Постановление Правительства Свердловской области
от 9 декабря 1999 г. N 1402-ПП
"Об утверждении областных целевых программ "Одаренные дети"
и "Дети-сироты" на 2000 год"
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 января 2001 г. N 37-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации на территории Свердловской области Президентской программы "Дети России" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить областные целевые программы "Одаренные дети" и "Дети-сироты" на 2000 год (прилагаются).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Свердловской области разработать территориальные комплексные программы по реализации областных целевых программ "Одаренные дети" и "Дети сироты" на 2000 год.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства свердловской области, министра общего и профессионального образования Свердловской области Нестерова В.В.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Областная целевая программа "Одаренные дети"
на 2000 год
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 9 декабря 1999 г. N 1402-ПП)
Паспорт областной целевой программы "Одаренные дети"
на 2000 год
/----------------------------------------------------------------\
|Наименование программы|Областная целевая программа "Одаренные |
| |дети" на 2000 год |
| | |
|Государственный |Правительство Свердловской области |
|заказчик программы | |
| | |
|Основной разработчик |Министерство общего и профессионального |
|программы |образования Свердловской области |
| | |
|Цели программы, |Создание условий для самоопределения и |
|важнейшие целевые |самореализации одаренных и талантливых |
|показатели |детей и подростков Свердловской области |
| | |
|Сроки реализации |2000 год |
|программы | |
| | |
|Исполнители основных |Министерство общего и профессионального |
|мероприятий программы |образования Свердловской области, |
| |Институт развития регионального |
| |образования, Объединение "Дворец |
| |молодежи", муниципальные органы |
| |управления образованием |
| | |
|Объемы и источники |Средства текущего финансирования, |
|финансирования |предусмотренные Областным законом "Об |
|программы |областном бюджете на 2000 год" по |
| |Министерству общего и профессионального |
| |образования |
| | |
|Ожидаемые конечные |Разработка концепции природы, психологии |
|результаты реализации |и педагогики одаренности; выявление и |
|программы |обучение одаренных и талантливых детей и |
| |подростков; формирование областного банка|
| |данных образовательных учреждений, |
| |работающих с одаренными детьми; |
| |подготовка программ и методических |
| |рекомендаций для учителей и воспитателей,|
| |работающих с одаренными детьми и |
| |родителями; укрепление материально - |
| |технической базы образовательных |
| |учреждений, центров и экспериментальных |
| |площадок, созданных для работы с |
| |одаренными детьми |
| | |
|Контроль за |Правительство Свердловской области, |
|исполнением программы |Министерство общего и профессионального |
| |образования Свердловской области |
\----------------------------------------------------------------/
Характеристика проблемы
В течение многих лет интеллектуально-творческие способности учащихся Свердловской области выявляются и оцениваются на различного рода олимпиадах, турнирах, научных обществах учащихся, конференциях, выставках, в летних школах и лагерях, что способствует повышению социального статуса знаний. Создаются общественные лаборатории и региональные центры по научному, научно-техническому и художественному творчеству. В средствах массовой информации все чаще обсуждаются проблемы развития способностей одаренных детей и подростков.
В настоящее время в Свердловской области накоплен определенный положительный опыт работы с одаренными детьми и подростками, требующий научного обобщения и распространения.
Вместе с тем следует отметить, что работа различных ведомств и общественных организаций, направленная на поиск и развитие способностей одаренных детей, носит бессистемный характер.
В связи с чем возникла необходимость в теоретическом обосновании методов работы с данной категорией детей и подростков, в программно-методическом сопровождении и систематизации накопленного опыта по работе с ними.
Цель и задачи программы
Целью областной целевой программы "Одаренные дети" на 2000 год (далее именуется - программа) является создание условий для самоопределения и самореализации одаренных детей и подростков Свердловской области.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- разработка концепции природы, психологии и педагогики одаренности;
- создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей;
- создание системы поддержки образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы
Научно-методическое обеспечение программы
Разработка концепции психолого-педагогических основ одаренности, образовательных программ и методических рекомендаций для педагогов, работающих с одаренными детьми.
Распространение авторских программ и методик по развитию интеллектуально-творческих способностей детей и подростков.
Организационно-содержательное обеспечение программы
Организация ежегодного областного исследовательского проекта "Юные интеллектуалы Среднего Урала", присуждение Губернаторских премий и стипендий одаренным детям.
