Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 31 января 2001 г. N 100/6
Паспорт Программы развития бытового обслуживания
населения г. Екатеринбурга на 2001-2003 годы
Программа развития бытового обслуживания населения
г. Екатеринбурга на 2001-2003 годы
2. Характеристика состояния отрасли
3. Основные направления развития сферы услуг
в 2001-2003 годах
6. Основные мероприятия по совершенствованию
нормативно-правовой базы, регулирующей сферу
бытовых услуг г. Екатеринбурга на 2001-2003 гг.
8. Основные понятия и термины, используемые в программе
Приложение 1. Расчетные показатели прироста сети,
реконструкции и модернизации предприятий БОН
на 2001-2003 гг. (за счет собственных средств
предприятий)
Приложение 2. Программа развития городской справочно-
информационной службы на 2001-2003 гг.
Паспорт
Программы развития бытового обслуживания населения
г. Екатеринбурга на 2001-2003 годы
/---------------------------------------------------------------\
|Наименование |Программа развития бытового обслуживания |
|Программы: |населения г. Екатеринбурга на 2001-2003 гг. |
|----------------+----------------------------------------------|
|Статус |Городская целевая Программа |
|Программы: | |
|----------------+----------------------------------------------|
|Заказчик |Администрация г. Екатеринбурга |
|Программы: | |
|----------------+----------------------------------------------|
|Основные |Комитет по организации бытового обслуживания |
|разработчики: |населения администрации г. Екатеринбурга |
|----------------+----------------------------------------------|
|Цели |Повышение качества жизненного уровня населения|
|Программы: |г. Екатеринбурга через обеспечение доступности|
| |и качества услуг, комфорта при их |
| |предоставлении |
|----------------+----------------------------------------------|
|Задачи |1. Формирование организационных механизмов |
|Программы: |регулирования развития сферы бытовых услуг |
| |в городе. |
| |2. Поддержка и развитие |
| |частнопредпринимательской деятельности. |
| |3. Поддержка социально значимых услуг. |
| |4. Обеспечение защиты прав потребителей по |
| |безопасности и качеству предоставляемых |
| |услуг. |
| |5. Обеспечение кадрами. |
| |6. Создание более благоприятных условий для |
| |дальнейшего развития рыночных отношений в |
| |сфере БОН: |
| |6.1. Поддержка предприятий различных ОПФ |
| |и объективно складывающегося соотношения |
| |количества малых, средних и крупных |
| |предприятий, а также числа |
| |индивидуалов - мастеров. |
| |6.2. Формирование и поддержка реального, |
| |ответственного и эффективного предпринимателя |
| |- хозяина сервисной организации. |
| |6.3. Развитие конкуренции на рынке сферы услуг|
| |(наличие большого числа предприятий). |
| |6.4. Более эффективное использование |
| |возможностей некоммерческих партнерств. |
| |7. Совершенствование системы по организации |
| |обслуживания малообеспеченных граждан на |
| |безвозмездной основе, льготных условиях и с |
| |частичной оплатой. |
| |8. Повышение роли и ответственности районов |
| |в обеспечении населения бытовыми услугами |
|----------------+----------------------------------------------|
|Сроки реализации|2001-2003 гг. |
|Программы: | |
|----------------+----------------------------------------------|
|Ожидаемые |Суммарный социально - экономический эффект |
|результаты: |(укрепление и дальнейшее развитие, усиление |
| |защиты прав потребителей, расширение сети, |
| |реконструкция и техперевооружение, |
| |модернизация рабочих мест, повышение условий и|
| |территориальной доступности услуг, обеспечение|
| |доступности для всех слоев населения социально|
| |значимых видов услуг) |
|----------------+----------------------------------------------|
|Исполнители: |- Комитет по организации бытового обслуживания|
| | населения; |
| |- администрации районов г. Екатеринбурга; |
| |- некоммерческие партнерства; |
| |Хозяйствующие субъекты сферы бытового |
| |обслуживания города Екатеринбурга |
|----------------+----------------------------------------------|
|Система |Администрация г. Екатеринбурга. Комитет по |
|организации |организации бытового обслуживания населения |
|контроля: | |
|----------------+----------------------------------------------|
|Источники |Городской бюджет; |
|финансирования: |инвестиции субъектов малого |
| |предпринимательства |
\---------------------------------------------------------------/
Программа
развития бытового обслуживания населения
г. Екатеринбурга на 2001-2003 годы
1. Введение
Развитие отрасли бытовых услуг является важным фактором повышения общего уровня качества жизни населения.
Администрация города постоянно поддерживает отрасль, используя различные формы и методы. Работа по поддержке и развитию бытового обслуживания проводилась в соответствии с постановлениями Главы города от 31.03.1997 г. N 204 "Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию рынка бытовых услуг в г. Екатеринбурге на 1997 год", от 13.01.1998 г. "Об утверждении городской Программы развития бытового обслуживания населения города на 1998-1999 гг.", от 23.02.98 г. N 137 "Об упорядочении деятельности администрации города в сфере бытового обслуживания населения", от 27.03.98 г. N 245 "Об утверждении плана мероприятий по поддержке малого предпринимательства в г. Екатеринбурге на 1998-1999 гг.", от 17.12.99 г. N 1339 "О внесении в Екатеринбургскую городскую Думу предложений об утверждении городской Программы поддержки и дальнейшего развития бытового обслуживания населения города на 2000 год" и ряда других.
