В целях комплексного решения проблемы предотвращения и ликвидации ртутного загрязнения территорий и объектов в Свердловской области, устранения его влияния на окружающую среду и здоровье населения Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Обеспечение ртутной безопасности на территории Свердловской области" (прилагается), с ежегодным уточнением объемов финансирования в зависимости от наполняемости бюджета областного экологического фонда.
2. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.) предусматривать финансирование Программы из областного экологического фонда в установленном порядке.
3. Руководителям предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм обеспечить выполнение мероприятий Программы.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований Свердловской области разработать и принять соответствующие территориальные программы.
5. Рекомендовать Свердловской государственной телерадиокомпании (Костоусов В.П.), редакции "Областной газеты" (Тимофеев Н.С.) совместно с Государственным комитетом по охране окружающей среды Свердловской области (Солобоев И.С.), Областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области (Никонов Б.И.), Уральским межрегиональным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Успин А.А.) и Главным управлением по делам ГО и ЧС Свердловской области (Лахтюк В.Ф.) подготовить цикл передач и статей по экологическому и санитарно-гигиеническому просвещению и образованию населения и по другим вопросам обеспечения ртутной безопасности.
6. Постановление опубликовать в "Областной газете".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области Ковалеву Г.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Паспорт областной целевой программы
/----------------------------------------------------------------\
|Наименование |Областная целевая программа "Обеспечение |
|программы |ртутной безопасности на территории Свердловской|
| |области" |
| | |
|Основание для |Областная целевая программа "Обеспечение |
|разработки |ртутной безопасности на территории |
| |Свердловской области" разработана в |
| |соответствии с постановлением Правительства |
| |Свердловской области от 12.08.96 N 654-п "Об |
| |обеспечении ртутной безопасности на территории |
| |Свердловской области" и Программой основных |
| |направлений охраны окружающей среды и |
| |природных ресурсов в Свердловской области на |
| |1996 - 1999 годы, утвержденной постановлением |
| |Правительства Свердловской области от 22.03.96 |
| |N 219-п |
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1401-ПП постановление Правительства Свердловской области от 12 августа 1996 г. N 654-п признано утратившим силу
| | |
|Генеральный |Правительство Свердловской области |
|государственный | |
|заказчик | |
|программы | |
| | |
|Государственный |Государственным заказчиком - координатором |
|заказчик - |программы является Министерство экономики и |
|координатор |труда Свердловской области |
|программы | |
| | |
|Подрядчики по |- Государственный комитет по охране окружающей |
|разделам и |среды Свердловской области; |
|мероприятиям и |- Областной центр государственного санитарно - |
|иные исполнители|эпидемиологического надзора в Свердловской |
|программы |области; |
| |- Уральское межрегиональное территориальное |
| |управление по гидрометеорологии и мониторингу |
| |окружающей среды |
| | |
|Основные |Уральский региональный центр экологической |
|разработчики |эпидемиологии (УРЦЭЭ) |
|программы | |
| | |
|Сроки и этапы |Программа выполняется в 2 этапа: |
|реализации |1 этап - 1999 - 2001 годы и 2 этап - 2002 - |
| |2003 годы |
| | |
|Цели и основные |Целью программы является обеспечение ртутной |
|задачи |безопасности путем предотвращения попадания |
| |ртути и ее соединений в окружающую среду и |
| |защиты населения от их вредного воздействия. |
| |В связи с этим предусматривается решение |
| |следующих основных задач: |
| |- усиление контроля за источниками поступлений |
| |ртути в окружающую среду; |
| |- создание нормативно - правовой базы для |
| |обеспечения ртутной безопасности; |
| |- обследование территорий и помещений, |
| |выявление очагов ртутного загрязнения и |
| |проведение демеркуризационных работ; |
| |- проведение научных исследований, |
| |идентификация источников эмиссий ртути в |
| |окружающую среду и разработка рекомендаций по |
| |их снижению; |
| |- организация мониторинга ртутных загрязнений |
| |в местах добычи и переработки ртутьсодержащего |
| |сырья, а также мониторинга здоровья населения |
| |на территориях с ртутным загрязнением; |
| |- совершенствование управления |
| |ртутьсодержащими отходами; |
| |- оценка воздействия ртути и ее соединений и |
| |разработка и реализация мероприятий по охране |
| |и укреплению здоровья населения Свердловской |
| |области |
| | |
|Основные |Программа предусматривает разработку и |
|направления |реализацию проектов и мероприятий по следующим |
|реализации |направлениям: |
| |- создание нормативно - правовой базы |
| |обеспечения ртутной безопасности; |
| |- обследование территорий и очагов ртутного |
| |загрязнения; |
| |- контроль за источниками поступления ртути в |
| |окружающую среду; |
| |- экологический и санитарно - |
| |эпидемиологический мониторинг; |
| |- укрепление лабораторной базы аналитического |
| |контроля и мониторинга; |
| |- научно - практические разработки; |
| |- профилактические и практические мероприятия; |
| |- экологическое просвещение и образование |
| | |
|Основные |Реализация программы обеспечит создание |
|конечные |системы ртутной безопасности в Свердловской |
|результаты |области, которая включает в себя силы и |
|реализации |средства контроля за источниками поступления |
| |ртути в окружающую среду, мониторинга |
| |окружающей среды и здоровья населения на |
| |техногенно загрязненных территориях, |
| |разветвленную сеть сбора и обезвреживания |
| |ртути и ртутьсодержащих отходов. Проведение |
| |научных исследований и контрольных мероприятий |
| |позволит устранить неконтролируемое |
| |поступление ртути в окружающую среду, снизить |
| |общие выбросы и сбросы ртути и уменьшить риск |
| |заболеваемости населения |
\----------------------------------------------------------------/
Областная целевая программа
"Обеспечение ртутной безопасности на территории
Свердловской области"
1. Основание для разработки программы
Областная целевая программа "Обеспечение ртутной безопасности на территории Свердловской области" разработана в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 12.08.96 N 654-п "Об обеспечении ртутной безопасности на территории Свердловской области" и Программой основных направлений охраны окружающей среды и природных ресурсов Свердловской области на 1996-1999 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.03.96 N 219-п.
