Постановление Правительства Свердловской области
от 3 ноября 1999 г. N 1266-ПП
"О концепции промышленной политики
Свердловской области"
25 декабря 2000 г.
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 ноября 2017 г. N 856-ПП настоящее постановление признано утратившим силу с 2 декабря 2017 г.
В целях формирования эффективной промышленной политики, направленной на усиление вклада промышленности в решение социально-экономических проблем территории, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить концепцию промышленной политики Свердловской области (прилагается).
2. Министерству промышленности Свердловской области (Барков С.Ф.) в двухмесячный срок разработать и вынести на рассмотрение Правительства Свердловской области план мероприятий по реализации концепции промышленной политики.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по координации деятельности областного хозяйства и оперативным вопросам Данилова Н.И.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Концепция
промышленной политики Свердловской области
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 3 ноября 1999 г. N 1266-ПП)
25 декабря 2000 г.
Введение
Правительство Свердловской области одной из важнейших задач считает достижение устойчивой стабилизации и последующего развития промышленного производства и улучшение на этой основе социально-экономических условий жизни населения области. Для ее решения на уровне региона нужна активная промышленная политика, направленная на взаимодействие всех уровней управления, промышленных предприятий, финансовых структур, научных и общественных организаций по эффективному использованию промышленного, научнотехнического и ресурсного потенциала, обеспечивающая экономическую поддержку отечественного товаропроизводителя. Именно промышленность является ядром экономики, обеспечивающим функционирование всего народного хозяйства.
Необходимость разработки самостоятельной региональной промышленной политики обусловлена:
- отсутствием приоритетных направлений промышленного развития на федеральном уровне;
- высокой значимостью промышленного комплекса в экономике области и спецификой его структуры;
- продолжающимся экономическим кризисом в промышленном комплексе страны;
- остротой социальных, экологических и прочих проблем.
Основанием для разработки концепции по Свердловской области является распоряжение Правительства области от 27.01.99 г. N 58-рп "О разработке концепции промышленной политики Свердловской области".
При разработке концепции использованы материалы Министерства промышленности и науки Свердловской области, Министерства экономики и труда Свердловской области, Института экономики УрО РАН, Свердловского областного комитета государственной статистики, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, отраслевых союзов предприятий Свердловской области.
1. Анализ состояния промышленности Свердловской области
Промышленный комплекс Свердловской области - один из наиболее крупных в стране. Только за период с 1996 - 1998 гг. его доля в промышленности РФ увеличилась с 4 до 4,6%. Это свидетельствует о более низких темпах спада промышленного производства в области по сравнению с Российской Федерацией. И в то же время, объем производства в промышленности Свердловской области к концу 1998 года составил 60% в сравнении с 1991 годом.
В промышленности области происходят существенные структурные сдвиги. Доля топливно-энергетического комплекса возросла с 7% в 1992 г. до 15,1% в 1998 г. При определенных колебаниях в течение указанного периода доля металлургического комплекса в целом снизилась с 52 до 45%. Однако с 1996 г. в результате спада производства в черной металлургии и сокращения темпов спада в машиностроении и химической промышленности повысилась доля наукоемких отраслей (с 15,6 в 1992 г. до 17,4% в 1998 г.) и отраслей потребительского комплекса (с 8,2 до 12,8%). К числу развивающихся отраслей можно отнести цветную металлургию, химическую и пищевую промышленность.
Промышленный комплекс области занимает ведущее место среди отраслей экономики в общей величине налоговых поступлений (48,8% в 1998 г. при 55,5% в 1995 г.). За период с 1994 по 1998 годы удельный вес прибыльных предприятий в промышленности области сократился с 85,4 до 52%. При этом, если в 1994 г. общий объем полученной прибыли почти в 130 раз превышал объем убытков, то в 1996 г. это превышение было всего лишь в 4 раза, а в 1998 г. - в 2 раза. За 1997 - 1998 гг. усилились диспропорции между кредиторской и дебиторской задолженностями. Кредиторская задолженность превысила дебиторскую на начало 1999 г. в 1,8 раза (за 1995 г. это превышение составляло 1,2 раза, за 1996 г. - 1,5 раза).
За рассматриваемый период объем капитальных вложений в промышленность области в сопоставимых ценах уменьшился в 2,6 раза. Около 80% капитальных вложений осуществлялось за счет внебюджетных источников финансирования, из них более 60% приходилось на собственные средства предприятий. До 20% промышленных капитальных вложений обеспечивалось за счет средств федерального и территориальных бюджетов.
Недостаток инвестиционных средств обусловил низкую инновационную активность предприятий промышленного комплекса области. Снизилось количество предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, сократились затраты на исследования и разработки (с 4,0% в 1996 г. до 1,3% в 1998 г.), уменьшился объем инновационной продукции (с 6,7 до 2,8%). На процессах обновления оборудования и технологий, повышении качества выпускаемой и освоении новой конкурентоспособной продукции отрицательно сказался спад инновационной активности.
Для Свердловской области характерна высокая зависимость экономики территорий и благополучия проживающего населения от уровня и эффективности развития расположенных там, чаще всего, узкоспециализированных предприятий. Основная численность занятых на указанных территориях распределяется преимущественно между двумя отраслевыми комплексами: машиностроительным и комплексом материалопроизводящих отраслей (черная и цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность).
Другой особенностью Свердловской области является наличие в ее составе депрессивных районов с предприятиями горнопромышленного профиля. Основные причины напряженной социально-экономической ситуации в этих районах: отработка месторождений, ухудшение горно-геологических условий эксплуатации, моральное и физическое устаревание основных фондов, появление рыночной конкуренции. Горнодобывающие предприятия в большинстве градообразующие, и на территориях практически отсутствуют другие источники развития. В 1998 г. официальный уровень безработицы в ряде таких территорий был в 2 - 3 раза выше, чем в среднем по области.
Среди основных причин сложного состояния промышленности Свердловской области можно отметить следующие:
- потеря традиционных рынков сбыта;
- нарушение сложившихся кооперационных связей;
- неконкурентоспособность многих видов промышленной продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке из-за низкого качества и высокой цены;
- финансовый кризис, проявляющийся прежде всего как кризис неплатежей;
- недопустимо низкий уровень государственного заказа;
- негативные последствия приватизации промышленных предприятий;
- налоговый пресс, не позволяющий развиваться производственной активности;
- кризис управления на предприятиях, несвоевременное развитие реструктуризационных процессов;
- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей предприятия в рыночной экономике необходимыми услугами и информацией.
В сложившихся условиях областные органы государственной власти приняли ряд решений, направленных на реструктуризацию регионального промышленного комплекса, формирование и реализацию нормативно-правовых, финансовых, инфраструктурных и организационных мероприятий, направленных на повышение стабильности работы промышленности.
В результате принятых Правительством Свердловской области мер по преодолению кризиса и усилий предприятий удалось стабилизировать ситуацию в базовых отраслях промышленности. Индекс физического объема промышленного производства составил в 1-ом полугодии текущего года 103,0%, в том числе в цветной металлургии 110,9%, в черной металлургии - 104,8%, в пищевой промышленности 101,5%, в нефтехимии - 101,0%. В то же время, в ряде отраслей промышленности продолжается спад объемов производства: электроэнергетика - 93,1%, топливная промышленность - 96,3%, машиностроение и металлообработка - 95,3%, промышленность стройматериалов - 96,8%, легкая промышленность - 71,7%.