В рамках этих программ оказывалась финансовая поддержка предприятиям бытового обслуживания в виде предоставления льгот: прямого финансирования, льготного кредитования, льгот по арендной плате за пользование муниципальным имуществом.
Результаты анализа выполнения вышеуказанных программ показывают, что необходимо определить пути дальнейшего развития бытового обслуживания на 2001-2003 годы с учетом реально сложившегося положения дел в отрасли.
2. Характеристика состояния отрасли
Бытовое обслуживание населения в г. Екатеринбурге осуществляют более 1000 предприятий. Ожидаемый объем услуг за 2000 год составил 600,0 млн. руб.
Объем реализации за 1997-2000 гг.
/----------------------------------------------------------------\
|Годы|Объем |Темп роста (динамика) объема услуг |
| |реализации | |
| |бытовых | |
| |услуг в | |
| |фактических| |
| |ценах, | |
| |млн. руб. | |
|----+-----------+-----------------------------------------------|
| | |В фактических ценах |В сопоставимых ценах |
|----+-----------+------------------------+----------------------|
| | |К пред. |К уровню |К пред. |К уровню |
| | |году, раз |1997 г., раз|году, % |1997 г., %|
|----+-----------+-----------+------------+-----------+----------|
|1997| 224,6 | 1,00 | 1,00 | 100 | 100 |
|----+-----------+-----------+------------+-----------+----------|
|1998| 274,9 | 1,22 | 1,22 | 112,6 | 112,6 |
|----+-----------+-----------+------------+-----------+----------|
|1999| 450,0 | 1,63 | 2,00 | 136,4 | 153,6 |
|----+-----------+-----------+------------+-----------+----------|
|2000| 600,0 | 1,38 | 2,67 | 113,0 | 173,6 |
\----------------------------------------------------------------/
Из общего количества предприятий сферы услуг 24 государственных, 138 муниципальных, 20 общественных организаций, остальные частные. В отрасли работает более 7 тыс. человек непосредственно на предприятиях и 2 тыс. человек работают как индивидуальные мастера.
В силу различных причин сеть предприятий по видам услуг развивается неравномерно.
Высокий уровень спроса сохраняется на услуги парикмахерских, ремонт обуви, чистку изделий из кожи и меха, услуги фотолабораторий быстрого обслуживания.
Увеличилось количество организаций ритуального обслуживания, ломбардов, ювелирных мастерских.
Динамика сети предприятий БОН за 1997-2000 гг.
/----------------------------------------------------------------\
| Сеть | Годы |
| |-------------------------------|
| | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Сеть предприятий по основным | 894 | 953 | 1037 | 1097 |
|видам услуг | | | | |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Пошив и ремонт одежды | 88 | 86 | 91 | 90 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Вязка и пошив трикотажных | 17 | 15 | 10 | 12 |
|изделий | | | | |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Услуги проката | 20 | 22 | 23 | 23 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Парикмахерские | 176 | 217 | 245 | 257 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Ремонт и пошив обуви | 152 | 147 | 179 | 175 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Ремонт бытовой техники | 105 | 108 | 127 | 118 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Ремонт телерадиоаппаратуры | 53 | 54 | 46 | 37 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Фотоуслуги | 103 | 106 | 106 | 101 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Услуги химчистки и прачечных | 32 | 38 | 50 | 53 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Ремонт и изготовление мебели | 13 | 20 | 19 | 18 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Ремонт квартир | 15 | 12 | 10 | 9 |
|--------------------------------+-------+-------+-------+-------|
|Прочие | 120 | 128 | 131 | 204 |
\----------------------------------------------------------------/
Динамика открытия предприятий БОН по видам услуг
за 1997-2000 гг.
/----------------------------------------------------------------\
| |1997 |1998 |1999 |2000 | 1997- |
| | | | | | 2000 гг.|
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Швейные и трикотажные ателье | 13 | 8 | 19 | 25 | 65 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Парикмахерские | 34 | 46 | 59 | 37 | 176 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Ремонт и пошив обуви | 27 | 14 | 40 | 26 | 107 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Ремонт БРЭА и ЭБМ и П | 25 | 22 | 42 | 34 | 123 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Фото | 39 | 16 | 22 | 18 | 95 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Услуги химчистки и прачечных | 6 | 5 | 13 | 9 | 33 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Ремонт и изготовление мебели | 2 | 9 | 4 | 9 | 24 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Ремонт квартир | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Ритуальные | 4 | 5 | 3 | 5 | 17 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Ломбард | 11 | 6 | 13 | 7 | 37 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Прокат | - | - | 4 | 7 | 11 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Прочие | 23 | 21 | 8 | 91 | 143 |
|------------------------------+-----+-----+-----+-----+---------|
|Екатеринбург |186 |153 |229 |270 | 838 |
\----------------------------------------------------------------/
Оценивая экономическую ситуацию на рынке бытовых услуг, надо отметить, что предприятия, предоставляющие услуги состоятельным гражданам, работают стабильно, имеют средства на расширение производства, обновление оборудования, подготовку кадров. Они полностью адаптировались в рыночных условиях. Предприятия, обслуживающие население со средним и низким уровнем доходов, зачастую являются малорентабельными, их прибыль не всегда позволяет самостоятельно расширять производство, проводить реконструкцию и обновлять основные фонды. Зачастую рентабельность предприятия достигается за счет прочих доходов, в т.ч. полученных от сдачи помещений в субаренду, организации торговли и совместной деятельности с другими предприятиями.
