Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 февраля 2010 г. N Ф09-137/10-С1 по делу N А60-26765/2009-С9
Дело N А60-26765/2009-С9
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый Центр МЕРКУРИЙ" (далее - общество, заявитель) и Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" (далее - управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 по делу N А60-26765/2009-С9 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Жулимов И.А. (доверенность от 01.10.2009 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия управления по исполнению решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009; признании незаконным бездействия главы муниципального образования "город Алапаевск" по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009; об обязании управления немедленно приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника - муниципального учреждения "Служба единого заказчика" муниципального образования "город Алапаевск" (за исключением операций по исполнению исполнительных документов); обязании главы муниципального образования "город Алапаевск" немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1; в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов обязать главу муниципального образования "Город Алапаевск" и начальника управления немедленно изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска на 2009 г. в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Дума муниципального образования "город Алапаевск", муниципальное образование "город Алапаевск" в лице главы муниципального образования "город Алапаевск", муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" муниципального образования "город Алапаевск" (далее - учреждение).
Решением суда первой инстанции от 30.09.2009 (судья Плюснина С.В.) в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 (судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н.) решение суда частично отменено. Заявление общества удовлетворено в части признания незаконным бездействия управления по исполнению решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009. Признано незаконным бездействие главы муниципального образования "город Алапаевск" по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009. Главу муниципального образования "город Алапаевск" обязали немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009. В случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009, главу муниципального образования "город Алапаевск" и начальника управления обязали немедленно изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009. В удовлетворении остальной части заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества об обязании управления приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы заявитель, руководствуясь п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), указывает на отсутствие законных оснований для отказа в приостановлении операций по лицевым счетам должника.
Управление в своей кассационной жалобе просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, указав на неправомерное обязание апелляционным судом главы муниципального образования "город Алапаевск", начальника управления немедленно изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска. Управление отмечает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете нарушает права представительного органа местного самоуправления, к числу которых относится Дума муниципального образования "город Алапаевск", уполномоченная самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с учреждения в пользу общества взысканы проценты, начисленные за пользование чужими денежными средствами, и судебные расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 314156,36 руб., а в случае недостаточности денежных средств у данного лица - с муниципального образования "город Алапаевск" за счет его казны.
Во исполнение указанного решения арбитражного суда 26.01.2009 выдан исполнительный лист N 0035107.
Названный исполнительный лист был направлен обществом в управление для исполнения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009 решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 изменено в части распределения судебных расходов, а именно: с учреждения взыскано в пользу общества 8117 руб. 33 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины, в случае недостаточности у учреждения денежных средств названные денежные средства подлежат взысканию с муниципального образования "город Алапаевск" за счет его казны. С учреждения в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 601 руб. 57 коп. госпошлины, а в случае недостаточности у учреждения денежных средств названные денежные средства взыскать с муниципального образования "город Алапаевск" за счет его казны. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Кроме того, с учреждения в пользу общества взысканы 1000 руб. в счет возмещения расходов по кассационной жалобе, а в случае недостаточности у учреждения денежных средств названные денежные средства подлежит взыскать с муниципального образования "город Алапаевск" за счет его казны.
На основании данного постановления выдан исполнительный лист от 04.08.2009 N 0064953, который 07.08.2009 был направлен в управление.
Поскольку в течение трехмесячного срока, установленного п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса, расчет не произведен, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия каких-либо нарушений порядка исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства муниципального бюджета со стороны управления. Судом первой инстанции установлено, что в настоящее время существуют обстоятельства, объективно не позволяющие управлению и главе муниципального образования "город Алапаевск" как главному распорядителю средств муниципального бюджета, своевременно исполнить требования исполнительного листа. Исполнение судебных актов управлением без подтверждения получателя бюджетных средств обязанности оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, невозможно. При этом суд указал на возможность предъявления взыскателем исполнительного документа в службу судебных приставов.
Апелляционный суд отменил решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований: о признании незаконными бездействия управления по исполнению решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009; о признании незаконным бездействия главы муниципального образования "город Алапаевск" по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения названного определения; отказа в обязании главы муниципального образования "город Алапаевск" немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения указанного решения; отказа в обязании главы муниципального образования "город Алапаевск" и начальника управления немедленно изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г. Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения данного решения.