В отраслевой структуре промышленности существенно возросла доля цветной металлургии (с 24,4% в 1998 г. до 31,9% в 1999 г.), что явилось результатом не только роста объема производства, но и главным образом увеличения цен вследствие изменения конъюнктуры мирового рынка. Стабильно растет удельный вес пищевой промышленности (с 8,2% в 1998 г. до 9,2% в текущем году).
В 1999 г. отмечается также тенденция роста прибыли в промышленном комплексе, в значительной мере определяемая ценовым фактором. Ее объем в 10 раз превысил уровень соответствующего периода прошлого года. Наиболее значительно прибыль возросла в цветной металлургии, машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической, пищевой промышленности. Впервые положительный финансовый результат получен в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности, вновь стала рентабельной черная металлургия. Доля прибыли, создаваемая промышленностью, в объеме прибыли хозяйственного комплекса области увеличилась с 55% в январе 1999 г. до 92,3% в 1-м полугодии 1999 г. Рентабельность производства в целом по промышленности составила 24,4% против 11,8% за соответствующий период 1998 г. Несколько улучшилось соотношение кредиторской и дебиторской задолженности.
Таким образом, в течение первого полугодия 1999 г. в работе промышленного комплекса области наметился ряд позитивных тенденций. В этих условиях становится особенно важным закрепление стабилизационных процессов через активную промышленную политику с последующим переходом к экономическому росту.
Постановлением Правительства Свердловской области от 25 декабря 2000 г. N 1044-ПП в главу 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели, задачи и принципы промышленной политики
Свердловской области
Правительство Свердловской области реализует промышленную политику в соответствии с настоящей концепцией, содержащей:
- основные цели, задачи и принципы формирования промышленной политики;
- приоритетные направления развития промышленности в Свердловской области;
- критерии выбора приоритетов промышленной политики, в том числе для государственной поддержки субъектов промышленной деятельности;
- условия и механизм реализации промышленной политики.
Промышленная политика - система отношений между государством в лице его органов и субъектами промышленной деятельности по поводу обеспечения эффективного функционирования последних в регионе и формирования современного технологического уклада.
Стратегической целью промышленной политики является формирование конкурентоспособного промышленного комплекса на основе эффективного функционирования субъектов промышленной деятельности региона с целью усиления вклада промышленности в решение социально - экономических проблем территории.
Сущность промышленной политики заключается в обоснованном выборе приоритетных отраслей промышленности и оказании им эффективной государственной поддержки.
Ситуация, сложившаяся в экономике Свердловской области и ее промышленном комплексе, обуславливает необходимость разработки не только долгосрочной промышленной политики, но и выделения особого стабилизационного этапа (2000 - 2001 гг.).
Долгосрочная промышленная политика
Стратегическая цель долгосрочной промышленной политики предопределяет необходимость решения задач, направленных на:
- формирование современной технологической структуры на основе активизации использования инновационного потенциала области;
- становление оптимальной отраслевой и институциональной структуры промышленного комплекса;
- обеспечение дифференцированного подхода для различных территорий в выборе приоритетов промышленной политики;
- диверсификацию производства;
- активизацию инвестиционного процесса;
- улучшение социальных и экологических условий развития территорий.
Особенности сформировавшейся отраслевой и институциональной структуры промышленного комплекса области, сложившаяся экологическая ситуация, имеющийся научно-технический и производственный потенциал позволяют определить следующие стратегические направления областной промышленной политики:
- использование достижений научно-технического прогресса, широкое внедрение наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
- освоение на территории области конкурентоспособных производств, развитие уже существующих высокотехнологичных предприятий, реконструкция и модернизация производственных мощностей, в том числе за счет более эффективного использования амортизационных отчислений;
- внедрение современных методов и систем управления качеством, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и технического уровня продукции;
- укрепление кадрового потенциала промышленности;
- снижение негативных социально-экономических последствий структурной перестройки промышленности, конверсии оборонно-промышленного комплекса, обеспечение ее социальной и экологической направленности;
- формирование инфраструктуры (в т. ч. инновационной), адекватной целям и задачам промышленной политики;
- совершенствование форм сотрудничества предприятий и организаций, в том числе на основе межотраслевых ценовых соглашений;
- создание нормативной базы обеспечения конкурентоспособности промышленности.
Приоритетные направления промышленной политики в отраслевом аспекте
В электроэнергетике приоритетами являются:
- формирование системы экономически обоснованных и способствующих развитию промышленности энергетических тарифов;
- реализация мероприятий по наращиванию тепловой мощности действующих электростанций для обеспечения теплом строящихся объектов;
- перевод электростанций на более эффективные энергоисточники (газ);
- увеличение доли местных энергоносителей в топливном балансе области, развитие атомной энергетики (строительство блока N 4 БАЭС);
- реализация программы энергосбережения, широкое внедрение современных систем учета количества и качества электроэнергии и тепла;
- развитие альтернативных источников производства электроэнергии и тепла.
В топливной промышленности в рамках разработанных федеральной и областной программ должна и далее развиваться добыча угля с вовлечением в отработку малых месторождений и повышением потребительских свойств добываемых углей. Реструктурируются и создаются новые производственные мощности по добыче угля и увеличению производства топливного торфа.
В черной металлургии ставится задача увеличения удельного веса металлургической продукции, получаемой с применением современных технологий. Предусматривается технологическое обновление отрасли:
- расширение использования пылеугольного топлива в доменном процессе, ускоренный вывод мартеновских печей с заменой их на кислородно-конверторный и электросталеплавильный способы производства качественных сталей;
- развитие внепечных способов рафинирования стали;
- внедрение совмещенных процессов выплавки и прокатки стали;
- установка агрегатов по прямому восстановлению железа;
- строительство на НТМК комплекса в составе толстолистового стана 5000 и электросварочного цеха по производству труб большого диаметра для магистральных газопроводов.
Промышленная политика в отрасли основывается на регулировании экспортных поставок, протекционировании конкурентоспособной продукции металлургических предприятий (холоднокатаный лист, сортовой прокат конструкционных марок стали, жаропрочные сплавы).
Предусмотрена реализация следующих крупных мероприятий:
- производство марганцевых сплавов из руд Полуночного месторождения;
- оптимизация использования никельсодержащих руд Серовского месторождения;
- организация замкнутого цикла производства ванадийсодержащих сплавов.
В хозяйственных структурах важно поддержать вывод из эксплуатации нерентабельных горнорудных предприятий, а также неэффективных производственных мощностей (мартеновское производство, доменные печи малого объема, устаревшие прокатные станы).
Цветная металлургия. Технологическое обновление отрасли поддерживается посредством:
- использования автогенных процессов (при выплавке меди и никеля);
- внедрения совмещенных процессов выплавки и прокатки сплавов цветных металлов;
- повышения комплексной переработки медьсодержащего сырья, в том числе техногенного, с попутным извлечением цинка, свинца и других элементов;
- повышения экологической безопасности предприятий цветной металлургии;
- внедрения современных методов переработки техногенных образований для получения драгметаллов.
