Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 к Программе
(Приложение 1 к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 19 декабря 2000 г. N 99/1)
1. Обоснование программы развития системы образования
г. Екатеринбурга на 2000-2004 годы
1.1. Приоритет целей, задач, направлений развития,
определенных Законом РФ "Об образовании", Областным законом
"Об образовании в Свердловской области"
Муниципальная политика г. Екатеринбурга в сфере образования основывается на принципах:
- признания приоритета образования на территории г. Екатеринбурга;
- гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- единства культурного и образовательного пространства города, защиты и развития культурных традиций и особенностей;
- светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- ответственности органов местного самоуправления, образовательных учреждений всех форм собственности за реализацию гражданами права на получение образования;
- единства гражданских, государственных и муниципальных интересов в сфере образования;
- преемственности образовательного процесса и образовательных программ;
- обеспечения государственного контроля за соблюдением реализации гражданами права на образование;
- признания самостоятельности организаций образования и их права на государственную поддержку;
- развития научных исследований в сфере образования и их практического применения;
- соблюдения интересов граждан при разработке и реализации программ развития образования;
- общедоступности образования, соответствия системы образования уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.
1.2. Учет общемировых тенденций развития образования
Изменения, происходящие в образовательной сфере, в большей степени становятся проявлением глобальных образовательных тенденций. К их числу можно отнести следующие:
- Ведущей общемировой тенденцией общественного развития считается ускорение исторического времени. Современный мир можно охарактеризовать как быстро изменяющийся мир: изменения происходят во всех сферах жизни общества, включая и область базовых ценностей.
- Вторая тенденция развития мирового сообщества - это глобализация и универсализация политической, культурной и хозяйственной жизни, становление единой взаимосвязанной и одновременно все более многообразной человеческой цивилизации.
- Третья тенденция связана с резким усилением роли информационных технологий и телекоммуникаций, с формированием информационной доминанты развития общества и производства. Однозначное прогнозирование изменений, которые могут произойти в течение жизни одного поколения, оказывается затруднительным.
- Четвертая тенденция - возрастание роли человеческого фактора во всех сферах жизни. С ростом технической вооруженности человека, истощением основных видов природных ресурсов и обострения экологической ситуации возрастает цена человеческих ошибок, риск катастроф, вызванных действиями людей. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие способности, дарования и качества. Поэтому XXI век призван стать веком человеческих качеств.
В этих условиях объективно возрастает ответственность системы образования за развитие других социальных систем, общества в целом. Социальным смыслом образования становится развитие личностного потенциала обучаемых, способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации. Развитие таких способностей обеспечивает возможность устойчивой адаптации к меняющимся условиям жизни, готовность к конструктивной деятельности по развитию общества и созданию условий для жизненного благополучия самой личности.
Направления муниципальной политики в области образования определяются особенностями регионального масштаба, рамками социально-экономических концепций развития городов и спецификой местной системы образования.
1.3. Основные характеристики городской системы образования
Основными характеристиками городской системы образования являются целостность, стабильное и устойчивое развитие.
Целостность включает учет взаимозависимостей, составляющих города как многомерной социокультурной реальности; необходимость кооперации и единства действий всех систем и субъектов, имеющих отношение к образованию, в условиях общей недостаточности ресурсов.
Имеющаяся стабильность системы связана с устранением причин возникновения критических ситуаций в социуме, влияющих на функционирование системы образования; с инвентаризацией уже имеющихся в распоряжении ресурсов и опорой на их использование; с надежностью системы управления городскими процессами.
Устойчивое развитие основывается на создании многообразия возможностей и постоянном обновлении содержания и форм образования; учете ограниченности как имеющихся, так и будущих ресурсов; определении зоны ближайшего развития системы образования в целом и ее элементов в частности; необходимости ведения поэтапных преобразований и планирования переходных периодов между ними.
Отсюда главная задача управления муниципальной системой образования - Консолидация заказа государства и региона, интересов местного сообщества, запросов социума и образовательных потребностей личности.
1.4. Основные тенденции развития городской системы
образования
Права граждан г. Екатеринбурга в сфере образования, как и других жителей Свердловской области, нормативно закреплены в соответствующих документах федерального, регионального и муниципального уровней, которые являются основаниями развития городской системы образования.
Анализ вышеназванных документов и педагогической практики позволяет выделить основные тенденции развития систем образования страны, региона и города:
- формирование условий для развития индивидуальности и социализации личности в сложной общественно-экономической ситуации;
- стандартизация образования, являющаяся фактором обеспечения качественных образовательных услуг потребителю, с одной стороны, и условием развития творческой деятельности педагога, с другой;
- интенсификация обучающих и воспитывающих возможностей социальнопедагогического пространства города;
- формирование системы управления на основе единого информационнообразовательного пространства;
- самоопределение образовательных учреждений в части реализации федеральной и региональной политики (выбор оптимальных педагогических технологий, разработка и реализация школьных компонентов содержания образования, юридическая субъектность);
- изменение требований к деятельности работников системы образования и результатам этой деятельности: выдвижение на первый план вопросов профессиональной педагогической компетентности и общей культуры в связи с изменениями, происходящими в жизни общества в целом и системы образования в частности;
- становление образовательной системы в рамках единого образовательного пространства региона и страны в целом;
- развитие форм образования педагога на протяжении всей профессиональной деятельности в связи с изменением ценностных ориентиров общества;
- развитие гражданского участия и социального партнерства как гарантии реализации прав граждан на качественное образование.
В основу Программы положено, во-первых, понимание развития образования как процесса создания системы развивающих и развивающихся отношений и, во-вторых, программно-позиционный принцип программирования развития, что включает:
- прояснение и соотнесение целей, идеалов и ценностей максимального числа участников образовательного процесса при определении стратегии развития;
- совершенствование системы управления и развитие отношений нового типа в ней на основе соотнесения позиций субъектов образования, развития межсубъектных отношений, формирования мобильной структуры связей участников образовательного процесса, обеспечение прав граждан на получение качественного образования в условиях постоянного дефицита ресурсов;
- делегирование ответственности за ход и результат развития образования все большему числу субъектов образовательной деятельности, что ведет к вовлечению в управление развитием системы образования города все большего числа участников этого процесса.
Анализ системы образования г. Екатеринбурга осуществлялся с позиций определения представленных тенденций, принципов, функций, результатов городской системы образования. Оценка востребованности обществом этих результатов позволила выявить специфические черты и противоречия в развитии системы образования города, разрешить которые необходимо в планируемый период.
2. Образовательная ситуация в г. Екатеринбурге:
экономический, демографический, педагогический,
социокультурный аспекты и перспективы
развития образования
Были выбраны следующие направления анализа состояния системы образования города:
- Характеристика системы образования.
- Система образования как субъект муниципального образования г. Екатеринбурга.
- Система образования города как субъект региональной системы образования.
- Система управления образованием в городе как субъект системы образования.
Содержательными критериями эффективности функционирования и развития системы образования являются выявленные выше тенденции развития системы образования.
Технологические критерии эффективности функционирования и развития системы образования включают: целевое назначение, внутреннее развитие системы образования, сопоставимость.
Целевое назначение: динамика качества образовательных услуг; удовлетворенность населения; рост спроса на образовательные услуги, предоставляемые системой образования; тенденции развития участников образовательных процессов (учреждения, кадры, обучающиеся).
Внутреннее развитие системы образования: тенденции развития всех подсистем и элементов системы образования; функционирование системы образования как целостной, открытой и развивающейся; интеграция подсистем.
Сопоставимость: соответствие принципам и направлениям развития мировой, федеральной, региональной систем образования; сравнение со схожими системами образования других муниципальных образований и сравнение с предыдущими состояниями системы образования города Екатеринбурга.
Объект анализа: образовательные учреждения, субъекты образовательного процесса, ресурсы и содержание образования.
Аналитический материал сгруппирован по объектам анализа системы образования.
2.1. Городское образовательное пространство
Городское образовательное пространство должно быть не просто сферой, обеспечивающей обучение и воспитание личности; сегодня это должна быть сфера многообразных и высококачественных образовательных услуг, где формируются основы стабилизации и развития всего социального комплекса города.
