В 2002 году, благодаря принимаемым в Свердловской области мерам по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, стабилизировался уровень воздействия факторов окружающей среды и отмечается положительная динамика по ряду показателей состояния здоровья населения. Выросла рождаемость, снизились показатели мертворожденности и перинатальной смертности.
Целенаправленная работа по вакцинопрофилактике населения в 2002 году позволила добиться значительного снижения заболеваемости инфекциями: отмечается снижение заболеваемости гепатитом В по сравнению с 2001 годом в 6 раз, гепатитом А в 1,6 раза. Сократилась заболеваемость острыми кишечными инфекциями: дизентерией Флекснера в 1,3 раза, сальмонеллезом в 1,3 раза, сифилисом и гонореей в 1,3 раза. Снизилась заболеваемость клещевым энцефалитом по сравнению с 2001 годом в 4 раза. Предотвращенный экономический ущерб от заболеваемости только по шести прививаемым инфекциям составил по Свердловской области за 2002 год 606 млн. рублей.
В целом по Свердловской области отмечается положительная динамика по улучшению показателей, характеризующих среду обитания населения: атмосферный воздух, питьевая вода, продукты питания, физические факторы. Эти показатели лучше, чем в среднем по Уральскому федеральному округу и Российской Федерации, за исключением показателей, характеризующих качество почвы.
Вместе с тем санитарно-эпидемиологическая обстановка в Свердловской области продолжает оставаться достаточно сложной.
В 2002 году на формирование здоровья населения Свердловской области в равной степени оказывали влияние санитарно-гигиенические и социальноэкономические факторы.
Среди санитарно-гигиенических факторов ведущая роль принадлежит комплексной химической нагрузке; питьевая вода, атмосферный воздух, почва, продукты питания. Около 3 млн. человек, в том числе 450 тыс. детского населения, проживают на территориях с неблагополучной санитарно-гигиенической обстановкой, что обуславливает низкий уровень здоровья. Биологической нагрузке, которая формируется за счет питьевой воды и продуктов питания, подвержено около 1250 тыс. человек, радиационной нагрузке - 2 млн. человек и шумовой нагрузке - 1500 тыс. человек.
На территории Свердловской области в 2002 году разработаны и реализуются законодательные акты, государственные и муниципальные целевые программы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С целью эффективного выполнения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в 2002 году из всех источников финансирования было выделено в среднем 1380 рублей на одного жителя Свердловской области.
В Свердловской области создается система реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, одним из результатов которой является сбережение населения Свердловской области.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Областного закона от 21 августа 1997 года N 54-ОЗ "О здравоохранении в Свердловской области" ("Областная газета" от 27.08.97 г. N 128) с изменениями, внесенными Областным законом от 19 ноября 1998 года N 36-ОЗ ("Областная газета" от 24.11.98 г. N 212), в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП "О Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" ("Областная газета" от 13.06.2001 г. N 114) и от 10.11.2002 г. N 1331-ПП "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области" ("Областная газета" от 13.11.2002 г. N 233) и рекомендациями Национального плана действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001-2003 годы с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности среды обитания для здоровья населения Правительство Свердловской области постановляет:
1. Принять к сведению выводы государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2002 год" (прилагаются).
2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.) совместно с федеральным государственным учреждением "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области" (Никонов Б.И.):
1) при разработке предложений в план мероприятий Правительства Свердловской области на 2004 год по реализации постановления Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП "О Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" учесть выводы государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2002 год";
2) во втором квартале 2004 года разработать и представить на рассмотрение в Правительство Свердловской области проект закона Свердловской области "Об областной государственной целевой программе "Развитие социально-гигиенического мониторинга на территории Свердловской области на 2005-2007 годы";
3) в третьем квартале 2004 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Свердловской области план действий по гигиене окружающей среды в Свердловской области на 2005-2010 годы;
4) в 2004 году подготовить и представить в Правительство Свердловской области предложения о порядке возмещения вреда здоровью и жизни населения, возникающего в результате нарушений законодательства о санитарноэпидемиологическом благополучии населения, приводящих прежде всего к травмам и отравлениям.