Самый большой удельный вес в себестоимости услуг по-прежнему составляет арендная плата, коммунальные услуги, налоги (более 50%). Особенно это относится к предприятиям, которые имеют большие производственные помещения - швейные и трикотажные ателье, химчистки, прачечные.
Учитывая это, администрация города предоставила существенные льготы предприятиям отрасли по арендной плате.
Большинство предприятий отрасли воспользовались предоставленными льготами. Они сумели сократить свои расходы, более рационально использовать нежилые помещения и направить высвободившиеся средства на реконструкцию и техническое перевооружение. Развивалась сеть современных, европейского уровня, предприятий, осуществлялись работы по ремонту фасадов, входных групп, рекламному оформлению, техническому перевооружению, благоустройству территорий. Сократилось количество нерентабельных предприятий БОН.
Инвестиции предприятий на указанные цели за период с 1997-2000 гг. составили 76,6 млн. руб. Сеть предприятий увеличилась на 254 ед., отремонтировано 943, установлено вывесок 677, внедрено оборудования 2450 ед., подготовлено кадров 2598 чел., расширен ассортимент предоставляемых видов услуг на 70, внедрено новых видов услуг - 89, разработано и внедрено новых моделей швейных, трикотажных изделий, обуви, стрижек, причесок 6524 ед.
Открыто швейных и трикотажных ателье - 65, парикмахерских 176, мастерских по ремонту обуви - 107, мастерских по ремонту БРЭА, ЭБМ и П, часов, изготовлению ключей, металлоизделий - 123, фото - 95, химчистки и прачечных - 33, ремонту и изготовлению мебели - 24, ремонту квартир - 7, ритуальным услугам - 17, ломбардов - 37, прокату - 11, прочим услугам 143.
При этом удалось сдерживать рост цен на бытовые услуги, сохранить их доступность для большей части населения города, в т.ч. для социально незащищенных слоев населения.
Оценочные показатели развития отрасли 1997-2000 гг.
Показатели | Ед. изм. | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
1. Сеть предприятий | ед. | 894 | 953 | 1037 | 1097 |
- государственных | 36 | 38 | 28 | 24 | |
- муниципальных | 150 | 140 | 145 | 138 | |
- частных | 689 | 753 | 836 | 915 | |
- предприятия общественных организаций |
19 | 22 | 28 | 20 | |
2. Закрыто предприятий | 135 | 94 | 145 | 210 | |
Открыто предприятий | 186 | 153 | 229 | 270 (65 введено) |
|
Прирост | 51 | 59 | 84 | 60 | |
3. Количество рабочих мест | 5328 | 5592 | 5927 | 6279 | |
4. Количество занятых в сфере бытового обслуживания |
чел. | 6382 | 6652 | 7075 | 7408 |
5. Объем реализации бытовых услуг (в ценах соотв. лет) |
млн. руб. | 224,6 | 274,9 | 450,0 | 600,0 |
6. Наличие производственных площадей |
тыс. кв. м |
82,5 | 80,2 | 95,4 | 95,6 |
7. Съем услуг с 1 кв. м площади (в ценах соотв. лет.) |
руб. | 2722,0 | 3428,0 | 4717,0 | 6276,0 |
8. Потребление услуг на душу населения (в ценах соотв. лет) |
руб. | 170,06 | 208,12 | 341,69 | 458,02 |
9. Средние цены на основные виды услуг |
руб. | ||||
Постановка набоек | 26,8 | 27,9 | 30,7 | 45,8 | |
Ремонт одежды | 18,5 | 24,2 | 27,0 | 34,8 | |
Пошив брюк | 106,2 | 121,3 | 141,4 | 218,3 | |
Пошив легкого платья | 162,3 | 210,6 | 274,2 | 375,0 | |
Ремонт цв. ТВ (отеч.) | 110,0 | 120,5 | 120,5 | 166,7 | |
Ремонт мех. наручных часов | 30,0 | 30,0 | 41,7 | 68,3 | |
Химчистка мужского костюма | 79,3 | 157,7 | 208,5 | 233,6 | |
Фото на документы | 15,5 | 21,7 | 29,0 | 37,1 | |
Стрижка модельная в женском зале | 35,0 | 35,7 | 41,25 | 52,5 | |
Химзавивка в комплексе | 90,0 | 95,8 | 109,4 | 132,5 | |
Стрижка модельная в мужском зале | 26,7 | 34,0 | 36,3 | 50,0 | |
10. Имеют льготы по аренде | ед. | 121 | 134 | 176 | 124 |
11. Предприятия, оказывающие услуги социально незащищенным слоям населения |
58 | 79 | 92 | 127 | |
12. Отремонтировано предприятий за счет собственных средств |
168 | 199 | 211 | 365 | |
13. Внедрено нового оборудования | 381 | 510 | 706 | 853 | |
14. Установлено вывесок | 93/26 | 176/90 | 190/96 | 218/132 | |
15. Кол-во оказываемых видов услуг по ОКУН |
ед. | 576 | 592 | 605 | 624 |
16. Инвестиции в развитие сети предприятий БОН |
тыс. руб. | 9522,3 | 21506,4 | 14870,6 | 30671,5 |
3. Основные направления развития сферы услуг
в 2001-2003 годах
Важнейшей задачей Комитета по организации бытового обслуживания населения на 2001-2003 гг. является формирование организационных механизмов регулирования масштабов развития сферы бытовых услуг в городе.
