Постановление Правительства Свердловской области
от 3 апреля 2003 г. N 179-ПП
"О Концепции развития здравоохранения
Свердловской области на 2003-2010 годы"
Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2006 г. N 1150-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В целях совершенствования системы здравоохранения Свердловской области, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения и медицинской науки, гарантированного обеспечения права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, на охрану здоровья и медицинскую помощь Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития здравоохранения Свердловской области на 2003-2005 годы и на период до 2010 года (далее - Концепция) (прилагается).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Свердловской области при разработке программ развития здравоохранения муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
К Постановлению Правительства
Свердловской области
от 3 апреля 2003 г. N 179-ПП
Концепция
развития здравоохранения Свердловской области
на 2003-2010 годы
Свердловской области на 2003-2010 годы
здравоохранения
базы лечебно-профилактических учреждений
Свердловской области
благополучия населения Свердловской области
образования, совершенствование кадровой политики
общественными организациями, объединениями
и иными службами
Глава 1. Введение
Здравоохранение является сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье, которая рассматривается как одна из приоритетных в политической, экономической и социальной жизни государства и общества.
Система здравоохранения Свердловской области, как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации, предназначена для оптимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи.
Реформирование системы здравоохранения обусловлено необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе.
Состояние здоровья населения Свердловской области, как и Российской Федерации в целом, характеризуется негативными изменениями медико-демографических показателей. Отмечены следующие тенденции динамики здоровья и медико-демографических процессов:
1) депопуляция (естественная убыль населения, обусловленная высоким уровнем смертности и ухудшением состояния здоровья на фоне снижения рождаемости);
2) высокий уровень преждевременной смертности, в основном за счет смертности лиц трудоспособного возраста от насильственных и неестественных причин (травм и отравлений), заболеваний органов кровообращения, злокачественных новообразований;
3) старение населения с одновременным снижением средней продолжительности ожидаемой жизни, высокая разница (более 10 лет) в средней продолжительности жизни мужчин и женщин;
4) снижение уровня и качества жизни населения в связи с ростом заболеваемости, инвалидности, увеличением количества и утяжелением течения хронических заболеваний;
5) значительный уровень заболеваемости социально значимыми болезнями (туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, наркоманией, алкоголизмом, заболеваниями, передающимися половым путем, психическими расстройствами);
6) ухудшение здоровья детей и подростков, женщин репродуктивного возраста.
Уровень государственного и муниципального финансирования здравоохранения остается недостаточным. Одновременно имеют место объективные факторы, обуславливающие увеличение расходов на здравоохранение (рост цен на медикаменты, медицинскую технику, коммунальные услуги); имеется тенденция роста расходов вследствие развития и внедрения в практику дорогостоящих медицинских технологий, применяемых при современных схемах лечения заболеваний. Кроме того, возросли требования населения к условиям, качеству и номенклатуре предоставляемой медицинской и лекарственной помощи.
Проблема недостаточности ресурсов для здравоохранения усугубляется дезинтеграцией основных источников финансирования (бюджеты всех уровней и страховые платежи работодателей на обязательное медицинское страхование), децентрализацией бюджетов.
Государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи населению выполняются не в полной мере, в результате население вынуждено оплачивать медицинские услуги из личных средств. Это снижает доступность квалифицированной медицинской помощи для социально незащищенных слоев и, как следствие, оказывает негативное влияние на показатели здоровья населения и демографические процессы. Ситуация усугубляется нарастанием кадрового дефицита в здравоохранении. Недостаточная экономическая мотивация медицинских работников не позволяет в полной мере повысить требования к качеству медицинской помощи.
Одной из проблем отрасли является несовершенство системы управления здравоохранением. В значительной степени был утрачен комплексный подход к охране здоровья. Функционирование здравоохранения как единой системы осложняется разобщением как на областном, так и на муниципальном уровне. Процесс децентрализации управленческих функций затронул и стратегические вопросы деятельности отрасли как системы: основополагающие принципы организации здравоохранения, стратегию развития ресурсов, финансирование, стандартизацию, защиту от неблагоприятного влияния факторов внешней среды на здоровье населения, мониторинг и оценку деятельности отрасли. В значительной степени были утрачены функции стратегического и текущего планирования.
В системе здравоохранения имеются нерешенные организационные проблемы и структурные диспропорции. Наблюдается несбалансированность структуры оказания медицинской помощи: в условиях дефицита средств в отрасли отмечается смещение медицинской помощи в сторону дорогостоящих и специализированных видов, тогда как первичное звено оказания медицинской помощи развито крайне слабо. Недостаточной остается эффективность использования имеющихся ресурсов. Система здравоохранения финансируется по остаточному принципу, но функционирует - по затратному.
Реформирование системы здравоохранения осуществляется в условиях, когда:
1) произошла децентрализация управления здравоохранением путем передачи ряда функций органам местного самоуправления;
2) введена и работает система обязательного медицинского страхования;
3) система финансирования является многоканальной (бюджеты всех уровней, средства обязательного медицинского страхования, средства от внебюджетной деятельности);
4) дополнительные поступления по обязательному медицинскому страхованию повлекли за собой снижение доли бюджетных ассигнований в структуре консолидированных финансовых средств здравоохранения;
5) снижение доли бюджетных ассигнований в муниципальных образованиях приводит к вынужденному сокращению материально-технической базы и потере кадровых ресурсов;
6) большая часть бюджетов здравоохранения расходуется на выплату заработной платы персоналу; возросли расходы учреждений на немедицинские цели (коммунальные платежи, текущий ремонт), не остается средств на развитие здравоохранения;
7) усиливается коммерциализация системы охраны здоровья, растет стоимость медицинских услуг, увеличивается объем платных услуг в здравоохранении. Это способствует при кажущемся расширении возможностей получения медицинской помощи вынужденному снижению ее доступности;
8) при высоком уровне квалификационных требований и ответственности медицинского персонала уровень заработной платы остается низким;
9) проводимая реформа системы лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения не решила в полной мере проблемы производства отечественных лекарственных препаратов и доступности импортных фармацевтических средств;
10) формируются рынок услуг и конкурентная среда как внутри медицинских учреждений, так и между ними, особенно в городах; возросли требования к качеству медицинской помощи; активизировалась деятельность страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных на досудебном и судебном уровне.