Стратегическая цель социальной политики г. Екатеринбурга определена как обеспечение расширенного воспроизводства всей системы существующих социальных отношений, их регулирование и контроль. Социальная политика направлена на обеспечение максимально возможного уровня жизни всех категорий населения, прежде всего детей; создание нормальных условий воспроизводства населения; ослабление социальной напряженности; нейтрализацию социальных, профессиональных, национальных и других конфликтов. Принят ряд мер по усилению адресности государственной поддержки детей из многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, по социальной защите интересов детей.
Одной из основных задач социальной политики города является обеспечение доступности для всего населения необходимого набора образовательных услуг. Определился новый перечень образовательных учреждений, предлагаемый детям до 18 лет и их родителям, постоянно обновляется банк новых образовательных программ, учебников и пособий, общественное признание получила педагогическая инноватика. Развитие образовательной системы в городе осуществляется на основе признания права личности на свободный выбор уровня, типа, вида, формы образования. Сегодня это проявляется в многообразии образовательных учреждений, широком спектре предлагаемых ими программ, в появлении новых форм образования и способов его получения (таблицы 1, 2, 3 Приложения 2 к Программе).
Образовательный комплекс города представлен множеством образовательных учреждений общего, профессионального, дополнительного образования, оказывающих населению широкий спектр образовательных услуг. Для детей и подростков в городе функционирует 706 образовательных учреждений, в том числе - 373 дошкольных образовательных учреждения, 239 общеобразовательных учреждений, 59 учреждений дополнительного образования. Здесь работает более 28500 специалистов. Всего из муниципального бюджета финансируется 546 образовательных учреждений. В городе 31 учреждение начального профессионального образования, где обучается около 12600 человек, 36 учреждений среднего профессионального образования (37000 человек), 16 государственных вузов, в которых обучается более 90000 студентов. Идет процесс получения муниципальными общеобразовательными учреждениями (ОУ, ДОУ и УДО) статуса юридического лица, прохождения государственной регистрации, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Учреждения дошкольного образования проходят лицензирование, разрабатывается модель их аттестации. В предстоящем году, в соответствии с Законом "Об образовании в Свердловской области" и нормативными актами областного правительства предстоит переход на комплексную аттестацию и категорирование образовательных учреждений. Эти процессы наиболее активно идут в ОУ и ДОУ и менее развиты в УДО города. Вступившие в силу новые законодательные и нормативные акты федерального и областного уровней в сфере образования потребуют дальнейших изменений в деятельности органов управления образованием на муниципальном уровне.
Городская образовательная политика сегодня ориентирована на объединение и координацию разрозненных усилий разных субъектов образования, формирование межведомственной коалиции, способной к оперативному и осуществляемому в интересах города управлению ситуацией в сфере городского образования. Необходимо превратить образование в механизм решения социокультурных проблем города (таблица 4 Приложения 2 к Программе), что характеризует приоритеты развития городской системы образования в этом направлении.
В центре внимания городской образовательной политики остается ребенок, так как его развитие, психическое и физическое здоровье, эффективная и успешная социализация - залог будущего развития города. Своевременное решение проблем образования на управленческом уровне позволило в целом сохранить образовательную систему и обеспечить ее развитие.
Инфраструктура городской сети образовательных учреждений достаточно разнообразна, что создает необходимые предпосылки для оказания широкого спектра образовательных услуг, но отсутствие системы мониторинга состояния и степени соответствия запросам горожан не позволяет реально оценить качество образования молодого поколения екатеринбуржцев.
Создание целостного образовательного городского пространства предполагает решение ряда задач:
- приведение системы образования в соответствие с современной социокультурной ситуацией, формирование рынка образовательных услуг, совершенствование инфраструктуры образования на муниципальном и территориальном уровнях;
- повышение социального статуса, общественной и личной ценности образования, связанной с жизненным и профессиональным самоопределением выпускников школ;
- непрерывное обновление содержания образования, методов, форм, технологий и стиля в соответствии с меняющейся социальной ситуацией;
- существенное повышение педагогической культуры, профессионализма, конкурентной способности учителя;
- обеспечение охраны детства, социальной защиты учителей и учащихся, забота об их физическом и психическом здоровье;
- экономическое обеспечение жизнедеятельности образования за счет дополнительной финансовой помощи из внебюджетных средств.
2.2. Здоровье детей и подростков
Образование несет ответственность не только за духовное, но и за физическое развитие детей и подростков, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным статистических исследований, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов, до 90% обучающихся имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За период обучения в школе число здоровых детей снижается в 4-5 раз. Особенно удручает тот факт, что нация теряет интеллект - у 31,5% подростков отмечаются психические расстройства, у 33% психопатия. Ведущими формами патологии детей Екатеринбурга являются болезни нервной системы, костно-мышечной системы, болезни органов пищеварения.
На первом месте у дошкольников и третьем месте у школьников по распространенности - болезни нервной системы и органов чувств.
Ведущее место в структуре этой патологии принадлежит близорукости. По результатам углубленных медосмотров процент близоруких детей за время пребывания в ДОУ увеличивается с 2,4 до 5,1%, а к 9 классу возрастает до 15,3%.
На первом месте у школьников и третьем месте у дошкольников болезни костно-мышечной системы. Основными причинами, формирующими эту патологию, являются:
- отсутствие мебели, отвечающей антропометрическим характеристикам. До 15% мебели в образовательных учреждениях города не отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм;
- гиподинамия, связанная с недостатками в организации физкультурнооздоровительной работы (сокращены ставки руководителей физического воспитания в ДОУ, 37% школ имеют спортивную зону с неполным набором спортплощадок или не имеют ее вообще, 22% школ имеют спортивные залы, не отвечающие санитарным требованиям по площадям, не хватает спортивного инвентаря, свернута работа специальных медицинских спортивных групп, ослаблен контроль со стороны администрации школ за качеством уроков физической культуры и организацией физкультурно-оздоровительной работы в целом, в результате у 27% учащихся слабо сформированы основные двигательные качества);
- нерациональное питание (анализ фактического питания екатеринбургских детей выявил низкое содержание в рационах таких важных микроэлементов, как кальций, дефицит которого составил 24,1%, фосфор 7,7%, а ведь именно эти микроэлементы являются основой нормального развития костной ткани).
На втором месте у школьников и на третьем месте у дошкольников - болезни органов пищеварения. Основными причинами этих заболеваний являются:
- нерациональное питание: преобладание в рационах детей углеродистой пищи, превышающей физиологическую потребность на 180%, недостаток белков животного происхождения и витаминов;
- несоблюдение режима питания: по результатам оценки фактического питания налицо отсутствие завтрака дома, недостаток времени для приема пищи в школе, процент охвата организованным питанием в школах составляет 42%, а с учетом буфетной продукции не более 62%.
Только в 1999 году зарегистрирован рост хронической патологии по новообразованиям - на 25,5%; по болезням органов дыхания - на 21%; по болезням костно-мышечной системы - на 11%; по болезням эндокринной системы - на 8,8%; по болезням крови и кроветворных органов - на 5,5%; по болезням органов пищеварения - на 2%.
Наблюдается рост заболеваний, обусловленных аллергизацией детского организма, что связано, среди прочих условий, с загрязнением внутренней среды детских и подростковых учреждений фенолом и формальдегидом: по результатам проведенных замеров воздушной среды образовательных учреждений выявлен рост загрязненности по сравнению с 1997 годом в 1,8 раза. Основными источниками выделения этих вредных для здоровья химических веществ являются: мебель из ДСП, в процессе старения которой при несоблюдении санитарных требований усиливается миграция в воздух вредных химических веществ, и современные полимерные строительные материалы.
Существует множество причин, обусловливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических и педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как:
- стрессовая тактика авторитарной педагогики, не изжитая полностью в образовательных учреждениях города;
- необоснованная интенсификация учебного процесса;
- несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса;
- недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей.
В этой связи важной задачей системы образования является реализация бережного отношения к здоровью учащихся, активизация деятельности по его поддержанию и укреплению, формирование позиции здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Охрана здоровья учащихся является приоритетным направлением в деятельности Управления образования, городской Администрации. В 2000 году заканчивается разработка городской межведомственной программы "Здоровье екатеринбургского школьника", в которой определен комплекс мер по формированию у учащихся ценностей здорового образа жизни; предусмотрены их организационное, финансовое и кадровое обеспечение, а также механизмы общественной поддержки реализации программы. Разработаны научно-методические и организационные основы мониторинга состояния здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы на всех уровнях образования. С 2001 года в городе будет действовать система мониторинга уровня физической подготовки учащихся.
