Постановление Правительства Свердловской области
от 1 июля 1996 г. N 528-п
"О комиссиях по делам несовершеннолетних, защите их прав, профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области"
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 июля 2004 г. N 714-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения координации действий и комплексного решения проблем предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения их прав и законных интересов, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.09.93 N 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", Указа Губернатора Свердловской области от 05.02.96 N 26 "О поручении Правительству Свердловской области исполнения ст. 36 "Защита прав и охраняемых законов интересов детей комиссиями по защите прав несовершеннолетних" закона Свердловской области "О защите прав ребенка" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Именовать комиссию по делам несовершеннолетних Правительства Свердловской области комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области.
2. Утвердить Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области (прилагается).
3. Установить, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости населения, комитеты по делам молодежи, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
4. Координацию действий управлений, департаментов, отделов, комитетов, служб и иных структурных подразделений Правительства Свердловской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области, а функции по взаимодействию служб по указанным вопросам на местах осуществлять городским, районным, поселковым комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. Запретить передачу функциональных обязанностей комиссии структурным подразделениям исполнительных органов местного самоуправления и не допускать использования штатных сотрудников комиссии не по назначению.
5. Главам исполнительных органов местного самоуправления:
5.1. Предоставить до 01.08.96 предложения по составу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав для утверждения Правительством Свердловской области, руководствуясь статьей 3 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Свердловской области.
5.2. Обеспечить личный контроль за защитой прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
6. Управлению внутренних дел Свердловской области (Воротников В.А.):
6.1. Принять меры для обеспечения нормальной жизнедеятельности приемников-распределителей, воспитательно-трудовых колоний, включая решение вопросов обучения, коррекции поведения, питания, обмундирования, лечения несовершеннолетних.
6.2. Регулярно организовывать на территории муниципальных образований области профилактические рейды по местам концентрации несовершеннолетних правонарушителей и безнадзорных детей с привлечением сотрудников других органов и профилактических служб, используя возможности приемников-распределителей и социальных приютов.
6.3. Не привлекать сотрудников подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел для выполнения обязанностей, не связанных с предупреждением детской безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, за исключением случаев, оговоренных Приказом МВД РФ от 14.09.93 N 420 "О мерах по совершенствованию организации городских, районных ОВД и линейных ОВД на транспорте".
7. Департаменту образования Правительства Свердловской области (Нестеров В.В.):
7.1. Осуществлять контроль по исполнению Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального Закона "О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании" от 13.01.96 N 12-ФЗ в части, регулирующей прием, перевод и исключение школьников, повышению ответственности сотрудников образовательных учреждений в работе с родителями по исполнению прав и обязанностей воспитания детей в семье.
7.2. Разработать и представить в Правительство Свердловской области для утверждения до 15.08.96 Положение об органах опеки и попечительства Свердловской области.
7.3. Провести в 1996 году учебную подготовку работников учреждений образования по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью организации защиты прав ребенка в образовательных учреждениях.
7.4. В 1996-1997 учебном году в установленном порядке создать областное специальное коррекционное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно-опасные деяния. Расходы на данное учреждение предусмотреть при разработке бюджета на 1997 год.
8. Главному управлению социальной защиты населения Правительства Свердловской области (Михайлов В.З.):
8.1. Продолжить развитие сети социальных приютов по нормативам и количеству нуждающихся детей. Систематически осуществлять контроль за деятельностью социальных приютов для несовершеннолетних, в первую очередь безнадзорных и оставшихся без контроля родителей.
8.2. Повысить ответственность отделов (специалистов) по работе с семьей и детьми управлений социальной защиты в городах и районах области за организацию мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних, проводимой работе с родителями по исполнению прав и обязанностей воспитания детей в семье, адресной реабилитационной работе с детьми и подростками, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, о также с их семьями.
9. Департаменту здравоохранения Правительства Свердловской области (Хальфин Р.А.):
9.1. Определить до 01.07.96 конкретные медицинские учреждения для помещения безнадзорных детей, имеющих отклонения в развитии, а также инфицированных, в первую очередь с кожными и венерическими заболеваниями.
9.2. Совместно с департаментом образования до 01.10.96 подготовить предложения по созданию в 1996 году областного центра медико-социальной реабилитации для несовершеннолетних, употребляющих спиртные, токсические и наркотические вещества, с пунктом медицинского освидетельствования.
