В целях реализации Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. N 1202-Р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст. 3734), Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 годов и плана мероприятий по ее реализации, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.10.99 г. N 4442-11 ГД "О неотложных мерах по улучшению здоровья женщин и детей в Российской Федерации", постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 18.12.2000 г. N 422-ПОД "Об Областной программе государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, в 2001 году" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 12-1, ст. 1523), концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП, и дальнейшего развития Губернаторской программы "Мать и дитя" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию совершенствования системы оказания помощи в сфере родовспоможения и организации перинатальных центров на территории Свердловской области (далее - концепция) (прилагается).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, с учетом принимаемой концепции обеспечить принятие муниципальных программ по охране здоровья матери и ребенка, их финансирование.
3. Предложить главам муниципальных образований город Краснотурьинск, город Нижний Тагил, город Ирбит, город Асбест, город Первоуральск принять участие в организации перинатального центра на своей территории.
4. Министерству здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.):
1) разработать план действий по совершенствованию системы оказания помощи в сфере родовспоможения и организации перинатальных центров на территории Свердловской области;
2) осуществлять координацию деятельности по внедрению концепции в пределах предоставленных полномочий.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 8 августа 2001 г. N 554-ПП
Концепция
совершенствования системы оказания помощи в сфере
родовспоможения и организации перинатальных центров на
территории Свердловской области на 2001-2005 годы
Глава 1. Введение
1. Демографические процессы, происходящие в нашей области, характеризуются низкой рождаемостью, высокой общей смертностью, отрицательным естественным приростом населения. В структуре населения прогрессивно снижается количество детей, при этом отмечается рост удельного веса первенцев за счет сокращения доли вторых и третьих детей. Все это делает особенно актуальным проблемы, связанные с охраной материнства и детства. В течение последних лет остается высоким уровень материнской смертности, крайне медленно снижается перинатальная и младенческая смертность, эти показатели существенно превосходят не только уровень экономически развитых стран, но и среднероссийский. Служба родовспоможения Свердловской области не претерпела значительных изменений за прошедшее десятилетие, за исключением существенного уменьшения коечного фонда. Без реорганизации этой системы решение стоящих перед ней задач не представляется возможным.
Расчеты показывают, что в нашей области 7-8 тысяч беременных ежегодно нуждаются в высококвалифицированной перинатальной помощи. Эта потребность не может быть обеспечена только областным перинатальным центром (Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и детства), в котором проходит около 1500 родов в год. Учитывая географические, социально-экономические и медико-организационные особенности нашего региона, организация сети перинатальных центров на территории Свердловской области является перспективной и своевременной.
Настоящая концепция служит основой для разработки плана мероприятий совершенствования системы оказания медицинской помощи в сфере родовспоможения и организации перинатальных центров.
Новизна концепции заключается в совершенствовании системы оказания помощи беременным, роженицам и новорожденным на основе рационального использования ресурсов здравоохранения, создания новой современной организационной модели деятельности службы родовспоможения, ориентированной на обеспечение потребностей населения в высокоэффективной перинатальной помощи.
Экономическая целесообразность реализации концепции состоит в оптимальном использовании финансовых средств здравоохранения вследствие их концентрации на наиболее значимых направлениях охраны материнства и младенчества.
2. Реализация концепции позволит:
1) для населения Свердловской области:
обеспечить доступность современной высокоэффективной перинатальной помощи;
снизить материнскую, перинатальную и младенческую смертность, заболеваемость родильниц и новорожденных, инвалидность детей;
2) для отрасли здравоохранения:
повысить эффективность использования ресурсов медицинских учреждений;
обеспечить развитие наиболее эффективных направлений медицинской помощи в родовспоможении;
3) для медицинских кадров:
повысить квалификацию и профессиональный уровень;
дать возможность реализации творческого потенциала.
3. Цель настоящей концепции - совершенствовать систему оказания медицинской помощи в сфере родовспоможения, способствовать снижению показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности путем создания сети перинатальных центров на территории Свердловской области.
Перинатальный центр - это высококвалифицированное лечебно-профилактическое учреждение (отделение), специализирующееся на оказании помощи беременным, роженицам и новорожденным высокого риска.
4. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1) разработка методических рекомендаций оказания помощи в сфере родовспоможения и организации перинатальных центров на территории Свердловской области;
2) организация взаимодействия между подразделениями службы родовспоможения разного уровня, усиление роли областного перинатального центра (Уральского научно-исследовательского института охраны материнства и младенчества) как ведущего организационнометодического звена в системе охраны материнства и младенчества;
3) развитие службы пренатальной (дородовой) диагностики на базе областного центра планирования семьи и репродукции и вновь создаваемых перинатальных центров;
4) совершенствование деятельности акушерского подразделения областного центра медицины катастроф и неотложных состояний с использованием - современных информационных технологий, возможностей телемедицинской диагностики и прогнозирования;
5) улучшение материально-технической базы женских консультаций и родильных домов;
6) создание в установленном порядке на базе крупных родильных домов перинатальных центров, оснащение их современным диагностическим и лечебным оборудованием, обучение кадров.
