраняемых природных территорий
1. С учетом различий в правовом статусе, режиме охраны и использования выделяются следующие категории особо охраняемых природных территорий:
- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- национальные парки;
- межрегиональные парки;
- природные парки;
- ландшафтные парки;
- микрозаповедники;
- этно-природные зоны;
- государственные заказники (охотничьи, орнитологические, энтомологические, ихтиологические, почвенные, ландшафтные и иные);
- защитные участки территорий и акваторий;
- ведомственные (внутрихозяйственные) заказники;
- водоохранные зоны и прибрежные полосы;
- памятники природы;
- генетические резерваты;
- лесопарки;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты.
2. Правительство Российской Федерации, Правительство Свердловской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут устанавливать и другие формы особо охраняемых природных территорий и объектов.
3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
4. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке комплексных схем, схем землеустройства и лесоустройства, схем районной планировки.
5. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы и планов районной планировки органы государственной власти Свердловской области принимают решения о резервировании участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Статья 8. Деление особо охраняемых природных территорий по их значению
1. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, межрегиональное, областное (региональное) и местное значение.
2. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
3. Особо охраняемые природные территории межрегионального значения определяются на основе соглашений между Правительством Свердловской области и органами исполнительной власти сопредельных с областью субъектов Российской Федерации.
4. К особо охраняемым природным территориям областного значения по решению Правительства Свердловской области могут быть отнесены природные парки, областные микрозаповедники, этно-природные зоны, государственные заказники, водоохранные полосы водных объектов и прибрежные защитные зоны, памятники природы, генетические резерваты, лесопарки, лечебно-оздоровительные местности и курорты, дендрологические парки и ботанические сады, иные особо охраняемые природные территории, создаваемые для охраны природных комплексов и объектов, имеющих областное значение.
5. К особо охраняемым природным территориям местного значения относятся муниципальные микрозаповедники, ландшафтные парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения и ведомственные (внутрихозяйственные) заказники.
Раздел II. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Статья 9. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий
1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий определяются Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях", другими законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
2. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий по согласованию с органами государственной власти Свердловской области.
Статья 10. Полномочия Законодательного Собрания Свердловской области в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий
1. Законодательное Собрание Свердловской области:
- принимает областные законы, регулирующие отношения в вопросах организации, охраны и использования расположенных в пределах области особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, вносит в них изменения и дополнения;
- устанавливает порядок предоставления налоговых и иных льгот предприятиям, учреждениям и организациям, созданным для обслуживания расположенных в пределах области особо охраняемых природных территорий в части налогов и платежей, поступающих в областной бюджет, а также в областные внебюджетные фонды;
- предоставляет льготы по земельному налогу, другим налогам и платежам в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников федерального и областного значения, а также муниципальных заказников.
2. Законодательное Собрание Свердловской области может рассматривать и другие вопросы в сфере особо охраняемых природных территорий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Свердловской области, федеральным природоохранным и иным законодательством и настоящим законом.
Статья 11. Полномочия Правительства Свердловской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий
К полномочиям Правительства Свердловской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:
1) совместное с Российской Федерацией решение вопросов владения, пользования и распоряжения природными ресурсами на особо охраняемых природных территориях;
2) совместное с органами исполнительной власти Российской Федерации управление в данной сфере в рамках единой системы исполнительной власти;
3) установление категорий особо охраняемых природных территорий областного значения;
4) утверждение положений об областных специально уполномоченных государственных природоохранных органах;
5) образование по представлению специально уполномоченных государственных органов в соответствии с их полномочиями и по согласованию с органами местного самоуправления особо охраняемых природных территорий областного значения, установление и изменение их границ и режима охраны, утверждение положений о них;
6) согласование решений об организации особо охраняемых природных территорий с Правительством Российской Федерации в случаях необходимости изъятия земельных участков или акваторий, используемых для общегосударственных нужд;
7) принятие на основе схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы решений о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;
8) представление в федеральный орган исполнительной власти предложений о предоставлении расположенным в пределах области территориям, нуждающимся в особой охране, статуса государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и памятников природы федерального значения;
9) внесение предложений в федеральный орган исполнительной власти об изменении границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также об изменении и прекращении действия их особого статуса;
10) принятие решений об образовании на землях, прилегающих к особо охраняемым природным территориям, охранных зон или округов, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны, с регулируемым режимом хозяйственной деятельности и утверждение положений об охранных зонах и округах;
11) осуществление совместно со Свердловским областным комитетом по охране природы государственного управления и государственнного контроля в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения;
12) определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов областного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области;
13) организация ведения государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий, находящихся на территории Свердловской области;
14) организация надзора за особо охраняемыми природными территориями;
15) организация специальных подразделений по охране особо охраняемых природных территорий;
16) организация и проведение научно-исследовательских работ в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
17) решение вопросов о финансировании охраны особо охраняемых природных территорий из бюджета области и областного внебюджетного экологического фонда;
18) согласование вопросов организации, установления режима и границ, а также ликвидации (за исключением государственных заповедников и национальных парков) особо охраняемых природных территорий федерального значения;
19) передача органам местного самоуправления отдельных полномочий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий;
20) международное и межрегиональное сотрудничество в сфере охраны, изучения и использования особо охраняемых природных территорий;
21) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов и других особо охраняемых природных территорий оздоровительного и рекреационного назначения;
22) осуществление иных прав и функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным природоохранным законодательством, Уставом Свердловской области, данным законом, а также делегированных Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:
1) принятие по согласованию со специально уполномоченными государственными природоохранными органами (в соответствии с их полномочиями) решений об организации, охране, использовании и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения;
2) утверждение и изменение границ и определение режима особой охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
3) утверждение по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы положений об особо охраняемых природных территориях местного значения;
4) согласование решений Правительства Свердловской области об организации на территории муниципального образования особо охраняемых природных территорий областного значения;
5) представление в Правительство Свердловской области предложений о предоставлении расположенным в пределах границ муниципальных образований территориям, нуждающимся в особой охране, статуса особо охраняемых природных территорий областного значения;
6) внесение предложений в Правительство Свердловской области об изменении границ особо охраняемых природных территорий областного значения, а также об изменении и прекращении действия их особого статуса;
7) участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);
8) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использования зарубежного опыта в развитии курортов местного значения;
9) осуществление совместно с территориальными подразделениями Свердловского областного комитета по охране природы управления и контроля в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения;
10) предоставление собственникам, владельцам, пользователям земельных участков, находящихся в границах природных заказников местного значения, а также государственных природных заказников федерального и областного значения, расположенных в пределах территории муниципального образования, льгот по земельному налогу, другим налогам и платежам в части, поступающей в местный бюджет и местные внебюджетные фонды;
11) организация сбора кадастровой информации по особо охраняемым природным территориям местного значения;
12) организация охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
13) принятие по ходатайству охотхозяйственных и рыбохозяйственных предприятий, согласованному с соответствующими специально уполномоченными органами, постановлений о границах и режиме ведомственных (внутрихозяйственных) заказников;
14) решение вопросов о финансировании охраны особо охраняемых природных территорий из местных бюджетов или местных внебюджетных экологических фондов;
15) осуществление иных прав и функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным природоохранным и иным законодательством, Уставом Свердловской области, данным законом, а также делегированных федеральными и областными органами государственной власти.