9.3. Обеспечивать взаимодействие в работе подростковых наркологических служб в городах и районах области, не допуская сокращения их штатной численности.
10. Комитету по делам молодежи Правительства Свердловской области (Гении Л.В.):
Обеспечивать организационные меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные программой "Молодежь Среднего Урала", по организации детского движения, детских организаций, развитию сети дворовых клубов, состояния досуговой сферы для молодежи Свердловской области, реализация прав молодых граждан в получении временной и постоянной работы, а также по развитию сети специализированных реабилитационных учреждений для оказания помощи несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной ситуации.
11. Областному центру занятости населения (Аксенов В.И.):
Обеспечивать трудоустройство несовершеннолетних на предусмотренные в установленном порядке квотированные рабочие места во всех городах и районах области, особое внимание уделяя трудоустройству подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, возвратившихся из ВТК, спецшкол, условно осужденных, с отсрочкой в исполнении приговора и других социальнонезащищенных категорий несовершеннолетних.
12. Департаменту культуры Правительства Свердловской области (Ветрова Н.К.):
12.1. Определить до 01.07.96 перечень музеев Свердловской области для бесплатного посещения их несовершеннолетними.
12.2. Обеспечить участие управлений культуры городов и районов области в роботе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках территориальных программ социальной защиты детей и подростков.
13. Департаменту финансов Правительства Свердловской области (Червяков В.Ю.):
При разработке консолидированного бюджета на 1997 год учитывать расходы по содержанию и расширению сети учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
14. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области:
14.1. Осуществлять контроль за исполнением федеральных, областных законов, указов Губернатора Свердловской области, постановлений Правительства Свердловской области по реализации государственной политики защиты детства.
14.2. Обеспечить получение сведений о составе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городов, районов, поселков области для представления Правительству Свердловской области на утверждение.
14.3. Организовать ежеквартальное получение необходимых сведений о состоянии безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, пьянстве, наркомании, токсикомании, гибели и травматизме, нарушениях прав несовершеннолетних с целью выработки мер по устранению причин, порождающих безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, а также по защите их прав.
15. Постановление Главы администрации Свердловской области от 12.08.94 N 414 "О профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав" считать утратившим силу.
16. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Свердловской области Крысова В.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Положение
о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Свердловской области
(утв. постановлением Правительства Свердловской области от 1 июля 1996 г. N 528-п)
Статья 1. Цели и задали комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Свердловской области
(Далее по тексту комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав будут
именоваться - комиссиями)
Комиссии являются органами государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
Основная цель их деятельности состоит в защите прав и законных интересов несовершеннолетних, где и кем бы они не нарушались.
Главными задачами комиссий являются:
1. Оказание помощи несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности (воспитания и обращения с детьми в семье; усыновление через органы опеки и попечительства; морального, психического и физического здоровья; образования; личных, а также трудовых, имущественных и жилищных прав; обращения с несовершеннолетними, находящимися в системе органов профилактики безнадзорности и правонарушений, в учреждениях исполнения наказания и др.).
2. Обеспечение координации и взаимодействия в работе органов и учреждений государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
3. Осуществление контроля в пределах предоставленных им полномочий: за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними, соблюдением их прав и законных интересов в органах и учреждениях государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений; за отчислением и исключением обучающихся из образовательных учреждений, переводом их в вечерние (заочные) школы, в профессионально-технические училища органами управления образовательных учреждений; за соблюдением администрацией государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц режима и условий работы, установленных законодательством для несовершеннолетних.
4. Определение форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
5. Рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних.
6. Рассмотрение дел в отношении родителей, опекунов, попечителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей.
7. Применение к несовершеннолетним, родителям, опекунам, попечителям за совершенные несовершеннолетними правонарушения мер воздействия, предусмотренных законодательством.
Статья 2. Создание комиссий
Комиссии создаются при главах местного самоуправления и утверждаются Правительством Свердловской области.
Комиссии являются постоянно действующим органом в структуре исполнительной власти.
Комиссии имеют бланки и печать.
Статья 3. Состав комиссий
Комиссию возглавляет председатель, утверждаемый Правительством области.
Численный состав штатных работников определяется с учетом несовершеннолетнего населения, состояния правонарушений несовершеннолетних, числа органов, подконтрольных комиссии.
В состав штатных работников комиссии могут входить: заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь, специалисты, имеющие педагогическое, юридическое образование или иное образование, но имеющие опыт работы с несовершеннолетними.
