Рассмотрев проект Регламента Думы городского округа, внесенный Думой городского округа, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьей 22 Устава Верхнесалдинского городского округа, Дума городского округа решила:
1. Утвердить Регламент Думы городского округа (прилагается).
2. Признать утратившим силу решение Верхнесалдинской районной Думы от 25 апреля 2001 года N 23 "Об утверждении Регламента Верхнесалдинской районной Думы в новой редакции".
3. Настоящее решение вступает в силу с момента его принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в газете "Салдинские вести".
5. Контроль исполнения настоящего решения возложить на председателя Думы городского округа Рыжову Т.Е.
Т.Е. Рыжова, председатель Думы
городского округа
Регламент Думы городского округа
(утв. Решением Думы городского округа
от 24 мая 2007 г. N 34)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие Думы городского округа
1. Дума городского округа (далее по тексту - Дума) является представительным органом местного самоуправления Верхнесалдинского городского округа.
2. Дума обладает правами юридического лица, имеет смету, расчетный счет, бланки, печати и штампы установленного образца.
3. Дума состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Статья 2. Деятельность Думы городского округа
1. Деятельность Думы строится на принципах:
1) законности;
2) преемственности;
3) плановости;
4) самостоятельности, независимости и ответственности;
5) защиты прав и интересов граждан;
6) гласности и учета общественного мнения.
2. Дума осуществляет свою деятельность на основе личного участия в ее работе каждого депутата Думы городского округа (далее по тексту - депутат). Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей, установленных действующим законодательством и настоящим Регламентом.
3. Организацию деятельности Думы осуществляет председатель Думы городского округа.
4. Основной формой деятельности Думы являются заседания, на которых решаются вопросы, отнесенные к ее компетентности, и организационные вопросы.
Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от избранного состава депутатов Думы.
Первое заседание Думы проводится не позднее двух недель после избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов под председательством старейшего из депутатов.
5. Дума формирует постоянные и временные комиссии.
6. В целях организационного, информационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Думы может формироваться аппарат Думы.
7. Расходы на обеспечение деятельности Думы осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.
Статья 3. Полномочия, основания и порядок прекращения полномочий Думы
1. Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Свердловской области, Уставом Верхнесалдинского городского округа и настоящим Регламентом Думы городского округа (далее по тексту - Регламент).
2. Срок полномочий Думы соответствует сроку полномочий избранных депутатов.
3. В исключительной компетенции Думы находятся:
1) принятие Устава городского округа и внесение в него изменений;
2) утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития городского округа, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений;
7) определение порядка участия городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
4. К полномочиям Думы также относятся иные полномочия, установленные федеральными законами, законами Свердловской области и статьей 23 Устава Верхнесалдинского городского округа.
5. Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно в случае ее роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом Верхнесалдинского городского округа.
6. В случае досрочного прекращения полномочий Думы, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу правового акта о досрочном прекращении полномочий Думы, проводятся досрочные муниципальные выборы в Думу.
Статья 4. Регламент Думы
1. Регламент Думы является нормативным правовым актом, определяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области:
1) организационные формы работы Думы и иные формы работы депутатов;
2) периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Думы и иных организационных форм ее деятельности;
3) порядок подготовки и внесения вопросов на заседания Думы;
4) порядок рассмотрения и принятия правовых актов;
5) иные вопросы деятельности Думы.
2. В случае нарушения Регламента каждый депутат имеет право сделать замечание и потребовать от председательствующего и депутатов соблюдения Регламента.
Глава 2. Состав, органы Думы и выборные должности в Думе
Статья 5. Депутат Думы городского округа
1. Депутат Думы городского округа - гражданское лицо, выбранное посредством всеобщего голосования для защиты прав и интересов граждан.
2. В Думу может быть избран гражданин, обладающий избирательным правом, достигший возраста 21 года.
3. Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе в соответствии с решением Думы могут работать два депутата.
4. Депутат не может быть депутатом законодательных органов государственной власти Российской Федерации, областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, представительных органов местного самоуправления других муниципальных образований, состоять на муниципальной или государственной службе.
Статья 6. Удостоверение депутата. Право депутата на посещение органов государственной власти, местного самоуправления, организаций всех форм собственности.
Депутат имеет соответствующее удостоверение, являющееся документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
Удостоверение депутата является документом, дающим право посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также посещать организации всех форм собственности, общественные объединения на территории Верхнесалдинского городского округа, а при решении вопросов, актуальных для местного сообщества в целом, и на территории области.
Статья 7. Осуществления депутатом полномочий депутатской деятельности
1. Депутат осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Свердловской области, Уставом Верхнесалдинского городского округа и настоящим Регламентом.
2. Депутат Думы избирается на 4 года. Срок полномочий депутата начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы (проведения первого заседания) Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 Устава Верхнесалдинского городского округа.
3. Депутат может осуществлять свои полномочия как на постоянной профессиональной основе (не более двух человек), так и на непостоянной основе.
4. По решению Думы депутат может осуществлять свои полномочия на постоянной основе, освобожденной от иной трудовой деятельности, получая заработную плату из бюджета городского округа в размерах, определенных Думой.
5. Депутату, выполняющему свои функции на непостоянной основе, ежемесячно со дня принятия Думой решения о признании его полномочий, возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, за счет средств местного бюджета в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда, установленной законом Российской Федерации, положением "О порядке возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельностью", принятым решением Думы МО Верхнесалдинского района от 22.02.2005 года N 17.
6. Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.
Статья 8. Досрочное прекращение полномочий депутата
Порядок и условия досрочного прекращения полномочий депутата определяются статьями 12, 26 Устава Верхнесалдинского городского округа
Статья 9. Трудовые и социальные гарантии для депутата
1. Депутат не может быть уволен с основного места работы по инициативе работодателя по мотивам, связанным с исполнением им депутатских полномочий, без согласия Думы городского округа.
2. Период работы на постоянной основе в Думе засчитывается депутату в общий трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, стаж муниципальной службы. При этом трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.
3. Депутату, работающему на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, определяемый с учетом общего трудового стажа, продолжительностью до 15 календарных дней.
4. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска депутату, работающему на постоянной основе, предоставляется в порядке и на условиях, определяемых Думой, дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 7 календарных дней за ненормированный рабочий день.
5. Дума вправе принять решение о выплате депутату денежной компенсации в случаях:
1) причинения ему в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, а также и не повлекших таковой.
2) гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) произошла вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровья в связи с осуществлением им депутатских полномочий.
6. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий.
Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
7. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
8. Депутат вправе иметь помощника на общественных началах по решению Думы.
Помощнику депутата выдается удостоверение установленного образца. Положение о статусе, правах и обязанностях, гарантиях деятельности помощника депутата утверждается Думой.
9. Депутату возмещаются связанные с проживанием вне его места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности расходы по проживанию в гостиницах или по найму жилого помещения и суточные.
10. При роспуске, за исключением самороспуска, Думы городского округа депутаты, осуществлявшие свои полномочия на постоянной основе, получают единовременное пособие за весь период, оставшийся до завершения срока полномочий депутатов соответствующего созыва, из расчета их ежемесячного денежного содержания на день прекращения депутатских полномочий; в этом случае на депутатов распространяются гарантии трудовых прав, изложенные в пунктах 1, 2 настоящей статьи.