Кроме того, оказывается содействие: технологической перестройке алюминиевых заводов по реконструкции электролизных процессов с переходом на обожженные аноды; процессам получения скандия на Урале и организации производства изделий и полуфабрикатов из алюминиевых сплавов, легированных скандием, достижение высокой степени переработки металла, в том числе получение современных упаковочных материалов на основе алюминия.
Результатом выполнения перечисленных мероприятий станет расширение ассортимента продукции предприятий и иных организаций, перерабатывающих первичные материалы (алюминий, медь, никель и т. д.), направленное на обеспечение внутренних потребностей страны и повышение качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке, увеличение объемов производства, в том числе высокотехнологичной конечной продукции.
Машиностроение. Способствовать росту производства и повышению качества продукции в машиностроительном комплексе будут восстановление кооперационных связей как в пределах России, так и со странами СНГ, ликвидация убыточных неперспективных производственных мощностей, внедрение прогрессивных технологий и новой техники. Государственная поддержка отрасли целесообразна в следующих направлениях:
- преодоление структурно-технологической несбалансированности;
- повышение технологического уровня производства и технического уровня машин и оборудования и на этой основе конкурентоспособности продукции, расширение ее экспортного потенциала за счет производства наукоемких видов техники;
- модернизация значительной части производственных мощностей, обеспечивающих их соответствие новым требованиям инвестиционных отраслей и потребительского рынка;
- восстановление и повышение научно-технического потенциала машиностроения, использование его для развития отрасли;
- развитие транспортного и сельскохозяйственного машиностроения и производство машин и оборудования для топливно-энергетического комплекса;
- использование производственного потенциала и возможностей машиностроения для обновления основных фондов энергетики, черной и цветной металлургии;
- обеспечение финансовой устойчивости предприятий и организаций машиностроения.
Предприятия с высокой степенью монополизации производства продукции нуждаются в поддержке следующих реструктуризационных процессов:
- развитие дилерской и товаропроводящей сети, способствующей снижению издержек производства;
- внедрение новых технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих, способствующих наращиванию производства конкурентоспособной продукции;
- сертификация машиностроительной продукции, в первую очередь международная сертификация;
- увеличение в несколько раз темпов обновления и вывода основных фондов, прежде всего невостребованных рынком машин и оборудования.
В химической промышленности предполагается структурное преобразование предприятий с учетом территориального фактора удаленности от сырьевых источников, потребителей, эффективности экспорта. На ближайшие два года сохранится ориентация на импорт сырья в связи с остановкой ряда российских предприятий, его производящих. Необходимо решать вопросы диверсификации производственных мощностей, так как их профильная загрузка возможна только на 30 - 40%. Важнейшим критерием выбора стратегии реструктуризации предприятий станет спрос на продукцию отрасли как на внутриобластном, так и внешнем рынках. Предварительные оценки емкости рынков позволяют считать в качестве приоритетных направлений освоение производства ряда важнейших медпрепаратов; расширение глубокой переработки исходного сырья, продуктов производства и отходов.
Для их реализации предусматривается:
- формирование областного заказа на медпрепараты;
- создание условий усиления внутриотраслевой кооперации;
- разработку программ развития отдельных отраслей химической промышленности (в том числе программы развития фарминдустрии, предусматривающей создание мощностей по производству субстанций для лекарственных средств);
- сохранение социальной ориентации химического комплекса области, а также квалифицированного трудового потенциала.
Лесопромышленный комплекс. Промышленная политика ориентирована на использование внутренних факторов развития (наличие в области богатых не полностью осваиваемых лесных ресурсов, собственных трудовых ресурсов и сложившегося лесопильно деревообрабатывающего профиля по переработке качественной и крупномерной древесины на пиломатериалы, изделия деревообработки, мебель, фанеру).
В структуре лесных ресурсов области часть заготавливаемой древесины является маломерной и низкосортной. Ее переработка в конкурентоспособную продукцию наиболее целесообразна внутри области. В этой связи основные усилия необходимо сосредоточить на:
- реструктуризации комплекса, которая будет определяться емкостью внутриобластного и внешних рынков;
- глубокой переработке древесины.
Легкая промышленность. Развитие отрасли сдерживают технологическое отставание и слабая сырьевая база. Однако такие конкурентные преимущества как наличие "высокого" передела (швейных производств), приемлемых по качеству и цене тканей позволяют предприятиям легкой промышленности получить в 2 - 3 раза больший объем прибыли от реализации готовой продукции и постоянно расширять рынки сбыта в связи с ее транспортабельностью. Для реализации потенциала отрасли необходима помощь со стороны государства, основы которой заложены в областной целевой программе "О мерах государственной поддержки предприятий текстильной, легкой и фарфоровой промышленности Свердловской области".
Приоритетными направлениями этой программы являются:
- технологический прорыв, способный обеспечить принципиальное обновление ассортимента; изменение технологий производства, частичное техническое переоснащение; новая организация производства и труда. Конечным результатом такого прорыва должна стать ориентация на все слои покупателей за счет частичного отказа от выпуска только дешевых изделий и введения в ассортимент более сложной, дорогой продукции;
- селективная поддержка технологически сопряженных производств, способных стать "точками роста" отраслевого промышленного комплекса;
- более широкое использование продукции отрасли для обеспечения потребности территорий и социальной сферы через областной заказ;
- государственная поддержка тех предприятий отрасли, которые способны вывести ее из кризиса, в том числе подготовка квалифицированных кадров, разработка системы мер эффективной защиты от экспансии импортных товаров, развитие собственной товаропроводящей сети, формирование региональных оптовых и мелкооптовых баз.
Строительная отрасль. В строительной отрасли ставятся задачи:
- освоение объемов инвестиций в отраслях промышленности;
- значительное увеличение объемов жилищного строительства и объектов социальной сферы.
Основными направлениями решения этих задач станут:
- формирование более эффективного механизма освоения инвестиций;
- производство новых строительных материалов, изделий, конструкций и насыщение рынка строительных материалов качественной конкурентоспособной продукцией;
- стимулирование максимального использования местной сырьевой базы и отходов промышленного производства при производстве строительных материалов и изделий;
- ускорение процесса технического и технологического обновления строительных организаций и предприятий промышленности стройматериалов, улучшения их экономического и финансового состояния;
- развитие рынка подрядных работ;
- продвижение продукции отрасли на рынки за пределами области. Реализация указанных направлений деятельности позволит:
- превратить строительную отрасль в один из приоритетных секторов развития экономики области;
- обновить производственные фонды и технологии;
- сократить энергопотребление в отрасли, возводить энергосберегающие жилые и социальные объекты;
- снизить стоимость и сократить сроки строительства;
- улучшить облик городов и населенных пунктов;
- создать новые рабочие места.
Стабилизационный этап промышленной политики
(2000 - 2001 годы)
Условием осуществления долгосрочной промышленной политики является реализация стабилизационного этапа. Сложившаяся в области ситуация свидетельствует о важности государственного регулирования развития промышленности региона как единого комплекса образующих его предприятий и организаций.
Целями стабилизационного этапа являются:
- стимулирование увеличения общего объема промышленного производства;
- создание условий для восстановления и развития производства на наиболее социально и экономически значимых промышленных предприятиях Свердловской области;
- усиление координирующего инвестиционного воздействия государства на осуществление трансформации промышленного комплекса региона;
- наполнение бюджета области в результате повышения налоговых поступлений за счет более активной деятельности промышленности и увеличения стоимости имущественного комплекса;
- сохранение и развитие инновационного потенциала;
- формирование институциональных предпосылок для решения стратегических задач промышленной политики.