Администрации районов должны добиваться создания на своей территории полного набора предприятий, увеличения количества предприятий.
3.1. Расчетные показатели прироста сети,
реконструкции и модернизации предприятий БОН
на 2001-2003 гг.
(См. Приложение 1)
3.2. Перспективы развития отрасли по основным
видам услуг
3.2.1. Изготовление и ремонт одежды.
В городе не сложился пока свой стиль работы художников, дизайнеров одежды, модельеров.
В целом по городу уровень художественного и технического исполнения заказов на изготовление одежды невысок. 90 ателье с численностью работающих 1200 человек насчитывают менее 10 художников-модельеров.
Особенностью настоящего этапа развития швейной подотрасли является необходимость в создании дополнительной услуги для клиента - услуги художника-модельера, формирующего стиль работы ателье, круг постоянных клиентов.
Это направление услуг, при условии повышения качества, будет и впредь развиваться. В период 2001-2003 гг. планируется создать 26 швейных ателье, реконструировать и модернизировать 92.
Главное направление поддержки данного вида услуг - создание некоммерческого партнерства в данной отрасли, Совета модельеров-технологов, оказание помощи в проведении городских конкурсов, фестивалей, выставок, в организации подготовки и повышения квалификации кадров, сертификации услуг.
3.2.2. Ремонт и пошив обуви.
Услуги по ремонту обуви предоставляют 164, в основном мелких, мастерских. Это социально значимый вид услуг повседневного спроса широких слоев населения.
Услуги по пошиву обуви предоставляют 11 мастерских. Спрос на пошив обуви нестандартных полнот и размеров устойчивый. Развитие спроса на пошив зимней обуви стандартных размеров обеспечивается условиями ценовой конкуренции обувного рынка.
В данной сфере услуг занято 500 чел.
Основной тенденцией развития в 2001-2003 гг. будет создание дополнительной услуги по пошиву обуви в крупных ремонтных мастерских. Открытие сети приемных пунктов по ремонту обуви. Техническое перевооружение отрасли. За 3 года будет создано 16 мастерских, реконструировано 187.
Главная задача развития отрасли - обеспечение доступности услуг для малоимущих слоев населения, введение абонементного обслуживания социально незащищенных слоев населения.
В этих целях необходимо:
- сохранить льготы по арендной плате большинству предприятий отрасли либо добиться введения коэффициента вида услуг при расчете арендной платы;
- создать инвестиционный фонд отрасли.
Введение добровольной сертификации в планируемом периоде позволит повысить техническую оснащенность предприятий, улучшить качество предоставляемых услуг.
3.3.3. Вязка и ремонт трикотажных изделий.
Услуги по вязке изделий и пошиву одежды из трикотажных полотен оказывают 12 предприятий с численностью работающих 100 чел.
Развитие данного вида услуг будет определяться за счет более широкого спектра предоставляемых услуг ремонтного характера, внедрения новых видов пряжи, новой технологии с применением современного вязального оборудования, введения в ассортимент верхней женской и мужской одежды (пальто, куртки, пончо и др.), повышения художественного уровня изделий. За период 2001-2003 гг. будет создано 4 предприятия, реконструировано 13.
3.3.4. Химическая чистка одежды и стирка белья.
Это одна из важнейших социально значимых подотраслей бытового обслуживания населения, которая позволяет поддерживать в надлежащем состоянии санитарно-гигиенический уровень жизни горожан, обслуживает большинство бюджетных организаций здравоохранения, народного образования, социальной защиты, УВД и др. подобных организаций.
Химчистка и стирка являются наиболее фондо- и энергоемкими организациями, мощными потребителями воды, нуждаются в специальных природоохранных системах, занимают большие производственные площади. Сеть составляет 53 ед., численность работающих - 300 чел.
Основные претензии населения по этим услугам - высокая стоимость услуг.
Созданное некоммерческое партнерство "Химчистки и прачечные" призвано способствовать снижению себестоимости услуг за счет создания инвестиционного фонда для приобретения химикатов, материалов и пр. крупными партиями.
Введение обязательной сертификации способствует повышению уровня технической оснащенности предприятий, экологической безопасности, качеству услуг.
Основное направление поддержки отрасли - предоставление льгот по арендной плате и энергоносителям. В соответствии с расчетами будет создано 7 предприятий, реконструировано 67.
3.3.5. Услуги парикмахерских.
