Во исполнение п. 1.6.2 Программы действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э. Росселя на 2000-2003 годы и в целях возрождения ремесленничества - важной формы социальной организации производства и предпринимательской деятельности Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить представленную Министерством экономики и труда Свердловской области, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области концепцию возрождения и развития ремесел и народных промыслов в Свердловской области в 2000-2005 годах (прилагается).
2. Определить Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) в качестве головной структуры при реализации концепции.
3. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.), Центру содействия предпринимательству Свердловской области (Копелян Е.А.) принять участие в реализации концепции в соответствии со своими функциями.
4. Предложить принять участие в реализации концепции:
Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области (Шмулей А.Д.);
Свердловскому территориальному Управлению Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (Ужегов Н.П.);
Уральскому государственному профессионально-педагогическому университету (Романцев Г.М.);
Уральскому центру народных промыслов и ремесел (Вострикова М.С.);
Муниципальному центру народного творчества и художественных ремесел "Центр "Гамаюн" (Чикунова Н.Н.);
Профессиональному лицею ремесленников-предпринимателей (Доронин Н.А.);
Уральской торгово-промышленной палате (Матушкин Ю.П.);
Свердловскому областному союзу предприятий малого бизнеса (Филиппенков А.А.);
Сервисному центру по деревообработке (Сулла И.И.);
Екатеринбургской палате товаропроизводителей (Брылин В.А.).
5. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Председатель
Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Правительства Свердловской области
от 24 июля 2000 г. N 611-ПП
Концепция
возрождения и развития ремесел и народных промыслов
в Свердловской области в 2000-2005 годах
Общие положения
"Поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности..." определено в качестве одной из первоочередных мер в федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг. и концепции "Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России", одобренной II Всероссийским съездом представителей малых предприятий (октябрь 1999 г.).
Настоящая концепция разработана Минэкономики и Минобразования Свердловской области во исполнение распоряжения Правительства области от 05.08.99 г. N 575-РП, призвана активизировать общественный интерес к ремесленной деятельности и определяет общий замысел, идеи, основные направления и пути развития ремесленничества. Концепция предполагает для реализации ее положений разработку конкретных программ, проектов и мероприятий, согласованных по срокам, исполнителям и ресурсам для получения в существующих условиях максимально возможного полезного социально-экономического эффекта. Концепция содержит принципы, приоритеты, критерии и методы, необходимые в процессе формирования и реализации системы мер, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития субъектов ремесленничества.
В Концепции учтены принципы развития ремесленничества, определенные в нормативных документах Правительства г. Москвы, материалы Института малого предпринимательства Министерства экономики РФ, Центра малого предпринимательства и ремесел (г. Москва), германского фонда Щека (г. БаденБаден) и Палаты ремесел г. Дюссельдорф (ФРГ). Использованы предложения по возрождению ремесленничества Уральского государственного профессиональнопедагогического университета, Профессионального лицея ремесленниковпредпринимателей (г. Екатеринбург), Уральского центра народных промыслов и ремесел, Екатеринбургского муниципального центра народного творчества и художественных ремесел "Центр "Гамаюн" и других научных, предпринимательских структур. В концепцию внесли предложения Центр содействия предпринимательству Свердловской области и Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области.
Настоящая концепция соответствует подходам и основным положениям "Концепции развития ремесленного дела в современной России", разработанной Национальным институтом развития Российской академии наук.
Концепция рассмотрена и одобрена (22.11.99 г.) координационным экспертным советом по развитию малого предпринимательства при Правительстве Свердловской области.
Основные категории, используемые в концепции
В понятия "ремесло", "ремесленник" в разных странах вкладывается свой смысл в соответствии с традицией ремесел и индивидуальным историческим опытом, связанным с их развитием. Для правильной постановки целей и задач, согласования действий участников реализации концепции необходимо, временно, до принятия соответствующих федеральных нормативных документов, определить и конкретизировать предмет, о котором идет речь в концепции. Это важно, поскольку изучение вопроса показало, что во многих субъектах РФ, приступивших к возрождению ремесленной деятельности, а также у свердловских научных и предпринимательских структур именно понятийный аппарат ремесленничества вызывает наиболее оживленные споры. В странах Европейского Союза придерживаются общей для всех типизации, следуя которой, а также с учетом отечественного опыта, можно сформулировать современные понятия ремесленной деятельности, без претензии на окончательный и исчерпывающий подход, следующим образом.
Ремесленная деятельность (ремесло, ремесленничество) - вид производственной предпринимательской деятельности, направленной на производство товаров и услуг, в том числе относящихся к народным промыслам, по индивидуальным заказам, небольшими сериями, исходя из конкретных запросов людей, для удовлетворения утилитарных, эстетических и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов.
Ремесленнический труд, прежде всего, характеризуется мелкосерийным производством товаров и услуг, а также тем, что малая серия или каждое изделие и услуга имеют особенности индивидуального изготовления, свойственные мастеру или ремесленному коллективу. Ремесло в настоящее время - это высококвалифицированный труд, основанный на предметно воплощенном индивидуальном творчестве и традициях, что не мешает ему постоянно развиваться и создавать новые профессиональные направления и формы, включая многие виды высокотехнологичного и даже инновационного производства. В то же время там, где технология производства не позволяет, используя традиционные орудия труда, в том числе ручной и маломеханизированный труд.
Ремесленник - мастер (подмастерье), производящий один или с ограниченным количеством подмастерьев (учеников) предметы быта и услуги утилитарного характера. Отличительной чертой ремесленника-предпринимателя является его профессия, профессиональная квалификация, специальные навыки, орудия труда, обеспечивающие признаки и свойства, характерные только для данного вида ремесленной продукции.
Мастер - физическое лицо, достигшее высшего уровня квалификации, подтвержденного документом установленного образца (диплом), и являющееся носителем традиции какого-либо ремесла или промысла, способное руководить собственным предприятием, включая подготовку будущих ремесленников.
