2. Контроль за выполнением программы "Реформирование государственной службы Свердловской области (2003 - 2005 годы)" возложить на председателя Правительства Свердловской области Воробьева А.П.
Губернатор
Свердловской области
Э.Э. Россель
Программа
"Реформирование государственной службы Свердловской
области (2003 - 2005 годы)"
(утв. указом Губернатора Свердловской области
от 23 июня 2003 г. N 306-УГ)
Цель программы: формирование государственной службы Свердловской области из высококвалифицированных специалистов, заинтересованных в работе на службе обществу, стоящих вне политических и экономических влияний, повышение эффективности государственной службы, обеспечение правового положения государственного служащего, оптимизация затрат на содержание государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы.
Задачи программы:
- создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы;
- определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов (стандартов);
- внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы;
- обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
- применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;
- реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;
- внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих;
- создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей;
обеспечение развития системы управления государственной службой.
Сроки реализации программы: 2003-2005 годы.
Основные мероприятия программы:
- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы;
- применение новых подходов к организации государственной службы Свердловской области и обеспечению деятельности государственных служащих;
- совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;
- создание материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы;
- формирование системы управления государственной службой.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- приведение нормативно-правовой базы системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;
- создание профессиональной государственной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных служащих;
- внедрение должностных (служебных) регламентов (стандартов) государственных служащих;
- достижение качественного уровня исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг;
- создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу;
- создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения государственной службы;
- повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы в целях улучшения кадрового состава государственных служащих;
- внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих;
- повышение профессионального уровня государственных служащих;
- оптимизация численности государственных служащих;
- создание материально-технических условий для эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей;
- формирование системы управления государственной службой.
Контроль за выполнением программы: осуществляет Правительство Свердловской области.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В Свердловской области сложились основы государственной службы как механизма государственного управления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" в Свердловской области принят и действует Областной закон от 18 октября 1995 года N 26-ОЗ "О государственной службе Свердловской области".
В 1992-2002 годах осуществлялась подготовка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственной службы. Принято более 20 законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих государственную службу Свердловской области.
Общая численность государственных служащих Свердловской области в органах государственной власти на начало 2003 года составила 5340 человек. В исполнительных органах государственной власти численность государственных должностей Свердловской области и государственных должностей государственной службы Свердловской области на 1 января 2003 года составила 4937 единиц, на 1 января 2002 года численность составляла 5074 единицы, таким образом численность государственных должностей Свердловской области и государственных должностей государственной службы в исполнительных органах государственной власти Свердловской области снизилось на 3 процента.
На начало 2003 года доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 62 процента. Из них 38,2 процента государственных служащих имели высшее экономическое и управленческое образование, 14,8 процента - юридическое образование, 23 процента - высшее техническое образование. По сравнению с 1999 годом количество государственных служащих, имеющих высшее образование, увеличилось на 11 процентов, на 1 января 1999 года число государственных служащих Свердловской области, имеющих высшее профессиональное образование экономического и управленческого профиля составляло 20,6 процента, юридическое образование - 10,3 процента, высшее техническое образование - 27,9 процента. Процент государственных служащих областных органов государственной власти Свердловской области, имеющих высшее образование, составляет 86,2.
Сменяемость по итогам 2002 года составила 8,7 процента, по итогам 2001 года - 25,3 процента, 2000 года - 8,8 процента, 1999 года - 8 процентов.
В целях обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе принят Областной закон от 19 марта 1998 года N 17-ОЗ "О конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы Свердловской области", который на основе законодательства Российской Федерации и Свердловской области регулирует отношения, связанные с организацией и проведением конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы Свердловской области. В 2002 году на конкурсной основе было принято 126 человек, что составляет одну четвертую часть от общего числа принятых на государственную службу.
