Постановлением Правительства Свердловской области от 8 апреля 2004 г. N 247-ПП наименование настоящего постановления изложено в новой редакции
Постановление Правительства Свердловской области
от 7 декабря 1999 г. N 1397-ПП
"О концепции развития охотничьего и рыбного
хозяйства Свердловской области"
8 апреля 2004 г.
В целях сохранения и воспроизводства животного мира области, повышения продуктивности охотничьего и рыбного хозяйства, увеличения производства мяса и рыбы, а также повышения культуры охоты и рыболовства Правительство Свердловской области постановляет:
Постановлением Правительства Свердловской области от 8 апреля 2004 г. N 247-ПП пункт 1 настоящего постановления изложен в новой редакции
1. Одобрить концепцию развития охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области (прилагается).
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Чемезов С.М.):
1) предусмотреть меры государственной поддержки охотничьих и рыбных хозяйств области за счет средств, выделяемых на государственную поддержку агропромышленного комплекса;
2) обеспечить разработку указанных в концепции областных программ.
3. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.) при формировании бюджета областного внебюджетного экологического фонда на 2000 год предусмотреть увеличение выделяемых средств на содержание особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области, и мероприятия по охране и воспроизводству охотничьих и рыбных ресурсов с 10 до 12 процентов от суммы бюджета областного внебюджетного экологического фонда.
4. Опубликовать данное постановление в "Областной газете".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области, министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Чемезова С.М.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Концепция
развития охотничьего и рыбного хозяйства
Свердловской области
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 7 декабря 1999 г. N 1397-ПП)
8 апреля 2004 г.
Введение
Свердловская область обладает значительными ресурсами животного мира. Площадь охотничьих угодий области 18,4 млн. га, 130 тыс. га заняты рыбохозяйственными водоемами - озерами и водохранилищами. Общая протяженность рек, имеющих рыбохозяйственное значение, 34,7 тыс. км. В охотничьих угодьях обитают ценные виды охотничье-промысловых зверей и птиц (лось, косуля, кабан, медведь, соболь, куница, бобр, норка, глухарь, тетерев и др.), а в водоемах - рыб (стерлядь, нельма, тугун, судак, лещ, щука и др.).
Однако имеющиеся ресурсы используются в настоящее время слабо. Охотхозяйственные и рыбохозяйственные организации оказались в крайне сложном экономическом положении. Особенно это относится к рыбоводным хозяйствам, вынужденным покупать дорогостоящие, в том числе и импортные корма, нести затраты на тепло- и электроэнергию и др., в результате чего эти предприятия оказались убыточными.
Из-за недостаточного финансирования ухудшилась охрана охотничьих угодий и водоемов, уменьшились объемы проводимых мероприятий по воспроизводству охотничьих животных и рыбоводно-мелиоративных работ, резко снизились объемы зарыбления водоемов. Нормативно-правовая база охотничьего и рыбного хозяйства устарела и не отвечает реалиям сегодняшнего дня.
Все это не могло не сказаться отрицательно на численности охотничьих животных, которая по ряду видов стала сокращаться. Снизилось производство рыбы в рыбоводных хозяйствах, упал вылов в естественных водоемах. Практически прекратилась заготовка пушнины.
Вместе с тем имеются объективные предпосылки для развития охотничьего и рыбного хозяйства области:
1) охотничье и рыбное хозяйство используют преимущественно естественные ресурсы и не требуют значительных капиталовложений. Диким животным не нужны помещения, электро- и тепловая энергия, дорогостоящие корма. Численность некоторых видов животных хотя и сократилась, но воспроизводственный потенциал популяций еще достаточно высок и пока позволяет поднять их численность без осуществления дорогостоящих мероприятий по массовому завозу животных - производителей;
2) значительные площади охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов. Кормовые и защитные условия этих угодий и водоемов позволяют поддерживать высокую плотность охотничьих животных и рыб и ежегодно получать значительное количество ценной продукции. Свердловская область располагает большими ресурсами отработанных теплых вод энергообъектов. На ее территории расположены 5 энергосистем, каждая из которых имеет собственный водоем - охладитель, суммарная площадь которых более 6 тыс. га. Температура воды в данных искусственных водоемах превышает естественную для данной зоны на 5-11 град. С, что создает уникальные возможности для организации на их базе крупных рыбоводных хозяйств. В тепловодных водоемах за счет бурного развития естественной кормовой базы можно получать до 100 и более кг рыбы с гектара, тогда как "урожайность" естественных водоемов не более 8-10 кг/га;
3) специализированные государственные, кооперативные, общественные и иные охотхозяйственные и рыбохозяйственные организации, имеющие богатый опыт работы, хозяйственные связи и материальную базу, необходимую для ведения охотхозяйственных и рыбохозяйственных работ, и кровно заинтересованные в развитии охотничьего и рыбного хозяйства;
4) квалифицированные специалисты - охотоведы, рыбоводы, научные сотрудники, а также работники - практики, имеющие большой опыт работы в охотничьем и рыбном хозяйстве.
