Договаривающиеся стороны правительство Свердловской области (далее правительство), Федерация профсоюзов Свердловской области (далее профсоюзы), Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (далее работодатели) заключили настоящее Соглашение с целью создания, на основе практического внедрения принципов социального партнерства, необходимых условий для жизнедеятельности области, развития экономики, социальной и правовой защиты населения Свердловской области.
Стороны признают необходимым заключение территориальных, отраслевых Соглашений и коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим социальное партнерство, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, в муниципальных образованиях и на предприятиях. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 годы.
Соглашение распространяется и обязательно к исполнению всеми органами государственной власти Свердловской области, организациями, входящими в Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей и первичными профсоюзными организациями, входящими в Федерацию профсоюзов Свердловской области, а также организациями, не входящими в эти объединения, но делегировавшими им полномочия или присоединившимися к Соглашению.
В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации стороны на основе взаимных консультаций в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес законодательных, исполнительных органов Российской Федерации и добиваются их реализации.
Стороны Соглашения, действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации и Областным законом "О социальном партнерстве в Свердловской области", принимают на себя обязательства выполнить в течение 1999 года следующее.
I. В области экономической политики
Стороны совместно
1. Вырабатывают и обеспечивают реализацию мер по поддержке промышленности, стабилизации товарного производства, продвижению конкурентоспособной продукции Свердловских областных производителей на внутреннем и внешнем рынках, развитию малого предпринимательства в области.
2. Обеспечивают соблюдение антимонопольного законодательства, о защите прав потребителей, в том числе в области контроля за правильностью установления цен предприятиями-монополистами.
3. Ежеквартально подводят итоги социально-экономического развития области.
4. Участвуют в реализации областной программы "Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года".
Правительство
5. Разрабатывает и представляет сторонам в первом квартале 1999 года план действий правительства по реализации экономической и финансовой политики в 1999 году.
6. Совершенствует механизм взаимозачетов по неплатежам между предприятиями, находящимися в областном подчинении. В соответствии и в сроки, предусмотренные мероприятиями Антикризисной программы, обеспечивает погашение задолженности областного бюджета за выполненные плановые работы, услуги и содействует преодолению кризиса неплатежей во всех отраслях народного хозяйства.
7. Своевременно устанавливает объемы закупок сельхозпродукции, подрядных работ на 1999 год и обеспечивает их финансирование и кредитование в установленном порядке в пределах, предусмотренных областным бюджетом. Способствует развитию продовольственного рынка и организации системы заготовок и переработки сельхозпродукции.
8. Обеспечивает финансирование в пределах средств, предусмотренных в Областном законе "Об областном бюджете на 1999 год", мероприятий по государственной поддержке агропромышленного комплекса, строительства объектов социальной сферы села, мелиоративных и водохозяйственных сооружений, затраты по землеустройству и повышения плодородия почв.
9. Предусматривает в соответствии со статьей 5 Областного закона "О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Свердловской области" от 18.02.97 N 13-ОЗ авансовую оплату товаропроизводителям зерна, картофеля, овощей в размере не менее 50% от стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25% после заключения договора и 25% после завершения сева, продукции животноводства - не реже трех раз в месяц и не позднее десяти дней после ее поставки.
10. В соответствии с основными направлениями и принципами федеральной концепции реструктуризации и реформы оборонно-промышленного комплекса вырабатывает меры по сохранению и развитию высокотехнологичных наукоемких производств. Добивается выполнения федеральными органами исполнительной власти комплекса мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 08.05.96 N 688 "О первоочередных мерах поддержки предприятий оборонного комплекса РФ"
11. Обеспечивает финансирование целевых областных программ, предусмотренных в Областном законе "Об областном бюджете на 1999 год".
12. Добивается от федеральных органов погашения задолженности и финансирования государством предприятий по гособоронзаказу и выделения средств на содержание и сохранение мобилизационных мощностей.
13. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создает благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства, реализует областную Программу поддержки малого предпринимательства, предусматривает приоритеты местным товаропроизводителям, оказывает помощь и содействие в продвижении их продукции на областной потребительский рынок.
14. Способствует публикации материалов профсоюзной тематики в "Областной газете".
15. Предоставляет социальным партнерам бесплатно информацию по социально-трудовым вопросам.
16. Обеспечивает участие представителей сторон социального партнерства в работе формируемых правительством области постоянно действующих комиссий и рабочих групп, рассматривающих вопросы приватизации, банкротства, занятости населения, жилищного строительства, реформирования жилищно-коммунального хозяйства и других проблем, связанных с реализацией социально-экономических интересов жителей области.