Глава 2. Основные направления совершенствования системы
оказания помощи в сфере родовспоможения и
организации перинатальных центров на территории
Свердловской области
5. Разработка методических документов, регламентирующих порядок совершенствования системы оказания помощи в сфере родовспоможения и организации перинатальных центров на территории Свердловской области, позволит обеспечить единое понимание цели и задач проводимой реорганизации, общие подходы к осуществлению принципиальных положений данной концепции, единые критерии контроля качества деятельности родовспомогательных учреждений.
6. Совершенствование взаимодействия между подразделениями службы родовспоможения разного уровня является непременным условием эффективного функционирования системы перинатальной помощи на современном этапе развития здравоохранения и достигается за счет разработки и внедрения методических документов, усиления роли областного перинатального центра (Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и детства) как ведущего организационнометодического звена в системе охраны материнства и младенчества. Это даст возможность определить порядок консультативной и стационарной акушерско-гинекологической помощи в новых медико-организационных условиях, позволит обеспечить целенаправленное распределение потоков больных между лечебно-профилактическими учреждениями разных квалификационных уровней, форм собственности и ведомственной подчиненности.
7. Развитие службы пренатальной диагностики приведет к раннему выявлению врожденных и наследственных заболеваний плода, позволит избежать рождения детей с тяжелой инвалидизирующей патологией. Для реализации этого направления необходимо оснастить современным диагностическим оборудованием (цифровая ультразвуковая диагностическая экспертная система пятого поколения, включающая цветной и энергетический доплер, трехмерную реконструкцию органов) государственное учреждение здравоохранения "Областной центр планирования семьи и репродукции".
8. Совершенствование деятельности акушерского подразделения областного центра медицины катастроф и неотложных состояний в русле использования современных информационных технологий, ресурсов сети Интернет предоставляет широкие возможности для развития дистанционной телемедицинской диагностики прогнозирования осложнений беременности и родов, мониторинга состояния пациентов, проведения клинических конференций и консилиумов. Реализация этих направлений позволит существенно улучшить оказание медицинской помощи пациентам вне зависимости от их социального статуса и места жительства, приблизить к ним высококвалифицированную медицинскую помощь.
9. Создание в установленном порядке на базе крупных родильных домов перинатальных центров, оснащение их современным диагностическим и лечебным оборудованием, обучение кадров является центральным мероприятием данной концепции, обеспечивающим достижение ее цели. Большинство цивилизованных стран, модернизируя систему оказания помощи в сфере родовспоможения, идет по пути концентрации наиболее современных дорогостоящих и сложных медицинских технологий, квалифицированных кадров на базе крупных родильных домов, университетских клиник. В конечном итоге это привело к созданию высокотехнологичных специализированных медицинских структур, занимающихся оказанием помощи наиболее сложным контингентам беременных и новорожденных определенного региона и получивших название - перинатальные центры (peri - рядом, около; natus рождение). Это позволило резко снизить перинатальную, материнскую и младенческую смертность, заболеваемость новорожденных, инвалидность детей.
Задачи перинатального центра:
1) организация системы перинатальной помощи на подведомственной территории, включая консультативно-диагностическую помощь беременным высокого риска и их оптимальное родоразрешение;
2) обеспечение максимально эффективной реанимационной помощи новорожденным с различной патологией перинатального периода;
3) ранняя реабилитация матерей и новорожденных, перенесших осложнения беременности и родов.
10. Финансирование мероприятий по реализации концепции будет осуществляться за счет привлечения средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (по согласованию), Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области в рамках реализации Губернаторской программы "Мать и дитя", федеральной программы "Безопасное материнство" и за счет средств бюджетов муниципальных образований в объеме текущего финансирования.
11. Этапы реализации концепции:
I этап ( 2001-2002 годы): разработка организационно-методических документов; создание перинатальных центров в муниципальных образованиях город Краснотурьинск и город Нижний Тагил;
II этап (2002-2005 годы): создание перинатальных центров в муниципальных образованиях город Ирбит, город Первоуральск, город Асбест; оснащение областного центра планирования семьи и репродукции, женских консультаций и родильных домов Свердловской области необходимым оборудованием; организация системы телемедицинской диагностики и дистанционного мониторинга на базе областного центра медицины катастроф и неотложных состояний.
12. Результаты реализации концепции:
1) стабильное снижение материнской смертности до 30 на 100 тыс. живорожденных детей;
2) снижение перинатальной смертности до 10 случаев на 1000 родов;
3) снижение младенческой смертности до 12 случаев на 1000 живорожденных детей;
4) обеспечение доступности и улучшение качества оказания перинатальной помощи для населения Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 8 августа 2001 г. N 554-ПП "О Концепции совершенствования системы оказания помощи в сфере родовспоможения и организации перинатальных центров на территории Свердловской области на 2001-2005 годы"
Текст опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2001 г., N 8 ст. 1065