Вместе с тем благодаря активной законотворческой деятельности на уровне области сформирована законодательная база областного здравоохранения, которая включает Закон Свердловской области от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 8, ст. 1160) с изменениями, внесенными Областным законом от 19 ноября 1998 года N 36-ОЗ (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 11, ст. 770), Областной закон от 15 июля 1999 года N 21-ОЗ "О государственных гарантиях обеспечения бесплатной медицинской помощью населения Свердловской области" ("Областная газета" от 20.07.99 г. N 136), Закон Свердловской области от 21 апреля 1997 года N 24-ОЗ "О лекарственном обеспечении граждан на территории Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 4, ст. 876) с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 1 августа 2000 года N 21-ОЗ (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 8, ст. 775), и другие основополагающие документы. Отработан и действует механизм реализации Территориальной программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью через областной и муниципальные заказы. Хорошо зарекомендовали себя действенная система лицензирования и аккредитации, а также оригинальная модель обязательного медицинского страхования. Программно-целевой подход к решению проблем здравоохранения позволил внедрить такие программы, как "Концепция реформирования амбулаторно-поликлинической помощи в здравоохранении Свердловской области", "Мать и дитя", "Интенсивная помощь", программы поддержки высоких технологий в кардиохирургии и онкогематологии, лекарственного обеспечения и другие.
Предпринятые меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансирования и управления здравоохранением области, по структурной перестройке отрасли позволили достичь определенных позитивных изменений.
В Свердловской области за последний год отмечено некоторое улучшение медико-демографической ситуации: значительно снизилась младенческая смертность, несколько уменьшилась материнская и общая смертность, смертность среди трудоспособного населения, стабилизировалась рождаемость, отмечено снижение общей и первичной заболеваемости населения, в том числе социально значимыми болезнями, такими как туберкулез, злокачественные новообразования, венерические болезни. В большинстве муниципальных образований проведен анализ заболеваемости и расчет потребности в медицинской помощи в соответствии с нормативами, что позволило определить оптимальную структуру коечной сети и схему оказания медицинской помощи.
В результате проводимой реформы стационарного звена уменьшился коечный фонд. Обеспеченность койками достигла среднего уровня по Российской Федерации. Снизился уровень госпитализации, увеличилось количество больных, пролеченных в дневных стационарах, проводится реформа амбулаторно-поликлинического звена.
Достигнута определенная стабилизация финансовой ситуации. Закреплена тенденция полного и своевременного финансирования областного бюджета здравоохранения денежными средствами. За последний год увеличение объемов финансирования происходило практически по всем направлениям деятельности финансирование медицинских учреждений, государственных функций, платежей за неработающее население в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, областных целевых программ.
Отраслевой задачей реформы здравоохранения является стабилизация положения с последующим развитием системы, но с преимущественным обеспечением выбранных приоритетов в охране здоровья населения: профилактика, раннее выявление, эффективное лечение заболеваний и состояний, по причине которых общество несет наибольшие потери; а также формирование здорового образа жизни. Медицинские приоритеты устанавливаются на основе аналитических данных, изложенных в государственных докладах "О состоянии здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Свердловской области", "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области" с учетом прогнозов профильных специалистов. По приоритетным направлениям формируются целевые программы. На ближайший период медицинскими приоритетами в системе здравоохранения являются:
1) улучшение качества медицинской помощи, сохранение и укрепление кадрового потенциала в здравоохранении;
2) реорганизация и развитие первичной медико-санитарной помощи (особенно в сельских территориях) на основе внедрения общих врачебных практик и изменения механизма финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений;
3) поддержка материнства и детства, охрана репродуктивного здоровья населения;
4) развитие профилактической направленности здравоохранения, формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за охрану собственного здоровья, в том числе: профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, создание системы выявления, учета и адекватного лечения артериальной гипертонии; профилактика травматизма; профилактика развития онкологических заболеваний; вакцинопрофилактика; охрана здоровья пожилых пациентов;
5) улучшение организации медицинской помощи при социально значимых заболеваниях (туберкулез, ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, заболевания, передаваемые половым путем, сахарный диабет, онкологические заболевания), предотвращение их распространения; развитие и совершенствование структуры психиатрической и психотерапевтической помощи населению области;
6) совершенствование скорой, неотложной и реанимационно-анестезиологической помощи, службы медицины катастроф, травматологической помощи, создание трассовой службы - для повышения качества медицинской помощи пациентам в критических, угрожающих жизни состояниях;
7) совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области;
8) совершенствование системы защиты прав пациентов, создание системы защиты прав медицинских и фармацевтических работников.
При поддержке данных направлений здравоохранение может внести существенный вклад в сохранение и развитие трудового потенциала области.
В основу Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2003-2010 годы (далее - Концепция) положены:
1) основные положения Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., N 46, ст. 5312);
2) приоритетные проблемы здоровья населения Свердловской области;
3) сложившиеся социально-экономические условия и их тенденции;
4) основные проблемы деятельности учреждений здравоохранения и современные направления реформирования здравоохранения;
5) накопленный позитивный опыт развития здравоохранения.
Концепция определяет основные направления развития здравоохранения, является базовым документом для разработки ежегодных программ, программ на долгосрочную перспективу, стратегических, текущих планов и иных документов.
Глава 2. Цель и задачи Концепции развития здравоохранения
Свердловской области на 2003-2010 годы
Стратегической целью развития здравоохранения Свердловской области на 2003-2005 годы на период до 2010 года является оптимальное удовлетворение потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи.
Целью реализации Концепции является сохранение и улучшение здоровья жителей Свердловской области, а также уменьшение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.
Реализация стратегической цели проводится постепенно с сохранением приоритетов государственной политики в области здравоохранения.
Принципами областной государственной политики в сфере здравоохранения являются:
1) единство государственных и муниципальных интересов в области здравоохранения;
2) профилактическая направленность деятельности органов и организаций здравоохранения;
3) непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения;
4) единство системы подготовки, переподготовки и аттестации медицинских и фармацевтических кадров;
5) единство стандартов медицинской и фармацевтической деятельности для всех организаций независимо от форм собственности;
6) единство системы учета и отчетности.