17. Принимает меры, способствующие финансированию бюджетами всех уровней жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующими нормативами социальной обеспеченности в пределах расходов, определенных Областным законом "Об областном бюджете на 1999 год."
18. Предусматривает Областным законом "Об областном бюджете на 1999 год" и рекомендует представительным органам муниципальных образований выделение средств в защищенных статьях расходной части бюджетов на оплату коммунальных услуг по областным и муниципальным учреждениям образования, культуры, искусства, здравоохранения и физической культуры, социальной защиты.
19. Решает вопрос о списании финансовых санкций предприятий жилищно-коммунального хозяйства (пени, штрафов), начисленных в связи с неуплатой налогов, платежей из-за отсутствий бюджетного финансирования и рекомендует муниципальным образованиям принять решения о неприменении пени в отношении граждан, имеющих задолженность по квартплате вследствие задержки выплат пенсий и заработной платы.
20. Принимает меры по выплате долгов государства предприятиям ЖКХ за принятый в период до 1997 года жилой фонд (ведомственный).
21. Рекомендует исполнительным органам муниципальных образований в целях государственного регулирования торговли, улучшения торгового обслуживания населения, дальнейшего развития предпринимательства предоставлять:
- специализированным предприятиям торговли, общественного питания магазинам социальной защиты, школьным, студенческим столовым и т.д.), обслуживающим социально незащищенные слои населения, полное или частичное освобождение от отчислений из прибыли, налогов, сборов в местные бюджеты, льготы по арендной плате и коммунальным услугам;
- муниципальным и социально значимым предприятиям торговли и общественного питания ссуды на льготных условиях на создание запасов детского питания, картофеля и плодоовощной продукции, школьно-письменных принадлежностей, других социально значимых товаров и досрочного их завоза в отдаленные и труднодоступные районы области на период весеннего паводка;
- малым предприятиям потребительского рынка финансовую помощь путем выделения льготных кредитов, удешевления коммерческих кредитов, предоставления гарантий кредитно-финансовым органам.
22. Предоставляет Сторонам для предварительных консультаций проекты областных законов и нормативных актов, подготовленных правительством области в порядке законодательной инициативы по вопросам трудовых отношений и социально-экономической политики, учитывает их предложения.
23. Обеспечивает участие Сторон в обсуждении проектов областных законов и нормативных актов на заседании правительства.
24. Обеспечивает финансирование годовой программы геологоразведочных работ Свердловской области в пределах лимитов, предусмотренных Областным законом "Об областном бюджете на 1999 год".
25. Проводит целенаправленную политику на уровне Правительств других регионов Российской Федерации и за ее пределами по поиску рынков сбыта продукции, выпускаемой предприятиями области,
Работодатели
26. В соответствии с Законом "О коллективных договорах и соглашениях" заключают коллективные договоры в организации независимо от форм собственности, обеспечивают их предоставление на уведомительную регистрацию в территориальные органы по труду.
27. Учитывают отраслевые тарифные соглашения, заключаемые на федеральном и областном уровнях, при заключении коллективных договоров.
28. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях выделение средств на охрану труда, содержание социальной сферы, садоводческих товариществ, дошкольных и лечебных учреждений, на питание, строительство и приобретение жилья, проживание в общежитиях, путем предоставления льгот и дотаций.
29. Регулярно отчитываются перед трудовым коллективом о финансовохозяйственной деятельности предприятия.
30. Разрабатывают совместно с профсоюзными комитетами, как представителями трудовых коллективов, мероприятия по социальной защите работников в случаях проведения процедур финансового оздоровления или банкротства предприятий.
31. Знакомят профсоюзные комитеты с анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Профсоюзы
32. Выступают инициаторами ведения переговоров по заключению коллективного договора на предприятиях всех форм собственности.
33. Добиваются, чтобы при заключении коллективных договоров учитывались отраслевые тарифные соглашения, заключаемые на федеральном и областном уровнях.
34. Защищают экономические интересы работников.
35. Предлагают меры по поощрению высокопроизводительного труда, способствуют соблюдению работниками предприятий правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.
II. В сфере занятости населения и развития
рынка труда
Стороны совместно
36. Участвуют в разработке и реализации областной программы содействия занятости населения, в том числе специальных программ (содействия занятости инвалидов, молодежи, женщин и т. д,),
37. Принимают меры по расширению перечня временных и общественных работ для не занятых трудовой деятельностью граждан.