Эти услуги самые массовые. В городе действует 257 парикмахерских с численностью работающих 2000 чел.
Парикмахерские и косметические услуги - одни из самых рентабельных в сфере бытового обслуживания, однако только незначительная часть предприятий работает на европейском уровне, используя лучшее зарубежное оборудование, парфюмерно-косметические материалы и технологии.
В городе функционируют коммерческие организации по обеспечению парикмахерских парфюмерно-косметическими материалами, инструментом, оборудованием.
В предстоящие три года за счет открытия 59 новых предприятий, реконструкции 486, приведения архитектурного облика и рекламно художественного оформления объектов к единым общегородским требованиям, обязательной сертификации, необходимо решить вопросы существенного повышения качества.
3.3.6. Ремонт и техническое обслуживание электробытовых машин и приборов, в т.ч. радиоэлектронной аппаратуры.
Сервис бытовой техники осуществляют 21 мастерская по ремонту ЭБМ и П, 37 мастерских по ремонту БРЭА с численностью работающих 600 чел. В планируемый период ожидается слияние этих видов услуг в один.
Для решения проблем этой группы услуг необходимо в ближайшие три года создать 9 предприятий по ремонту ЭБМ и П, 5 предприятий по ремонту БРЭА. Реконструировать в общей сложности 114 предприятий, относящихся к этой группе услуг. Завершить обязательную сертификацию всех предприятий.
Созданное некоммерческое партнерство "Телерадиобыттехника" и разработка кодекса профессиональных работников данной сферы услуг позволят решить проблемы качества, профессионализма, формирования ценовой политики отрасли.
3.3.7. Услуги фотоателье и фотолабораторий.
Дальнейшее развитие данной отрасли будет происходить путем создания небольших частных предприятий.
Прогнозируется развитие комплексных предприятий, оказывающих широкий ассортимент услуг высокого качества.
Необходимо возродить художественную фотосъемку, эксклюзивное изготовление фотопортретов, создать специализированный детский зал. В целях продвижения услуг высшего качества, ориентированного на потребителей с высоким уровнем дохода, проводить выставки работ фотомастеров города.
3.3.8. Справочно-информационные услуги.
Программа развития городской справочно-информационной службы на 2001-2003 гг. (См. Приложение 2).
В планируемом периоде предполагается увеличить объем реализации бытовых услуг до 1100,0 млн. руб, создать 300 предприятий бытового обслуживания, в т.ч. по районам города: в Верх-Исетском - 45, Железнодорожном - 37, Кировском - 45, Ленинском - 58, Октябрьском - 43, Орджоникидзевском - 46, Чкаловском - 26.
Провести ремонт, реконструкцию, модернизацию 1275 предприятий, в т.ч. швейных ателье - 92, трикотажных - 13, парикмахерских 486, мастерских по ремонту и пошиву обуви - 187, ремонту ЭБМ и П, БРЭА - 114, фотоуслугам - 72, химчисткам и прачечным - 67, ремонту и изготовлению мебели - 12, ремонту квартир - 4, прокату - 10, прочим услугам - 218.
Расчетные показатели развития отрасли в 2001-2003 гг.
/----------------------------------------------------------------\
|Годы |Объем |Темп роста (динамика) объема услуг |
| |реализации | |
| |бытовых | |
| |услуг в | |
| |фактических | |
| |ценах, | |
| |млн. руб. | |
| | |---------------------------------------------|
| | |В фактических ценах |В сопоставимых ценах |
| | |-----------------------+---------------------|
| | | К пред. | К уровню | К пред. |К уровню |
| | | году, | 1997 г., | году, % |1997 г., %|
| | | раз | раз | | |
|-----+------------+-----------+-----------+----------+----------|
|2001 | 780 | 1,30 | 3,47 | 110 | 191,0 |
|-----+------------+-----------+-----------+----------+----------|
|2002 | 935 | 1,20 | 4,16 | 108 | 206,2 |
|-----+------------+-----------+-----------+----------+----------|
|2003 | 1100 | 1,18 | 4,90 | 108 | 227 |
\----------------------------------------------------------------/
Финансирование создания новых и реконструкции действующих предприятий осуществляется за счет средств предприятий и предпринимателей.
Расчетные показатели создания и реконструкции
предприятий в 2001-2003 гг.