Для достижения поставленной цели развития здравоохранения в соответствии с принципами государственной политики необходимо реализовать следующие задачи:
1) последовательное проведение на территории Свердловской области единой государственной политики по здравоохранению, лекарственному обеспечению и обеспечению медицинской техникой;
2) повышение ответственности органов управления здравоохранением всех уровней за реализацию государственных гарантий в сфере охраны здоровья;
3) совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения (в том числе вопросы взаимодействия государственной и муниципальной систем здравоохранения с ведомственными и частными медицинскими организациями);
4) обеспечение государственных гарантий в сфере здравоохранения - видов, объемов, условий оказания лечебно-профилактической помощи населению за счет средств обязательного медицинского страхования, областного и местных бюджетов; достижение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям;
5) повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения, преодоление структурных диспропорций на основе последовательных изменений, рациональной перегруппировки, замещения ресурсов и функций секторов здравоохранения, уровней и видов медицинской помощи;
6) развитие программно-целевого подхода к решению приоритетных задач здравоохранения;
7) создание системы управления качеством в здравоохранении, сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения современных методов профилактики, диагностики и лечения, стандартизации медицинской и лекарственной помощи;
8) разработка и внедрение в практику эффективных форм и методов организации медицинской помощи, экспертизы ее качества, мониторинга здоровья и среды обитания человека, перспективное планирование развития лечебной сети с учетом тенденций медико-демографической ситуации;
9) увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний, снижению распространенности факторов риска, формированию здорового образа жизни и повышению ответственности за свое здоровье населения области;
10) повышение уровня квалификации и регулирование степени профессиональной ответственности работников здравоохранения;
11) развитие общественных форм управления здравоохранением, социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников.
Глава 3. Совершенствование системы управления
здравоохранением
1. Совершенствование нормативно-правовой базы как
основы рационального управления здравоохранением
В совершенствовании системы управления здравоохранением области определяющую роль приобретает развитие нормативно-правовой базы здравоохранения. Принятие Закона Свердловской области от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" обеспечило утверждение основ организации и деятельности системы здравоохранения и ее субъектов, принципов организации лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи населению, финансово-экономическую основу деятельности системы здравоохранения и ее функционирования.
Особое значение имеют следующие области нормативно-правового регулирования:
1) взаимодействие между органами управления здравоохранением, органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления;
2) взаимодействие между фондом обязательного медицинского страхования и субъектами системы обязательного медицинского страхования;
3) взаимодействие государственной и муниципальной системы здравоохранения с частными и ведомственными медицинскими организациями;
4) межрайонные аспекты в сфере управления;
5) межведомственные отношения в сфере управления.
Государственное регулирование отношений в сфере здравоохранения предполагает следующие направления:
1) текущее, стратегическое и программно-целевое планирование;
2) формирование и реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению;
3) стандартизация, лицензирование, аккредитация и сертификация;
4) регулирование работы организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, контроль финансово-хозяйственной деятельности;
5) инвестиционная и инновационная политика в здравоохранении.
2. Задачи в сфере управления здравоохранением
Основным принципом управления отраслью является единство стратегических целей деятельности на областном и муниципальном уровнях управления.
Управление здравоохранением должно обеспечивать эффективность деятельности системы для получения гражданами качественной медицинской и лекарственной помощи, проведение профилактической работы с реальными конечными результатами, действенный санитарно-эпидемиологический надзор.
В современных условиях требуется расширение прав и повышение ответственности областного органа управления здравоохранением.
При этом на областном уровне управления основные задачи заключаются в следующем:
1) определение (в развитие федеральной) стратегии и тактики развития здравоохранения в Свердловской области на основе анализа состояния здоровья населения и с учетом местных особенностей;
2) реализация федеральной и совершенствование областной законодательной и нормативно-правовой базы здравоохранения;
3) построение единой областной системы здравоохранения, основанной на общих для всех участников системы принципах управления и финансирования;
4) совершенствование организации медицинской и лекарственной помощи населению; внедрение современных медицинских информационных технологий и систем мониторинга;
5) совершенствование системы оценки, выявления изменений, прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов окружающей среды (социально-гигиенический мониторинг);
6) проведение единой инвестиционной, инновационной, технологической, технической и контрольно-разрешительной политики;
7) внедрение единых принципов планирования, нормирования, стандартизации;
8) повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения при реализации государственных гарантий за счет оптимизации технологии, структуры и объема медицинской помощи;
9) повышение уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и сертификации;
10) повышение социальной защищенности, поэтапное увеличение оплаты труда медицинских и фармацевтических работников;
11) координация межотраслевой, межведомственной деятельности в области охраны здоровья;
12) развитие информационного обеспечения деятельности здравоохранения.
3. Планирование в здравоохранении
Важнейшим условием проведения государственной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных социально-экономических условиях.
Планирование строится на определении четких целей и финансово обеспеченных обязательств государства по предоставлению медицинской помощи и развитию системы здравоохранения.
Основой системы планирования может стать программа развития здравоохранения Свердловской области на долгосрочную перспективу. Программа развития здравоохранения формируется с учетом целей социально-экономического развития Свердловской области, федеральных планов и программ, анализа состояния здоровья населения, имеющихся ресурсов и оценки эффективности их использования. Важным компонентом планирования здравоохранения является система нормативов и стандартов, устанавливающая единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, эффективности использования ресурсов.
Развитие здравоохранения Свердловской области планируется на основе программно-целевого подхода к решению приоритетных задач здравоохранения. Развитие здравоохранения планируется по разделам, включающим наиболее актуальные вопросы охраны здоровья населения области. Целевые программы здравоохранения области формируются в развитие федеральных программ и концепций с учетом специфики состояния здоровья населения и организации оказания медицинской и лекарственной помощи населению Свердловской области.
Основные направления развития здравоохранения области, отраженные в настоящей Концепции, послужат основой для формирования муниципальных планов и программ, содержащих объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципальных образований. Органы управления здравоохранением муниципальных образований регулярно анализируют и оценивают результаты деятельности лечебно-профилактических учреждений, корректируя на этой основе планы развития муниципального здравоохранения.