Проведение фестивалей детского художественного творчества, слетов юных техников, областных спортивных игр, областных олимпиад, конкурсов, стажировок одаренных детей за рубежом и их финансовая поддержка.
Издание творческих работ победителей различных конкурсов.
Создание системы поддержки организаций,
работающих с одаренными детьми
Организация областных экспериментальных площадок по различным направлениям работы с одаренными детьми через рассмотрение культурно-образовательных инициатив на Экспертно-аналитическом совете при министерстве.
Предполагается формирование областного банка данных по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы позволит:
- способствовать развитию интеллектуально-творческих способностей детей и подростков в соответствии с психолого-педагогическими основами одаренности;
- сформировать областной банк данных по различным направлениям работы с одаренными детьми;
- подготовить программно-методическое обеспечение для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями;
- создать систему поддержки организаций, работающих с одаренными детьми.
Перечень
мероприятий областной целевой программы
"Одаренные дети" на 2000 год
Направления реализации программы |
Содержание деятельности | Срок исполнения |
Исполнители |
1. Научно - методическое обеспечение программы |
1.1. Разработка концепции психолого - педагогических основ одаренности |
I кв. 2000 г. |
Институт развития регионального образования, Объединение "Дворец молодежи" |
1.2. Разработка программ и методических рекомендаций для педагогов, работающих с одаренными детьми, и родителей |
2000 г. | Институт развития регионального образования, Объединение "Дворец молодежи", муниципальные органы управления образованием |
|
1.3. Издание творческих работ победителей областных конкурсов (юных техников и изобретателей, исследователей, поэтов, художников, композиторов и т. д.) |
2000 г. | Объединение "Дворец молодежи" |
|
2. Организационно - содержательное обеспечение программы |
2.1. Организация деятельности по подготовке и вручению ежегодных Губернаторских премий и стипендий одаренным детям |
I - III кв. 2000 г. |
Министерство общего и профессионального образования, Объединение "Дворец молодежи" |
2.2. Организация подготовки и проведение областного фестиваля детского художественного творчества "Майская радуга", в рамках которого проходят: областной конкурс эстрадного творчества; областной конкурс фольклорных коллективов "Сказ о земле уральской"; областной конкурс оркестров народных инструментов |
2000 г. | Объединение "Дворец молодежи", муниципальные органы управления образованием |
|
2.3. Организация фестиваля "Юные интеллектуалы Среднего Урала", в рамках которого проводятся: конференции учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования, учреждений государственного воспитания; областные олимпиады для учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования, учреждений государственного воспитания; Конкурс литературно - творческих работ "Серебряное перышко" |
I - II кв. 2000 г. |
Министерство общего и профессионального образования, Институт развития регионального образования, Объединение "Дворец молодежи", муниципальные органы управления образованием |
|
2.4. Тестовые испытания физической подготовленности обучающихся по единым контрольным упражнениям в рамках федеральной программы "Президентские состязания" |
2000 г. | Объединение "Дворец молодежи", муниципальные органы управления образованием |
|
Организация областных акций в рамках программы "Техническое творчество детей и молодежи": областные соревнования по авиамодельному (8 видов) и судомодельному спорту (3 вида); областной конкурс "Экзерсис" для учащихся УНПО; областные выставки по техническим видам творчества (6 видов); областная экспедиция "Уральская тропа"; областной фестиваль "Исследователи Уральской земли"; областной конкурс учебно - исследовательских работ в области сельского хозяйства; экологическая экспедиция |
2000 г. | Объединение "Дворец молодежи", муниципальные органы управления образованием |
|
3. Создание системы поддержки организаций, работающих с одаренными детьми |
3.1. Целевая поддержка образовательных учреждений - областных экспериментальных площадок по различным направлениям работы с одаренными детьми |
2000 г. | Министерство общего и профессионального образования, муниципальные органы управления образованием |
3.2. Формирование областного банка данных об образовательных учреждениях, работающих с одаренными детьми, фондах поддержки одаренных детей, о научных разработках и публикациях в этой области |
I - II кв. | Объединение "Дворец молодежи", муниципальные органы управления образованием |
Областная целевая программа "Дети-сироты"
на 2000 год
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 9 декабря 1999 г. N 1402-ПП)
Паспорт областной целевой программы "Дети-сироты"
на 2000 год
/----------------------------------------------------------------\
|Наименование программы|Областная целевая программа "Дети - |
| |сироты" на 2000 год |
| | |
|Государственный |Правительство Свердловской области |
|заказчик программы | |
| | |
|Основные разработчики |Министерство общего и профессионального |
|программы |образования Свердловской области |
| | |
|Цели и задачи |Совершенствование процесса социализации |
|программы, важнейшие |детей - сирот и детей, оставшихся без |
|целевые показатели |попечения родителей, и подготовка их к |
| |самостоятельной жизни; |
| |ресурсное обеспечение процесса |
| |социализации детей - сирот и детей, |
| |оставшихся без попечения родителей; |
| |научно - методическое и нормативно - |
| |правовое обеспечение процесса |
| |социализации; |
| |оснащение учреждений для детей - сирот и |
| |детей, оставшихся без попечения |
| |родителей, средствами реабилитации, |
| |укрепление их материально - технической |
| |базы; |
| |строительство детских домов; |
| |обеспечение информационных и |
| |организационных мероприятий программы; |
| |разработка и реализация мер по |
| |предупреждению социального сиротства |
| | |
|Сроки реализации |2000 год |
|программы | |
| | |
|Исполнители основных |Министерство общего и профессионального |
|мероприятий программы |образования Свердловской области, |
| |муниципальные органы управления |
| |образованием, учреждения государственного|
| |воспитания |
| | |
|Объемы и источники |Средства текущего финансирования, |
|финансирования |предусмотренные Областным законом "Об |
|программы |областном бюджете на 2000 год" по |
| |Министерству общего и профессионального |
| |образования |
| | |
|Ожидаемые конечные |Улучшение физического и психического |
|результаты реализации |здоровья детей - сирот и детей, |
|программы |оставшихся без попечения родителей; |
| |расширение сети образовательных |
| |реабилитационных учреждений нового типа, |
| |обеспечивающих условия для воспитания, |
| |развития и обучения детей - сирот и |
| |детей, оставшихся без попечения |
| |родителей; |
| |повышение качества психолого - медико - |
| |педагогической, социальной и трудовой |
| |реабилитации детей - сирот и детей, |
| |оставшихся без попечения родителей |
| | |
|Контроль за |Правительство Свердловской области, |
|исполнением программы |Министерство общего и профессионального |
| |образования Свердловской области |
\----------------------------------------------------------------/
Характеристика проблемы
Рост социального сиротства в Свердловской области в последние годы позволяет говорить о сложной ситуации, связанной с развитием системы государственного воспитания. Ежегодно в области более 1,5 - 2 тыс. детей остаются без попечения родителей.
До недавнего времени подавляющее большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передавалось на воспитание в семьи граждан, остальные дети устраивались в детские дома и школы-интернаты. Однако ухудшение экономической ситуации в начале 90-х годов, повлекшее падение жизненного уровня населения, рост алкоголизма и безработицы повлекли не только увеличение количества детей-сирот, но и снижение количества граждан, желающих усыновить (удочерить) воспитанников интернатных учреждений.
Достаточно широко представленная сеть учреждений государственного воспитания перестала удовлетворять потребности в устройстве детей названной категории.
Если до недавнего времени в области были представлены два типа интернатных заведений - детский дом и школа-интернат, то сейчас сеть государственного воспитания представляет 12 типов разнопрофильных учреждений. На сегодня в Свердловской области функционирует свыше 120 заведений, в которых воспитывается более 20 тысяч детей и подростков, в том числе 46 детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, существует целый комплекс проблем, не решенных до настоящего времени:
- устаревшая организационная структура существующих учреждений государственного воспитания;
- серьезные недостатки в профессиональной подготовке и трудоустройстве детей-сирот, особенно с аномалиями в умственном и физическом развитии;
- отсутствие научно-методических рекомендаций, их социальной и трудовой адаптации;
- рост контингента образовательных учреждений, сокращение объемов ввода в эксплуатацию новых учреждений интернатного типа привели к повышению наполняемости групп и классов, нарушению установленных санитарно-гигиенических норм;
- резкое снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и столовой мебелью. Интенсивно стареет и изнашивается станочное оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах. Обострилась проблема обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автотранспортом;
- неразвитость психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми;
- серьезные проблемы в нормативно-правовом обеспечении охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Все это свидетельствует о необходимости принятия специальной программы "Дети - сироты", позволяющей комплексно реализовать меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создать условия, гарантирующие им нормальную жизнь, учебу, развитие в соответствии с их психофизическими и умственными способностями.
Цели и задачи программы
Целями программы "Дети-сироты" являются создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненной адаптации к социальной среде.
Основными задачами программы в соответствии с Концепцией общего (общегражданского) и профессионального (начального и среднего) образования в Свердловской области являются:
1) создание условий для предупреждения социального сиротства и формирования системы дифференцированной помощи семье с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, включающей создание комплексных консультационных центров, служб социальной помощи, приютов (домов милосердия) и т. д.;
2) обработка системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, а также сети региональных психолого-медико-педагогических служб, консультаций (диагностических центров);
3) создание научно-методической базы социальной защиты детства, осуществление ряда фундаментальных научно-исследовательских изысканий для обеспечения комплексного подхода к формированию воспитательной среды; разработка новых подходов к организации режима жизнедеятельности воспитанников в учреждениях госвоспитания;
4) формирование системы трудоустройства через создание рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе имеющих отклонения в умственном и физическом развитии;
5) совершенствование существующих и создание новых моделей и типов детских домов и интернатов, осуществление научно-обеспеченных медико-педагогических и архитектурно-строительных подходов к созданию учреждений государственного воспитания, научное осмысление возникающих на практике новых форм организации государственного образования, разработка подходов и практическое осуществление создания негосударственных учреждений общественного воспитания на лицензионной основе;
6) совершенствование системы подбора кадров в учреждениях для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование заказа на подготовку специалистов для работы в этих учреждениях;
7) отработка механизма правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) укрепление материально-технической базы учреждений госвоспитания.
Основные направления реализации программы
Предупреждение социального сиротства
Включает в себя комплекс мер по оказанию помощи детям из неблагополучных семей, организации работы с такими семьями, а также внедрение новых моделей устройства детей-сирот в семьи граждан.
Совершенствование процесса социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
и подготовки их к самостоятельной жизни
Предусматривается психолого-педагогическое и медицинское сопровождение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них навыков самостоятельной жизни, правовой культуры, развитие учреждений постинтернатной адаптации; выстраивание целостного процесса организации воспитания и образования воспитанников интернатных учреждений, направленного на преодоление основного противоречия между темпами и качеством социальной адаптации детей, живущих в семьях, и детей, воспитывающихся вне семьи.
Ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот
Предусматривается дооснащение детских домов современным оборудованием; улучшение социально-медико-психологической подготовки воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов; гибкая система подготовки и переподготовки педагогических кадров в соответствии с социальным заказом области.
Методическое, нормативно-правовое обеспечение процесса
социализации детей-сирот
Предусматривается разработка и апробация программ социализации воспитанников, их профессионального и личностного самоопределения: открытие образовательных учреждений новых видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в частности, детской деревни в Верхотурском районе, Таватуйского детского дома санаторного типа, кадетских школ-интернатов).
Капитальное строительство
Предусматривается завершение строительства и реконструкции детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в частности, Тавдинского детского дома-школы, детской деревни в Верхотурском районе, детского дома в пос. Хабарчиха Алапаевского района, детского дома в п. Корзуновка Ачитского района, отделения начальной школы Серовской кадетской школы-интерната).
Обеспечение информационных и организационных мероприятий
Предусматривается полная, достоверная и своевременная информация о ходе реализации программы через различные информационные системы, привлечение средств массовой информации.