Важным звеном в системе государственного управления в сфере кадровой политики является реализация законодательства о государственной службе Свердловской области и предоставление социальных гарантий государственным служащим Свердловской области. Ежегодно в областном бюджете предусматриваются средства на реализацию гарантий государственным служащим, предусмотренных Областным законом от 18 октября 1995 года N 26-ОЗ "О государственной службе Свердловской области".
Вместе с тем при реализации законодательства о государственной службе не решены следующие проблемы. Не все органы государственной власти осуществляют прием на работу по конкурсу. Имеют место случаи, когда прием на государственную службу осуществляется без учета квалификационных требований: знания законодательства, образования, опыта и стажа работы. Несовершенен механизм контроля за соблюдением ограничений для государственных служащих.
Законодательство о государственной службе предусматривает особые правовые механизма подбора, расстановки, оценки деятельности государственных служащих, обновления кадров в системе государственной службы и привлечения на эти должности наиболее квалифицированных и перспективных работников. Однако решение всех основных вопросов кадровой политики на федеральном уровне сосредоточено на уровне отдельных органов.
Для решения названных проблем в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" разработана программа "Реформирование государственной службы Свердловской области (2003 - 2005 годы)".
2. Система мероприятий, предусмотренных программой
С целью повышения эффективности государственной службы, оптимизации затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы Свердловской области в программе предусмотрены мероприятия по следующим направлениям.
2.1. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой
базы по вопросам реформирования государственной службы
Необходимость законодательного регулирования вопросов государственной службы предусматривается Конституцией Российской Федерации. Однако целостная и комплексная система правового обеспечения государственной службы как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов федерации отсутствует. Недостатком правового регулирования государственной службы является неполное законодательное регулирование государственно-служебных отношений.
В Свердловской области по вопросам государственной службы приняты различные законодательные и иные нормативные правовые акты, которые в ряде случаев противоречат законодательству Российской Федерации. Таким образом, не создана комплексная нормативно-правовая база, которая в полной мере обеспечивала бы выполнение возложенных на государственную службу задач и функций в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.
В целях создания целостной системы государственной службы назрела необходимость законодательного закрепления ее единых правовых основ на всех уровнях власти. Необходимо разработать и принять приоритетные законы и иные нормативные правовые акты о системе государственной службы как Российской Федерации, так и Свердловской области.
Эти законодательные и нормативные правовые акты должны обеспечить единый подход к правовому регулированию и организации государственной службы, совершенствованию системы оплаты труда государственных служащих, открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования материально-технического обеспечения государственной службы, управлению государственной службой.
Для этого требуется:
- проведение ревизии действующей нормативно-правовой базы государственной службы Свердловской области, ее соответствия федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)";
- определение перечня законов и иных нормативных актов, необходимых для формирования системы государственной службы Свердловской области, подготовка их проектов для внесения в Законодательное Собрание Свердловской области.
2.2. Применение новых подходов к организации управления
государственной службой Свердловской области и обеспечению
деятельности государственных служащих
В организации государственной службы Свердловской области сохраняются консервативные подходы, которые не в состоянии обеспечить ее эффективное функционирование и надлежащее качество оказания государственными служащими гражданам и организациям государственных услуг.
В целях совершенствования организации государственной службы и обеспечения деятельности государственных служащих необходимо внедрение современных технологий управления, включающих в себя новые методы планирования и финансирования деятельности органов государственной власти Свердловской области, стимулирования государственных служащих, а также системы показателей и критериев оценки деятельности аппаратов органов государственной власти Свердловской области и их подразделений.