Важнейшими задачами стабилизационного этапа являются:
- повышение эффективности работы промышленного комплекса области, отдельных отраслей и предприятий, в том числе за счет сокращения затрат на производство продукции;
- сохранение и развитие научно-технического и промышленного потенциала Свердловской области, обеспечение высокой степени экономической и энергетической независимости;
- оптимизация структуры промышленности области посредством формирования устойчивых технологических связей, создания интегрированных корпоративных структур (в оборонном, металлургическом, лесном и других комплексах), производство конкурентоспособной продукции;
- содействие разработке и внедрению импортозамещающих наукоемких и ресурсосберегающих технологий и оборудования, соответствующих мировым стандартам качества;
- усиление роли государства в управлении хозяйственной деятельностью государственных и контролируемых государством организаций;
- стимулирование размещения на промышленных предприятиях области заказов для областных и государственных нужд, защита интересов местных товаропроизводителей и расширение их связей на международном, федеральном и региональном рынках товаров и услуг, развитие потребительского рынка товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
- создание условий максимальной занятости населения;
- рациональное использование природных, материальных и энергетических ресурсов;
- поддержка малого производственного и инновационного бизнеса;
- предупреждение негативных социальных последствий реструктуризации промышленного комплекса и смягчение их воздействия на население области в ходе осуществления промышленной политики.
Приоритетными направлениями промышленной политики на стабилизационном этапе признаются:
- сохранение металлургии как экспортно-ориентированной и базовой отрасли для других отраслей хозяйственного комплекса Свердловской области;
- сохранение и увеличение объемов экспортных поставок продукции цветной металлургии, предотвращение или смягчение антидемпинговых угроз по алюминиевой, медьсодержащей продукции;
- сохранение и развитие производственного потенциала машиностроения и военно-промышленного комплекса;
- развитие производственной кооперации и технологической специализации;
- совершенствование и развитие межотраслевых ценовых соглашений;
- создание условий для воспроизводства сырьевой базы металлургии;
- развитие взаимовыгодного сотрудничества и скоординированных действий на внутреннем рынке и на внешних рынках, прежде всего в странах СНГ.
На стабилизационном этапе осуществления промышленной политики в условиях кризисного состояния экономики и необходимости концентрации ресурсов для оживления развития наукоемкого производства правомерна реализация конкурентных преимуществ низкого порядка, к которым обычно относят сырье и материалы, энергию, дешевую рабочую силу для производства и экспорта черных и цветных металлов, леса. Однако конкурентные преимущества низкого порядка отличаются малой устойчивостью и не способны надолго обеспечить превосходство в конкуренции. Наряду с указанными преимуществами, Свердловская область обладает и конкурентными преимуществами высокого порядка - это уникальная продукция и технологии, высокий научный потенциал области, высококвалифицированные специалисты, сосредоточенные, прежде всего, на предприятиях оборонного комплекса, на ряде предприятий машиностроения, институтах УрО РАН, ВУЗах.
Несмотря на большую роль сырьевого комплекса Среднего Урала в экономике региона очевидно, что стратегический путь его развития формирование высокотехнологичного наукоемкого производства. Выявление и внедрение важнейших научно-технических разработок и технологий позволит ускорить реструктуризацию промышленного комплекса, повысить его конкурентоспособность и социальную ориентацию.
Финансирование важнейших научно-технических разработок и технологий, внедряемых на предприятиях Свердловской области в 1999 - 2000 гг., поддержка инвестиционных проектов в ряде отраслей промышленности осуществляется с использованием средств областного и федерального бюджетов, в основном это касается ОПК. Некоторую прямую бюджетную поддержку получают проекты гражданского машиностроения, энергетики и транспорта, а также проекты черной металлургии. Наименее капиталоемкие и наиболее результативные проекты, в частности, цветной металлургии, легкой промышленности, а также лесопромышленного комплекса в ближайшие два года получат лишь косвенную поддержку. Наибольшее количество разработок, реализуемых на данном этапе осуществления промышленной политики, направлены на повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, снижение затрат и повышение эффективности производства, расширение сырьевой базы и переработку техногенных образований, интенсификацию отдельных технологических процессов.
При определении конкретных объектов государственной поддержки проводится классификация промышленных предприятий области по параметрам финансово-экономического и социального положения. Основу классификации составляет рейтинговая оценка, учитывающая наряду с финансово-экономическими показателями роль предприятий в хозяйственном комплексе региона, социальную нагрузку на предприятия, их вклад в создание добавленной стоимости валового регионального продукта, в формирование областного бюджета и внебюджетных фондов.
Принципы формирования промышленной политики
Основополагающими принципами формирования промышленной политики в Свердловской области являются:
- социальная ориентированность (промышленность должна ориентироваться на удовлетворение запросов потребителей и создавать на территории достойные условия для жизнедеятельности людей);
- сочетание краткосрочной заинтересованности и долгосрочной целесообразности (помимо антикризисных направлений деятельности должна быть сформирована основа для будущего развития);
- реализация конкурентных преимуществ промышленного комплекса (преимущества низкого порядка - сырьевые и трудовые ресурсы, высокого - инновационный потенциал промышленности);
- системность (поддержка Правительства Свердловской области должна способствовать укреплению территориального промышленного комплекса как единой системы);
- интеграция предприятий промышленного комплекса региона (экономически обоснованная и технологически обусловленная);
- селективность (государственная поддержка должна быть адресной), преференции, протекционизм;
- приоритетность регионального рынка для хозяйствующих субъектов области;
- конкурсность - государственная поддержка осуществляется в результате открытого конкурса с равными условиями для всех участников;
- согласованность интересов региональных властей и субъектов хозяйствования (руководителей промышленных предприятий всех форм собственности, банкиров, финансистов, профсоюзов и др.).
3. Ресурсные возможности реализации промышленной
политики в Свердловской области
Развитие промышленности области в значительной степени опирается на собственные природные ресурсы. Здесь сосредоточено производство более 30% российской меди, 80% бокситов, около 15% черных металлов. Возможно освоение новых сегментов рынка на базе имеющихся сырьевых ресурсов с учетом рыночной конъюнктуры, в частности, разработка месторождений нефти и газа, расширение отработки и освоения новых медных, хромовых и марганцевых месторождений. Область располагает также богатыми лесными ресурсами.