Депутату, осуществляющему полномочия на постоянной профессиональной основе, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста.
11. Иные гарантии для депутата предусмотрены статьей 27 Устава Верхнесалдинского городского округа.
Статья 10. Формы депутатской деятельности
1. Формами депутатской деятельности депутата являются:
1) работа с избирателями;
2) участие в заседаниях Думы;
3) исполнение поручений Думы и ее комиссий;
4) участие в депутатских слушаниях;
5) обращение с депутатским запросом;
6) обращение с вопросом к должностным лицам органов местного самоуправления и другие, установленные Уставом Верхнесалдинского городского округа.
Статья 11. Взаимоотношения депутата с избирателями
1. Депутат поддерживает связь с избирателями своего округа, от которого он избран.
2. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей:
1) рассматривает поступившие от них заявления, предложения, жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов;
2) ведет прием граждан;
3) изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения;
4) информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Статья 12. Право депутата на правотворческую инициативу
1. Депутат Думы имеет право на правотворческую инициативу по вопросам ведения, отнесенным к компетенции представительного органа местного самоуправления, в виде:
1) проектов правовых актов и поправок к ним;
2) предложений о разработке и принятии новых правовых актов;
3) проектов правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие правовые акты местного самоуправления.
2. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях Думы, комиссий, членом которых он является.
При невозможности присутствия на заседаниях либо комиссиях Думы депутат заблаговременно информирует об этом председателя Думы, председателя комиссии, специалиста аппарата Думы.
3. Депутат имеет право на заседаниях и комиссиях Думы:
1) вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и обсуждения по существу вопросов;
2) ставить вопросы о необходимости и разработке нового проекта решений и внесения его в повестку дня заседания комиссии, Думы, вносить предложения об изменении действующих решений;
3) участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответов и давать им оценку;
4) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
5) вносить поправки к проектам решений;
6) оглашать на заседании Думы обращения граждан, общественных, религиозных и политических организаций, касающиеся интересов населения муниципального образования.
7) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых Думой;
8) знакомиться с протоколами Думы.
Статья 13. Обращение депутата, группы депутатов с вопросом
Депутат, группа депутатов вправе обратиться с вопросом или предложением к Главе муниципального образования, в исполнительный орган местного самоуправления, к прокурору, к представителям федеральных, областных органов на территории муниципального образования, а также при постановке вопросов, актуальных для местного сообщества в целом, к руководителям органов государственной власти Свердловской области. Вопрос о приглашении соответствующего должностного лица на заседание Думы, заседание комиссии решается депутатами Думы. В случае если приглашенные должностные лица не имеют возможности прибыть на заседание Думы, заседание комиссии по уважительной причине, в обязательном порядке дается письменный ответ на предварительно заданный вопрос не позднее чем через 10 дней со дня его получения. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании.
Статья 14. Избрание председателя Думы городского округа
1. Выборы нового председателя Думы проводятся не позднее 14 дней с момента прекращения полномочий бывшего председателя Думы.
2. Председатель Думы избирается из числа депутатов на срок полномочий Думы на первом заседании тайным голосованием.
3. Кандидат на должность председателя Думы может быть выдвинут депутатами Думы, а также посредством самовыдвижения.
4. Кандидатуры на должность председателя Думы предлагаются депутатами путем открытого выдвижения с использованием списков депутатов. Каждый депутат вправе предложить только одну кандидатуру. Дума городского округа утверждает список кандидатур для голосования.
Заявления о самоотводе принимаются без обсуждения и голосования.
5. Выступления кандидатов.
1) кандидаты, давшие согласие баллотироваться на должность председателя Думы, выступают на заседании и отвечают на вопросы.
2) в списки для голосования включаются все кандидаты, за исключением лиц, взявших самоотвод.
6. Итоги выборов:
1) решение об избрании председателя Думы принимается большинством голосов от числа избранных депутатов при тайном голосовании;
2) если два или более кандидатов получат равное количество голосов, проводится второй тур голосования. В списки кандидатов включаются только кандидаты, набравшие большинство голосов.
Статья 15. Трудовые и социальные гарантии для председателя Думы городского округа
1. Денежное содержание председателя Думы городского округа состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, премий по итогам службы согласно соответствующему Положению и иных выплат, предусмотренных Федеральными законами, законами Свердловской области, Уставом Верхнесалдинского городского округа.
2. Период работы на постоянной основе председателя Думы городского округа в Думе засчитывается в общий трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, стаж муниципальной службы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.
3. Дума вправе принять решение о выплате председателю Думы денежной компенсации в случае причинения ему в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности.
4. Председателю Думы, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, достигнувшему пенсионного возраста, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости или инвалидности с индексацией при увеличении должностного оклада, которая выплачивается со дня прекращения полномочий депутата. Условия, порядок и размер указанной доплаты определяются нормативными правовыми актами, утвержденными Думой в соответствии с законом Свердловской области.
5. Гарантии прав председателя Думы городского округа при привлечении его к уголовной или административной ответственности, задержании, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных, административно-процессуальных, оперативно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении занимаемого им жилого помещения и (или) служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов установлены федеральными законами.
6. Иные трудовые и социальные гарантии для депутата устанавливаются федеральными законами, законами Свердловской области, Уставом Верхнесалдинского городского округа и настоящим Регламентом.
Статья 16. Полномочия председателя Думы городского округа
1. Полномочия председателя Думы определяются статьей 24 Устава Верхнесалдинского городского округа.
2. В случае временного отсутствия председателя Думы его полномочия осуществляются заместителем председателя Думы.
3. Полномочия председателя Думы прекращаются в случаях и порядке, предусмотренных федеральными и областными законами, Уставом Верхнесалдингского городского округа и настоящим Регламентом.
Статья 17. Досрочное прекращение полномочий председателя Думы и его порядок
1. Досрочное прекращение полномочий председателя Думы по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 24 Устава Верхнесалдинского городского округа, наступает со дня вступления в силу решения Думы.
2. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя Думы принимается в течение одного месяца со дня выявления обстоятельств, влекущих возможность досрочного прекращения полномочий председателя Думы.
3. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя Думы принимается не менее чем 2/3 от установленной численности депутатов.
4. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя Думы подлежит официальному опубликованию.
Статья 18. Отзыв председателя Думы
1. Основания и процедура отзыва председателя Думы определяются статьями 12, 24 Устава Верхнесалдинского городского округа.
2. Председатель Думы может быть отозван депутатами Думы с должности путем открытого голосования.
3. Вопрос об отзыве может быть предложен в повестку заседания Думы группой депутатов, депутатской комиссией. При внесении вопроса об отзыве должны быть изложены мотивы отзыва. При рассмотрении вопроса об отзыве председателя Думы городского округа должно быть предоставлено время для выступления обеим сторонам.
4. Председатель Думы считается отозванным, если в результате открытого голосования за его отзыв проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
5. В случае отзыва председателя Думы выборы нового председателя проводятся не позднее чем через 14 дней с момента сложения полномочий бывшего председателя Думы.
Статья 19. Заместитель председателя Думы
1. Кандидатура на должность заместителя председателя Думы вносится председателем Думы, депутатами, также возможно самовыдвижение.
