Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Свердловской области от 27 марта 2002 г. N 191-ПП "Об утверждении Концепции управления государственным имуществом Свердловской области на 2002-2005 годы"

2. Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (Голубицкий В.М.) совместно с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области, управляющим делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области при составлении текущих и перспективных планов и программ, касающихся вопросов управления государственным имуществом Свердловской области, руководствоваться положениями настоящей Концепции.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области, министра по управлению государственным имуществом Свердловской области Голубицкого В.М.

 

Председатель Правительства

Свердловской области

А.П. Воробьев

 

Концепция
Управления государственным имуществом
Свердловской области на 2002-2005 годы
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 27 марта 2002 г. N 191-ПП)

 

Глава 1. Общие положения и механизм управления

 

Параграф 1. Общие положения

 

1. Концепция управления государственным имуществом Свердловской области на 2002-2005 годы (далее - Концепция) определяет основные направления повышения эффективности управления имуществом, находящимся в государственной собственности Свердловской области, в целях совершенствования государственного регулирования экономики Свердловской области, повышения объемов и технико-технологического уровня производства, обеспечения четкого позиционирования Свердловской области в качестве участника корпоративных отношений и рынка ценных бумаг, а также решения иных задач, способствующих развитию хозяйственного комплекса Свердловской области.

2. Концепция является базовым документом для разработки ежегодных программ и иных документов по вопросам формирования и развития государственной собственности Свердловской области. Концепция определяет основные направления совершенствования системы управления государственной собственностью Свердловской области и ключевые принципы деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области по реализации этих направлений.

3. Концепция исходит из того, что политика управления государственной собственностью Свердловской области формируется в четкой взаимосвязи с общей социально-экономической политикой, реализуемой Губернатором Свердловской области и Правительством Свердловской области.

4. Разработка Концепции предопределена наступлением нового этапа в управлении государственной собственностью Свердловской области. Если ранее основными задачами управления государственным имуществом были формирование рыночной среды и приватизация, то на текущий период ключевой задачей является повышение эффективности управления государственным имуществом Свердловской области.

5. В этих условиях основной целью настоящей Концепции является формирование технологии и инструментария принятия решений органами государственной власти Свердловской области, обеспечивающих выработку оптимальной стратегии управления государственной собственностью Свердловской области.

6. В рамках данной цели выдвигаются две группы задач: общие и технологические.

К общим задачам относятся:

1) увеличение доходов областного бюджета в результате повышения эффективности управления государственной собственностью Свердловской области;

2) выполнение социальных функций государственной собственности Свердловской области;

3) обеспечение экономической безопасности Свердловской области.

К технологическим задачам относятся:

1) формирование эффективной структуры управления государственной собственностью Свердловской области, обеспечение оптимальной системы взаимодействия и распределения полномочий исполнительных органов государственной власти Свердловской области, участвующих в управлении государственной собственностью Свердловской области;

2) создание системы информационного обеспечения управления государственной собственностью Свердловской области, оптимизация информационных потоков между исполнительными органами государственной власти Свердловской области, участвующими в управлении государственной собственностью Свердловской области;

3) оптимизация доли государственной собственности в экономике Свердловской области.

7. Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

 

Параграф 2. Механизм управления государственным имуществом Свердловской области

 

1. Для достижения цели и решения задач, указанных в параграфе 1 настоящей Концепции, определяется механизм управления государственным имуществом Свердловской области, предполагающий:

1) установление приоритетных условий и направлений организации управления государственным имуществом Свердловской области;

2) внедрение алгоритма оптимизации управления государственной собственностью Свердловской области;

3) совершенствование информационной системы управления государственным имуществом Свердловской области.

2. В качестве приоритетных условий и направлений организации управления государственным имуществом Свердловской области выступают следующие:

1) инвентаризация государственной собственности Свердловской области, прежде всего, земельных участков и правоустанавливающих документов на них и объектов интеллектуальной собственности;

2) инвентаризация социально-экономических эффектов от управления государственной собственностью (как в актуальном, так и в потенциальном аспектах) с последующим определением наиболее эффективных механизмов использования государственной собственности Свердловской области;

3) оптимизация информационных потоков между исполнительными органами государственной власти Свердловской области, осуществляющими функции управления государственным имуществом Свердловской области;

4) совершенствование контроля над использованием объектов государственной собственности Свердловской области, выявление через механизм контроля проблем данного использования и путей их решения;

5) повышение квалификации специалистов исполнительных органов государственной власти Свердловской области, осуществляющих функции управления государственным имуществом Свердловской области, представителей государства в органах управления хозяйственных обществ с долей Свердловской области в уставном капитале, руководителей областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений.