Основой предоставления населению области медицинской помощи является Областная программа государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области (далее - программа государственных гарантий), которая определяет виды, объемы и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней.
Разработка и реализация системы взаимосвязанных программ обеспечит:
1) реализацию органами управления здравоохранением единой государственной политики по охране здоровья населения области;
2) соответствие между конкретными обязательствами государства и имеющимися финансовыми ресурсами;
3) оптимизацию использования ресурсов здравоохранения;
4) восстановление единства и эффективности системы управления в отрасли.
Таким образом, для эффективной работы здравоохранения необходима организация перспективного стратегического планирования, разработка Программы развития здравоохранения Свердловской области как системы взаимосвязанных программ, формирование планов муниципального уровня с учетом положений областной программы, регулирование взаимодействия в вопросах охраны здоровья, а также мониторинг деятельности системы на всех уровнях.
Глава 4. Совершенствование организации медицинской помощи
4. Направления совершенствования организации
медицинской помощи
Основные направления совершенствования организации медицинской помощи:
1) оптимизация и достижение сбалансированности структуры оказания медицинской помощи, перераспределение объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный;
2) структурная перестройка стационарной помощи (на основе рационального сокращения, перепрофилирования неэффективно работающего коечного фонда и внедрения стационарозамещающих технологий);
3) приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, особенно в сельских территориях, с внедрением общих врачебных практик (ОВП);
4) оптимизация медицинской и лекарственной помощи на селе; подготовка и переподготовка кадров для сельского здравоохранения; внедрение общих врачебных практик; приближение квалифицированной и специализированной помощи к сельскому населению; организация выездных клинико-диагностических бригад при областных, межрайонных, районных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ); улучшение материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Переориентация маломощных сельских больничных учреждений на оказание медико-социальной помощи, работу по типу дневных стационаров, организацию общих врачебных практик;
5) обеспечение непрерывности и преемственности лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения, обеспечение диспансеризации населения. Восстановление этапности оказания медицинской помощи, укрепление двухсторонней связи по вертикали "ФАП - участковая больница, ОВП - центральная районная больница (ЦРБ) - областные ЛПУ", преемственности между ЛПУ различной подчиненности;
6) устранение диспропорций в обеспечении потребностей населения и дублирования оказания медицинской помощи, обусловленных наличием ведомственной лечебной сети, интеграция деятельности ведомственной сети с лечебной сетью территорий;
7) развитие межрайонных центров (с акцентом на специализированные и социально значимые виды помощи), организация межтерриториальных консультативно-диагностических центров с концентрацией в них "узких" специалистов. Повышение эффективности работы диагностических и иных параклинических служб. Участие в организации окружных центров оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи в Уральском федеральном округе;
8) создание системы управления экстренной медицинской помощью на уровне области; восстановление системы оказания неотложной помощи в поликлинических отделениях лечебно-профилактических учреждений; реорганизация службы скорой медицинской помощи, постеленный переход к использованию фельдшерских бригад и врачебных бригад интенсивной терапии; модернизация оборудования; развитие службы медицины катастроф, создание сети трассовой медицинской службы, совершенствование реанимационно-анестезиологической службы в стационарах;
9) развитие службы охраны материнства и детства; развитие служб планирования семьи и безопасного материнства, медико-генетических центров. Развитие сети перинатальных центров; формирование многоуровневой системы перинатальной помощи в области;
10) развитие социально значимых видов помощи: психиатрической, наркологической, фтизиатрической, онкологической, помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, а также кардиологической и травматологической помощи; ограничение распространения социально значимых заболеваний;
11) охрана здоровья работающих, в том числе работающих во вредных условиях труда;
12) совершенствование оказания медицинской помощи пожилым пациентам;
13) совершенствование системы профилактической и реабилитационной помощи, увеличение объемов мероприятий медицинской профилактики, развитие санаторно-курортных учреждений здравоохранения, формирование здорового образа жизни и повышение медицинской культуры населения;
14) повышение эффективности работы отрасли за счет внедрения современных ресурсосберегающих, информационных, организационных и лечебно-диагностических технологий;
15) управление качеством медицинской помощи и обеспечение ее безопасности на основе стандартизации, процедур лицензирования, сертификации и аккредитации;
16) государственное регулирование развития частного сектора здравоохранения.
5. Реформирование первичной медико-санитарной
помощи
Первичная медико-санитарная помощь - проводимые по месту жительства населения основные, общедоступные и бесплатные виды медицинского обслуживания, включающие лечение наиболее распространенных болезней и проведение профилактических мероприятий. Уровень работы первичного звена как центрального звена в системе здравоохранения в наибольшей степени определяет показатели здоровья населения и экономическую эффективность деятельности системы здравоохранения для общества.
Стратегическое направление реформы первичного звена - формирование общих врачебных практик (семейной медицины). Реализация данной стратегии представляет собой постепенный и поэтапный процесс. Предполагается развитие общих врачебных практик как дополнительных структур к имеющейся амбулаторной сети, так и в ходе преобразования поликлиник, сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий.
Модели преобразований:
1) организация общих врачебных практик на базе существующих поликлиник в качестве обособленного структурного подразделения центральной районной или городской больницы или самостоятельного хозяйствующего субъекта;
2) организация общих врачебных практик на базе существующих поликлиник в виде групповых практик;
3) организация общих врачебных практик на базе сельских участковых больниц и врачебных амбулаторий в качестве обособленного структурного подразделения или самостоятельного хозяйствующего субъекта в сельской местности;
4) организация общих врачебных практик в варианте частной формы собственности.
Поликлиника концентрирует специализированную консультативную, диагностическую, профилактическую и оздоровительную помощь. В структуре поликлиник могут развиваться службы ухода, отделения медико-социальной помощи, дневные стационары и центры амбулаторной хирургии.
Разработка вариантов взаимодействия общих врачебных практик с иной лечебной сетью предполагает опытную апробацию:
1) основных направлений совершенствования системы управления ресурсами (планирование потоков пациентов и управление объемами помощи, в том числе направление на консультации специалистов, дообследование, госпитализацию);
2) различных схем финансирования и возможных систем фондодержания;
3) моделей реструктуризации амбулаторно-поликлинической службы городов (например, организация общих врачебных практик и создание консультативных отделов в поликлинике);
4) показателей эффективности рабочей модели взаимодействия с прочими звеньями оказания медицинской помощи и мониторинг рабочей модели.