Для решения этих задач требуется:
- проведение анализа функций, реализуемых органами государственной власти, с целью исключения дублирования, параллелизма, определения функций, которые исполняются неэффективно, установление на основе анализа полномочий и целей данного органа, разработка критериев внутренней и внешней эффективности его деятельности;
- формирование системы нормативного управления государственной службой, разработка соответствующих регламентов, инструкций и иных документов, регламентирующих деятельность государственных служащих;
- оптимизация бюджетных расходов, связанных с обеспечением деятельности государственного органа, на основе анализа адекватности управления и функционирования на уровне отдельных его структурных подразделений с целью установления необходимой квалификации и численности персонала, требуемого для осуществления пересмотренных полномочий;
- разработка оптимальных функциональных обязанностей и квалификационных требований, предъявляемых к конкретным должностям государственной службы, критериев оценки эффективности их деятельности;
- пилотажная апробация методик реформирования государственной службы на отдельных структурных подразделениях Правительства Свердловской области.
2.3. Совершенствование подготовки, переподготовки и
повышения квалификации государственных служащих
Свердловской области
В Свердловской области сложилась определенная практика по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих.
На основании имеющихся потребностей исполнительных органов государственной власти Свердловской области в обучении государственных служащих ежегодно формируется государственный заказ по их обучению.
Государственные служащие проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации в зависимости от направления их деятельности в российских высших учебных заведениях (Российская академия государственной службы, Российская академия народного хозяйства, Российская финансовая академия и другие), региональных высших учебных заведениях (Уральская академия государственной службы. Уральская юридическая академия и другие).
В настоящее время в Уральской академии государственной службы обучаются 52 государственных служащих, в 2003 году прошли обучение по программе переподготовки и повышения квалификации 670 человек.
Основная цель совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих - рост их профессионального уровня.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- провести анализ действующих механизмов подбора, расстановки, ротации кадров; разработать предложения по совершенствованию вышеназванных механизмов, в том числе конкурсного отбора на государственную службу, в соответствии со спецификой деятельности каждого органа государственной власти;
- создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечить должностной (служебный) карьерный рост государственных служащих на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;
- повысить престиж государственной службы и авторитет государственных служащих;
- создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений:
- за счет средств областного бюджета для получения второго высшего образования прежде всего направлять государственных служащих, включенных в кадровый резерв на выдвижение;
- для прохождения профессиональной переподготовки за счет областного бюджета направлять государственных служащих, обучение которых необходимо для развития и совершенствования работы конкретных исполнительных органов государственной власти;
- осуществлять управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;
- обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;
- формировать на конкурсной основе кадровый резерв для замещения государственных должностей государственной службы Свердловской области и обеспечивать его эффективное использование;
- соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственных служащих при проведении аттестации или квалификационного экзамена.
2.4. Создание материально-технических условий
для эффективного функционирования
государственной службы
Основной целью данного направления является рациональное использование материально-технических ресурсов на государственной службе, а также обеспечение надлежащих условий для качественного исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей и оказания ими гражданам и организациям государственных услуг.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- анализ имеющейся материально-технической базы государственной службы;
- разработка стандартов служебных мест государственных служащих и нормативов их размещения, а также нормативов материально-технического обеспечения государственной службы;
- подготовка предложений по строительству, реконструкции и техническому оснащению зданий и помещений аппаратов органов государственной власти Свердловской области.
2.5. Формирование системы управления государственной службой
Система управления государственной службой необходима для обеспечения единства государственной службы, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации деятельности органов государственной власти по вопросам поступления на государственную службу, прохождения и прекращения государственной службы, а также профессионального развития государственных служащих.
Достижение поставленной цели осуществляется на основе:
- координации деятельности подразделений органов государственной власти по вопросам государственной службы и кадров;
- взаимодействия с органами местного самоуправления;
- открытости системы управления государственной службой для граждан и гражданского общества;
- разработки предложений по созданию единого органа управления государственной службой Свердловской области для системной координации ее правового, организационно-управленческого, информационного и кадрового обеспечения.
3. Реализация программы и контроль за ходом
выполнения предусмотренных ею мероприятий
Организацию реализации программы и контроль за выполнением предусмотренных ею мероприятий осуществляет Правительство Свердловской области (план мероприятий по реформированию государственной службы Свердловской области прилагается).