2. Заместитель председателя Думы избирается из числа депутатов путем открытого голосования.
3. Заместитель председателя выполняет по поручению председателя Думы отдельные его функции и замещает председателя в случае его временного отсутствия или невозможности осуществления им своих полномочий, либо выполняет его функции в случае прекращения полномочий председателя до вступления в должность нового председателя.
4. Полномочия заместителя председателя начинаются с момента избрания и прекращаются по истечении срока полномочий соответствующего созыва либо досрочно в случае отзыва или отставки, в порядке и основаниям, установленным для председателя.
5. Заместителю председателя Думы при отсутствии председателя Думы со дня принятия Думой распоряжения о признании его полномочий возмещаются расходы в сумме 3000 рублей ежемесячно.
6. Заместитель председателя Думы в своей работе подконтролен и подотчетен председателю Думы и Думе.
Статья 20. Аппарат Думы
1. Аппарат Думы осуществляет организационное, правовое, информационно-аналитическое, материально-финансовое и кадровое обеспечение Думы.
2. В своей деятельности аппарат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Свердловской области, Уставом Верхнесалдинского городского округа, настоящим Регламентом, принимаемыми решениями Думы, положением об аппарате Думы.
3. Основными задачами аппарата являются создание необходимых условий для эффективной работы Думы, ее структурных подразделений, оказание практической помощи депутатам в осуществлении их полномочий.
4. Специалисты аппарата Думы являются муниципальными служащими.
5. Специалисты аппарата Думы имеют право на повышение своей квалификации как по средствам обучения, так и по обмену информацией и опытом с другими городами и регионами Российской Федерации.
6. В целях технического обеспечения деятельности Думы в штатное расписание аппарата, утверждаемое председателем Думы, включаются должности, не относящиеся к муниципальным должностям, в пределах средств, предусмотренных в бюджете на очередной финансовый год.
Статья 21. Комиссии Думы
1. Дума образует постоянные комиссии из числа депутатов.
2. Комиссии Думы являются постоянно действующими органами Думы и подотчетны ей.
3. Дума формирует четыре постоянных комиссии, принимающих участие в нормотворческой деятельности, работающих по следующим направлениям:
1) по экономической политике, бюджету, финансам и налогам;
2) по местному самоуправлению и законодательству;
3) по городскому хозяйству и охране окружающей среды;
4) по социальной политике.
4. Постоянные комиссии Думы:
1) осуществляют подготовку заключений по проектам решений, внесенных в Думу Главой Верхнесалдинского городского округа и руководителями администрации Верхнесалдинского городского округа;
2) разрабатывают и предварительно рассматривают нормативные правовые акты по вопросам своего ведения;
3) организуют проведение депутатских слушаний;
4) вносят предложения по повестке заседаний Думы;
5) готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение Думы, органов государственной власти;
6) решают вопросы организации своей деятельности;
7) готовят проекты решений по инициируемым комиссией вопросам;
8) рассматривают иные вопросы, относящиеся к их компетенции.
5. Структура, полномочия, предметы ведения, порядок избрания и организация работы постоянных комиссий определяются настоящим Регламентом и положениями о комиссиях, утверждаемыми Думой.
6. Численность депутатов постоянной комиссии не может быть меньше трех. Депутат не может быть членом более чем двух комиссий и занимать должность председателя комиссии более чем в одной из них.
7. Персональный состав комиссий утверждается решением Думы, формируется на добровольности участия каждого депутата путем самовыдвижения или поступивших предложений о выдвижении депутатов и утверждается Думой путем принятия решения.
8. Председатели постоянных комиссий утверждаются решением Думы.
9. Члены комиссии созываются ее председателем на очередное заседание не реже одного раза в месяц, а также на внеочередные заседания по инициативе большинства членов комиссии или председателя Думы. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии.
10. Решение комиссии принимается большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. Каждый депутат при голосовании имеет один голос. Право на голосование депутат осуществляет лично.
Депутат, отсутствующий во время голосования, не вправе подать свой голос после голосования, но может выразить его в письменном виде, через председателя Думы, который, в свою очередь, огласит его на заседании.
11. Председатель Думы и его заместитель имеют право участвовать в работе всех постоянных комиссий с правом голоса.
12. Комиссии Думы вправе проводить совместные заседания по обоюдному согласию. Решение о проведении совместного заседания комиссии может принять председатель Думы или его заместитель по согласованию с председателями комиссий. На совместных заседаниях председательствуют по очереди председатели данных комиссий. Заключение (решение), принимаемое на совместном заседании, не признается законным, если в каждой комиссии на совместном заседании присутствует менее половины членов.
13. В заседании комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Думы городского округа, не входящие в состав данной комиссии. На заседания комиссий могут приглашаться представители средств массовой информации. Комиссии вправе проводить закрытые заседания. Депутаты Думы, не входящие в состав комиссии, вправе принимать участие в закрытых заседаниях комиссий.
Статья 22. Временные комиссии
1. Дума по любым вопросам своей деятельности вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей.
2. В решении Думы о создании временной депутатской комиссии должно содержаться следующее:
1) цель, с которой создана комиссия;
2) численность и состав комиссии, ее руководитель;
3) предметы ведения комиссии;
4) срок полномочий комиссии;
5) время предоставления отчета с необходимым письменным обоснованием сделанных выводов, предложениями или заключением.
3. Временная депутатская комиссия осуществляет свою деятельность по предметам ведения в соответствии с целями, установленными при ее образовании.
4. Временные депутатские комиссии Думы формируются из числа депутатов в составе руководителя и членов группы открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов.
5. В случае необходимости временная депутатская комиссия привлекает к работе специалистов и экспертов.
Статья 23. Порядок формирования и организация работы согласительной комиссии
1. Согласительная комиссия создается для преодоления разногласий, возникших между Думой и Главой городского округа на паритетных началах из равного числа представителей Думы и администрации городского округа с привлечением при необходимости других заинтересованных лиц:
1) при согласовании проектов решений;
2) при согласовании проектов поправок к решению, рассмотренному в первом чтении;
3) при возвращении решений Главой городского округа для повторного рассмотрения.
2. Сопредседатели и члены согласительной комиссии назначаются решением Думы.
3. Решение Думы об избрании сопредседателей и членов комиссии в срок не более 3 дней с момента принятия данного решения направляется Главе городского округа.
4. Член согласительной комиссии обязан присутствовать на ее заседаниях и заблаговременно информировать сопредседателей согласительной комиссии о невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине.
Депутаты, Глава городского округа, его заместители, представители контрольного органа, начальники отделов и управлений администрации, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях и высказывать свое мнение по существу обсуждаемых вопросов.
Члены согласительной комиссии вправе привлекать соответственно работников аппарата Думы, отделов и управлений администрации для подготовки решений согласительной комиссии, а также специалистов в качестве экспертов.
5. Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения проекта решения, проекта поправок к решению, решения Думы, по которым возникли разногласия между Думой и Главой городского округа, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих положений, разделов, глав, статей, пунктов статей рассматриваемого решения.
6. Согласительная комиссия должна завершить работу по преодолению разногласий по проекту решения, по проекту поправок к решению, по решению в срок, не превышающий 10 дней с момента ее создания.