Раздел III. Управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Статья 13. Задачи управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Задачами управления в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:
- реализация Свердловской областью своих правомочий по совместному ведению особо охраняемыми природными территориями;
- организация выполнения особо охраняемыми природными территориями возложенных на них задач и функций;
- обеспечение режима законности на особо охраняемых природных территориях.
Статья 14. Органы управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
1. Управление в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Свердловской области и специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зависимости от значения особо охраняемых природных территорий.
2. Функции Свердловского областного комитета по охране природы по управлению особо охраняемыми природными территориями от имени Свердловской области определяются договором между Правительством Свердловской области и Свердловским областным комитетом по охране природы.
3. Согласование взаимных интересов Российской Федерации и Свердловской области в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Российской Федерацией и Правительством Свердловской области непосредственно или через соответствующие специально уполномоченные государственные природоохранные органы.
Статья 15. Функции управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
К функциям управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:
- организация, функционирование и ликвидация особо охраняемых природных территорий;
- организация ведения государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий;
- государственная экологическая экспертиза по вопросам охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- государственный контроль за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях;
- разрешение споров в пределах полномочий об особо охраняемых природных территориях.
Статья 16. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Свердловской области
1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Свердловской области ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети таких территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета роли этих территорий при планировании социально-экономического развития области и является составной частью государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Российской Федерации.
2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Свердловской области включает сведения о правовом статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме, природопользователях, состоянии охраняемых природных объектов, их экологической, научной, исторической и культурной ценности.
3. Ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Свердловской области осуществляется Свердловским областным комитетом по охране природы за счет бюджета Свердловской области и внебюджетных экологических фондов.
4. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Мониторинг особо охраняемых природных территорий Свердловской области
1. Мониторинг особо охраняемых природных территорий Свердловской области представляет собой систему наблюдений за состоянием этих территорий и находящихся на них природных объектов для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза состояния, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
2. Ведение мониторинга особо охраняемых природных территорий Свердловской области осуществляется Свердловским областным комитетом по охране природы за счет бюджета Свердловской области и внебюджетных экологических фондов.
3. Порядок осуществления мониторинга особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Экологическая экспертиза по вопросам организации, использования и ликвидации особо охраняемых природных территорий
1. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой сохранения особо охраняемых природных территорий.
2. Экологической экспертизе подлежат материалы по организации, использованию и ликвидации особо охраняемых природных территорий, проекты размещения и строительства предприятий, сооружений и иных объектов на особо охраняемых природных территориях или в непосредственной близости от них, а также материалы, обосновывающие необходимость изъятия природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы определяется законодательством Российской Федерации.
4. По инициативе общественности может проводиться также независимая общественная экологическая экспертиза.
Статья 19. Государственный контроль в сфере охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий
1. Задачей государственного контроля в сфере охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий является обеспечение соблюдения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами требований настоящего закона, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
2. Государственный контроль в сфере охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляется Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Свердловской области, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды в соответствии с их полномочиями.
Статья 20. Участие общественных организаций и граждан в охране и функционировании особо охраняемых природных территорий Свердловской области
1. Неправительственные организации, граждане и их объединения оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы при осуществлении этих мероприятий учитывают предложения неправительственных организаций, граждан и их объединений.
2. Неправительственные организации, граждане и их объединения могут создавать общественные фонды поддержки государственных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий. Вопросы предоставления налоговых льгот для этих фондов решаются органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Расходование средств подобных фондов на цели, не связанные с обеспечением организации и функционированием особо охраняемых территорий, запрещается.
Раздел IV. Экономический механизм охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий
Статья 21. Система экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий
Система экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий включает в себя:
1) учет и социально-экономическую оценку особо охраняемых природных территорий;
2) финансирование особо охраняемых природных территорий;
3) экономическое стимулирование природоохранных учреждений (особо охраняемых природных территорий), их работников, а также граждан, принимающих участие в охране и восстановлении особо охраняемых природных территорий;
4) экономическую ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
Статья 22. Учет и социально-экономическая оценка особо охраняемых природных территорий
Учет и социально-экономическая оценка особо охраняемых природных территорий обеспечивается:
1) ведением государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий;
2) ведением летописи природы (для государственных природных заповедников) или дневника фенологических наблюдений (для иных особо охраняемых природных территорий);
3) учетом посетителей (для особо охраняемых природных территорий, положением о которых предусмотрены прием и обслуживание посетителей);
4) учетом проведенных культурно-просветительных мероприятий и результатов научных исследований.
Статья 23. Финансирование особо охраняемых природных территорий
1. Финансирование создания и содержания особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется за счет средств:
- областного бюджета;
- областного экологического фонда;
- областного фонда воспроизводства природных ресурсов и наследия будущих поколений, за счет собственных средств природоохранных учреждений, в том числе полученных от деятельности, не противоречащей их задачам;
- субвенций из федерального экологического фонда; средств предприятий, учреждений, организаций, на которые решением об организации особо охраняемых природных территорий возложена обязанность осуществлять их содержание и охрану;
- других финансовых источников, не запрещенных законом.
