Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Решению
Екатеринбургской городской Думы
от 20 марта 2001 г. N 103/2
Муниципальная программа
социальной поддержки граждан с ограниченными
возможностями "Инвалид"
на 2001-2004 годы
Паспорт программы
/----------------------------------------------------------------\
|Наименование |Целевая программа социальной поддержки |
|программы |граждан с ограниченными возможностями |
| |"Инвалид" |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Цель Программы |Обеспечение инвалидам равных с другими |
| |гражданами возможностей участия в жизни |
| |общества и улучшение качества их жизни |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Нормативно-правовое |Федеральный Закон от 24.11.95 г. N 183-ФЗ|
|обеспечение |"О социальной защите инвалидов в |
|Программы |Российской Федерации"; |
По-видимому, в тексте допущена опечатка. Номер Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует читать N 181-ФЗ
| |Федеральный Закон от 02.08.95 г. N 122-ФЗ|
| |"О социальном обслуживании граждан |
| |пожилого возраста и инвалидов"; |
| |Постановление Правительства РФ от |
| |07.12.96 г. N 1449 "О мерах по |
| |обеспечению беспрепятственного доступа |
| |инвалидов к информации и объектам |
| |инфраструктуры"; |
| |Постановление Правительства РФ от |
| |14.01.2000 г. N 36 "О федеральной |
| |целевой программе "Социальная поддержка |
| |инвалидов на 2000-2005 годы"; |
| |Постановление Правительства Свердловской |
| |области от 12.04.99 г. N 439-ПП "О |
| |квотировании рабочих мест для граждан, |
| |особо нуждающихся в социальной защите, в |
| |организациях Свердловской области"; |
| |Постановление Госстроя РФ от 29.11.99 г. |
| |N 73 "О принятии свода правил |
| |"Требования доступности общественных |
| |зданий и сооружений для инвалидов и |
| |других маломобильных посетителей" |
Постановлением Правительства Свердловской области от 14 апреля 2003 г. N 200-ПП постановление Правительства Свердловской области от 12 апреля 1999 г. N 439-ПП "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в организациях Свердловской области" признано утратившим силу
|----------------------+-----------------------------------------|
|Финансовое |Средства бюджета города; |
|обеспечение Программы |Спонсорские средства, благотворительные |
| |взносы; |
| |Привлеченные средства собственников |
| |имущества; |
| |Средства фонда обязательного медицинского|
| |страхования |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Основные разработчики |Управление по социальной политике; |
|Программы |Управление здравоохранения; |
| |Территориальный отдел занятости |
| |населения; |
| |Главное управление архитектуры, |
| |градостроительства и регулирования |
| |земельных отношений; |
| |Управление благоустройства; |
| |Управление по развитию физической |
| |культуры, спорта и туризма; |
| |Управление культуры; |
| |Комитет по транспорту и связи; |
| |Комитет по промышленности и науке; |
| |Комитет по управлению городским |
| |имуществом; |
| |Комитет по товарному рынку |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Координатор |Управление по социальной политике |
|Программы | |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Срок реализации |2001-2004 годы |
|Программы | |
\----------------------------------------------------------------/
Введение
В России, в связи с переходом к рыночным отношениям, проблема социальной защищенности инвалидов стоит особенно остро, так как большинство из них по объективным причинам оказались среди малообеспеченной и невостребованной части населения. Ограничения, обусловленные состоянием здоровья, не позволяют им утвердиться в качестве полноправных граждан общества. Так как инвалиды и в перспективе останутся одним из наиболее многочисленных социально демографических слоев населения России, возрастает ответственность общества перед ними.
Программа разработана Управлением по социальной политике администрации г. Екатеринбурга при участии других заинтересованных подразделений администрации города. Учтены предложения общественных организаций инвалидов.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Современный этап развития общества характеризуется проведением комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.
Так, по оценкам экспертов Министерства труда и социального развития РФ, в последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста численности инвалидов в общей численности населения.
В г. Екатеринбурге в 1996 г. проживало около 76000 инвалидов, что составляло 5,7% от общей численности населения города. За последние 4 года прирост числа инвалидов составил более 16%.
По-прежнему основными проблемами инвалидов являются низкий уровень доходов, отсутствие достаточного количества оборудованных рабочих мест, неудовлетворительное состояние здоровья, ограниченное общение, невозможность участия в активной общественной жизни, недоступность объектов социальной инфраструктуры, недостаточное количество социально реабилитационных и культурно-досуговых центров.
Вместе с тем стоит отметить, что за последние 4 года администрацией города проделана большая работа и приняты социально значимые нормативно - распорядительные документы, позволяющие:
- В области градостроительства: обеспечить недопустимость разработки градостроительной и проектно-сметной документации на новое строительство и реконструкцию действующих объектов без обязательного наличия раздела "Обеспечение доступности для инвалидов".