3. Управление государственной собственностью Свердловской области будет осуществляться с учетом приоритетов по отраслям деятельности и конкретным направлениям работы исполнительных органов государственной власти Свердловской области.

Приоритеты по отраслям деятельности:

1) совершенствование управления областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями;

2) повышение эффективности управления пакетами акций (паями, долями), находящимися в государственной собственности Свердловской области;

3) повышение качества управления объектами государственного недвижимого имущества Свердловской области.

Приоритеты по конкретным направлениям работы исполнительных органов государственной власти Свердловской области по управлению государственным имуществом Свердловской области:

1) проведение оценки объектов государственной собственности Свердловской области, выделение средств из областного бюджета на данную оценку;

2) выявление и включение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности Свердловской области;

3) четкое разграничение ведомственных прав в отношении памятников истории и культуры, создание эффективной системы их охраны и восстановления;

4) участие Свердловской области в механизмах долевого строительства, использование данных механизмов как средств привлечения инвестиций в экономику Свердловской области;

5) выявление нерационально используемых объектов, а также объектов, незавершенных строительством, с последующим вовлечением их в хозяйственный оборот, создание специального государственного предприятия по управлению не используемым имуществом;

6) охрана объектов государственной собственности Свердловской области, планирование расходов на их охрану в ежегодных программах управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области, а также в сметах областных государственных учреждений.

Особым приоритетом управления государственной собственностью Свердловской области на текущий период является реформирование механизма управления земельными ресурсами Свердловской области в соответствии с федеральным законодательством, направленное, в первую очередь, на увеличение доходов областного бюджета в виде платы за землю.

4. Алгоритм оптимизации управления государственной собственностью Свердловской области характеризуется следующими основными положениями.

Оценка эффективности управления государственной собственностью Свердловской области, использования альтернативных методов и форм государственного управления производится с учетом следующих параметров:

1) влияние на налоговые и неналоговые доходы областного бюджета;

2) влияние на выполнение государственных социальных функций: обеспечение правопорядка, гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, здравоохранение и физическая культура, образование, социальное обеспечение, культура и средства массовой информации, наука, жилищно-коммунальное хозяйство;

3) влияние на занятость;

4) привлечение инвестиций и развитие экономики;

5) защита окружающей среды;

6) влияние на уровень экономической безопасности.

Оценка эффективности управления государственной собственностью Свердловской области производится по матрице оценки эффективности управления государственной собственностью (прилагается).

Указанный алгоритм включает последовательность действий из следующих этапов:

1) для объекта государственной собственности Свердловской области, в отношении которого осуществляется поиск оптимальной формы государственного управления, проводится оценка всех видов социально-экономических эффектов при существующем методе государственного управления;

2) определяются все возможные варианты государственного управления данным объектом, соответствующие действующему законодательству;

3) для каждого из возможных вариантов управления проводится оценка потенциального социально-экономического эффекта;

4) полученная оценка потенциального социально-экономического эффекта для каждого из вариантов управления уменьшается на сумму потенциальных затрат, связанных со сменой метода или формы государственного управления (чистый потенциальный социально-экономический эффект);

5) полученные оценки чистых потенциальных социально-экономических эффектов сводятся в таблицу предпочтительности;

6) предпочтительным выступает вариант государственного управления с наибольшим чистым социально-экономическим эффектом;

7) предпочтительный вариант государственного управления учитывается при составлении соответствующей программы управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области.

 

Глава 2. Управление областными государственными унитарными
предприятиями и областными государственными
учреждениями

 

Параграф 3. Оценка состояния управления областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями

 

1. По предварительным оценкам объем выпуска товаров, работ и услуг областными государственными унитарными предприятиями в 2001 году составил 4,8 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в структуре объемов выпуска приходится на областные государственные унитарные предприятия сельского хозяйства (54,2 процента) и промышленности (25 процентов). Объем производства продукции областными государственными унитарными предприятиями сельского хозяйства составил порядка 2,6 млрд. рублей, что в оценочном выражении составляет около 10 процентов от ожидаемого общего объема валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств.