Финансирование осуществляется в установленном Правительством Свердловской области порядке на основе областной программы и ежегодных планов развития особо охраняемых природных территорий области в соответствии с представленными дирекциями особо охраняемых природных территорий ежегодными сметами расходов и отчетами об исполнении смет расходов за предшествующий год (при отсутствии дирекций сметы и отчеты представляют соответствующие специально уполномоченные государственные органы).
2. Финансирование создания и содержания особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, местных экологических фондов, за счет средств, полученных этими природоохранными учреждениями от деятельности, не противоречащей их задачам, субвенций из областного экологического фонда, областного фонда воспроизводства природных ресурсов и наследия будущих поколений, а также других источников, не запрещенных законом. Порядок финансирования определяется органами исполнительной власти местного самоуправления, а также по взаимной договоренности органов исполнительной власти местного самоуправления и Правительства Свердловской области. Финансирование организации мероприятий, проводимых на территории ведомственных (внутрихозяйственных) заказников, осуществляется предприятиями (организациями), в ведении которых они находятся. При необходимости для финансирования этих работ могут привлекаться средства местных либо областных внебюджетных фондов.
3. Все заявки на бюджетное финансирование работ по охране особо охраняемых природных территорий независимо от их значения подлежат согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы либо с его территориальным подразделением (для особо охраняемых природных территорий местного значения).
Статья 24. Предпринимательская деятельность природоохранных учреждений, созданных на базе особо охраняемых природных территорий и зарегистрированных в качестве юридического лица со статусом некоммерческих организаций
1. Природоохранные учреждения, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве некоммерческих организаций, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность при условии расходования полученной прибыли для достижения целей, ради которых созданы эти учреждения.
2. Прибыль соответствующих природоохранных учреждений может образовываться за счет средств, получаемых от учебно-просветительной, научной, рекламно-издательской, рекреационной (кроме заповедников и микрозаповедников) и иной предпринимательской деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам.
3. Запрещается предпринимательская деятельность, могущая привести к истощению и загрязнению природной среды на особо охраняемых природных территориях и вблизи них, а также нарушающая установленный для них режим особой охраны.
4. Для природных парков по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы, соответствующими органами исполнительной власти местного самоуправления или Правительства Свердловской области, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория, их дирекциям (администрациям) разрешается сдавать в аренду находящиеся в их пользовании земельные участки в целях организации обслуживания посетителей парка с зачислением получаемой арендной платы на счета своих природоохранных учреждений.
Статья 25. Экономическое стимулирование природоохранных учреждений (особо охраняемых природных территорий) и их работников, а также граждан
1. Систему экономического стимулирования природоохранных учреждений (особо охраняемых природных территорий) образуют специальные льготы и санкции в сфере бюджетно-налоговой, финансово-кредитной, амортизационной, таможенной и других направлений внутренней и внешней политики государства, экологические фонды, областной фонд воспроизводства природных ресурсов и наследия будущих поколений, материальное стимулирование и страхование работников этих учреждений и другие направления стимулирования.
2. Вопросы предоставления налоговых льгот для природоохранных организаций, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, а также для организаций, оказывающих им материальную и финансовую помощь, решаются органами государственной власти Российской Федерации, Свердловской области и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
3. Работники природоохранных учреждений, добившиеся наибольших успехов в работе, по представлению дирекции (администрации) учреждений и по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы премируются за счет средств специально выделенной статьи сметы областного экологического фонда.
4. Граждане, принимающие активное участие в охране и обеспечении нормального функционирования особо охраняемых природных территорий, имеют право на льготы, установленные для работников особо охраняемых природных территорий и объектов, и поощряются администрацией этих особо охраняемых природных территорий, органами местного самоуправления или Правительством Свердловской области морально или материально. Материальное поощрение может осуществляться как за счет средств, предусмотренных на эти цели соответствующими бюджетами, так и за счет средств соответствующих внебюджетных экологических фондов.
Раздел V. Порядок организации особо охраняемых природных территорий
Статья 26. Порядок организации особо охраняемых природных территорий федерального значения
1. Особо охраняемые природные территории федерального значения (государственные природные заповедники, национальные парки, государственные заказники и памятники природы федерального значения и др.) образуются по представлению органов государственной власти Свердловской области и Свердловского областного комитета по охране природы постановлением Правительства Российской Федерации.
2. Материалы, обосновывающие организацию особо охраняемых природных территорий федерального значения и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.
3. Положение об организуемой особо охраняемой природной территории федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
4. На землях, прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков, могут создаваться охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
5. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка принимается Правительством Свердловской области, которое утверждает и Положение об охранной зоне.
Статья 27. Порядок организации особо охраняемых природных территорий, имеющих межрегиональное значение
1. Межрегиональные природные парки и этно-природные зоны образуются по представлению и по согласованию с областным комитетом по охране природы на основе соглашений между Правительством Свердловской области и органами исполнительной власти сопредельных с областью субъектов Российской Федерации.
2. Материалы, обосновывающие организацию межрегиональных природных парков и этно-природных зон и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.
3. Положения о межрегиональных природных парках и этно-природных зонах утверждаются совместно органами исполнительной власти областей, на территории которых они расположены.
Статья 28. Порядок организации особо охраняемых природных территорий областного значения
1. Особо охраняемые природные территории областного значения образуются по представлению соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране и использованию отдельных природных объектов по согласованию с органами местного самоуправления, Свердловским областным комитетом по охране природы и Правительством Свердловской области.
2. Материалы, обосновывающие организацию особо охраняемых природных территорий областного значения и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.
3. Положение об организуемой особо охраняемой природной территории областного значения утверждается Правительством Свердловской области.
4. В случае необходимости допускается по согласованию с Правительством Российской Федерации изъятие земельных участков у их собственников, владельцев и пользователей для организации природных парков, государственных заказников, памятников природы и микрозаповедников.
