Постановление Правительства Свердловской области
от 4 января 2001 г. N 8-ПП
"О концепции реформирования амбулаторно-поликлинической
помощи в здравоохранении Свердловской области"
Постановлением Правительства Свердловской области от 1 февраля 2010 г. N 130-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. N 1202-р "Об одобрении Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию реформирования амбулаторно-поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области (прилагается).
2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.) и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (Чарный Б.И.):
1) при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам здравоохранения руководствоваться положениями Концепции реформирования амбулаторно-поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области;
2) с 01.01.2001 г. приступить к реализации Концепции реформирования амбулаторно-поликлинической помощи на всей территории Свердловской области по мере готовности амбулаторно-поликлинических учреждений и подразделений лечебно-профилактических учреждений;
3) в срок до 1 июля 2001 года разработать и ввести в действие в полном объеме механизм реализации Концепции реформирования амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе:
стандарты, протоколы ведения больных в амбулаторно-поликлинических учреждениях и подразделениях лечебно-профилактических учреждений;
технологию проведения ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;
новый порядок и способ оплаты амбулаторно-поликлинической помощи в системе обязательного медицинского страхования за фактически оказанные объемы медицинской помощи с учетом показателей качества;
4) обеспечить нормативно-методическое руководство и контроль реализации Концепции реформирования амбулаторно-поликлинической помощи в областных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
5) провести эксперименты:
по реформированию амбулаторно-поликлинической помощи в медицинских учреждениях в течение IV квартала 2000 года;
по отработке порядка и способа оплаты амбулаторно-поликлинической помощи в системе обязательного медицинского страхования за фактически оказанные объемы медицинской помощи с учетом показателей качества - до 1 апреля 2001 года.
3. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области (Чарный Б.И.):
1) обеспечить переход на оплату амбулаторно-поликлинической помощи медицинским учреждениям, работающим в системе обязательного медицинского страхования, за фактические объемы медицинской помощи, по мере готовности амбулаторно-поликлинических учреждений и подразделений лечебно-профилактических учреждений;
2) возмещать дополнительные расходы медицинских учреждений, связанные с проведением экспериментов, за счет средств обязательного медицинского страхования.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований:
1) при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам здравоохранения руководствоваться положениями Концепции реформирования амбулаторно-поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области;
2) обеспечить амбулаторно-поликлинические учреждения и подразделения лечебно-профилактических учреждений компьютерной техникой.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Правительства Свердловской области
от 4 января 2001 г. N 8-ПП
Концепция реформирования
амбулаторно-поликлинической помощи в здравоохранении
Свердловской области
Глава I. Введение
Статья 1.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г. N 1387, в качестве основного направления в совершенствовании организации медицинской помощи декларирует приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи.
Проводимые в Свердловской области в 1999-2000 гг. мероприятия по реализации Программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью граждан, проживающих на территории Свердловской области, не привели к существенному снижению объемов стационарной помощи и повышению доступности внебольничной медицинской помощи.
Продолжают сохраняться негативные тенденции в показателях здоровья населения Свердловской области. Отмечается увеличение смертности лиц в трудоспособном возрасте, снижение средней продолжительности жизни. Увеличивается число хронических больных и инвалидов, снижается профилактическая направленность медицины. Беспокоит значительный рост инфекционных, социально опасных и социально значимых заболеваний. Уменьшается число врачей, работающих на участках, отмечается снижение авторитета медицинских работников амбулаторно-поликлинической службы. Все это ставит здравоохранение области перед необходимостью изменить приоритеты в организации помощи и требует реформы первичного звена оказания медицинской помощи.
Настоящая концепция является основой для разработки программы мероприятий в области охраны здоровья в самой массовой службе здравоохранения.
Актуальность и новизна концепции заключается в переориентации сложившейся системы здравоохранения на интенсивный путь развития на основе создания новой современной организационной модели амбулаторно-поликлинической службы, ориентированной на гарантированное удовлетворение населения в первичной медико-санитарной помощи надлежащего качества и рациональное использование ресурсов отрасли.
Экономическая целесообразность введения концепции обеспечивается рациональным использованием финансовых средств здравоохранения, основанным на изменении структуры медицинской помощи с переориентацией от "затратной" стационарной помощи к более экономичной амбулаторной медицинской помощи и профилактическому обслуживанию населения.
Реализация концепции позволит:
Для населения Свердловской области:
обеспечить доступность эффективной, бесплатной и качественной первичной медико-санитарной помощи вне зависимости от социального статуса и места жительства;
снизить заболеваемость, инвалидизацию и смертность;
повысить заинтересованность населения в сохранении и укреплении своего здоровья.