Количество предприятий | ||||||||||||||||
Создать | Реконструировать и модернизировать | |||||||||||||||
В- Исетск. |
Ж-д | Кировск. | Ленинск. | Октябр. | Орджон. | Чкалов. | Екате- ринб. |
В- Исетск. |
Ж-д | Кировск. | Ленинск. | Октябр. | Орджон. | Чкалов. | Екате- ринб. |
|
Пошив и ремонт одежды |
5 | 3 | 3 | 6 | 2 | 5 | 2 | 26 | 16 | 9 | 10 | 20 | 13 | 14 | 10 | 92 |
Вязка и пошив трикотажных изделий |
1 | 1 | - | 1 | 1 | - | - | 4 | 2 | - | 2 | 2 | - | 4 | 3 | 13 |
Парикмахерские | 10 | 8 | 7 | 12 | 6 | 10 | 6 | 59 | 78 | 72 | 62 | 77 | 82 | 62 | 53 | 486 |
Ремонт и пошив обуви |
3 | 2 | 2 | 4 | 1 | 3 | 1 | 16 | 35 | 26 | 25 | 28 | 26 | 27 | 20 | 187 |
Ремонт ЭБМ и П | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | 16 | 14 | 10 | 15 | 10 | 16 | 10 | 91 |
Ремонт БРЭА | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 5 | 6 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 23 |
Фото | - | 1 | - | - | - | 1 | - | 2 | 13 | 7 | 4 | 15 | 10 | 7 | 16 | 72 |
Услуги химчистки и прачечных |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 14 | 9 | 8 | 12 | 6 | 11 | 7 | 67 |
Ремонт и изготовление мебели |
- | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 5 | 9 | - | - | 3 | - | - | - | 12 |
Ремонт квартир | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 11 | 2 | - | 1 | 1 | - | - | - | 4 |
Услуги проката | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 11 | 4 | 1 | - | 3 | 1 | - | 1 | 10 |
Прочие | 20 | 15 | 25 | 30 | 25 | 20 | 10 | 145 | 60 | 9 | 26 | 32 | 60 | 5 | 26 | 218 |
Итого | 45 | 37 | 45 | 58 | 43 | 46 | 26 | 300 | 255 | 150 | 150 | 210 | 210 | 150 | 150 | 1275 |
4. Сертификация и аттестация
В соответствии с федеральными нормативными документами обеспечение качества и безопасности бытовых услуг осуществляется через систему сертификации и лицензирования.
В настоящее время все предприятия, предоставляющие услуги ломбардов, игорных заведений и ритуальные услуги, подлежат обязательному лицензированию. В планируемый период лицензирование предстоит мастерским по ремонту и изготовлению ювелирных изделий, оздоровительным комплексам.
Обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности, установленным нормативными документами, подлежат услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры и электробытовых машин и приборов, услуги химчистки и парикмахерских.
Вопросы обязательной сертификации услуг решаются через систему аккредитованных Госстандартом России органов по сертификации, в частности, через Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации "Уралтест". Испытания и экспертизы по химической чистке и крашению проводит аккредитованный Госстандартом России специализированный центр в г. Челябинске.
Если сертификаты соответствия имеют уже 54 (93,1%) мастерских по ремонту БРЭА и ЭБМ и П, то процесс сертификации услуг химчисток завершен, парикмахерских - ведется. Сертификация услуг по ремонту и пошиву швейных изделий (добровольная система) начнется с 2001 г., ремонту и пошиву обуви, ломбардам - в 2002 году.
Расчетные показатели сертификации бытовых услуг
2000-2003 гг.
/----------------------------------------------------------------\
| | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
| | (факт)| | | |
|-----------------------------------+-------+------+------+------|
|Услуги по ремонту и ТО | 30 | 4 | 5 | 5 |
|БРЭА и ЭБМ и П | | | | |
|-----------------------------------+-------+------+------+------|
|Услуги химчисток | 11 | 2 | 2 | 1 |
|-----------------------------------+-------+------+------+------|
|Услуги парикмахерских | 80 | 189 | 24 | 17 |
|-----------------------------------+-------+------+------+------|
|Услуги по ремонту и пошиву швейных | - | 25 | 84 | 7 |
|изделий | | | | |
|-----------------------------------+-------+------+------+------|
|Услуги по ремонту и пошиву обуви | - | - | 91 | 100 |
|-----------------------------------+-------+------+------+------|
|Услуги ломбардов | - | - | 33 | 2 |
\----------------------------------------------------------------/
Рынок услуг - это многогранное и многоструктурное явление. Вырабатывая наиболее эффективное поведение хозяйствующих субъектов для предоставления населению услуг на новом качественном уровне, Решением городской Думы на территории города Екатеринбурга введена аттестация хозяйствующих субъектов в сфере бытовых услуг.
Цель аттестации - создание уверенности и доверия потребителей услуг в способности предприятия выпускать продукцию (оказывать услуги) требуемого уровня качества.
В настоящее время на территории города аттестовано 1054 предприятия БОН (96,1% от общего количества), в т. ч. по районам: Верх-Исетский 94, 6%, Железнодорожный - 86,8%, Кировский 93,8%, Ленинский - 98,6%, Октябрьский - 93,1%, Орджоникидзевский 98,2%, Чкаловский - 100,0%.
В 2001-2003 гг. предстоит продолжить аттестацию вновь вводимых объектов по расчетным показателям порядка 300 объектов.
Расчетные показатели аттестации предприятий БОН
на 2000-2003 гг.