Подмастерье - физическое лицо, имеющее опыт работы в одном из видов ремесел и (или) прошедшее обучение по установленной программе, получившее документ установленного образца и работающее у мастера или в созданной ремесленниками коммерческой организации по трудовому договору.
Ремесленное предприятие - юридическое лицо - субъект малого предпринимательства, в выпуске товаров и услуг которого ремесленные изделия, по данным государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50%.
Субъекты ремесленничества - физические лица - ремесленники, юридические лица, ведущие ремесленную деятельность, а также некоммерческие организации, основная функция которых заключается в содействии развитию ремесленничества.
1. Ремесленничество и народные промыслы -
древнейшая форма социальной организации производства
Ремесленничество, в том числе народные промыслы, в России, как и во многих странах - древнейшая форма социальной организации производства, один из видов предпринимательской деятельности. Ремесленная деятельность имеет глубокие национальные корни. В X-XI веках в русских землях были известны ремесленники свыше 60 различных специальностей. Только из железа и стали древнерусские мастера производили более 150 видов различных изделий. Наблюдался значительный рост ремесла и мелкотоварного производства в XV - XVI веках. В этот период в русских городах насчитывалось уже более 220 ремесленных специальностей. Впервые меры государственного воздействия на организацию ремесленного сословия и ремесленную деятельность были приняты Петром I (Указ 1722 г.). В последующем утверждены Ремесленное положение (1785 г.), Устав ремесленных цехов (1799 г.), введен закон о ремесленном управлении (1852 г.). Исторически в России до середины 19 века большая часть предметов быта как в городе, так и в деревне изготавливалась ремесленниками. В 80-е годы того века число ремесленников и кустарей в России в 5 раз превышало число рабочих, занятых в средней и крупной промышленности. При становлении крупного производства по мере развития капитализма потребность в продукции и услугах, создаваемых ремесленниками, стала снижаться. Но ремесленничество в хозяйственной жизни общества закрепило за собой нишу, в условиях изменяющейся конъюнктуры эффективно обслуживало мелкие рынки, куда не доходила крупная промышленность. К началу XX века в России насчитывалось более 4 млн. ремесленников, которые составляли целое сословие и обеспечивали население страны разнообразными услугами и товарами ремесленного производства. Число ремесленных профессий и промыслов было очень велико и соотносилось с укладом жизни в городах и селах, демографическими, этническими, местными особенностями быта людей. Промысел в толковом словаре трактуется как ремесло или другое подсобное занятие. Особое место в экономике России занимает Кустарный промысел - мелкая семейная организация производства изделий на сбыт. В энциклопедическом словаре "Россия", изданном в 1898 г., показаны основные центры сосредоточения кустарных промыслов. Ремесленники удовлетворяли ежегодно потребность России в 20 млн. колес для телег. В Нижегородской губернии кустарями вырабатывалось в год до 8 млн. ложек, в Смоленской губернии - до 20 тыс. плугов. В Ярославской губернии работало 1300 кузнецов, производством гармоней в Тульской губернии занималось около 10 тыс. человек. Центрами сапожного дела были Тверская и Курская губернии, где шили 2,5 млн. сапог в год. Широкое распространение получили артели кустарей: бондарные, столярные, прачечные, мастеров чугунного литья и др. Артели состояли, порой, из нескольких десятков человек. Например, бондарная артель покупала участок леса, вырубала его, превращала в доски, изготавливала и продавала бочки. Правительство России поощряло развитие ремесленничества, народных промыслов и кустарной промышленности. Предпринимателям предоставлялись кредиты, оказывалось содействие в получении на льготных условиях сырья и материалов, сбыте их изделий, в том числе и через госзаказ. Государство участвовало в организации школ ремесленников, образцовых мастерских, коллективных складов, музеев, выставок, а также в распространении среди народных умельцев лучших моделей и рисунков изделий. В 1874 - 1887 гг. работала правительственная комиссия с участием фабрикантов и заводчиков по изучению состояния и проблем кустарного промысла и подготовке предложений по стимулированию этого сектора экономики. В годы первой мировой войны многие мастерские приспособили производство к нуждам обороны и по объему продукции даже достигли уровня фабрично-заводских предприятий. В связи с чем значение отдельных видов промыслов и ремесел значительно возросло.
На Среднем Урале ремесленная деятельность имеет давние традиции и связана в основном с металлом, камнем и деревом. По данным статистического отделения управы в Екатеринбургском уезде в 1887 г. действовало 226 кустарных гранильных мастерских. Причем, на 70% гранильный промысел сохранял форму домашнего семейного производства. Широкое распространение имели такие промыслы, как художественная ковка и обработка металла (повсеместно), чугунное литье (Екатеринбург), изготовление самоваров (Невьянск, Салда), производство валенок (Камышлов). Повсеместно существовали такие ремесла и промыслы, как сапожный, портняжный, лозоплетение, резьба и роспись по дереву, смолодегтярный и др. Народным ремеслом занимались, порой, целые деревни, все население поголовно, передавая от отца к сыну свой опыт и знания. Например, в селе Нижняя Таволга Невянского района и сейчас более 70 человек владеют гончарным ремеслом, которое пошло еще 300 лет назад от старообрядцев. В XIX веке металлургия Урала, не выдержав мировой конкуренции, стала приходить в упадок. Но Екатеринбург, Нижний Тагил и многие другие города продолжили развитие, превратившись в центры ремесленничества и торговли. Повсеместно возникали различные мастерские, магазины, лавочки. По объему валового производства мелкой промышленности Пермская губерния, куда входил Екатеринбургский уезд, занимала второе место в России. Земство добилось учреждения на Урале кустарного банка. Даже в начальный советский период, в 1927 - 1928 гг., в Свердловске было 1616 кустарно-ремесленных предприятий, доля которых в валовой промышленной продукции города и численности занятых составляла свыше 7%. Изделия екатеринбургских мастеровых, особенно из поделочного камня, имеются во многих отечественных и зарубежных музеях. Только в Государственном Эрмитаже их более 200 единиц. Многие традиционные изделия мастеров-ремесленников Среднего Урала отличались разнообразием, богатством, искусностью и национальным колоритом.