В состав комиссии могут входить представители зарегистрированных общественных объединений, занимающихся проблемами несовершеннолетних и семей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи, работники органов социальной защиты населения образования, здравоохранения, занятости, правоохранительных органов, культурно-просветительных, молодежных и других учреждений.
Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию ее работы, законность принимаемых постановлений (решений) комиссии и контроль за их исполнением.
Статья 4. Правовая основа и принципы деятельности комиссий
Комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нормативными актами Федеральных органов исполнительной власти, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также международными правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией. Деятельность комиссий основывается:
- на принципах законности гуманного обращения с несовершеннолетними, соблюдении прав несовершеннолетних, их родителей (лиц, их заменяющих) и неотвратимости ответственности за их нарушение. Комиссия не вправе предавать гласности информацию, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя без согласия его законного представителя;
- на поддержке и взаимодействии всех заинтересованных государственных и негосударственных органов, общественных объединений, граждан, трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования религиозных конфессий и информировании их о своей работе.
Статья 5. Постановления комиссий
Комиссии в пределах своей компетенции принимают постановления, обязательные для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и хозяйствования, должностными лицами, гражданами.
При получении постановления комиссии должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций обязаны в десятидневный срок сообщить комиссии о мерах, принятых в его исполнение.
Комиссия вправе входить в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации с ходатайством о привлечении должностных лиц к ответственности за неисполнение ее постановления, а равно оставление его без рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Представления комиссий
Комиссии по вопросом, отнесенным к их компетенции, входят с представлениями в государственные органы и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно - правовых форм, в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов.
Комиссия вправе входить с ходатайством в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации о привлечении должностных лиц к ответственности за непринятие мер к пресечению безнадзорности, устранению нарушений законов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Финансовое и материально-техническое обеспечение комиссий
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии возлагается на соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления на основании представленной в пределах своей компетенции утвержденной сметы расходов.
Статья 8. Обязанности городских, районных, поселковых комиссий
1. Комиссии осуществляют через органы и учреждения государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и интересов, организации досуга.
2. Комиссии на основании данных органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения, внутренних дел ведут учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, опекунов, попечителей, прекративших обучение до получения обязательного основного общего образования, нуждающихся в государственной и общественной помощи, и принимают меры к их устройству, восстановлению нарушенных прав.
3. Разрабатывают и проводят в жизнь через соответствующие государственные и негосударственные органы, предприятия, учреждения и организации мероприятия по предупреждению, пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по устранению причин и условий, порождающих эти явления, устройству этих детей и подростков, защите их прав и законных интересов.
4. Участвуют в создании территориальных социально экономических программ защиты семьи и детства.
5. Рассматривают протесты прокуроров на постановления комиссии и принимают по ним Решения.
Статья 9. Функциональные полномочия городских районных, поселковых комиссий
Комиссии осуществляют функции по взаимодействию государственных органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав: органов опеки и попечительства управлений и служб органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, служб занятости населения, комитетов по делам молодежи, иных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетентности меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, а также исполнения федеральных, областных законов, Указов Губернатора Свердловской области, постановлений Правительства области, решающих государственную политику проблем детства.
Комиссия осуществляет контроль:
1. За условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними в домах ребенка, детских домах, других интернатных учреждениях, независимо от их организационно правовых форм, а также в специальных учебно-воспитательных учреждениях органов образования, в специализированных учреждениях органов социальной защиты населения, здравоохранения, в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности (местной милиции), в воспитательных колониях для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.
2. За организацией культурного досуга несовершеннолетних по месту жительства, а в необходимых случаях, по сигналам, за состоянием воспитательной работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях и спортивных организациях.
3. За соблюдением законов об отчислении и исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательных учреждений или переводе их в вечернюю (заочную) школу, профессиональнотехническое училище. Исключение, отчисление обучающегося несовершеннолетнего или перевод его в иное образовательное учреждение допускается только по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Вопрос об отчислении или исключении обучающегося несовершеннолетнего, а также перевод в вечернюю (заочную) школу, профессионально-техническое училище или иное образовательное учреждение рассматривается комиссией с участием несовершеннолетнего, его родителей, опекунов, попечителей, представителя органа управления образовательного учреждения с одновременным решением вопроса о его дальнейшем устройстве.