Эти предпосылки послужили основой концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области. Концепция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", Областным законом от 27 марта 1996 года N 16-ОЗ "Об охране животного мира и использовании его ресурсов" ("Областная газета" от 03.04.96 г.).
Концепцией определены цели и задачи охотничьего и рыбного хозяйства, основные принципы государственной политики в этой сфере, важнейшие мероприятия по развитию охотничьего и рыбного хозяйства области, приоритетные направления научных исследований в сфере охотничьего и рыбного хозяйства, роль государственных органов в управлении охотничьим и рыбным хозяйством области, роль организаций - охотпользователей и рыбохозяйственных организаций в развитии охотничьего и рыбного хозяйства области, мероприятия по ее реализации и финансовое обеспечение этих отраслей народного хозяйства.
Глава 1. Анализ состояния охотничьего хозяйства
и рыбной отрасли в Свердловской области
1. Охотничье хозяйство.
Охотничье хозяйство Свердловской области в последние годы претерпело значительные изменения. В период до 1994 года основная часть охотничьих угодий была закреплена за незначительным количеством охотпользователей - производственным объединением "Свердловскохота" (59,5% охотугодий), Свердловским областным обществом охотников и рыболовов (32,5%), облпотребсоюзом (5,7%).
До охотпользователей доводились планы сдачи государству мяса диких животных и пушнины. В 1989 году организациями охотпользователями было сдано государству охотничьей продукции почти на 2 млн. рублей, в том числе пушнины - на 970,5 тыс. рублей, мяса диких животных - на 941,7 тыс. рублей.
В области развивалось дичеразведение и расселение диких животных. В охотугодья области было выпущено 127 косуль, 656 кабанов, 189 пятнистых оленей, 1471 заяц-беляк, 2956 ондатр, 364 бобра. За счет средств облохотобщества функционировали три питомника по разведению диких животных (пятнистых оленей и маралов), пять ферм по разведению дикой кряковой утки и одна по разведению серой куропатки.
Охотпользователи достаточно активно занимались воспроизводством и охраной охотничьих животных. Только при облохотобществе помимо 258 егерей действовало 45 специализированных добровольных народных дружин по охране природы, в которых было задействовано более 3 тыс. человек.
В целом в этот период наблюдался рост численности основных видов охотничьих животных и продуктивности охотугодий.
В 1992-1994 годах произошло значительное изменение законодательства. Были отменены государственная монополия на пушнину, система государственных планов на сдачу пушнины и мяса. Началось новое перераспределение охотничьих угодий, в ходе которого значительная их часть была закреплена за организациями, которые ранее не имели права ведения охотничьего хозяйства. В настоящее время в области действует около 60 самостоятельных охотпользователей, за которыми закреплено 15,5 тыс. га охотугодий.
В связи с введением государственных охотничьих билетов часть охотников вышла из обществ охотников и рыболовов. Это привело к сокращению доходов охотничьих обществ и соответственно расходов на проведение биотехнических мероприятий и охрану закрепленных за обществами охотугодий, а также к уменьшению объемов работ, проводимых охотниками в порядке бесплатного трудоучастия. Если в 1992 году охотниками было бесплатно отработано в охотугодьях 218,4 тыс. человеко-дней, то в 1998 году - в два раза меньше.
Из-за нехватки средств прекратились работы по расселению охотничьих животных и дичеразведению. Охрана охотугодий ухудшилась. Если в 1987 году было выявлено 1397 нарушений правил охоты, то в 1998 году - 924 случая, причем сокращение выявленных нарушений правил охоты идет на фоне резкого роста браконьерства. Численность волка, которая к 1990 году была сокращена до 350 голов, вновь начала расти к 1995 году и превысила 1100 голов.