Итоговое решение согласительной комиссии направляется ее сопредседателями в Думу и Главе городского округа.
7. По результатам работы согласительная комиссия в течение 10 дней составляет протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению возникших разногласий или обосновывается невозможность преодоления разногласий данным составом согласительной комиссии.
Принятый протокол согласительной комиссии передается на рассмотрение Думы, а также Главе городского округа.
8. Протокол согласительной комиссии, содержащий обоснование невозможности преодоления возникших разногласий по решению, вносится на ближайшее заседание Думы.
Статья 24. Досрочное прекращение полномочий председателя комиссии
1. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя комиссии принимается открытым голосованием на заседании Думы простым большинством голосов:
1) по личному заявлению;
2) по предложению председателя Думы;
3) по требованию большинства членов комиссии.
2. Решение комиссии о досрочном прекращении полномочий председателя комиссии утверждается соответствующим решением Думы.
3. Если Дума отклоняет данное решение комиссии, то комиссия вновь рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий председателя комиссии.
Если комиссия повторно принимает решение о досрочном прекращении полномочий председателя комиссии, то Дума обязана утвердить решение комиссии.
Статья 25. Права Думы и ее комиссий при осуществлении контрольной деятельности
1. При осуществлении контрольных полномочий Дума и ее комиссии имеют право:
1) Запрашивать у Главы городского округа, руководителей структурных подразделений администрации городского округа, муниципальных предприятий, учреждений, организаций соответствующие документы, справочные материалы, необходимые для осуществления контроля;
2) Вносить на заседания Думы и ее комиссий предложения по результатам осуществления контроля;
3) Информировать Главу городского округа и иных должностных лиц муниципального образования о выявленных нарушениях;
4) Давать Главе городского округа и иным должностным лицам муниципального образования рекомендации по совершенствованию работы;
5) Требовать у проверяемых структурных подразделений администрации городского округа, муниципальных предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений.
Глава 3. Организационные формы работы Думы
Статья 26. Заседания Думы
1. Очередные заседания Думы проводятся в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в месяц.
2. Депутаты обеспечиваются необходимыми документами и материалами, уведомляются о созыве очередного заседания Думы не позднее чем за три дня до начала заседания с указанием вопросов, которые предполагается внести на ее рассмотрение.
3. Заседание Думы правомочно при наличии не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в Думу. Регистрация депутатов проводится непосредственно перед заседанием Думы.
4. Если на заседании присутствует менее 2/3 от общего числа депутатов Думы, то заседание переносится на другое время. Повторное заседание проводится не позднее 14 дней.
5. В случае невозможности принять участие в заседании Думы депутат обязан сообщить об этом председателю Думы или специалисту аппарата Думы.
При необходимости покинуть заседание Думы депутат обязан в письменной форме известить об этом председательствующего.
6. В случае отсутствия депутата Думы на заседании Думы считать уважительными следующие причины: болезнь, командировку, отпуск с выездом за пределы муниципального образования, а также по острой производственной необходимости.
7. Дума может быть созвана на внеочередное заседание.
Статья 27. Внеочередное заседание Думы
Внеочередные заседания Думы могут проводиться по письменному требованию Главы городского округа или не менее 1/3 от общего числа депутатов Думы. В письменном требовании о созыве Думы на внеочередное заседание указываются вопросы и их обоснования. Требование о созыве подписывается соответственно Главой городского округа или депутатами, требующими созыва внеочередного заседания, руководителем контрольного органа городского округа.
Внеочередное заседание (место и дата проведения, повестка дня) назначается председателем Думы в срок не позднее 5 дней после поступления письменного уведомления с требованием о созыве внеочередного заседания.
Внеочередное заседание Думы проводится исключительно в соответствии с той повесткой дня, которая была указана в требовании.
Статья 28. Открытые и закрытые заседания Думы
1. Заседания Думы проводятся открытыми, но в случае необходимости проводятся закрытые заседания по требованию председателя Думы, не менее 2/3 депутатов, либо при рассмотрении персонального дела.
2. Заявление о проведении закрытого заседания предоставляется председателю Думы в письменной форме с обязательным указанием вопроса повестки дня и причин, по которым целесообразно рассматривать указанный вопрос в закрытом заседании. Все полученные заявления о проведении закрытого заседания оглашаются председателем Думы, ставятся на голосование.
Решение о проведении закрытого заседания считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов. Закрытая форма заседаний Думы не отменяет других принципов ее работы. Информация о закрытом заседании Думы может быть опубликована без ограничений и в том же порядке, что и информация об открытом заседании.
Статья 29. Председательствующий на заседании Думы
1. Председательствует на заседании Думы председатель Думы, в его отсутствие - заместитель председателя Думы. При отсутствии на заседании председателя и заместителя председателя Думы обязанности председательствующего исполняет депутат по поручению председателя (заместителя председателя Думы) или по решению Думы.
2. Председательствующий:
1) открывает и закрывает заседание;
2) информирует депутатов о составе приглашенных на заседании;
3) руководит заседанием, следит за соблюдением настоящего Регламента, кворума и принятого депутатами порядка работы;
4) предоставляет слово докладчикам, содокладчикам, депутатам и приглашенным в соответствии с повесткой дня;
5) оглашает письменные обращения, заявления, справки;
6) ставит на голосование проекты решений, обращений и других документов, подготовленных и внесенных на рассмотрение Думы в соответствии с настоящим Регламентом. Любое предложение или поправка депутата к решению ставится на голосование в обязательном порядке и порядке поступления;
7) объявляет результат голосования;
8) обеспечивает порядок в зале заседания; дает поручения, связанные с обеспечением работы заседания;
9) подписывает протокол заседания Думы;
10) при необходимости проводит консультации с депутатами, организует работу согласительных комиссий;
11) способствует сотрудничеству и принятию согласованных решений.
3. Председательствующий на заседании Думы вправе в случае нарушения настоящего Регламента предупреждать депутатов и выступающих, а также удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Думы.
4. Председательствующий не вправе комментировать и прерывать выступления депутатов, если они не выходят за рамки Регламента, давать характеристику выступающим.
Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он заявляет об этом в общем порядке.
5. Во время ведения заседания, в случае необходимости, председатель Думы (заместитель председателя) вправе передать ведение заседание до его окончания другому депутату без голосования и имеет право в любой момент продолжить ведение заседания.
6. Председатель Думы или его заместитель, председательствующий на заседании, должен передать ведение заседания при рассмотрении вопроса об освобождении от должности соответственно председателя Думы или заместителя председателя Думы.
7. Ведение протокола, организационно-техническое обеспечение заседаний осуществляет ведущий специалист Думы.
Статья 30. Формирование повестки дня заседания
1. Повестка дня формируется на основании перспективного плана работы Думы. Предложения в повестку дня заседания Думы вносят: председатель Думы, заместитель председателя Думы, депутаты, председатели постоянных депутатских комиссий, Глава городского округа, председатель контрольного органа, прокурор, начальник инспекции Федеральной налоговой службы. Граждане, их объединения, представители предприятий, учреждений и организаций муниципального образования вносят свои предложения в повестку заседания через депутатские комиссии в соответствии с положениями о комиссиях.