Правительство Свердловской области обеспечивает проведение государственной политики в области реформирования государственной службы посредством координации мероприятий, связанных с развитием государственной службы Свердловской области.
План
мероприятий по реформированию государственной
службы Свердловской области
/----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|N |Наименование мероприятия |Исполнитель |Срок исполнения |Ожидаемые результат |
|пп| | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| I. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы| |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.|Ревизия действующего законодательства области, |Департамент государст |до 2004 года |Формирование системы законов, |
| |регламентирующего государственную службу Све- |венно-правовой работы | |регулирующих государственную |
| |рдловской области |Правительства Сверд- | |службу Свердловской области |
| | |ловской области | | |
| | | | | |
|2.|Определение перечня нормативных правовых актов, |Департамент государст |до 2004 года | |
| |необходимых для формирования системы государс- |венно-правовой работы | | |
| |твенной службы Свердловской области |Правительства Сверд- | | |
| | |ловской области | | |
| | | | | |
|3.|Разработка законов, их согласование, обсужде- |Департамент государст |2004-2005 годы | |
| |ние, экспертиза и т.п. |венно-правовой работы | | |
| | |Правительства Сверд- | | |
| | |ловской области | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| II. Применение новых подходов к организации государственной службы и обеспечению деятельности государственных |
| служащих |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.|Определение требований, предъявляемых к государ-|Управление кадров и на-|2004 год |1. Создание системы стратеги- |
| |ственной службе Свердловской области, и условий |град Губернатора Сверд-| |ческого управления реформиро- |
| |ее эффективного функционирования |ловской области и Пра- | |ванием государственной службы |
| | |вительства Свердловской| |Свердловской области |
| | |области | | |
| | | | | |
|2.|Разработка механизма и методики диагностики эф- |Организационно-контро- |2004 год |2. Эффективное функциониро- |
| |фективности деятельности аппарата Правительства |льное управление Прави-| |вание системы органов госу- |
| |Свердловской области (внутренняя эффективность) |тельства Свердловской | |дарственной власти Свердловс- |
| | |области | |кой области |
| | | | | |
|3.|Разработка механизма и методики диагностики |Организационно- |2005 год | |
| |эффективности управления областью (внешняя |контрольное управление | | |
| |эффективность) |Правительства Сверд- | | |
| | |ловской области | | |
| | | | | |
|4.|Разработка системы контроля, отслеживающей |Организационно- |2004-2005 | |
| |степень достижения поставленных целей, резуль- |контрольное управление |годы | |
| |татов |Правительства Сверд- | | |
| | |ловской области | | |
| | | | | |
|5.|Разработка регламентов, норм, инструкций, пра- |Управление кадров и |2003-2005 | |
| |вил и т.п., регулирующих и формирующих органи- |наград Губернатора |годы | |
| |зационное поведение государственных служащих в |Свердловской области и | | |
| |соответствии с действующим законодательством и |Правительства Сверд- | | |
| |процессами, происходящими в политической, эко- |ловской области | | |
| |номической, социальной и иных сферах развития | | | |
| |общества | | | |
| | | | | |
|6.|Разработка информационной модели рабочего мес- |Управление информати- |2004 год | |
| |та государственного служащего |зации и телекоммуника- | | |
| | |ций Правительства | | |
| | |Свердловской области | | |
| | | | | |
|7.|Разработка критериев оценки эффективности дея- |Управление кадров и |2003-2004 | |
| |тельности государственных служащих |наград Губернатора |годы | |
| | |Свердловской области и | | |
| | |Правительства Сверд- | | |
| | |ловской области | | |
| | | | | |
|8.|Разработка системы поощрения государственных |Управление кадров и |2004 год | |
| |служащих Свердловской области |наград Губернатора | | |
| | |Свердловской области и | | |
| | |Правительства Сверд- | | |
| | |ловской области | | |
| | | | | |
|9.|Разработка предложений по совершенствованию |Управление кадров и |2005 год | |
| |организационной структуры управления опти- |наград Губернатора | | |