Для отрасли здравоохранения:
повысить эффективность использования ресурсов медицинских учреждений;
преодолеть структурные диспропорции в организации медицинской помощи;
дать возможность финансирования и развития приоритетных направлений за счет высвобождающихся ресурсов.
Для медицинских работников:
увеличить уровень оплаты труда в первичном звене здравоохранения;
повысить заинтересованность в результатах труда;
дать возможность реализации творческого потенциала.
Статья 2. Цель реформирования
Целью реформирования амбулаторно-поликлинической службы является обеспечение максимально эффективной и качественной медицинской помощи на догоспитальном этапе и улучшение состояния здоровья населения путем приоритетного развития профилактической помощи, использования современных организационных и медицинских технологий.
Статья 3. Задачи реформирования
Задачами реформирования амбулаторно-поликлинической помощи являются:
развитие новых организационных форм догоспитальной помощи (общеврачебная практика, амбулаторная хирургия, стационарозамещающие виды деятельности);
развитие профилактической направленности в деятельности амбулаторнополиклинической службы;
внедрение новой модели финансирования амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, изменение системы оплаты труда медицинских работников;
создание системы мониторинга за состоянием здоровья населения;
приведение в соответствие с федеральными показателями действующих региональных стандартов амбулаторно-поликлинической помощи;
внедрение эффективной системы экспертной оценки амбулаторно-поликлинической помощи;
повышение качества профессиональной подготовки медицинских работников первичного звена.
Глава II. Основные принципы концепции реформирования
амбулаторно-поликлинической помощи
Открытость. Программа развития реализуется гласно, открыто, с широким освещением и обсуждением в средствах массовой информации, в специализированных медицинских изданиях, на встречах с общественностью и медицинскими работниками.
Этапность. Организационные изменения производятся этапно, по мере готовности учреждений, коллективов, населения.
Альтернативность. В ходе реализации концепции рассматриваются, экспериментально проверяются и отрабатываются несколько вариантов изменений.
Партнерство. Концепция реализуется на условиях равного партнерства с органами местного самоуправления, органами управления здравоохранением различных уровней, медицинскими коллективами, врачами, населением.
Сохранение достигнутого. Внедрение новых организационных технологий и моделей осуществляется при условии сохранения "старых" эффективно работающих технологий и моделей.
Глава III. Основные направления реализации задач
реформирования амбулаторно-поликлинической помощи
в Свердловской области
Статья 4.
Развитие новых организационных форм догоспитальной помощи (общеврачебная практика, амбулаторная хирургия, стационарозамещающие виды деятельности)
Анализ состояния медицинской помощи показал, что 25% больных, получающих лечение в стационарах, без ущерба для здоровья могут быть переведены на лечение в стационарозамещающие подразделения, что позволит сократить коечный фонд и уменьшить расходы на содержание круглосуточных стационаров на 20% с перепрофилированием высвободившихся коек в отделения краткосрочного пребывания.
Статья 5.
Обеспечение приоритета профилактической направленности в деятельности амбулаторно-поликлинической службы достигается путем внедрения стандартов и протоколов наблюдения в профилактическую деятельность врача. При этом предполагается приоритетное направление в оплате профилактической работы амбулаторно-поликлинической службы.
Статья 6.
Внедрение новой модели оплаты амбулаторно-поликлинической помощи медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, изменение оплаты труда медицинских работников
1. Изменение системы оплаты амбулаторно-поликлинической
помощи
Система оплаты амбулаторно-поликлинической помощи должна создавать условия для непосредственной заинтересованности службы и медицинских работников в объеме и качестве медицинской помощи, стимулировать развитие профилактических и стационарозамещающих технологий, приводить к сокращению необоснованной госпитализации. Предлагаемая модель финансирования сочетает в себе:
планирование финансовых средств по дифференцированному подушевому нормативу;
оплату амбулаторно-поликлинической помощи за фактически оказанные объемы медицинской помощи.
Цель введения частичного фондодержания - создание экономической заинтересованности у коллективов медицинских работников в увеличении объемов амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе профилактической работы;
частичное фондодержание.
Планирование финансовых средств на амбулаторно-поликлиническую службу осуществляется по дифференцированному подушевому принципу на уровне муниципальных образований и медицинских учреждений на основе статистических данных о количестве прикрепленного населения и категории сертификата амбулаторно-поликлинического подразделения.
Исходя из численности прикрепленного населения, категории сертификата данного амбулаторно-поликлинического подразделения и дифференцированного подушевого норматива определяется финансовая емкость поликлиники, соответствующая доля которой резервируется в виде частичного фондодержания, остальные средства направляются на оплату медицинской помощи.
Средства частичного фондодержания могут быть получены амбулаторнополиклиническими учреждениями при выполнении ряда обязательных условий, связанных с ограничением направлений больных в круглосуточный стационар, развитием стационарозамещающих подразделений, выполнением объемных показателей профилактической работы, выполнением показателей "модели конечных результатов", обеспечением качества оказания медицинской помощи.