При проведении аттестации образовательных учреждений в программу включены показатели здоровья учащихся.
Особое направление работы - летний отдых и оздоровление детей. Несмотря на трудности финансового характера, количество детей, имеющих возможность отдохнуть и укрепить здоровье в летних лагерях, возрастает (таблица 5 Приложения 2 к Программе). В 1999 году организованными формами оздоровления, труда и отдыха были охвачены 115250 человек. Летом 1999 года работало 40 загородных лагерей, в них отдохнули 30958 детей (в 1997 г. 29236 чел.), в 184 городских лагерях оздоровлены 25676 человек (в 1997 г. 11727). В области и за ее пределами работали и отдыхали 3720 человек. Различными видами трудоустройства была обеспечена занятость 19500 школьников. Краткосрочные, нестационарные программы помогли организовать досуг 35370 детей и подростков. При этом нужно учитывать, что в последние годы изменилась структура финансирования оздоровительной кампании, произошло резкое сокращение средств, отпускаемых из областного бюджета на финансирование оздоровительной кампании.
В сложившейся ситуации физическая культура и спорт выполняют в образовательных учреждениях города особые функции. Предполагается, что в процессе занятий физической культурой и спортом у учащихся формируется целесообразное отношение к собственному здоровью, возникает осознание необходимости его сохранения и укрепления, происходит усвоение приемов и методов и способов развития двигательных (кондиционных и координационных) способностей, воспитывается привычка к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Образовательные учреждения с учетом условий и интересов обучающихся внедряют новые образовательные и учебные программы, которые способствуют:
- увеличению количества часов физкультуры за счет часов школьного компонента;
- привлечению тренерско-преподавательских кадров спортивных школ для занятий со школьниками;
- ведению занятий коррекционных групп с детьми, имеющими отклонения в здоровье;
- ежегодному обследованию в городском физическом диспансере;
- использованию муниципальных спортсооружений для занятий физической культурой.
Основой уроков физической культуры в школе является общая физическая подготовка, направленная на повышение функциональных возможностей организма, которая обязательно должна учитывать гетерохронность физического развития и критические периоды, связанные с возрастом учащихся.
Положительно, что спортивно-массовая работа среди учащихся носит действительно массовый, организованный характер. В городе пятнадцать МДЮСШ, в которых в 1999 году занималось около 8475 детей и подростков. Динамика сети и контингента спортивных школ города представлена в таблице 6 Приложения 2 к Программе.
Финальные городские соревнования проходят по 29 видам спорта, в них принимают участие более 5000 школьников. На спортивных базах ОУ функционируют спортивные секции и кружки, в которых занимается более 21000 школьников, в общеобразовательных школах проводятся смотры-конкурсы на лучшую организацию спортивно оздоровительной работы. Регулярно проводятся методические семинары, совещания преподавателей физкультуры.
Однако в целом эта работа не носит комплексного характера, не ориентирована на формирование по большому счету "культуры здоровья" детей и подростков. В связи с ухудшением состояния здоровья школьников стоит вопрос об увеличении количества часов на образовательную область "Физическая культура". В ОУ не хватает спортивных и тренажерных залов, многие из имеющихся требуют частичного или капитального ремонта. Полностью отсутствует финансирование на приобретение спортивного инвентаря и оборудования, спортивной формы. В ОУ города всего 15 лыжных баз, 11 бассейнов. В недостаточном количестве в ОУ приходят молодые специалисты. Старение педагогических кадров накладывает свой отпечаток на качество учебно-воспитательного процесса. Остро стоит проблема организации в одном из вузов города постоянно действующих курсов повышения квалификации педагогов, учитывающих потребности учителей физической культуры, тренеров преподавателей, руководителей ОУ.
2.3. Кадры
Ключевая фигура сферы образования - педагог. От профессионального уровня педагогического корпуса, качества подготовки педагогов зависят перспективы образования. Сегодня в масштабах страны сложилось противоречие между высокой общественной значимостью функции учителя, с одной стороны, и способами, формами и размерами материального и морального стимулирования его труда, с другой.
В настоящее время заработная плата педагогов значительно отстает от средней по промышленности, что делает профессию учителя неконкурентоспособной на рынке труда. Но в отличие от педагогов Свердловской области педагоги Екатеринбурга получают заработную плату вовремя с учетом аттестационных коэффициентов.
Несмотря на эти трудности, городская система образования сохраняет высокий кадровый потенциал. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях работает 8752 чел, из них педагогов 3480. Кроме того, 4170 работников занято в ведомственных ДОУ, 1747 из них - педагоги. В общеобразовательных школах и школах интернатах работает 28714 человек, в том числе - 13259 педагогов, воспитателей, руководителей кружков. В учреждениях дополнительного образования (Дворцах и домах творчества учащихся, спортшколах) 2722 педагога и тренера. Общее количество педагогов общеобразовательной школы неуклонно возрастает. При этом сохраняется тенденция уменьшения числа вакансий учителей предметников в общеобразовательных учреждениях (таблица 7 Приложения 2 к Программе).
Налицо тенденция сохранения дефицита учителей иностранного языка, частично русского языка и литературы, истории, ИЗО и физкультуры.
Сохраняется тенденция старения педагогических кадров (пятая часть всех педагогов-пенсионеры), так как приток выпускников вузов в систему образования затруднен из-за отсутствия у последних категории и, как следствие, невозможностью обеспечить себе существование и общим по городу сокращением числа вакансий.
Целью аттестации педагогических и руководящих работников ОУ являются мотивация деятельности педагогов, выявление профессиональной педагогической элиты. Речь идет о стимулировании роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитии творческой инициативы, обеспечении социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты труда.
Задачами аттестации являются целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников, установление соответствия между качеством и оплатой труда.
Сравнительные результаты прохождения педагогами города аттестации представлены в таблице 8 Приложения 2 к Программе.
Существующая система аттестации педагогических кадров не позволяет в полной мере стимулировать повышение квалификации в соответствии с потребностями населения Екатеринбурга в образовательных услугах, что требует от органов управления образованием продолжения работы в этом направлении. С 2000 года городская система образования вступает в период повторной аттестации педагогов. Это требует увеличения финансовых затрат, связанных с проведением курсов повышения квалификации, квалификационных испытаний, разработкой и тиражированием нормативно-правовой и методической документации (таблицы 9, 10 Приложения 2 к Программе).
В связи с введением ГОСа НРК сегодня существует острая потребность в изменении содержания образования, учебно информационно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса. С целью развития образовательной системы города как целостного культурно-образовательного пространства, включающего в себя все элементы городского социума, в 2000 году планируется открыть Центр развития образования.
В его первостепенные задачи будут входить выполнение социального заказа на переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, научно-методическое и информационное обеспечение изменения содержания образования, организация системы мониторинга качества образования.
Решение многих профессиональных задач оказывается эффективнее, когда специалисты имеют возможность и обсудить проблемы, и влиять на принятие решения. В период с 1996 по 1999 год начали работу Экспертный совет по новым информационным технологиям, Центр новых информационных технологий, Лаборатория гуманной педагогики, экспертные группы по различным проблемам и направлениям, ассоциации педагогов-предметников города и городские экспертные советы по проблемам преподавания отдельных дисциплин. Плодотворной оказывается такая форма организации профессиональной коммуникации, как Педагогические чтения, в подготовке и проведении которых участвуют тысячи учителей, методические, проблемные объединения на уровне города.
Анализ опыта проведения педагогических чтений в городе показывает, что активность участия в педагогических чтениях администраций образовательных учреждений и педагогов возрастала. Если в 1995 году в первых педагогических чтениях принимало участие 49 авторов, то в 1999 году заслушано уже 394 доклада. Налицо явный рост авторитета педагогических чтений в образовательной системе города (таблица 11 Приложения 2 к Программе).