Оценочный объем производства продукции промышленности областными государственными унитарными предприятиями в 2001 году достиг отметки 1,2 млрд. рублей. Таким образом, оценочный удельный вес объема произведенной областными государственными унитарными предприятиями продукции промышленности в общей структуре прогнозного значения объемов продукции промышленности по полному кругу предприятий в Свердловской области не превышает 1 процента.

Предварительная оценка сальдированного финансового результата деятельности областных государственных унитарных предприятий в 2001 году составляет 392 млн. рублей. Количество прибыльных предприятий составляет 54 процента, а ожидаемый размер чистой прибыли, полученной ими, составит в 2001 году 437 млн. рублей. Инвестиции в основной капитал за счет чистой прибыли областных предприятий в 2001 году составили 219 млн. рублей, что превышает 50 процентов суммы чистой прибыли.

Среднесписочная численность работников, занятых в государственном секторе в 2001 году, составила порядка 21 тыс. человек.

Рост объемов промышленного производства на предприятиях госсектора в 2000 году (темп роста составил 120,6 процента) был выше, чем в целом по промышленности (116,4 процента). По предварительной оценке Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в 2001 году и по прогнозу на 2002 год положительная динамика в развитии госсектора будет сохранена.

2. В настоящее время существует ряд проблем управления областными государственными унитарными предприятиями, на решении которых предстоит сосредоточить свою деятельность исполнительным органам государственной власти Свердловской области. Среди этих проблем выделяются следующие:

1) юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника, напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом;

2) полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей государственных унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели;

3) порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества областных государственных унитарных предприятий должным образом не регламентирован.

3. Оценивая текущее состояние управления областными государственными учреждениями, надлежит отметить следующие ключевые проблемы, на решении которых предстоит сконцентрировать свою деятельность исполнительным органам государственной власти Свердловской области:

1) регламентированная соответствующими правовыми актами система государственного контроля над осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время носит неполный характер;

2) значительная часть имущества учреждений используется в коммерческих целях (в том числе сдается в аренду), при этом доходы от использования имущества не во всех случаях учитываются в бюджете;

3) имеют место факты нецелевого использования выделенного учреждениям имущества.

 

Параграф 4. Задачи управления областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями

 

Задачами управления областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями являются:

1) повышение эффективности деятельности областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;

2) совершенствование информационного обеспечения управления областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями, оптимизация информационных потоков между отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области, ответственными за управление государственными предприятиями и учреждениями, установление их регулярной отчетности о результатах данного управления и консолидация этих сведений в Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области;

3) оптимизация количества областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений;

4) увеличение поступлений в областной бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями;

5) повышение эффективности контроля за деятельностью областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений, повышение оперативности реагирования исполнительных органов государственной власти Свердловской области на проблемные ситуации, связанные с использованием государственного имущества Свердловской области, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

 

Параграф 5. Совершенствование механизма управления областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями

 

В целях совершенствования механизма управления областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями предполагается:

1) совершенствование системы отчетности руководителей областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений, повышение оперативности обработки сведений, содержащихся в отчетности;

2) формирование единой информационной системы, содержащей максимально полные сведения о финансово-хозяйственной деятельности и финансово-экономическом состоянии унитарных предприятий и учреждений;

3) сводное программно-целевое планирование развития государственного сектора экономики Свердловской области посредством разработки плана развития экономики государственного сектора Свердловской области, формирование в соответствии с ним плановых заданий (индикативного характера) областным государственным унитарным предприятиям на соответствующий год, обеспечение контроля за достижением плановых заданий межведомственной балансовой комиссией Правительства Свердловской области;

4) подготовка нормативно-правовых актов по аттестации руководителей областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений и по формированию резерва кадров на замещение вакантных должностей руководителей областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений;

5) повышение эффективности системы мотивации деятельности руководителей областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений;

6) создание системы повышения квалификации руководящего состава областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений, обмена опытом эффективного управления;

7) принятие решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения контракта) за невыполнение установленных обязательных требований при несоответствии результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям;

8) активизация использования услуг аудиторских и консалтинговых организаций.