В конечном итоге будут сформированы модели организации первичной амбулаторной медико-санитарной помощи, в наибольшей степени отвечающие потребности населения, требованиям медицинской и экономической эффективности.
6. Реформирование организации стационарной помощи
Основным направлением реформирования стационарной помощи является оптимизация объемов и сроков госпитализации в сочетании со структурной реорганизацией стационаров.
Как и в Российской Федерации, в Свердловской области наблюдаются диспропорции в объеме финансирования основных видов медицинской помощи (65-70 процентов всех ресурсов приходится на стационарное звено при оптимальной доле 35-45 процентов); высокий уровень госпитализации; длительные сроки госпитализации.
Отправной точкой реорганизации больничных учреждений является система нормативов и стандартов стационарной помощи, которая носит рекомендательный характер и может использоваться для расчетов при формировании оптимальной структуры.
Разработка перспективной модели сети стационарных учреждений проводится на основе предварительного анализа пропорциональности развития видов медицинской помощи на территории с учетом уровня и структуры заболеваемости населения, особенностей социально-экономического развития, медико-организационных особенностей оказания стационарной помощи.
Реорганизация стационарной помощи включает:
1) внедрение рациональной организации лечебно-диагностического процесса, современных технологий, обеспечивающих интенсификацию лечебно-диагностического процесса, что позволит сократить продолжительность дорогостоящего стационарного этапа лечения;
2) расширение объемов медицинской помощи в стационарозамещающих подразделениях (дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии, однодневные диагностические стационары), что позволит уменьшить число койко-дней пребывания в круглосуточном стационаре, снизить количество необоснованных госпитализаций;
3) реструктуризацию коечной сети с рациональным распределением коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса.
Целесообразно, чтобы по возможности большая часть муниципальных больниц была сохранена и интегрирована в современную модель медицинского обслуживания населения.
Система учреждений (отделений) стационарной медико-социальной помощи может включать: гериатрические отделения (больничные учреждения), больницы долговременного пребывания, дома сестринского ухода разного типа и хосписы.
Решение этой проблемы возможно также путем открытия учреждений (отделений) стационарной медико-социальной помощи в составе многопрофильных и специализированных (психиатрических, противотуберкулезных, онкологических и других) стационаров, городских и районных больниц, а также на основе перепрофилированных участковых и небольших городских больниц.
На базе участковых и мелких городских (поселковых) больниц возможна организация коек сестринского ухода для оказания медико-социальной помощи пожилому населению. При этом принципиально важно решение вопроса о разделении медицинской и социальной необходимости госпитализации.
Особое значение для области имеет стратегия реформирования специализированной стационарной помощи. Специализированная медицинская помощь - виды медицинского обслуживания при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий, оказываемые в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, как по месту жительства, так и экстерриториально.
Спецификой областной системы здравоохранения является традиционная концентрация большинства специализированных видов стационарной медицинской помощи на базе крупных муниципальных и областных больниц с формированием центров специализированной медицинской помощи, привлекающих население соседних территорий.
Поэтому реорганизация системы оказания специализированной стационарной медицинской помощи является предметом совместного ведения областного и муниципального здравоохранения с регулированием на областном уровне. Она основывается на рациональном планировании объемов специализированных видов помощи в сочетании с управлением потоками больных.
Планирование объемов и управление потоками специализированной медицинской помощи населению предполагают:
1) разработку модели оптимизации потоков экстерриториальной специализированной медицинской помощи;
2) определение зон "притяжения" населения к центрам медицинской помощи, уточнение объемов, потребностей и маршрутов направления межрегиональной помощи;
3) формирование и реализация предложений по оптимизации структуры и дальнейшему развитию межрайонных центров медицинской помощи;
4) обеспечение мониторинга видов медицинской помощи, динамики объемных показателей деятельности медицинских учреждений и потоков обращаемости населения за медицинской помощью;
5) обеспечение управления качеством медицинской помощи через систему стандартизации и аккредитации.
Глава 5. Совершенствование организации лекарственной
помощи населению
Совершенствование организации лекарственной помощи населению осуществляется на основе государственной политики обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, направленной на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме, по приемлемым ценам и должного качества.
Реализация этой политики осуществляется путем:
развития рынка фармацевтических услуг на основе конкуренции фармацевтических организаций независимо от формы собственности;
восстановления вертикали управления через систему государственного надзора за фармацевтической деятельностью во всех сегментах фармацевтического рынка (производстве, розничной и оптовой торговле независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности фармацевтической организации);
совершенствования системы государственного контроля качества и безопасности лекарственных средств;
эффективного расходования государственных и муниципальных средств на медикаменты.
Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являются:
1) гарантированное лекарственное обеспечение граждан (в том числе льготное): на амбулаторном и стационарном этапе медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий; реализация целевых программ лекарственного обеспечения населения; стимулирование постоянного наличия обязательной номенклатуры лекарственных средств и контроль ее обеспечения в розничной продаже;
2) совершенствование организации лекарственной помощи, управления фармацевтической деятельностью и механизма государственного регулирования лекарственного обеспечения; сохранение и развитие существующей сети государственных и муниципальных аптек;
3) дальнейшая стандартизация лекарственного обеспечения: внедрение федеральных стандартов в фармацевтическую деятельность организаций оптовой и розничной торговли; введение лекарственных формуляров и стандартов фармакотерапии, принципов фармакоэкономики и клинической фармакологии в технологию предоставления лекарственной помощи в условиях стационара; разработка регионального перечня лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения по принципу "эффективность-стоимость" в рамках программ, финансируемых из областного бюджета;
4) повышение эффективности использования финансовых средств, предназначенных для лекарственного обеспечения граждан:
совершенствование системы учета и контроля финансовых средств, предназначенных для лекарственного обеспечения граждан;
совершенствование механизмов государственного регулирования цен на лекарственные средства, введение механизма сокращения посреднических организаций при продвижении товара к потребителю;
разработка и внедрение модели обеспечения учреждений здравоохранения лекарственными средствами с использованием централизованных и децентрализованных поставок;
обеспечение эффективности закупок лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд;
конкурсное регулирование оптовых поставок лекарственных средств;
контроль рационального назначения и расходования лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях,
повышение роли клинического фармаколога в организации лекарственного обеспечения;
разработка и внедрение персонифицированного учета потребления лекарственных средств;
создание условий, обеспечивающих заинтересованность граждан в рациональном использовании льгот по лекарственному обеспечению; упорядочение предоставления льгот отдельным категориям граждан;
государственная поддержка отечественных производителей лекарственных средств и аптечных организаций, изготавливающих лекарственные средства, путем гибкой системы стимулов и льгот;
5) совершенствование системы контроля лекарственного обеспечения;
6) совершенствование механизма предотвращения поступления на фармацевтический рынок некачественной и контрафактной продукции. Обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов путем отбора, стандартизации и контроля соблюдения стандартов;
7) отработка механизма лекарственного страхования;
8) создание информационно-аналитической системы лекарственного обеспечения в области; формирование единой системы информационных услуг всех участников обращения лекарственных средств; мониторинг лекарственных средств в медицинских и аптечных организациях, на фармацевтическом рынке.
Глава 6. Совершенствование системы финансирования
здравоохранения
Система финансирования здравоохранения должна обеспечить использование ресурсов в качестве экономического инструмента повышения эффективности и качества медицинской помощи. В этих целях необходимо:
1) обеспечить сбалансированность объемов медицинской помощи, утвержденных Территориальной программой государственных гарантий, и ресурсов на их выполнение путем:
увеличения объемов финансирования здравоохранения из средств областного и местных бюджетов, постепенного приведения в соответствие с федеральными рекомендациями платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
оптимизации объемов бесплатной медицинской помощи, предусмотренных медико-экономическими стандартами.
2) разработать и внедрить современные методы планирования финансовых ресурсов и оплаты медицинской помощи, соответствующие целям и задачам реализации Территориальной программы государственных гарантий с учетом показателей качества лечебно-профилактической деятельности;
3) продолжить целевое финансирование приоритетных направлений деятельности, определяемых ежегодно на основе программно-целевого метода планирования.
4) обеспечить выполнение мероприятий по эффективному и рациональному использованию средств бюджетов и обязательного медицинского страхования:
реализация конкурсной системы закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
обеспечение строгого учета товарно-материальных ценностей и контроля их сохранности в медицинских учреждениях;
соблюдение штатной и финансово-хозяйственной дисциплины;
5) повысить эффективность работы медицинского персонала путем разработки и использования методов оплаты труда за конечные результаты;
6) обеспечить развитие страхового принципа охраны здоровья населения, усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Глава 7. Совершенствование материально-технической
базы лечебно-профилактических учреждений
Свердловской области
Проблемой современного материально-технического потенциала лечебно-профилактических учреждений Свердловской области является изношенность основных фондов и недостаток финансирования на их обновление, что снижает качество лечебно-диагностического процесса и сдерживает внедрение прогрессивных технологий.
Совершенствование материально-технической базы может осуществляться по следующим направлениям:
1) приобретение нового медицинского и немедицинского оборудования для внедрения современных медицинских технологий, а также для замены устаревшего и неисправного;
2) проведение текущих и капитальных ремонтов основных и вспомогательных зданий и сооружений. Проведение работ по реконструкции и приведение в соответствие с нормативами эксплуатации зданий и сооружений. Окончание строительства незавершенных объектов. Проектирование и строительство новых объектов здравоохранения;
3) внедрение современных методов и технологий сбережения топливно-энергетических ресурсов на объектах здравоохранения.
При разработке программ развития материально-технической базы целесообразно соблюдать баланс между оснащением высокотехнологичным оборудованием для внедрения специализированных технологий и обновлением парка существующего оборудования на всех уровнях оказания медицинской помощи. В муниципальных и областных лечебно-профилактических учреждениях возможно перераспределение имеющейся, но не используемой техники в соответствии с функциональным регламентом медицинских учреждений.
В целях более рационального использования финансовых ресурсов полезна практика экспертной оценки и согласования с Министерством здравоохранения Свердловской области целевых программ материально-технического обеспечения здравоохранения муниципальных образований. Представляется важным:
1) разработать и внедрить в широкую практику стандарты оснащенности (табели оснащенности) лечебных учреждений в зависимости от аккредитационного уровня;
2) использовать маркетинговые исследования, устанавливающие возможности рынка в отношении качества и стоимости оборудования, и конкурсные торги среди потенциальных поставщиков;
3) развивать практику долевого финансирования закупок медицинского оборудования с использованием средств муниципальных образований и областного бюджета;
4) применять такие формы заключения договоров на поставку материально-технических ресурсов как лизинг, долгосрочный товарный кредит.
Приоритетом в сфере приобретения медицинского оборудования в ближайшие годы становится закуп дорогостоящего медицинского оборудования для лучевой диагностики, эндоскопического оборудования и наркозно-дыхательной аппаратуры.
В сфере содержания, эксплуатации, обновления зданий и сооружений лечебных учреждений рекомендуется:
1) проводить капитальные ремонты на основе проведенных обследований и составленных дефектных ведомостей;
2) заключать договоры на выполнение подрядных работ на основе конкурсов.
В условиях недостаточного финансирования на капитальные затраты лечебных учреждений в ближайшие годы необходимо в первую очередь завершить строительство уже начатых объектов здравоохранения, особенно с высокой степенью строительной готовности.
Строительство новых зданий и сооружений может проводиться после тщательной экспертизы технико-экономического обоснования, проекта и сметной документации, в том числе с участием органов вневедомственной экспертизы в строительстве.
В сфере обеспечения основными топливно-энергетическими ресурсами важно направить усилия на внедрение современных энергосберегающих технологий. Работу по энергосбережению и созданию системы энергобезопасности медицинских учреждений рекомендуется начинать с проведения энергоаудита и составления энергетического паспорта учреждения. Приоритетными должны стать мероприятия, которые окупаются в течение двух лет, а сэкономленные средства могут формировать бюджет последующих мероприятий.