2. Предложение должно содержать обоснование целесообразности рассмотрения данного вопроса, проект решения Думы и иные сопутствующие материалы (положения, расчеты, статистические данные и т.п.).
3. Предложения направляются председателю Думы в письменном виде не позднее чем за 21 день до начала заседания Думы в соответствии с Положением "О правовых актах Верхнесалдинского городского округа", утвержденного Думой городского округа.
4. Ведущий специалист аппарата Думы регистрирует поступающие проекты, копирует и в течение суток после проведения правовой экспертизы в аппарате Думы направляет по распоряжению председателя Думы в депутатскую комиссию, к ведению которой относится вопрос, предлагаемый к рассмотрению.
5. Комиссия не позднее чем в двухнедельный срок предоставляет в Думу свое заключение о целесообразности включения вопроса в повестку очередного или последующего заседания и свои предложения по проекту решения Думы. В случае поступления в комиссию нескольких проектов решений по одному вопросу комиссия выносит заключение по всем проектам и все их предоставляет председателю Думы.
Проект решений должен иметь заключение соответствующей депутатской комиссии. По вопросам, относящимся к компетенции Главы городского округа, к проекту решений Думы должно быть представлено Постановление Главы городского округа. При необходимости проекты могут быть направлены председателем Думы или по решению депутатской комиссии, к ведению которой относится предлагаемый проект, на экспертизу.
О передаче проекта на экспертизу сообщается лицу, предъявившему проект (предложение), с указанием причин, по которым проект отправлен на экспертизу.
6. Для подготовки наиболее сложных вопросов распоряжением председателя Думы могут быть образованы рабочие группы из числа депутатов и специалистов. Порядок работы рабочих групп и их права определяются председателем Думы.
7. Предложенные вопросы включаются в план работы Думы и рассматриваются ею по готовности представленных субъектами правотворческой инициативы проектов решений.
8. Подготовленные проекты решений не позднее 10 дней до заседания Думы передаются ведущему специалисту Думы, копируются и не позднее чем за 3 дня до заседания вручаются депутатам, Главе городского округа.
9. При установлении очередности для рассмотрения вопросов повестки дня преимущество отдается проектам правовых нормативных актов и предложениям по совершенствованию правового регулирования на территории муниципального образования.
10. Ответы на письменные запросы включаются в повестку дня ближайшего заседания Думы по мере их поступления в распоряжение председателя Думы.
11. Предложения по организации Думы (вопросы организации комиссии и рабочих групп, принятие добровольной отставки председателя Думы и т.п.) выносятся на рассмотрение Думы в соответствии с процедурой, установленной настоящим Регламентом.
12. Повестка дня, сформированная в соответствии с положениями настоящей статьи, выносится председателем для утверждения на заседании Думы.
Статья 31. Утверждение повестки дня
1. В начале каждого заседания Думы после объявления председательствующим о наличии кворума обсуждается и утверждается повестка дня.
2. Предложения и замечания по предложенному проекту повестки дня излагаются депутатами или председательствующим в выступлениях.
3. Председатель Думы, комиссия или группа депутатов (численностью не менее 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании) до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня могут вносить предложения по включению в повестку дня дополнительных вопросов. При этом депутатская группа (председатель Думы) обязана предоставить в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в повестку дня.
4. В случае если на включении дополнительного вопроса в повестку дня настаивает не менее 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании, слово для обоснования предоставляется одному депутату.
В случае если включить дополнительный вопрос в повестку дня предлагает председатель Думы, то он обосновывает свое предложение в общем порядке выступления. Предложения оглашаются в порядке их поступления. При этом преимущество перед всеми остальными вопросами по включению в повестку дня имеют актуальные проекты правовых нормативных актов муниципального образования, а иные письменные проекты - перед устными предложениями. Повестка заседания Думы утверждается Думой на заседании по представлению председательствующего большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
5. По предложению председателя Думы или 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании, может быть изменен порядок рассмотрения вопросов повестки дня: объединением нескольких вопросов или снятием определенных вопросов с повестки дня с ограничениями, установленными настоящим Регламентом.
6. При обсуждении порядка работы заседания, включения дополнительных пунктов в повестку дня, объединения или снятия с повестки дня определенных вопросов прения ограничиваются согласно Регламенту.
7. Вопрос о включении в повестку дня поступивших предложений и утверждение повестки в целом решаются путем открытого голосования по каждому предложению отдельно большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Думы.
8. По решению Думы из повестки дня не могут быть окончательно исключены вопросы по проектам правовых актов, внесенным в порядке правотворческой инициативы населения, а также органов и должностных лиц местного самоуправления.
Указанные вопросы могут быть оставлены без рассмотрения на заседании Думы, в повестку дня которого они были включены, только с условиями обязательного рассмотрения их на последующих заседаниях Думы. При этом в решении о переносе указанных вопросов указывается причина, по которой вопрос оставлен без рассмотрения, а также дата заседания, в котором его предполагается рассмотреть. Решение принимается простым большинством голосов от числа депутатов.
9. Дума обязана на заседании рассмотреть все вопросы утвержденной повестки либо принять решение о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание Думы.
10. Об утверждении повестки принимается решение.
Статья 32. Порядок проведения заседания Думы
1. Заседание Думы начинается с обсуждения и принятия повестки дня. Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня и утверждение повестки в целом решается путем открытого голосования по каждому предложению отдельно большинством голосов от числа присутствующих с правом решающего голоса в Думе.
2. Время для докладов устанавливается до 20 минут, для содокладов - до 5 минут, время для выступления в прениях:
1) для постатейного обсуждения проектов решения - до 5 минут.
2) для обсуждения повестки дня - до 3 минут;
3) для обсуждения докладов и содокладов - до 5 минут;
4) для внесения депутатского запроса - до 5 минут;
5) по порядку ведения заседания - до 3 минут;
6) по кандидатурам - до 3 минут;
7) по процедуре голосования - до 3 минут;
8) для сообщений, заявлений, предложений, вопросов и справок - до 3 минут;
9) для ответа - до 5 минут;
С согласия большинства присутствующих депутатов председательствующий вправе продлить время выступлений.
3. В конце заседания Думы отводится время продолжительностью 15 минут для выступления депутатов с заявлениями и обращениями. Прения по этим выступлениям не открываются.
4. Депутаты, представители Главы городского округа записываются для выступления в письменном виде или заявляют о желании выступить поднятием руки.
5. Председательствующий на заседании предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявлений. В необходимых случаях с согласия большинства депутатов, присутствующих на заседании, председательствующий может изменить очередность выступлений с объяснением мотивов такого изменения.
Слово по порядку ведения заседания, для справок, ответа на вопрос и для разъяснения предоставляется председательствующему вне очереди.
При выступлении приглашенные депутаты обязаны соблюдать Регламент, не уклоняться от существа рассматриваемого вопроса.
6. Слово по порядку ведения заседания предоставляется в любое время (в том числе и после окончания обсуждения повестки дня, при этом запрещается прерывать докладчика, содокладчика или выступающего в прениях) в следующих случаях:
1) для выражения претензии к председательствующему;
2) для уточнения формулировки решения, поставленного на голосование.