В горнодобывающей промышленности области с учетом возможностей освоения новых сегментов сложившейся конъюнктуры рынка, ценовой политики необходимо сосредоточиться на:
- добыче нефти и газа в Ивдельском, Гаринском, Тавдинском, Красноуфимском, Шалинском, Нижнесергинском районах, которые отличает благоприятное для нефтенакопления геологическое строение и непосредственное примыкание к нефтеносным землям известных месторождений Башкортостана, Пермской и Тюменской областей;
- золотодобыче. Перспективна Невьянская площадь на выявление месторождений рудного золота различных типов. Необходимо проведение открытых конкурсов на право геологического изучения месторождений и добычи золота. Стратегия управления Березовским рудником переориентируется на увеличение объемов добычи с ежегодным предоставлением отсрочек платежей по налогам на прибыль и имущество, возвращение в государственное управление как объекта стратегической значимости;
- повышении эффективности и комплексности использования железорудных ресурсов. Возможна реализация новых технологических цепочек получения помимо железной руды медного концентрата, избегая сернистых отходов, активизация добычных процессов под ожидаемый рост мощностей НТМК. Общие запасы руды достаточны для наращивания мощностей;
- обеспечении предприятий сырьем цветных металлов. В связи с сокращением поставок медных концентратов из других регионов России и зарубежья, уменьшением объемов переработки относительно бедных вкрапленных медно-железо-ванадиевых руд Волковского типа производственные мощности медеперерабатывающих предприятий загружены лишь на 50 - 60%. Ставится задача ускоренного освоения разведанных медных месторождений - Тарньерского, Валенторского. Перспективно расширение отработки Сафьяновского месторождения, освоение новых рудных залежей Волковского, Шемурского медноколчеданного, Ново-Шемурского медноколчеданного, Третьего Северного медесодержащего скарново-магнетитового месторождений, переработка лома цветных металлов на месте. Необходима разработка программы комплексного освоения северных медесодержащих месторождений, а также технико-экономического обоснования целесообразности освоения второй очереди Волковского медножелезо-ванадиевого месторождения. Кардинальное решение проблем алюминиевого сырья связано с освоением Средне-Тиманского месторождения;
- освоении месторождений марганцевых и хромитовых руд. Отсутствие промышленных разработок марганцевых руд на территории РФ ставит в зависимость металлургические предприятия от поставок марганцевой руды и сплавов из Украины, Казахстана, Грузии и дальнего зарубежья. С целью обеспечения предприятий Свердловской области собственной марганцевой рудой необходимо продолжить разработку Тыньинского месторождения и объединить усилия промышленных предприятий области на повышение эффективности производства по полному технологическому циклу от добычи руды до выплавки сплавов. Необходимо также проведение геологоразведочных работ на конкурсной основе на новых площадях Качинской группы месторождений хромитовых руд и инфраструктурное обустройство добычных работ (строительство автодороги и инфраструктуры промышленной зоны для исключения заражения местности пылью хромитовой руды), что позволит прекратить поставки хромоворудной товарной продукции из Пермской области и Казахстана;
- освоении месторождений коксующихся углей. Большие запасы Маньинского месторождения могут и должны быть использованы на НТМК и других предприятиях области;
- освоении техногенных ресурсов. Необходимо продолжить переработку техногенных образований по президентской и областной целевым программам.
Трудовые ресурсы. Численность населения Свердловской области на 01.01.99 г. составляет 4640,6 тыс. человек. Из них 47,4% экономически активное население, 36,5% из них работает в отраслях экономики. В промышленном секторе происходит снижение занятости, в том числе и за счет передачи объектов социальной сферы в муниципальные образования и увеличения на этой базе численности служб жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем, в промышленности высока текучесть кадров. Уход с предприятий квалифицированных работников и специалистов затрудняет формирование высокопрофессионального кадрового ядра, способного осваивать производство конкурентоспособной продукции. Кроме того, на предприятиях значительна доля работников предпенсионного и пенсионного возраста (10 - 11%). Тенденция старения персонала и снижения его профессионально-квалификационного уровня требует оптимизации как профессионально-квалификационной, так и возрастной структуры кадров. Территориальная мобильность рабочей силы в связи с отсутствием полноценного рынка жилья и его дороговизной низка. Это предопределяет необходимость развития систем закрепления кадров на предприятии, а также создания новых моделей управления персоналом.
В этой связи основными направлениями в обеспечении реализации промышленной политики должны стать:
- разработка областной целевой программы по подготовке и переквалификации кадров;
- разработка на каждом промышленном предприятии программы работы с кадрами, направленной на повышение квалификации, реализацию мотивационных мероприятий трудовой деятельности, обучение и адаптацию персонала к новым рабочим местам, внутрипроизводственное обучение и ряд других направлений, характерных для уральских предприятий;
- реструктуризация высшего и среднеспециального образования в соответствии с потребностями производства.
Большое значение в реализации концепции промышленной политики имеют инвестиционные возможности промышленного комплекса области. Инвестиционная политика, являясь важнейшим инструментом промышленной политики, в краткосрочной перспективе должна быть направлена на становление и активизацию инвестиционной деятельности, ориентацию как российских, так и иностранных инвесторов на вложение капитала в промышленный комплекс региона; в долгосрочный - на обновление производственного потенциала, превращение инвестиционного процесса в процесс систематической реализации нововведений.
Инвестиционные возможности промышленности области определены на базе показателя инвестиционного потенциала, учитывающего годовую величину амортизационного фонда, фонда накопления предприятий, финансовые ресурсы банков, государственных, коммерческих, пенсионных, страховых фондов, направляемых на инвестирование, а также объем для этих целей иностранных инвестиций и трансферов. Возможности амортизационного фонда (23790 млн. руб. по 1997 г.) используются на цели инвестирования промышленности всего на 11%, в т. ч. по отраслям наблюдается разброс данного показателя от 0,6% (легкая промышленность) до 18,5% (топливная промышленность). Такая ситуация вызвана как хронической нехваткой оборотных средств, так и отсутствием у предприятий экономически оправданной политики начисления амортизации. На предприятиях машиностроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности стройматериалов, легкой промышленности доля амортизации в структуре затрат на производство соответствует среднеотраслевым значениям. В других отраслевых комплексах она заметно ниже российского уровня при большей изношенности основных средств.
Фонд накопления (1240 млн. руб.) используется на инвестиционные цели примерно на 50%, что также свидетельствует об отсутствии стимулов и гарантий возвратности инвестиций. Вместе с тем, по ряду отраслей промышленности (ТЭК, черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной) фактическое использование собственных средств превышает фонд накопления, что говорит о наличии у предприятий, с одной стороны, накопительной стратегии инвестиционной деятельности, а с другой - иной, большей в сравнении со средней, долей средств из прибыли, направляемой на инвестирование производства.
В инвестиционном переоснащении экономики Свердловской области большую роль традиционно играют банки, хотя из-за краткосрочной структуры ресурсов банки выполняют, в основном, роль краткосрочного коммерческого кредитования. Низкая степень развития других финансовых институтов, таких как страховые, пенсионные, инвестиционные фонды, традиционно финансирующих капитальные вложения в промышленности, показывает неприемлемую еще для их роста в России степень инвестиционных рисков. Привлеченные средства колеблются по страховым организациям от 7100 до 14200 млн. руб., по кредитным ресурсам банков от 120 до 300 млн. руб.
Таким образом, совокупный инвестиционный потенциал промышленности Свердловской области оценивается около 26000 млн. руб.
Фактически для приобретения и создания основных фондов в промышленности области используются средства в объеме 3500 млн. руб., т. е. возможности инвестиционного потенциала промышленности реализуются всего на 14%, а с учетом полной величины освоенных капитальных вложений (включая инвестиции в социальную сферу) данный коэффициент составляет около 20%.
Кроме того, содержание на балансах предприятий излишнего и неиспользуемого оборудования оказывает негативное влияние на финансовое состояние предприятий и снижает их инвестиционную привлекательность.