Необходимо более широко внедрять в практику медико-технический менеджмент в здравоохранении, понимая под этим создание системы управления, обеспечивающей оптимальные технические условия для оказания качественной медицинской помощи при минимизации затрат на ее оказание.
Глава 8. Обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения Свердловской области
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия осуществляется при взаимодействии с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба является организационной основой профилактической работы в государственной системе здравоохранения. Ее развитие и совершенствование является важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения.
Основными направлениями взаимодействия исполнительных органов государственной власти со службой Государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются:
1) реализация комплексных мероприятий по снижению техногенной нагрузки, неблагоприятных факторов природной среды на население. Дальнейшее развитие системы социально-гигиенического мониторинга как основы для разработки социально-экономических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения;
2) расширение и укрепление межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения от неблагоприятных факторов окружающей среды; координация работы различных ведомств, осуществляющих экологический мониторинг;
3) развитие областного законодательства по охране здоровья населения;
4) обеспечение реализации областных и федеральных целевых программ охраны здоровья населения от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды и снижения инфекционной заболеваемости, в том числе социально значимой. Введение карантинизации крови. Реализация программ снижения вреда от употребления наркотиков в муниципальных образованиях Свердловской области;
5) совершенствование системы наблюдения за состоянием окружающей среды и здоровьем населения на основе социально-гигиенического мониторинга. Использование системы оценки риска влияния среды обитания на здоровье населения. Управление факторами риска, снижение их влияния на здоровье и среду обитания человека:
создание и реализация системы реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, на основе данных оценки риска влияния неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения;
межведомственная координация по вопросам развития и эксплуатации водопроводных систем;
совершенствование охраны здоровья работающего населения, системы регистрации и учета профессиональных заболеваний; создание областного регистра впервые выявленных профессиональных заболеваний; паспортизация канцерогенно опасных производств; мониторинг условий труда, паспортизация рабочих мест;
реализация мероприятий, направленных на улучшение условий обучения и воспитания детей, формирование основ здорового образа жизни и профилактику заболеваний, связанных со стрессом, гиподинамией, нерациональным питанием и вредными привычками, низкой культурой личной гигиены;
создание и совершенствование системы обеспечения населения безопасными и качественными продуктами питания; содействие развитию индустрии детского питания и продуктов питания с заданными профилактическими и лечебными свойствами; решение вопросов централизованного обеспечения образовательных детских учреждений продуктами питания гарантированного качества и продуктами, обогащенными минеральными веществами, микроэлементами и витаминами; восстановление системы лечебно-профилактического питания лиц, контактирующих с профессиональными вредностями;
6) разработка мер по совершенствованию медико-санитарного обеспечения мигрантов с целью предупреждения возрастающей эпидемической угрозы населения области в связи с активными миграционными процессами;
7) реорганизация системы гигиенического воспитания и образования населения, санитарно-просветительной деятельности, формирование системы самооздоровления населения;
8) охрана территорий от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ.
Глава 9. Развитие медицинской науки
Приоритетом научной деятельности медицинских учреждений Свердловской области является научная поддержка практического здравоохранения на основе разработки и внедрения эффективных форм организации, управления, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, способствующих улучшению функционирования системы здравоохранения и повышению качества медицинской помощи населению.
При планировании научных исследований следует ориентироваться на приоритетные направления развития здравоохранения области, учитывать региональные особенности здоровья населения, координировать работу с научными направлениями деятельности федеральных медицинских научно-исследовательских институтов и Уральской государственной медицинской академии.
Основные научные направления включают:
1) изучение состояния здоровья населения с использованием медико-статистических методов анализа с элементами прогнозирования, внедрением информационных технологий;
2) разработку новых эффективных методов управления и планирования в здравоохранении, развитие современных медицинских информационных технологий и систем мониторинга;
3) изучение эпидемиологии неинфекционных заболеваний и особенностей региональной природно-очаговой патологии, заболеваний, от которых общество несет наибольшие потери, болезней пожилых, заболеваний, связанных с ухудшением экологической ситуации и техногенным воздействием среды (экопатология);
4) совершенствование методов лабораторной и инструментальной диагностики;
5) поиск менее затратных и более информативных методов ранней диагностики;
6) поиск эффективных технологий, совершенствование интенсивных методов лечения;
7) совершенствование экономичных малоинвазивных и видеоассоциированных методов хирургии;
8) развитие исследований по проблемам инвалидности и ее профилактики;
9) участие в разработке стандартов оказания медицинской и лекарственной помощи, формуляров лекарственных средств;
10) участие в проведении клинических испытаний лекарственных средств.
Научная деятельность предполагает участие в многоцентровых российских и международных исследованиях, партнерские отношения с отечественными и зарубежными университетами, параллельные исследования на паритетной основе
Выбор тем и направлений научных исследований должен проводиться на конкурсной основе; организация и финансирование научных исследований должны осуществляться на основе целевого перспективного планирования, в рамках целевых программ различного уровня, или с выделением грантов.
Важным элементом развития медицинской науки является подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации; совершенствование механизмов внедрения научных достижений в практику.
Глава 10. Реформирование медицинского и фармацевтического
образования, совершенствование кадровой политики
Важным условием сохранения и развития кадрового потенциала в здравоохранении является совершенствование системы планирования и мониторинга подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, способных реализовать стоящие перед системой здравоохранения задачи.
Высокий уровень профессиональной подготовки специалистов обеспечивается совершенствованием системы до- и последипломного обучения с последующей аттестацией. Важным критерием уровня подготовки специалистов помимо клинических знаний и навыков становится знание современных стандартов медицинской помощи, основ клинической эпидемиологии, клинической фармакологии, экономических и правовых основ.
В связи с реорганизацией первичной медико-санитарной помощи путем внедрения общих врачебных практик подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение "врач - медицинский работник среднего звена" в сторону увеличения числа последних, с передачей медсестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.
Целесообразно перейти к практике формирования перспективного (на 5 лет) социального заказа на специалистов с медицинским образованием в первую очередь для общих врачебных практик.