В то время в XX веке многие ремесла и промыслы пережили глубокий кризис, не выдержав вначале капиталистической конкуренции, а затем развития крупной государственной промышленности и периода социалистической индустриализации страны. Ремесленничество как явление, несущее через свою продукцию материальную культуру народа, постепенно стало исчезать из быта советского человека. Ремесленный сектор прекратил существование и как сектор экономики народного хозяйства, а как форма трудовой деятельности продолжал существовать в основном полулегально. Слово "ремесленник" стало синонимом специалиста низкой квалификации, низкого уровня культуры и не престижным в общественном сознании. Полностью ремесленничество не исчезло, более того стало постепенно, стихийно возрождаться, но из-за длительного перерыва, в силу нарушения традиций многие изделия не достигают необходимого качественного уровня. Зачастую ремесленный труд характеризуется как ручной или преимущественно ручной труд. Действительно корни ремесленного труда уходят в древность, но на самом деле этот труд всегда был основан на применении орудий труда и в тех ремеслах, где это было возможно, он успешно использовал современную технику и технологию, особенно так называемые малые формы технического прогресса.
Опыт различных стран мира (Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Нидерланды, Франция, Швейцария и др.) показывает, что ремесленничество является органично необходимым сектором любой хозяйственной национальной системы. Национальные хозяйства развитых стран движутся от массового производства стандартной продукции к высокоспециализированным малым формам производства и сервиса, рассчитанным на индивидуальные потребности. Общества с крупномасштабными производственными мощностями теряют социальную перспективу. Ремесленничество, как и малое предпринимательство в целом, хорошо вписываются в эту тенденцию развития мирового хозяйства. От 12 до 25% всех рабочих мест в экономике стран ЕС приходится на ремесленные предприятия. Современное ремесленное предпринимательство наиболее развито в Германии, где действует 850 тыс. ремесленных предприятий (1998 г.) и на их долю приходится 18% от общего количества рабочих мест и свыше 9% производимых в стране работ и услуг. Здесь действует Закон об организации ремесленничества, Положение о промыслах, 125 профессий законодательно отнесены к ремесленным.
В Москве с 1993 г. реализуется проект создания системы ремесленного самоуправления при организационном и финансовом участии немецкой стороны. Приняты концепция, закон и программа развития ремесленничества. Созданы московская Палата ремесел (свыше 1000 членов), Центр ремесленничества, Профессиональный лицей ремесленников, 13 ассоциаций предпринимателей ремесленников, объединенных по профессиональному признаку (пекари, плотники, швейники и др.). Распоряжением мэра города 41 вид деятельности отнесен к ремесленным. Реализация проекта позволила накопить опыт возрождения ремесленничества в субъекте РФ и сформировать модель системы содействия ремесленничеству для российских регионов. Аналогичные мероприятия за последние годы осуществляются в Московской, Нижегородской, Ростовской, Тверской, Тюменской областях и др. В Чувашской республике функционирует министерство развития предпринимательства и ремесел, в Кировской области создана в форме негосударственной организации областная палата ремесел. Хотя первоначально спектр отношения к ремесленничеству государственных структур и объединений предпринимателей в различных регионах был весьма широким, от безусловной поддержки до скепсиса и категорического отрицания необходимости выделения этой проблемы в самостоятельную, возобладал подход, при котором ремесленничество трактуется как часть малого предпринимательства, а возрождению подлежат национальные корни ремесленной деятельности, при продуманном копировании и использовании зарубежного опыта.
На Федеральном уровне осуществлена попытка подготовить закон о развитии ремесленничества в России, были пройдены большинство необходимых законодательных процедур. Однако разработчики допустили ошибку, решив подчинить ремесленничество неким корпоративным структурам, кроме того объединив в одном нормативном акте материалы по ремесленничеству и бытовому обслуживанию, что вызвало бурный протест сторонников ремесленничества. Президент России в середине 1999 г. не подписал представленный законопроект, отправив его на переработку.
2. Состояние и проблемы ремесленничества
и народных промыслов
в Свердловской области
В настоящее время отсутствуют научно-методическая, нормативная база и инфраструктура содействия ремесленному делу, статистическое государственное наблюдение за развитием этого вида деятельности, утвержденный перечень ремесленных профессий и предприниматели, аттестованные комиссией и получившие дипломы государственного образца, удостоверяющие принадлежность к ремесленничеству, как это принято в странах Европейского Союза и г. Москве. За рубежом, а также в некоторых субъектах РФ предприятия зачисляются в разряд ремесленных, как правило, по 1 3 критериям, в том числе в зависимости от их размера, доли применяемого ручного труда, природы деятельности, применяемых технологий, квалификации кадров, характера конечного продукта и др. В некоторых странах к ремесленным, наряду с традиционными формами, относят и такие профессии, как пекари, повара, кондитеры, такие промыслы, как звероводство, пчеловодство, цветоводство и др. Поэтому количественные и качественные критерии ремесленных профессий в зависимости от исторических условий и экономической базы имеют вариации, не определяются для всех однозначно, требуют изучения и принятия решения для конкретных условий Свердловской области.