Правительство
38. Способствует сохранению рабочих мест при преобразовании и банкротстве предприятий.
39. В первом квартале 1999 года рассматривает "Программу содействия занятости населения области на 1999 год" и осуществляет контроль за ее реализацией.
40. Осуществляет с участием профсоюзов контроль за привлечением и использованием иностранной рабочей силы в соответствии с действующим законодательством.
41. Предоставляет профсоюзам и работодателям ежемесячно текущую и ежеквартально аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных.
42. Принимает постановление по квотированию рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежь, инвалиды и др.), с учетом потребности и ситуации на рынке труда.
Работодатели
43. Не допускают массового сокращения работников. В случае его угрозы информируют профсоюзы, службу занятости не менее чем за три месяца и разрабатывают совместные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени).
44. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
45. В установленные сроки и в полном объеме оплачивают ежемесячные страховые взносы в фонд занятости населения.
46. Обеспечивают оплату медицинского осмотра лиц, поступающих на работу.
Профсоюзы
47. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости.
48. Добиваются включения в коллективные договоры пунктов о порядке принятия на работу иностранной рабочей силы.
49. За систематическое нарушение законодательства о труде и занятости вносят предложения о расторжении контрактов с руководителями государственных предприятий - в правительство Свердловской области, с руководителями акционерных обществ - в Советы директоров в соответствии с действующим законодательством.
III. В области социальных гарантий трудовых прав
и мер социальной поддержки населения
Стороны совместно
50. Осуществляют контроль за расходованием средств внебюджетных фондов (обязательного медицинского страхования, социального страхования, занятости и других).
51. Принимают меры по сохранению и функционированию объектов оздоровления населения, находящихся как в областном ведении, так и в акционерных обществах (курорты, санатории-профилактории и т. д.).
52. Осуществляют экономические и правовые защитные меры на сохранение базы оздоровления и лечения детей, подростков. Обеспечивают подготовку оздоровительных лагерей всех типов для организации труда и отдыха детей, подростков и студенческой молодежи. Организуют проведение и финансирование летнего оздоровления детей и студенческой молодежи,
53. Обеспечивают реализацию Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области".
Законом Свердловской области от 8 декабря 2004 г. N 195-ОЗ Закон от 8 апреля 1997 г. N 18-ОЗ "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
54. Входят с законодательной инициативой в Областную Думу по освобождению профсоюзных организаций от уплаты земельных платежей за земельные участки, находящиеся под занимаемыми ими зданиями, сооружениями в части средств, подлежащих зачислению в областной бюджет.
Правительство
55. Ежеквартально рассчитывает бюджет прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет по социально-демографическим группам населения области, использует его при реализации законов социальной направленности и доводит его до населения и организаций через средства массовой информации.
56. Утверждает уровень средней заработной платы, сложившейся в Свердловской области, для определения максимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки (переподготовки) безработных по направлению службы занятости.
57. Обеспечивает в организациях, финансируемых из областного бюджета, оплату труда в соответствии с действующим законодательством.
58. В целях обеспечения социальной доступности детского отдыха сохраняет действующие льготы в оздоровительный период для владельцев детских оздоровительных учреждений всех форм собственности. Своевременно выделяет из областного бюджета утвержденные Областным законом "Об областном бюджете на 1999 год" средства на организацию оздоровления детей, в т. ч. через федерацию профсоюзов не менее 10% на удешевление путевок для детей малоимущих семей трудящихся.
59. Выделяет в пределах бюджетных назначений безвозмездные ссуды и субсидии на строительство и приобретение жилья работникам бюджетной сферы областного подчинения, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и рекомендует органам муниципальных образований выделять безвозмездные ссуды и субсидии работникам бюджетной сферы, финансируемым из местных бюджетов.
60. Сохраняет льготы по оплате:
- за содержание детей работников бюджетной сферы, студенческих семей, сотрудников вузов в детских дошкольных учреждениях;
- для работников бюджетных организаций за проживание в общежитиях других организаций и за коммунальные услуги на селе и в рабочих поселках.
61. Осуществляет контроль за своевременностью выплаты заработной платы и погашением задолженности работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры, жилищно - коммунального хозяйства, финансируемых из местных бюджетов. В случае необходимости создает совместно с профсоюзами комиссии для принятия экстренных мер.