Исключение несовершеннолетнего из любого образовательного учреждения может быть произведено только с согласия комиссии.
Исключение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, допускается лишь после достижения ими шестнадцатилетнего возраста.
Перевод или переход несовершеннолетнего на вечернее (заочное) обучение допускается с согласия комиссии с последующим трудоустройством.
4. За соблюдением администрацией государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы собственности, трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.
Вопрос о разрешении увольнения несовершеннолетнего по инициативе администрации рассматривается на заседании комиссии с участием несовершеннолетнего, его родителей, опекунов, попечителей и уполномоченного представителя администрации (работодателя).
Во всех случаях подачи несовершеннолетним заявления об увольнении по собственному желанию администрация (работодатель) обязана в трехдневный срок сообщить об этом в комиссию, чтобы комиссия приняла меры к его устройству.
5. За состоянием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности (местной милиции). За проведением профилактической работы подразделением по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в отношении освобожденных из учреждений исполнения наказания, вернувшихся из закрытых учебно воспитательных учреждений, неоднократно привлеченных к ответственности за совершение административных правонарушений, употребляющих спиртные напитки, наркотические или иные средства, влекущие одурманивание, а также мероприятий по розыску пропавших детей.
Не допускается вмешательство комиссии в оперативно-служебную деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности (местной милиции).
6. Комиссия изучает, обобщает и анализирует состояние исполнения законов о несовершеннолетних, принимает меры, в пределах своей компетенции, по защите прав несовершеннолетних на жизнь, охрану здоровья, защиту от жестокого обращения или иных притязаний в отношении подростков.
Статья 10. Права городских, районных, поселковых комиссий
Комиссии в пределах своей компетенции имеют право:
1. Требовать от должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, иных органов и организаций, администрации предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и хозяйствования предоставления сведений, необходимых для работы комиссии, а также приглашать должностных лиц и граждан для получения от них объяснений по вопросам, рассматриваемым комиссиями.
2. Привлекать представителей государственных, общественных организаций, а также специалистов для решения возложенных на комиссии задач.
3. Беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций, подконтрольных комиссиям, и непосредственно знакомиться с условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними.
4. Производить личный прием несовершеннолетних, родителей (лиц, их заменяющих), рассматривать их жалобы, заявления, принимать по ним решения.
5. Вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы и организации, предприятия, учреждения всех форм собственности и хозяйствования по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних.
6. Вносить на рассмотрение органов государственной власти, местной администрации вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
7. Ставить перед компетентными органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях невыполнения ими постановлений комиссий.
8. Возбуждать в судах иски (дела), связанные с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.
9. Оказывать помощь судам при рассмотрении гражданских и уголовных дел, касающихся несовершеннолетних, в том числе путем проведения обследования условий жизни и воспитания в семье, в детских учреждениях; в учреждениях образования, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где трудятся несовершеннолетние; участвовать по своей инициативе или по решению суда в качестве стороны в судебном процессе.
10. Принять меры воздействия к несовершеннолетним, к родителям (лицам, их заменяющим), в чьи обязанности входит содержание, воспитание, обучение, надзор, охрана здоровья и труда несовершеннолетних, за виновное нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
11. Представлять по запросу в суд материалы для принятия решения о помещении несовершеннолетнего в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение.
12. Ходатайствовать перед судом о выпуске несовершеннолетнего из закрытого специального учебно-воспитательного учреждения.
13. Оказывать содействие в социальной адаптации и правовой защите несовершеннолетних, освобожденных из учреждений исполнения наказания, из специальных учебно-воспитательных учреждений; не занятых учебой, работой и нуждающихся в поддержке и помощи.
14. Возбуждать ходатайства о помиловании; входить в суд с представлениями (постановлениями) о неприменении наказания, о применении более мягкого наказания, об условном осуждении, о досрочном снятии судимости; входить совместно с органом, ведающим исполнением наказания, с представлениями (постановлениями) в суд об условно-досрочном освобождении от наказания несовершеннолетних или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, предусмотренным Уголовным кодексом; совместно с органом внутренних дел вносить в суд представления (постановления) об отмене отсрочки исполнения приговора к лишению свободы и о направлении осужденного для отбывания лишения свободы, назначенного приговором, а по истечении срока отсрочки - об освобождении осужденного от наказания либо о направлении осужденного для отбывания лишения свободы, назначенного приговором; давать согласие администрации воспитательной колонии входить с представлениями (постановлениями) в суд об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания; санкционировать администрации воспитательной колонии предоставление осужденным несовершеннолетним права передвижения без конвоя или без сопровождения за пределами колоний, оставлять осужденного, достигшего восемнадцатилетнего возраста, в воспитательной колонии, либо переводить его в исправительнотрудовую колонию, а также переводить несовершеннолетних из воспитательной колонии общего режима в воспитательную колонию усиленного режима.