Статья 29. Порядок организации особо охраняемых природных территорий местного значения
1. Особо охраняемые природные территории местного значения (кроме ведомственных заказников) образуются постановлением органов местного самоуправления в рамках их (или переданных им Правительством Свердловской области) полномочий по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.
2. Свердловским областным комитетом по охране природы и другими областными подразделениями специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации разрабатываются, а Правительством Свердловской области утверждаются Типовые положения об особо охраняемых природных территориях местного значения.
3. Материалы, обосновывающие образование особо охраняемых природных территорий местного значения (кроме ведомственных заказников) и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.
4. Положение об организуемой особо охраняемой природной территории, разработанное на основе соответствующего Типового положения, утверждается постановлением органа местного самоуправления.
5. Ведомственные (внутрихозяйственные) заказники образуются решением предприятия (организации) - пользователя природными ресурсами. Им же утверждается Положение о ведомственном заказнике.
6. При необходимости установления более жесткого режима охраны ведомственного заказника (выходящего за пределы полномочий пользователя) такой режим устанавливается по представлению соответствующего предприятия (организации) органом местного самоуправления по согласованию с территориальными подразделениями Свердловского областного комитета по охране природы. Им же в этом случае утверждается Положение о ведомственном заказнике.
Раздел VI. Статус, задачи и режим особо охраняемых природных территорий
Глава 1. Статус, задачи и режим государственных природных заповедников
Статья 30. Статус, задачи и режим государственных природных заповедников
Статус, задачи и режим государственных природных заповедников устанавливаются Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Глава 2. Статус, задачи и режим национальных парков
Статья 31. Статус, задачи и режим национальных парков
Статус, задачи и режим национальных парков устанавливаются Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях".
Глава 3. Статус, задачи и режим межрегиональных природных парков
Статья 32. Статус и задачи межрегиональных природных парков
1. Межрегиональные природные парки - природоохранительные рекреационные учреждения, на территории (акватории) которых находятся природные комплексы и объекты межрегионального значения, имеющие большую рекреационную, эстетическую и экологическую ценность, а также предназначенные для использования в природоохранных целях и целях отдыха населения региона.
2. Задачами межрегиональных природных парков являются сохранение природных комплексов и объектов межрегионального значения, находящихся одновременно на территории Свердловской области и территории сопредельных субъектов федерации, имеющих большую экологическую, эстетическую и рекреационную ценность, и использование их в целях охраны природы, экологического воспитания и отдыха населения Свердловской области и соответствующего субъекта федерации. Межрегиональные природные парки являются некоммерческими организациями. Межрегиональные природные парки располагаются на государственных землях, переданных им в бессрочное (постоянное) пользование, а также на землях других владельцев.
Статья 33. Режим межрегиональных природных парков
Режим межрегиональных природных парков аналогичен режиму природных парков и устанавливается в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях" и конкретизируется в Положении о межрегиональном природном парке.
Глава 4. Статус, задачи и режим природных парков
Статья 34. Статус и задачи природных парков
1. Природные парки - природоохранительные рекреационные учреждения, на территории (акватории) которых находятся природные комплексы и объекты областного значения, имеющие большую рекреационную, эстетическую и экологическую ценность, а также предназначенные для использования в природоохранных целях и целях отдыха населения региона.
2. Задачами природных парков являются сохранение природных комплексов и объектов областного значения, имеющих большую экологическую, эстетическую и рекреационную ценность, и использование их в целях охраны природы, экологического воспитания и отдыха населения Свердловской области. Природные парки являются некоммерческими организациями. Территории природных парков располагаются на государственных землях, переданных им в бессрочное (постоянное) пользование, а также на землях других владельцев.
Статья 35. Режим природных парков
Режим природного парка определяется Положением о нем в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Глава 5. Статус, задачи и режим ландшафтных парков
Статья 36. Статус и задачи ландшафтных парков
1. Ландшафтные парки - природоохранительные учреждения, имеющие сравнительно небольшую площадь в пределах одного административного района Свердловской области, на территории (акватории) которого находятся интересные и ценные природные комплексы и объекты местного значения, имеющие значительную рекреационную и экологическую ценность, и которые предназначены для активного отдыха и туризма населения, а также сохранения местных природных ресурсов.
2. Задачами ландшафтных парков являются сохранение, восстановление и неистощительное рекреационное использование уникальных либо типичных для данной местности ландшафтов, представляющих экологическую, эстетическую и рекреационную ценность, в целях организации активного отдыха и туризма местного населения и охраны природной среды. Ландшафтные парки являются некоммерческими организациями.
Статья 37. Режим ландшафтных парков
На территории ландшафтного парка может быть ограничена либо запрещена полностью или частично всякая хозяйственная деятельность, могущая причинить вред охраняемому ландшафту, в том числе:
- изыскательские, буровые, взрывные работы;
- все виды рубок, кроме санитарных и ландшафтно-формирующих, распашка, сенокошение, заготовка живицы, шишек, плодов, лекарственно-технического сырья, других видов лесных пользований;
- строительство дорог, линий электропередач, прокладка водоводов, газо-, нефте-, продуктопроводов, иных коммуникаций;
- устройство палаточных городков, туристических стоянок, проход туристических групп вне отведенных для этого мест;
- отвод земельных участков под все виды застройки, в том числе под коллективные сады;
- другие виды хозяйственной деятельности.
На территории ландшафтного парка могут выделяться зоны заповедного режима с полным запретом хозяйственной деятельности. Особенности режима конкретного ландшафтного парка определяются в ходе государственной экологической экспертизы и отражаются в Положении, утверждаемом постановлением органа местного самоуправления по согласованию с территориальным подразделением Свердловского областного комитета по охране природы.
Глава 6. Статус, задачи и режим микрозаповедников
Статья 38. Статус и задачи микрозаповедников
1. Микрозаповедниками являются уникальные типы природных объектов небольшой площади, предназначенные для охраны и восстановления ценных и редких видов живых организмов (в т.ч. занесенные в Красные книги) и среды их обитания.
2. Задачами микрозаповедников являются сохранение и восстановление локальных мест обитания, размножения и концентрации ценных, редких и исчезающих видов грибов, растений и животных, имеющих особое значение для сохранения популяций этих видов.