 

Глава 3. Управление пакетами акций (паями, долями)
Свердловской области в уставных капиталах
хозяйственных товариществ и обществ

 

Параграф 6. Оценка состояния управления пакетами акций (паями, долями)

 

За последние годы исполнительными органами государственной власти Свердловской области проведена значительная работа по совершенствованию управления пакетами акций, паями, долями (далее, если не оговорено иное, под словосочетанием "пакеты акций" будут пониматься также паи и доли), находящимися в государственной собственности Свердловской области. Вместе с тем систему управления посредством института представителей государства в органах управления хозяйственных обществ с долей государства нельзя признать эффективной по следующим причинам:

1) существующий порядок назначения государственных служащих представителями государства в акционерных обществах (далее - представители) не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. Кроме того, отсутствует механизм привлечения к ответственности представителей за неудовлетворительные результаты их деятельности.

2) не сформирована система информационного взаимодействия между министерствами, представители которых участвуют в управлении пакетами акций, находящимися в государственной собственности Свердловской области;

3) отсутствует четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки представителей государства, разработки способов достижения цели государства, контроля за деятельностью представителей государства, подходов к определению их полномочий;

4) требует совершенствования отчетность представителей государства.

 

Параграф 7. Цели и задачи управления пакетами акций (паями, долями), находящимися в государственной собственности Свердловской области

 

1. Управление пакетами акций, находящимися в государственной собственности Свердловской области, осуществляется в целях повышения доходов областного бюджета, увеличения объемов производства, содействия инвестиционному процессу в организациях, а также обеспечения четкого позиционирования Свердловской области в качестве полноценного участника корпоративных отношений и рынка ценных бумаг.

2. Ключевые задачи в рамках достижения данной цели:

1) оптимизация структуры "портфеля акций", принадлежащего Свердловской области, для увеличения числа ликвидных пакетов;

2) совершенствование информационного обеспечения управления пакетами акций, принадлежащими Свердловской области, оптимизация информационных потоков между отраслевыми министерствами, сотрудники которых являются представителями государства, установление их регулярной отчетности и обеспечение консолидации указанных сведений в Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области;

3) повышение доли выплачиваемых дивидендов в распределяемой прибыли акционерных обществ, где есть пакеты акций, принадлежащие Свердловской области;

4) повышение рыночной стоимости акций, находящихся в государственной собственности Свердловской области;

5) приватизация пакетов акций, принадлежащих Свердловской области, в случаях, когда поступления в областной бюджет от отчуждения существенно превышают доходы областного бюджета от выплаты дивидендов, а пакеты акций при этом не имеют значения для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития Свердловской области.

 

Параграф 8. Совершенствование механизма управления пакетами акций (паями, долями), находящимися в государственной собственности Свердловской области

 

1. В целях создания эффективного механизма реализации прав Свердловской области в отношении находящихся в ее собственности акций требуется формирование баз данных по следующим направлениям.

1) по акционерным обществам, с долей Свердловской области в уставном капитале:

состав пакета акций: категории и типы акций (в том числе с учетом их дифференциации на привилегированные и обыкновенные);

сведения об акционерах, аффилированных лицах, как являющихся так и не являющихся акционерами данного общества;

сведения о консолидации отдельных акционеров;

перспективные планы деятельности акционерных обществ;

сведения, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность общества, в том числе об основных контрагентах, номенклатуре выпускаемой продукции, конкуренции в данном секторе рынка и других (составляются на основе данных отчетов, балансов, данных экономического анализа рынка и других).

2) по представителям государства в акционерных обществах:

сведения, содержащиеся в их отчетах;

"послужной список" работы в качестве представителя;

ведение базы данных кадрового резерва представителей.

2. Необходимо проведение инвентаризации долей (паев), акций организаций, созданных с участием Свердловской области вне приватизационных процедур, с целью определения действительных формы и размера доли Свердловской области, а также целесообразности дальнейшего участия Свердловской области в этих организациях, правовых и финансовых возможностей выхода из них.

3. Необходимым условием преобразований является формирование системы анализа деятельности акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности Свердловской области, с использованием заключений и информационных материалов, предоставляемых членами ревизионных комиссий хозяйственных обществ с долей Свердловской области в уставном капитале, аккредитованными аудиторами и оценщиками.