Стремясь к максимальной открытости и доступности информации по проблемам образования, Управление образования уделяет большое внимание вопросам взаимодействия с городской общественностью, библиотеками города (им. Белинского, МОБ города, библиотека Главы города и др.), со средствами массовой информации. Для педагогической общественности проводятся научнопрактические конференции, дискуссионные круглые столы разного уровня. Сюда можно отнести выпуск специальных изданий, выступления по радио и телевидению, "горячий телефон", информационные дни для жителей города, индивидуальные консультации. Ежемесячно к справочно информационным материалам Дома учителя обращается более 400 человек. Управление образования постоянно привлекает педагогов и руководителей городского образования к участию в законотворческих процессах на областном и федеральном уровнях.
Таким образом, состояние системы образования педагога характеризуется тем, что в городе созданы условия, которые, с одной стороны, обеспечивают, а с другой, востребуют его новый уровень:
- вводится региональный ГОС НРК организации и содержания образования;
- налицо реальная вариативность ОУ, обусловливающая личный профессиональный выбор;
В то же время в системе непрерывного образования педагогических кадров имеются и недостатки:
- фактический уровень профессиональной компетентности педагогов не соответствует требованиям новой парадигмы образования;
- существующая традиционная система образования педагога не отвечает ценностно-целевым ориентациям в образовании;
- "массовый" характер системы переподготовки и повышения квалификации не отвечает индивидуальным потребностям педагогов в повышении своей квалификации;
- отсутствие системы подготовки педагогических кадров, адекватной целям и задачам введения ГОСа;
- существующая система аттестации не является комплексной системой стимулирования процесса непрерывного профессионального роста педагога.
2.4. Материально-финансовое обеспечение
Спецификой материальной базы системы образования является то, что она непосредственно связана не с материальным производством, а с образовательным учебным и экспериментально-исследовательским процессом, результатом которого являются образовательные и частично научные услуги. Поэтому своеобразен состав основных фондов. Особыми их разновидностями являются учебное оборудование, мебель, пособия, учебники, технические средства обучения (таблица 1 Приложения 1 к Программе).
В отличие от промышленности в системе образования большую долю занимает пассивная часть основных фондов: здания, сооружения, склады и т. д. Необходимо отметить, что с интенсификацией научно технического прогресса закономерно возрастает доля активной части основных фондов, что должно вести к увеличению библиотечных фондов, внедрению в образовательный процесс и экспериментальные исследования современных приборов, компьютерной техники и другого оборудования. Выявление актуальных показателей развития структуры материально-технической базы является важным индикатором реальных возможностей образовательных учреждений, определения путей укрепления и развития учебно-материальной базы образования. Это является основой для совершенствования методов планирования и финансирования затрат на пополнение материальных ресурсов и на капитальные вложения в сферу образования.
Доля затрат на образование в муниципальном бюджете сохраняется на протяжении последних лет на уровне 21-25%. Несмотря на отмену в 1998 году 30%-ного секвестирования нормативов минимальной бюджетной обеспеченности Свердловской области, принятых в 1996 году, бюджет городской системы образования 1999 и 2000 годов рассчитывается по нормативам 1996 года, то есть без учета инфляционных процессов, произошедших в стране с 1996 года. В 1999, как и в 1997 году, финансирование статей 12 "Приобретение оборудования" и 16 "Капитальный ремонт" было явно недостаточным, но даже эти средства были взяты за счет уменьшения ассигнований на оплату коммунальных услуг, что привело к росту задолженности сферы образования за тепло и электроснабжение (долг за коммунальные услуги и капитальный ремонт по городу на 01.01.2000 составил 58,6 млн. р.). Систематическое недофинансирование этих статей приводит к ветшанию материальной базы образования. Сегодня в городе 34 образовательных учреждения постройки 30-60-х годов ветхие, часть из них имеет деревянные перекрытия, все они требуют срочного капитального ремонта. В 131 учреждении образования требуется проведение выборочного капитального ремонта (в том числе требуется капитальный ремонт кровли - в 130, отопления - в 130, электроснабжения в 78, водоснабжения - 124, канализации - в 121 учреждениях образования города и т.п.). При формировании бюджета 1999 года городской Думой и Главой города были выделены средства на финансирование городской программы капитального ремонта и реконструкции ветхих и аварийных школ на сумму 16 млн. рублей сверх нормативов финансирования сферы образования, что позволило поставить на капитальный ремонт шесть школ. Но работы по этой программе не были выполнены в полном объеме, так как не все районы смогли профинансировать эти сверхнормативные расходы. Начиная с 1997 года во многих школах города косметический и текущий ремонты проводятся только за счет средств родителей.
Таблица 1
Структура и актуальные показатели развития
материально-технической базы (МТБ) городской системы
образования на 2000-2003 годы
/----------------------------------------------------------------\
|Материально - техническая | Показатели развития |
|база | |
|-----------------------------| |
|Основные фонды - | |
|средство производства | |
|образовательных услуг; | |
|Оборотные фонды - | |
|малоценные и быстро- | |
|изнашивающиеся предметы | |
|с коротким сроком | |
|потребления | |
|-----------------------------+----------------------------------|
|Пассивная часть фондов |1. Объем капитального |
|1. Здания образовательных | строительства. |
| учреждений, мастерских, |2. Количество ученических мест |
| лабораторий | в образовательных учреждениях, |
|2. Электроэнергия, | в т. ч. в детских дошкольных |
| коммунальные услуги | учреждениях и школах - |
|3. Малоценные и быстро- | интернатах. |
| изнашивающиеся предметы |3. Количество мест в учреждениях |
|4. Здания вспомогательных | для детей, оставшихся без |
| служб, склады, общежития, | попечения родителей. |
| столовые, медицинские |4. Количество мест в центрах |
| блоки, ремонтные службы и | реабилитации и адаптации. |
| оборудование, необходимое |5. Количество зданий, имеющих |
| для функционирования | большой физический износ и |
| вспомогательных служб | находящихся в аварийном |
|5. Транспортные средства и | состоянии. |
| топливо |6. Процент износа оборудования, |
| | необходимого для |
| | функционирования |
| | вспомогательных служб |
|----------------------------------------------------------------|
|С развитием научно - технического прогресса возрастает доля |
|активной части основных фондов, непосредственно связанных с |
|образовательным процессом и исследовательской деятельностью |
|преподавателей |
|----------------------------------------------------------------|
|Активная часть фондов |7. Доля учебных кабинетов и |
|6. Учебное оборудование, | спортивных залов, оснащенных в |
| технические средства | соответствии с СанПиНами. |
| обучения. |8. Доля оснащенных кабинетов, |
|7. Компьютерная и | укомплектованных в соответствии|
| телекоммуникационная | с образовательными программами |
| техника; расходные | образовательных учреждений. |
| материалы (актуальны |9. Количество компьютерных |
| в связи с активным | классов; оснащенность |
| процессом информатизации) | компьютерной техникой процесса |
|8. Оборудование мастерских | управления и информационно - |
| и лабораторий; реактивы, | методической работы |
| химикаты, в т. ч. | образовательных учреждений. |
| электронные программы, |10. Наличие телекоммуникационного |
| моделирующие процессы. | оборудования. |
|9. Библиотечный фонд (в т.ч. |11. Обеспеченность |
| на электронных носителях).| образовательного |
|10. Школьная мебель. | процесса учебно - |
|11. Канцтовары и другие | методическими материалами |
| малоценные и быстро- | на электронных носителях, |
| изнашивающиеся предметы | интерактивными учебными |
| | пособиями, в т. ч. на CD |
| | носителях. |
| |12. Гарантированность обеспечения |
| | полным комплектом бесплатной |
| | учебной литературы |
| | неблагополучных социальных |
| | категорий граждан. |
| |13. Обеспеченность методическими |
| | пособиями, издаваемыми в |
| | составе новых учебно - |
| | методических комплектов, |
| | в т. ч. изданиями |
| | периодической педагогической |
| | печати |
\----------------------------------------------------------------/
Остается острой проблема нехватки школьных зданий и ученических мест. И в 1999/2000 учебном году половина учащихся обучается во вторую смену (коэффициент сменности - 1,5). В ряде школ сохранится трехсменный режим работы. Дефицит мест ОУ города составляет 51614.
В 2000-2003 гг. крайне необходимо строительство новых школ:
в Орджоникидзевском районе (ул. Кузнецова);
в Октябрьском районе (ул. Саввы Белых);
в Чкаловском районе (2 школы - в Ботаническом микрорайоне);
в Верх-Исетском районе (строительство нового здания Языкового лицея N 2).