/----------------------------------------------------------------\
| | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
| | (факт) | | | |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Пошив и ремонт одежды | 90 | 9 | 8 | 9 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Вязка и пошив трикотажных изделий | 10 | 1 | 2 | 1 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Парикмахерские | 244 | 18 | 24 | 17 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Ремонт и пошив обуви | 178 | 4 | 2 | 10 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Ремонт ЭБМ и П | 129 | 2 | 4 | 3 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Ремонт БРЭА | 47 | 2 | 1 | 2 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Фото | 107 | 1 | 1 | - |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Услуги проката | 24 | 3 | 4 | 4 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Услуги химчистки и прачечных | 51 | 3 | 3 | 1 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Ремонт и изготовление мебели | 19 | 2 | 1 | 2 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Ремонт квартир | 10 | 4 | 3 | 4 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Прочие | 145 | 45 | 50 | 50 |
|----------------------------------+--------+------+------+------|
|Екатеринбург | 1054 | 94 | 103 | 103 |
\----------------------------------------------------------------/
Ситуация на рынке бытовых услуг в основном стабилизировалась. По всем видам обслуживания населения создано и функционирует достаточное число хозяйствующих субъектов. Перед администрацией города и районов стоит задача обеспечить контроль за их деятельностью в части соблюдения требований законодательства по безопасности и качеству услуг.
5. Подготовка кадров
Развитие бытового обслуживания населения в городе в немалой степени зависит от наличия подготовленных руководящих кадров, владеющих механизмами функционирования рыночной экономики.
В целях сокращения потребительских рисков, повышения деловой активности руководителей предприятий, профессионализма исполнителей услуг создана единая система подготовки и переподготовки управленческого и инженерно-экономического персонала, специалистов предприятий: радиомехаников, закройщиков, обувщиков, парикмахеров, косметологов и пр.
Работники сферы услуг напрямую контактируют с населением, от степени профессионализма их деятельности зависит настроение, работоспособность, а зачастую и здоровье жителей города.
Потребность в подготовке и переподготовке кадров для
бытового обслуживания населения города
в 2001-2003 гг.
/----------------------------------------------------------------\
| Категория | Потребность |Потребность в | Итого |
| специалистов | в подготовке |переподготовке| |
| |---------------------| | |
| |Для |Для новых| | |
| |действующих| | | |
|-------------------+-----------+---------+--------------+-------|
|Руководители, | 50 | 100 | 200 | 350 |
|менеджеры | | | | |
|-------------------+-----------+---------+--------------+-------|
|Специалисты по | 300 | 600 | 1000 | 1900 |
|оказанию услуг | | | | |
|населению | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
В настоящее время сфера бытового обслуживания населения города в основном удовлетворяет потребности граждан в услугах. Однако имеются проблемы по территориальной и ценовой доступности услуг, их качества и комфорта при предоставлении.
Важнейшей задачей администрации города и районов становится развитие предложения бытовых услуг и обеспечение их доступности при умеренном росте цен. Создание на базе существующих КБО единой органической сети, где различные виды услуг гибко замещают друг друга в зависимости от состояния спроса. Продолжение работы по созданию современной сферы услуг европейского уровня. По расчетным показателям в 2001-2003 гг. сеть предприятий увеличится до 1200 ед., технический уровень отрасли повысится за счет внедрения 2805 ед. современного оборудования, свой вклад в архитектурный облик города внесут 1275 предприятий, осуществивших ремонт и реконструкцию входных групп, фасадов, помещений; 795 предприятий проведут рекламнохудожественное оформление объектов. Инвестиции субъектов предпринимательской деятельности на указанные цели за 2001-2003 гг. составят 108,0 млн. руб.
Более 5 тыс. новых моделей швейных и трикотажных изделий, ювелирных изделий, обуви, стрижек, причесок и пр., показы и демонстрации моделей, выставки, профессиональные конкурсы укрепят репутацию субъектов предпринимательства в сфере услуг, создадут позитивное мнение горожан о происходящих в ней изменениях.
Ожидаемые результаты и социально-экономическая эффективность мероприятий - суммарный социально-экономический эффект (укрепление и дальнейшее развитие, усиление защиты прав потребителей, расширение сети, реконструкция и техперевооружение, модернизация рабочих мест, повышение условий и территориальной доступности услуг, обеспечение доступности для всех слоев населения социально значимых видов услуг).