4. Деятельность представителей Свердловской области в акционерных обществах должна быть активизирована за счет использования всего спектра прав акционера, а не только права на участие в общих собраниях акционеров. В частности, представитель должен использовать право на получение информации о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, информации о состоянии реестра акционеров, право на обращение в территориальный орган Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации с целью привлечения организации к ответственности в виде штрафа, в территориальный орган федерального антимонопольного органа в связи совершением акционерным обществом в нарушение требований антимонопольного законодательства сделок с аффилированными лицами и сделок с заинтересованностью при нарушении прав Свердловской области как акционера.

5. Требуется активизация деятельности представителей государства в акционерных обществах, направленной на повышение поступлений в областной бюджет дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности Свердловской области.

6. Предстоит усилить координацию действий с налоговыми органами, Управлением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Свердловской области, Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области, Региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Уральском федеральном округе и иными заинтересованными органами в целях выявления и предотвращения нарушений со стороны хозяйствующих субъектов, влекущих сокращение поступлений в областной бюджет.

7. Оптимизация структуры пакетов акций, принадлежащих Свердловской области, предполагает:

1) избирательное наращивание присутствия Свердловской области в акционерном капитале предприятий, имеющих особое значение для ее социальноэкономического положения и развития, в соответствии с механизмом, указанным в параграфе 2 главы 1 настоящей Концепции;

2) приватизацию пакетов акций, не позволяющих Свердловской области эффективно вмешиваться в деятельность хозяйственных обществ, не имеющих значения для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития Свердловской области и при соблюдении условия, что поступления в областной бюджет от приватизации пакетов акций существенно превышают получаемые Свердловской областью дивиденды. Приватизация пакетов акций, принадлежащих Свердловской области, осуществляется в соответствии с Программой управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на соответствующий год.

8. Предстоит осуществить работу по формированию резерва представителей государства в акционерных обществах в целях заблаговременной подготовки кандидатов к исполнению обязанностей представителей государства в акционерных обществах, возложив данные функции на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Представители государства в акционерных обществах должны проходить специальный курс обучения для повышения профессионального уровня и последующей аттестации.

 

Глава 4. Управление недвижимостью

 

Параграф 9. Управление недвижимостью (кроме земли)

 

1. Управление недвижимостью (кроме земли) реализуется преимущественно путем формирования объекта управления, представляющего собой комплекс территориально, технологически или функционально связанного имущества, включающего здания, сооружения и (или) их части и иные объекты.

2. Управление государственным казенным недвижимым имуществом осуществляется исходя из того, что в государственной казне числятся преимущественно объекты, которые по тем или иным причинам исключены из активного хозяйственного оборота. Вовлечение объектов государственной казны Свердловской области в хозяйственный оборот осуществляется преимущественно путем их закрепления за областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями.

3. В среднесрочном периоде ожидаются структурные изменения в составе государственной казны Свердловской области. С одной стороны, разграничение государственной собственности на землю приведет к формированию в составе государственной казны Свердловской области нового объекта - земельных участков. С другой стороны, продажа и закрепление на праве хозяйственного ведения находящихся в государственной казне имущественных комплексов ликвидированных предприятий приведет к сокращению их доли в составе государственной казны Свердловской области.

4. Существующая система управления недвижимостью нуждается в совершенствовании с учетом того, что:

1) не завершена инвентаризация объектов недвижимости, а также правоустанавливающих документов на них;

2) не сформирована система рыночной оценки объектов;

3) права государства на принадлежащие ему объекты недвижимости не всегда зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;

4) большое количество объектов незавершенного строительства не вовлечено в оборот и утрачивает инвестиционную привлекательность;

5) не сформирована эффективная система распределения средств от аренды памятников истории и культуры, недостаточно четко разграничены полномочия различных ведомств по распоряжению ими;

6) имеет место высокий уровень морального и физического износа объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Свердловской области, который, с одной стороны, отрицательно влияет на их рыночную стоимость, и как следствие - на их доходность, а с другой - существенно повышает риск эксплуатации опасных объектов (таких как, например, объекты газового хозяйства).

5. Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:

1) формирование целостной информационной системы об объектах государственного недвижимого имущества Свердловской области, их всесторонняя инвентаризация;

2) повышение доходности объектов недвижимости, в том числе памятников истории и культуры;

3) эффективное выполнение государством своих социальных функций в процессе использования областной недвижимости.