62. Рассматривает вопрос об отнесении работников областных архивов к государственным служащим и приравнивает их по оплате труда к госслужащим.
63. Рассматривает вопрос о повышении оплаты труда и размера месячной тарифной ставки (оклада) работников (1 - 5 разрядов) организаций и учреждений бюджетной сферы.
64. Финансирует утвержденные на 1999 год областные программы развития высшего и среднего профессионального образования.
65. В порядке законодательной инициативы обращается в Областную Думу по внесению дополнений и изменений в Областной закон "О защите трудовых прав граждан в Свердловской области" в части разработки механизма начисления пени на задержанную заработную плату.
Законом Свердловской области от 8 декабря 2004 г. N 195-ОЗ Закон от 8 апреля 1997 г. N 18-ОЗ "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
66. Обеспечивает ежемесячную выплату текущей заработной платы и погашает задолженность до 1 августа 1999 года работникам учреждений, финансируемых из областного бюджета. В первую очередь работникам домов-интернатов как социально значимой и низкооплачиваемой категории работников.
67. Принимает меры по обеспечению выплаты и погашению долгов по государственным пособиям гражданам, имеющим детей.
68. Сохраняет действующие повышающие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетной сферы за наличие квалификационной категории.
69. Рекомендует управляющим управленческих округов Свердловской области совместно с руководителями областных органов исполнительной власти, главами муниципальных образований, Миграционной службой Свердловской области в пределах своих полномочий осуществлять комплекс организационно - мобилизующих мер, направленных на реализацию государственной миграционной политики.
Работодатели
70. Не допускают задержек по вине работодателей выплаты заработной платы, компенсационных выплат. Принимают меры по погашению имеющейся задолженности. В случае задержки выдачи заработной платы и иных выплат по вине работодателя обеспечивают индексацию начисленных сумм в соответствии со ст. 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области".
Законом Свердловской области от 8 декабря 2004 г. N 195-ОЗ Закон от 8 апреля 1997 г. N 18-ОЗ "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
71. Сохраняют ПТУ, как базовые, для переобучения рабочих и специалистов предприятия.
72. Обеспечивают безналичное удержание членских профсоюзных взносов по заявлению членов профсоюзов и перечисляют профсоюзные взносы на счета профкомов одновременно с выдачей заработной платы.
73. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях: порядок учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и порядок предоставления жилья в организациях всех форм собственности; выделение средств на строительство жилья, предоставление работникам кредитов и ссуд на строительство жилья.
74. Гарантируют работникам, уволенным по сокращению численности (штатов), сохранение очередности в списках на улучшение жилищных условий в течение 2 лет.
Профсоюзы
75. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов.
76. Обеспечивают членские организации сведениями по уровню жизни.
77. Вносят работодателям предложения по предотвращению нецелевого использования средств, предназначенных на оплату труда, обеспечению своевременной выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по ней, оказывают необходимую правовую помощь работникам в отстаивании их законных прав, в том числе в судебном порядке.
78. Участвуют в разработке коллективных договоров в организациях, осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров, законодательных и нормативных актов о труде и охране труда.
79. Дают согласие на увольнение работников предпенсионного возраста (мужчины 58 - 59 лет, женщины 53 - 54 лет) в связи с сокращением численности работающих при условии согласия центра занятости на оформление досрочной пенсии согласно действующему законодательству. В противном случае, при увольнении работника, добиваются выплаты пенсии до достижения пенсионного возраста за счет средств предприятий.
IV. В области тарифного регулирования оплаты труда
Стороны совместно
80. В целях реализации статьи 5 Областного закона "О регулировании оплаты труда в Свердловской области" и осуществления принципов добросовестной конкуренции на рынке труда стороны рекомендуют работодателям - руководителям внебюджетных организаций при формировании системы оплаты труда:
- устанавливать тарифную ставку рабочего первого разряда на уровне не менее 50 % от величины прожиточного минимума на одного жителя области на 01.01.99;
- использовать единую межотраслевую тарифную сетку для установления соотношений в оплате труда по профессионально-квалификационным группам и определения размеров ставок (окладов) для всех профессий, должностей работников относительно тарифной ставки первого разряда (приложение 1);
- использовать для обеспечения единых условий оплаты труда, независимо от отраслевой принадлежности, перечень сквозных профессий и должностей (приложение 2);
- устанавливать долю оплаты труда по тарифным ставкам, окладам в фонде заработной платы не менее 50%.