В амбулаторно-поликлинических учреждениях и подразделениях ЛПУ средства частичного фондодержания могут быть направлены на материальное стимулирование работников, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, в том числе для обеспечения работы параклинических подразделений.
Оплата амбулаторно-поликлинической помощи производится за врачебные посещения - с дифференцированным подходом:
по видам оказываемой медицинской помощи (профилактические посещения, активные посещения на дому и посещения по поводу заболеваний);
по уровням категории сертификата амбулаторно-поликлинической службы.
2. Изменение системы оплаты труда медицинских работников
Наряду с изменением системы оплаты амбулаторно-поликлинических учреждений предусматривается принцип реформирования оплаты труда врачей и медицинского персонала в зависимости от объема и качества медицинской помощи.
Оплата труда увязывается с основными показателями деятельности (объемными и качественными). В учреждениях формируется фонд материального поощрения, включающий средства для стимулирования всех структурных подразделений, участвующих в лечебно-диагностическом процессе и обеспечивающих деятельность поликлиники.
Для дифференцированной оплаты внедряется персонифицированный учет трудового вклада каждого работника, что повышает степень индивидуальной ответственности и заинтересованности.
Предлагается несколько моделей стимулирующих систем оплаты труда:
в зависимости от процента выполнения плановых заданий;
по установленным расценкам;
по единой тарифной сетке с распределением дополнительного фонда по результатам работы;
в процентах от дохода, полученного по счетам за оплату медицинской помощи.
Статья 7.
Создание системы мониторинга за состоянием здоровья населения путем введения оптимальной системы учета основных показателей здоровья
Статья 8.
Приведение в соответствие с федеральными показателями действующих региональных стандартов амбулаторно-поликлинической помощи
Стандартизация помощи и контроль за выполнением стандартов является современным и действенным механизмом управления качеством медицинской помощи на всех уровнях.
Для реализации поставленной задачи предполагается:
привести в соответствие с Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью действующие территориальные стандарты амбулаторно-поликлинической помощи по уровням оказания медицинской помощи;
разработать и внедрить стандарты (протоколы) диагностики и лечения пациентов в амбулаторно-поликлинических условиях;
разработать и внедрить стандарты профилактики (диспансеризации) и реабилитации;
разработать и внедрить лекарственные формуляры амбулаторно-поликлинической помощи.
Статья 9.
Внедрение системы экспертной оценки амбулаторно-поликлинической помощи
Учитывая значительные объемы амбулаторно-поликлинической помощи населению, экспертный контроль должен проводиться в виде постоянного автоматизированного мониторинга, заочных (по документам) и очных (с выходом экспертов в поликлинику, на дом) экспертных проверок.
В ходе автоматизированного мониторинга осуществляется:
проверка правильности формирования реестров на оплату;
идентификация застрахованных пациентов;
проверка на соответствие вида оказанной медицинской помощи (посещения) профилю специальности врача и т.д.
Одновременно проводится экспертная оценка конечных результатов, отражающих качество работы амбулаторно-поликлинического учреждения:
/----------------------------------------------------------------\
| Наименование показателя |Единица измерения |
|---------------------------------------+------------------------|
|Уровень госпитализации |госпитализация на 1000 |
| |застрахованных |
|---------------------------------------+------------------------|
|Частота вызовов скорой помощи |вызовы на 1000 |
| |прикрепленного населения|
|---------------------------------------+------------------------|
|Число пролеченных больных в дневных |число больных на 1000 |
|стационарах и стационарах на дому |прикрепленного населения|
|---------------------------------------+------------------------|
|Удельный вес профилактических посещений|% от общего количества |
|среди взрослого и детского населения |посещений |
|---------------------------------------+------------------------|
|Расхождение диагноза поликлиники и |% от числа плановых |
|стационара |госпитализаций |
|---------------------------------------+------------------------|
|Первичный выход на инвалидность лиц |случай на 10000 лиц |
|трудоспособного возраста |трудоспособного возраста|
|(за исключением травм и суицидов) | |
|---------------------------------------+------------------------|
|Младенческая смертность |случай на 1000 родов |
|---------------------------------------+------------------------|
|Материнская смертность |случай на 100000 |
| |родившихся живыми детей |
|---------------------------------------+------------------------|
|Смертность лиц трудоспособного возраста|число случаев смерти |
|от предотвратимых причин |на 1000 застрахованных |
| |в возрасте до 60 лет |
|---------------------------------------+------------------------|
|Выявление заболеваний в запущенных |% среди впервые |
|стадиях: |выявленных |
|---------------------------------------+------------------------|
|туберкулеза | |
|---------------------------------------+------------------------|
|онкологических заболеваний | |
|---------------------------------------+------------------------|
|Возникновение состояния комы, |случаи |
|кетоацидоза у больных сахарным диабетом| |
|---------------------------------------+------------------------|
|Обоснованная жалоба |случаи |
\----------------------------------------------------------------/
Уровень госпитализации - число случаев госпитализации на 1000 прикрепленного застрахованного населения. Рассчитывается на основе выписных эпикризов и реестров на оплату за госпитализацию.