6. Для достижения указанных целей необходимо:

1) сформировать полный реестр государственной недвижимости, содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;

2) внедрить балансовый учет доходов и расходов государственной казны Свердловской области;

3) четко сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);

4) урегулировать вопросы приобретения объектов недвижимости, в том числе определив цели, для достижения которых осуществляется приобретение указанных объектов;

5) внедрить в практику управления государственным недвижимым имуществом расходование средств на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов объектов недвижимости, находящихся в государственной казне Свердловской области;

6) упорядочить расходование средств на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов объектов недвижимости, закрепленных за областными государственными учреждениями. Для этого предстоит разработка порядка и условий выделения бюджетных средств на проведение ремонтных работ;

7) упорядочить расходование средств на проведение среднего и капитального ремонтов объектов недвижимости, закрепленных за областными государственными унитарными предприятиями, и сдаваемых в аренду, за счет направления на эти цели части арендных платежей, поступающих в областной бюджет;

8) упорядочить расходы на содержание, реконструкцию и восстановление памятников истории и культуры;

9) создать необходимые условия для привлечения частных инвестиций для целей восстановления и реконструкции памятников истории и культуры;

10) активизировать использование залога государственного недвижимого имущества как инструмента привлечения инвестиций в государственный сектор экономики Свердловской области.

 

Параграф 10. Управление земельными ресурсами

 

1. Основными целями государственной политики в сфере земельных отношений являются:

1) создание условий для эффективного использования земли, увеличение ее социального, инвестиционного и производительного потенциала;

2) развитие оборота земли с расположенной на ней недвижимостью;

3) повышение доходов областного бюджета и местных бюджетов от использования земли;

4) беспрепятственная реализация конституционных прав и гарантий граждан и их объединений на землю.

2. Достижение эффективного управления земельными ресурсами возможно при сосредоточении функций распоряжения ими в совокупности с расположенными на них объектами недвижимости в одном уполномоченном исполнительном органе государственной власти Свердловской области на основании соответствующих решений Правительства Свердловской области. Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей).

3. Одной из первостепенных задач является последовательная приватизация земли, не ограниченной в обороте.

С целью защиты конституционных прав и гарантий физических и юридических лиц на землю необходимо развивать дальнейшую передачу государственной земли в собственность граждан и юридических лиц в пределах, допустимых законодательством Российской Федерации. Особое значение в этом процессе имеет неотъемлемое условие о продаже неприватизированных земельных участков под приватизированными объектами недвижимости, расположенными на таких земельных участках. С одной стороны, это позволит реализовать одну из ключевых целей государственной политики в сфере земли и иной недвижимости - передачу земельных участков собственникам расположенных на них приватизированных организаций, логически завершив приватизационный процесс и сформировав условия для повышения инвестиционной привлекательности их активов. С другой стороны, даже при относительно невысоких доступных для инвесторов ценах продажи этих земельных участков масштабность данного процесса позволит привлечь в бюджет Свердловской области значительные дополнительные доходы.

 

Глава 5. Приватизация государственного имущества

 

Параграф 11. Задачи государственной политики приватизации

 

1. Несмотря на то, что в результате массовой приватизации основная часть предприятий, расположенных на территории Свердловской области, перешла в частную собственность, ряд стоявших перед приватизацией целей достигнут не был:

1) сохранился недостаток инвестиционных средств в реальном секторе экономики;

2) не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

3) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

2. В данных условиях необходимо сформировать оптимальные приоритеты государственной политики в области приватизации, отвечающие целям повышения эффективности функционирования экономики Свердловской области. Для этого необходимо решение следующих задач:

1) оптимизация структуры государственной собственности;

2) привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии областных предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий;

3) обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

4) повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;

5) усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

 

Параграф 12. Основные меры по реализации государственной политики приватизации

 

Основными мерами, призванными обеспечить решение задач государственной политики в области приватизации, должны стать:

1) осуществление приватизации преимущественно в тех случаях, когда поступления в областной бюджет от отчуждения объекта существенно превышают прогнозные поступления от иных механизмов его возмездного использования;

2) сохранение в государственной собственности пакетов акций высокоэффективных хозяйственных обществ (занимающих лидирующие позиции в соответствующих отраслях хозяйственного комплекса Свердловской области) при условии, что размер таких пакетов достаточно велик для оказания Свердловской областью решающего влияния на развитие этих обществ;

3) приватизация высокоэффективных государственных унитарных предприятий (занимающих лидирующие позиции в соответствующих отраслях хозяйственного комплекса Свердловской области) с обязательным условием сохранения в государственной собственности контрольных пакетов акций создаваемых на их основе хозяйственных обществ;

4) дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности, использование всех способов приватизации государственного имущества, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";

5) принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий;

6) сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов Свердловской области при приватизации. Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики управления государственным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса;

7) обеспечение социальной направленности приватизации. При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан.