В то же время в сфере малого предпринимательства имеются малые предприятия и частные индивидуальные предприниматели, принципы работы которых во многом аналогичны принципам организации работ на ремесленных предприятиях в других странах. В Свердловской области к субъектам ремесленной деятельности по оценке Министерства экономики и труда и Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области можно отнести 1500 - 2000 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 500 - 600 малых предприятий или более 2% от общего числа субъектов малого предпринимательства. В сфере их интересов около 50 видов деятельности, и заняты они в промышленности, строительстве, бытовом обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, где работают мастера своего дела, хотя и не дипломированные по установленной схеме. За последние годы в Свердловской области особенно активно стали появляться организации, объединяющие различные группы предпринимателей по различным признакам, в том числе по отраслевому и профессиональному и отчасти выполняющие функции гильдий ремесленников. Функционируют ассоциации кузнецов, хлебных товаропроизводителей, мебельщиков, резчиков по дереву, фотомастеров, косметологов, парикмахеров, производителей мясопродуктов, крестьянских хозяйств, производителей мороженого, союз предпринимателей торговли и услуг и др. Оказывают поддержку предпринимателям и содействуют сохранению промыслов и ремесел Уральский центр народных промыслов и ремесел и Екатеринбургский муниципальный центр художественных промыслов "Центр "Гамаюн". В информационные банки данных этих центров включены 1350 мастеров по различным видам ремесел. В ноябре 1999 г. Уральским центром народных промыслов и ремесел при содействии Министерства культуры Свердловской области проведен IV Всероссийский детский фестиваль народных промыслов и ремесел, отреставрирована бывшая усадьба известного на Урале купца Ошуркова и открыт выставочный зал площадью свыше 500 кв. м. Хорошие возможности для возрождения корней и традиций уральских народных промыслов и ремесел имеют Музей истории ювелирного и камнерезного искусства Урала, постоянные выставки изделий народных промыслов Свердловского областного краеведческого музея, постоянная экспозиция изделий умельцев художественной ковки металла, областные выставки "Данила - мастер" и др. Разрабатывается проект по созданию в г. Екатеринбурге Улицы ремесел от пл. имени 1905 года до ул. Московской. С 1998 г. в Свердловской области реализуется модельный российско-германский проект "Поддержка ремесел через профессиональное образование". В 1999 году введен в действие Профессиональный лицей ремесленников-предпринимателей (г. Екатеринбург), на реконструкцию и обустройство которого, создание мастерских европейского стандарта, переподготовку мастеров и преподавателей, создание учебно-методической базы затрачены за два года на паритетных началах средства областного бюджета и германской стороны в объеме около 7 млн. руб. В четырех вузах области по некоторым специальностям обеспечивается высшее художественно-профессиональное образование (кузнец, камнерез, ювелир, специалист по батку и гобелену, художник-педагог по народным промыслам и др.). Усилиями ООО "Терем" возрождается народный церковный промысел - фаянсовые иконостасы. Однако ремесленничество не имеет равных конкурентных возможностей с другими хозяйствующими субъектами и развивается поэтому в более трудных условиях.
Наиболее значимые проблемы предпринимателей-ремесленников:
- полулегальное существование многих индивидуальных предпринимателей и других хозяйствующих субъектов, которых можно отнести к категории ремесленников, в связи с неустойчивым спросом на продукцию ремесленничества и высоким уровнем налогообложения для мелких производителей;
- слабые инвестиционные возможности ремесленников из-за небольших личных накоплений для открытия и развития собственного дела и нежеланием банков и других финансовых структур предоставлять кредиты таким мелким хозяйствующим субъектам как ремесленники;
- отсутствие у ремесленников достаточных экономических, юридических и прочих знаний для правильной постановки дела и возможностей нанять для этого квалифицированных специалистов;
- отсутствие специальных нормативных актов о ремеслах и специальной инфраструктуры для быстрого становления ремесленного дела;
- разобщенность ремесленничества, вытекающая из индивидуального труда, и отсутствие объединений ремесленников, защищающих их права и интересы.
В Свердловской области в 1999 г. численность зарегистрированных безработных ежемесячно изменялась в пределах 37 - 57 тысяч человек и около 200 тыс. человек имели неполную занятость или были в длительных отпусках по предложению администраций предприятий. Средний Урал отличается высококвалифицированными кадрами во всех отраслях хозяйства. Их высвобождение с крупных предприятий при реструктуризации производства создает значительный социальный потенциал и широкое поле для развития ремесленнической деятельности.
Однако ремесленничество можно охарактеризовать как стихийно развивающийся, запущенный, официально не оформленный сектор малого предпринимательства и экономики области. Главной особенностью сложившейся ситуации является, с одной стороны, отсутствие необходимых специальных правовых и организационных предпосылок для быстрого становления и развития ремесленного дела, а с другой крайняя нужда в такой форме организации производства, как дополнительного фактора подъема экономики.
3. Цели и задачи развития ремесленничества
и народных промыслов
В Свердловской области есть все общие условия для возрождения и становления ремесел и народных промыслов как ветви малого предпринимательства и полноправного сектора экономики, возвращения ремесленничеству соответствующего престижа и социального статуса, формирования в общественном сознании образа ремесленника как работника, мастера и отечественного производителя товаров и услуг.
Цели развития ремесленничества и народных промыслов в Свердловской области:
- увеличение занятости населения, более быстрое расширение рынка труда в связи с небольшой себестоимостью рабочих мест;
- насыщение рынка услугами по индивидуальным заказам, предметами быта и изделиями утилитарного назначения, отвечающими эстетическим нормам и функциональным потребностям;
- увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет стимулирования развития производственной сферы;
- создание условий для развития талантов и мастерства человека, раскрытия его творческого потенциала;
- возрождение, сохранение и развитие с учетом современных требований национальных традиций, уральского колорита и самобытности в ремесленном производстве и народных промыслах.
Для достижения этих целей необходимо разработать и реализовать систему государственной поддержки ремесленничества, для чего решить следующие задачи: создать нормативно-правовую базу и инфраструктуру поддержки субъектов ремесленничества.