Использование популяций ценных охотничьих животных происходило без учета роста браконьерства, повышения численности волка, снижения объемов воспроизводственных мероприятий, что приводило к перепромыслу. В добыче диких копытных животных преобладали взрослые особи, составляющие репродуктивное ядро популяции. Их доля составляла до 97%. В результате популяции диких копытных животных сильно омолодились, их воспроизводственный потенциал упал.
Поголовье ценных видов охотничьих животных стало сокращаться. Численность наиболее важного для охотничьего хозяйства области вида - лося, которая в 1992 году достигла 32,4 тыс. голов, к 1997 году упала до 18 тыс. голов.
Несколько улучшилась ситуация в последние годы. Усиление борьбы с волком позволило, начиная с 1996 года, ежегодно сокращать его численность. В соответствии с принятой Правительством области в январе 1998 года областной программой "Сохранение ресурсов копытных животных и регулирование численности волка в Свердловской области" были сокращены сроки и лимиты добычи копытных, запрещен отстрел самок, начала уменьшаться доля взрослых животных в отстреле, предусмотрены мероприятия по воспроизводству копытных животных и борьбе с волком. Проводимые мероприятия позволили сократить численность волка к 1999 году до 500 голов и добиться повышения численности лося.
2. Рыбное хозяйство.
В настоящее время в области функционирует шесть тепловодных рыбных хозяйств, два рыбозавода и один рыборазводный завод. За основными рыбозаготовителями - Тавдинским, Гаринским и Таватуйским рыбозаводами закреплено 14 озер площадью 17,4 тыс. га и участки рек общей протяженностью 120 км. Кроме этого, промышленный лов рыбы ведут 24 иные рыбозаготовительные организации, за которыми закреплено 9 рек длиной 487 км, 87 озер площадью 8500 га и 11 водохранилищ площадью 10,7 тыс. га.
С 1993 года было разрешено применение промысловых орудий лова для любительского рыболовства. В настоящее время около 4 тысяч граждан применяли на водоемах области промысловые орудия лова. Ежегодно ими вылавливается около 460 тонн рыбы. Введение лицензионного любительского рыболовства позволило увеличить уровень хозяйственного освоения рыбных запасов на малодоступных и не осваиваемых промыслом водоемах.
Добыча и производство товарной рыбы, реализуемой в торговую сеть в последнее десятилетие, сократились в 5,7 раза: с 4300 тонн в 1988 году до 750 тонн в 1998 году. Если десять лет назад на душу населения в области было получено 1 кг товарной рыбы, то в 1998 году - только 0,2 кг.
Наибольший спад производства произошел в индустриальном рыбоводстве (садковом и бассейновом выращивании рыбы). Эти крупные рыбные хозяйства создавались в целях компенсации ущерба, наносимого строительством и эксплуатацией ГРЭС рыбному хозяйству, и содержались за счет этих электростанций. В начале 80-х годов рыбные хозяйства были переданы Свердловскому рыбокомбинату Минрыбхоза РСФСР. В этот период за каждый килограмм произведенной рыбы рыбные хозяйства получали государственную дотацию в размере 100% от ее прейскурантной стоимости. Это окупало производство рыбы. В изменившихся экономических условиях садковое и бассейновое выращивание рыбы стало нерентабельным. Выплата компенсаций прекратилась. Необходимость применения для производства рыбы дорогостоящих, в том числе импортных кормов резко повысила себестоимость выращиваемой рыбы. Так, себестоимость выращиваемого карпа в 1998 году достигла в В-Тагильском рыбхозе 29 рублей за кг. Предусмотренные Правительством области дотации не покрывают расходов на выращивание рыбы. Из-за сложного экономического положения рыбхозы резко снизили производство рыбы, а ряд рыбных цехов при промышленных предприятиях полностью прекратили работу. Общий объем выращенной в рыбных хозяйствах рыбы сократился за последние десять лет почти в 9 раз (с 2316 тонн в 1988 году до 266 тонн в 1998 году).
Хозяйства, занимающиеся выловом рыбы в естественных водоемах, оказались в лучшем положении. Так, себестоимость одного килограмма рыбы в Гаринском рыбозаводе составляет 6,0 руб., в Тавдинском 4,1 руб., что позволяет окупать произведенные затраты.