2. Содержание проблемы
Одним из наиболее опасных в экологическом и санитарно-эпидемиологическом отношении загрязняющих веществ является ртуть и ее соединения. Ртуть относится к категории "чрезвычайно опасные вещества" (1-й класс опасности). Ее поражающее воздействие связано с эмбриотоксическим, мутагенным и общетоксическим воздействием. Она обладает способностью накапливаться в наземных и водных организмах и в организме человека. Все это делает ртуть исключительно опасной для окружающей среды и здоровья человека даже в сравнительно небольших с другими токсичными веществами количествах. Положение осложняется тем, что в отличие от многих других опасных веществ ртуть постоянно находится в сфере среды обитания человека.
Ртуть широко применяется в промышленности, медицине, бытовой технике (ртутьсодержащие электротехнические, термометрические и другие контрольно-измерительные приборы, люминисцентные и бактерицидные лампы и др.). В Свердловской области ежегодно образуется около 500 тыс. отработанных ламп. Проведенная в 1997 году в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 12.08.96 N 654-п "Об обеспечении ртутной безопасности на территории Свердловской области" предприятиями, организациями и учреждениями инвентаризация наличия металлической ртути, ртутьсодержащих приборов и осветительных ламп показала, что в обращении находятся тонны ртути, а с учетом имеющихся запасов, неучтенной ртути, ртутьсодержащих изделий и материалов общее количество ртути может составлять десятки тонн. При этом отсутствует разветвленная сеть сбора, обезвреживания и утилизации металлической ртути, ртутьсодержащих изделий и материалов. Тем не менее, имеются положительные примеры решения проблемы ртутной безопасности на местном уровне. Например, в г. Екатеринбурге ежегодно утилизируются все отработанные люминисцентные лампы. Мощность производства составляет до 1 млн. ламп в год. Имеется также установка по демеркуризации ламп в г. Лесном. Созданы специализированные организации, способные выполнять комплекс работ по ртутной безопасности.
Принятое Правительством области постановление от 12.08.96 N 654-п сыграло организующую роль. На его основании главами большинства городов и районов приняты постановления по ртутной безопасности и проводятся целенаправленные проверки их выполнения (Нижний Тагил, Пригородный район, Каменск-Уральский, Новая Ляля, Серов, Асбест, Пышминский район, Байкалово, Красноуфимск и др.). Выполнены замеры на содержание паров ртути в помещениях детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, школах, училищах, на предприятиях, свалках бытовых отходов и др.
Проведенные в 1996-1997 годах Областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора совместно с другими специализированными организациями обследования показали, что загрязнения с превышением допустимых концентраций ртути в воздухе помещений наблюдаются в школах (до 10,5 проц.), лечебно-профилактических учреждениях (до 64,2 проц.) и в других организациях. В основном загрязнение происходит от ртутьсодержащих медицинских приборов.
Имеется ряд производств, непосредственно не связанных с использованием ртути, но являющихся серьезным источником выделения ее в окружающую среду. К ним относятся сжигание ископаемых топлив, производство стали, цемента, фосфатов, а также выплавка металлов из их сульфидных руд. Источниками неконтролируемых в настоящее время техногенных выбросов и рассеяния ртути в атмосфере являются многие производства в Свердловской области. Например, из 13 ТЭЦ, входящих в АО "Свердловэнерго", 7 работают на угле и мазуте. При этом эмиссия ртути от теплоцентрали средней мощности может составлять до 2-3 тонн в год.