На четыре - пять лет следовало бы выделить ремесленничество и народные промыслы в одно из приоритетных направлений в государственной поддержке малого предпринимательства. Предусматриваемые меры должны быть, прежде всего, направлены на возрождение и сохранение традиций и ценностей отечественного ремесленного производства с учетом российских общественных и социально-экономических реалий и международного опыта. Предполагается, что процесс становления ремесленничества и народных промыслов может быть осуществлен в два этапа.
Первый этап - примерно 2000-2002 гг.: разработка пакета нормативных документов деятельности ремесленничества, создание благоприятных условий для формирования объектов ремесленной инфраструктуры и развития субъектов ремесленничества, закрепления ремесленного труда как престижного и общественно значимого.
Второй этап - примерно 2003-2005 гг.: разработка и реализация с участием палат и центров ремесел, союзов и ассоциаций ремесленников целевой областной программы (подпрограммы) развития и стимулирования ремесленничества в рамках общей концепции развития малого предпринимательства, формирование сектора ремесленничества как ветви малого бизнеса и части экономики области.
Ремесленничество имеет целый ряд преимуществ, позволяющих ему быть жизнеспособной формой социальной организации производства и вносить свой вклад в социально-экономическую жизнь общества.
Экономическое значение ремесленничества. Ремесленничество заполняет и эффективно обслуживает мелкие рынки, куда не доходит крупная промышленность, формирует конкурентную среду. Производя и реализуя небольшие партии изделий, выполняя индивидуальные заказы и оказывая услуги населению, ремесленник теснейшим образом связан с рынком, хорошо знает его конъюнктуру и потребности. Значительный эффект достигается при соединении ремесленного и крупного промышленного производства, что важно для индустриальной Свердловской области.
Изготавливая отдельные компоненты, ремесленничество за счет гибкости обеспечивает экономию и вносит разнообразие в крупные серии изделий. А целый ряд ремесленных профессий не может быть заменен или устранен из нормальной хозяйственной жизни, особенно в сельской местности и рабочих поселках. К таким профессиям можно отнести печников, каменщиков, плотников, столяров, стекольщиков, бондарей, шорников и др. Ремесленничество и народные промыслы это та сфера, которая позволяет приобщить к труду людей с разными свойствами интеллекта, психики и физических возможностей, в том числе и тех, кто по тем или иным обстоятельствам не может работать в других секторах народного хозяйства.
Роль ремесленничества в формировании среднего слоя общества. Ремесленник по своей социальной сути является мелким собственником орудий производства, своего труда и его продукта. Занятие ремесленным трудом позволяет иметь довольно быстрое некриминальное накопление небольшого капитала и при закреплении на рынке товаров и услуг дает возможность безбедного существования. Для сохранения своего дела ремесленник заинтересован в стабильном существовании общества. Любые социальные потрясения для его небольшого бизнеса могут оказаться разорительными, в этих ситуациях он, как правило, не имеет моральных и экономических преимуществ. Поэтому в целях стабилизации общественной жизни в современных условиях важнейшей задачей является расширение и увеличение среднего слоя населения, создаваемого в основном малым предпринимательством и в том числе, ремесленничеством.
Ремесленные традиции. Основа ремесленного мастерства профессиональные традиции: наилучшие приемы в работе, технологии и способы изготовления накапливаются, порой, многие годы. Они могут составлять большую ценность, секрет мастера и передаваться ученику или членам семьи. Традиции охватывают не только приемы работы, но и социальные стороны ремесленничества, в частности систему и этику отношений в ремесленных организациях: старательность в работе, качество ее результатов, порядочность в отношениях между членами ремесленного коллектива и с заказчиком работы, примерное поведение в быту и многое другое, что создает авторитет, так как ремесленники, работая на местный рынок, тесно связаны с окружающим населением. В этой сфере как ни в какой другой определенное ремесло чаще всего становится семейной традицией и передается из поколения в поколение. В таких семьях знания, навыки труда и этика поведения закладываются с раннего детства. Такие семьи обычно бывают прочными, воспитывают порядочных и трудолюбивых людей и составляют нравственный костяк общества.
Творчество в ремесленном труде. Любой вид ремесленного труда является творческим процессом, и его уровень зависит от потенциала мастера и его увлеченности профессиональной работой. Целый ряд ремесленных профессий требуют художественных талантов и достигают критериев высокого искусства. У многих ремесленников такой труд служит подлинным самовыражением личности, они, порой, не представляют себя вне своей любимой профессии, для них она может быть смыслом всей жизни. А медики и психологи давно отмечают положительное влияние ремесленного труда на психику и здоровье человека.
Ремесленничество и сфера коммунально-бытовых услуг. По форме организации и характеру труда почти все небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере бытовых услуг, несомненно являются ремесленническими. Это и специалисты, непосредственно обслуживающие человека: парикмахеры, косметологи, массажисты и т. д., и многообразные мастерские по ремонту бытовой техники, ремонту квартир, сантехники, а также швейные, сапожные, металлоремонтные мастерские и многое другое. Признание за ними этого статуса позволило бы упорядочить их деятельность и создать возможности для дальнейшего развития сферы бытовых услуг.
4. Создание нормативно-методической базы становления
ремесленничества и народных промыслов
1) Разработка и принятие закона о развитии ремесленничества и народных промыслов в Свердловской области. В Законе уточнить и официально закрепить понятийный аппарат, критерии отнесения профессии к ремесленной, определить субъекты ремесленничества и его организационно-правовые формы, статус объектов инфраструктуры ремесленничества, пути профессионального образования и аттестации ремесленников, основные направления государственной поддержки ремесленного дела, в том числе налоговые льготы, руководствуясь Налоговым кодексом РФ, преимущества при аренде помещений, уплате лицензионных сборов, предоставлении кредитов и др.;
2) Утверждение Правительством области перечня видов ремесленной деятельности (перечня ремесленных профессий). Перечень должен быть открытым, может изменяться и дополняться;
3) Разработка и утверждение правительством области положения о ремесленном реестре Свердловской области. Реестр создается для учета субъектов ремесленничества, накопления и анализа информации о тенденциях развития этого сектора, принятия решений о предоставлении субъектам ремесленничества помощи, дополнительных льгот и преимуществ, установленных нормативными актами;
4) Разработка типового устава ремесленного предприятия, подготовка нормативно-методических материалов по организации ремесленного дела в различных организационно-правовых формах;
5) Разработка нормативов профессионального обучения и аттестации ремесленников с выдачей документа установленного образца в соответствии с принятыми в этой сфере ступенями квалификации;
6) Разработка положения об индивидуальной ремесленной продукции и работ в Свердловской области. Положение определяет порядок изготовления, учета, регистрации специального знака (клейма), который ремесленник помещает на товар для отличия от товаров других ремесленников.