 

Глава 6. Совершенствование законодательства в сфере управления и
распоряжения государственной собственностью
Свердловской области. Претензионно-исковая работа.

 

Параграф 13. Совершенствование законодательства в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Свердловской области

 

1. Реализация предусмотренных настоящей Концепцией механизмов управления государственным имуществом Свердловской области возможна на основе детально проработанной, качественной нормативной правовой базе. Ее формирование должно осуществляться на всех уровнях публичной власти.

2. Следует установить порядок управления недвижимостью, исключающий возможность распоряжения недвижимостью отдельно от земли, на которой недвижимость расположена.

3. Требуется четкое определение компетенции исполнительных органов государственной власти Свердловской области, уполномоченных управлять земельными ресурсами Свердловской области. Решение этого вопроса назрело уже сейчас в условиях реформирования органов по земле и землеустройству.

 

Параграф 14. Претензионно-исковая работа

 

1. В связи с отсутствием на федеральном уровне четкого разграничения государственной собственности на памятники истории и культуры, а также на земельные участки, в нарушение права собственности государства органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения об отчуждении и использовании указанных объектов.

С целью восстановления нарушенных имущественных прав на памятники истории и культуры и земельные участки, расположенные на территории Свердловской области, в случаях установления фактов незаконного распоряжения данными объектами необходимо направлять соответствующим органам местного самоуправления претензии с требованиями отмены незаконно принятых решений. В случае не выполнения предъявленных требований обращаться с исками в соответствующие суды.

2. Действующее процессуальное законодательство не позволяет оперативно восстанавливать нарушенные права. Судебные инстанции перегружены количеством рассматриваемых дел. В связи с этим, недобросовестные пользователи государственного имущества на "вполне законных основаниях" могут длительное время продолжать пользоваться имуществом даже при возникновении фактов, влекущих прекращение отношений, но не нашедших подтверждения в судебных решениях.

В этой связи, необходимо при заключении договоров предусматривать возможность одностороннего их расторжения в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях нарушения имущественных интересов Свердловской области. Кроме того, необходимо устанавливать значительные штрафные санкции за несвоевременный возврат государственного имущества в случае расторжения договора или прекращения срока его действия.

3. Учитывая постоянно возрастающий объем вовлекаемого в оборот государственного имущества Свердловской области, необходимо осуществлять более жесткий контроль за его целевым использованием в соответствии с условиями заключенных договоров, своевременным внесением платежей за пользование государственным имуществом. Учитывая длительный характер судебной процедуры взыскания задолженности по плате за пользование государственным имуществом, предусматривать в договорах условия о безакцептном списании средств по требованию Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области с банковских счетов пользователя с предварительным включением таких условий в договор банковского счета в соответствии со статьей 854 Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. Одним из ключевых направлений в сфере управления государственной собственностью Свердловской области является деятельность по выявлению и вовлечению в оборот объектов интеллектуальной собственности. В некоторых случаях процесс выявления и закрепления в областной собственности объектов интеллектуальной собственности сопряжен с противостоянием со стороны субъектов, использующих данные объекты, не имея на то достаточных правовых оснований. В таких случаях надлежит незамедлительно обращаться в соответствующий суд с исками о восстановлении нарушенного права и взыскании сумм неосновательного обогащения.