Особую экологическую опасность для Свердловской области представляет наличие ртути в комплексных рудах Сафьяновского колчеданного месторождения (район г. Режа), Гагарского золотоносного месторождения (район п. Заречного) и других месторождений. Так, в контуре подсчета запасов Сафьяновского месторождения находится около 225 тонн ртути, 943 тонны кадмия, 19700 тонн свинца и других токсичных веществ. Ртутная опасность, в отдельных случаях, связана как с разработкой самих месторождений, так и с переработкой добываемого и привозного рудного сырья на других предприятиях. Например, при переработке руд Сафьяновского месторождения на АО " Кировградский медеплавильный комбинат", АО "Святогор", АО "Среднеуральский медеплавильный завод" имеется реальная опасность неконтролируемых выбросов ртути в атмосферу. В связи с этим требует пересмотра используемая в настоящее время позиция допустимости выбросов в атмосферу до уровней "безопасного" рассеяния, так как ртуть постоянно накапливается в природных средах, в живых организмах и через них передается человеку.
Ртуть может содержаться в пылегазовых выбросах металлургических предприятий. По зарубежному опыту переработки сталеплавильных пылей в них может содержаться до 0,0005 проц. ртути. Выбросы ртути, следовательно, могут и в Свердловской области достигать 12,5 кг на каждые 100 тыс. тонн выплавляемой стали.
Источниками поступления ртути в окружающую среду в Свердловской области, кроме черной и цветной металлургии и теплоэнергетики, могут быть также производства цемента и суперфосфатов. Имеется потенциальная опасность при переработке некоторых техногенных образований.
Соли ртути наряду с другими токсичными веществами содержатся в отечественных и импортируемых химических источниках тока, широко используемых в настоящее время в портативных приборах и в быту. Поступая на полигоны бытовых отходов, они также загрязняют окружающую среду.
Отмечались случаи неконтролируемого завоза в Свердловскую область и транзита через нее крупных партий металлической ртути.
Проведенная в г. Екатеринбурге парогазортутная съемка приземной атмосферы выявила общий повышенный фон по ртути на городской территории и 5 геохимических аномалий с эпицентрами в районе расположения промышленных предприятий.
Проведение в Свердловской области обследований территорий селитебной зоны и планируемой застройки носит в целом несистематизированный характер. Не ведется мониторинг эмиссий ртути в окружающую среду на экологически вредных производствах и в зонах их прямого влияния.
Наибольшую опасность для человека имеет воздействие ртути через почву, грунтовые воды, пищу и воздух. Однако объем мониторинговых работ недостаточен.
Значительную опасность могут представлять загрязненные территории, где ранее производилась золотодобыча с применением технологий ртутного амальгамирования.
Участившиеся в последние годы в Свердловской области инциденты, связанные с разливом ртути в производственных, жилых и общественных помещениях, свидетельствуют о безответственном хранении и использовании ртути на предприятиях, о низкой экологической и санитарной культуре населения. Зачастую ртуть становится предметом преступных посягательств против жизни и здоровья людей при умышленном загрязнении ею помещений.
Таким образом, проблема ртутной безопасности не ограничивается только сбором и утилизацией ртутьсодержащих приборов и люминесцентных ламп (данная задача в настоящее время успешно решается в Свердловской области), а включает в себя проведение комплекса правовых, административных и организационных мероприятий, выполнения научных исследований, профилактических мероприятий, совершенствования технологий и проведение защитных мероприятий.
3. Основные цели и задачи программы
Целью программы является создание целостной системы мер по обеспечению ртутной безопасности путем предотвращения попадания ртути и ее соединений в окружающую среду и защиты населения от их вредного воздействия.
В связи с этим предусматривается решение следующих основных задач:
- создание нормативно-правовой базы для обеспечения ртутной безопасности;
- усиление контроля за источниками поступлений ртути в окружающую среду;
- обследование территорий и помещений, выявление очагов ртутного загрязнения и проведение демеркуризационных работ;
- создание подразделений и системы для ликвидации аварийных ртутных загрязнений в жилых зданиях и общественных местах;
- проведение научных исследований, идентификация источников эмиссий ртути в окружающую среду и разработка рекомендаций по их снижению;
- организация мониторинга ртутных загрязнений в местах добычи и переработки ртутьсодержащего сырья, а также мониторинга здоровья населения на территориях с ртутным загрязнением;
- совершенствование управления ртутьсодержащими отходами;
- оценка воздействия ртути и ее соединений и разработка и реализация мероприятий по охране и укреплению здоровья населения Свердловской области.
4. Сроки и этапы реализации программы
Программа выполняется в 2 этапа: 1-й этап - 1999-2001 годы и 2-й этап - 2002-2003 годы. На 1-м этапе проводится комплекс работ по обследованию территорий, идентификации источников поступления ртути в окружающую среду и организация их мониторинга, осуществляется проведение научных исследований, проводятся первоочередные демеркуризационные и защитные мероприятия. На 2-м этапе в соответствии с уточненными данными об экологической обстановке, связанной с ртутным загрязнением, осуществляется необходимая корректировка программы и выполняется весь комплекс требуемых защитных и реабилитационных мероприятий.
5. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется путем выполнения взаимосвязанных программных мероприятий (целевых проектов). Программные мероприятия подразделяются на мероприятия, имеющие областной характер и финансируемые из областного экологического фонда, имеющие муниципальный характер и финансируемые из местных бюджетов и местных экологических фондов, имеющие локальный характер и финансируемых за счет предприятий-природопользователей и других заинтересованных организаций. Мероприятия муниципального и локального характера конкретизируются и реализуются в соответствии с решениями органов местного самоуправления и администраций соответствующих предприятий. Включение их в программу обеспечивает им информационную, организационную и методическую, а в необходимых случаях и финансовую поддержку со стороны Правительства Свердловской области. Областные, муниципальные программы, программы и проекты предприятий по обеспечению ртутной безопасности образуют единую систему экологических программ и проектов, объединенных общими целями и задачами. Муниципальные программы, а также программы и проекты предприятий проходят согласование на областном уровне. Согласование осуществляет Государственный комитет по охране окружающей среды Свердловской области во взаимодействии с другими государственными органами. В предусмотренных законодательством случаях проводится государственная экологическая экспертиза программ и проектов.
Выполнение мероприятий, имеющих целевое финансирование из областного экологического фонда, осуществляется на основании договоров, заключаемых государственными заказчиками с организациями-исполнителями. При необходимости выбор исполнителей может осуществляться государственными заказчиками на конкурсной основе. Выделение средств из областного экологического фонда осуществляется в соответствии с заявками государственных заказчиков, подаваемыми в установленном порядке. Заявки должны быть подтверждены соответствующими целевыми проектами от заинтересованных организаций-исполнителей. Сумма средств, выделяемых на реализацию программы, уточняется ежегодно, исходя из наполняемости бюджета областного и местных экологических фондов.
Мероприятия по экологическому образованию и воспитанию населения реализуются в рамках областной целевой программы "Совершенствование экологического образования в Свердловской области в 1999-2000 годы".
Средства на выполнение отдельных целевых проектов, финансируемых из областного экологического фонда, выделяются организациям-исполнителям в соответствии с установленным порядком расходования средств.
6. Организация, формы и методы управления
программой
Государственным заказчиком-координатором программы является Министерство экономики и труда Свердловской области. Им осуществляется координация работ по программе и контроль за выполнением мероприятий.
Государственными заказчиками по отдельным мероприятиям программы могут быть другие государственные органы по направлениям их деятельности, а также органы исполнительной власти муниципальных образований по работам, выполняемым на территории муниципальных образований.
В целях организационного, методического и информационного единства управления программой, а также в целях координации программных мероприятий отчетные материалы по всем выполненным мероприятиям (проектам) программы представляются помимо непосредственных государственных заказчиков в Государственный комитет по охране окружающей среды Свердловской области. Материалы представляются исполнителями работ в комитет в 10-дневный срок после сдачи работ заказчику.
Планирование и корректировка состава работ по реализации программы на следующий финансовый год осуществляются в рамках областных законов о бюджете областного экологического фонда. Соответствующие заявки государственные заказчики по согласованию с координатором программы представляют в Правительство Свердловской области в установленные сроки.
По мероприятиям (целевым проектам), где требуется конкурсный отбор исполнителей, Правительство области по представлению государственного заказчика-координатора программы направляет для публикации в "Областной газете" до 15 апреля предшествующего планируемому года перечень соответствующих программных мероприятий и информацию о конкурсном приеме заявок в виде целевых проектов.
Государственный комитет по охране окружающей среды Свердловской области с участием других исполнителей ежегодно готовит и направляет в Министерство экономики и труда Свердловской области сводную информацию о ходе работ по реализации программы. Итоги реализации программы рассматриваются на заседании Правительства области.
7. Исполнители программы
Исполнителями программы являются государственные природоохранные органы, организации местного самоуправления, промышленные предприятия, научные организации:
- Государственный комитет по охране окружающей среды Свердловской области;
- Областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области;
- Уральское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Главное управление по делам ГО и ЧС Свердловской области;
- главы муниципальных образований г. Екатеринбурга, г. Режа, г. Нижний Тагил, г. Каменска-Уральского и др.;
- Муниципальное предприятие по комплексному решению проблем промышленных отходов (МП КРППО);
- Уральский региональный центр экологической эпидемиологии;
- НПК "Меркурий";
- НПФ "ГЭТИ";
- Медицинский научный центр;
- Институт промышленной экологии УрО РАН;
- Уральская государственная горно - геологическая академия;
- Уральский государственный технический университет;
- медеплавильные предприятия Свердловской области;
- Государственное унитарное предприятие "Экология";
- АО "Свердловэнерго";
- АО "Унипромедь";
- АО "Сафмедь";
- ГП КБ "Медавтоматика".
В реализации программы могут участвовать другие заинтересованные организации и предприятия. Включение их в программу осуществляется в установленном порядке в рамках перечня программных мероприятий.
8. Финансовое обеспечение программы
Прогнозируемые объемы финансирования программы составляют 10490 тыс. рублей, в том числе из областного экологического фонда - 6040 тыс. рублей, из местных экологических фондов - 2050 тыс. рублей, из средств предприятий - 2400 тыс. рублей.