| |мизации численности персонала |Свердловской области и | | |
| | |Правительства Сверд- | | |
| | |ловской области | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| III. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации |
| государственных служащих |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.|Разработка механизмов подбора, расстановки, |Управление кадров и |2003-2004 |Кадровое обеспечение государ- |
| |ротации кадров, форм, методов подготовки, |наград Губернатора |годы |ственной службы Свердловской |
| |переподготовки, повышения квалификации |Свердловской области и | |области и повышение професси- |
| | |Правительства Сверд- | |онального уровня государст- |
| | |ловской области | |венных служащих Свердловской |
| | | | |области |
| | | | | |
|2.|Анализ эффективности действующей системы |Управление профессио- |до 2004 года | |
| |подготовки, переподготовки, повышения ква- |нальной подготовки ка- | | |
| |лификации персонала |дров и методической | | |
| | |работы Правительства | | |
| | |Свердловской области | | |
| | | | | |
|3.|Создание информационно-методического цен- |Управление профессио- |2003-2004 | |
| |тра с целью осуществления постоянной ко- |нальной подготовки ка- |годы | |
| |ординации вопросов обучения кадров, сбора, |дров и методической | | |
| |обобщения и распространения опыта работы |работы Правительства | | |
| |в органах государственной власти Сверд- |Свердловской области | | |
| |ловской области | | | |
| | | | | |
|4.|Разработка положения о конкурсе среди вы- |Управление профессио- |2004 год | |
| |сших учебных заведений, претендующих осу- |нальной подготовки ка- | | |
| |ществлять подготовку, переподготовку и |дров и методической | | |
| |повышение квалификации государственных и |работы Правительства | | |
| |муниципальных служащих |Свердловской области | | |
| | | | | |
|5.|Разработка программы "Корпоративная куль- |Управление кадров и |2005 год | |
| |тура государственной службы Свердловской |наград Губернатора | | |
| |области" |Свердловской области и | | |
| | |Правительства Сверд- | | |
| | |ловской области | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| IV. Создание материально-технических условий для эффективного функционирования |
| государственной службы |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.|Анализ имеющейся материально-технической |Министерство финансов |2003-2004 годы |Материально-техническое обе- |
| |базы государственной службы |Свердловской области | |спечение государственной слу- |
| | | | |жбы Свердловской области |
| | | | | |
|2.|Определение потребности в технических и |Министерство финансов |2003-2044 годы | |
| |иных средствах, обеспечивающих реализацию |Свердловской области | | |
| |государственных функций органами государ- | | | |
| |ственной власти Свердловской области | | | |
| | | | | |
|3.|Разработка стандартов служебных мест го- |Министерство финансов |2004-2005 годы | |
| |сударственных служащих Свердловской обла- |Свердловской области | | |
| |сти, нормативов их размещения, а также | | | |
| |нормативов материально-технического обе- | | | |
| |спечения государственной службы | | | |
| | | | | |
|4.|Подготовка предложений по строительству, |Министерство финансов |2005 год | |
| |реконструкции и техническому оснащению |Свердловской области | | |
| |зданий и помещений органов государствен- | | | |
| |ной власти | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| V. Формирование системы управления государственной службой |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| |Разработка предложений по созданию еди- |Управление кадров и |2005 год |Координация правового, органи-|
| |ного органа управления государственной |наград Губернатора | |зационно-управленческого, ин- |
| |службой Свердловской области |Свердловской области и | |формационного и кадрового обе-|
| | |Правительства Сверд- | |спечения государственной служ-|
| | |ловской области | |бы Свердловской области |
\----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Свердловской области от 23 июня 2003 г. N 306-УГ "Об утверждении программы "Реформирование государственной службы Свердловской области (2003 - 2005 годы)"
Текст опубликован в "Собрании законодательства Свердловской области" 2003 г., N 6 ст. 536