Выращивание рыбопосадочного материала за последние годы также сократилось. Если в 1989 году от рыболовных хозяйств области было получено 13,9 млн. шт. сеголетков рыбы, то в 1998 году - только 2,3 млн. шт. Из-за роста цен на рыбопосадочный материал спрос на него упал и существенно снизились объемы работ по искусственному зарыблению водоемов области. В 1998 году личинками сиговых рыб в количестве 10,7 млн. штук было зарыблено только 5 водоемов области.
Одной из важнейших проблем рыбного хозяйства остается рост браконьерства. Ежегодно на водоемах области выявляется 3,5 - 3,7 тыс. нарушений правил рыболовства. Орудия незаконного лова технически совершенствуются, становятся все более эффективными. Браконьерство приобретает организованный характер.
Глава 2. Цели и задачи охотничьего
и рыбного хозяйства
1. Целями охотничьего и рыбного хозяйства области являются:
1) сохранение и воспроизводство животного мира области, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, увеличение численности ценных видов охотничьих животных и рыб;
2) обеспечение конституционных прав граждан на отдых, благоприятную окружающую среду, их потребностей в охоте и рыболовстве;
3) сохранение биологического разнообразия и генофонда животного мира;
4) участие в обеспечении продовольственной безопасности области за счет получения мясо-дичной, рыбной и сопутствующей продукции, дополнительного производства рыбы в рыбоводных хозяйствах;
5) обеспечение занятости населения, особенно в отдаленных районах области;
6) оздоровление населения за счет занятия одним из самых здоровых видов отдыха - охотой и рыбалкой;
7) возрождение национальных и культурных традиций российской охоты и рыболовства.
2. Основными задачами охотничьего и рыбного хозяйства являются:
1) обеспечение эффективной охраны охотничьих и рыбных ресурсов, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
2) осуществление биотехнических и рыбоводно-мелиоративных мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих животных и интенсивное воспроизводство рыбных запасов, проведение искусственного диче- и рыборазведения, вселение новых видов, обеспечивающих более полное использование кормовой емкости угодий и повышение их продуктивности;
3) научно обоснованное, рациональное использование охотничьих и рыбных ресурсов;
4) организация заготовки и переработки пушнины, кожевенного сырья, мяса, дичи, рыбы, сопутствующей продукции (грибов, ягод, орехов, лекарственно-технического сырья), развитие таксидермии;
5) внедрение научных разработок и рекомендаций по охране, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих и рыбных ресурсов;
6) регулирование численности вредных для охотничьего и рыбного хозяйства животных, в первую очередь волка;
7) обеспечение культурной и безопасной охоты и рыбалки для населения и гостей области, развитие сферы услуг в области охотничьего и рыбного хозяйства;
8) развитие промысла и охотничьего туризма в отдаленных районах, организация новых производств, позволяющих обеспечить занятость населения этих районов;
9) использование средств от иностранного охотничьего и рыболовного туризма для развития охотничьего и рыбного хозяйства, трофейной охоты и рекреационного рыболовства;
10) развитие охотничьего собаководства.
Глава 3. Основные принципы государственной
политики в области охотничьего и рыбного
хозяйства
1. Основными принципами государственной политики в области охотничьего и рыбного хозяйства являются:
1) недопустимость совмещения функций государственного управления и государственного контроля в области охраны и использования охотничьих и рыбных ресурсов с функциями их хозяйственного использования;
2) устойчивость права пользования охотничьими и рыбными ресурсами. Недопустимость изъятия у охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций предоставленных им охотничьих и рыболовных угодий без проведения экологической экспертизы материалов по изъятию угодий;
3) платность пользования охотничьими и рыбными ресурсами;
4) предоставление объектов охоты и рыболовства в разовое пользование гражданам для целей охоты и рыболовства и в долгосрочное пользование охотхозяйственным и рыбохозяйственным организациям для ведения охотничьего и рыбного хозяйства (их охраны, воспроизводства и рационального использования). Привлечение организаций - охотпользователей и рыбохозяйственных организаций к решению государственных задач по охране и воспроизводству государственного охотничьего и рыбного фонда;
5) неистощительное использование охотничьих и рыбных ресурсов. Установление квот добычи ценных и малочисленных видов охотничьих животных по каждому охотничьему хозяйству и участку государственного резервного фонда охотничьих угодий, а также отдельных квот для трофейной охоты, установление общих допустимых уловов;
6) обеспечение правовой и социальной защиты штатных работников охотничьего и рыбного хозяйства, осуществляющих функции охраны государственного охотничьего и рыбного фонда;
7) государственная поддержка организаций - охотпользователей и рыбохозяйственных организации, осуществляющих деятельность по охране и воспроизводству охотничьих и рыбных ресурсов;
8) обеспечение правового и экономического механизма охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих и рыбных ресурсов. Создание условий экономической невыгодности незаконного и нерационального использования охотничьих и рыбных ресурсов;
9) введение компенсационных платежей за вред, наносимый охотничьим и рыбным ресурсам и среде обитания диких животных;
10) обязательность проведения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты, общие допустимые уловы) изъятия объектов охоты и рыболовства, проектных материалов, обосновывающих предоставление и изъятие охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов, материалов по созданию и ликвидации государственных охотничьих и ихтиологических заказников;
11) обеспечение сохранения качества среды обитания диких животных (охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов) как основного средства производства в охотничьем и рыбном хозяйстве;
12) принятие управленческих решений по охране, воспроизводству и использованию охотничьих и рыбных ресурсов на основе анализа предыдущей деятельности и научных рекомендаций, проведение охотустройства охотничьих угодий рыбохозяйственного устройства водоемов, ведение мониторинга и кадастра охотничьих и рыбных ресурсов;
13) учет интересов охотничьего хозяйства при ведении лесного хозяйства, учет интересов рыбного хозяйства при осуществлении водопользования, обеспечение взаимного согласования интересов земле-, водо-, лесопользователей и пользователей охотничьими и рыбными ресурсами в целях охраны охотничьих и рыбных ресурсов и среды обитания диких животных;
14) содействие развитию обществ, клубов и иных объединений охотников, рыболовов, а также ассоциаций и кооперативов охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций;
15) сохранение исторического наследия и опыта, традиций в области охотничьего и рыбного хозяйства, содействие распространению знаний о традициях и культуре охоты и рыболовства, охотничьем и рыбном хозяйстве, выпуску печатной продукции;
16) осуществление кадровой политики в охотничьем и рыбном хозяйстве, содействие проведению семинаров по обмену опытом и повышению квалификации работников охотничьего и рыбного хозяйства;
17) обеспечение гарантии прав на охоту и рыболовство коренных народностей манси и коми в местах их традиционного проживания;
18) повышение самостоятельности охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций в решении вопросов организации охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих и рыбных ресурсов.
Глава 4. Организация, формы и методы
ведения охотничьего и рыбного хозяйства
1. Организация ведения охотничьего и рыбного хозяйства.
Организацию ведения охотничьего и рыбного хозяйства в системе агропромышленного комплекса Свердловской области осуществляют охотхозяйственные и рыбохозяйственные организации независимо от их организационно-правовой формы.
В целях более эффективного хозяйственного управления охотхозяйственные организации могут объединяться в областную ассоциацию организаций - охотпользователей.
Тепловодные рыбные хозяйства области могут объединиться в сельскохозяйственный потребительский кооператив.
Государственное управление в сфере охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области осуществляют Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области и специально уполномоченные государственные органы - Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Свердловской области и Государственная инспекция рыбоохраны по Свердловской области.
2. Основные формы ведения охотничьего и рыбного хозяйства.
Ведение охотничьего и рыбного хозяйства осуществляется в системе агропромышленного комплекса Свердловской области.
Основной формой ведения охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области является предоставление в долгосрочное пользование охотхозяйственным и рыбохозяйственным организациям (независимо от их организационно - правовой формы) объектов охоты и объектов рыболовства в определенных границах охотничьих угодий и водоемов (участков водоемов).
Организация участков угодий общего пользования. Осуществление воспроизводственных мероприятий и рациональное использование охотничьих и рыбных ресурсов на территории государственного резервного фонда охотничьих угодий и не закрепленных за рыбохозяйственными организациями водоемов.
3. Основными методами ведения охотничьего и рыбного хозяйства являются:
1) определение наиболее перспективных для охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области видов, способных при минимальных затратах на их охрану и воспроизводство дать максимальный выход охотничьей и рыбной продукции;
2) научное обоснование осуществляемых мероприятий по охране, воспроизводству и использованию охотничьих и рыбных ресурсов;
3) изменение принципов управления популяциями:
определение оптимальных плотностей численности основных видов охотничьих животных и оптимальной рыбопродуктивности водоемов;
сохранение репродуктивного ядра популяций, временный запрет добычи самок диких копытных животных;
временное снижение нормативов добычи диких копытных животных и сокращение сроков охоты (до достижения оптимальной численности);
переход к выборочному, дифференцированному по полу и возрасту изъятию животных;
формирование высокопродуктивных популяций;
применение современных, научно обоснованных форм и методов биотехники;
гуманизация промысла, сокращение непромысловых потерь;
4) интенсивное проведение биотехнических и воспроизводственных мероприятий. Создание в каждом охотхозяйстве в местах обитания косули и кабана кормовых полей, комплексов по зимней подкормке косули и кабана. Запрещение охоты на косулю и кабана в тех охотхозяйствах и участках государственного резервного фонда охотничьих угодий, где не осуществляются мероприятия по их подкормке;
5) проведение работ по дичеразведению;
6) повышение рыбопродуктивности озер за счет рыбоводномелиоративных и акклиматизационных мероприятий;
7) создание маточных стад сиговых рыб и хозяйств по подращиванию личинок;
8) восстановление и культивирование чистых линий карпа и других видов рыб;
9) научно обоснованное формирование сети государственных охотничьих и ихтиологических заказников;
10) осуществление мониторинга животного мира, ведение кадастра охотничьих и рыбных ресурсов. Проведение охотэкономической инвентаризации охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов. Создание компьютерного банка кадастровой информации;
11) обеспечение охраны мест размножения, гнездований и нереста. Запрещение всех видов рубок леса и сбора живицы в местах токов. Установление увеличенных водоохранных зон водоемов, где обитают ценные и редкие виды рыб, а также бобр;
12) приоритетное использование болот, отработанных торфяных полей для нужд охотничьего хозяйства;
13) предоставление организациям - охотпользователям права определения срока открытия и окончания весенней охоты в своих охотхозяйствах в пределах сроков, определенных Правилами охоты. Признание весенней охоты на гусей, глухарей и тетеревов трофейной охотой, осуществляемой только с обслуживанием егерем. Определение порядка проведения государственной аттестации охотничьих хозяйств. Открытие весенней охоты только в охотхозяйствах, прошедших аттестацию;
14) обеспечение действенной охраны охотничьих и рыбных ресурсов;
15) определение критериев оценки результатов деятельности охотничьих и рыбных хозяйств:
достижение оптимального уровня плотности населения охотничьих животных (оптимальной рыбопродуктивности водоема);
повышение выхода охотничьей и рыбной продукции;
экономическая эффективность ведения охотничьего и рыбного хозяйства.
16) повышение квалификации работников охотничьего и рыбного хозяйства и обучение передовым методам ведения охотничьего и рыбного хозяйства, разработка и издание методических рекомендаций по эффективному ведению охотничьего и рыбного хозяйства.
Глава 5. Основные направления развития
охотничьего и рыбного хозяйства
Свердловской области
1. Основными направлениями развития охотничьего и рыбного хозяйства являются:
1) частичный перевод тепловодных рыбных хозяйств на пастбищное рыбоводство;
2) повышение эффективности использования рыбных ресурсов естественных водоемов;
3) создание на базе тепловодных водохранилищ комплекса по производству и переработке растительноядных рыб;
4) введение системы продовольственного заказа на охотничью и рыбную продукцию. Выдача льготных кредитов под обеспечение нужд в охотничьей и рыбной продукции учреждений социальной сферы;
5) интенсификация работ по зарыблению водоемов молодью сиговых рыб;
6) определение ущерба, наносимого охотничьим рыбным ресурсам промышленными предприятиями, и направление средств, взысканных в возмещение нанесенного ущерба, на развитие охотничьего хозяйства, рыбоводства и зарыбление водоемов;
7) создание озерцо-товарных рыбных хозяйств;
8) создание научно-опытных базовых охотничьих и рыбных хозяйств;
9) создание специализированных охотничьих хозяйств по проведению традиционных видов охот (с легавыми собаками, гончими, борзыми, лайками, по проведению трофейных охот). Создание специализированных хозяйств по организации спортивного рыболовства;
10) развитие инфраструктуры и сферы услуг в охотничьем и рыбном хозяйстве. Модернизация и строительство современных охотничье - рыболовных баз, остановочных пунктов, гостиниц. Расширение спектра предоставляемых услуг;
11) развитие иностранного охотничьего, рыболовного и экологического туризма;
12) развитие трофейной охоты;
13) развитие охотничьего собаководства. Проведение выставок, выводок, полевых испытаний и состязаний охотничьих собак. Создание комплексных испытательно-тренировочных станций. Обучение и подготовка экспертов - кинологов. Предоставление наиболее благоприятных условий для возможности охоты владельцам охотничьих собак, в том числе и открытие охоты с охотничьими собаками в более ранние сроки. Установление системы льгот для заводчиков охотничьих собак, экспертов - кинологов и владельцев собак - чемпионов породы. Уделение особого внимания развитию пород собак, работающих по кровяному следу. Закрытие охоты в бесснежный период на диких копытных животных и медведей без собак, прошедших испытания по работе по кровяному следу;
14) создание условий для обучения охотников меткой стрельбе и проверки боя оружия. Оборудование стрелковых тиров;
15) развитие стрелково-охотничьего и рыболовного спорта;
16) организация выставок охотничьих трофеев, таксидермических мастерских;
17) развитие сети магазинов охотничье - рыболовных товаров. Установление налоговых и кредитных льгот для магазинов, учрежденных охотхозяйственными и рыбохозяйственными организациями, вкладывающими полученную прибыль в развитие охотничьего и рыбного хозяйства;
18) разработка программы экономического оздоровления завода охотничье - рыболовных товаров "Зори".
Глава 6. Приоритетные мероприятия по развитию
охотничьего и рыбного хозяйства
Свердловской области
1. Развитие нормативно-правовой базы охотничьего и рыбного хозяйства:
1) принятие закона Свердловской области "О рыболовстве и ведении рыбного хозяйства";
2) принятие новых правил рыболовства в водоемах Свердловской области;
3) разработка и принятие закона Свердловской области "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства";
4) принятие новых правил охоты на территории Свердловской области.
2. Мероприятия по охране животного мира и среды обитания диких животных:
1) создание постоянно действующего Совета по охране животного мира при Правительстве области. Составление и реализация ежегодных планов (программ) по совместным действиям Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Свердловской области, Свердловского управления лесами, Главного управления внутренних дел Свердловской области Государственной инспекции рыбоохраны по Свердловской области, Прокуратуры Свердловской области, охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций по охране охотничьих и рыбных ресурсов. Организация систематических совместных дежурств на постах ГИБДД;
2) организация в составе ГУВД межрайонных групп по борьбе с нарушениями законодательства об охране животного мира и среды обитания диких животных;
3) создание мобильных оперативных групп по охране животного мира из представителей госохотнадзора, лесной охраны, рыбинспекции, милиции, следственных органов. Обеспечение этих групп транспортными средствами, средствами связи, средствами принудительной остановки транспорта и т. п. Обеспечение перекрестного патрулирования;
4) возрождение общественных формирований - специализированных ДНД по охране животного мира.
3. Мероприятия по сокращению численности волка:
1) объединение сил и материальных средств всех охотпользователей, службы госохотнадзора, лесной охраны, Госкомэкологии Свердловской области, районных управлений сельского хозяйства и продовольствия. Выделение транспортных средств на осуществление мероприятий по сокращению численности волка по ежегодно составляемым графикам. Создание в муниципальных образованиях мобильных групп и штабов по организации работ по сокращению численности волка. Создание межрегиональных бригад по борьбе с волком. Возложение персональной ответственности за организацию этих работ на районных охотоведов госохотнадзора;
2) создание специальных бригад по организации трофейных охот на волка. Обеспечение бригад необходимой техникой, окладными флажками, инвентарем, ГСМ и т. п. Создание условий для материальной заинтересованности членов этих бригад;
3) организация курсов по подготовке охотников - волчатников;
4) совершенствование системы поощрений охотников и организаций - охотпользователей, активно участвующих в мероприятиях по сокращению численности волка;
5) государственная поддержка мероприятий по сокращению численности волка и бродячих собак в охотничьих угодьях.
4. Мероприятия по воспроизводству охотничьих и рыбных ресурсов:
1) разработка научно обоснованных рекомендаций по проведению биотехнических мероприятий и рыбоводно-мелиоративных работ. Переход на новые, более эффективные корма для подкормки диких животных;
2) применение долговременных биотехнических мероприятий и посадка многолетних кормовых растений;
3) оборудование комплексных подкормочных площадок, создание запаса зимних кормов для подкормки охотничьих животных;
4) создание в каждом охотхозяйстве в местах обитания косули и кабана кормовых полей;
5) осуществление мероприятий по омоложению и посадке ивняков;
6) создание областного питомника по выращиванию семенного материала для охотхозяйств области.
5. Разработка и реализация областных программ по развитию охотничьего и рыбного хозяйства:
1) реализация областной программы "Сохранение ресурсов диких животных и регулирование численности волка в Свердловской области";
2) разработка областной программы по заготовке и переработке пушнины и кожевенного сырья;
3) разработка областной программы развития тепловодных рыбных хозяйств области;
4) разработка областной программы развития охотничьего собаководства;
5) разработка областной программы финансово - экономического оздоровления государственных и кооперативных промысловых хозяйств;
6) разработка областной программы "Система мониторинга и кадастра животного мира Свердловской области";
7) разработка областной программы охраны охотничьих и рыбных ресурсов Свердловской области.
Глава 7. Научное обеспечение развития
охотничьего и рыбного хозяйства
1. Формы и основные направления научных исследований в охотничьем и рыбном хозяйстве:
1) создание при Госкомэкологии Свердловской области научно-технического совета для координации научных исследований и внедрения результатов работы в практику охотничьего и рыбного хозяйства;
2) формирование государственных или ведомственных заказов на НИР на конкурсной основе. Рассмотрение заявок на финансирование НИР комиссией с участием независимых авторитетных специалистов в области науки, охотничьего и рыбного хозяйства;
3) создание областного центра кадастра и мониторинга охотничьих и рыбных ресурсов;
4) совершенствование методов учета численности охотничьих животных и рыбных запасов;
5) разработка современных методов инвентаризации и бонитировки охотничьих угодий и водоемов рыбохозяйственного фонда.
2. Приоритетные исследования в сфере охотничьего и рыбного хозяйства:
1) разработка биологических основ управления популяциями промысловых видов животных;
2) разработка эффективных систем биотехнических и воспроизводственных мероприятий;
3) определение оптимальных плотностей охотничьих животных и оптимальных плотностей посадки рыб в водоемы, мониторинг охотничьих и рыбных ресурсов;
4) изучение основных факторов, влияющих на численность промысловых видов, и в первую очередь лимитирующих факторов;
5) разработка эффективных мероприятий по профилактике заболеваний животных;
6) разработка экономического и правового механизма эффективного ведения охотничьего и рыбного хозяйства;
7) научное обоснование работ по интродукции, реинтродукции и расселению животных;
8) исследования биоразнообразия и генофонда диких животных;
9) разработка мероприятий по гуманизации промысла, более совершенных орудий лова, уменьшающих травмирование и потери животных;
10) оценка перспектив и основных направлений рыбохозяйственного использования питьевых водоемов.
Глава 8. Финансовое обеспечение охотничьего
и рыбного хозяйства
Финансирование мероприятий по развитию охотничьего и рыбного хозяйства осуществляется за счет следующих источников:
1) собственных средств обществ охотников и рыболовов, иных охотхозяйственных и рыбохозяйственных организаций;
2) средств областного и муниципальных бюджетов;
3) льготных кредитов;
4) внешних инвесторов;
5) Исключен
См. текст пункта 5 главы 8
Глава 9. Экономический эффект от реализации
концепции
Экономический эффект от реализации концепции обеспечивается за счет:
1) увеличения выхода мясной, дичной, рыбной и сопутствующей продукции;
2) экономии бюджетных средств на мероприятия по охране и воспроизводству животного мира за счет привлечения к реализации этих мероприятий средств обществ охотников и рыболовов, организаций охотпользователей, рыбных хозяйств, а также за счет сокращения расходов на создание новых рабочих мест в отдаленных районах области и на выплату пособий по безработице;
3) увеличение поступления налогов за счет создания новых хозяйств и расширения производства;
4) привлечения иностранных инвестиций от организации иностранного охотничьего и рыболовного туризма;
5) оздоровления населения области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 8 апреля 2004 г. N 247-ПП глава 10 настоящего постановления изложена в новой редакции
Глава 10. Контроль за реализацией концепции
Контроль за реализацией концепции возлагается на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области и Министерство природных ресурсов Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 7 декабря 1999 г. N 1397-ПП "О концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 15 декабря 1999 г. N 245 стр.4, "Собрании законодательства Свердловской области" 1999 г., N 12-1 ст.1369
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 июля 2019 г. N 446-ПП настоящее постановление признано утратившим силу с 18 июля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 8 апреля 2004 г. N 247-ПП