Всего за 4 года утверждено более 300 проектов строительства объектов городской среды, содержащих разделы по обеспечению доступности для инвалидов;
- В области занятости инвалидов: обеспечить трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места. Принято постановление Главы города от 02.07.99 г. N 628 "О реализации постановления Правительства Свердловской области от 12.04.99 г. N 439-ПП "О квотировании рабочих мест для граждан, особенно нуждающихся в социальной защите, в организациях Свердловской области".
Всего за 4 года трудоустроено более 1000 инвалидов, в том числе за 9 месяцев 2000 г. - 341 человек. На 01.10.2000 г. в службе занятости имеется более 250 вакансий для инвалидов. Анализ вакансий показал, что если ранее востребованы были только низкооплачиваемые и низкоквалифицированные специалисты, то сегодня в банке данных имеются вакансии по специальностям от дворника до профессора института.
- В области использования муниципального имущества: эффективно использовать муниципальное имущество и решать вопросы доступности для инвалидов за счет средств арендаторов.
Разработана новая форма договора с арендаторами, которая содержит пункт, обязывающий арендаторов объектов за свой счет переоборудовать их для обеспечения доступности;
- В области торгового обслуживания: разрешено открывать предприятия торговли и общественного питания только в случае наличия мероприятий, обеспечивающих доступность для инвалидов.
Всего за 4 года принято более 150 объектов торговли и общественного питания, в которых предусмотрено наличие мероприятий по обеспечению доступности инвалидов;
- В области социальной защиты инвалидов: оказывать материальную помощь, выплачивать муниципальные пособия хронически больным людям, компенсировать некоммерческую установку телефонов одиноко проживающим инвалидам 1 и 2 групп.
С мая 1999 г. в г. Екатеринбурге действует служба "Социальное такси" для инвалидов. В задачи данной службы входит обеспечение бесплатной транспортировкой инвалидов 1 группы с заболеванием опорно-двигательного аппарата к социально значимым объектам городской инфраструктуры.
Всего за это время было обслужено более 2500 заявок инвалидов.
II. Основные цели и задачи
Основной целью Программы является формирование организационных, социально-экономических и правовых условий для осуществления мер по улучшению положения граждан с ограниченными возможностями, а также усилению их социальной защищенности с учетом современной социально-демографической и социально экономической ситуации.
Для достижения указанной цели и создания комфортных условий жизнедеятельности для инвалидов настоящей Программой предлагаются следующие направления деятельности:
1. Расширение сети муниципальных учреждений по обслуживанию инвалидов, в том числе открытие:
- центра социально-психологической адаптации инвалидов военной службы;
- отделений медико-социального обслуживания на дому.
2. Привлечение инвалидов к трудовой деятельности в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
3. Переоборудование социально значимых объектов городской инфраструктуры с учетом доступности инвалидов.
4. Организация проката технических и медицинских изделий, инвалидных колясок.
5. Расширение количества обслуживаемых инвалидов на дому.
Перечисленные направления деятельности предполагают новые пути привлечения денежных средств для реализации программы, а также изменения структуры расходов с целью повышения эффективности их использования.
III. Сроки и этапы реализации программы
Настоящая Программа рассчитана на 2001-2004 годы и является вторым этапом долговременной программы социальной поддержки граждан с ограниченными возможностями.
IV. Система программных мероприятий
Программа определяет порядок организации и реализации мер комплексного решения вопросов укрепления социальной защищенности инвалидов и учитывает интересы всех категорий и групп. Вместе с тем ряд мероприятий Программы направлен на решение в приоритетном порядке проблем наиболее уязвимых категорий инвалидов: инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов военной службы, инвалидов с детства и т.д.
Перечень мероприятий Программы прилагается (Приложение 1 к Программе).
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел первый. Основы деятельности по улучшению организационно-методической работы.
Практика проведения Координационных советов по делам инвалидов показала: данная форма контроля работы всех подразделений администрации города, призванных решать проблемы инвалидов, наиболее эффективна на данный момент.
В целях улучшения обеспечения информированности граждан о положении инвалидов и о мерах по улучшению качества их жизни намечено организовать работу постоянно действующего "Телефона доверия" при районных Центрах социального обслуживания населения, а также организовать работу по информированию населения города о мероприятиях по социальной защите инвалидов.
Раздел второй. Меры, направленные на улучшение работы по трудовой реабилитации инвалидов.
В целях улучшения социально-экономического положения инвалидов в разделе представлены мероприятия по содействию занятости желающим трудиться инвалидам.
Продолжается работа по оказанию консультативной, юридической и финансовой помощи инвалидам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью. Данная система отработана при реализации предыдущей Программы "Инвалид" и показала себя как эффективный инструмент помощи в трудоустройстве инвалидов.
В целях максимально быстрого информирования инвалидов города о наличии вакансий в банке данных по профессиям и специальностям, приемлемым для трудоустройства инвалидов, намечена работа по проведению ежеквартальных совещаний представителей Управления по социальной политике и общественных организаций инвалидов.
Раздел третий. Меры по улучшению медико-социальной реабилитации инвалидов.