Размер тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных организаций, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Правительство
81. Проводит работу (через систему контрактов) по совершенствованию оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием, направленную на усиление связи размеров вознаграждения руководителей с результатами финансово-хозяйственной деятельности руководимых ими предприятий и организаций.
Профсоюзы
82. Принимают меры через систему коллективных договоров и соглашений по соблюдению межотраслевых соотношений при установлении тарифных ставок рабочих 1 разряда в соответствии с областным тарифным соглашением.
Работодатели
83. Ежеквартально проводят изменение размера минимальной оплаты труда (тарифной ставки 1 разряда) с учетом изменения величины прожиточного минимума на одного жителя области в пределах собственных средств. Не допускают ее уменьшения по сравнению с предыдущим периодом.
84. Союз промышленников и предпринимателей Свердловской области, отраслевые объединения работодателей организуют в течение 1999 года обучение руководителей и специалистов предприятий и организаций, входящих в эти объединения, вопросам тарифного регулирования оплаты труда.
V. В сфере охраны труда, окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности
Стороны совместно
85. Обеспечивают соблюдение нормативно-правовых актов по охране труда и охране окружающей среды, повышение эффективности работы служб охраны труда и охраны окружающей среды, не допускают их сокращение и ликвидацию.
86. Содействуют проведению аттестации рабочих мест на предприятиях, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, экологической безопасности.
87. Организуют и проводят смотры, конкурсы, тематические выставки по прогрессивной организации работы по охране труда и окружающей среды.
88. Содействуют реализации Федерального закона от 24 июля 1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Правительство
89. Обеспечивает реализацию областной целевой программы по улучшению условий и охраны труда в Свердловской области на 1998 - 2000 годы.
90. Формирует систему государственного управления охраной труда на территории области.
91. Оказывает методическую помощь в работе по охране труда и окружающей среды организациям области,
92. Контролирует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставление работающим льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях.
93. Обеспечивает работу системы по обучению и проверке знаний по охране труда и экологической безопасности руководителей и специалистов организаций области.
94. Обеспечивает реализацию областной программы "Основные направления охраны окружающей среды и природных ресурсов в Свердловской области на 1996 - 1999 годы" и целевых экологических программ ("Переработка техногенных образований в Свердловской области", "Совершенствование экологического образования в Свердловской области на 1999-2003 годы", "Развитие особо охраняемых природных территорий в Свердловской области до 2000 года" и др.).
95. Участвует в расследовании групповых несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом.
96. Информирует работников, профсоюзы и работодателей через средства массовой информации о состоянии условий труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, экологической безопасности.
97. Обеспечивает контроль за деятельностью предприятий, представляющих угрозу экологической безопасности населения.
Работодатели
98. Обеспечивают на предприятиях и в организациях здоровые и безопасные условия труда.
99. Предусматривают в отраслевых и территориальных соглашениях, в коллективных договорах меры по обеспечению безопасных и здоровых условий труда и выделяют на эти цели необходимые финансовые средства.
100. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях выделение средств на строительство жилья для переселения граждан из санитарнозащитных зон предприятий.
101. Организуют на предприятиях производственный экологический контроль и обеспечивают его достаточным финансированием.
102. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием и условиями труда.
103. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда.
104. Обеспечивают за счет средств организаций работников, занятых в особых условиях труда, специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, спецжирами, моющими средствами в соответствии с установленными нормами.
105. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда дополнительные, по сравнению с законодательством, льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, и разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на снижение уровня воздействия вредных факторов.
106. Обеспечивают условия для осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов по труду правовыми и техническими инспекциями труда профсоюзов, уполномоченными доверенными лицами профсоюзных комитетов.
107. Обеспечивают соблюдение природоохранного законодательства, безаварийную работу природоохранных сооружений, достижение установленных лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, размещения отходов.
Профсоюзы
108. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения мероприятий, улучшающих условия труда работающих, льгот и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях, проведения профилактики профессиональных заболеваний и организации периодических медицинских осмотров рабочих вредных профессий.
109. Защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и получивших профессиональные заболевания.
110. Избирают на каждом предприятии уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, обеспечивают с их помощью общественный контроль за охраной труда. Организуют совместно с работодателями обучение уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.
VI. Развитие социального партнерства и координация
действий сторон соглашения
Стороны совместно
111. Развивают социальное партнерство на отраслевом и территориальном уровнях, способствуют заключению коллективных договоров в организациях, а также отраслевых и территориальных соглашений и осуществляют контроль за их выполнением.