Требуется строительство пристроев в 16 школах для размещения спортивных залов, в 14 - для перевода школьных столовых и пищеблоков из приспособленных для этих целей помещений, в 5 школах - для ведения учебного процесса.
Необходимы выделение и ремонт помещений для учреждений, предусмотренных "Программой развития сети учреждений, центров и служб по реабилитации и адаптации несовершеннолетних в г. Екатеринбурге до 2000 года":
- специализированного приюта для разных категорий несовершеннолетних, в том числе - для девочек и несовершеннолетних мам;
- малокомплектного детского дома, что позволит разгрузить центры реабилитации и приюты в Чкаловском, Железнодорожном и Верх-Исетском районах.
Тяжелое положение и с обеспеченностью образовательных учреждений материально-техническими ресурсами: требует замены 3125 комплектов школьной мебели, ОУ города в среднем на 62% обеспечены спортоборудованием и инвентарем, на 60% учебными наглядными пособиями, в школах города 134 компьютерных класса, в которых находится 1485 компьютеров, причем 40% парка машин морально устарело.
Выявленные проблемы в развитии материальной базы отрасли образования являются следствием не только ограниченного бюджетного финансирования, но и неблагоприятной инвестиционной ситуации. Ошибочно рассматривать инвестиции в образовательную сферу как непроизводительные затраты, которые необходимо всемерно сокращать. Эти затраты выступают в качестве средства развития человеческих способностей и повышения эффективности общественного производства, поэтому значимость модернизации материально-технической базы системы образования аналогична развитию материального производства за счет различных инвестиционных источников.
2.5. Сотрудничество и внешние связи
Постоянно расширяются международные контакты Управления образования, районов, отдельных образовательных учреждений. В 1996-1999 годах продолжалась работа по проектам "Интернет в образовании, культуре, здравоохранении", "Центр менеджмента", взаимодействие по программе ISSEP (Институт "Открытое общество").
Подписание Главой города соглашения с Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса) позволило на паритетных началах финансировать получение грантов учителями города и участие школьников в региональных и всероссийских олимпиадах и научно практических конференциях.
Велась постоянная работа по организации обмена специалистами в области образования, учителями иностранных языков, студентами и учащимися; организации языковой стажировки учителей иностранных языков и языковой практики учащихся за рубежом; проведению для педагогов города семинаров по проблемам лингвистики, обучения иностранному языку специалистами из США, Англии, Франции, Германии, Австрии; установление и развитие прямых международных контактов между образовательными учреждениями города и учреждениями образования ближнего и дальнего зарубежья; сотрудничества в области культуры и спорта.
Продолжается сотрудничество с Центрами иностранных языков (французским и английским) в Екатеринбурге, с Американским информационным центром, Британским Советом, Ассоциацией "Друзья Франции" и другими организациями по развитию международных связей.
2.6. Дошкольное детство
Потребности в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных услугах периода детства детерминированы социально-демографическими показателями. Начавшийся в 90-х годах спад рождаемости обусловил тен-денцию сокращения численности возрастной группы детей до 7 лет.
По форме собственности все ДОУ подразделяются на:
- муниципальные, финансируемые из бюджета;
- муниципальные, находящиеся на балансе предприятий акционерных обществ (по договору с ЕКУГИ);
- государственные, находящиеся на балансе государственных предприятий;
- являющиеся собственностью акционерных обществ, так как при акционировании они были включены в уставной капитал.
Продолжается процесс муниципализации ДОУ. С 1992 года на баланс РОУО передано от предприятий 190 детских садов без изменения профиля.
Решение Правительства РФ о включении имущественных комплексов детских садов в уставной капитал акционерных обществ привело к тому, что за последние 5 лет такие ДОУ прекратили свое существование (АО "Уралмашстрой", АО "Завод ЭМА", АО "Свердловскгражданстрой", АО "Приборостроительный завод" и др.).
Детские сады, находящиеся в государственной собственности, на балансе госпредприятий и организаций, безвозмездно в муниципальную собственность не передаются, поэтому после закрытия меняют назначение по решению СОКУГИ. В целях эффективного использования зданий муниципальных детских садов в 1999 году Постановлением Главы города было разработано и утверждено Положение "О порядке изменения назначения объектов социальной инфраструктуры для детей в г. Екатеринбурге" (N 1000 от 01.10.99), предусматривающее экспертизу и подготовку экспертного заключения о последствиях принятия решения по изменению назначения зданий, где размещались учреждения для детей.
Сегодня в городе функционирует 373 детских сада, которые посещает около 43000 детей, что составляет порядка 60% всего детского населения в возрасте от 1 года до 7 лет. Динамика развития сети и контингента ДОУ за последние 4 года приведена в таблице 12 Приложения 2 к Программе.
Продолжается и структурная перестройка сети дошкольных образовательных учреждений (таблица 13 Приложения 2 к Программе).
С 1992 года 118 зданий детских садов передано для размещения начальных классов общеобразовательных школ, открыто 14 дошкольных отделений ОУ.
Практика показывает, что необходимо создавать детские сады с различным режимом работы: круглосуточные, с кратковременным пребыванием в вечерние и дневные часы, в выходные и праздничные дни; дошкольные учреждения с оптимальными условиями для развития детей с учетом индивидуальных особенностей; предоставляющих дополнительные услуги. В Екатеринбурге созданы условия для развития системы ДОУ, способной предложить горожанам широкий спектр образовательных услуг.
С появлением в 1996 году проекта Федерального стандарта в подходах системы дошкольного образования к организации образовательно-воспитательного процесса возникла необходимость переориентации на общекультурное развитие ребенка, основой возрастного подхода стал психологический возраст ребенка, который, как известно, далеко не всегда совпадает с "паспортным". Программы, используемые в практике работы ДОУ, ориентируют ребенка на получение знаний о самом себе, об особенностях своего взаимодействия с окружающим миром.
В этой связи в последние годы одной из приоритетных стала задача обновления содержания в ДОУ, которая решается, в том числе, и за счет использования разнообразных образовательных программ и технологий (программы "Развитие" Венгера и "Радуга" Т.Н. Дроновой, методическая система Н.М. Крыловой "Детский сад-дом радости", ряд зарубежных программ (педагогическая система М. Монтессори, обучение английскому языку по методике Д. Ховарда). К числу нововведений последних лет можно отнести использование в практике работы ДОУ новых информационных технологий. Активно создаются кружки, секции, студии, что позволяет удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, делать педагогический процесс более направленным на индивидуальность ребенка.
Повышенное внимание уделяется детям, нуждающимся в особой поддержке государства. Созданы специальные ДОУ для детей с физическими и психическими недостатками, детские сады с интернатными группами, детские сады для детей из малообеспеченных семей. Во всех районах создана и поддерживается сеть ДОУ повышенной комфортности с широким спектром образовательных и оздоровительных услуг.
В структуре государственного образовательного стандарта Свердловской области, принятом в августе 1999 года, отдельно выделен период детства, объединивший дошкольное детство и начальную школу. Подчеркивается, что целью дошкольного образования сегодня является всестороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей, соответствующих возрастным особенностям и требованиям современного общества, обеспечение для всех детей равного старта развития, сохранение и укрепление здоровья.
К факторам, дестабилизирующим работу ДОУ, можно, в первую очередь, отнести социальную и экономическую нестабильность. Областные нормативы бюджетной обеспеченности не покрывают и 60% фактических расходов на содержание детей в ДОУ. Формирование и исполнение бюджета в соответствии с областными нормативами привело к сокращению режима работы ДОУ (10,5 часа вместо 12), сокращению штатов, в том числе за счет специалистов: психологов, старших воспитателей, физоргов, преподавателей ИЗО.
Не все положения действующего Законодательства РФ по системе образования находят свое отражение в соответствующих нормативных актах министерств и ведомств субъектов Федерации, что создает сложности в их исполнении. Например, в Конституции РФ, Областном законе "Об образовании" даются гарантии каждому ребенку на получение бесплатного дошкольного образования. На деле бюджеты муниципальных образований, формируемые в соответствии с областными нормативами, позволяют предоставлять финансовую поддержку не более чем 40% детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В последние годы к обеспечению ДОУ все шире привлекаются дополнительные средства. Российский Центр приватизации открыл грант на 2 года для обеспечения ДОУ, в Екатеринбурге его получили 11 детских садов. На ремонт и оснащение ДОУ, принятых от предприятий, направлялись средства от 1,5% налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. На обеспечение ДОУ расходуются и средства предприятий, организаций, по договорам долевого участия в содержании ДОУ.