Инвестиционные источники для развития промышленности должны использоваться более интенсивно и эффективно. Промышленная политика в данной сфере преследует цели стимулирования инвестиционной активности, прежде всего за счет:
- введения особого режима учета движения амортизационных средств предприятий и средств, освобождаемых от налогообложения в связи с их инвестиционной направленностью;
- развития системы инвестиционных счетов (накапливаемые на них деньги должны быть направлены исключительно на закупку оборудования и капитальное строительство);
- формирования целевого механизма привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов под программы реструктуризации и развития промышленных предприятий региона;
- ограничения целей эмиссии ценных бумаг привлечением средств на производственные капиталовложения с их накоплением на инвестиционных счетах; рование инвестиционных проектов на льготных условиях и пользующихся государственной поддержкой; обложения прибыли предприятий, направляемой на производственные цели и НИОКР и зачисляемой на инвестиционные счета; лений предприятий в отраслевые фонды;
- содействия беспошлинному ввозу высокотехнологичного оборудования;
- предоставления в установленном порядке дополнительных льгот и правовых гарантий для инвесторов. витие комплекса финансовых услуг промышленности на базе расширения банковских групп. Промышленная политика в банковской системе преследует решение следующих задач:
- увеличение капитала банков успешными промышленными группами предприятий;
- концентрация капитала за счет объединения банков и уменьшения внутрибанковских расходов;
- привлечение капитала из других регионов России;
- стимулирование активизации иностранных инвесторов;
- увеличение объема привлеченных банками финансовых средств населения и легализованных финансовых средств при сокращении "теневого" бизнеса.
4. Условия реализации промышленной политики
Свердловской области
Одним из важнейших условий реализации целей промышленной политики является поддержание и развитие уже на стабилизационном концентрация усилий предполагается на следующих направлениях:
- разработка долгосрочной областной научно-технической программы с целью содействия переходу промышленного комплекса области на инновационный путь развития; стимулирование научно-технического прогресса;
- завершение реструктуризации и продолжение конверсии оборонного комплекса области;
- развитие новых технологий двойного назначения и внедрение их в гражданской промышленности;
- государственная защита отечественных производителей наукоемкой продукции, недопущение предоставления льгот импортерам этих видов продукции;
- реализация принятых программ как приоритетных направлений государственной промышленной политики.
Одним из главных условий технологических инноваций является развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В рамках данной концепции уже реализуется "Областная комплексная программа реструктуризации и конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области на 1999-2000 гг.". Предусмотрена реализация конверсионных проектов, направленных на производство новых перспективных материалов, средств связи и телекоммуникаций, развитие механоэлектроники и робототехники, микроэлектроники, информационных технологий, улучшение экологии и эффективного использования природных ресурсов, решение проблем энергосбережения, улучшения здравоохранения, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, городского и пригородного транспорта. Особая роль принадлежит технологиям двойного назначения, использование которых может значительно задел необходимо развивать. В этой связи на стабилизационном этапе необходимо:
- защищать интересы ОПК на федеральном уровне с тем, чтобы обеспечить государственную поддержку предприятиям области в виде налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, прямого финансирования федеральных конверсионных программ и важнейших научных исследований, выделения достаточных средств на сохранение военной продукции на внешние рынки и т. д.;
- содействовать региональному представительству ГК "Россвооружение" в увеличении объемов заключенных им контрактов;
- добиваться разработки четкой национальной доктрины российского оборонного комплекса на краткосрочную и долгосрочную перспективу, гарантирующей безопасность страны;
- участвовать в решении проблем, связанных с погашением долгов за выполненный государственный оборонный заказ и содействовать пополнению оборотных средств предприятий ВПК;
- продолжать финансирование программ конверсии, подтвердивших свою эффективность;
- защищать интеллектуальную собственность и технологические банки данных предприятий ВПК.
Одни из главных проблем экономики связаны со сложившимися в результате поспешно проведенной приватизации неэффективным распределением прав управления ресурсами между менеджерами и собственниками, в том числе государством. Поэтому эффективное управление собственностью выступает сегодня важнейшим условием экономического роста в Свердловской области. Как реализация промышленной политики, так и успешное выполнение государственных функций в социальной сфере возможны только при концентрации в государственной собственности достаточных для выполнения этих задач ресурсов. В качестве таких ресурсов, которыми располагают областные органы власти, являются не только денежные средства бюджета и внебюджетных фондов, но и вся государственная собственность Свердловской области. Для улучшения исполнения государственных функций необходима разработка комплексной программы управления государственным казенным имуществом во всех его видах и формах. Нормативной базой такой программы должны служить Областные законы "О государственной казне Свердловской области" и "О программе управления государственной собственностью Свердловской области".
Принятие закона "О государственной казне Свердловской области" создаст реальные рычаги государственного управления экономикой через собственность. Строгий учет государственной собственности, ее адекватная экономическая оценка, плановая основа ее накопления и распределения (в том числе передача в управление эффективным собственникам) позволят выполнить организационную функцию государства по поддержке промышленности и получить ресурсы для решения социальных задач.
Другим важнейшим условием эффективной промышленной политики является создание механизмов быстрой концентрации производственных фондов в руках эффективных собственников, а также перераспределение в пользу таких собственников трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Для содействия переходу промышленных предприятий в руки эффективных собственников необходима разработка соответствующей нормативной базы и создание четких механизмов, предусматривающих:
- оценку деятельности собственников предприятий всех существующих в Свердловской области отраслей промышленности, исходя из динамики объемов реализации продукции принадлежащих им предприятий и других критериев, характеризующих эффективность управления собственностью;
- организацию работ по приобретению в собственность области блокирующих пакетов акций предприятий приоритетных отраслей;
- применение законодательства в сфере несостоятельности для санации перспективных предприятий и реструктуризации собственности в целях поиска собственников, заинтересованных в эффективной работе предприятия;
- изъятие в установленном законодательством порядке в государственную казну Свердловской области собственности у неэффективных собственников или организация работы этих предприятий под контролем государства через институт внешних управляющих;
- создание управляющих компаний, которым передаются на конкурсной основе в доверительное управление предприятия-должники;
- отбор наиболее эффективной группы собственников, которой передается в управление государственная собственность;
- выбор критериев и оценку эффективности использования изъятой собственности;
- выбор оптимальной организационно-правовой формы для передачи в управление казенной собственности из государственной казны Свердловской области;
- усиление государственного контроля над эффективным использованием переданной казенной собственности, а также за деятельностью руководителей госпредприятий.
При этом особо пристальное внимание необходимо обратить на такой рычаг, как нематериальные активы. По отношению к интеллектуальной собственности правопреемником СССР является Российская Федерация и ее субъекты. В процессе приватизации нематериальные активы предприятий в большинстве случаев не учитывались. Государство, обеспечившее образование, научно техническую деятельность как основу создаваемого интеллектуального продукта, имеет на него право собственности. Это предопределяет необходимость учета созданного интеллектуального продукта в нематериальных активах приватизированных предприятий. Представляется особо значимым моментом промышленной политики Свердловской области организация управления объектами интеллектуальной собственности. Первоочередными задачами при этом являются вовлечение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот, отражение этих объектов в бухгалтерском учете хозяйствующих субъектов, ведение единого реестра результатов интеллектуальной деятельности, обеспечение законных интересов государства в области создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности. Целесообразна разработка специальной концепции управления объектами интеллектуальной собственности в Свердловской области.