Объем финансирования из различных источников будет определяться ежегодно в соответствии с объемами выделяемых средств и уточнением приоритетов программы.
9. Оценка эффективности программы
Реализация программы обеспечит создание системы ртутной безопасности в Свердловской области, которая включает в себя средства контроля за источниками поступления ртути в окружающую среду, мониторинга окружающей среды и здоровья населения на техногенно загрязненных территориях, разветвленную сеть сбора и обезвреживания ртути и ртутьсодержащих отходов. Проведение научных исследований и контрольных мероприятий позволит устранить неконтролируемое поступление ртути в окружающую среду, снизить общие выбросы и сбросы ртути и уменьшить риск заболеваемости населения.
Прогнозируемый предотвращенный экологический ущерб от прекращения поступления ртути в окружающую среду составит более 7 миллионов рублей в год, в том числе уменьшение затрат на лечебно-оздоровительные мероприятия, за счет снижения заболеваемости, составит более 2 миллионов рублей в год.
10. Основные программные мероприятия по созданию целостной
системы обеспечения ртутной безопасности на территории
Свердловской области
* - в рамках утвержденного бюджета
/----------------------------------------------------------------\
|N |Наименование |Ответственные|Срок |Источники |Объем |
|пп |мероприятия |исполнители |вып. |финансиров.|финансиров.,|
| | | | | |тыс. руб. |
| | | | | |------------|
| | | | | |Всего|В т. |
| | | | | | |ч.* в |
| | | | | | |1999 |
|---+--------------+-------------+------+-----------+-----+------|
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|----------------------------------------------------------------|
| Раздел 1. |
| Создание нормативно - правовой базы для обеспечения |
| ртутной безопасности |
|----------------------------------------------------------------|
|1.1 |Подготовка |Госкомэкологии|1999 -|Сумма: |55 |45 |
| |нормативно - |Свердловской |2000 |областной| | |
| |правовых актов, |области, | |экофонд | | |
| |инструктивных |научные | | | | |
| |и методических |организации | | | | |
| |документов: | | | | | |
| | | | | | | |
|1.1.1|Положение о |Госкомэкологии|1999 |Областной|10 |10 |
| |ведении |Свердловской | |экофонд | | |
| |обязательного |области, | | | | |
| |аналитического |научные | | | | |
| |контроля |организации | | | | |
| |ртутьсодержащего| | | | | |
| |сырья и | | | | | |
| |техногенных | | | | | |
| |источников | | | | | |
| |выделения ртути | | | | | |
| |в окружающую | | | | | |
| |среду | | | | | |
| | | | | | | |
|1.1.2|Положение об |Госкомэкологии|1999 |Областной|5 |5 |
| |экологической |Свердловской | |экофонд | | |
| |паспортизации |области, | | | | |
| |ртутьопасных |научные | | | | |
| |производств |организации | | | | |
| | | | | | | |
|1.1.3|Положение о |Госкомэкологии|1999 |Областной|10 |10 |
| |порядке |Свердловской | |экофонд | | |
| |накопления, |области, | | | | |
| |транспортировки,|ОблЦГСЭН, | | | | |
| |обезвреживания |научные | | | | |
| |и захоронения |организации | | | | |
| |ртутьсодержащих | | | | | |
| |отходов (в том | | | | | |
| |числе | | | | | |
| |образующихся | | | | | |
| |при | | | | | |
| |демеркуризации | | | | | |
| | | | | | | |
|1.1.4|Методические |Госкомэкологии|1999 -|Областной|20 |10 |
| |указания по |Свердловской |2000 |экофонд | | |
| |обследованию |области, | | | | |
| |территорий |ОблЦГСЭН, | | | | |
| |селитебной зоны,|научные | | | | |
| |планируемой |организации | | | | |
| |застройки и | | | | | |
| |помещений с | | | | | |
| |целью выявления | | | | | |
| |очагов ртутного | | | | | |
| |загрязнения | | | | | |
| | | | | | | |
|1.1.5|Типовое |Госкомэкологии|1999 |Областной|5 |5 |
| |положение о |Свердловской | |экофонд | | |
| |муниципальной |области, | | | | |
| |службе |МП КРППО, ГУП | | | | |
| |демеркуризации |"Экология" | | | | |
| | | | | | | |
|1.1.6|Типовое |Госкомэкологии|1999 |Областной|5 |5 |
| |положение о |Свердловской | |экофонд | | |
| |производственном|области, | | | | |
| |экологическом |ОблЦГСЭН, | | | | |
| |и санитарном |МП КРППО, МНЦ | | | | |
| |контроле и | | | | | |
| |обеспечении | | | | | |
| |ртутной | | | | | |
| |безопасности в | | | | | |