Статья 11. Права и обязанности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области:
1. Координирует деятельность департаментов, управлений, комитетов, отделов, служб Правительства области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, а также исполнение областных и федеральных законов, Указов Губернатора Свердловской области, постановлений Правительства области по проблемам детства.
2. Оказывает организационно-методическую помощь комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав при главах местного самоуправления области, издает бюллетень по обмену опытом роботы комиссий.
3. Организует на областном уровне разработку мероприятий по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и интересов, готовит предложения по этим вопросам для Правительства Свердловской области.
4. Проверяет работу органов местного самоуправления по исполнению областных, федеральных законов, Указов Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области по проблемам детства, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, городских, районных комиссий области, отменяет незаконные или необоснованные постановления.
5. Комиссия во взаимодействии с общественностью, общественными организациями организует работу общественных приемных по проблемам практической реализации прав несовершеннолетних на территориях области. Отчеты о работе общественных приемных предоставляются ежеквартально в комиссию для анализа и принятия оперативных, адекватных мер. Деятельность общественных приемных соотносится со ст. ст. 29, 33 Конституции РФ.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности общественных приемных возлагается на соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления на основании представленной в пределах своей компетенции утвержденной сметы расходов.
6. Представляет на утверждение Правительству области состав комиссии городов, районов, поселков области.
7. Комиссия подотчетна Правительству Свердловской области, Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства РФ.
8. Решения комиссии обязательны для исполнения департаментами, управлениями, комитетами, отделами, службами Правительства области, органами местного самоуправления.
Статья 12. Дела, рассматриваемые комиссиями
Городские, районные, поселковые комиссии рассматривают дела:
А) О несовершеннолетних:
1. Совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом РСФСР.
2. Совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные деяния, не предусмотренные статьей 10 Уголовного Кодекса РСФСР.
3. Совершивших деяния, содержащие признаки преступления, в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело в порядке, предусмотренном статьями 8 и 10 Уголовно процессуального Кодекса РСФСР.
4. Совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения в пределах компетенции, определенной статьями 14, 195, 201 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР.
Б) В отношении родителей (лиц, их заменяющих), злостно не выполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей.
Рассматривают:
1. Ходатайства органа управления образовательного учреждения об исключении обучающегося из образовательного учреждения или переводе его в вечернюю школу, профессиональное училище.
2. Ходатайства работодателей об увольнении несовершеннолетнего.
3. Материалы об устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
4. Материалы о защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних.
5. Материалы о необходимости проведения профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из мест лишения свободы, вернувшимися из закрытых учебно-воспитательных учреждений, привлеченными (неоднократно) к ответственности за совершение административных правонарушений, употребляющими спиртные напитки, наркотические или иные средства, влекущие одурманивание.
Статья 13. Меры воздействия и порядок их применения к несовершеннолетним правонарушителям
Комиссии:
а) в случаях, предусмотренных абзацами 1-3 пункта "А" части первой статьи 12 настоящего Положения, имеют право применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:
- вынести предупреждение;
- объявить предостережение, выговор или строгий выговор;
- возложить на несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок, и сумма ущерба не превышает двух минимальных месячных размеров оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб;
- передать несовершеннолетнего под надзор родителей (лиц, их заменяющих), учреждению социальной защиты населения;
- передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайству;
- направить несовершеннолетнего, по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом подходе, в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение. Указанная мера воздействия может быть установлена условно с годичным испытательным сроком;
- направить материалы в суд для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение.
б) в случаях, предусмотренных абзацем 4 пункта "А" части первой статьи 12 настоящего Положения, имеют право применять к несовершеннолетним:
- виды взысканий, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях. Штрафные санкции к несовершеннолетнему применяются при наличии у него самостоятельного заработка. Административный арест к несовершеннолетнему не применяется;
- меры воздействия, указанные в абзацах 1-5 части первой настоящей статьи.