К факторам, дестабилизирующим развитие системы образования периода детства (дошкольный период), сегодня можно отнести:
- недостаточный уровень качества системы предоставления образовательных услуг каждому ребенку в период дошкольного детства, что предписано Законом РФ "Об образовании";
- непонимание педагогами значимости возрастного периода дошкольного детства для всего последующего развития личности;
- отсутствие преемственности дошкольного и начального общего образования.
2.7. Общее среднее (полное) образование
Основными принципами муниципальной образовательной политики в части развития общего образования являются гуманизация образования, обеспечение его доступности, вариативности, многоуровневое образование и преемственность, высокое качество и эффективность, поддержка инноваций. Тактические задачи последних лет - сохранение стабильности сети образовательных учреждений и создание условий для развития содержания образования, расширения спектра образовательных услуг.
В последние годы сохраняется тенденция уменьшения контингента учащихся общеобразовательных учреждений. Снижение идет на начальной и основной ступенях. В старшей школе увеличение контингента происходит за счет увеличения приема в 10-е классы. Тревожна тенденция увеличения контингента коррекционных классов.
В городе на начало 2000 года существует 227 общеобразовательных учреждений с общим числом учащихся 177319 человек. Анализ демографических тенденций показывает, что в начальной школе в прогнозируемый период будет продолжаться уменьшение контингента (практически на одну треть). Для школы это выразится в усилении конкуренции выпускников основной школы при поступлении в 10-11-е классы, а также в необходимости усиления профильности и адаптивности образования (таблица 14 Приложения 2 к Программе).
В целях создания условий для оптимального развития и образования, с учетом состояния здоровья и возможностей детей, в образовательных учреждениях города делается попытка перехода к вариативной системе образования. Помимо общеобразовательных программ и программ в школах повышенного статуса (лицеях и гимназиях), в городе функционируют коррекционные учреждения и центры, школа индивидуального обучения, организованы классы выравнивания и компенсирующего обучения. Дополнительные возможности для образования и воспитания создаются в группах продленного дня.
При неизменном количестве образовательных учреждений в 1998/99 учебном году произошли значительные качественные изменения: повышенный статус (лицей, гимназия) имеют 25 ОУ (в 1998 г. только 20 ОУ), что подтверждено лицензиями Министерства образования области. Высшую категорию по результатам аттестации за последние годы получили 7 образовательных учреждений.
Происходит развитие вариативности образования в массовой школе, увеличивается количество профильных классов и школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Профилизация в городе осуществляется по двум направлениям:
- создание профильно-ориентированных классов в ОУ;
- функционирование и развитие сети профессионально ориентированных школ с постоянно растущим контингентом и расширяющимся перечнем профилей. Уровень подготовки в этих ОУ обеспечивает почти 100%-ное поступление в высшие учебные заведения.
Созданная в последние годы информационная база данных достаточно полно зафиксировала данные по углубленному изучению предметов и существующим профилям (Приложение 2 к Программе).
В последние годы активно развивается инновационная деятельность в системе образования, усиливаются процессы создания экспериментальных площадок разного уровня для решения наиболее актуальных педагогических проблем (таблица 15 Приложения 2 к Программе).
Используются новые образовательные системы, технологии и методики (Альтшуллера Г.С., Занкова Л.В., Монтессори М., Пассова Е.И., Тубельского А.Н., Юцявичене П.А., Эрдниева П.М., Эльконина Д.Б., Школа 2000, Парк-школа и др.)
Таким образом, процесс обновления содержания образования, особенно на второй и третьей ступенях обучения, идет довольно активно в следующих направлениях:
- углубление и расширение базового компонента;
- адаптация к социально-экономическим условиям (философия, экономические дисциплины);
- формирование правовой культуры (Право для каждого, Политика и право и т.д.);
- развитие коммуникативных навыков (второй иностранный язык, культура речи, риторика);
- формирование культуры взаимодействия человека и природы (экология, валеология, физиология человека);
- развитие навыков общения и культуры поведения (психология, этика, этикет);
- приобщение к мировой культуре и развитие художественных способностей (МХК, ИЗО и художественный труд, основы дизайна);
- развитие творческих способностей (хоровое пение, театр, ритмика, танец);
- формирование системы знаний о родном крае;
- развитие технических способностей (математика и конструирование, техническое черчение);
- пропедевтические курсы;
- интегрированные курсы.
Актуальным для второй и третьей ступеней являются проблемы обновления содержания традиционных предметов, введения новых предметов и выбора методов их изучения в соответствии с требованиями ГОСа.
Многие образовательные учреждения города взаимодействуют с государственными и негосударственными вузами, расположенными в столице Урала (таблица 16 Приложения 2 к Программе) .
Основу концепции взаимодействия систем высшего и среднего образования составляет, по твердому убеждению Управления образования города, представление о вузе и школе как двух равноправных партнерах, усилия которых направлены на решение общей проблемы образованности общества, формирование его культуры.
Введение ГОСа Свердловской области привело к дальнейшему углублению противоречия между требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы и требованиями к уровню подготовки абитуриентов со стороны вузов города. Необходимо срочно решать проблему преемственности учебных программ ОУ и программ для поступления в вузы города.
Показателями высокого качества образования являются постоянное увеличение числа учащихся, удостоенных золотых и серебряных медалей "За особые успехи в учении", участие школьников в городских, областных, российских и международных олимпиадах и научно-практических конференциях. На протяжении последних лет эти показатели неуклонно растут (таблица 17 Приложения 2 к Программе).
Однако, по оперативным данным, полученным от ряда вузов, не все медалисты сдали успешно вступительные экзамены.
Только в 1999 году 478 выпускников из 195 школ (60% от общего числа школ города) получили медали "За особые успехи в учении" (151 "золотая" и 327 "серебряных"). В городской олимпиаде по 16 предметам приняли участие более 8 тысяч человек из 173 школ, из них 232 заняли призовые места. В научно-практической конференции приняли участие 816 учащихся, 241 работа представлена на областную НПК. 18 учащихся приняли участие в зональных, российских и международных олимпиадах и конференциях. В то же время, анализируя успехи наших школьников на всесоюзных и международных соревнованиях, можно отметить, что они не соответствуют потенциалу системы образования города. Например, учащиеся ОУ г. Самары в 1999 году завоевали более 40 призов и дипломов на зональных, всесоюзных и международных интеллектуальных соревнованиях, учащиеся г. Нижнего Новгорода - 38, учащиеся г. Перми - 28, учащиеся г. Санкт-Петербурга - 78, учащиеся г. Москвы - 86. Видимо, наша система регионального отбора для участия в соревнованиях более высокого уровня не позволяет в полной мере учесть требования, предъявляемые к учащимся на подобных интеллектуальных соревнованиях.
В начальной школе в последние годы в городе наблюдается повышение интереса ОУ к переходу начальной школы на 4-летнее образование в рамках Концепции перехода к 12-летнему обучению. Это вызвано пониманием того, что нельзя формировать и искусственно ускорять детское развитие.
Учащиеся 3-летней начальной школы должны освоить тот же объем содержания образования, что и учащиеся 4-летней школы. Но в первом случае это осуществляется за 80 часов учебной нагрузки, а во втором - за 104 часа. В связи с этим необоснованно растет интенсивность учебного процесса в 3-летней школе, что ведет к перегрузке детей, повышенной утомляемости, которая нередко приводит к психологическому стрессу и ухудшению здоровья учащихся. Типичное явление для 3-летней начальной школы - это резкое снижение интереса к обучению и нежелание ребенка идти в школу.
4-летняя начальная школа обеспечивает нормальное прохождение адаптации ребенка к школе за счет плавного перехода из дошкольного детства к систематическому обучению, более качественно формирует общеучебные умения и навыки, способность к самостоятельной учебной деятельности, которые очень нужны в основной школе.
