Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области, основываясь на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в принятом им постановлении от 30.01.2001 г. N 2-П по делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж". Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан (далее - постановление от 30 января 2001 года), отмечает следующее:
Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области в своем постановлении от 13.12.2000 г. N 407-ПОД "О "Протесте Прокурора Свердловской области на Закон Свердловской области от 27.11.98 г. N 40-ОЗ "О налоге с продаж", признавая протест обоснованным в части установления объекта налогообложения, исходила из того, что к правотворческим полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление объекта налогообложения по налогу с продаж. При этом согласно части второй пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями), в которой объектом налогообложения с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг) не первой необходимости, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, и определяемых в том числе решением законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время положения части второй, наряду с некоторыми другими частями пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 2 резолютивной части постановления от 30 января 2001 года признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Данный вывод Конституционного Суда Российской Федерации основывается на доводах, изложенных в том числе в пунктах 2 и 4 мотивировочной части постановления от 30 января 2001 года.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что такой существенный элемент каждого регионального налога, как объект налогообложения, должен регулироваться федеральным законом (абзац четвертый пункта 2 мотивировочной части постановления от 30 января 2001 года). В абзацах четвертом и пятом пункта 4 мотивировочной части постановления от 30 января 2001 года отражено, что федеральный законодатель, устанавливая региональный налог с продаж, был обязан определенно и непротиворечиво закрепить объект налогообложения. Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель этого не сделал. В пункте 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не предусмотрены какие-либо критерии для определения товаров и услуг не первой необходимости и товаров первой необходимости. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что объект налогообложения по налогу с продаж не может считаться определенно установленным.
Попытки внести изменения в Областной закон от 27 ноября 1998 года N 40-ОЗ "О налоге с продаж" (с изменениями, внесенными Законами Свердловской области от 15 июня 1999 года N 13-ОЗ, от 25 февраля 2000 года N 9-ОЗ) в части установления объекта налогообложения налогом с продаж до принятия соответствующего федерального закона следует рассматривать как превышение правотворческих полномочий субъектов Российской Федерации, поскольку в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации объект налогообложения налогом с продаж должен быть установлен определенно и непротиворечиво Федеральным Законом, а не законом субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации принял во внимание, что немедленное признание положений частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской федерации" может повлечь неисполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, поскольку налог с продаж, введенный на основании федерального закона законами субъектов Российской Федерации, является источником доходной части бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации установил, что указанный Федеральный Закон и законы субъектов Российской Федерации, воспроизводящие или содержащие положения, признанные неконституционными постановлением от 30 января 2001 года, должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации до 1 января 2002 года. Следовательно, Областной закон "О налоге с продаж" сохраняет свое действие.
На основании вышеизложенного Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области постановляет:
Исключить пункт 2 постановления Областной Думы от 13.12.2000 г. N 407-ПОД "О "Протесте Прокурора Свердловской области на Закон Свердловской области от 27.12.98 г. N 40-ОЗ "О налоге с продаж".
Председатель
Областной Думы
Е.Н. Порунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 11 марта 2001 г. N 616-ПОД "О внесении изменений в постановление Областной Думы от 13.12.2000 г. N 407-ПОД "О "Протесте Прокурора Свердловской области на Закон Свердловской области от 27.11.98 г. N 40-ОЗ "О налоге с продаж"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 17 марта 2001 г. N 54 стр. 4, еженедельнике "Товарный рынок" 2001 г., N 10 стр. 14, "Собрании законодательства Свердловской области" 2001 г., N 3 ст. 303