При вынесении постановления о наложении взыскания на несовершеннолетних, указанного в абзаце 4 пункта "А" части первой статьи 12, комиссии решают вопрос о необходимости проведения с ними профилактической работы подразделением по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности (местной милиции).
В случае необходимости комиссии могут предложить несовершеннолетним пройти курс лечения, рекомендованный специалистами.
Комиссии вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права распоряжаться своим заработком или стипендией.
При применении мер воздействия к несовершеннолетнему комиссия должна учитывать возраст, мотивы, характер, причины правонарушения и степень его участия в нем, поведение в семье, быту, школе, на работе.
Постановление комиссии об объявлении предупреждения, предостережения, выговора, строгого выговора, о помещении несовершеннолетнего условно в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение действует в течение одного года. Мера воздействия считается снятой, если несовершеннолетний в течение этого срока не совершил нового правонарушения. Комиссия может отменить ее до истечения годичного срока в случае примерного поведения несовершеннолетнего.
Когда избранная мера воздействия оказалась недейственной, комиссия вправе применить к несовершеннолетнему более строгую меру.
Статья 14. Меры воздействия, применяемые комиссиями к родителям (лицам, их заменяющим)
Комиссии в случаях, предусмотренных пунктом "А" части первой статьи 13 настоящего Положения, могут применять к родителям (лицам, их заменяющим) следующие меры воздействия:
- вынести предупреждение;
- объявить предостережение, выговор или строгий выговор;
- возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий двух минимальных размеров оплаты труда;
- передать материалы на рассмотрение трудовых коллективов;
- входить в суд с заявлениями об ограничении дееспособности родителей, о лишении родительских прав, об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, о также по предложению административных органов о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.
При рассмотрении комиссией дел об административных правонарушениях в пределах ее компетенции (ст. ст. 195, 201 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР) к родителям применяются взыскания, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Статья 15. Меры по устройству несовершеннолетних, принимаемые комиссиями
Постановление комиссии, основанное на заключении и рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии с указанием формы устройства несовершеннолетнего, направляется в органы и учреждения:
1. Управления образования для устройства в общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Социальной защиты населения для устройства в специализированные социально-реабилитационные учреждения (социальные приюты).
3. Здравоохранения.
4. Занятости населения для оказания помощи в трудоустройстве.
Направление несовершеннолетнего в детский дом или школу-интернат при наличии у него родителей (лиц, их заменяющих) может производиться без согласия последних лишь в случаях длительного их отсутствия. Одновременно комиссия принимает меры о взыскании в судебном порядке с родителей средств на возмещение расходов, связанных с содержанием детей. По ходатайству комиссии размер платы может быть снижен в установленном порядке.
В случае необходимости на основании действующего законодательства Российской Федерации комиссия обращается в суд с иском для защиты интересов несовершеннолетнего, восстановления нарушенных прав.
Комиссия по месту нахождения детского дома, школы-интерната, других интернатных учреждений закрытого специального учебно-воспитательного учреждения (всех видов), воспитательной колонии для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, за три месяца до выпуска несовершеннолетнего из перечисленных учреждений или освобождения из воспитательной колонии направляет информацию в комиссию по месту его постоянного жительства либо по месту пребывания родителей (лиц, их заменяющих) для решения вопроса об устройстве несовершеннолетнего.
При решении указанного вопроса комиссия по месту нахождения перечисленных в настоящей статье учреждений должна иметь соответствующее решение комиссии по месту постоянного жительства несовершеннолетнего, либо по месту пребывания его родителей (лиц, их заменяющих).
В случаях, когда возвращение несовершеннолетнего воспитанника детского дома, школы-интерната, других интернатных учреждений закрытого учебно-воспитательного учреждения (всех видов) или освобожденного из воспитательной колонии невозможно на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей (лиц, их заменяющих) в силу различных причин (с учетом желания воспитанника избежать восстановления связи с лицами, отрицательно влияющими на него, причинившими вред здоровью несовершеннолетнего), комиссия по месту нахождения перечисленных в настоящей статье учреждений обязана решить вопрос о его устройстве в течение десяти дней со дня выпуска или освобождения либо обращения несовершеннолетнего за помощью, с учетом его интересов.
Статья 16. Порядок рассмотрения дел комиссиями
Комиссии рассматривают дела и материалы:
а) по заявлению несовершеннолетних, их родителей (лиц, их заменяющих);
б) переданные в порядке, предусмотренном статьями 8 и 10 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
в) переданные в порядке, предусмотренном ст.ст. 14, 195, 201 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР;
г) по представлению органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, общественных объединений;
д) по ходатайству работодателей;
е) по собственной инициативе.
Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в срок не более 15 дней с момента их поступления.
Статья 17. Подготовка заседания комиссии
Дела, подлежащие рассмотрению комиссии, предварительно изучаются председателем или его заместителем, которые принимают следующие решения:
- рассмотреть дело на заседании комиссии либо возвратить адресату, если оно не относится к компетенции комиссии;
- направить материалы в соответствующее учреждение для дополнительной проверки;
- истребовать необходимые материалы или провести обследования по поступившим заявлениям, представлениям;
- определить круг лиц, подлежащих приглашению на заседание комиссии, и время рассмотрения дела;
- рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его законных представителей, адвоката и решить вопрос об их удовлетворении;
- предъявить иск в суд в интересах несовершеннолетнего;
- привлечь специалистов для дачи необходимых заключений.
В заключении должны быть отражены особенности личности несовершеннолетнего, предыдущие меры воспитательного характера, применявшиеся к правонарушителю, и оценка реакции на них; наличие у учреждений социальной защиты населения возможностей проведения профилактической работы с данным несовершеннолетним и другие моменты, важные для решения его проблем.
Признав дело подготовленным, председатель, заместитель председателя или член комиссии до рассмотрения дела знакомит несовершеннолетнего, его родителей (лиц, их заменяющих), адвоката, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений с материалами дела.
К рассмотрению дела допускается участие на стороне несовершеннолетнего его родителей (лиц, их заменяющих), адвоката.
О дне заседания комиссии извещается прокурор.
Статья 18. Меры, принимаемые комиссиями по обеспечению рассмотрения дел, материалов
До рассмотрения комиссией дела о несовершеннолетнем, указанном в абзацах 1-3 пункта "А" части первой статьи 13 настоящего Положения, он может быть отдан под присмотр родителей (лиц, их заменяющих), а несовершеннолетний, воспитывающийся в закрытом детском учреждении, под надзор администрации этого учреждения.
При отобрании подписки и принятии под присмотр родители (лица, их заменяющие), руководитель закрытого детского учреждения дают письменное обязательство комиссии обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии, а также его надлежащее поведение.
В случае совершения подростком в возрасте от 11 до 14 лет тяжкого общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом РСФСР, и необходимости в связи с этим немедленной изоляции подростка, он может быть по письменному указанию председателя комиссии или его заместителя помещен в учреждение временного содержания несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности на срок не более 30 суток.
В учреждение временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по указанию председателя комиссии или его заместителя может быть помещен несовершеннолетний в возрасте до 11 лет, совершивший тяжкое общественно опасное деяние, при необходимости его немедленной изоляции для обеспечения личной безопасности на срок не более 10 суток.
Во всех случаях помещения несовершеннолетнего в учреждение временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, по указанию председателя комиссии или его заместителя, в течение суток уведомляется прокурор.
С момента помещения несовершеннолетнего в учреждение временного содержания несовершеннолетних правонарушителей к нему допускается адвокат.
По ходатайству несовершеннолетнего, его родителей (лиц, их заменяющих) или адвоката, а также в случае если отпали основания для содержания несовершеннолетнего в учреждении временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, председатель комиссии или его заместитель дает указание о досрочном выпуске несовершеннолетнего из указанного учреждения.
Статья 19. Заседание комиссии
Заседание комиссии является правомочным при наличии не менее двух третей ее постоянного состава.
На заседании комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, его родителей (лиц, их заменяющих), а в необходимых случаях представителя воспитательного учреждения, педагога, специалиста. На заседание комиссии при необходимости или по просьбе адвоката может быть вызван потерпевший или его законные представители.
Комиссия может рассматривать дела в закрытом заседании. Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.
При рассмотрении дел, предусмотренных абзацами 1-3 пункта "А" части первой статьи 13 настоящего Положения, комиссия рассматривает всесторонне, полно и объективно сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия и его реабилитации.
В случае необходимости уточнить состояние здоровья несовершеннолетнего комиссия с согласия родителей (лиц, их заменяющих) несовершеннолетнего может принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование или медико-психолого-педагогическую комиссию.
При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявлено также, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Для установления этих обстоятельств должны быть опрошены родители несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели, специалисты социальной службы, здравоохранения, другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы.
При опросе несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при опросе несовершеннолетнего старше пятнадцати лет, если он признан умственно отсталым.
При рассмотрении дел, предусмотренных абзацем 4, пунктами "А" и "Б" части первой статьи 12 настоящего Положения, комиссии руководствуются процессуальными нормами Кодекса об административных правонарушениях.
При рассмотрении ходатайств, перечисленных в статье десятой настоящего Положения, присутствие несовершеннолетнего и представителей соответствующих органов и учреждений - обязательно.
Статья 20. Решения комиссии
Комиссия рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей (лиц, их заменяющих), других лиц и после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
а) применить меры воздействия, предусмотренные статьями 14-16 настоящего Положения;
б) прекратить дело;
в) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;
г) передать дело в органы прокуратуры, суд.
Статья 21. Последствия неявки на заседание комиссии
При неявке по вызову комиссии должностных лиц и граждан комиссия должна отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрацию по месту их работы или учебы.
В случае отказа несовершеннолетнего правонарушителя, дело о котором рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, от явки на комиссию без уважительных причин, они могут быть доставлены через органы внутренних дел по мотивированному постановлению комиссии.
Статья 22. Протокол и постановление комиссии
При рассмотрении дела ведется протокол, в котором указывается: дата и место заседания; состав присутствующих членов комиссии; содержание рассматриваемого дела; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, объяснения лиц, участвующих в деле, их ходатайства и результаты их рассмотрения, другие данные, относящиеся к делу, сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.
Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии.
Постановления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. В постановлении о применении меры воздействия указываются: наименование комиссии; дата рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; доказательства, на основании которых принято решение, правовой акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение, а также, при необходимости, предлагаемые меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания.
Постановление подписывается председательствующим и секретарем и оглашается вслед за его принятием.
Копия постановления или выписка из него вручается под роспись заинтересованным лицам или направляется в соответствующие органы или учреждения в пятидневный срок.
Статья 23. Меры, применяемые комиссией к несовершеннолетним, подлежащим помещению в закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения
При наличии достаточных оснований полагать, что несовершеннолетний, подлежащий по постановлению комиссии помещению в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение, будет заниматься преступной или иной антиобщественной деятельностью, а также препятствовать исполнению постановления, комиссия вправе принять решение о помещении его сроком не свыше 30 суток в учреждение временного содержания несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности, о чем делается соответствующая запись в постановлении.
Статья 24. Порядок и срок обжалования постановлений комиссии
Постановление комиссии может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в областную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение данного органа по жалобе должно быть принято в семидневный срок.
Постановление комиссии может быть в десятидневный срок обжаловано также в областной, районный (городской) суд по месту вынесения постановления.
Подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления.
Постановление по делам, указанным в абзаце 4, пунктах "А" и "Б" части первой статьи 12 обжалуется в районный (городской) суд, решение которого является окончательным.
Постановление комиссии может быть опротестовано прокурором.
Постановление областной комиссии может быть отменено Межведомственной комиссией при Правительстве РФ.
Статья 25. Порядок исполнения постановлений комиссии
Постановление комиссии о помещении несовершеннолетнего в закрытое специальное учебно-воспитательное учреждение направляется в органы управления образования и внутренних дел для исполнения в течение 30 суток с момента его вынесения.
Исполнение постановления комиссии по делам, указанным в абзаце четвертом пункта "А" и в пункте "Б" части первой статьи 12 осуществляется в порядке, предусмотренном процессуальными нормами Кодекса об административных правонарушениях РСФСР.
Постановление комиссии по материалам и ходатайствам, указанным в части второй статьи 12 настоящего Положения, в трехдневный срок с момента его вынесения направляется для исполнения должностным лицам соответствующих органов, учреждении, предприятий, организаций.
Статья 26. Изучение и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, нарушениям их прав и законных интересов
В целях изучения и устранения причин и условий, порождающих безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, а также нарушения их прав и законных интересов, комиссии организуют получение необходимых сведений, учет и анализ дел, рассмотренных на их заседаниях, ежеквартально обобщают полученные данные и результаты анализа, вносят предложения по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав в пределах города, района, района в городе, области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 1 июля 1996 г. N 528-п "О комиссиях по делам несовершеннолетних, защите их прав, профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 июля 2004 г. N 714-ПП настоящее постановление признано утратившим силу