5. Формирование инфраструктуры содействия развитию
ремесленничества и народных промыслов
Организации ремесленников известны в России с древнейших времен. Существовали общины, артели, гильдии ремесленников. Впоследствии (с 1785 г.) в ремесленном управлении утвердились ремесленные управы, избираемые ремесленниками в соответствии с российским законом (1852 г.). Причем в маленьких городах, как правило, была одна управа, в больших их могло быть несколько, которые возглавлял ремесленный голова. Ремесленные управы занимались охраной интересов ремесленного сословия и "приращением ремесленного искусства", проверяя качество ремесленной продукции и подготовку учеников, разбирали споры между ремесленниками и их деловыми партнерами, накладывали взыскания на ремесленников при нарушении ими устава, правил и норм.
Для возрождения ремесленничества требуется большая организационная работа и соответствующие структуры, которые могли ее выполнить. При создании с государственным участием объектов инфраструктуры ремесленничества необходимо максимально использовать на добровольной и конкурсной основе уже существующие институциональные структуры, ориентируя их на решение новых задач. Принципы формирования региональной инфраструктуры поддержки ремесленничества:
- адекватность инфраструктуры уровню развития ремесленного дела и реальным потребностям ремесленников;
- создание организаций, способных самостоятельно вести свою деятельность и доступных ремесленникам.
Мировой и отечественный опыт показывает, что для формирования системы самоуправления ремесленничества предприниматели на добровольной основе и по мере необходимости могут создавать следующие организации:
Гильдии ремесленников - добровольные объединения ремесленников по профессиональному признаку (принадлежащих к одному виду ремесла). Гильдии создаются с целью обмена профессиональным опытом и продвижения продукции на рынок, выражения и защиты профессиональных интересов, участия в семинарах, выставках, установления профессиональных контактов с деловыми партнерами в других регионах;
Центры ремесел - некоммерческие организации, создаваемые субъектами ремесленничества по территориальному или отраслевому принципу с целью содействия ремесленникам в осуществлении производственной деятельности;
Палату ремесел Свердловской области - орган координации и управления ремесленным сектором экономики области. Создается ремесленниками, гильдиями, центрами ремесел в форме некоммерческой организации при организационном и финансовом содействии Правительства области, субъектов малого предпринимательства, заинтересованных промышленных и финансовых структур крупного и среднего бизнеса. Палата участвует в реализации политики области по развитию ремесленничества, оказывает юридическую, информационную, консультационную помощь ремесленникам и объединениям ремесленников, представляет и защищает интересы ремесленников, содействует их профессиональной подготовке, организует работу квалификационных комиссий по присвоению звания "мастер", обеспечивает функционирование системы выдачи и регистрации личных клейм ремесленников, готовит предложения по изменению списка ремесленных профессий;
Профессиональные образовательные учреждения ремесленников (училища, лицеи, колледжи) - учреждения начального и среднего профессионального образования ремесленников с выдачей диплома на звание "мастер" и "подмастерье".
6. Организация профессионального
образования ремесленников
Профессиональное образование является важной предпосылкой и непременным условием развития ремесленничества в целом. Работа ремесленника ориентирована на индивидуального заказчика. Поэтому ремесленники должны обладать высшей квалификацией в своей профессии, только тогда они будут соответствовать постоянно меняющимся требованиям.
Организация начального и среднего профессионального образования ремесленников может опираться на опыт, приобретаемый при реализации в 1998-2004 гг. в Свердловской области российскогерманского модельного проекта "Поддержка ремесел через профессиональное образование". В модельном проекте на базе Профессионального лицея ремесленников-предпринимателей (г. Екатеринбург) прежде всего отрабатываются и испытываются стандарты европейского уровня для новых ремесленных профессий, готовится новый тип специалиста для малых ремесленных предприятий, обладающих высоким уровнем социально-профессиональной квалификации. Исходя из этого опыта, было бы целесообразным разработать модель начального и среднего профессионального образования ремесленников, которая бы сочетала получение теоретических знаний и практического умения, профессиональных навыков в учебном заведении и непосредственно в реальном производственном процессе на ремесленном предприятии.
Не потеряла актуальность и в настоящее время система подготовки в Российской Империи ремесленных кадров по схеме "Ученик - подмастерье - мастер". Путь к высшему мастерству был нелегок и тернист. Во времена Петра I ученики получали свидетельство об изучении ремесла, лишь пробыв у мастера в обучении 7 лет. Впоследствии ученики стали приниматься к мастеру по договору на срок 3 - 5 лет. Дети ремесленников могли начинать обучение какому-либо ремеслу с 13 лет. Получив свидетельство об обучении и проработав в качестве самостоятельного рабочего по найму не менее трех лет, ученик получал от мастера свидетельство на звание "подмастерье". Подмастерье, желавший получить звание мастера, должен был подвергнуться в ремесленной управе испытанию (сдать экзамен) и представить произведенное им изделие или показать пробную работу. Лица, получившие аттестаты на звание мастера в различных государственных технических и ремесленных заведениях, испытаниям в ремесленных управах не подвергались. Только мастер имел право самостоятельно производить работы, держать подмастерье и учеников, открывать ремесленные предприятия, выбирать должностных лиц ремесленной управы.