| |промышленных | | | | | |
| |производствах, | | | | | |
| |в организациях | | | | | |
| |и учреждениях | | | | | |
|----------------------------------------------------------------|
| Раздел 2. |
| Контроль за источниками поступления ртути в окружающую среду, |
| экологический и санитарно - эпидемиологический мониторинг |
|----------------------------------------------------------------|
|2.1|Экологическая |Госкомэкологии|2000 -|Сумма: |150|- |
| |инвентаризация |Свердловской |2001 |областной | | |
| |разрабатываемых |области, | |экофонд | | |
| |месторождений |Комитет | | | | |
| |полезных |природных | | | | |
| |ископаемых и |ресурсов, | | | | |
| |техногенных |Уралцветмет- | | | | |
| |образований с |разведка | | | | |
| |повышенным | | | | | |
| |содержанием ртути | | | | | |
| | | | | | | |
|2.2|Контрольные |Госкомэкологии|2000 -|Сумма: |640|- |
| |комплексные |экологии |2003 |областной |240|- |
| |обследования |Свердловской | |экофонд | | |
| |(экологическое |области, | |средства |400|- |
| |аудирование) |УралИНЭКО, | |предприятий| | |
| |предприятий |Уралцветмет- | | | | |
| |цветной |разведка | | | | |
| |металлургии, | | | | | |
| |перерабатывающих | | | | | |
| |сырье с | | | | | |
| |повышенным | | | | | |
| |содержанием | | | | | |
| |ртути, и других | | | | | |
| |ртутьопасных | | | | | |
| |промышленных | | | | | |
| |производств, в | | | | | |
| |том числе мест | | | | | |
| |старательской | | | | | |
| |золотодобычи | | | | | |
| | | | | | | |
|2.3|Контрольные |Госкомэкологии|2000 -|Сумма: |200|- |
| |обследования |экологии |2004 |местные |100|- |
| |полигонов |Свердловской | |экофонды | | |
| |размещения |области, | |средства |100|- |
| |промышленных и |ОблЦГСЭН, | |предприятий| | |
| |бытовых отходов |Уралцветмет- | | | | |
| |на содержание |разведка | | | | |
| |ртути | | | | | |
| |(выборочно) | | | | | |
| | | | | | | |
|2.4|Совершенствование |Предприятия - |2000 -|Сумма: |350|- |
| |и обеспечение |владельцы |2002 |средства | | |
| |производственного |полигонов | |предприятий| | |
| |контроля за |твердых | | | | |
| |содержанием |отходов | | | | |
| |ртути в отходах, | | | | | |
| |поступающих на | | | | | |
| |полигоны | | | | | |
| |захоронения | | | | | |
| |твердых отходов | | | | | |
| | | | | | | |
|2.5|Совершенствование |Кировградский |2000 -|Сумма: |600|- |
| |и обеспечение |медеплавильный|2001 |средства | | |
| |производственного |комбинат, АО | |предприятий| | |
| |аналитического |"Святогор", | | | | |
| |контроля |Средне- | | | | |
| |поступающего на |уральский | | | | |
| |переработку |медеплавильный| | | | |
| |сырья на |завод | | | | |
| |медеплавильных | | | | | |
| |предприятиях, | | | | | |
| |организация | | | | | |
| |мониторинга | | | | | |
| |эмиссий ртути в | | | | | |
| |окружающую среду | | | | | |
| | | | | | | |
|2.6|Совершенствование |Свердлов- |2000 -|Сумма: |450|- |
| |и обеспечение |энерго, |2002 |средства | | |
| |мониторинга |предприятия | |предприятий| | |
| |эмиссий на |черной | | | | |
| |предприятиях с |металлургии, | | | | |
| |производствами, |Уральский | | | | |
| |потенциально |цементник, | | | | |
| |опасными по |Средне- | | | | |
| |эмиссиям ртути в |уральский | | | | |
| |окружающую среду |медеплавильный| | | | |
| | |завод | | | | |
| | | | | | | |
|2.7|Скрининг |ОблЦГСЭН, |2000 -|Сумма: |500|- |
| |населения, |УРЦЭЭ, |2003 |средства | | |
| |входящего в |научные | |предприятий| | |
| |группы риска по |организации | | | | |
| |ртутным | | | | | |
| |поражениям и | | | | | |
| |отравлениям | | | | | |
| | | | | | | |
|2.8|Контроль |ОблЦГСЭН, |2000 -|Сумма: |125|- |
| |содержания ртути |Комитет |2003 |областной | | |
| |в водозаборах |природных | |экофонд | | |
| |поверхностных и |ресурсов | | | | |
| |подземных вод | | | | | |
| |систем | | | | | |
| |централизованного | | | | | |
| |водоснабжения | | | | | |
| |(выборочно) | | | | | |
| | | | | | | |
|2.9|Контроль |ОблЦГСЭН |2000 -|Сумма: |250|- |
| |качества пищевых | |2003 |областной | | |
| |продуктов, | | |экофонд | | |
| |производимых на | | | | | |
| |техногенно | | | | | |
| |загрязненных | | | | | |
| |ртутью | | | | | |
| |территориях | | | | | |