3. Объявление микрозаповедников может осуществляться с изъятием земельных участков у собственников, владельцев, пользователей по решению Правительства Свердловской области. Микрозаповедники могут быть областного либо местного значения.
Статья 39. Режим микрозаповедников
На территории микрозаповедников запрещаются все виды хозяйственной деятельности (включая рекреационную), все виды рубок леса, распашка земель, применение химических и биологических средств борьбы с вредителями леса и сельского хозяйства, удобрений и ядохимикатов. Особенности режима, использования в научных и природоохранных целях конкретного микрозаповедника и его охраны определяются Положением, принимаемым Правительством Свердловской области (для микрозаповедников областного значения) либо соответствующим органом местного самоуправления (для микрозаповедников местного значения) по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.
Глава 7. Статус, задачи и режим этно-природных зон
Статья 40. Статус и задачи этно-природных зон
1. Этно-природные зоны - малоизмененные природные территории достаточной площади, имеющие особое экологическое и историко-культурное значение и являющиеся родовыми охотничье-рыболовными и оленеводческими угодьями коренного населения (в том числе малочисленных народов и этнических групп).
2. Задачами этно-природных зон являются сохранение территорий, имеющих особое экологическое и историко-культурное значение, обеспечение традиционного образа жизни малочисленных народов и этнических групп, а также сохранение и рациональное использование местных природных ресурсов.
Статья 41. Режим этно-природных зон
1. Семьям малочисленных народов и этнических групп предоставляется на переданных им территориях этно-природных зон исключительное право на охоту, рыболовство и другие виды пользования животным и растительным миром. На этих территориях не допускаются какие-либо действия, влияющие на природную среду, без согласия населения, проживающего на соответствующих территориях.
2. Использование на территориях этно-природных зон ресурсов растительного и животного мира лицами, не входящими в состав семей, которым переданы эти угодья, допускается только с разрешения их владельцев.
3. Особенности режима и функционирования этно-природной зоны определяются в Положении о ней, утверждаемом Правительством Свердловской области по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы, а для межрегиональных этно-природных зон - соглашениями между Правительством Свердловской области и органами исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации.
Глава 8. Статус, задачи и режим государственных заказников
Статья 42. Статус и задачи государственных заказников
1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
2. Задачами государственных заказников являются сохранение природных комплексов в естественном состоянии, сохранение, воспроизводство и восстановление отдельных компонентов природной среды либо природных ресурсов.
3. Государственные заказники могут быть:
1) комплексными, предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов;
2) ландшафтными, предназначенными для сохранения и восстановления живописного либо редкого пейзажа;
3) биологическими (ботаническими, охотничьими, ихтиологическими, энтомологическими и т.п.), предназначенными для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном, научном, культурном отношении, а также редких и исчезающих видов растений или животных;
4) гидрологическими ( озерными или речными ), предназначенными для сохранения и восстановления естественного режима ценных водных объектов и экосистем, а также прилегающих участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;
5) геологическими, предназначенными для сохранения ценных или редких геологических объектов и комплексов;
6) палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест палеонтологических находок и ископаемых объектов;
7) почвенными, предназначенными для сохранения и восстановления уникальных или типичных для области почв;
8) геоморфологическими, предназначенными для сохранения уникальных или типичных форм рельефа и связанных с ним элементов ландшафта, имеющих научно-познавательное или эстетическое значение (карстовые формы, горные и речные террасы, останцы, скалы оригинальной формы, пещеры и др.);
9) археологическими, предназначенными для сохранения имеющих научное значение ископаемых (раскопы) или иных (наскальные рисунки и др.) следов деятельности человека доисторического периода (если они не отнесены к историко-культурным заказникам);
10) болотными, предназначенными для сохранения различных типов болот и поддерживания процессов развития болотных экосистем. Объявление территории государственным заказником возможно с изъятием у собственников, владельцев и пользователей земельных участков либо без таковой, что определяется в ходе государственной экологической экспертизы.
4. Государственные заказники могут являться юридическими лицами (в этом случае образуется дирекция государственного заказника) либо нет.
Статья 43. Режим государственных заказников
1. На территории государственных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственного заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Такими видами деятельности могут быть:
- отвод земельных участков под все виды хозяйственной деятельности, застройку, коллективные сады и т.п.;
- рубки главного пользования и другие виды рубок леса, заготовка живицы, шишки, орехов, ягод, плодов, семян, лектехсырья и другие виды побочного лесного пользования;
- строительство зданий, сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередач и иных коммуникаций;
- промысловая, любительская охота, лов рыбы, иные виды пользования животным миром;
- сбор зоологических, ботанических, минералогических коллекций, а также палеонтологических образцов;
- распашка земель, применение ядохимикатов, минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и иных химических, а также биологических средств;
- сенокошение, прогон и выпас скота;
- любые виды загрязнения территории и акватории (включая промышленные выбросы и выбросы от автотранспорта);
- изыскательские, взрывные и буровые работы;
- проезд, стоянка и мойка автомототранспорта, судов и иных плавсредств;
- устройство туристских площадок и лагерей, прохождение туристических групп, любые формы организованного и неорганизованного отдыха;
- иные виды хозяйственной деятельности.
На территории государственного заказника запрещаются любые виды хозяйственной деятельности, противоречащие целям его создания. Не допускается хозяйственное использование компонентов природной среды и природных комплексов, в интересах сохранения и восстановления которых создавался этот государственный заказник. Режимные мероприятия, направленные на сохранение и восстановление компонентов природной среды и природных комплексов, не могут сочетаться с одновременным вовлечением их в хозяйственную деятельность.
2. Особенности режима каждого государственного заказника в зависимости от его профиля, а также значение заказника определяются в ходе государственной экологической экспертизы и отражаются в Положении о нем, утверждаемом Правительством Российской Федерации (для заказников федерального значения) или Правительством Свердловской области (для заказников областного значения) по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.