112. Способствуют формированию на территориях полномочных представительных органов работодателей и наемных работников.
113. Способствуют созданию территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
114. Содействуют принятию нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности работодателя, порядок образования объединений работодателей, участие работодателей и их объединений, соответствующих органов исполнительной власти в сфере регулирования социально-трудовых отношений.
115. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 1999 года и действует до заключения нового соглашения.
116. Стороны обеспечивает реализацию Соглашения путем разработки и реализации собственных планов мероприятий, разработка которых осуществляется в течение двух месяцев после его заключения. Каждая сторона направляет свой план мероприятий другим сторонам.
117. Ход выполнения Соглашения и плановых мероприятий Сторон по его реализации ежеквартально рассматривается на заседании областной трехсторонней комиссии.
118. Стороны в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, возложенных на них настоящим Соглашением.
119. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", Областным законом "О социальном партнерстве в Свердловской области и "Положением об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
120. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию сторон на уровне областной трехсторонней комиссии.
121. Стороны договорились об информировании друг друга о принимаемых ими решениях по вопросам и проблемам, изложенным в Соглашении.
Правительство
122. При осуществлении экономической политики поддержки предприятий и организаций учитывает их участие в социальном партнерстве.
От Правительства: От Федерации От работодателей:
профсоюзов:
Председатель Председатель Зам. председателя
Правительства Федерации Свердловского
Свердловской профсоюзов областного Союза
области Свердловской промышленников
области и предпринимателей
А. Воробьев
Ю. Ильин В. Семенов
Приложение 1
к областному Соглашению на 1999 год
Порядок
регулирования оплаты труда в организациях
внебюджетных отраслей экономики Свердловской области
на основе применения единой межотраслевой
тарифной сетки (ЕМТС)
ЕМТС - система тарифных коэффициентов, определяющих размеры ставок (окладов) для всех профессий, должностей и профессионально - квалификационных групп работников относительно тарифной ставки первого разряда, установленного в областном соглашении.
Размеры тарифных ставок последующих разрядов и ступеней рассчитываются путем умножения тарифной ставки 1 разряда, установленной в областном соглашении, на соответствующий тарифный коэффициент ЕМТС.
Единая межотраслевая тарифная сетка
/----------------------------------------------------------------\
|Разряды|Ступени, тарифные коэффициенты |
|-------+--------------------------------------------------------|
| |I |II |III |IV |V |VI |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|1 |1,00 |1,03 |1,06 |1,09 |1,12 |1,16 |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|2 |1,20 |1,24 |1,28 |1,32 |1,36 |1,40 |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|3 |1,44 |1,49 |1,54 |1,59 |1,64 |1,68 |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|4 |1,73 |1,79 |1,85 |1,91 |1,97 |2,02 |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|5 |2,07 |2,14 |2,21 |2,27 |2,34 |2,42 |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|6 |2,50 |2,55 |2,60 |2,66 |2,69 |2,73 |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|7 |2,78 |2,83 |2,88 |2,93 |2,98 |3,03 |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|8 |3,08 |3,13 |3,18 |3,23 |3,29 |3,35 |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|9 |3,42 |3,52 |3,61 |3,71 | | |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|10 |3,80 |3,90 |4,00 |4,10 | | |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|11 |4,21 |4,32 |4,44 |4,56 | | |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|12 |4,68 |4,80 |4.93 |5,06 | | |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|13 |5,19 |5,51 |5,84 |6,17 | | |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|14 |6,50 |6,90 |7,31 |7,72 | | |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|15 |8,13 |9,00 |9,40 | | | |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|16 |10,00 |10,4 |11,2 | | | |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|17 |12,00 |12,8 |13,7 | | | |