| |(выборочно) | | | | | |
|----------------------------------------------------------------|
| Раздел 3. |
| Укрепление лабораторной базы аналитического контроля |
| и мониторинга |
|----------------------------------------------------------------|
|3.1|Оснащение |Госкомэкологии|2000 -|Сумма: |600 |- |
| |инспекции |Свердловской |2002 |областной | | |
| |лабораторного |области, | |экофонд | | |
| |контроля за |ГУ ГО и ЧС | | | | |
| |промышленными |Свердловской | | | | |
| |источниками |области | | | | |
| |поступления | | | | | |
| |ртути в | | | | | |
| |окружающую | | | | | |
| |среду и за | | | | | |
| |потенциально | | | | | |
| |опасными | | | | | |
| |объектами | | | | | |
| |(приобретение | | | | | |
| |анализаторов) | | | | | |
| | | | | | | |
|3.2|Оснащение |Госкомэкологии|1999 -|Сумма: |450 |350 |
| |лабораторной |Свердловской |2001 |областной |250 |250 |
| |базы для |области, | |экофонд, | | |
| |мониторинга |Уралгидромет | |средства |200 |100 |
| |ртути в | | |предприятий| | |
| |природных | | | | | |
| |средах | | | | | |
| | | | | | | |
|3.3|Дооснащение |ОблЦГСЭН |2000 -|Сумма: |200 |- |
| |лабораторной | |2001 |областной | | |
| |базы для | | |экофонд | | |
| |биомониторинга | | | | | |
| |и диагностики | | | | | |
| |влияния ртути | | | | | |
| |на население | | | | | |
| | | | | | | |
|3.4|Организация |Администрации |2000 -|Сумма: |350 |- |
| |муниципальных |муниципальных |2003 |местные | | |
| |служб |образований | |экофонды | | |
| |демеркуризации | | | | | |
| |и оснащение их | | | | | |
| |приборами | | | | | |
| |аналитического | | | | | |
| |контроля | | | | | |
|----------------------------------------------------------------|
| Раздел 4. |
| Научно - практические разработки |
|----------------------------------------------------------------|
|4.1|Разработка и |Госкомэкологии|2000 -|Сумма: |650 |- |
| |апробация |Свердловской |2003 |областной | | |
| |технологий и |области, ГП КБ| |экофонд | | |
| |изделий (в том |"Мед - | | | | |
| |числе |автоматика", | | | | |
| |медицинских |научные | | | | |
| |термометров), |организации, | | | | |
| |обеспечивающих |предприятия - | | | | |
| |сокращение или |природо- | | | | |
| |исключение |пользователи | | | | |
| |использования | | | | | |
| |ртути, | | | | | |
| |содержащих ее | | | | | |
| |изделий и | | | | | |
| |материалов | | | | | |
| | | | | | | |
|4.2|Оценка рисков |ОблЦГСЭН, |1999 -|Сумма: |270 |70 |
| |здоровью |УРЦЭЭ, МНЦ, |2002 |областной | | |
| |населения от |научные | |экофонд | | |
| |загрязнения |организации | | | | |
| |окружающей | | | | | |
| |среды ртутью, | | | | | |
| |районирование | | | | | |
| |территорий по | | | | | |
| |степени риска и| | | | | |
| |разработка | | | | | |
| |рекомендаций по| | | | | |
| |защитным | | | | | |
| |мероприятиям | | | | | |
|----------------------------------------------------------------|
| Раздел 5. |
| Профилактические и практические мероприятия |
|----------------------------------------------------------------|
|5.1|Обследование |Администрации|2000 -|Сумма: |1500 |- |
| |помещений в |муниципальных|2003 |областной |600 |- |
| |учреждениях |образований, | |экофонд, | | |
| |массового |администрации| |местные |900 |- |
| |пребывания людей |учреждений, | |экофонды | | |
| |(школы, |ОблЦГСЭН, | | | | |
| |дошкольные |специализи- | | | | |
| |учреждения, |рованные | | | | |
| |лечебно - |организации | | | | |
| |профилактические | | | | | |
| |учреждения) на | | | | | |
| |содержание паров | | | | | |
| |ртути и | | | | | |
| |проведение | | | | | |
| |необходимых | | | | | |
| |демеркуризационных| | | | | |
| |работ | | | | | |
| | | | | | | |
|5.2|Организация |Администрации|2000 -|Сумма: |400 |- |
| |зональных |муниципальных|2003 |местные | | |
| |пунктов сбора |образований | |экофонды | | |
| |от организаций | | | | | |
| |и населения и | | | | | |
| |временного | | | | | |
| |хранения ртути, | | | | | |
| |ртутьсодержащих | | | | | |
| |приборов | | | | | |
| |и отработанных | | | | | |
| |люминесцентных | | | | | |
| |ламп | | | | | |
| | | | | | | |
|5.3|Организация |МП КРППО, |2000 -|Сумма: |500 |- |
| |системы |ГУП |2003 |областной |200 |- |