В целях улучшения объема и повышения качества оказания медико-социальной помощи инвалидам планируется открыть дополнительные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, отделения социального обслуживания на дому, а также создать пансионаты дневного пребывания на базе центров социального обслуживания населения.
Намечено создать систему хосписов для оказания помощи гражданам с тяжелыми заболеваниями, что позволит значительно облегчить их страдания, улучшить "моральный климат" в их семьях, уменьшить экономические потери, связанные с необходимостью обеспечения ухода за родственниками тяжело больных инвалидов.
Раздел четвертый. Меры по улучшению социально-бытового и транспортного обслуживания инвалидов.
В целях улучшения системы проката технических и медицинских изделий для инвалидов учтена необходимость осуществления мер по укреплению материально-технической базы пунктов проката, организованных на базах районных Центров социального обслуживания населения.
Предполагается организовать работу по проведению ремонтов в квартирах инвалидов с целью обеспечения передвижения маломобильных инвалидов по квартире, пользования ваннами, туалетами и балконами.
Предусмотрена организация надомного торгового обслуживания инвалидов 1 группы, выделение им бесплатных торговых мест на рынках, бесплатная доставка лекарств.
Раздел пятый. Меры по обеспечению доступности городской среды для инвалидов.
Оптимизация среды жизнедеятельности инвалидов связана с необходимостью дооборудования и дооснащения обычной среды с учетом ограничений, обусловленных особенностями инвалидов различных групп заболеваний.
Предполагается внесение особых условий, обеспечивающих наличие мероприятий по обеспечению доступности инвалидов, в проектно-сметную документацию строительства новых объектов; при заключении договоров аренды; при оформлении документов на строительство и эксплуатацию остановочных комплексов.
Предполагается проведение работы по ежегодному переоборудованию социально значимых учреждений. Перечень объектов будет определяться представителями общественных организаций инвалидов.
В целях контроля за эффективностью мероприятий, обеспечивающих доступность объектов городской инфраструктуры для инвалидов, предусмотрено проведение проверок действующих объектов специалистами Управления по социальной политике, совместно с "отраслевыми" специалистами администраций районов.
Раздел шестой. Меры по созданию благоприятных условий для реализации культурных и спортивных потребностей инвалидов.
Эффективная социализация граждан с ограниченными возможностями предусматривает активное включение их в городскую жизнь, обеспечение выбора досуговых занятий, участие в "клубной жизни", активное занятие спортом.
В целях вовлечения инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в активную жизнь общества планируется организовать проведение обучающих семинаров по использованию инвалидных колясок "активного типа".
В раздел включены мероприятия по организации бесплатных посещений инвалидами муниципальных музеев, льготных цен на посещения кинотеатров.
Раздел седьмой. Меры по реабилитации инвалидов военной службы.
Неуклонно увеличивающееся число инвалидов военной службы предполагает активизацию мероприятий по облегчению адаптации их к нормальной жизни.
В этих целях предусмотрено создание центра социально-психологической адаптации инвалидов военной службы, где квалифицированные специалисты смогут оказать им комплексную помощь.
Предусмотрена организация выплат муниципальных пособий инвалидам 1 группы военной службы.
Раздел восьмой. Меры по укреплению социальной защищенности инвалидов.
В этом разделе предусмотрены мероприятия по материальной поддержке инвалидов: выплата инвалидам, оказавшимся в экстремальной ситуации, материальной помощи; оплата некоммерческой установки телефона одиноко проживающим инвалидам 1 и 2 групп; выплата муниципальных пособий отдельным категориям инвалидов.
V. Механизм реализации и контроля за ходом
реализации программы
Ответственным за реализацию Программы является Управление по социальной политике администрации города Екатеринбурга.
Основными исполнителями являются структурные подразделения администрации города, органы исполнительной власти, общественные организации инвалидов.
Ответственный исполнитель - Управление по социальной политике:
- обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей;
- контролирует исполнение основных мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных ассигнований;
- отчитывается перед Координационным советом по делам инвалидов и Екатеринбургской городской Думой о ходе реализации Программы.
Основные исполнители Программы:
- разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий;
- осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения закрепленных за ними работ;
- ежеквартально представляют ответственному исполнителю информацию о ходе работ.
VI. Социально-экономические последствия и оценка
эффективности реализации программы
Программа будет способствовать созданию единого социального пространства для жителей города с ограниченными возможностями, дополнительных условий для обеспечения достойного уровня жизни граждан с ограниченными возможностями.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- способствовать установлению приоритетов социальной политики с учетом потребностей граждан с ограниченными возможностями;
- обеспечить системный подход к решению проблем граждан с ограниченными возможностями;
- обеспечить совершенствование системы предоставления помощи и услуг инвалидам;
- привлечь внимание общества к проблемам граждан с ограниченными возможностями и способствовать преодолению стереотипа негативного отношения к инвалиду со стороны общества.
Оценка эффективности программных мероприятий будет производиться путем проведения жилищно-бытовых обследований граждан с ограниченными возможностями, социологических опросов в учреждениях, изучения писем и обращений граждан с ограниченными возможностями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.