Частота вызовов скорой медицинской помощи - количество вызовов на 1000 прикрепленного застрахованного населения. Рассчитывается на основе отрывных талонов станций скорой медицинской помощи о выполненных вызовах и счетов за оказанные ими услуги.
Число пролеченных больных в дневных стационарах и стационарах на дому - число пролеченных больных в дневном стационаре и стационарах на дому на 1000 застрахованных. Рассчитывается на основе выписных эпикризов и реестров на оплату за лечение в дневном стационаре и стационаре на дому.
Удельный вес профилактических посещений среди взрослого и детского населения - число профилактических посещений от общего количества посещений прикрепленного населения в %. Рассчитывается на основе реестров посещений.
Расхождение диагноза между поликлиникой и стационаром при плановой госпитализации - число случаев расхождения диагнозов при плановой госпитализации. Рассчитывается на основе данных журнала регистрации направлений на госпитализацию, выписных эпикризов и реестров госпитализации.
Первичный выход на инвалидность лиц трудоспособного возраста число случаев на 1000 застрахованных лиц трудоспособного возраста. Рассчитывается на основе данных медико-социальной экспертизы и паспорта врачебного участка, содержащего возрастную структуру прикрепившихся застрахованных.
Младенческая смертность - число умерших в течение первого года жизни на 1000 родившихся живыми и мертвыми.
Материнская смертность - число умерших матерей на 100000 родившихся живыми детей.
Смертность лиц трудоспособного возраста от предотвратимых причин:
число случаев смерти на 100000 застрахованных в возрасте до 60 лет.
Выявление заболеваний в запущенных стадиях туберкулеза, онкологических заболеваний. Учитывается каждый случай по данным диспансеров.
Возникновение состояния гипергликемической или гипогликемической комы и кетоацидоза у больных сахарным диабетом.
Учитывается каждый случай по выписным эпикризам, амбулаторным картам больных и счетам на оплату услуг больничных стационаров и станций скорой медицинской помощи.
Обоснованные жалобы населения - жалобы пациентов или их родственников, или иных третьих лиц, подтвержденные экспертным заключением их обоснованности.
Статья 10.
Повышение качества профессиональной подготовки медицинских работников первичного звена
Внедрение современных организационных технологий, связанных с развитием общей врачебной и групповой практики, широким применением стационарозамещающих технологий требует проведения ряда мероприятий по укреплению кадрового состава поликлиник. Для решения этой задачи необходимо:
1) создать систему прогнозирования, планирования и мониторинга подготовки и переподготовки медицинских работников амбулаторно-поликлинической службы, прежде всего, врача общей практики;
2) реорганизовать систему планирования и распределения кадрового потенциала в поликлинике в соотношении врач медицинская сестра в сторону увеличения количества медсестер;
3) перейти к практике формирования муниципальными органами управления здравоохранением целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих контрактов с учебными заведениями и абитуриентами.
Глава IV. основные направления деятельности
по реформированию амбулаторно-поликлинической помощи
и сроки их выполнения
Разработка в установленном порядке на основании концепции реформирования амбулаторно-поликлинической помощи, включающей в себя:
1) организационные мероприятия по реализации программы на период до 2003 года;
2) региональные стандарты видов деятельности в поликлинике и амбулаторно-поликлинических отделениях и учреждениях, в т. ч. протоколы ведения больных и лекарственные формуляры;
3) развитие общеврачебных и групповых практик в области, в т. ч. в сельских территориях;
4) развитие амбулаторной хирургии;
5) положение о системе экспертной оценки качества первичной медицинской помощи и деятельности амбулаторно-поликлинических отделений и учреждений;
6) подготовку и переподготовку специалистов амбулаторно-поликлинической службы в высших медицинских и средних специальных медицинских учебных заведениях;
7) новый порядок оплаты амбулаторно-поликлинической службы области;
8) положение об изменении оплаты труда сотрудников амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений);
9) компьютеризацию амбулаторно-поликлинической службы области для создания постоянно действующего мониторинга за состоянием здоровья населения области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 4 января 2001 г. N 8-ПП "О концепции реформирования амбулаторно-поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области"
Текст опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2001 г., N 1 ст.101
Постановлением Правительства Свердловской области от 1 февраля 2010 г. N 130-ПП настоящее постановление признано утратившим силу