Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Исходные условия разработки программы
Современное тяжелое положение большинства отраслей социальной сферы, важнейшей составной частью которой является бытовое обслуживание населения, не требует доказательств. Падение платежеспособного спроса населения, усиление налогового пресса, рост тарифов на тепло и электроэнергию, арендных платежей, усиление конкуренции на рынке бытовых услуг поставили большинство предприятий отрасли в чрезвычайно сложное положение и подвели многие из них к грани банкротства. За годы реформ в сфере бытового обслуживания населения произошло значительное падение объемов реализации услуг (более чем в 11,2 раза).
В условиях рынка производители бытовых услуг чувствуют себя недостаточно уверенно. Низкая покупательная способность населения и в этой связи, недостаток потока клиентов приводят к перепрофилированию и даже закрытию ряда предприятий бытового обслуживания (ПБО).
Предприятия бытового обслуживания способны производить бытовые услуги в значительно больших объемах по сравнению с их производством в настоящее время. Однако высокая стоимость материальных ресурсов, расходуемых на производство услуг, приводит к росту их себестоимости. Кроме того, введенный налог на добавленную стоимость (НДС) повышает цены на бытовые услуги еще на 20 процентов. В результате в 2000 году население доплатило к общей стоимости услуг 338,8 тыс. рублей.
В 2000 году финансовое положение предприятий бытового обслуживания оставалось сложным, большая часть из них была убыточной. Многие муниципальные предприятия в течение последних лет не имеют возможности выплатить старые финансовые долги.
Несмотря на все проблемы, с которыми пришлось столкнуться отрасли в годы реформирования, 1998-2000 годы стали для нее переломными, что объясняется традиционной способностью отрасли обеспечивать быстрые темпы накопления и удовлетворять платежеспособный спрос основной части населения. Предприятия отрасли отличает также достаточно быстрая окупаемость вложенных средств, "высокая восприимчивость" к организационно-структурным нововведениям, следствием чего стало функционирование в основном предприятий негосударственной формы собственности.
За последние три года на потребительском рынке Свердловской области произошла стабилизация физического объема реализации бытовых услуг, а с 1999 года наблюдался небольшой его рост. В 2000 году объем реализации бытовых услуг населению предприятиями всех форм собственности составил 1694,0 млн. рублей, что в сопоставимой оценке на 0,3 процента выше уровня 1999 года.
Некоторое улучшение положения на рынке бытовых услуг зафиксировано в ряде городов и районов. Об этом говорит тот факт, что наблюдается наполнение рынка бытовых услуг: предлагается широкий ассортимент, а покупатели имеют возможность выбора. При этом клиенты заметно переориентировались на те рынки, где услуг больше и они дешевле и,главное - качественнее.
Рыночные отношения в настоящее время объективно требуют воздействия государства и его органов на меры по регулированию платежеспособного спроса, который в значительной степени влияет на развитие социальной сферы, в том числе бытового обслуживания населения. Данную проблему можно решить лишь путем проведения соответствующих мероприятий в бюджетной, финансовой и налоговой политике. *
Необходимость разработки мер государственной поддержки производителей бытовых услуг обусловлена следующими обстоятельствами.
Первое из них определяется высоким удельным весом бытовых услуг во всем комплексе платных услуг, оказываемых населению. В Свердловской области в 2000 году доля объема бытовых услуг в составе платных составила 11,1 процента, занимая 3-е место из 16. Объем реализации бытовых услуг на одного жителя систематически снижается и по рангу субъектов Федерации Свердловская область с 37 места в 1996 году перешла на 47 место в 1998 году.
Второе - в отрасли бытового обслуживания предоставлением индивидуальных услуг занято достаточно большое количество населения - 13783 человек (в 1994 году - 30065 человек). 80 процентов из них - женщины трудоспособного возраста. Это солидная концентрация рабочей силы и рабочих мест. Однако в последние годы количество предприятий бытового обслуживания сокращается и в связи с этим за 1994-1999 годы численность работающих в отрасли сократилась на 64 процента.
Третье - слабая материально-техническая база предприятий: основные фонды введены более 30-40 лет назад, новое строительство не ведется и не запланировано на ближайшие годы, высока степень износа базового технического оснащения - более 80 процентов. Инвестиции в сферу бытового обслуживания населения за годы реформ практически не вносились, что объясняется отсутствием собственных оборотных средств, убыточностью большинства предприятий. Учитывая высокую степень износа основных фондов в сфере бытового обслуживания, можно констатировать наличие кризисности в состоянии основного капитала.