7. Каждый депутат имеет право на ответ. Слово для ответа предоставляется ему председательствующим по окончании рассматриваемого вопроса.
8. Каждый депутат имеет право на вопросы. Слово для вопроса предоставляется в конце доклада. Справки по обсуждаемому вопросу оглашаются немедленно. Вопросы к докладчику от приглашенных на заседание лиц передаются в секретариат заседания в письменном виде.
Статья 33. Первое заседание очередного созыва
1. Первое заседание вновь избранной Думы созывается председателем Думы предыдущего созыва не позднее чем в двухнедельный срок после избрания в Думу не менее 2/3 депутатов.
Для предварительного обсуждения повестки первого заседания Думы председатель Думы предыдущего созыва созывает совещание вновь выбранных депутатов. В повестку первого заседания Думы обязательно включается вопрос избрания председателя Думы.
2. Открывает заседание Думы и ведет его старейший по возрасту депутат.
3. На первом заседании Думы присутствуют члены Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту - ТИК). Председатель ТИК оглашает итоги голосования. Принимается решение о признании полномочий депутатов, руководствуясь Конституцией РФ, федеральными и областными законами, Уставами Свердловской области и Верхнесалдинского городского округа#.
Статья 34. Порядок посещения заседаний лицами, не являющимися депутатами Думы
1. Глава Городского округа, его заместители, работники органов прокуратуры, начальник и заместитель начальника инспекции Федеральной налоговой службы по городу Верхняя Салда, сотрудники контрольного органа, сотрудники аппарата Думы вправе присутствовать на открытых и закрытых заседаниях Думы и постоянных комиссий без специального разрешения.
2. При рассмотрении вопросов, внесенных в повестку дня заседания Думы по инициативе главы городского округа, присутствие главы или его заместителя по направлению рассматриваемого вопроса обязательно.
3. На заседаниях Думы имеют право присутствовать представители органов местного самоуправления, трудовых коллективов, общественных объединений и граждане.
О желании принять участие в заседании заинтересованные органы и лица направляют письменную заявку в аппарат Думы не позднее 7 дней до начала заседания. Ведущий специалист Думы составляет список приглашенных и извещает их о месте и времени проведения заседания путем устного приглашения.
Для лиц, приглашенных на заседание Думы, отводятся определенные места в зале заседания. Приглашенные лица не имеют право вмешиваться в работу Думы. Им может быть предоставлено слово для выступления в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
4. Решением Думы на ее заседание могут быть приглашены представители органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Думой вопросам.
Письменное требование о присутствии своевременно (не позднее чем за 3 дня до заседания) доводится председателем Думы до сведения вызванного должностного лица с указанием времени, места проведения заседания, а также вопроса, по которому указанное должностное лицо вызывается на заседание Думы.
Неявка должностного лица органа местного самоуправления в установленное время на заседание Думы по требованию последней без уважительной причины влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
5. Лицо, не являющее депутатом, в случае нарушения им порядка может быть удалено из зала заседания по распоряжению председательствующего после однократного предупреждения.
6. Население извещается о работе Думы, о времени и месте ее предстоящих заседаний и о рассматриваемых вопросах через газету "Салдинские вести" не позднее 5 дней до дня заседания.
7. Представители средств массовой информации вправе присутствовать на открытых заседаниях Думы.
Статья 35. Рассмотрение проектов, внесенных на заседание Думы Главой городского округа
1. Рассмотрение проекта решения, внесенного главой городского округа, начинается с обоснования его представителем необходимости принятия такого решения и заканчивается заключительным словом Главы городского округа и (или) его представителя с анализом высказанных в ходе обсуждения проекта предложений и замечаний.
2. При рассмотрении проекта решения заслушиваются предложения и замечания комиссий Думы, депутатов, представителя Главы городского округа, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
При рассмотрении проектов решений, предусматривающих расходы, покрываемые за счет местного бюджета, в обязательном порядке заслушиваются заключения главы городского округа, финансового управления.
Затем проводится обсуждение проекта (первое чтение), по итогам которого Дума решает принять проект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений либо отклонить, либо одобрить его как концепцию и направить на дополнительное рассмотрение в те же комиссии, либо поручить доработать проект другим органам.
3. В случае принятия проекта в первом чтении устанавливается предельный срок внесения поправок и срок предоставления проекта решения для второго чтения.
Решение по проекту решения, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов от избранного состава Думы. Решение оформляется в протоколе заседания Думы.
4. Поправки к проекту или отдельным его статьям вносятся в письменном виде через ведущего специалиста Думы на имя председателя соответствующей комиссии Думы не позднее чем за десять дней до начала второго чтения по проекту решения.
Поправки к проекту решения, принятому в первом чтении, вносятся в виде текста изменений или дополнений в конкретные статьи проекта либо предложений об исключении конкретных пунктов, частей или статей проекта решения.
Поправки к проекту решения, принятые в первом чтении, вправе вносить субъекты правотворческой инициативы.
Ответственная комиссия Думы изучает и обобщает поправки. В случае признания комиссией поправок, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам, Уставу городского округа, признания их нецелесообразными комиссия сообщает об этом авторам поправок. Лица, внесшие поправки, вправе уточнять или снимать их в ходе обсуждения в комиссии.
Сгруппированные поправки подлежат рассмотрению на заседании комиссии. По каждой поправке простым большинством комиссия определяет свое согласие или несогласие с предложенной поправкой. Мнение комиссии заносится в перечень поправок к проекту решения.
Статья 36. Прекращение прений
1. Прекращение прений проводится по решению Думы, принимаемому открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов, присутствующих на заседании.
2. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе заявивших для выступлений и выступивших депутатов, выяснят, кто настаивает на предоставлении слова.
3. При решении вопроса о прекращении прений депутаты, представляющие комиссию либо группу депутатов в количестве не менее четырех человек, вправе настаивать на предоставлении слова одному своему представителю. Если такое требование поддержано большинством членов комиссии или не менее 2/3 состава соответствующей группы депутатов, председательствующий предоставляет слово для выступления представителю этой комиссии или группы.
4. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом.
5. Если депутаты не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, то по просьбе депутатов тексты их выступлений включаются в протокол заседания.
6. В случае когда вопросы повестки дня заседания полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного по Регламенту времени, Дума принимает решение о дне продолжения заседания или о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание, при этом перенесенные вопросы имеют приоритет при составлении проекта повестки следующего заседания по времени их рассмотрения.
Статья 37. Этика выступлений и дисциплина на заседании Думы
Выступающий на заседании Думы не должен допускать грубые и некорректные выражения и действия, призывать к незаконным и насильственным действиям. При нарушении этих требований председательствующий делает официальное предупреждение о недопустимости подобных высказываний, призывов и действий.
После повторного нарушения председательствующий вправе лишить выступающего слова по данному вопросу.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий вправе призвать его придерживаться темы обсуждаемого вопроса.
Если выступающий превышает отведенное ему настоящим Регламентом время, председательствующий вправе после одного предупреждения лишить его слова.
Статья 38. Протокол заседания
1. На каждом заседании Думы ведется протокол, а по решению Думы и звуковая запись (фонограмма), в которой фиксируется работа Думы и хронометраж заседания.