Удовлетворяя заявление общества в названной части, апелляционный суд исходил из того, что бездействие главы муниципального образования "город Алапаевск", выразившееся в необеспечении выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения указанного решения, а также бездействие управления, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Апелляционный суд, руководствуясь ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно указал, что вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009, и выданные на их основе исполнительные листы обязательны для исполнения, в частности, управлением и главой муниципального образования "город Алапаевск".
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (действующего в спорный период) порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса, устанавливающей, в том числе, что списание денежных средств производится с лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Пунктом 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса определено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных учреждений для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности.
В силу п. 2 ст. 242.5 Бюджетного кодекса орган не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган информацию об источнике образования задолженности, о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного листа и платежное поручение на перечисление средств в размере полного или частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации. При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (п. 3, 4 ст. 242.5 Бюджетного кодекса).
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 установлено, что согласно п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение. При этом положения ст. 242.2 Бюджетного кодекса подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, финансовый орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Согласно п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом в управление направлены исполнительные листы, с приложениями заверенных надлежащим образом копий судебных актов, а также заявления с указанием платежных реквизитов.
Исполнительный лист от 26.01.2009 N 0035107 поступил в управление 13.03.2009, в адрес учреждения и администрации муниципального образования "город Алапаевск" 16.03.2009 были направлены уведомления о поступлении исполнительного документа.
Доказательства исполнения управлением вышеназванного решения суда в течение трех месяцев со дня получения исполнительных листов в материалах дела отсутствуют.
При этом, как правильно установлено апелляционным судом, управлением не предпринимались какие-либо действия, направленные на реальное исполнение судебного решения (обращения в Думу муниципального образования с целью внесения изменения в сводную бюджетную роспись, своевременное обращение к главному распорядителю бюджетных средств муниципального образования), доказательства наличия уважительных причин невозможности его исполнения управлением в материалы дела не представлено, в нарушение ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что бездействие управления, выразившееся в непринятии в установленный трехмесячный срок со дня получения исполнительных документов мер по выполнению требований упомянутых исполнительных листов не соответствует действующему законодательству, нарушает права общества на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно удовлетворил заявление общества в указанной части.
Главным распорядителем средств местного бюджета муниципального образования "город Алапаевск" является глава указанного муниципального образования.
Апелляционным судом установлено и из материалов дела следует, что глава муниципального образования "город Алапаевск" не исполнил требования п. 5 ст. 242.5 Бюджетного кодекса, не обеспечив в предусмотренный законом трехмесячный срок выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с требованием должника.
Доказательств обратного в нарушение ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества о признании незаконным бездействия главы муниципального образования, выразившегося в необеспечении выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009.
Апелляционный суд правомерно указал, что способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества является обязание главы муниципального образования "город Алапаевск" обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 по делу N А60-23423/2008-С1 с изменением, внесенным постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2009.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела по существу.
Общество обжалует постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных им требований. При этом заявитель ссылается на нарушение апелляционным судом норм процессуального права, что, по его мнению, является основанием для отмены в данной части обжалуемого судебного акта.
Изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Приостановление операций по расходованию средств с лицевых счетов должника осуществляется в порядке, установленном гл. 24.1 Бюджетного кодекса.
Согласно п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Через суд посредством обжалования действий органа бюджетного исполнения возможно требовать приостановление расходования средств должником. При этом приостановление расходования средств на лицевом счете производится до момента устранения нарушения и не относится к действиям по исполнению исполнительных документов.
Рассмотрев спор, суд апелляционной инстанции отказал обществу в удовлетворении требования об обязании управления приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения по основаниям, изложенным в постановлении.
Обжалуя судебный акт в указанной части, общество ссылается на ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающую, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на обязанность соответствующих органов местного самоуправления и должностных лиц совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Однако суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что нарушение апелляционным судом ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является безусловным основанием для отмены постановления апелляционного суда.
Кроме того, в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что взыскатель при неисполнении исполнительного листа за счет средств бюджета в трехмесячный срок не лишен возможности предъявить его для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 по делу N А60-26765/2009-С9 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торговый Центр МЕРКУРИИ" и Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обжалуя судебный акт в указанной части, общество ссылается на ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающую, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на обязанность соответствующих органов местного самоуправления и должностных лиц совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Однако суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что нарушение апелляционным судом ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является безусловным основанием для отмены постановления апелляционного суда.
Кроме того, в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что взыскатель при неисполнении исполнительного листа за счет средств бюджета в трехмесячный срок не лишен возможности предъявить его для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2010 г. N Ф09-137/10-С1 по делу N А60-26765/2009-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника