В целях развития системы страхования в Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию и план мероприятий по содействию развитию рынка страховых услуг на территории Свердловской области в 2000-2001 годах (прилагаются).
2. Настоящее постановление и приложения опубликовать в "Областной газете".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А. Воробьев
Концепция по содействию развитию рынка
страховых услуг на территории Свердловской области
в 2000-2001 годах
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 18 июля 2000 г. N 595-ПП)
Статья 1. Общие положения
Страхование является одним из основополагающих элементов рыночного хозяйства, способствующих динамичному и эффективному процессу развития экономики. Использование возможностей страховых технологий позволяет наряду с защитой имущественных интересов как физических, так и юридических лиц аккумулировать свободные денежные средства населения с последующим их инвестированием в приоритетные отрасли экономики. Средства страховых организаций используются не только на возмещение ущерба вследствие наступления страхового события, но и для снижения уровня рисков природного и техногенного характера.
В настоящее время в Свердловской области заложены основы региональной системы страховой защиты. На территории Свердловской области осуществляют свою деятельность более 60 местных страховых компаний и свыше 20 филиалов страховых организаций из других субъектов Российской Федерации. По итогам работы в 1999 году региональными страховыми компаниями собрано более 747,1 млн. руб. страховой премии, в том числе по личному страхованию - 362,5 млн. руб., имущественному - 337,9 млн. руб., страхованию ответственности - 23,4 млн. руб.
Несмотря на определенный рост поступлений страховой премии по сравнению с предыдущим годом, ее размер не соответствует экономическому потенциалу Свердловской области, о чем свидетельствует 15-е место, занимаемое регионом по данному показателю среди субъектов Российской Федерации.
Региональный рынок страховых услуг нуждается в помощи и поддержке органов областной законодательной и исполнительной власти. В настоящее время на территории Российской Федерации создано более 20 координационных, консультационных и экспертных советов по вопросам страховой деятельности, осуществляющих разработку и реализацию концепций и программ развития региональных страховых рынков. В этих условиях необходима разработка мер по содействию развитию рынка страховых услуг на территории Свердловской области на 2000-2001 годы, основной задачей которых будет содействие в обеспечении динамичного развития рынка страховых услуг.
План мероприятий по содействию развитию рынка страховых услуг на территории Свердловской области в 2000-2001 годах разработан с учетом основных направлений развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.98 г. N 1139, и предполагает реализацию на территории Свердловской области их основных положений.
Статья 2. Основные цели и задачи
Главной задачей является содействие органов государственной власти Свердловской области в обеспечении динамичного развития рынка страховых услуг на территории Свердловской области.
Основной целью является создание региональной системы страховой защиты экономических, социальных интересов населения и организаций Свердловской области, обеспечивающей:
1) гарантированное возмещение ущерба, причиненного в результате стихийных, природных и социально-экономических явлений, техногенных аварий и катастроф за счет страховых резервов;
2) формирование одного из механизмов социально-экономической стабилизации региональной экономики, ее высокого инвестиционного рейтинга во внешнеэкономической сфере;
3) объединение государственных и негосударственных ресурсов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) создание необходимых предпосылок для цивилизованного вхождения в мировой страховой рынок региональных страховых компаний и привлечение через перестрахование иностранных инвестиций в экономику области;
5) предоставление страхователям наибольшего перечня страховых услуг;
6) защиту населения от недобросовестных страховщиков;
7) защиту областной и муниципальной собственности от различных видов рисков посредством страхования.
Достижение указанных целей будет производится в пределах компетенции, определенной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 3. Задачи развития рынка страховых услуг на территории Свердловской области на 2000-2001 годы
1. Обеспечение надежности и финансовой устойчивости страховых организаций
Определяющую роль в обеспечении надежности и финансовой устойчивости страховых организаций играет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за страховой деятельностью и располагающий сетью территориальных инспекций, - Министерство финансов Российской Федерации. Это не должно означать отсутствие анализа выполнения страховыми организациями своих обязательств перед страхователями на данной территории со стороны органов исполнительной власти Свердловской области, так как имеющие место факты неплатежеспособности страховых организаций отрицательно влияют на экономическую и социальную ситуацию в области.