| |контейнерных |"Экология", | |экофонд, | | |
| |перевозок |НПК | |местные |300 |- |
| |ртутьсодержащих |"Меркурий", | |экофонды | | |
| |отходов от мест |предприятия, | | | | |
| |временного |организации | | | | |
| |хранения на |и учреждения | | | | |
| |установки |- владельцы | | | | |
| |демеркуризации. |отходов | | | | |
| |Сбор и | | | | | |
| |демеркуризация | | | | | |
| |ртутьсодержащих | | | | | |
| |изделий и | | | | | |
| |материалов | | | | | |
| | | | | | | |
|5.4|Проектирование |Научные и |2000 -|Сумма: |150 |- |
| |и изготовление |проектные |2002 |областной | | |
| |(приобретение) |организации, | |экофонд | | |
| |спецтары и |специализи- | | | | |
| |спецприспособлений|рованные | | | | |
| |для сбора, |организации, | | | | |
| |накопления, |предприятия и| | | | |
| |хранения и |организации -| | | | |
| |транспортировки |владельцы | | | | |
| |ртути и |отходов | | | | |
| |ртутьсодержащих | | | | | |
| |отходов | | | | // |
| | | | | | | |
|5.5|Сбор и утилизация |МП КРППО, |1999 -|Сумма: |1500|300|
| |ртутьсодержащих |предприятия, |2003 |областной | | |
| |отходов |организации и| |экофонд | | |
| | |учреждения - | | | | |
| | |владельцы | | | | |
| | |отходов | | | | |
| | | | | | | |
|5.6|Реабилитация |ОблЦГСЭН, |2000 -|Сумма: |400 |- |
| |населения в |учреждения |2003 |областной | | |
| |группах риска с |здравоохр. | |экофонд | | |
| |выявленными | | | | | |
| |поражениями и | | | | | |
| |заболеваниями, | | | | | |
| |вызванными | | | | | |
| |ртутным | | | | | |
| |загрязнением | | | | | |
| | | | | | | |
|5.7|Создание |ГУ ГО и ЧС, |1999 -|Сумма: |- |- |
| |подразделений |ОблЦГСЭН, |2003 |областной | | |
| |и системы для |специализи- | |экофонд | | |
| |ликвидации |рованные | |(резервный | | |
| |аварийных |организации | |фонд), | | |
| |ртутных | | |другие | | |
| |загрязнений в | | |источники | | |
| |жилых зданиях | | | | | |
| |и общественных | | | | | |
| |местах | | | | | |
|----------------------------------------------------------------|
| Раздел 6. |
| Экологическое просвещение и образование |
|----------------------------------------------------------------|
|6.1|Подготовка, |Госкомэкологии |2000 -|Сумма: |100 |- |
| |издание и |Свердловской |2003 |областной | | |
| |распространение|области, | |экофонд | | |
| |информационных |ОблЦГСЭН, УРЦЭЭ| | | | |
| |и обучающих |"Аэрокосмо - | | | | |
| |материалов по |экология" | | | | |
| |проблеме | | | | | |
| |ртутной | | | | | |
| |безопасности | | | | | |
| |для населения и| | | | | |
| |специалистов | | | | | |
| |организаций | | | | | |
| |(серия брошюр и| | | | | |
| |информационных | | | | | |
| |листков) | | | | | |
| | | | | | | |
|6.2|Организация |Госкомэкологии |2000 -|Сумма: |100 |- |
| |публикаций в |Свердловской |2003 |областной | | |
| |средствах |области, | |экофонд | | |
| |массовой |ОблЦГСЭН, | | | | |
| |информации по |Уралгидромет, | | | | |
| |проблеме |администрации | | | | |
| |ртутной |муниципальных | | | | |
| |безопасности, |образований | | | | |
| |разъяснение | | | | | |
| |населению | | | | | |
| |правил | | | | | |
| |обращения с | | | | | |
| |ртутью, ртуть- | | | | | |
| |содержащими | | | | | |
| |приборами и | | | | | |
| |лампами | | | | | |
|----------------------------------------------------------------|
| Раздел 7. |
| Отчет о реализации Программы |
|----------------------------------------------------------------|
|7.1|Составление |Госкомэкологии|Ежегодно|- |- |- |
| |ежегодного |Свердловской | | | | |
| |отчета о |области, | | | | |
| |выполнении |ОблЦГСЭН, | | | | |
| |программы |Уралгидромет, | | | | |
| | |администрации | | | | |
| | |муниципальных | | | | |
| | |образований | | | | |
|-------------------+---------------------------------+-----+----|
|Итого (тыс. руб.) | |10490|765 |
|Областной экофонд | |6040 |765 |
|Местные экофонды | |2050 |- |
|Средства предприятий |2400 |- |
\----------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 15 марта 1999 г. N 323-п "Об областной целевой программе "Обеспечение ртутной безопасности на территории Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 24 марта 1999 г. N 55 стр. 4, 5, "Собрании законодательства Свердловской области" 1999 г., N 3 ст.228