2. В протоколе указывается:
1) порядковый номер заседания Думы, дата и место проведения;
2) число депутатов, избранных в Думу, число присутствующих депутатов, а также приглашенных (перечисляются пофамильно в тексте с указанием должности и места работы);
3) фамилия, инициалы, должность председательствующего;
4) повестка дня заседания, фамилия, инициалы докладчика и содокладчика по каждому вопросу;
5) фамилия, инициалы и содержание речи депутатов, выступающих в прениях, а также депутатов, задавших (письменно или устно) вопросы докладчикам;
6) перечень всех принимаемых решений с указанием результатов голосования.
7) переданные в секретариат или председательствующему на заседании письменные предложения и замечания депутатов, которые записались для выступления на заседании, но не получили слова ввиду прекращения прений.
3. К протоколу прилагаются: список отсутствующих на заседании депутатов с указанием причин отсутствия, список приглашенных с указанием их должностей, тексты принятых Думой документов, решений, расшифровка фонограммы обсуждения конкретных вопросов повестки дня (доклады, выступления) в соответствии с решениями Думы.
Переданные ведущему специалисту аппарата Думы или председательствующему письменные предложения, замечания депутатов, которые записывались для выступления, но не получили слова ввиду прекращения прений, а также вопросы, поступившие от депутатов и присутствующих на заседании, также прилагаются к протоколу.
4. Решения по процедурным вопросам (утверждение повестки дня, прекращение прений, принятие к сведению справок, информации, сообщений и т.п.) отражаются в содержании протокола.
5. Протокол заседания Думы оформляется в течение 10 дней, подписывается председательствующим. Протокол оформляется в двух экземплярах.
6. Протоколы заседания хранятся в течение созыва, а затем в установленном порядке сдаются в городской архив на постоянное хранение. Протоколы заседаний предоставляются для ознакомления депутатам Думы по их требованию.
Статья 39. Реализация права внесения вопросов на рассмотрение Думы
1. Право внесения вопросов на рассмотрение Думы осуществляется в форме внесения:
1) проектов решений о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа;
2) проектов решений и поправок к действующим решениям Думы;
3) предложений о разработке и принятии новых решений Думы.
Глава 4. Рассмотрение проектов решений и их принятие
Статья 40. Решения Думы, порядок их принятия и вступления в силу
1. Дума принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Уставом Верхнесалдинского городского округа:
1) принимает общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, предусмотренные Уставом;
2) назначает местный Референдум по требованию населения, по собственной инициативе или по предложению главы городского округа;
3) утверждает бюджет муниципального образования с учетом дотаций и субвенций, отчета об исполнении;
4) утверждает планы и программы социально-экономического развития Верхнесалдинского городского округа, утверждает отчеты об их исполнении и осуществляет контроль за их исполнением;
5) устанавливает в соответствии с законодательством местные налоги и сборы, вводит налоговые льготы в отношении местных налогов и сборов;
6) утверждает Положение о Бюджетном процессе и внебюджетных фондах;
7) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;
8) осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления в рамках компетенции Думы;
9) принимает Устав Верхнесалдинского городского округа, если его принятие не выносится на Референдум (сход) граждан, вносит изменения в действующий Устав.
2. Решения Думы должны содержать в необходимых случаях указания на финансовые и материально-технические средства для обеспечения их выполнения, а также срок заслушивания информации об их выполнении.
3. Проекты решений, доклады, справочные материалы, вносимые на Думу администрацией, подготавливаются администрацией Верхнесалдинского городского округа и представляются в Думу за 21 день до ее заседания. Проекты решений, вносимые на Думу, должны быть предварительно обсуждены на соответствующей постоянной комиссии совместно с руководителями администрации.
4. Вопросы, не подготовленные либо подготовленные с нарушением установленного порядка, в повестку дня не включаются, за исключением экстренных, требующих безотлагательного решения.
5. Проекты решений после подготовки сдаются ведущему специалисту не позднее четырех дней до начала заседания.
Решения по процедурным вопросам принимаются большинством голосов из числа депутатов, присутствующих на заседании Думы.
6. Решение о принятии Устава Верхнесалдинского городского округа, Регламента Думы, дополнений и изменений к ним считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от избранного числа депутатов.
7. Решения Думы принимаются на ее заседаниях открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием.
8. Депутат, не согласный с решением Думы, вправе изложить свое мнение в письменном виде, которое приобщается к протоколу заседания.
9. Нормативные правовые акты принимаются Думой в форме решений и подписываются председателем Думы в течение 5 дней. Принятые Думой решения рассылаются исполнителям. Решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации.
10. Контроль за исполнением решений Думы возлагается на председателя постоянной комиссии.
11. Решение подписывается председателем Думы.
Статья 41. Требования к проекту решения
1. Необходимым условием внесения проектов решения является предоставление:
1) постановления Главы городского округа;
2) текста проекта решения;
3) записки с обоснованием необходимости его принятия;
4) финансово-экономического обоснования (в случае внесения проекта решения, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат);
5) листа согласования со всеми заинтересованными лицами, организациями;
6) справки об указании коллективов и лиц, принимавших участие в подготовке проекта решения;
7) электронной версии проектов решения и всех документов, предоставляемых вместе с ним.
2. Непосредственно в текст проекта решения должны быть внесены следующие предложения:
1) о сроках и порядке вступления решения в силу;
2) об отмене ранее принятых решений в связи с принятием данного решения;
3) предложение главы городского округа о приведении в соответствие с вновь принятым решением его правовых актов.
3. Содержательная часть проекта решения может иметь следующие основные элементы: преамбулу, части, разделы, главы, статьи или пункты статей или части проекта.
Структура проекта решения и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов текста определяется инициатором.
Преамбула решения содержит обоснование его целей и мотивов принятия. В преамбулу включаются положения нормативного характера. Преамбула может состоять из абзацев. Преамбула завершается постановляющей фразой: "Дума городского округа решила".
Статья (пункт) решения содержит одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.
4. Проекты решений о введении или отмене налогов, предоставлении налоговых льгот и другие проекты решений, влекущие расходы за счет местного бюджета, рассматриваются в Думе только при наличии заключений Инспекции Федеральной налоговой службы, Главы городского округа, финансового управления.
Статья 42. Принятие проектов решений
1. Решение Думы по вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, считается принятым, если за него проголосовало не менее 1/2 от числа избранных депутатов, если иное не установлено действующим законодательством, Уставом Верхнесалдинского городского округа.
2. При принятии проекта решения в первом чтении он может быть направлен для заключения в постоянную комиссию на предмет отсутствия внутренних противоречий, соответствия действующему законодательству в связи с внесенными в проект решения поправками.
3. После изучения комиссией проекта решения он предоставляется Думе для принятия в целом. После принятия Думой решения в целом не допускается внесение в текст каких-либо изменений, кроме технических.
4. Принятый Думой городского округа нормативный правовой акт визируется председателем Думы и в течение пяти календарных дней со дня принятия направляется для подписания и обнародования главе городского округа, за исключением решений по вопросам организации деятельности Думы.
Глава городского округа имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Думой городского округа. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо предложениями о внесении в него изменений. Если глава городского округа отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Думой городского округа. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов Думы, он подлежит подписанию главой городского округа в течение 7 дней со дня повторного принятия и опубликованию (обнародованию).