Глава 9. Статус, задачи и режим защитных участков территорий и акваторий
Статья 44. Статус и задачи защитных участков территорий и акваторий
Защитные участки территорий (акваторий) - участки территорий (акваторий), выделяемые для охраны мест обитания (в том числе мест размножения, зимовок, концентраций) отдельных видов редких либо ценных в хозяйственном отношении растений и животных (защитные участки леса вокруг глухариных токов, нерестилищ ценных видов рыб, защитные участки по берегам рек, заселенных бобрами и т.д.).
Статья 45. Режим защитных участков территорий и акваторий
1. На защитных участках территорий и акваторий запрещается любая хозяйственная деятельность, препятствующая нормальному осуществлению жизненных циклов соответствующих видов растений или животных (рубка леса, заготовка живицы, распашка земель и т.п.).
2. Особенности режима конкретных участков территорий и акваторий, их площадь и границы определяются в ходе государственной экологической экспертизы и устанавливаются постановлением Правительства Свердловской области об организации этих участков, принимаемым по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.
Глава 10. Статус, задачи и режим ведомственных (внутрихозяйственных) заказников
Статья 46. Статус и задачи ведомственного (внутрихозяйственного) заказника
1. Ведомственные (внутрихозяйственные) заказники - территории (акватории), имеющие важное значение для сохранения и воспроизводства отдельных видов ресурсов растительного и животного мира, в которых заинтересованы местные природопользователи (предприятия и организации лесного, охотничьего и рыбного хозяйства и др.).
2. Задачами ведомственного (внутрихозяйственного) заказника являются сохранение и восстановление ресурсов животного или растительного мира в целях организации рационального, неистощительного пользования этими ресурсами.
3. Ведомственный (внутрихозяйственный) заказник образуется без изъятия земель и без образования юридического лица.
Статья 47. Режим ведомственного (внутрихозяйственного) заказника
1. На территории ведомственного (внутрихозяйственного) заказника решением природопользователя ограничивается либо запрещается полностью или частично соответствующий вид (виды) природопользования.
2. По представлению природопользователя и по согласованию с территориальным подразделением Свердловского областного комитета по охране природы постановлением органа местного самоуправления в рамках полномочий, переданных ему Правительством Свердловской области, могут быть дополнительно ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности, в том числе все виды рубок леса, заготовка живицы и другие виды побочных лесных пользований, сенокошение, пастьба и прогон скота, применение ядохимикатов, минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, других химических веществ, отвод земельных участков под застройку, коллективные сады и т.п., посещение этой территории людьми в период размножения животных (цветения растений) и др.
Глава 11. Статус, задачи и режим водоохранных зон и прибрежных полос
Статья 48. Статус и задачи водоохранных зон и прибрежных полос
1. Водоохранная зона - территория, прилегающая к акваториям водоемов (рек, ручьев, озер и водохранилищ), на которой устанавливается специальный режим, направленный на предотвращение загрязнения вод, а также эрозии почв на этой территории, сохранение прибрежной растительности и условий для обитания диких животных. В состав водоохранных зон включаются запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов (водоохранные леса), поймы рек, надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренных берегов, балки и овраги, непосредственно впадающие в речную долину, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, а также (в необходимых случаях) участки акватории.
2. Водоохранные зоны и прибрежные полосы создаются без образования юридического лица. Решение о создании водоохранных зон и прибрежных полос принимается Правительством Свердловской области. В решении указываются их размеры, режим, источники финансирования работ по их обозначению на местности, а также юридические лица (органы лесного хозяйства, охотхозяйственные, рыбохозяйственные и сельскохозяйственные предприятия), которым под охрану передаются водоохранные зоны и прибрежные полосы.
3. Ширина водоохранных зон устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с Водным законодательством Российской Федерации.
4. В пределах водоохранных зон по берегам водоемов выделяются прибрежные полосы, представляющие собой территории с особо строгим ограничением хозяйственной деятельности. В прибрежных полосах сохраняется либо восстанавливается древесно-кустарниковая растительность.
Статья 49. Режим водоохранных зон и прибрежных полос
В пределах водоохранных зон водных объектов и прибрежных защитных полос запрещаются:
- все виды рубок, кроме рубок реконструкции древостоев, санитарных рубок, рубок ухода и прочих рубок (без права вырубки дуплистых деревьев и деревьев, пригодных для гнездования хищных птиц, занесенных в Красные книги), проводимых по ходатайству органов лесного и водного хозяйства, охотхозяйственных и рыбохозяйственных предприятий и организаций в целях усиления их водоохранной роли и улучшения их качества как среды обитания диких животных, эти рубки проводятся с разрешения Свердловского областного комитета по охране природы под контролем его территориальных подразделений;
- строительство промышленных предприятий;
- проведение авиационно-химических работ и наземных способов применения ядохимикатов и минеральных удобрений без их заделки в почву, устройство площадок для заправки ими аппаратуры и агрегатов, а также устройство взлетно-посадочных полос для ведения авиационно-химических работ;
- размещение животноводческих комплексов, ферм и оросительных систем с использованием навозосодержащих сточных вод, мест захоронения и складирования навоза;
- устройство складов горюче-смазочных материалов, гаражей, заправка топливом, мойка и ремонт автотракторного парка;
- устройство свалок мусора и отходов;
- мочка мочал и кож;
В пределах прибрежных защитных полос, кроме того, запрещаются:
- распашка земель;
- выпас и организация летних лагерей скота;
- любое применение ядохимикатов и удобрений;
- любое строительство и расширение существующих объектов, в том числе баз отдыха, палаточных городков.
Использование территории водоохранных зон водных объектов для строительства баз отдыха, санаториев, курортов в виде исключения может быть допущено в каждом отдельном случае специальными решениями Правительства Российской Федерации или Правительства Свердловской области после государственной экологической экспертизы такого строительства.
Глава 12. Статус, задачи и режим памятников природы
Статья 50. Статус и задачи памятников природы
1. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные объекты и комплексы естественного и полукультурного происхождения. В памятники природы могут включаться участки степей, ценные лесные насаждения, пруды, озера, участки рек, болота и болотно-озерные комплексы, геоморфологические, геологические, палеонтологические, археологические и другие объекты.
2. Задачей памятников природы является сохранение уникальных, редких или хорошо сохранившихся типичных природных объектов и комплексов, имеющих исключительное или важное заповедное, научное, экологическое, краеведческое, эстетическое значение, а также прилегающих к ним территорий. Площадь памятника природы не может превышать 1000 га.