Необходим систематический анализ состояния областного рынка страховых услуг и тенденций его развития. Важное значение имеет определение удельного веса в собираемой на территории области страховой премии филиалов страховых организаций субъектов Российской Федерации, размер страховой премии, направляемой в перестрахование за пределы области. Отсутствие данной информации не позволяет реально оценивать ситуацию на рынке страховых услуг Свердловской области.
Предполагается активизировать развитие на территории Свердловской области сострахования в качестве условия страхования особо крупных рисков.
Важнейшими условиями стабильности страховых компаний являются надежность перестраховочных линий и размещение страховых резервов в высоколиквидные активы. В связи с этим предполагается всемерно содействовать развитию перестрахования внутри области.
2. Пресечение монополизма и развитие конкуренции в страховании
Основной задачей пресечения монополизма и развития конкуренции является создание необходимых условий для здорового соперничества страховых организаций на рынке Свердловской области. В связи с этим целесообразно предложить федеральному антимонопольному органу, призванному пресекать, предупреждать и ограничивать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию на страховом рынке, реализовать эту задачу с помощью анализа поведения на рынке страховых услуг как местных страховых компаний, так и филиалов страховых организаций из других субъектов Российской Федерации, формирования необходимых организационно экономических предпосылок для эффективной конкуренции на страховом рынке.
Процесс пресечения монополизации и развития конкуренции должен предусматривать учет следующих общих требований:
1) ориентация на создание конкурентного страхового рынка, защиту прав и интересов его потребителей;
2) взаимосвязанность решения проблем пресечений монополизации и развития конкуренции на федеральном и областном уровнях;
3) факторы интеграции экономики Свердловской области в федеральную и мировую систему хозяйства, открытости страхового рынка Свердловской области для международной и региональной конкуренции в сочетании с мерами по защите местных страховщиков;
4) мониторинг изменения структуры страхового рынка Свердловской области и соответствия программно-реализационного механизма пресечения монополизации и развития конкуренции в его структуре;
5) обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
3. Расширение спектра страховых услуг
Реальная оценка уровня страховой культуры населения, руководителей предприятий и организаций ставит задачу расширения спектра страховых услуг. Виды деятельности, при которых страхователь как физическое или юридическое лицо не имеет страхового полиса с обозначением размеров страховой ответственности и страхового взноса, перечня страховых событий и порядка выплаты страхового возмещения, следует признать не относящимися к страхованию.
Необходима разработка комплексной программы развития и поддержки страхования на территории Свердловской области. К числу приоритетных направлений в ней можно отнести:
1) обеспечение за счет бюджетных средств и внебюджетных источников страхования имущества предприятий и организаций, находящихся в областной и муниципальной собственности, в том числе сдаваемого в аренду, а также имущества предприятий и организаций с долей областной собственности;
2) обеспечение требований законодательных актов в части обязательного страхования при лицензировании отдельных видов деятельности;
3) включение страхования в качестве обязательного условия при проведении тендеров на участие хозяйствующих субъектов в областных инвестиционных проектах и выполнение ими строительно-монтажных работ по заказу области;
4) разработку и внедрение программ страхования жилого фонда в рамках жилищно-коммунальной реформы.
Особое значение для разработки комплексной программы страхования имеет формирование реестра опасных объектов, расположенных на территории Свердловской области.
Направлением деятельности органов власти для достижения цели расширения спектра страховых услуг должно являться также создание условий, стимулирующих активность предприятий всех форм собственности в организации страховой защиты своего имущественного комплекса и персонала.
4. Перестрахование на рынке страховых услуг Свердловской области
Перестрахование является значимым фактором обеспечения финансовой устойчивости страховой компании, существенно повышает ее возможности по выполнению своих обязательств перед страхователями.
В сфере перестрахования необходимо максимально использовать возможности местного рынка страховых услуг в целях сокращения оттока денежных средств за пределы Свердловской области.
Перестрахование должно быть нацелено на формирование страховыми компаниями сбалансированного портфеля изолированных друг от друга однотипных рисков, минимизацию расходов страховщика при передаче в перестрахование рисков с объемом ответственности, превышающим нормативные требования, обеспечение максимально возможного уровня паритета отданных и принятых перестраховочных премий.
Перестраховочные операции нуждаются в унифицированной нормативной базе.
5. Повышение уровня страховой культуры населения и экономических знаний в области страхования субъектов предпринимательской деятельности. Информационная политика по повышению доверия к страховым организациям
Низкая страховая культура значимой части потенциальных потребителей страховых услуг существенно ограничивает использование механизма страховой защиты. Это относится как к населению, так и к субъектам хозяйственной деятельности. В этих условиях одной из важнейших задач является создание "репутационной основы" страхования как экономической отрасли.
На повышение уровня страховой культуры населения следует сориентировать всю систему образования от школы до высших учебных заведений, рост экономических знаний в области страхования субъектов предпринимательской деятельности должен базироваться на эффективной системе повышения квалификации во всех отраслях экономики.
Следует признать факт низкого уровня доверия населения к страховым организациям. Такая ситуация имеет не только объективные причины, обусловленные общими тенденциями в экономике. Сыграл свою отрицательную роль и фактор неквалифицированного управления страховыми организациями.
В решении задачи повышения доверия страховым организациям важное место занимает государственная политика в средствах массовой информации. Целесообразно включить в редакционные планы дотируемых из областных и муниципальных бюджетов средств массовой информации циклы передач и публикаций о социальной и экономической значимости страхования.
В целях повышения страховой культуры значительной части потенциальных потребителей страховых услуг возможна организация курсов повышения квалификации для субъектов предпринимательской деятельности, специальных программ, проведение семинаров, ориентированных на повышение страховой культуры.
6. Научное обеспечение, подготовка кадров и повышение квалификации страховщиков
Отсутствие системы подготовки кадров и повышения квалификации страховщиков отрицательно сказывается на качестве предоставляемых страховых услуг.
Высшим учебным заведениям необходимо осуществлять подготовку кадров для страховых организаций по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит", "Менеджмент", "Маркетинг" со специализацией "Страхование". При подготовке специалистов по актуарным расчетам в страховании требуется уделить особое внимание специализации "Математика страхового дела" как составной части специальности "Математические методы и исследование операций в экономике". Целесообразно использовать как очную, так и заочную формы обучения, в том числе за счет областного образовательного заказа. На подготовку кадров для страховых организаций следует сориентировать средние специальные учебные заведения.
Важное место в подготовке кадров страховщиков занимает формирование высококвалифицированного профессорско преподавательского состава учебных заведений. Это в свою очередь требует проведения научно-практических конференций, социологических исследований, подготовки диссертационных работ по страховой тематике. Целесообразно создание Уральского научного общества страховых знаний.
Развитие страхового рынка предполагает постоянное повышение квалификации персонала страховых организаций. Требования к уровню образования и квалификации руководителей и специалистов, работающих в сфере страхования, должны предъявляться как к региональным страховым компаниям, так и к филиалам страховых организаций, действующих на территории Свердловской области. Необходимо создать институт страхования на базе одного из высших учебных заведений г. Екатеринбурга, уделить особое внимание подготовке внешних и конкурсных управляющих для страховых компаний.
Целесообразно также создать специальные курсы, в том числе курсы подготовки внешних и конкурсных управляющих для страховых компаний.
Качество подготовки кадров и повышение квалификации страховщиков неразрывно связано с созданием учебно-методической и научной литературы, раскрывающей как теорию, так и практику страхования. Следует признать значимым издание в Свердловской области специализированной периодической литературы, анализирующей проблемы страховой деятельности на местном рынке страховых услуг.
Статья 4. Взаимодействие органов государственной власти Свердловской области, Екатеринбургской межрегиональной инспекции страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации и страховых организаций
Взаимодействие органов государственной власти Свердловской области, Екатеринбургской межрегиональной инспекции страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации и страховых организаций, действующих на территории Свердловской области, осуществляет Координационный совет по вопросам страховой деятельности при Правительстве Свердловской области в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от 20.08.98 г. N 857-п "Об утверждении состава Координационного совета по вопросам страховой деятельности" (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 8, ст. 624) и от 05.05.99 г. N 538-ПП "Об утверждении Положения о Координационном совете по вопросам страховой деятельности при Правительстве Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 5, ст. 401).
Постановлением Правительства Свердловской области от 7 июня 2004 г. N 439-ПП постановление Правительства Свердловской области от 5 мая 1999 г. N 538-ПП "Об утверждении Положения о Координационном Совете по вопросам страховой деятельности при Правительстве Свердловской области" признано утратившим силу
Основными направлениями совместной деятельности являются следующие:
1) поддержка развития местного рынка страховых услуг, осуществляемая в целях как обеспечения эффективной страховой защиты государственной и областной собственности, имущественных интересов субъектов предпринимательской деятельности, жизни и здоровья населения области, так и в целях развития экономического потенциала Свердловской области;
2) создание условий для аккумуляции денежных средств населения области в страховых организациях, нацеленных на увеличение объема долгосрочных инвестиций в экономику Свердловской области;
3) защита имущественных интересов населения и субъектов хозяйственной деятельности в Свердловской области от действий недобросовестных страховщиков.
Статья 5. Принципы участия страховых организаций в программах страхования, осуществляемых Правительством Свердловской области
Участие страховых организаций в программах страхования, осуществляемых Правительством Свердловской области, реализуется на основе проведения открытого конкурса с учетом предварительного анализа финансового состояния страховых организаций, сделанного аудиторской фирмой, имеющей лицензию на право аудита в сфере страховой деятельности. Участие страховых организаций в конкурсе по реализации программ страхования, осуществляемых Правительством Свердловской области, основывается на следующих принципах:
1) приоритетное размещение страховых резервов на территории области;
2) использование резерва предупредительных мероприятий исключительно на территории области;
3) участие в финансировании инвестиционных программ, осуществляемых Правительством Свердловской области;
4) прозрачность и регулирование операций по перестрахованию рисков.
План мероприятий по содействию развитию рынка страховых
услуг на территории Свердловской области
в 2000-2001 годах
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 18 июля 2000 г. N 595-ПП)
/-------------------------------------------------------------------\
|N |Мероприятия |Ответственные |Сроки |
|пп | | |выполнения|
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|1 |Анализ состояния рынка |Екатеринбургская |Еже- |
| |страховых услуг Свердловской|межрегиональная |квартально|
| |области |инспекция страхового | |
| | |надзора Министерства | |
| | |финансов Российской | |
| | |Федерации, | |
| | |Свердловский областной | |
| | |комитет государственной| |
| | |статистики, Союз | |
| | |страховщиков "Белый | |
| | |соболь" | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|2 |Проведение политики |Министерство экономики |2000-2001 |
| |страхования в качестве |и труда Свердловский |гг. |
| |обязательного условия |области, | |
| |лицензирования отдельных |Союз страховщиков | |
| |видов деятельности |"Белый соболь", | |
| |(в рамках законодательства |органы, осуществляющие | |
| |Российской Федерации), |лицензирование | |
| |составление перечня данных |видов деятельности | |
| |видов деятельности | | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|2.1|Обеспечение требований |Главное управление по |2000-2001 |
| |Федерального закона от 21 |делам гражданской |гг. |
| |июня 1997 года N 116-ФЗ |обороны и чрезвычайным | |
| |"О промышленной безопасности|ситуациям Свердловской | |
| |опасных производственных |области, Уральское | |
| |объектов" в части |управление федерального| |
| |обязательного страхования |горного и промышленного| |
| |гражданской ответственности |надзора России, | |
| |предприятий, |страховые организации | |
| |эксплуатирующих опасные | | |
| |производственные объекты | | |
| |при лицензировании | | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|2.2|Обеспечение требований |Архитектурно - |2000-2001 |
| |Положения о лицензировании |строительный центр |гг. |
| |строительной деятельности |лицензирования и | |
| |(постановление Правительства|качества, страховые | |
| |Российской Федерации от |организации | |
| |25.03.96 N 351) в части | | |
| |обязательного страхования | | |
| |профессиональной | | |
| |ответственности строителей | | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|2.3|Обеспечение требований |Органы, осуществляющие |2000-2001 |