Начальное и среднее профессиональное образование ремесленники могут получить в профессиональных образовательных учреждениях (лицеи, колледжи, училища) с выдачей диплома на звание подмастерья и мастера. Органы исполнительной власти Свердловской области разрабатывают образовательные стандарты, законодательную базу ремесленных профессий и на начальном этапе полностью берут ответственность за организацию профессионального образования. В дальнейшем предполагается по мере развития ремесленничества, появления его органов самоуправления передача им части функций подготовки и переподготовки кадров ремесленников, разработку и развитие при обучении профессионального компонента.
С 1999 г. в профессиональном лицее началась подготовка специалистов по следующим ремесленным специальностям: столяр, плиточник-мозаичник, маляр-дизайнер. По окончании трех курсов лицея и сдачи экзаменов учащийся получает общее среднее образование и начальное профессиональное образование с получением звания "подмастерье-ремесленник". Для особо одаренных есть возможность продолжить образование на четвертом курсе, в программу которого входят не только темы по специальности, но и вопросы экономики, управления производством, права, налогообложения, маркетинга. Сдав экзамены, подмастерье получает среднее профессиональное образование и диплом мастера-ремесленника, удостоверяющий высокий уровень его социальной и профессиональной квалификации, необходимой для успешного создания своего дела.
Лицеи могут выступать и в роли центров повышения квалификации и переподготовки кадров ремесленников, не только начинающих (молодежи, подмастерьев), но и имеющих опыт работы (взрослых). Опыт лицея необходимо распространить на другие учреждения начального и среднего профессионального образования области для обучения ремесленников 21 ремесленной профессии, утвержденной Правительством области (от 16.10.99 г. N 1145-ПП) в составе Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования. С учетом существующего спроса в первую очередь рассмотреть возможность обучения ремесленников для работы в таких отраслях экономики, как переработка сельскохозяйственной продукции, автосервис, швейное дело, бытовые услуги, строительство и отделочные работы, деревообработка и др.
По мере развития ремесленничества и народных промыслов, повышения требований к качеству изделий будет усиливаться потребность у мастеровремесленников в получении высшего профессионального образования. В связи с этим необходимо при разработке программ развития ремесленничества предусмотреть меры по расширению подготовки специалистов с высшим образованием на базе вузов области по специальностям, относящимся к ремесленным. При этом следует использовать существующий опыт подготовки специалистов для этой сферы в Уральской горно-геологической академии, Уральской архитектурно-художественной академии, Уральском государственном техническом университете, Уральском профессионально-педагогическом университете.
7. Ремесленничество и народные
художественные промыслы
Ремесленничество лучшей своей стороной вплотную примыкает к народным художественным промыслам. Мастера народного художественного промысла и мастера-ремесленники регистрируются, зачастую, в одних и тех же организационно-правовых формах (индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, ООО и др.). Многие ремесленники производят не только предметы повседневного спроса, но продукцию высокого или приближающегося к высокому художественному уровню. У этих сфер практически одни и те же места традиционного бытования, перечень видов производств, групп изделий и профессий, социально-бытовая инфраструктура, сырьевые ресурсы.
Народный художественный промысел в соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного или декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного или механизированного труда.
Отличительной чертой продукта, производимого ремесленником, от продукта, который относится к произведению искусства, является то, что мастер-ремесленник всегда может передать ученику свою уникальную технологию, позволяющую выпускать продукцию с заданными потребительскими свойствами. Изделия же народных художественных промыслов всегда имеют художественную ценность, а некоторые из них единственные в своем роде, производятся в соответствии с традициями данного промысла и обязательно предусматривают технологию изготовления с применением творческого варьирования типовых образцов данных изделий в соответствии с традициями народного искусства в данной местности.
Даже в период забвения ремесленничества народные художественные промыслы отчасти сохранились в виде союзов, ассоциаций и других объединений лиц, занимающихся этой деятельностью. Поэтому они быстрее адаптировались в новых условиях и создали больший организационно-правовой задел для своего развития. Приняты федеральный закон и Указ Президента РФ о народных художественных промыслах, федеральная программа сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в стране до 2005 года, предприятиям и мастерам-художникам предоставлены налоговые льготы. В Свердловской области действует художественно-экспертный совет, несколько центров народных художественных промыслов, около 50 предприятий, выпускающих продукцию этого профиля, свыше 400 мастеров, продолжающих лучшие традиции уральского народного творчества. На Среднем Урале сосредоточены многие всемирно известные художественные промыслы, являющиеся национальной гордостью (ювелирное и камнерезное искусство, художественная обработка металла и др.).
Любое изделие традиционных ремесел немыслимо без единства утилитарного и художественного, красоты и целесообразности. Декоративная сторона и утилитарная всегда составляли неделимое целое. Каждый промысел рождался в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности. Но ремесленник старался еще наделить вещи красотой, украсить этим быт людей, доставить им радость.
Настоящая концепция ориентирована главным образом на возрождение и становление ремесленничества в сфере производства, экономики. Художественные промыслы и ремесла, высокохудожественные производства, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства не являются объектом рассмотрения и регулирования данной концепции. Они являются самостоятельной сферой со своей нормативной базой, но тесно примыкающей к традиционному ремесленничеству.