Распространение опыта работы образовательных учреждений для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через систему оперативных семинаров - совещаний, научно-практических конференций.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы позволит:
- преодолеть кризисное состояние детских домов и школ-интернатов, создать условия для их развития;
- улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширить сеть образовательных учреждений различных видов для решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать условия для социального становления и самореализации ребенка - сироты на основе разработки соответствующей нормативно-правовой базы, целостной системы информационного и кадрового обеспечения образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень
мероприятий областной целевой программы
"Дети-сироты" на 2000 год
Задачи развития | Содержание деятельности | Механизмы, обеспечивающие решение задач |
Сроки | Уровень компе- тенции |
1. Создание комплекса условий для развития каждого ребенка в УГВ |
1.1. Разработка механизма взаимодействия УГВ с системой общего и профессионального образования 1.2. Разработка моделей организации жизнедеятельности воспитанников УГВ, обеспечивающих решение проблем каждого ребенка 1.3. Разработка образовательных программ, направленных на социализацию воспитанников УГВ 1.4. Разработка программ целевой многопрофильной ориентации и профессиональной подготовки в системе детский дом - УНПО 1.5. Развитие сети УГВ в соответствии с потребностями детей 1.6. Развитие новых семейных форм воспитания |
Система соглашений, попечительские советы Модели организации жизне- деятельности Образовательные программы Целевая программа Лицензирование, аттестация, аккредитация УГВ Эксперимен- тальные площадки |
I кв. 2000 г. IV кв. 2000 г. IV кв. 2000 г. IV кв. 2000 г. III кв. 2000 г. II кв. 2000 г. |
МО, МОУО, руково- дители ОУ МО, ИРРО, руково дители УГВ ИРРО, ОДМ, УГВ ИРРО, УНПО, УГВ МО МО, ИРРО |
2. Создание условий для профессио- нальной подготовки и повышения квалификации педагогов УГВ |
2.1. Разработка и реализация программ подготовки и переподготовки кадров для УГВ 2.2. Открытие отдела ИРРО по проблемам УГВ 2.3. Проведение семинаров и научно - практических конференций по проблемам |
Квалификаци- онные требования Система повышения квалификации |
II кв. 2000 г. I кв. 2000 г. В течение 2000 г. |
ИРРО ИРРО МО, ИРРО |
3. Создание условий для развития содержания образования в УГВ |
3.1. Разработка психолого - педагогических рекомендаций по организации квалифицированного сопровождения детей в УГВ 3.2. Разработка рекомендаций по внедрению образовательного стандарта в УГВ 3.3. Разработка стандартизированных требований к результату образования для всех видов УГВ 3.4. Выделение базовых детских домов для экспериментальной работы по внедрению нового содержания образования |
Методические рекомендации Методические рекомендации Итоговая и промежуточная аттестация воспитанников Эксперимен- тальные площадки |
В течение 2000 г. В течение 2000 г. II кв. 2000 г. I кв. 2000 г. |
ИРРО, ОДМ ИРРО ИРРО ИРРО |
4. Формирование нормативно - правового пространства для функциониро- вания УГВ |
4.1. Анализ действующих законодательных актов федерального и регионального уровня по защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на соответствие реальной практике деятельности УГВ 4.2. Разработка системы локальных нормативных актов, обеспечивающих реализацию законодательной базы в части защиты прав несовершеннолетних 4.2.1. Разработка закона о социальных гарантиях выпускникам детских домов 4.2.2. Разработка положения об учреждении для детей - сирот на принципах приоритетности 4.2.3. Разработка системы льгот для предприятий, активно участвующих в спонсировании детских домов 4.2.4. Разработка перечня рекомендуемых профессий для выпускников УГВ 4.2.5. Разработка требований к дополнительным специализациям для выпускников УГВ в вузах и учреждениях среднего профессионального образования 4.3. Создание организационных условий, обеспечивающих реализацию нормативно - правовой основы функционирования УГВ 4.4. Разработка системы договорных отношений с муниципальными образованиями, предприятиями, учреждениями по реализации прав детей - сирот |
Система мониторинга за реализацией законодательных актов на территории области Система локальных нормативных актов Закон Положение Положение Перечень профессий Система соглашений Система проектного управления, аттестация руководителей УГВ Система соглашений, попечительские советы |
I кв. 2000 г. В течение 2000 г. I кв. 2000 г. III кв. 2000 г. II кв. 2000 г. В течение 2000 г. II кв. 2000 г. III кв. 2000 г. В течение 2000 г. |
МО, ИРРО, МО, ИРРО, МО, ИРРО, МО, ИРРО, МО, ИРРО, МО, ИРРО, МО, ИРРО, ОДМ МО, ИРРО, МО и др |
5. Оптимизация процесса управления системой государст- венного воспитания |
5.1. Корректировка программ развития УГВ, их реализация 5.2. Обеспечение развития материальной базы УГВ в соответствии с целями и задачами УГВ |
Аттестация образовательных учреждений Нормативы комплексного обеспечения материальной базы |
В течение 2000 г. В течение 2000 г. |
МО МО |
Список используемых сокращений
МО - Министерство общего и профессионального образования Свердловской области;
ИРРО - Институт развития регионального образования;
ОДМ - Объединение "Дворец молодежи";
МОУО - муниципальные органы управления образованием;
ОУ - образовательные учреждения;
УГВ - учреждения государственного воспитания;
УНПО - учреждения начального профессионального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 9 декабря 1999 г. N 1402-ПП "Об утверждении областных целевых программ "Одаренные дети" и "Дети-сироты" на 2000 год"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 1999 г., N 12-1 ст.1372
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 января 2001 г. N 37-ПП настоящее постановление признано утратившим силу