| |законодательных актов, |лицензирование видов |гг. |
| |предусматривающих |деятельности, страховые| |
| |обязательное страхование при|организации | |
| |лицензировании иных видов | | |
| |деятельности (помимо видов, | | |
| |упомянутых в подпунктах 2.1 | | |
| |и 2.2) | | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|3 |Разработка программы |Министерство |2000 год |
| |комплексного страхования |строительства | |
| |строительно - монтажных |Свердловской области, | |
| |работ, выполняемых по заказу|Союз страховщиков | |
| |Правительства Свердловской |"Белый соболь" | |
| |области, включение | | |
| |страхования в качестве | | |
| |обязательного условия в | | |
| |договоры строительного | | |
| |подряда | | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|4 |Разработка программы |Главное управление по |2000-2001 |
| |страховой защиты населения и|делам гражданской |гг. |
| |территории Свердловской |обороны и чрезвычайным | |
| |области от рисков |ситуациям Свердловской | |
| |техногенного и природного |области | |
| |характера | | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|4.1|Составление реестра опасных |Главное управление по |2000 год |
| |производственных объектов, |делам гражданской | |
| |расположенных на территории |обороны и чрезвычайным | |
| |Свердловской области |ситуациям Свердловской | |
| | |области | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|4.2|Разработка механизма |Союз страховщиков |2000-2001 |
| |страхования населения и |"Белый соболь", Главное|гг. |
| |территории Свердловской |управление по делам | |
| |области от рисков |гражданской обороны и | |
| |техногенного и природного |чрезвычайным ситуациям | |
| |характера |Свердловской области | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|5 |Разработка программы |Министерство по |2000-2001 |
| |страхования областной и |управлению |гг. |
| |муниципальной собственности |государственным | |
| |на территории Свердловской |имуществом Свердловской| |
| |области |области, Союз | |
| | |страховщиков "Белый | |
| | |соболь" | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|6 |Разработка программы |Министерство |2000 год |
| |страхования жилого фонда с |энергетики, транспорта,| |
| |целью защиты интересов |связи и жилищно - | |
| |граждан на случай |коммунального | |
| |непредвиденной потери жилья |хозяйства, Союз | |
| | |страховщиков "Белый | |
| | |соболь" | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|7 |Проведение |Екатеринбургская |2000-2001 |
| |специализированных семинаров|межрегиональная |гг. |
| |по повышению квалификации |инспекция страхового | |
| |руководителей и специалистов|надзора Министерства | |
| |страховых компаний |финансов Российской | |
| | |Федерации, Управление | |
| | |Министерства Российской| |
| | |Федерации по налогам и | |
| | |сборам по Свердловской | |
| | |области, УрГЭУ, Союз | |
| | |страховщиков "Белый | |
| | |соболь" | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|8 |Подготовка кадров для |УрГЭУ, УГТУ - УПИ, Союз|2000-2001 |
| |страховых компаний |страховщиков "Белый |гг. |
| | |соболь" | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|9 |Проведение Всероссийской |УрГЭУ, Екатеринбургская|Ежегодно |
| |научно - практической |межрегиональная | |
| |конференции "Страхование в |инспекция страхового | |
| |условиях формирования |надзора Министерства | |
| |рыночных отношений" |финансов Российской | |
| | |Федерации, Союз | |
| | |страховщиков "Белый | |
| | |соболь" | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|10 |Создание Уральского |УрГЭУ, Союз |2000 год |
| |отделения Всероссийского |страховщиков "Белый | |
| |научного страхового общества|соболь" | |
|---+----------------------------+-----------------------+----------|
|11 |Проведение |УрГЭУ, Свердловский |2000-2001 |
| |специализированных семинаров|областной союз |гг. |
| |по вопросам страхования для |промышленников и | |
| |работников экономических |предпринимателей, Союз | |
| |служб промышленных |страховщиков "Белый | |
| |предприятий и организаций |соболь" | |
\-------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 18 июля 2000 г. N 595-ПП "О мероприятиях по содействию развитию рынка страховых услуг на территории Свердловской области в 2000-2001 годах"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 25 июля 2000 г. N 145 стр. 5, "Собрании законодательства Свердловской области" 2000 г., N 7 ст. 737