3. Объявление природных объектов и комплексов и прилежащих к ним территорий памятниками природы может осуществляться с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев, пользователей этих участков. Памятники природы организуются без образования юридического лица. Памятники природы могут иметь федеральное либо областное значение.
Статья 51. Режим памятников природы
1. Природные комплексы и объекты и прилегающие к ним территории, объявляемые памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде или ухудшающая его состояние и охрану.
2. Особенности режима и значение конкретного памятника природы определяются в ходе государственной экологической экспертизы и отражаются в паспорте, оформляемом Свердловским областным комитетом по охране природы. Этим же органом определяется предприятие, учреждение, организация, под охрану которых передается памятник природы, а также должностные лица, ответственные за его охрану и состояние.
Глава 13. Статус, задачи и режим генетических резерватов
Статья 52. Статус и задачи генетических резерватов
1. Генетические резерваты - участки естественных или культурных лесов, уникальные или типичные по своим лесоводственным, лесорастительным или генетико-селекционным показателям в условиях определенного природноклиматического района, имеющие важное значение для сохранения генетического фонда лесообразующих пород.
2. Задачей генетических резерватов является сохранение генетического фонда ценных лесообразующих пород.
Статья 53. Режим генетических резерватов
1. На территории генетических резерватов запрещается всякая хозяйственная деятельность, угрожающая их сохранности или нарушающая естественный ход развития лесных экосистем.
2. Особенности режима конкретного генетического резервата определяются в постановлении о его организации, принимаемом органом исполнительной власти по ходатайству органов лесного хозяйства и по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.
3. Для обеспечения устойчивости насаждений генетических резерватов вокруг них создаются специальные охранные (буферные) зоны. Размер этих зон устанавливается конкретно для каждого объекта с учетом его местонахождения и площади.
Глава 14. Статус, задачи и режим лесопарков
Статья 54. Статус и задачи лесопарков
1. Лесопарк - часть лесов государственного лесного фонда, входящая в 1 группу лесов, предназначенная для отдыха населения и выполняющая преимущественно санитарно-гигиеническую и оздоровительную функцию.
2. Одним из условий, необходимых для организации лесопарков, является расположенность лесных территорий вблизи городов и населенных пунктов, обладающих привлекательностью ландшафта и эстетически ценными лесными насаждениями.
3. Задачами лесопарков являются организация наиболее благоприятных условий для активного отдыха граждан в лесной среде, благоприятной для интенсивного рекреационного использования, а также сохранение природной среды.
Статья 55. Режим лесопарков
1. На территории лесопарков запрещаются любые работы, направленные на сведение лесов и снижение эстетической и санитарной функции леса, а также пастьба скота, промысловая заготовка лекарственных растений, технического сырья, грибов, ягод, плодов, орехов, древесных соков, разведение костров, стоянка и мойка автотранспортных средств, организация свалок мусора.
2. На территории лесопарков допускается комплекс биолого-лесоводных мероприятий, включающих в себя рубки ухода за лесом, санитарные рубки с уборкой свежих и старых сухостоев, усыхающих, больных и опасных в ветровальном отношении деревьев, уборку от захламленности, лесовосстановительные мероприятия, мероприятия по охране и воспроизводству фауны. Допускается любительский сбор грибов, ягод, плодов и орехов.
3. Администрация парка (либо дирекция лесхоза, в ведении которого находится лесопарк) осуществляет комплекс мер, направленных на правильное использование лесных территорий в целях рекреации и благоустройства лесопарков, а также охрану его природных комплексов.
4. На территории лесопарков могут выделяться следующие зоны:
- зона активного отдыха, предусматривающая организацию и благоустройство мест массового отдыха населения;
- зона прогулочно-маршрутного отдыха, предусматривающая организацию и благоустройство прогулочных и познавательных маршрутов различного массового назначения;
- зона эпизодического (сезонного) посещения, предназначенная для организации специальных учебно-познавательных маршрутов, а также выделения зон покоя животных.
Глава 15. Статус, задачи и режим ботанических садов и
дендрологических парков
Статья 56. Статус, задачи и режим ботанических садов
1. Ботанические сады - охраняемые территории искусственного происхождения, в пределах которых создаются специальные коллекции диких и культурных растений в целях сохранения разнообразия и генетического фонда растительного мира и для обеспечения научной, учебно-просветительной и рекреационной деятельности.
2. Статус, задачи и режим особой охраны ботанических садов определяются статьями 28 и 29 Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Статья 57. Статус, задачи и режим дендрологических парков
1. Дендрологические парки - охраняемые природные территории искусственного происхождения, в пределах которых создаются специальные экспозиции древесных растений в рекреационных и познавательных целях.
2. Статус, задачи и режим особой охраны дендрологических парков определяются статьями 28 и 29 Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Глава 16. Статус, задачи и режим лечебно-оздоровительных
местностей и курортов
Статья 58. Статус, задачи и режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Задачи, статус и режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяются статьями 31 и 32 Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях" и Федеральным Законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Раздел VII. Основания и порядок ликвидации особо охраняемых
природных территорий
Статья 59. Основания и порядок ликвидации особо охраняемых природных территорий
1. Государственные природные заповедники и национальные парки создаются навечно и ликвидации не подлежат.
2. Иные особо охраняемые природные территории могут быть ликвидированы по следующим основаниям:
1) истечении установленного срока организации, если его продление признано государственной экологической экспертизой нецелесообразным;
2) миновании надобности в особой охране данной территории (если охраняемые объекты перестали нуждаться в особой охране или объекты, для охраны которых организована особо охраняемая природная территория, прекратили свое существование в результате пожаров, катастроф и т.п. и их восстановление стало невозможным).
3. Особо охраняемые природные территории (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков) федерального значения могут быть ликвидированы решением Правительства Российской Федерации по согласованию с Правительством Свердловской области и специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по охране окружающей природной среды.
4. Межрегиональные природные парки могут быть ликвидированы совместным решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с комитетом по охране природы.
5. Особо охраняемые природные территории областного значения могут быть ликвидированы решением Правительства Свердловской области по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.