Перспективной представляется практика формирования муниципальными органами управления здравоохранения целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих контрактов с учебными заведениями и абитуриентами. Целесообразно включать в контракт положения, обеспечивающие правовую и социальную защиту молодых специалистов.
Поскольку в ближайшие несколько лет острой проблемой здравоохранения будет оставаться дефицит кадров, особенно в сельской местности, необходимо принять меры для закрепления квалифицированных специалистов на рабочем месте, создания благоприятных, привлекательных для них условий труда, предусмотреть строительство жилья на условиях последующей передачи в собственность, что наиболее актуально для сельских территорий.
Важнейшими направлениями кадровой политики на предстоящий период являются:
1) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на потребности времени; организация подготовки врачей общей практики, клинических фармакологов, медицинских психологов и других востребованных специальностей;
2) организация системы подготовки врачей, фельдшеров, медицинских сестер, провизоров и фармацевтов по целевым заказам;
3) подготовка управленческих кадров в здравоохранении, включение в программу подготовки элементов экономики, анализа и прогнозирования, рационального менеджмента; формирование резерва управленческих кадров;
4) разработка межвузовских учебных планов и программ по обучению резерва руководителей здравоохранения;
5) усиление роли главных штатных и внештатных специалистов;
6) организация и развитие профессиональных ассоциаций;
7) повышение социально-правовой защищенности медицинских и фармацевтических работников.
Глава 11. Взаимодействие системы здравоохранения с
общественными организациями, объединениями
и иными службами
Инициативная деятельность населения является неотъемлемой частью формирования здорового образа жизни. Участие населения в охране своего здоровья достигается через общественные организации, профессиональные союзы, выборные местные органы власти, которые при участии органов здравоохранения и медицинских учреждений стимулируют инициативу граждан в области охраны здоровья.
Мнения и выбор граждан должны оказывать влияние на развитие служб здравоохранения, а также на решения, принимаемые на других экономических, управленческих и профессиональных уровнях.
Крайне важно сознательное и добровольное принятие гражданами на себя значительной доли ответственности за охрану собственного здоровья.
Решение многих проблем здравоохранения (в том числе, повышение качества медицинской помощи, уровня подготовки специалистов) возможно путем создания врачебного самоуправления, расширения прав медицинских общественных организаций в государственном управлении здравоохранением.
Решение задач по охране здоровья целесообразно осуществлять совместно:
1) с учреждениями образования, культуры, социальной защиты населения и службами социальной помощи различным категориям населения;
2) со специализированными (немедицинскими) службами милиции, пожарной охраны, отрядами спасения и другими;
3) с общественными объединениями, благотворительными организациями, религиозными конфессиями;
4) с профессиональными союзами;
5) со спортивными, оздоровительными организациями и объединениями;
6) с обществами пациентов;
7) с профессиональными медицинскими объединениями, ассоциациями.
Координированная работа органов здравоохранения с указанными организациями, объединениями и службами приведет к повышению эффективности информационно-профилактической работы, повысит санитарно-гигиеническую культуру населения, привлечет кадровые ресурсы к работе по медико-социальной помощи незащищенным слоям населения, облегчит реабилитационную работу с группами пациентов, разовьет принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами; будет способствовать реализации государственной политики в решении проблем реабилитации инвалидов.
С учетом этих преимуществ работа по совершенствованию взаимодействия системы здравоохранения общественными организациями, объединениями и иными службами должна осуществляться по следующим направлениям:
1) переориентация деятельности медицинских учреждений на профилактический подход к охране здоровья; расширение функций и возможностей существующих центров медицинской профилактики и открытие новых центров профилактики;
2) поиск действенных форм сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями, содействие организации их деятельности в сфере охраны здоровья;
3) широкое привлечение населения к вопросам своего здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;
4) совершенствование деятельности в области медицинского просвещения: создание единой системы медицинского просвещения и оперативной медицинской информации, широкое привлечение средств массовой информации к популяризации здорового образа жизни, решению иных вопросов в интересах охраны здоровья населения области, развитие социальной рекламы, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности, а также услуг медицинского характера; развитие образования и просвещения населения в вопросах качества и безопасности лекарственных средств; работа среди населения по вопросам профилактики социальных болезней: алкоголизма, наркомании, заболеваний, передаваемых половым путем; планирования семьи - в целях формирования духовно нравственного отношения к семье и материнству, рождения желанных и здоровых детей, сокращения числа абортов;
5) содействие любым государственным и общественным мероприятиям, направленным на сохранение и защиту нравственного здоровья общества; возможно создание сети общественных университетов и факультетов медицинских и гигиенических знаний;
6) развертывание системы специальных служб в области оказания доврачебной помощи;
7) внедрение принципа информированного согласия пациента на медицинское вмешательство;
8) правовое, организационное, информационное обеспечение учета мнений граждан по вопросам здравоохранения;
9) ответственность исполнительной власти областного уровня за обеспечение взаимодействия между системой здравоохранения и населением при непрерывном обмене информацией между ними;
10) организация общественных советов при учреждениях здравоохранения, которые могут состоять из медицинских работников и представителей населения; создание попечительских советов для привлечения дополнительных источников финансирования и реализации целевых мероприятий;
11) создание врачебного самоуправления.
Ожидаемые результаты реализации Концепции
Основные положения Концепции отражают важнейшие направления деятельности отрасли на предстоящий период и предполагают решение приоритетных задач: улучшения качества медицинской помощи, сохранения кадрового потенциала, реформирования первичного звена здравоохранения с ориентацией на профилактику и лечение социально значимых болезней и заболеваний, от которых общество несет наибольшие потери, совершенствования помощи матерям и детям, а также гарантированной медицинской помощи социально незащищенным категориям населения.
В результате реализации Концепции прогнозируется преодоление структурных диспропорций в отрасли, повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению, создание системы управления качеством в здравоохранении и, как следствие, улучшение показателей здоровья населения Свердловской области.
Концепция послужит основой для разработки и реализации областных программ здравоохранения, программ развития здравоохранения муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 3 апреля 2003 г. N 179-ПП "О Концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2003-2010 годы"
Текст опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2003 г., N 4 ст. 304
Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2006 г. N 1150-ПП настоящее постановление признано утратившим силу