5. Решение Думы по иным процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании Думы депутатов.
6. Решения Думы вступают в силу со дня подписания, а подлежащие опубликованию - после их официального опубликования, если иное не установлено законодательством, Уставом городского округа или самим решением.
Статья 43. Процедура открытого голосования
1. При проведении открытого голосования подсчет голосов на заседании ведет председательствующий.
2. Перед началом заседания председательствующий уточняет количество предложений, уточняет формулировки, напоминает, каким количеством голосов может быть принято решение.
3. При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его за предложение, против него либо воздерживается при голосовании.
4. После окончания подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования: принято предложение или отклонено.
Статья 44. Процедура поименного голосования
1. Поименное голосование проводится по требованию председателя Думы или не менее 2/3 от присутствующих депутатов на заседании.
2. Результаты поименного голосования оглашаются на заседании, заносятся в протокол и передаются средствам массовой информации для публикации.
Статья 45. Процедура тайного голосования
1. По проекту решения Думы может проводиться тайное голосование по требованию председателя Думы или не менее 2/3 присутствующих депутатов.
2. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию в составе трех человек, которая избирает из своего состава председателя счетной комиссии. Решение счетной комиссии принимается большинством голосов членов комиссии.
Бюллетени для тайного голосования изготовляются под контролем счетной комиссии по установленной форме, в определенном количестве, при этом бюллетени должны содержать необходимую информацию для голосования.
3. Время и место голосования, порядок его проведения счетной комиссией объявляются председателем счетной комиссии.
4. Каждому депутату выдается один бюллетень по решаемому вопросу.
5. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов.
6. Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы.
7. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии.
8. Протоколы счетной комиссии и бюллетени с результатами тайного голосования хранятся с подлинником протокола заседания Думы и сдаются вместе с ним в установленном порядке.
Статья 46. Контроль за исполнением решений, принимаемых Думой
1. Решения, принимаемые Думой, подлежат контролю.
2. Срок отчетности по контролю и уполномоченный на осуществление контроля орган или лицо определяются либо в самом подлежащем контролю решении, либо в ином решении Думы.
3. После заслушивания сообщений о ходе выполнения решения Дума вправе:
1) снять решение с контроля как выполненное;
2) снять с контроля отдельные пункты решения как выполненные;
3) продлить контрольные полномочия, возложить контрольные полномочия на иное лицо либо орган;
4) отменить решение;
5) изменить решение или дополнить его;
6) принять дополнительное решение.
Статья 47. Исполнение решений Думы
1. Контроль за исполнением решений Думы включает в себя следующее:
1) решение ставится на контроль председателем Думы;
2) принятое Думой решение направляется для исполнения Главе Верхнесалдинского городского округа;
3) Глава Верхнесалдинского городского округа направляет решение Думы для исполнения соответствующим руководителям администрации Верхнесалдинского городского округа;
4) председатель Думы может запросить информацию у администрации Верхнесалдинского городского округа о ходе исполнения решения Думы, рассмотреть ее на заседании Думы или комиссии.
Статья 48. Контроль за исполнением бюджета
Контроль за порядком формирования, исполнения бюджета определяется принимаемым Думой Положением "О бюджетном процессе в Верхнесалдинском городском округе".
Статья 49. Контроль за соблюдением Регламента Думы и ответственность за его нарушение
1. Контроль за соблюдением Регламента Думы и определение меры ответственности за его нарушение возлагается на председателя Думы и постоянные комиссии Думы, которые представляют предложения по соблюдению и обеспечению Регламента.
2. При нарушении депутатом Думы порядка на заседании Думы или заседании комиссии к нему применяются следующие меры воздействия:
1) призыв к порядку;
2) призыв к порядку с занесением в протокол;
3) порицание.
3. Призвать к порядку вправе только председатель Думы либо председатель комиссии или рабочей группы.
4. Депутат призывается к порядку, если он:
1) выступает без разрешения председателя Думы либо председателя комиссии;
2) допускает в речи оскорбительные выражения;
3) перемещается по залу в момент подсчета голосов.
5. Призывается к порядку с занесением в протокол депутат, который на том же заседании был однажды призван к порядку.
6. Отсутствие депутата на заседаниях Думы или комиссии без уважительных причин более трех раз подряд может повлечь применение к нему следующих мер воздействия:
1) вынесение публичного порицания в адрес депутата;
2) доведение через средства массовой информации до избирателей соответствующего избирательного округа сведений об отсутствии депутата на заседаниях Думы или его комиссии;
Решение о привлечении депутата к ответственности принимается на заседании Думы по представлению председателя Думы или председателя комиссии. За невыполнение законных требований депутата Думы, за нарушение срока предоставления ответа на депутатский запрос, за непредставление сведений (информации) Думе или ее Председателю должностные лица органов местного самоуправления привлекаются к административной ответственности, установленной Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 25 декабря 2006 г. N 99-ОЗ.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 50. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящий Регламент
1. Для подготовки проектов решения о внесении изменений и дополнений в Регламент решением Думы создается комиссия по Регламенту под руководством председателя постоянной комиссии по местному самоуправлению и законодательству.
2. Положение о внесении изменений или дополнений в настоящий Регламент вносится в письменном виде в комиссию по Регламенту Думы председателем Думы, постоянной комиссией Думы, депутатом, группой депутатов и рассматривается этой комиссией в течение десяти дней с момента получения. Предложения о внесении изменений или дополнений в настоящий Регламент регистрируются ведущим специалистом Думы.
3. Председатель Думы, постоянная комиссия, депутат, группа депутатов Думы, внесшие предложения, вправе уточнить их в ходе рассмотрения в комиссии по Регламенту Думы.
4. Комиссия по Регламенту Думы правомочна рекомендовать Думе принять или отклонить поступившие предложения.
5. Вопрос о внесении изменений и дополнений в настоящий Регламент включается в повестку дня очередного заседания Думы по предложению комиссии по Регламенту Думы.
6. Изменения настоящего Регламента осуществляются по истечении не менее чем трех месяцев работы Думы очередного созыва большинством голосов от установленной численности депутатов.
7. Очередной созыв Думы вправе принять большинством голосов от установленной численности депутатов новую редакцию Регламента.
8. Решение о внесении изменений и дополнений в настоящий Регламент подписывается председателем Думы.
Настоящий Регламент вступает в силу с момента принятия решения об его утверждении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 24 мая 2007 г. N 34 "Об утверждении Регламента Думы городского округа"
Настоящее решение вступает в силу с момента его принятия
Текст решения опубликован в газете "Салдинские рабочий" от 7 июня 2007 г. N 23 стр. 7
Решением Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 16 августа 2017 г. N 549 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 10 мая 2017 г. N 520
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 20 апреля 2016 г. N 437
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 18 ноября 2015 г. N 392
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 8 апреля 2015 г. N 316
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 28 мая 2014 г. N 225
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 21 ноября 2012 г. N 87
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 29 июня 2011 г. N 507
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 22 февраля 2011 г. N 433
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 27 января 2010 г. N 240
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 25 ноября 2009 г. N 215
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного решения
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 23 июля 2008 г. N 52
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 9 апреля 2008 г. N 19
Решение Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области от 14 ноября 2007 г. N 78