6. Особо охраняемые природные территории местного значения (кроме ведомственных заказников) могут быть ликвидированы решением органов местного самоуправления по согласованию со Свердловским областным комитетом по охране природы.
7. Внутрихозяйственные заказники могут быть ликвидированы решением предприятия (организации), его организовавшего.
Раздел VIII. Организация охраны особо охраняемых природных
территорий
Статья 60. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях федерального значения
1. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях федерального значения осуществляется в соответствии с Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях" и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области.
2. Права должностных лиц, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий федерального значения, определяются Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об этих территориях и должностными инструкциями.
Статья 61. Охрана природных комплексов и объектов на территории межрегиональных природных парков
1. На территории межрегиональных природных парков охрана природных комплексов осуществляется специальной инспекцией по охране территории межрегионального парка, работники которой входят в штат межрегионального парка.
2. Директор межрегионального природного парка и его заместители являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территорий межрегиональных природных парков.
Статья 62. Охрана особо охраняемых природных территорий областного значения
1. Охрана территорий природных парков осуществляется специальной службой охраны, работники которой входят в штат природного парка.
2. Директор природного парка и его заместители являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территорий природных парков.
3. Охрана территорий государственных заказников осуществляется службой охраны этих заказников (где такая служба имеется) или должностными лицами соответствующих специально уполномоченных государственных органов.
4. Охрана памятников природы и других особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется должностными лицами специально уполномоченных государственных органов, а также органов, предприятий, организаций и учреждений, на которые охрана этих территорий возложена постановлением Правительства Свердловской области.
5. Должностные лица, осуществляющие охрану особо охраняемых природных территорий областного значения, несут персональную ответственность за их состояние и охрану.
6. Для охраны особо охраняемых природных территорий областного значения могут создаваться специальные подразделения по их охране. Положение о таких подразделениях утверждается Правительством Свердловской области.
7. Охрана особо охраняемых природных территорий областного значения может осуществляться также общественными инспекциями по охране природы в соответствии с положениями о них.
Статья 63. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения
1. Охрана ландшафтных парков осуществляется специальной службой охраны, работники которой входят в штат ландшафтного парка.
2. Охрана ведомственных (внутрихозяйственных) заказников осуществляется должностными лицами предприятий (организаций), их образовавших.
3. Охрана иных особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, на которые охрана этих территорий возложена постановлениями органов местного самоуправления, а также должностными лицами соответствующих специально уполномоченных государственных органов.
4. Для охраны особо охраняемых природных территорий местного значения могут создаваться специальные подразделения по их охране. Положение о таких подразделениях утверждается органом местного самоуправления.
5. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения может осуществляться также общественными инспекциями по охране природы в соответствии с положениями о них.
Статья 64. Права должностных лиц, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий
1. Должностные лица, на которых возложена охрана особо охраняемых природных территорий межрегионального, областного и местного значения, имеют право:
1) проверять у лиц, находящихся на этих территориях, разрешение на право пребывания на них;
2) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях и на территориях охранных зон, прилегающих к ним;
3) задерживать на особо охраняемых природных территориях лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации и Свердловской области об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
4) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима особо охраняемых природных территорий, к административной ответственности;
5) изымать у нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
6) производить на особо охраняемых природных территориях досмотр транспортных средств, личных вещей;
7) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на особо охраняемых природных территориях, для проверки соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях;
8) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особо охраняемых природных территорий.
2. Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране особо охраняемых природных территорий, помимо указанных в части 1 данной статьи, предоставляется также право:
1) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму особо охраняемых природных территорий;
2) налагать административные взыскания за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях;
3) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам особо охраняемых природных территорий в результате нарушений установленного режима особо охраняемых природных территорий;
4) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
3. Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий, пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
4. Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий, при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройство для принудительной остановки транспорта, служебных собак. Они обеспечиваются также средствами индивидуальной защиты.
5. Должностным лицам, уполномоченным на охрану особо охраняемых природных территорий, при исполнении служебных обязанностей разрешено ношение служебного огнестрельного оружия. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
6. Иные права должностных лиц, уполномоченных на охрану особо охраняемых природных территорий, определяются положениями об этих территориях и должностными инструкциями.
7. Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий, подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
8. Перечень должностей и организаций, на которые распространяются права, предоставляемые настоящей статьей, утверждается Правительством Свердловской области.
Раздел IX. Разрешение споров в области охраны и использования
особо охраняемых природных территорий. Ответственность за нарушение
законодательства об особо охраняемых природных территориях
Глава 17. Разрешение споров в области охраны и использования особо
охраняемых природных территорий
Статья 65. Разрешение споров
Споры в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также имущественные споры, связанные с причинением вреда особо охраняемым природным территориям, подлежат рассмотрению в административном или судебном порядке.
Глава 18. Ответственность за нарушение законодательства об особо
охраняемых природных территориях
Статья 66. Виды ответственности
1. За нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях могут применяться следующие виды ответственности:
- дисциплинарная;
- административная;
- гражданско-правовая;
- уголовная.
2. Условия и порядок применения указанных в ч. 1 настоящей статьи видов ответственности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Статья 67. Возмещение ущерба
Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном размере ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Раздел X. Межрегиональное и международное сотрудничество и договоры
Статья 68. Межрегиональное и международное сотрудничество и договоры
Свердловская область поддерживает, развивает сотрудничество и обмен опытом в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий с соседними областями и другими регионами Российской Федерации, а также с зарубежными странами и заключает соответствующие договоры. Международные договоры, имеющие отношение к охране особо охраняемых природных территорий, заключенные Российской Федерацией, действуют на территории Свердловской области.
Губернатор
Свердловской области
Э.Э. Россель
13 декабря 1995 года
N 35-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областной Закон от 13 декабря 1995 г. N 35-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях, расположенных в Свердловской области"
Текст закона опубликован в "Областной газете" от 20 декабря 1995 г., N 136, стр. 2-4
Законом Свердловской области от 21 ноября 2005 г. N 105-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Свердловской области от 23 июля 2001 года N 44-ОЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Свердловской области от 19 ноября 1998 г. N 36-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона