Соглашение
между Правительством Свердловской области,
Федерацией профсоюзов Свердловской области и
Свердловским областным союзом промышленников и
предпринимателей на 2000 г.
Договаривающие стороны: Правительство Свердловской области (далее - Правительство), Федерация профсоюзов Свердловской области (далее - Профсоюзы), Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (далее - Работодатели) заключили настоящее Соглашение с целью создания, на основе практического внедрения принципов социального партнерства, необходимых условий для жизнедеятельности области, развития экономики, социальной и правовой защиты населения Свердловской области. Настоящее Соглашение заключается на основании законов РФ "О коллективных договорах и соглашениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Областных законов "О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности в Свердловской области", "О социальном партнерстве", "Об объединениях работодателей в Свердловской области", а также норм трудового законодательства.
Стороны признают необходимым заключение территориальных, отраслевых Соглашений и коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим социальное партнерство, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, в муниципальных образованиях и на предприятиях. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями работодателей, профсоюзов и Правительством Российской Федерации на 2000 год.
Соглашение распространяется и обязательно к исполнению всеми органами государственной власти, организациями, входящими в Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей, и первичными профсоюзными организациями, входящими в Федерацию профсоюзов Свердловской области, а также организациями, не входящими в эти объединения, но делегировавшими им полномочия или присоединившимися к соглашению.
В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации стороны на основе взаимных консультаций в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес законодательных, исполнительных органов Российской Федерации и добиваются их реализации.
Стороны Соглашения принимают на себя обязательства выполнить в течение 2000 года следующее:
I. В области экономической политики
Стороны совместно
1. Разрабатывают меры по реализации региональной и межрегиональной промышленной политики и управлению хозяйственным комплексом области, содействуют созданию межрегиональной промышленной кооперации и специализации, открытию представительств в странах ближнего и дальнего зарубежья.
2. Осуществляют согласованные действия по преодолению финансово-экономического кризиса, смягчению его негативных последствий для хозяйствующих субъектов и населения области, в т. ч. по предупреждению банкротства предприятий.
3. Участвуют в реализации областной программы "Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года".
4. Ежеквартально подводят итоги социально-экономического развития области.
5. Заключают соглашение с Министерством общего и профессионального образования о регулировании взаимоотношений между предприятиями, входящими в Союз, и учреждениями начального профессионального образования, осуществляющими подготовку специалистов для указанных предприятий.
Правительство
6. Способствует решению наиболее острых проблем малых и средних городов, имеющих недостаточно развитый экономический потенциал и особенно нуждающихся в структурной перестройке экономики.
7. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создает благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства, реализует областную Программу поддержки малого предпринимательства, предусматривает приоритеты местным товаропроизводителям, оказывает помощь и содействие в продвижении их продукции на областной потребительский рынок. Проводит целенаправленную политику на уровне Правительства других регионов Российской Федерации и за ее пределами по поиску рынков сбыта продукции, выпускаемой предприятиями области.
8. В соответствии с основными направлениями и принципами федеральной концепции реструктуризации и реформы оборонно-промышленного комплекса вырабатывает меры по сохранению и развитию высокотехнологических и наукоемких производств, конкурентоспособных предприятий, реализует областную комплексную Программу реструктуризации и конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области.
9. Добивается от федеральных органов погашения задолженности и финансирования государством предприятий по гособоронзаказу и выделения средств на содержание мобилизационных мощностей.
10. Предусматривает в проекте Закона "Об областном бюджете на 2000 год" выделение не менее 1,3 млрд. руб. на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей и для реализации принятых областных целевых программ.
11. Своевременно и в полном объеме производит закупку сельхозпродукции для населения области, устанавливает объемы подрядных работ на 2000 год и обеспечивает их финансирование и кредитование в установленном порядке и в пределах, предусмотренных областным бюджетом. Предусматривает в соответствии со статьей 5 Областного закона "О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Свердловской области" от 18.02.97 N 13-ОЗ авансовую оплату товаропроизводителям зерна, картофеля, овощей в размере не менее 50% от стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25% после заключения договора и 25% после завершения сева, а продукции животноводства не реже трех раз в месяц и не позднее десяти дней после ее поставки.
Обеспечивает прямое инвестирование сельхозпроизводителей, исключая посредников.
12. Обеспечивает финансирование в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете, мероприятий по государственной поддержке агропромышленного комплекса, строительству объектов социальной сферы села, мелиоративных и водохозяйственных сооружений, выделение средств на землеустройство и повышение плодородия почв.
13. Предусматривает Областным законом "Об областном бюджете на 2000 год" выделение средств, в защищенных статьях расходной части областного бюджета, на оплату коммунальных услуг по областным учреждениям образования, культуры, искусства, здравоохранения и физической культуры, социальной защиты. Принимает меры по погашению долгов государства предприятиям ЖКХ.
14. Рекомендует Главам МО заключать Соглашения между администрацией МО и предприятиями ЖКХ, находящимися на подведомственной территории, о порядке погашения задолженности бюджетных организаций за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
15. Рекомендует органам местного самоуправления МО в целях обеспечения финансово-экономической устойчивости организаций торговли и общественного питания:
- при установлении налогов, сборов, ставок арендной платы, других платежей использовать дифференцированный подход к организациям отрасли с учетом экономических условий их деятельности и выполняемых социальных функций;
- рассматривать возможность полного или частичного освобождения специализированных предприятий торговли, общественного питания и т. п., обслуживающих социально незащищенные слои населения, от отчислений из прибыли в местные бюджеты налогов, сборов, арендной платы и коммунальных платежей;
- предоставлять муниципальным и социально значимым организациям торговли и общественного питания займы, на льготных условиях, на создание запасов детского питания, картофеля и плодоовощной продукции, школьно-письменных принадлежностей и других социально значимых товаров, обеспечение досрочного их завоза в отдаленные и труднодоступные районы области на период весеннего паводка;
- предоставлять малым предприятиям потребительского рынка финансовую поддержку путем выделения льготных кредитов, удешевления коммерческих кредитов, предоставления гарантий кредитно-финансовым органам.
16. Обеспечивает финансирование годовой Программы геологоразведочных работ Свердловской области в пределах лимитов, предусмотренных Областным законом "Об областном бюджете на 2000 год".
17. Предусматривает Областным законом "Об областном бюджете на 2000 год" выделение средств на финансирование программ развития образования, здравоохранения, культуры Свердловской области.
18. В инвестиционной политике способствует созданию условий наибольшего благоприятствования для привлечения во все сферы экономики области средств внутренних и внешних инвесторов, устранению причин, сдерживающих эти процессы.
19. Способствует организации производства и внедрению на предприятиях и организациях области энергосберегающего оборудования, технологий, приборов и систем учета энергоресурсов.
20. При принятии решений о государственной поддержке организаций, независимо от форм собственности, считать обязательным наличие для данной организации:
- специалистов, имеющих квалификационный сертификат по энергосбережению;
- энергетический паспорт организации;
- действующую программу по энергосбережению.
21. Проводит смотры и конкурсы по энергосбережению на предприятиях и в организациях Свердловской области.
22. Обеспечивает финансирование целевых областных программ, предусмотренных Областным законом "Об областном бюджете на 2000 год.".
23. Ходатайствует перед Правительством РФ об установлении льготного процента (10%) по НДС на продукцию животноводства и птицеводства.
24. Весь объем закупок продукции для областных нужд осуществляет, в первую очередь, на предприятиях области через систему областного заказа по конкурсу. Привлекает к участию в работе конкурсных комиссий представителей профсоюзов и работодателей.
Работодатели
25. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечивают их стабильную работу по увеличению объемов производства, выпуску конкурентоспособной продукции, созданию и развитию системы трудового соревнования.
26. В соответствии с Федеральным законом "О коллективных договорах и соглашениях" заключают коллективные договора в организациях, независимо от форм собственности, обеспечивают их предоставление на уведомительную регистрацию в территориальные органы по труду.
27. Учитывают отраслевые тарифные соглашения, заключаемые на Федеральном и областном уровнях, при заключении коллективных договоров.
28. Знакомят профсоюзные комитеты с анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятий и регулярно отчитываются перед работниками по этим вопросам.
29. Разрабатывают совместно с профсоюзными комитетами, как представителями трудовых коллективов, мероприятия по социальной защите работников в случаях проведения процедур финансового оздоровления или банкротства предприятий.
30. Разрабатывают и внедряют программы энергосбережения, проводят энергетические обследования (энергоаудиты) в организациях.
31. Обеспечивают разработку планов по освоению новой техники и технологии. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов.
Профсоюзы
32. Выступают инициаторами ведения переговоров по заключению коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности.
33. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных актов, защищающих интересы работников при приватизации предприятий, а также при перепрофилировании, ликвидации или банкротстве предприятий.
34. Участвуют в организаторской работе на предприятиях всех форм собственности, направленной на укрепление трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени, повышение качества продукции, создание и развитие трудового соревнования.
35. Добиваются, чтобы при заключении коллективных договоров учитывались отраслевые тарифные соглашения, заключаемые на федеральном и областном уровнях, предусматривались обязательства работодателей о финансовой поддержке застройщиков жилья.
36. Участвуют в пропаганде энергосбережения и контролируют выполнение программ энергосбережения на предприятиях и организациях.
II. В сфере занятости населения и развития рынка труда
Стороны совместно
37. В случае угрозы массовой безработицы, в т. ч. в отдельных городах и районах с критической ситуацией на рынке труда, разрабатывают на основе взаимных консультаций программу экстренных мер, направленных на содействие занятости населения, определяют источник их финансирования.
38. Обеспечивают реализацию комплексной программы по поддержанию занятости населения Свердловской области на 2000 год.
39. Обеспечивают приоритетное использование национальной рабочей силы при заключении контрактов с иностранными фирмами на выполнение строительных работ, финансируемых за счет бюджетных ассигнований, иностранных кредитов, кредитов международных финансовых организаций и прямых зарубежных инвестиций под гарантии Правительства Российской Федерации.
Правительство
40. В первом квартале 2000 года рассматривает и утверждает Программу содействия занятости населения области. Обеспечивает ее реализацию.
41. Осуществляет привлечение и использование иностранной рабочей силы с учетом мнения профсоюзов.
42. Предоставляет профсоюзам и работодателям ежемесячно текущую и ежеквартально аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, способствует ее публикации в средствах массовой информации.
43. Обеспечивает разработку областной целевой Программы "Сохранение и создание рабочих мест в Свердловской области на 2000-2002 годы".
Работодатели
44. Принимают меры по сохранению и созданию новых рабочих мест. Не допускают массового сокращения работников. В случае его угрозы информируют Правительство области, службу занятости, профсоюзы, органы по труду не менее чем за три месяца и разрабатывают совместные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению, в соответствии со статьей 20 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области".
Законом Свердловской области от 8 декабря 2004 г. N 195-ОЗ Закон от 8 апреля 1997 г. N 18-ОЗ "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
45. Обеспечивают высвобождаемым работникам предприятий банкротов преимущественное право трудоустройства на не менее 70% рабочих мест, вновь образуемых на базе имущества ликвидируемых предприятий.
46. Предусматривают в коллективных договорах возможность переобучения новым профессиям, повышения квалификации в первую очередь высвобождаемым работникам до наступления срока расторжения трудового договора. Осуществляют финансирование этих мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
47. Своевременно осуществляют ежемесячные страховые взносы в фонд занятости, обеспечивают службы занятости достоверной информацией о вакантных местах в профессиональном и квалификационном разрезе.
Профсоюзы
48. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости.
49. В случае необходимости совместно с работодателями предусматривают включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, ограничение привлечения иностранной рабочей силы на предприятия области, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством с обеспечением их достаточного финансирования. Осуществляют контроль за исполнением указанных мероприятий.
50. За систематическое нарушение законодательства о труде и занятости вносят предложения о расторжении контрактов с руководителями акционерных обществ в Советы директоров в соответствии с действующим законодательством.
III. В области социальных гарантий трудовых прав и мер
социальной поддержки населения
Стороны совместно
51. Осуществляют контроль за поступлением и целевым использованием средств внебюджетных фондов.
52. Принимают меры по сохранению и функционированию объектов оздоровления населения, находящихся как в областном ведении, так и в акционерных обществах (курорты, санатории-профилактории и т. д.). Не допускают ликвидации и перепрофилирования оздоровительных объектов.
53. Обеспечивают реализацию Областных законов "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" и "О регулировании оплаты труда в Свердловской области".
Законом Свердловской области от 8 декабря 2004 г. N 195-ОЗ Закон от 8 апреля 1997 г. N 18-ОЗ "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Законом Свердловской области от 27 мая 2004 г. N 5-ОЗ Закон от 25 июня 1997 г. N 40-ОЗ "О регулировании оплаты труда в Свердловской области" признан утратившим силу
54. Обеспечивают подготовку оздоровительных лагерей всех типов для организации труда и отдыха детей, подростков и студенческой молодежи. Организуют проведение и финансирование летнего оздоровления детей и студенческой молодежи.
55. Способствуют реализации на территории области закона РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете граждан в системе государственного пенсионного страхования".
Правительство
56. Ежеквартально рассчитывает бюджет прожиточного минимума в целом по области с публикацией в "Областной газете."
57. В целях обеспечения социальной доступности детского отдыха сохраняет действующие льготы в оздоровительный период для владельцев детских оздоровительных учреждений всех форм собственности. Своевременно выделяет из областного бюджета утвержденные Областным законом "Об областном бюджете на 2000 год" средства на организацию оздоровления детей, в т. ч. через Федерацию профсоюзов, не менее 10% на удешевление путевок для детей малоимущих семей трудящихся.
58. Сохраняет льготы по оплате:
- за содержание детей работников бюджетной сферы, студенческих семей, сотрудников ВУЗов в детских дошкольных учреждениях;
- для работников бюджетных организаций за проживание в общежитиях других организаций;
- за коммунальные услуги на селе и в рабочих поселках.
59. В первом квартале рассматривает вопрос о введении с 1 июля 2000 года доплат к заработной плате работников бюджетной сферы, тарифицируемых по 1 - 5 разрядам ETC.
60. Осуществляет в пределах предоставленных полномочий сдерживание стоимости коммунальных услуг и контроль за ценообразованием по товарам и продуктам, входящим в набор прожиточного минимума.
61. Рекомендует муниципальным образованиям устанавливать единые тарифы на коммунальные услуги, тепловую и электрическую энергию для учреждений культуры, объектов социальной сферы предприятий и организаций всех форм собственности и для аналогичных объектов государственной и муниципальной собственности.
62. Принимают меры по обеспечению выплаты и погашению долгов по государственным пособиям гражданам, имеющим детей.
63. Контролирует выполнение условий сдачи в аренду, передачи в хозяйственное ведение и оперативное управление имущества предприятий социальной инфраструктуры с целью сохранения их профиля и социальных гарантий работникам.
64. Принимает меры по приближению средней заработной платы работников бюджетной сферы до уровня 70% средней заработной платы по области. Обеспечивает в учреждениях и организациях, финансируемых из областного бюджета, оплату труда в соответствии с действующим законодательством.
65. Обеспечивает выполнение Областного закона "О защите населения Свердловской области от заболеваний, передаваемых половым путем" в части государственного страхования медицинских работников государственных и муниципальных организаций здравоохранения.
66. В первом полугодии разрабатывает механизм выплат в части реализации Областного закона "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждению распространения туберкулеза в Свердловской области" и вводит его в действие.
Законом Свердловской области от 21 ноября 2012 г. N 91-ОЗ Областной Закон от 14 апреля 1997 г. N 23-ОЗ признан утратившим силу
67. Рассматривает вопрос о частичном бюджетном финансировании здравпунктов предприятий лесного комплекса.
68. Разрабатывает целевую Программу развития здравоохранения на селе.
69. Выделяет средства в сумме 4 млн. рублей на пополнение фильмофонда, поддержку в прокате фильмов отечественного производства, укрепление материальной базы прокатных организаций.
70. В первом квартале рассматривает вопрос об установлении с 1 июля 2000 года надбавок за стаж работы клубным работникам, работникам музеев, библиотек, финансируемым за счет средств областного бюджета. Рекомендует муниципальным образованиям провести аналогичную работу на своих территориях.
71. Принимает областные программы развития высшего и среднего профессионального образования на 2000 год. Обеспечивает их реализацию.
72. Рассматривает вопрос формирования консолидированного областного фонда оплаты труда работников бюджетной сферы.
73. Обеспечивает реализацию областной целевой Программы "Развитие курортов областного значения на 1999 - 2000 гг.".
Работодатели
74. Не допускают задержек по вине работодателей выплаты заработной платы, компенсационных выплат, принимают меры по погашению имеющейся задолженности. В случае задержки выплаты заработной платы и иных выплат по вине работодателя обеспечивают выплату компенсации в соответствии со ст. 30 Областного закона "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" и областными отраслевыми и территориальными соглашениями и коллективными договорами организаций.
Законом Свердловской области от 8 декабря 2004 г. N 195-ОЗ Закон от 8 апреля 1997 г. N 18-ОЗ "О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области" признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
75. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях мероприятия по улучшению досуга детей, в т. ч. путем сохранения и создания детских дворовых клубов, спортплощадок, клубов по интересам, а также выделение средств на содержание социальной сферы, садоводческих товариществ, дошкольных и лечебных учреждений, предоставление льгот и дотаций на путевки в детские санатории, оздоровительные лагеря для детей, питание и проживание в общежитиях.
76. Обеспечивают отчисления денежных средств профсоюзным органам на социально-культурную и иную работу. Конкретные размеры отчислений предусматривают в коллективных договорах и соглашениях, но не менее 0,15% от фонда заработной платы.
77. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:
- порядок учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и порядок предоставления жилья в организациях всех форм собственности;
- выделение средств на строительство жилья, предоставление работникам кредитов и ссуд на строительство жилья.
78. Трудоустраивают граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на квотированные рабочие места в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 12.04.99 N 439-ПП.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14 апреля 2003 г. N 200-ПП постановление Правительства Свердловской области от 12 апреля 1999 г. N 439-ПП "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в организациях Свердловской области" признано утратившим силу
79. Обеспечивают регистрацию своих организаций в исполнительных органах ФСС РФ и передают им оформленные в соответствии с действующим законодательством личные дела пострадавших на производстве в порядке и сроки, определяемые ФСС. В соответствии с законом РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" уплачивают страховые взносы.
80. В коллективных договорах и соглашениях предусматривают меры по поддержке работников, ушедших на пенсию по возрасту или инвалидности. Оказывают им помощь в денежной и натуральной формах.
81. Расширяют практику по возмещению расходов на питание в рабочих столовых, содержанию детей в ведомственных ДДУ, оплату коммунальных услуг низкооплачиваемым категориям работников и их семьям.
82. Разрабатывают мероприятия и программы по подготовке и повышению квалификации персонала на предприятиях. Обеспечивают их финансирование в соответствии с действующим законодательством.
Профсоюзы
83. Участвуют в реализации основных направлений социальной политики Правительства области и создаваемых на их основе целевых социальных программ, в том числе по социальной поддержке малообеспеченных категорий граждан, улучшению медицинского обслуживания населения, развитию культуры, оздоровлению трудящихся, их детей, реабилитации инвалидов и т. д.
84. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов.
85. Обеспечивают членские организации информацией по уровню жизни.
86. Вносят работодателям предложения по предотвращению нецелевого использования средств, предназначенных на оплату труда, обеспечению своевременной выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по ней.
87. Участвуют в разработке коллективных договоров в организациях, осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров, законодательных и нормативных актов о труде и охране труда.
88. Дают согласие на увольнение работников предпенсионного возраста (мужчины 58 - 59 лет, женщины 53 - 54 лет) в связи с сокращением численности работающих при условии согласия центра занятости на оформление досрочной пенсии согласно действующему законодательству. В противном случае при увольнении работника добиваются выплаты пенсии до достижения пенсионного возраста за счет средств предприятий.
89. Оказывают содействие исполнительным органам ФСС РФ в проведении регистрации и проверок личных (учетных) дел пострадавших, которые имеют право на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве. Предусматривают в коллективных договорах защиту прав застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с законом РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний."
90. Создают при профсоюзных комитетах комиссии по контролю за внедрением персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.
IV. В Области тарифного регулирования оплаты труда
Стороны совместно
91. В целях реализации статьи 5 Областного закона "О регулировании оплаты труда в Свердловской области" и осуществления принципов добросовестной конкуренции на рынке труда стороны рекомендуют работодателям - руководителям внебюджетных организаций при формировании системы оплаты труда:
- устанавливать тарифную ставку рабочего первого разряда на уровне не менее 60% от величины прожиточного минимума в среднем на одного жителя области на 01.01.2000, утверждаемого Правительством области;
- использовать единую межотраслевую тарифную сетку для установления соотношений в оплате труда по профессионально-квалификационным группам и определения размеров ставок (окладов) для всех профессий, должностей работников относительно тарифной ставки первого разряда (приложение 1);
- использовать для обеспечения единых условий оплаты труда, независимо от отраслевой принадлежности, перечень сквозных профессий и должностей (приложение 2);
- устанавливать долю оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) в фонде заработной платы не менее 50%.
Размер тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных организаций, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Правительство
92. Проводит работу (через систему контрактов) по совершенствованию оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием, направленную на усиление связи между размером вознаграждения руководителей и результатами финансово-хозяйственной деятельности руководимых ими предприятий и организаций.
Работодатели
93. Проводят изменение размера минимальной оплаты труда (тарифной ставки 1 разряда) с учетом изменения величины прожиточного минимума в среднем на одного трудоспособного жителя области, в пределах собственных средств. Не допускают ее уменьшения по сравнению с предыдущим периодом.
94. Во всех организациях внебюджетной сферы, работникам, отработавшим полностью установленную норму рабочего времени и выполнившим свои трудовые обязанности, выплачивают зарплату в соответствии с коллективным договором, а если он не заключен, то в соответствии с индивидуальными (контрактами), но не ниже прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Свердловской области.
95. В случае частичной выплаты заработной платы натуральной продукцией осуществляют ее только с согласия работника, в порядке и на условиях, определенных коллективным договором.
Профсоюзы
96. Принимают меры через систему коллективных договоров и соглашений по соблюдению межотраслевых соотношений при установлении тарифных ставок рабочих первого разряда, согласно областного тарифного соглашения.
97. Добиваются ограничения выплаты заработной платы натуральной продукцией и фиксируют размеры и условия таких выплат в коллективных договорах.
V. В сфере охраны труда, окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности
Стороны совместно
98. Разрабатывают областную целевую Программу улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2005 годы. Прорабатывают вопрос финансового обеспечения мероприятий Программы.
99. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях строительство жилья для переселения из санитарно-защитных зон предприятий.
100. Организуют производственный экологический контроль, осуществляют проверку выполнения программ и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды, выполнению требований природоохранного законодательства.
Правительство
101. Реализует "Областную целевую программу по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы".
102. Контролирует качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильность предоставления компенсаций за тяжелую работу с вредными или опасными условиями труда.
103. Организует совместно с региональным отделением Фонда социального страхования работу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости.
104. Обеспечивает работу системы по обучению и проверке знаний по охране труда и экологической безопасности руководителей и специалистов организаций области.
105. Информирует работников, профсоюзы и работодателей, через средства массовой информации, о состоянии условий труда, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, экологической безопасности на территории области.
106. Обеспечивает контроль за деятельностью предприятий, представляющих угрозу экологической безопасности, координирует деятельность экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчиненности.
107. Обеспечивает государственное управление охраной труда на территории области. В этих целях завершает формирование органов государственного управления охраной труда на территории области.
Реализует государственную политику в области охраны труда на территории области.
108. Обеспечивает реализацию областной целевой Программы "Совершенствование экологического образования на 1999-2000 годы", других Федеральных и областных экологических программ.
Работодатели
109. Обеспечивают:
- в организациях условия труда, соответствующие требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- безопасные условия труда, при которых уровень воздействия на работающих вредных и опасных производственных факторов не превышает установленных нормативов.
110. Предусматривают в отраслевых и территориальных соглашениях, в коллективных договорах мероприятия по улучшению условий и охраны труда, с выделением на эти цели необходимых средств, в размере не менее установленного статьей 19 закона РФ "Об основах охраны труда в РФ".
111. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда, разрабатывают и реализуют на ее основе планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации и предоставляют компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке.
112. Обеспечивают обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по безопасности труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку знаний требований охраны труда.
113. Содействуют созданию в организациях совместных комиссий по охране труда и участвуют в их работе. Проводят обучение членов совместных комиссий по охране труда по специальной программе.
114. Обеспечивают наличие в организациях служб охраны труда согласно статьи 12 закона РФ "Об основах охраны труда в РФ", должное обеспечение их оргтехникой и нормативными документами по охране труда и периодическое повышение квалификации специалистов по охране труда.
115. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях по охране труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда дополнительные льготы работникам за работу в неблагоприятных условиях труда.
116. Обеспечивают на предприятиях и в организациях выполнение мероприятий по охране окружающей среды.
Профсоюзы
117. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения мероприятий, улучшающих условия труда работающих, льгот и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях, проведения профилактики профессиональных заболеваний и организации периодических медицинских осмотров рабочих вредных профессий.
118. Участвуют в создании на предприятиях совместных комиссий по охране труда и окружающей среды с включением в их состав представителей работодателей и профсоюзов.
119. Избирают на каждом предприятии уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, обеспечив с их помощью общественный контроль за охраной труда. Организуют совместно с работодателями обучение уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.
120. Осуществляют общественный экологический контроль.
VI. Развитие социального партнерства и координация
действий сторон соглашения
Стороны совместно
121. Принимают решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
122. Развивают трехстороннее взаимодействие в рамках системы социального партнерства на уровне отраслей и муниципальных образований. Оказывают практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений.
123. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
124. Способствуют предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров.
125. Обеспечивают реализацию Соглашения путем разработки и реализации собственных планов мероприятий, разработка которых осуществляется не позднее трех месяцев с момента его заключения. Каждая сторона направляет свой план мероприятий другим сторонам.
126. Изучают опыт работы, в т. ч. зарубежный, по развитию социального партнерства и взаимодействию сторон по выполнению годовых и перспективных соглашений, принимают участие в организации и проведении научно-практических мероприятий (конференции, семинары и т. п.) по проблемам социального партнерства, обмене опытом работы.
Правительство
127. Обеспечивает участие представителей профсоюзов и работодателей в работе формируемых Правительством области постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы платежеспособности, банкротства и погашения задолженности по обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, приватизации, банкротства предприятий, обеспечения занятости, улучшения жилищных условий населения и другие проблемы, связанные с реализацией социально-экономических интересов населения области.
128. Обеспечивает участие министерств в областных отраслевых соглашениях в качестве Третьей стороны.
129. В соответствии с Законом Российской Федерации от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" статья 18 часть 2 предусматривает в бюджете средства в размере 300 тысяч рублей на частичное финансирование учебно-методического центра профсоюзов, для обучения представителей предприятий и организаций области вопросам охраны труда и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений.
130. Предоставляет сторонам для предварительных консультаций проекты областных законов и нормативных актов, подготовленных Правительством области в порядке законодательной инициативы по вопросам трудовых отношений и социально-экономической политики, учитывает их предложения в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
131. Обеспечивает участие сторон в обсуждении проектов областных законов и нормативных актов на заседании Правительства в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
132. Решает вопрос о ежемесячном выпуске специальной страницы в "Областной газете" с освещением вопросов социального партнерства и информацией о работе сторон по выполнению Соглашения.
133. Предоставляет профсоюзам и работодателям бесплатно информацию по социально-трудовым вопросам.
134. Предоставляет областной Федерации профсоюзов и областному Союзу промышленников и предпринимателей льготы:
а) по налогу на землю в части областного бюджета;
б) по тарифам на энергоносители и услуги связи на уровне бюджетных организаций;
в) по арендной плате из расчета минимальной ставки.
135. Содействует и осуществляет методическую помощь службам по связям с общественностью (пресс-службам, службам по работе с общественными организациями, информационно-аналитическим службам) органов местного самоуправления в целях создания наиболее благоприятных условий для развития социального партнерства. Проводит исследовательские мероприятия по изучению и последующему анализу общественного мнения по вопросам социального партнерства и освещения данной проблематики в СМИ.
Работодатели
136. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно и бесплатно перечисляют на счет профсоюза членские профсоюзные взносы одновременно с выдачей зарплаты.
137. Осуществляют частичное финансирование обучения представителей предприятий и организаций формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений.
138. Продолжают формирование объединений работодателей во всех МО.
139. Предупреждают о предстоящей забастовке уполномоченный орган исполнительной власти Свердловской области.
Профсоюзы
140. Организуют обучение 1 тыс. представителей социальных партнеров различных уровней, работодателей и руководителей профсоюзных организаций вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений на предприятиях и в организациях области.
141. Продолжить формирование территориальных объединений профсоюзных организаций во всех МО.
Заключительные положения
142. Ход выполнения Соглашения и плановых мероприятий сторон по его реализации ежеквартально рассматривается на заседании областной трехсторонней комиссии.
143. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", Областным законом "О социальном партнерстве в Свердловской области" и положением об областной трехсторонней комиссии.
144. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию сторон на уровне областной трехсторонней комиссии.
145. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2000 года.
От Правительства
Председатель
Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
От Федерации профсоюзов
Председатель
Федерации профсоюзов
Свердловской области
Ю.В. Ильин
От работодателей
Председатель
Свердловского областного
Союза промышленников
и предпринимателей
В.Н. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Правительством Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области и Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей на 2000 г. от 24 декабря 1999 г.
Текст соглашения опубликован в "Областной газете" от 11 января 2000 г. N 3-4 стр. 8