Четвертое - основная часть потребителей бытовых услуг обращается в предприятия бытового обслуживания за ремонтными работами, которые не обеспечивают предприятия легкой промышленности. Так, в предприятиях по ремонту и индивидуальному пошиву обуви практически все заказы направлены на ремонт. Аналогичная ситуация в ателье по пошиву и ремонту меховых изделий, бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры.
Пятое - большая доля (до 60 процентов и выше) заказов в предприятия бытового обслуживания поступает со стороны населения с низкими и средними душевыми денежными доходами. В связи с этим предприятия несут убытки, ибо пенсионерам и инвалидам, как правило, предусматриваются скидки в стоимости услуг. Особенностью функционирования предприятий бытового обслуживания является выполнение до 90 процентов объема их работ по индивидуальным заказам. Серийных заказов крайне мало (социальный заказ для бань, прачечных, химчисток).
Ввиду отсутствия финансовых средств предприятия бытового обслуживания нередко работают в нежилых помещениях, зачастую без отопления. Серьезной проблемой является тот факт, что слабая покупательная способность населения обусловливает все более низкую загруженность производства (на 30-70 процентов) при односменном или полуторасменном режиме работы предприятия. В отрасли наблюдается высокий уровень неполной занятости производственных мощностей и, соответственно, площадей, которые приходится сдавать в аренду.
Предприятия бытового обслуживания в большинстве случаев самостоятельно, без поддержки местных властей, пытаются создать условия для обслуживания населения, однако такая ситуация долго продлиться не может, ибо ведет к банкротству предприятий.
В частности, используя нежилые помещения, предприятия службы быта имеют большие арендные начисления, особенно если они занимают помещения Фонда научно-производственного объединения охраны памятников (в Екатеринбурге таких предприятий 10). Начиная с 2000 года оплата аренды для них возросла примерно в 10 раз. Подобная финансовая политика по отношению к предприятиям бытового обслуживания направлена на вытеснение их из центров городов, где они существовали 50 и более лет.
Важно отметить, что сфере бытового обслуживания во все периоды развития экономики придавалось серьезное значение. Смена экономической модели Российской Федерации в 90-х годах способствовала росту значимости сферы услуг как сектора экономики, создающего часть национального продукта территории, регулирующего занятость населения и призванного повысить качество и степень комфортности его проживания.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2001 г. N 37-ПП "Об областных целевых программах на 2002 год" (Собрание законодательства Свердловской области. 2001, N 1. ст. 125) предусмотрена разработка Областной целевой программы поддержки и развития бытового обслуживания населения на 2002 год.
Целью программы является рост объемов реализации бытовых услуг населению области, удовлетворение потребности населения в социально значимых бытовых услугах, повышение технического, управленческого и финансового потенциала предприятий.
Программа предусматривает решение следующих задач:
создание благоприятных экономических, организационных условий функционирования предприятий бытового обслуживания населения области;
техническую, финансовую, кадровую модернизацию предприятий службы быта:
формирование селективных мер государственной поддержки предприятий бытового обслуживания населения.
Исходной информационной базой для разработки Областной целевой программы поддержки и развития бытового обслуживания населения на 2002 год послужила научно-исследовательская работа, выполненная на основании постановления Правительства Свердловской области от 29.06.2000 г. N 540-ПП "Об областном заказе на научно-исследовательские работы на 2000 год" (Собрание законодательства Свердловской области. 2000. N 6, ст. 612) специалистами Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области при содействии муниципальных образований области. При проведении работы были исследованы состояние и проблемы функционирования сферы бытового обслуживания населения в 25 городах и 30 районах Свердловской области за 1993-1999 годы, и на этой основе разработаны предложения по поддержке и развитию бытового обслуживания населения Свердловской области на 2001-2003 годы.
На основании проведенных статистических, социологических, маркетинговых, аналитических исследований установлено, что обеспеченность населения области социально значимыми бытовыми услугами по данным 1999 года составляет 57,64 процента от социальных нормативов. При этом надо отметить, что рынок услуг химчисток, прачечных, парикмахерских, бань, ремонта металлоизделий, ремонт часов, услуг по ремонту одежды развит очень слабо.
В разрезе городов и районов области наблюдается выраженная дифференциация обеспеченности социально значимыми бытовыми услугами, особенно в районах: от 43,3 процента - в Верхнесалдинском районе до 0,1 процента - в Шалинском, при средней обеспеченности по районам области 40,7 процента, что позволяет выявить базу для предпринимательства.
*Львов Д. Теоретическое ядро социально-экономического развития страны // Экономист 1997. N 11.стр. 15
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.