|-------+--------+--------+--------+--------+--------+-----------|
|18 |14,00 |14,8 |16,0 | | | |
\----------------------------------------------------------------/
В ЕМТС оплата труда дифференцирована по 18 разрядам и в каждом разряде по 3 - 6 ступеням, которые предусматривают нарастание тарифных коэффициентов от низшей к высшей ступени. Ступени позволяют расширить возможности повышения оплаты труда работника в пределах одного тарифного разряда, учитывая профессиональное мастерство, сложность выполняемых работ, стаж работы по специальности. Они могут быть использованы организациями в целях стимулирования повышения квалификации работников, усиления их материальной заинтересованности и ответственности за качество выпускаемой продукции и выполнение производственных заданий,
Распределение категорий и должностей работников по квалификационным разрядам производится следующим образом:
/----------------------------------------------------------------\
|Категории и должности работников |Разряды|
|--------------------------------------------------------+-------|
|1. Низкоквалифицированные рабочие, охрана |1 - 2 |
|--------------------------------------------------------+-------|
|2. Рабочие средней квалификации, технические исполнители|3 - 8 |
|--------------------------------------------------------+-------|
|3. Высококвалифицированные рабочие |5 - 8 |
|--------------------------------------------------------+-------|
|4. Специалисты, ведущие специалисты |4 - 13 |
|--------------------------------------------------------+-------|
|5. Руководители структурных подразделений, прорабы, |3 - 14 |
| мастера | |
|--------------------------------------------------------+-------|
|6. Главные специалисты |13 - 17|
|--------------------------------------------------------+-------|
|7. Руководители организаций |15 - 18|
|--------------------------------------------------------+-------|
| Разряды заместителей руководителей организаций | |
| устанавливаются на 1 - 2 разряда ниже по сравнению | |
| с руководителями организации | |
\----------------------------------------------------------------/
Должностной оклад руководителя организации устанавливается по решению органа, заключившего трудовой договор (контракт) исходя из следующий показателей:
/----------------------------------------------------------------\
|Списочная численность |Разряд оплаты труда |
|в организации (чел.) |в соответствии с ЕМТС |
|-----------------------------------+----------------------------|
|от 50 до 100 |15 разряд I ступени |
|-----------------------------------+----------------------------|
|от 101 до 200 |15 разряд II ступени |
|-----------------------------------+----------------------------|
|от 201 до 500 |16 разряд I ступени |
|-----------------------------------+----------------------------|
|от 501 до 1000 |16 разряд II ступени |
|-----------------------------------+----------------------------|
|от 1001 до 1500 |17 разряд I ступени |
|-----------------------------------+----------------------------|
|от 1501 до 3000 |17 разряд II ступени |
|-----------------------------------+----------------------------|
|от 3001 до 6000 |17 разряд III ступени |
|-----------------------------------+----------------------------|
|от 6001 до 10000 |18 разряд I ступени |
|-----------------------------------+----------------------------|
|от 10001 до 15000 |18 разряд II ступени |
|-----------------------------------+----------------------------|
|свыше 15000 |18 разряд III ступени |
\----------------------------------------------------------------/
Привязку разрядов ЕМТС к действующим тарифно-квалификационным справочникам организации осуществляют самостоятельно.
При отнесении руководителей подразделений, специалистов, служащих к конкретным разрядам ЕМТС следует руководствоваться квалификационными требованиями к должностям, характеристиками общеотраслевых должностей, действующими должностными инструкциями.
В организациях, где принята бестарифная система организации заработной платы, ЕМТС рекомендуется использовать для определения и назначения месячных размеров тарифных ставок и должностных окладов по согласованию с профсоюзными органами.
Системы оплаты труда, формы материального поощрения, виды премий и надбавок, размеры тарифных ставок (окладов) в организациях устанавливаются работодателями по согласованию с профсоюзными органами и закрепляются в коллективном договоре.