Как положительную тенденцию можно отметить создание комплексов отдельных начальных школ и общеобразовательных учреждений "Детский сад - начальная школа". Именно в этих образовательных учреждениях удается создать необходимую образовательно-развивающую среду и комфортные условия для детей.
Основная общеобразовательная школа работает с самым сложным возрастом - подростковым. Именно на этой ступени отмечается резкое снижение мотивации к учебной деятельности. Подростка улица более привлекает, чем школа, именно в этом возрасте. Как правило, возникают конфликты в семье и с учителями. Более авторитетными для него становятся сверстники. К сожалению, мы должны отметить, что основная общеобразовательная школа практически не претерпела никаких изменений. Здесь по-прежнему господствует авторитарный стиль работы учителя, деление учащихся на "слабых" и "сильных", классно-урочная форма по-прежнему остается самой распространенной и любимой для большинства педагогических коллективов.
Результаты, полученные в ходе итоговой аттестации выпускников 9-х классов, показывают, что от 80 до 94% выпускников 9-х классов понимают материал, умеют применить на практике от 45 до 60% учащихся, умеют анализировать - от 30 до 50%. Репродуктивный способ деятельности остается преобладающим для 50-70% учащихся. В разной степени сформированы у выпускников 9-х классов коммуникативные умения и навыки. Осознанно используют понятия и термины порядка 80% выпускников, 60-72% учащихся умеют вступать в диалог, 50-62% учащихся логически выстраивают свой ответ в ходе экзамена, 45-55% могут аргументировать свои суждения, 45% делают осознанные выводы. Не может не настораживать и то, что сохраняется тенденция снижения уровня усвоения основных знаний и умений по русскому языку и математике от начальной школы к основной.
Об уровне обученности учащихся основной школы говорит и такой факт. В прошедшем учебном году в 9-х классах учились более 19 тысяч учеников. Аттестат об основном образовании получили 99% выпускников, т.е. около 190 подростков закончили школу со справкой.
Основное общее образование характеризуется наличием ряда недостатков:
- необходимость индивидуально-ориентированного подхода в образовании не подкреплена адекватным содержанием и системой его оценки в основной школе;
- слабая обеспеченность в развитии общественно (интерориентированных) и индивидуально (интраориентированных) значимых качеств личности;
- недостаточное внимание к использованию потенциала детских общественных организаций в современном образовательном процессе;
- реализуются не в полном объеме воспитательные функции образовательных учреждений;
- недостаточная практическая проработанность моделей самоопределения и самореализации учащихся основной школы тормозит создание в системе образования условий для саморазвития учащихся;
- существующий сегодня процесс образования не соблюдает в полной мере принципов природо- и культуросообразности естественного развития подростков;
- недостаточная компетентность родителей в проблемах подросткового возраста и непонимание задач основного общего образования.
Для средней (полной) основной школы характерны вариативность и многопрофильность, ориентация учеников на дальнейшую свою профессиональную деятельность и конкретное высшее учебное заведение.
Профессорско-преподавательский состав вузов оказывает практическую помощь педагогическим коллективам в разработке новых учебных курсов, программ, учебно-методических пособий. Работая в школе, преподаватели вузов дают возможность учащимся более глубоко и фундаментально изучать учебные предметы, участвовать в научно исследовательских работах, овладевать современными информационными технологиями.
Анализ результата образования выпускников 11-х классов показал, что от 75 до 100% учащихся понимают материал, более 60% умеют применять полученные знания на практике. Предметный уровень образованности выпускников достаточно высок: большинство выпускников продемонстрировало на экзаменах разнообразные интеллектуальные умения. Налицо овладение выпускниками такими операциями, как "анализ" и "синтез", установление причинно следственных связей и "оценка явления". Процент учащихся, совершающих на экзаменах аналитические и синтетические операции, повысился по сравнению с предыдущим годом в среднем на 10%. Способность к продуктивной деятельности выявлена у 60-70% учащихся. Преобладающая часть выпускников 11-х классов обладает умением соблюдать условия для успешной коммуникации. От 91 до 98% учащихся сознательно используют понятия и термины, от 73 до 85% логически выстраивают ответ, от 72 до 76% убедительно аргументируют свои суждения, могут защитить свою точку зрения. Таким образом, выпускники показали достаточно высокий уровень развития как в предметной, так и в деятельностно-коммуникативной составляющих образованности. В то же время 101 ученик 11 класса не смог закончить старшую ступень школы и вышел в жизнь со справкой, что он прослушал курс средней ступени общего образования. Настораживает разница в результатах образования в разных районах города, что свидетельствует о необходимости проведения дополнительных исследований по уровню образованности выпускников.
Одной из особенностей современного этапа развития системы образования города является введение Государственного образовательного стандарта общего образования, который является выражением образовательной политики Свердловской области. Для достижения результата образования (социальной компетентности выпускников) необходимо разрешить основное противоречие, сложившееся в настоящий период: между необходимостью деятельности всех субъектов образования в соответствии с действующим законодательством и неразвитостью организационно-содержательных условий реализации правовых норм в системе образования, недостаточной разработанностью технологий и инструктивно методической документации на уровне ИРРО по введению ГОСа НРК в реальную педагогическую практику. Необоснованное перенесение центра тяжести по методическому обеспечению введения национально регионального компонента на уровень образовательных учреждений несколько дестабилизировало образовательную ситуацию в городской системе образования.
Из анализа состояния среднего общего образования города можно выделить недостатки, препятствующие его плодотворному развитию:
- реальные возможности образовательной среды не всегда дают возможность для достижения уровня образованности, позволяющего выпускнику адаптироваться в жизни;
- школа не всегда способна оправдать ожидания учащихся на право выбора уровня, содержания и форм образования, предоставляемые Законом РФ "Об образовании";
- сегодня отсутствуют организационно-финансовые условия для создания и функционирования системы диагностики, отвечающей требованиям индивидуально ориентированного образования;
- существующие нормативы финансирования не отвечают реальным потребностям образовательных учреждений различных видов.
2.8. Специальное коррекционное образование
Региональный подход к развитию специального (коррекционного) образования в последние годы заключался в создании условий, гарантирующих равные права на получение образования детьми, независимо от возможностей и способностей. В настоящее время сеть учреждений специального (коррекционного) образования достаточно разнообразна (таблица 18 Приложения 2 к Программе).
На протяжении ряда лет продолжается совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) ОУ. Дополнительно к восьми видам таких школ открыты классы для глубоко умственно отсталых детей, а также со сложными комбинированными и иными недостатками развития в Кировском районе, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в Верх-Исетском, Кировском и Ленинском районах.
Появились разнообразные интеграционные формы обучения, включающего все ступени образования: детский сад + школа + профессионально-техническое училище (Орджоникидзевский и Верх-Исетский районы).
Активно развиваются дошкольное компенсирующее образование, психолого-медико-педагогическая диагностика, консультирование и индивидуальное сопровождение детей с отклонениями развития в условиях нового типа образовательных учреждений - центров образования (Октябрьский район), центров психолого педагогической и медико-социальной помощи детям диагностической и реабилитационной направленности (Верх-Исетский, Чкаловский районы).
Факторы, определяющие проблемы направления:
- плохое методическое обеспечение образовательного процесса отсутствие методической литературы по новым программам и технологиям, сокращение издания учебников;
- недостаток квалифицированных специалистов, особенно педагогов, работающих в классах компенсирующего и коррекционно развивающего обучения при общеобразовательных школах;
- слабая материально-техническая база - отсутствие оборудования учебных мастерских (столярных, слесарных и т.д.) в ОУ N 101, ОУ N 73 Верх-Исетского района, ОУ N 172 Железнодорожного района, ОУ N 139 Октябрьского района и др.;
- сокращение специалистов, особенно дополнительного образования, в специальных коррекционных ОУ, что затрудняет социализацию детей с ограниченными возможностями;
- недостаточное финансирование. Практически отсутствует финансирование на приобретение новой коррекционной аппаратуры.
2.9. Дополнительное образование
Дополнительное образование города Екатеринбурга представлено широким спектром направлений, реализующихся в 59 учреждениях дополнительного образования и других типах образовательных учреждений. Около 64500 детей, подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (и выше) получают дополнительные образовательные услуги по различным направлениям.