Для всех государственных предприятий необходимо определиться с целесообразностью их сохранения в государственной собственности, исходя из необходимости обеспечения оборонной и социально экономической безопасности России и Свердловской области, а также выявить возможности обеспечения данных предприятий госзаказом. При этом государственный заказ, предоставляемый на конкурсной основе, должен стать основной формой государственного финансирования промышленности.
Для предприятий, остающихся под государственным контролем, необходимо обеспечить:
- загрузку областным государственным заказом, направленным на выполнение территориальных социальных программ;
- подключение предприятий области к выполнению федеральных государственных программ;
- исполнение функций головного подрядчика для предприятий области при выполнении утвержденных государственных программ;
- продолжение работы по получению предприятиями производителями вооружений и военной техники разрешений (лицензий) на самостоятельную реализацию своей продукции;
- установление прочных отраслевых кооперационных связей с государственными и частными предприятиями, вертикально интегрированными группами в части выпуска гражданской продукции на внутренний и внешний рынки;
- осуществление единой политики по применению процедур банкротства в соответствии с федеральным законодательством.
Другими важнейшими условиями реализации целей промышленной политики являются налаживание системы взаимоотношений между региональными участниками единого бизнес-процесса, укрепление различных форм кооперации между промышленными предприятиями, создание холдинговых структур, кооперативное построение, прозрачность, современный менеджмент. Для крупных предприятий Свердловской области должны быть разработаны планы расширения технологических производственных цепочек с участием предприятий смежных переделов, в первую очередь, находящихся на территории Свердловской области. Продолжится создание групп предприятий, кооперирующих свою деятельность в рамках межотраслевых (картельных) соглашений, формирование корпоративного взаимодействия хозяйствующих субъектов, вертикально интегрированных производственных комплексов, включающих весь производственный цикл - от добычи сырья до реализации товаров конечного потребления на внутреннем и внешнем рынках.
На первом этапе интеграция позволит повысить организованность потоков сырья и полуфабрикатов, оптимизировать загрузку производственных мощностей, сократить расходы на создание запасов, снизить трансакционные издержки, сократить требования к объему оборотных денежных средств (между стадиями производственных переделов), обеспечить сохранение и взаимное снижение уровня цен в рамках единого технологического процесса и сокращение доли неденежных форм расчета.
На втором этапе в таких производственных комплексах будут выделены наиболее "узкие места" всей технологической цепочки производственных переделов, разработаны бизнес-планы расширения производства и повышения качества продукции. Снижение требований к объему оборотных денежных средств, снижение объема запасов, реализация незадействованных в производственных процессах имущественных комплексов, увеличение прибыли предприятий от сокращения издержек позволят концентрировать высвобожденные финансовые ресурсы на решении инвестиционных задач. Это будет способствовать как повышению конкурентоспособности уральской промышленности, так и ее последующему инвестиционному насыщению.
Целесообразно наращивание промышленной инфраструктуры вокруг успешно развивающихся предприятий. Промышленность Свердловской области, ориентирующаяся на развитие современных технологических укладов, нуждается в обеспечении не только традиционной современной инфраструктурой (банки, страховые компании и др.), но и в развитии таких ее элементов, как скоростные автомобильные дороги, воздушное сообщение, аэропорты, средства телекоммуникаций, компьютерные сети и др.
Приоритетное инновационное развитие промышленности области может быть обеспечено лишь при условии постоянного стимулирования инновационных процессов в промышленном комплексе. Должна быть разработана концепция инновационной политики и комплекс мер, содействующих развитию рынка наукоемкой продукции, высоких технологий, стимулирующих инновационную активность предприятий, а также меры, обеспечивающие трансферт технологий двойного назначения, и специальная программа развития инновационной инфраструктуры.
По аналогии с созданными федеральным инновационным технологическим центром УрО РАН и технопарком "Уральский" предполагается изучить возможность создания подобных центров в крупных промышленных городах (Н. Тагил, К-Уральский, Первоуральск) с последующим их преобразованием в инновационно-промышленные комплексы. Важнейшим направлением научно-технической политики в области останется реализация стратегических разработок через федеральные центры науки и высоких технологий. Такие центры науки и высоких технологий целесообразно ориентировать не только на реализацию конкретных технологий или проектов, а, главным образом, на завоевание определенных сегментов рынка высокотехнологичной продукции, соответствующей международным стандартам качества.
Одним из возможных источников финансового обеспечения промышленной политики рассматривается региональный бюджет развития. Создание регионального бюджета развития позволит объединить возможности внедрения высоких технологий с инвестиционной политикой. Областной бюджет развития станет не только источником инвестиций, но и гарантией со стороны государства, а значит - средством снижения рисков. Получит поддержку развитие информационных технологий.
Важным условием реализации региональной промышленной политики в ближайшие годы должно стать смягчение негативных социальных последствий изменений в структуре промышленного производства. С этой целью реализуется комплекс мероприятий, включающий широкие программы общественных работ, в частности, по модернизации инфраструктуры, переквалификации рабочей силы и повышению ее мобильности, обеспечению защиты от иностранной конкуренции отраслей, наиболее важных с точки зрения поддержания занятости.
Таким образом, промышленная политика как инструмент реализации стратегии промышленного развития позволит смягчить или полностью преодолеть негативные моменты в промышленном производстве области и создаст условия для цивилизованного партнерства государства и бизнеса.
5. Территориальные аспекты промышленной политики
Промышленная политика Свердловской области разрабатывается и реализуется с учетом особенностей функционирования хозяйственных комплексов территориальных образований:
Крупнейшие промышленные центры - Екатеринбург, Н. Тагил, КаменскУральский, Первоуральск. Они рассматриваются опорными точками осуществления инновационной политики, развития деловой инфраструктуры, подготовки кадров, создания базовых центров внедрения научных достижений в производство.
Закрытые административно-промышленные образования. Промышленная политика в отношении указанных центров имеет основной целью поддержку "ядра" оборонного комплекса, формирование основы развития новых технополисов, полюсов роста и обновления, формирование "интеллектуального ядра" гражданского промышленного комплекса, прежде всего, на базе технологий двойного назначения.