 

Глава 7. Инфраструктура управления и контроль в сфере управления
государственным имуществом Свердловской области

 

Параграф 15. Информационное обеспечение

 

1. В настоящее время остро стоит задача формирования системы информационного обеспечения управления государственным имуществом Свердловской области, обеспечивающей оптимизацию информационных потоков между отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области, установления их регулярной отчетности об осуществлении данного управления при консолидации сведений в Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Отработка механизма информационного взаимодействия между областными отраслевыми исполнительными органами государственной власти должна быть завершена в течение года со дня принятия Концепции. Конкретные технологии его реализации представляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

2. Информационная система базируется на следующих основных принципах:

1) единая сквозная система идентификации объектов, основанная на кадастровом делении;

2) ответственность за полноту и достоверность введенной информации;

3) разграничение доступа пользователей к информации и блокирование несанкционированного доступа;

4) обеспечение интегрированного перекрестного контроля полноты и достоверности информации в системе.

 

Параграф 16. Кадровое и финансовое обеспечение

 

1. Кадровое обеспечение в рамках Концепции включает:

1) подготовку специалистов в области управления государственной собственностью;

2) систематическое повышение квалификации и периодическую аттестацию сотрудников Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и исполнительных органов государственной власти Свердловской области в целом;

3) включение квалификационных требований в контракты с лицами, управляющими государственной собственностью Свердловской области;

4) создание кадрового резерва представителей государства в акционерных обществах с долей Свердловской области;

5) осуществление иных направлений работы в соответствии с задачами совершенствования управления государственным имуществом Свердловской области.

2. Финансовое обеспечение Концепции осуществляется в рамках бюджетного финансирования мероприятий программы управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на соответствующий год, областных государственных целевых программ, принимаемых и реализуемых в ее развитие.

 

Параграф 17. Контроль в сфере управления государственной собственностью Свердловской области

 

1. Контроль в сфере управления государственной собственностью Свердловской области предполагает:

1) проверку целевого и эффективного использования государственного имущества Свердловской области, включая ее финансовые ресурсы, а также контроль за его сохранностью, восстановлением и приращением;

2) контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих и представителей государства в акционерных обществах;

3) обеспечение неотвратимости и соразмерности санкций за нарушение законодательства и предписаний исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

4) разграничение регулирующих, разрешительных и контрольных функций;

5) методическое обеспечение контроля, в том числе путем выработки критериев оценки эффективности использования государственной собственности;

6) обеспечение общественного контроля.

2. Кроме того, контроль используется как механизм анализа ситуации в каждой из сфер управления государственным имуществом, выявления имеющихся проблем и принятия мер по их решению.

3. Сроки проверок, их периодичность и контролируемые нормативы устанавливаются органами государственной власти, обладающими соответствующими полномочиями.

 

К Концепции управления

государственным имуществом

Свердловской области

на 2002-2005 годы

 

Матрица оценки эффективности управления

 

Наименование и
регистрационный номер
объекта государственной
собственности
 





Метод управления
Оценка эффективности
Доходы
бюджета
Государственные социальные
функции
Заня-
тость,
доп.
рабо-
чих
мест
Инвес-
тиция,
госу-
дарст-
венное
разви-
тие
эконо-
мики
Эко-
ло-
гия
Безопасность (регулирова-
ние монополизации рынков)
Нало-
говые
дохо-
ды,
млн.
руб-
лей
Нена-
лого-
вые
дохо-
ды,
млн.
руб-
лей
Право-
поря-
док,
ГО и
ЧС
Здра-
воох-
ране-
ние,
физ-
куль-
тура,
млн.
руб.
Обра-
зова-
ние,
млн.
руб.
Соци-
альное
обес-
пече-
ние,
млн.
руб.
Куль-
тура,
СМИ
Наука ЖКХ,
млн.
руб.
Продо-
вольст-
венная
безо-
пас-
ность
Финан-
совая
безо-
пас-
ность
Энерго-
сырьевая
безопас-
ность
Пользоване                              
1. создание*                              
2. реорганизация*                              
3. ликвидация*                              
4. передача в
хозяйственное ведение
ОГУП
                             
5. передача в
опреативное управление
ОГУ
                             
6. аренда                              
7. залог                              
8. доверительное
управление
                             
9. безвозмездное
пользование (ссуда)
                             
10. иные виды
пользования
                             
Отчуждение                              
1. приватизация                              
2. передача объектов
в собственность
Российской Федерации
и муниципальную
собственность
                             

 

Примечание:

* - областные государственные унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации, хозяйственные общества и товарищества

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Свердловской области от 27 марта 2002 г. N 191-ПП "Об утверждении Концепции управления государственным имуществом Свердловской области на 2002-2005 годы"


Текст опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2002 г., N 4 ст. 442