6. Основные мероприятия
по совершенствованию нормативно-правовой базы,
регулирующей сферу бытовых услуг г. Екатеринбурга
на 2001-2003 гг.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Цель | Исполнители | Срок |
1. | Целевые мероприятия по совершенствованию оказания услуг по специализациям, в т. ч. по КБО и отдаленным поселкам |
Увеличение объемов предоставляемых услуг, повышение культуры обслуживания, повышение технического потенциала предприятий, улучшение качества услуг |
КОБОН, администрации районов, руководители предприятий, некоммерческих партнерств |
Ежегодно до 1.02. каждого года |
2. | Подготовка и переподготовка кадров |
Широкое распространение передовых методов работы, внедрение новых видов услуг, повышение престижа работников сферы услуг |
КБОН, некоммерческие партнерства, администрации районов |
Постоянно |
3. | Разработка и утверждение в установленном порядке нормативных документов |
Создание единой правовой базы, уточнение полномочий и сфер ответственности между КОБОН, районными администрациями и предприятиями |
КОБОН, администрации районов, некоммерческие партнерства |
Постоянно |
3.1. | Проект положения "О порядке присвоения разрядов и категорий предприятий БОН" |
Создание системы классификации предприятий по уровню обслуживания, качеству выполненных работ |
КОБОН, администрации районов, некоммерческие партнерства |
В течение 2002 г. |
3.2. | Положение о порядке безвозмездного и льготного обслуживания малоимущих |
КОБОН, УСП, администрации районов |
2 кв. 2001 г. |
|
3.3. | Нормативы потребления услуг с учетом территориальных особенностей проживания населения |
Создание нормативной базы | КОБОН, администрации районов |
В течение 2001 г. |
3.4. | Подготовка проекта Решения городской Думы "Об экономическом обеспечении развития бытовых услуг в городе" |
Создание экономических основ развития сферы услуг |
КОБОН, администрации районов, некоммерческие партнерства |
В течение 2001 г. |
3.5. | Разработка проекта Закона "Об основах организации бытового обслуживания населения в Свердловской области" |
Создание нормативной базы | КОБОН, администрации районов, некоммерческие партнерства |
В течение 2002 г. |
3.6. | Разработка Кодекса профессиональных работников сферы бытовых услуг |
Создание нормативной базы | Некоммерческие партнерства |
В течение 2003 г. |
3.7. | Создание единого информационного поля сферы бытовых услуг |
Создание информационной системы |
КОБОН, администрации районов, некоммерческие партнерства, ГСИС |
В течение 2001- 2003 гг. |
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26 сентября 2003 г. N 44/3 в раздел 7 настоящего постановления внесены изменения
7. Финансовое обеспечение
N п/п |
Мероприятия | Суммы затрат, тыс. руб. | Источник финанси- рования |
Исполнитель | Бюджето- получатель |
|||
2000 г. факт |
2001 г. план |
2002 г. план |
2003 г. план |
|||||
1. | Модернизация и ввод нового оборудования |
10624 | 11140 | 11637 | 12137 | Предприятия БОН |
КОБОН, администрации районов, предприятия БОН |
|
2. | Ремонт помещений предприятий |
18484 | 19745 | 21520 | 23293 | -"- | -"- | |
3. | Оформление наружной рекламы |
1563 | 1643 | 1894 | 2145 | -"- | -"- | |
4. | Пополнение банка НТД и НТИ |
7,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | Горбюджет | КОБОН, ФБУ | БФО Городской администрации |
5. | Повышение квалификации персонала предприятий БОН |
100,0 | 600,0 | 600,0 | 700,0 | Предприятия БОН |
КОБОН, администрации районов, некоммерческие партнерства, предприятия БОН |
|
6. | Проведение выставок, показов коллекций моделей |
150,0 | 170,0 | 190,0 | 210,0 | -"- | -"- | |
7. | Проведение конкурсов профессиональ- ного мастерства |
53,9 | 100,0 | 100,0 | 300,0 | Горбюджет | КОБОН, ФБУ | БФО Городской администрации |
8. | Участие в семинарах, проводимых "Росбытсоюзом" |
32,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | Горбюджет | КОБОН, ФБУ | БФО Городской администрации |
9. | Разработка и утверждение в установленном порядке нормативных документов: |
|||||||
9.1. | Нормативы потребления услуг |
70,0 | Горбюджет | КОБОН | Организация - разработчик |
|||
9.2. | Проект Закона "Об основах организации бытового обслуживания населения в Свердловской области" |
30,0 | -"- | -"- | Организация - разработчик |
|||
9.3. | Проект Постановления городской Думы "Об экономическом обеспечении развития бытовых услуг в городе" |
30,0 | -"- | ЕКУГИ, КОБОН | Организация - разработчик |
|||
9.4. | Проект Положения "О порядке присвоения разрядов и категорий предприятий БОН" |
20,0 | -"- | КОБОН | Организация - разработчик |
|||
9.5. | Создание информационной системы сферы услуг, внедрение компьютерных технологий |
195,0 | 140,0 | 100,0 | 100,0 | Горбюджет | КОБОН, МУП "Горсправка" |
МУП "Горсправка" |
9.6. | Выделение льготных 10% кредитов |
|||||||
- МУП "Ропид-2" |
150,0 | 300,0 | 300,0 | 300,0 | Горбюджет | КОБОН, "Ропид-2" |
МУП "Ропид-2" |
|
- МУП "Горсправка" |
- | 150,0 | 150,0 | 150,0 | Горбюджет | КОБОН, МУП "Горсправка" |
МУП "Горсправка" |
|
- ООО "Екатеринбург - прокатразнобыт" |
- | 200,0 | 200,0 | - | Горбюджет | КОБОН, "Екатеринбург - прокатразнобыт" |
ООО "Екатеринбург - прокатразнобыт" |
|
Итого затрат: | ||||||||
Предприятия | 30921 | 33298 | 35841 | 38485 | ||||
Горбюджет | 438 | 1100 | 1010 | 960 |
8. Основные понятия
и термины, используемые в программе
Услуга: результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Сфера обслуживания населения: совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению.
Обслуживание: деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.
Предоставление услуги: деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.
Условия обслуживания: совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.
Исполнитель: предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.
Потребитель: гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд.
ОПФ - организационно-правовая форма.
БРЭА и ЭБМ и П - бытовая радиоэлектронная аппаратура, электробытовые машины и приборы.
ОКУН - Общероссийский классификатор услуг населению.
НТД и НТИ - научно-техническая документация и научно техническая информация.
ГСИС - Городская справочно-информационная служба.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.