Промышленные поселки и малые города. Промышленная политика на указанных территориях содействует реализации локальных конкурентных преимуществ, позволяет осуществлять гибкую систему разрешения сложных социально-экономических ситуаций. По характеристикам промышленного развития, особенностям их экономической среды и приоритетам промышленной политики в Свердловской области выделяются несколько типов территорий со специфичной промышленной политикой:
- Горнозаводской урал, сосредотачивающий самую значительную часть оборонного комплекса, самый высокий потенциал инновационных и инвестиционных возможностей (полоса территорий от г. Серова до г. Екатеринбурга, г. Полевской, г. Сысерть). На данной территории важно создание системы инновационных центров - технополисов, технопарков, с развитой инновационной инфраструктурой;
- Северный лесопромышленный, Горнометаллургический и Машиностроительный район (Северо-Ивдельская группа городов и поселков). Район имеет хорошие перспективы на разведку и введение в строй новых минеральносырьевых ресурсов (нефтегазовых месторождений северо-востока области, медно-колчеданных месторождений Шемура и Ново-Шемура, Тарньерского, железо-никелевых руд Серовского месторождения, Маньинских углей, Воронцовского золоторудного месторождения, новых месторождений марганца, хрома и бокситов). Соответственно промышленная политика в этом регионе должна опираться на перспективные запасы минерального сырья в сочетании с мерами стимулирования большей диверсификации структуры промышленности и ее комплексного развития. Для создания центра новых лесных технологий и инноваций целесообразно создание Новолялинского лесотехнополиса. Инновационный потенциал в Северном индустриальном регионе поможет восполнить технополис Лесной на базе ЗАТО;
- Промышленное зауралье (от Алапаевска на севере до Богдановича и Сухого Лога - на юге). Перспективы региона связаны с реконструкцией устаревших предприятий, а также усилением поисков новых источников природного сырья (Алапаевских хромитов, Каменских бокситов, новых участков Буланашских углей). Для региона важны разнообразные направления поддержки предприятий машиностроения, приборостроения и, особенно, пищевой и легкой промышленности, дальнейшего развития промышленности стройматериалов, индустрии потребительских товаров с использованием самоцветного сырья, керамики и фарфора, драгоценных камней и металлов;
- Агропромышленное Предуралье (запад Западного управленческого округа) и Зауралье (восточнее Камышлова). Промышленная политика должна способствовать формированию агропромышленных структур на базе совершенствования связей сельскохозяйственных производителей и промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья;
- Лесопромышленное Зауралье (Таборинский, Туринский, Ирбитский, Тавдинский районы). Промышленная политика должна быть направлена на стимулирование совершенствования технологических и организационных процессов, начиная от заготовки древесины и кончая ее глубокой переработкой. С этой целью предполагается создать холдинговые структуры на базе лесопромышленных и деревообрабатывающих предприятий Тавдинского, Туринского, Алапаевского, Новолялинского и Серовского районов, сформировать лесотехнополис "Тавда" с тем, чтобы на примере этой территории отработать механизм областной программы санации и комплексного развития лесопромышленных территорий.
6. Механизм реализации промышленной политики
Свердловской области
Механизм реализации промышленной политики Свердловской области - система правовых, экономических и организационных мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования и решению социальных проблем региона. Долгосрочная промышленная политика является селективной и дифференцирована по группам отраслей (подотраслей) в соответствии с уровнем технологического развития. Важнейшими элементами механизма реализации промышленной политики являются: механизм реструктуризации кризисных отраслей (подотраслей), механизм развития наукоемких отраслей и компенсационный механизм, призванный снизить негативные социальные последствия процесса трансформации промышленного комплекса Свердловской области.
Промышленная политика реализуется в форме:
- индикативных планов преобразования кризисных отраслей и разработанных на их основе программ реструктуризации кризисных отраслей (подотраслей и производств);
- программ развития наукоемких отраслей (в частности, скорректированной "Областной комплексной программы реструктуризации и конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области на 1998 - 2000 гг.);
специальных целевых программ, являющихся формой компенсационного механизма, направленных на решение проблем структурной перестройки промышленности (программа трансформации кадрового потенциала, программа развития инфраструктуры и др.);
- комплекса инновационных программ, включая программы стимулирования инновационной активности промышленных предприятий региона.
Основными методами государственного регулирования трансформации промышленности Свердловской области должны быть:
Развитие отношений собственности, включая интеллектуальную, управление государственной, муниципальной собственностью, создание условий для эффективного функционирования собственности акционеров. Ускорится процедура выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями. В области несостоятельности и финансового оздоровления будет обращено особое внимание на:
- развитие досудебных процедур финансового оздоровления (санации) и создание условий сохранности и эффективности использования предоставленных средств;
- создание управляющих компаний, которым на конкурсной основе передаются в доверительное управление предприятия - должники с рассрочкой погашения кредиторской задолженности на определенных условиях;
- инициирование по результатам мониторинговой и рейтинговой оценки обращений в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности экономически неперспективных предприятий;
- предоставление финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебной санации).
Экономическое регулирование: инструменты налоговой, амортизационной, кредитной политики, предоставление льготных займов, кредитов предприятиям, реализующим инвестиционные проекты (введение особого режима учета движения амортизационных средств, освобождение их в установленном порядке от налогообложения в связи с инвестиционной направленность; освобождение в установленном порядке от налогообложения прибыли предприятий, направляемой на производственные цели и НИОКР и зачисляемой на инвестиционные счета; государственная поддержка развития системы коммерческого страхования имущества и рисков производственно-хозяйственной, инновационной деятельности предприятий; реструктурирование задолженности областному бюджету путем погашения части долга в случае перечисления части средств на инвестиционный счет), инструменты внешнеэкономической политики (содействие беспошлинному ввозу высокопроизводительного оборудования и прогрессивных технологий), государственное финансирование, государственное регулирование цен и тарифов, в том числе путем заключения ценовых соглашений.
Административно-экономическое регулирование (контроль над кредитной системой; государственные и муниципальные контракты и территориальные заказы, межрегиональные и межотраслевые, в том числе ценовые соглашения).
Информационное регулирование. Предоставление субъектам хозяйствования доступа к нормативной, экономической и технической информации, необходимой для текущего управления и стратегического планирования.
Правовое регулирование. Необходимо инициировать принятие на федеральном уровне нормативных актов, определяющих минимальный уровень фонда заработной платы в конечной цене промышленной продукции, а также регламентирующих структуру издержек промышленного производства.
На региональном уровне необходимо принятие областного закона "О промышленной политике", а также законов "Об инновационной политике", "Об инвестиционной деятельности", "О научно-технической политике", "Об интеллектуальной собственности", "О бюджете развития" и др.
Следует также принять или дополнить ряд законов по конкретным направлениям реализации промышленной политики.
Целесообразно принять на период реализации первого этапа промышленной политики постановления "О приоритетности регионального рынка для промышленных предприятий" и "О региональном фонде реструктуризации кризисных отраслей и предприятий". Необходимо принять меры по обеспечению правовых гарантий инвесторам. Должна быть расширена практика финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов в отраслях промышленности с высокими технологиями путем привлечения иностранных кредитов.
Для реализации промышленной политики на территориальные органы управления возлагаются в законодательном порядке координирующие и регулирующие функции по обеспечению развития предприятий и организаций различных форм собственности в рамках данного региона, формируются институты, способствующие осуществлению промышленной политики; укрепляются органы управления промышленным комплексом в Правительстве Свердловской области.
Конкретные механизмы, пути, формы и методы осуществления промышленной политики Свердловской области будут определены в планах мероприятий и программах по реализации концепции, принимаемых на определенный период.
Заключение
Реализация концепции промышленной политики Свердловской области и разработанных на ее основе мероприятий позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии промышленности и перейти к экономическому росту.
Концепция промышленной политики рассмотрена на заседании коллегии Министерства промышленности и науки Свердловской области 27.07.99 г. с участием руководителей министерств и ведомств Свердловской области, отраслевых Союзов предприятий промышленности Свердловской области и доработана с учетом поступивших замечаний и предложений. 17.09.99 г. концепция промышленной политики была рассмотрена на заседании областной комиссии по ее разработке.
Концепция промышленной политики Свердловской области является открытой и может быть уточнена в случае изменения факторов, определяющих экономическое развитие Свердловской области и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 3 ноября 1999 г. N 1266-ПП "О концепции промышленной политики Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 1999 г., N 11 ст.1150
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 ноября 2017 г. N 856-ПП настоящее постановление признано утратившим силу с 2 декабря 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 25 декабря 2000 г. N 1044-ПП