3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области, управляющим управленческими округами Свердловской области при организации работ по разработке и реализации областных государственных целевых программ учитывать особенности санитарно-эпидемиологической обстановки на территориях муниципальных образований.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области проанализировать выводы государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2002 год" и принять меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. Предложить руководителям организаций, расположенных на территории Свердловской области, в рамках добровольного страхования:
1) обеспечить выполнение дополнительных профилактических мероприятий (медицинские осмотры, оценка производственного риска) с целью создания безопасных условий труда, предупреждения и раннего выявления признаков профессиональных заболеваний;
2) реализовать мероприятия по диагностике, лечению и профилактике заболеваний населения, проживающего на территориях негативного влияния npoизводственной деятельности, прежде всего в санитарно-защитных зонах;
3) организовать страхование гражданской ответственности в связи с непредвиденным нанесением ущерба здоровью населения и среде обитания человека при выполнении работ, оказании услуг, производстве, транспортировке, xpaнении и реализации населению продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд.
6. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 2 сентября 2003 г. N 541-ПП
Выводы
государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической
обстановке в Свердловской области за 2002 год"
Решение проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности среды обитания для здоровья населения Свердловской области относится к одним из основных вопросов реализации Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП ("Областная газета от 13.06.2001 г. N 114).
Обоснование приоритетных направлений народосбережения, разработка и реализация на их основе различных управленческих решений (принятие государственных и муниципальных целевых программ, социально-ориентированное бюджетное планирование) позволили на протяжении последних лет в 4 раза увеличить объем средств, направляемых на реализацию мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В 2002 году на эти цели было направлено 1380 рублей на одного жителя Свердловской области, в 6 раз больше, чем в среднем по Российской Федерации.
В 2002 году, по данным межведомственной системы социально-гигиенического мониторинга, проводимого на территории Свердловской области, сохранились положительные тенденции изменения медико-демографической обстановки, которая характеризуется следующими показателями:
1) ростом рождаемости на 10,6 процента по сравнению с 2001 годом (показатель рождаемости составил 9,84 на 1000 населения);
2) снижением младенческой смертности на 4,9 процента к уровню 2001 года (показатель составил 11,6 случая на 1000 родившихся живыми);
3) стабилизацией уровня естественной убыли населения, показатель которого составил в 2001-2002 годах 7,1 на 1000 населения (на 32,3 процента ниже среднемноголетнего уровня);
4) значительным снижением инфекционной заболеваемости: в 6 раз по сравнению с 2001 годом снизилась заболеваемость гепатитом В, в 1,6 раза - гепатитом А, в 1,3 раза - острыми кишечными инфекциями, в 4 раза - клещевым энцефалитом. Предотвращенный экономический ущерб от заболеваемости только по шести прививаемым инфекциям составил по Свердловской области за 2002 год 606 млн. рублей;
5) наметившейся тенденцией к снижению заболеваемости детей первого года жизни: сократилось на 1,9 процента по сравнению со среднемноголетним ypовнем и на 6,4 процента к уровню 2001 года число анемий, снизился на 5,3 процента по сравнению со среднемноголетним и на 4,2 процента - с уровнем 2001 года показатель заболеваемости эндокринной системы.
В целом по Свердловской области в 2002 году отмечается положительная динамика изменения показателей, характеризующих среду обитания населения, за исключением почвы. Эти показатели лучше, чем в среднем по Уральскому федеральному округу и Российской Федерации:
1) наметилась тенденция к сокращению числа источников централизованного водоснабжения, которые не соответствуют санитарным правилам и нормам (14,4 процента в 2002 году против 15,0 процента в 2001 году);
2) улучшилось качество питьевой воды (по микробиологическим показателям доля неудовлетворительных проб составила 5,6 процента, в 2001 году - 6,8 процента, по санитарно-химическим показателям доля неудовлетворительных проб осталась на прежнем уровне - 15,7 процента);
3) сократилась доля проб атмосферного воздуха с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ (с 5,2 процента в 2001 году до 4,2 процента в 2002 году);
4) стабилизировалась тенденция сокращения количества неудовлетворительных проб продуктов питания (доля неудовлетворительных проб по санитарнохимическим показателям за последние три года составляет 3,1 - 3,4 процента, по микробиологическим показателям - 3,8 - 4,1 процента);
5) улучшилось состояние среды обитания в детских образовательных учреждениях (за последние два года обеспеченность мебелью в соответствии с ростом дошкольников возросла в 1,7 раза, школьников - в 1,5 раза, искусственная освещенность в школьных помещениях улучшилась в 1,4 раза, повысилось качество питьевой воды в образовательных учреждениях, снизилось число учащихся, занимающихся во вторую и третью смены);
6) стабилизировался уровень лабораторных и инструментальных исследований условий труда, не соответствующих санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам (в последние годы доля неудовлетворительных исследований составляет около 7,6 процента).
