Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общие положения и обоснование Программы
В настоящее время в Российской Федерации установилась основная тенденция развития системы социальной защиты населения, проявляющаяся в создании сбалансированной совокупности социальных программ различных уровней (федерального, регионального, муниципального), направленных на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов эффективность решения социальных проблем на уровне местного самоуправления приобретает все большую актуальность.
Программа социальной защиты населения города Екатеринбурга - система гарантированного администрацией города комплекса мер, направленных на дополнительную поддержку малообеспеченных, неполных, многодетных семей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и т.д.
Мероприятия Программы являются дополнительными мерами социальной помощи и поддержки к действующим федеральным и областным программам.
2.1. Состояние проблемы
Городу Екатеринбургу, как и большинству городов Российской Федерации, характерны следующие особенности:
1. Устойчивая тенденция старения населения. Наряду с низкой рождаемостью возрастает уровень смертности, что ведет к высокому удельному весу старших возрастов в демографической структуре населения. По состоянию на 01.07.02 г. в городе проживают 329398 получателей пенсий (25% от общей численности населения), в том числе в возрасте старше 80 лет - более 21 тысячи человек, из них 6 тысяч проживают одиноко.
2. Демографические процессы во многом связаны с состоянием здоровья населения. У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодого возраста. До 80% пенсионеров по старости нуждаются в медикосоциальной помощи.
Четко прослеживается тенденция роста числа лиц, имеющих инвалидность (в том числе детей). За последние 4 года прирост числа инвалидов (взрослых) составил более 16%. Сохраняется тенденция роста детской инвалидности: в среднем 1,5% в год, что, несомненно, связано как с увеличением наследственной, врожденной патологии и хронических заболеваний, так и с негативными тенденциями социального характера.
3. Усугубление кризиса института семьи: снижение роли семьи в воспитании детей, усиление конфликтности отношений между родителями и детьми. Как следствие, растет количество "социальных сирот" и проблемных семей.
По состоянию на 01.07.02 г. в г. Екатеринбурге проживают 274,5 тысячи детей в возрасте от 0 до 18 лет.
В течение 2001 года и первого полугодия 2002 года 9954 ребенка доставлены в органы внутренних дел за различные правонарушения и безнадзорность: 1904 преступления совершено несовершеннолетними; 210 несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические вещества, состоят на диспансерном учете.
Ежегодно вследствие уклонения родителей от исполнения родительских обязанностей, ведения родителями асоциального образа жизни без попечения родителей остаются более 300 детей (1999 г. - 379; 2000 г. - 313; 2001 г. - 355).
2.2. Цели и задачи Программы
Цель Программы: создание на муниципальном уровне системы социальной и экономической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных, многодетных, неполных семей и т.д.
Задачи Программы:
- установление дополнительной адресной поддержки нетрудоспособным и нуждающимся гражданам в виде денежных выплат (пособия, компенсации), натурального обеспечения (продукты питания, одежда, предметы первой необходимости), предоставления социальных услуг;
- дальнейшее развитие учреждений муниципального сектора социального обслуживания населения в целях полного удовлетворения потребности населения, развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
- внедрение технологий по работе с семьей, лицами с ограниченными возможностями, пожилыми гражданами;
- укрепление взаимодействия с общественными, благотворительными организациями в решении задач по социальной поддержке населения города;
- совершенствование профессиональной подготовки, повышение квалификации кадров, работающих в муниципальных органах и учреждениях социального обслуживания населения.
2.3. Основные понятия (термины) Программы
Социальная поддержка включает меры по предоставлению помощи гражданам (семьям), нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией, а также потерей крова или приведением жилья в аварийное состояние во время стихийного бедствия (пожара, наводнения, обвала и т.д.), утерей имущества в случаях кражи, необходимости в срочном лечении при угрозе жизни.
Пособие - денежная сумма, предоставляемая гражданам безвозмездно за счет средств соответствующего бюджета. Пособие может выплачиваться единовременно (единовременная материальная поддержка) или периодически (ежемесячно или ежеквартально).
Компенсация - денежное возмещение (полное или частичное) гражданам произведенных ими расходов.
2.4. Основные принципы социальной поддержки населения
Основными принципами социальной поддержки населения являются: адресность, дифференцированность, гарантированность, комплексность, самостоятельность и принцип социального реагирования.
Принцип адресности предусматривает предоставление помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.
Принцип дифференцированного подхода предполагает определение размеров и видов помощи в зависимости от места проживания, условий проживания, уровня доходов, степени нуждаемости, возможности оказания помощи со стороны родственников и других факторов.
Принцип гарантированности предполагает обязательное оказание помощи обратившимся гражданам, имеющим на нее право.
Принцип комплексности предполагает возможность предоставления одновременно нескольких видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде услуг и льгот).
Принцип самостоятельности предполагает самостоятельность органов местного самоуправления в организации и проведении мероприятий по оказанию социальной поддержки населения в сочетании с централизованными мероприятиями.
Принцип социального реагирования предполагает корректировку мероприятий, размера помощи и категорий льготников при изменении социально-экономической ситуации.
2.5. Ожидаемый результат
Реализация комплекса мер, предусмотренных Программой социальной защиты населения города Екатеринбурга на 2003 год, способствует:
- стабилизации социальной обстановки в городе, снижению социальной напряженности;
- обеспечению дополнительной социально-экономической поддержки лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, семей, воспитывающих детей-инвалидов, малообеспеченных многодетных, неполных семей, детей-сирот и т.д.;
- повышению эффективности работы муниципальных учреждений сферы социального обслуживания населения путем сохранения и дальнейшего развития материально-технической базы, совершенствования профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;
- привлечению внимания общественности к проблемам семей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот.
<< Раздел 1. Паспорт Программы |
Раздел 3. >> План мероприятий Программы |
|
Содержание Решение Екатеринбургской городской Думы от 11 февраля 2003 г. N 33/1 "Об утверждении Программы "Социальная защита... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.