Проведенные Прокуратурой Свердловской области в первом полугодии 2002 года проверки исполнения органами опеки и попечительства, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав федерального и областного законодательства, направленного на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вскрыли много серьезных нарушений в их деятельности.
Из-за невыполнения соответствующих статей Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16), Закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880) Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177), Областного закона от 19 февраля 1998 года N 18-ОЗ "Об органах опеки и попечительства в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 3, ст. 147), а также положений постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2001 г. N 374 "О первоочередных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 21, ст. 2087):
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Областного закона N 18-ОЗ следует читать как "19 марта 1998 года"
1) органами и учреждениями социальной защиты населения ненадлежащим образом организована работа по выявлению детей, оказавшихся в социально опасном положении, в том числе и оставшихся без попечения родителей. С нарушением сроков предоставляется в органы опеки и попечительства информация об оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних, которые могут быть переданы на воспитание в семью (Чкаловский, Ленинский, Верх-Исетский, Орджоникидзевский районы, Муниципального образования город Екатеринбург; муниципальные образования: город Сухой Лог, город Красноуфимск, город Полевской, Туринский район);
2) органы опеки и попечительства не принимают в течение установленного законом срока всех возможных мер к устройству оставшихся без родительского попечения детей, несвоевременно направляют в региональный банк данные о детях, которых невозможно передать на воспитание в семью на территории муниципального образования (Ленинский, Чкаловский районы Муниципального образования город Екатеринбург; муниципальные образования город Сухой Лог, город Ирбит, Туринский район). Должным образом не организована работа органов опеки и попечительства по выявлению граждан, желающих усыновить детей-сирот, либо принять их в приемную семью;
3) органами опеки и попечительства нарушаются сроки и порядок проведения обследований условий содержания, воспитания и образования детей, находящихся под опекой (Чкаловский район Муниципального образования город Екатеринбург, муниципальные образования: город Сухой Лог, Туринский район);
4) неэффективно проводится органами опеки и попечительства работа по закреплению жилых помещений за детьми-сиротами при передаче их под опеку в учреждения государственного воспитания. Из общего количества воспитанников детских домов и школ-интернатов в настоящее время около 30% детей не имеют закрепленного жилья. Особо сложная ситуация в муниципальных образованиях: Новолялинский район, Шалинский район, Ачитский район, Артинский район, Пригородный район, Верхотурский уезд;
неэффективно проводятся органами опеки и попечительства проверки сохранности и рационального использования закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений;
5) в большинстве муниципальных образований в Свердловской области фактическая сумма средств, выплачиваемых опекунам (попечителям), приемным родителям-воспитателям приемных семей на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, не соответствует размеру выплаты, устанавливаемому для данной категории несовершеннолетних, содержащихся в детских домах и школах-интернатах. Кроме того, в отдельных муниципальных образованиях имеют место факты задолженности по выплате пособий на опекаемых детей (муниципальные образования: город Кушва, Ирбитский район, Красноуфимский район);
6) в большинстве проверенных учреждений государственного воспитания не выполняются требования постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2001 г. N 374 "О первоочередных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части обеспечения воспитанников продуктами питания, одеждой, обувью, предметами личной гигиены, мягким инвентарем, мебелью и постельным бельем;
7) многие муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав пока без должной настойчивости и принципиальности осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих обострению социального сиротства, безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, еще слабо координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Правительство Свердловской области постановляет:
1. Обратить внимание глав муниципальных образований: город Екатеринбург Чернецкого A.M., город Ирбит Шатравки Г.С., город Красноуфимск Стахеева А.И., город Полевской Третьякова А.П., город Сухой Лог Быкова А.Н., Ирбитский район Наумова Ф.А., Нижнесергинское Язькова А.А., Сысертский район Патрушева В.Г., Туринский район Тушнолобова А.А., Таборинский район Роененко В.А. на ненадлежащее исполнение федерального и областного законодательства, направленного на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области (Спектор С.И.):
1) совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) и управляющими управленческими округами Свердловской области подготовить и провести в октябре-ноябре 2002 года на базе управленческих округов и в городе Екатеринбурге инструктивно-методические занятия с руководителями органов опеки и попечительства, ответственными секретарями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований по вопросам исполнения федерального и областного законодательства, направленного на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) организовать подготовку материалов для рассмотрения этих вопросов в августе 2002 года на совещании глав муниципальных образований.
3. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.):
1) ежеквартально анализировать и направлять в адрес глав муниципальных образований информацию о ходе выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" ("Российская газета" от 13.04.2002 г. N 67);
2) обобщить и представить в октябре 2002 года в Правительство Свердловской области информационно-аналитическую записку о потребностях в предоставлении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разрезе каждого муниципального образования;
3) с целью привлечения внимания жителей Свердловской области к обеспечению приоритета семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья, семейный детский дом), провести до конца 2002 года рабочие встречи с представителями областных и муниципальных средств массовой информации по реализации совместного проекта "Возьми меня в семью".
4. Министерству социальной защиты населения Свердловской области (Туринский В.Ф.) провести в сентябре 2002 года инструктивно-методический семинар с руководителями территориальных управлений социальной защиты населения и директорами областных и муниципальных учреждений социального обслуживания семьи и детей по вопросам организации индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать и реализовать до конца 2002 года систему мер по устранению и недопущению недостатков и нарушений в исполнении федерального и областного законодательства, направленного на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О проведенной работе проинформировать Правительство Свердловской области в декабре 2002 года.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 18 июля 2002 г. N 796-ПП "О работе органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области по обеспечению защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Текст опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2002 г., N 7-1 ст. 1087