Приложение 2
к областному Соглашению на 1999 год
Перечень
общеотраслевых (сквозных) профессий
и должностей работников
Перечень общеотраслевых (сквозных) профессий рабочих
/----------------------------------------------------------------\
| | |Диапазон|
| | |разрядов|
|--+----------------------------------------------------+--------|
|1 |Аккумуляторщик |1-5 |
| | | |
|2 |Бетонщик |1-5 |
| | | |
|3 |Весовщик |1 |
| | | |
|4 |Водитель автомобиля |4 - 8 |
| | | |
|5 |Водитель погрузчика |2 - 6 |
| | | |
|6 |Газосварщик |1 - 6 |
| | | |
|7 |Гардеробщик |1 |
| | | |
|8 |Грузчик |1 - 2 |
| | | |
|9 |Дворник |1 |
| | | |
|10| Кладовщик |1 - 2 |
| | | |
|11| Кузнец |2 - 6 |
| | | |
|12| Курьер |1 |
| | | |
|13| Кочегар технологических печей |3 - 4 |
| | | |
|14| Каменщик |2 - 6 |
| | | |
|15| Лифтер |1 - 2 |
| | | |
|16| Лаборанты всех специальностей |2 - 6 |
| | | |
|17| Маляр |1 - 6 |
| | | |
|18| Машинист крана (крановщик) |2 - 6 |
| | | |
|19| Машинист крана автомобильного |4 - 6 |
| | | |
|20| Машинист (кочегар) котельной |2 - 6 |
| | | |
|21| Наладчик автоматических машин и агрегатных |4 - 8 |
| | станков | |
| | | |
|22| Наладчик автоматов и полуавтоматов |4 - 6 |
| | | |
|23| Наладчик сортировочных автоматов |4 - 5 |
| | | |
|24| Наладчик станков и манипуляторов с |4 - 8 |
| | программным управлением | |
| | | |
|25| Наладчик шлифовальных станков |4 - 6 |
| | | |
|26| Оператор котельной |2 - 6 |
| | | |
|27| Оператор связи |3 - 4 |
| | | |
|28| Оператор автоматических и полуавтоматических |3 - 4 |
| | линий, станков и установок | |
| | | |
|29| Оператор станков с программным управлением |2 - 5 |
| | | |
|30| Подсобный рабочий |1 - 2 |
| | | |
|31| Пирометрист |2 - 4 |
| | | |
|32| Плотник |2 - 6 |
| | | |
|33| Распределитель работ |2 - 4 |
| | | |
|34| Радиомеханик по обслуживанию и ремонту |3 - 6 |
| | радиотелевизионной аппаратуры | |
| | | |
|35| Сторож (вахтер) |1 - 2 |
| | | |
|36| Столяр |1 - 2 |
| | | |
|37| Светокопировщик |1 - 2 |
| | | |
|38| Сверловщик |2 - 5 |
| | | |
|39| Станочник широкого профиля |2 - 8 |
| | | |
|40| Строгальщик |2 - 6 |
| | | |
|41| Слесарь - инструментальщик |2 - 8 |
| | | |
|42| Слесарь - сантехник |2 - 6 |
| | | |
|43| Слесарь - ремонтник |2 - 8 |
| | | |
|44| Стропальщик |2 - 6 |
| | | |
|45| Транспортировщик |2 - 4 |
| | | |
|46| Телеграфист |2 - 4 |
| | | |
|47| Токарь |2 - 6 |
| | | |
|48| Такелажник |2 - 5 |
| | | |
|49| Тракторист |2 - 6 |
| | | |
|50| Уборщик территорий |1 |
| | | |
|51| Уборщик производственных и служебных помещений |1 - 2 |
| | | |
|52| Фрезеровщик |2 - 6 |
| | | |
|53| Штукатур |2 - 6 |
| | | |
|54| Шлифовщик |2 - 6 |
| | | |
|55| Электромеханик по лифтам |1 - 6 |
| | | |
|56| Электромонтер по ремонту и обслуживанию |2 - 6 |
| | электрооборудования | |
| | | |
|57| Электрогазосварщик |1 - 6 |
| | | |
|58| Электросварщик ручной сварки |1 - 6 |
| | | |
|59| Электромонтер связи |1 - 6 |
\----------------------------------------------------------------/
Перечень общеотраслевых (сквозных) должностей работников
/----------------------------------------------------------------\
| | |Диапазон|
| | |разрядов|
|--+----------------------------------------------------+--------|
|60| Технолог |6 - 13 |
| | | |
|61| Мастер участка (включая старшего) |6 - 11 |
| | | |
|62| Конструктор |6 - 13 |
| | | |
|63| Инженер |6 - 11 |
| | | |
|64| Программист |6 - 13 |
| | | |
|65| Электроник |6 - 13 |
| | | |
|66| Бухгалтер |5 - 11 |
| | | |
|67| Диспетчер (включая старшего) |4 - 5 |
| | | |
|68| Кассир (включая старшего) |3 - 4 |
| | | |
|69| Машинистка |3 - 4 |
| | | |
|70| Стенографистка |4 - 5 |
| | | |
|70| Экономист |6 - 11 |
\----------------------------------------------------------------/
Перечень общеотраслевых (сквозных) профессий и должностей работников и диапазон разрядов составлен в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением госстандарта России от 26.11.94 N 367.
Определение конкретных тарифных разрядов оплаты труда должностей работников производится в соответствии с постановлением Министерства труда РФ от 06.06.96 N 32 "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между правительством Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области и Свердловским областным Союзом промышленников и предпринимателей на 1999 год
Текст соглашения опубликован в "Областной газете" от 12 февраля 1999 г. N 28 стр. 4