Инфраструктура дополнительного образования в городе успешно развивается - образовательные учреждения реализуют почти 30% всего объема программ дополнительного образования по различным направлениям. Отмечаетсярост числа детских коллективов по всем направлениям деятельности:
- спортивно-технической направленности - 48;
- эколого-биологической направленности - 39;
- туристско-краеведческой - 31;
- спортивной - 692;
- художественной - 472;
- культурологической - 179.
На основе маркетинга в системе дополнительного образования существенно изменились подходы к формированию содержания дополнительного образования, расширились спектр и направленность программ. Программам присущ интегративный характер, что предполагает в них ценностно-ориентационный, когнитивный и деятельностно-коммуникативный компоненты, учет возрастных особенностей детей, их интересов и способностей. Наряду с традиционными направлениями деятельности дополнительного образования развиваются программы социально-педагогического, обществоведческого, гуманитарного, спортивно-оздоровительного и др.
Системы управления дополнительным образованием в разных районах города существенно отличаются, что влияет на уровень развития образовательных процессов, интеграцию дополнительного образования в социокультурное пространство города.
Дополнительное образование реализуется в условиях общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, в учреждениях культуры и объединениях детей по месту жительства.
В системе дополнительного образования можно выделить ряд проблем, сложившихся в последние годы:
- недооценка возможностей образовательного и воспитательного потенциала системы дополнительного образования со стороны общества и государства;
- недостаточность условий для удовлетворения системой дополнительного образования существующих и прогнозируемых потребностей детей и подростков в изменяющихся социоэкономических условиях развития города;
- недостаточное овладение педагогическим сообществом дополнительного образования технологиями образовательной и управленческой деятельности этой сферы.
Проблемы дополнительного образования в условиях общеобразовательной школы:
- не разработаны концептуальная и нормативно-правовая базы системы дополнительного образования в общеобразовательной школе;
- ограничены возможности для организации углубленного изучения основ наук с учетом познавательных интересов и интеллектуальной одаренности учащихся;
- слабо используются возможности учреждений дополнительного образования в практике ОУ;
- не сформирована система межшкольного библиотечного обмена.
В настоящее время в учреждениях дополнительного образования:
- крайне недостаточна материальная база;
- не проработана нормативно-правовая база;
- отсутствует система повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для учреждений дополнительного образования на уровне города;
- имеет место дублирование содержания и форм работы учреждений дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями, учреждениями культуры, профессиональными учебными заведениями;
- не ведутся серьезные научные исследования детской, подростковой и молодежной среды в городе;
- недостаточно развита система психологической поддержки детей, подростков, молодежи и семьи;
- не развита инфраструктура учреждений дополнительного образования, ориентированная на укрепление здоровья детей.
2.10. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
Состояние системы государственного воспитания в г. Екатеринбурге определяется наличием "Программы развития сети учреждений, центров и служб по реабилитации и адаптации несовершеннолетних в г. Екатеринбурге на 1998-2000 гг".
На территории г. Екатеринбурга проживает около 3 тысяч детей, нуждающихся в государственной помощи, состоящих на учете органов опеки и попечительства в возрасте до 18 лет.
На протяжении ряда лет система действий Управления образования города, РОУО и образовательных учреждений была направлена на изменение условий организации жизнедеятельности воспитанников детских домов, а также на дальнейшее формирование сети учреждений государственного воспитания муниципальной собственности, их организационно-правовое оформление. Сеть учреждений государственного воспитания представлена в таблице 1 Приложения 2 к Программе.
Содержание образования в образовательных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, направлено на развитие личности каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.
Руководители образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, придают особое значение защите личных имущественных и неимущественных прав воспитанников.
Главной проблемой системы государственного воспитания остаются трудности в социализации и интеграции данной категории детей в общество. Выпускник учреждения государственного воспитания сталкивается с проблемами, связанными с отсутствием закрепленного жилья, невозможностью устройства на работу, отсутствием реальной возможности получения образования в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями.
Эта проблема обусловлена рядом противоречий, существующих в системе государственного воспитания:
- между нормативно определенной ответственностью государства за воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и различной ведомственной подчиненностью учреждений государственного воспитания;
- между стремлением воспитанников детских домов к индивидуальным формам жизнедеятельности и организации собственного личностного пространства и отсутствием (недостаточностью) таких условий в существующих типовых зданиях детских домов и школ-интернатов;
- между наличием нормативно закрепленных прав и гарантий для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и полнотой практической реализации этих прав и гарантий.
2.11. Развитие системы управления образованием
Совершенствование системы управления образованием - одна из целей Программы и главное условие ее реализации. Изменение управленческой системы происходит под воздействием факторов, характерных как для России в целом, так и для города Екатеринбурга в частности.
Основные изменения в системе управления образованием связаны со следующими условиями:
- социально-экономическая ситуация в стране превращает образование в сферу деятельности многих институтов общества, что ведет к увеличению числа субъектов образования;
- происходит последовательная демократизация управления городской системой и получение учреждениями образования определенной автономии;
- продолжается развитие вариативности образования, которое способствует изменению видов образовательных учреждений и структуры образовательной системы;
- налицо усложнение характера взаимоотношений между субъектами образования и органами управления.
Основной целью деятельности Управления образования города является проведение на территории города единой образовательной политики, направленной на обеспечение права граждан на получение общедоступного и качественного образования и обеспечения эффективного функционирования и развития образовательного комплекса города. Специфика деятельности Управления образования города заключается в сочетании функций оперативного управления образованием и установления партнерских отношений с субъектами образования. Управление образования города опирается на принципы государственно-общественного управления системой. Государственная составляющая состоит в рационализации потоков ресурсного обеспечения и осуществления государственного регулирования городской образовательной системы. Режимы функционирования и развития совершенствуются за счет систематизации, анализа и прогнозирования деятельности образовательных структур, совершенствования кадрового потенциала.
Общественная составляющая управления реализуется через ассоциации и сообщества педагогов и иных граждан, через создание попечительских советов и других объединений, оказывающих реальное влияние на деятельность образовательной системы.
В настоящее время в городе работает 27 городских методических объединений, экспертных советов и других профессиональных общественных структур, в задачи которых входит совместное решение проблем содержания образования, профессиональный рост и профессиональная коммуникация, выработка рекомендаций для органов управления образованием и педагогов.
В городе постоянно проводятся педагогические чтения, круглые столы, семинары, педагогические мастерские и гостиные, мастер классы, посвященные актуальным проблемам развития содержания образования.
Деятельность Управления направлена на изучение состояния, своевременную коррекцию и прогнозирование развития инфраструктуры образования; разработку и осуществление единой городской образовательной политики; развитие системы образования и педагогических инноваций; обеспечение системы образования профессиональными педагогическими кадрами и их непрерывное образование; обеспечение максимальной реализации прав личности на получение образования и социальную защиту прав ребенка на образование.
В настоящее время сложился ряд проблем, связанных с изменениями в системе управления образованием на разных уровнях. Основными из которых можно считать:
- неразвитость механизмов реализации имеющихся нормативно правовых оснований образования в педагогической практике;
- недостаточную переориентацию системы управления на приоритетность развития содержания образования, профессионально ценностные основания педагогической деятельности.
Таким образом, обзор основных тенденций развития образования в г. Екатеринбурге позволил выделить особенности развития системы образования города:
1. Создается и развивается инфраструктура, служащая основой для эволюционного развития системы непрерывного образования на протяжении всей жизни, включающая дошкольные учреждения, школы различного типа, центры внешкольного образования, детского творчества. В этой инфраструктуре формируется рынок основных и дополнительных образовательных услуг.
2. В системе образования города расширяются и обогащаются связи образовательных учреждений с учреждениями профессионального образования, культуры, с другими социальными институтами, что создает предпосылки для повышения качества образования, его целевой профессионализации, социализации и интеграции в городское жизненное пространство.
3. В образовательно-воспитательной среде образовательных учреждений города есть предпосылки для развития индивидуальности, творческого потенциала, личностного роста детей и педагогов.
4. Создаются и развиваются опытно-экспериментальные площадки для разработки и практической проверки новых моделей образования, что стимулирует педагогический поиск учителей и создает условия для инновационной деятельности в системе.
5. Образовательными учреждениями города не в полной мере используется имеющийся интеллектуальный, технологический потенциал социума города, семьи в повышении эффективности обучения и воспитания детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.