Вместе с тем, задача состоит в том, чтобы зарождающемуся ремесленничеству и народным промыслам использовать накопленный опыт мастеров-художников и их объединений. По мере развития ремесленного дела, там, где это целесообразно, можно рассматривать возможность объединения народных художественных промыслов и ремесленничества в единое целое, разрабатывать и использовать совместные нормативные документы, поддерживать создание совместных организаций инфраструктуры. Например, вызывает интерес разработка единого областного закона и программы развития ремесленничества и народных художественных промыслов, проведение совместных выставок изделий и семинаров, создание единого реестра художественных и ремесленных производств. Следует изучить и распространить опыт Уральского центра народных промыслов и ремесел по приобщению детей и школьников к художественному творчеству на основе проведения Всероссийских детских фестивалей и областных детских выставок ремесленных изделий, тематических дней, посвященных изучению истории возникновения и развития местных промыслов и ремесел, а также организации мастер-классов для формирования трудовых навыков по созданию красивых и полезных вещей, подготовке детей к выбору профессии.
8. Разработка областной программы развития
ремесленничества и народных промыслов
Одновременно с реализацией отдельных мероприятий начального этапа возрождения ремесленничества необходимо приступить к разработке областной целевой программы (подпрограммы) развития ремесел и народных промыслов в рамках областной программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Программа должна представлять собой взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, информационных и иных мероприятий для эффективного решения проблемы. Мероприятия, в первую очередь, следует ориентировать на создание условий, обеспечивающих саморазвитие и саморегулирование ремесленничества, как сектора малого предпринимательства. Программа должна разрабатываться непосредственно субъектами ремесленничества, объединениями ремесленников с участием государственных, научных структур и организаций инфраструктуры малого предпринимательства с отражением всего комплекса проблем и вопросов развития ремесленного дела.
Программа может включать в себя следующие основные положения:
- становление и укрепление инфраструктуры ремесел и народных промыслов;
- финансово-имущественная поддержка субъектов ремесленничества путем льготного кредитования пилотных проектов в приоритетных отраслях, предоставления поручительств и гарантий по инвестиционным коммерческим кредитам, обеспечения оборудованием и технологиями на условиях лизинга;
- сохранение и развитие национальных традиций в ремесленном производстве и народных промыслах, передача опыта уникальных технологий мастеров ремесел и промыслов;
- подготовка ремесленников из числа незанятого населения путем обучения и выдачи субсидии на организацию собственного дела;
- функционирование ремесленных предприятий в системе малого предпринимательства, взаимодействие их со средним и крупным бизнесом;
- создание организационно-хозяйственных условий развития ремесел, народных промыслов: выставки-ярмарки ремесленных товаров, госзаказ, магазины по продаже изделий промыслов и ремесел в муниципальных образованиях, Москве, городах-побратимах, Улицы и Дворы ремесел, снабженческо-сбытовые организации, каталоги изделий, конкурсы "Данила-мастер" и др.;
- подготовка ремесленных кадров, создание общедоступной системы обучающих услуг для ремесленников, создание, обустройство и техническое оснащение образовательных учреждений, готовящих ремесленников по схеме "ученик - подмастерье - мастер", расширение специальностей по профессиональному высшему образованию;
- государственная, общественная, международная поддержка ремесленничества и народных промыслов, развитие межрегиональных связей ремесленников, организация стажировок, обмена опытом, проведение научных и социологических исследований по проблемам ремесленного дела.
9. Первоочередные задачи по реализации концепции
Концепция исходит из того, что возрождение и развитие ремесленничества и народных промыслов в Свердловской области необходимо начинать "снизу", силами самих ремесленников при организационно-правовом и финансовом содействии органов исполнительной власти, а также заинтересованных в этом научных, предпринимательских, общественных и финансовых структур. При этом следует избежать ошибок, уже допущенных в некоторых субъектах РФ, когда для ускорения процесса возрождения ремесленничества оно осуществлялось "сверху", то есть в основном силами государственных структур, что зачастую приводило из-за разных подходов к стоящим задачам к противоречиям с зарождающимся слоем ремесленников.
Рекомендуемые последовательность действий и первоочередные меры по возрождению и становлению ремесленничества и народных промыслов:
1) утвердить Правительством области перечень видов ремесленной деятельности;
2) утвердить Правительством области временно, на период до принятия областного закона о ремесленничестве, основные категории ремесленничества: "ремесло", "субъект ремесленничества", "мастер" и др.;
3) подготовить и утвердить Положение о квалификационной комиссии по присвоению званий "мастер", "подмастерье". Разработать образец и изготовить дипломы ремесленников;
4) вручить дипломы первой группе ремесленников (200 - 300 чел.) из числа действующих и зарекомендовавших себя предпринимателей после сдачи соответствующего экзамена;
5) создание ремесленниками на добровольной основе гильдий и центров ремесел по профессиональному и территориальному признакам, а затем и областной палаты ремесел при содействии им в этой работе органов исполнительной власти области, администраций муниципальных образований;
6) разработка палатой ремесел, гильдиями ремесленников, субъектами ремесленничества и малого предпринимательства с участием государственных структур, МО и научных учреждений областной программы развития ремесленничества и народных промыслов, проекта областного закона о ремесленничестве и народных промыслах, а также других нормативно-методических документов, способствующих ремесленной деятельности.
10. Ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты
реализации концепции и программы развития
ремесленничества и народных промыслов
Основными источниками финансирования реализации концепции и программы развития ремесленничества могут быть часть средств областного бюджета, ежегодно направляемых на развитие малого предпринимательства, а также средства муниципальных образований, внебюджетных источников, отечественных и зарубежных кредиторов и инвесторов.
В результате осуществления программы должен сформироваться ремесленный сектор малого предпринимательства экономики области, который будет далее функционировать в режиме самоорганизации и саморазвития. По оценке экспертов, при реализации концепции, создании соответствующих экономических и организационно-правовых условий сектор ремесленничества и народных промыслов может обеспечить работой и зарплатой 35 - 40 тысяч работающих, а прирост в экономике области по объему продукции, работ и услуг, налоговым поступлениям дополнительно составит 6 - 8%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 24 июля 2000 г. N 611-ПП "О концепции возрождения и развития ремесел и народных промыслов в Свердловской области в 2000-2005 годах"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2000 г., N 7 ст. 752