В формирование здоровья населения Свердловской области равный вклад вносят санитарно-гигиенические и социально-экономические факторы риска. Около 3 млн. человек, в том числе 450 тыс. детей, проживают на территориях с неблагополучной санитарно-гигиенической обстановкой, более 2 млн. человек - с неблагоприятной социально-экономической обстановкой, что в комплексе обуславливает низкий уровень состояния популяционного здоровья.
На протяжении последних лет первое место среди приоритетных санитарно-гигиенических факторов формирования здоровья населения занимает комплексная химическая нагрузка, которой было подвержено в 2002 году около 3 млн. человек. Химическая нагрузка связана с загрязнением питьевой воды, атмосферного воздуха, почвы и продуктов питания.
Отмечается увеличение численности населения, проживающего в условиях воздействия комплексной химической нагрузки. По данным многосредовой оценки риска, ведущий вклад в формирование внутренней дозы экотоксикантов в организме вносит почвенно-пылевой фактор. В промышленно развитых территориях почва сильно загрязнена различными химическими веществами, в том числе 1 и 2 класса опасности (свинец, ртуть, никель, кадмий, кобальт и иные).
На втором месте следует биологическая нагрузка, которой подвержено около 1250 тыс, человек. Воздействие биологической нагрузки формируется за счет некачественной питьевой воды и продуктов питания.
На третьем месте в 2002 году - радиационная нагрузка (воздействию подвержено около 2 млн. человек). Основными источниками коллективной дозы облучения населения Свердловской области являются естественные источники и медицинские исследования.
На четвертом - шумовая нагрузка в жилых зонах городов (воздействию подвержено 1500 тыс. человек).
Комплексная санитарно-гигиеническая нагрузка оказывает влияние на уровень общей и первичной заболеваемости детей и взрослых, распространенность болезней органов дыхания и болезней системы кровообращения, онкологическую заболеваемость, заболеваемость органов пищеварения и мочеполовой системы, врожденные пороки развития, общую смертность населения.
Несмотря на то, что общее число жителей, проживающих в условиях неблагоприятного влияния факторов неудовлетворительной обеспеченности медицинской помощью, за последние годы снизилось более чем на 30 процентов, для 480 тыс. человек эти факторы имеют выраженное влияние на состояние их здоровья.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 10.11.2002 г. N 1331-ПП "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области" ("Областная газета" от 13.11.2002 г. N 233) деятельность органов государственного и муниципального управления в сфере охраны среды обитания и здоровья населения сконцентрирована на 10 приоритетных направлениях:
1) развитие социально-гигиенического мониторинга, проводимого на территории Свердловской области;
2) создание системы оценки и управления риском воздействия на здоровье населения комплекса неблагоприятных социальных, экономических, экологических и иных факторов, формирующих среду обитания;
3) профилактика заболеваний, связанных с неполноценным питанием и дефицитом микронутриентов;
4) создание системы медицины труда и медико-профилактического обслуживания работающих во вредных условиях;
5) развитие системы вакцинопрофилактики;
6) профилактика развития злокачественных новообразований;
7) реабилитация здоровья населения, проживающего в экологически неблагополучных территориях;
8) профилактика заболеваний у детей в организованных коллективах;
9) профилактика травматизма и острых отравлений населения;
10) санитарно-гигиеническое образование, воспитание, пропаганда и обучение населения.
Однако мероприятия по реализации этих направлений не обеспечивают санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области. Остаются нерешенными проблемы улучшения состояния здоровья населения, которые сдерживают развитие положительных тенденций сбережения населения Свердловской области, при этом не используются потенциал и возможности управления охраной среды обитания и здоровьем населения. В первую очередь это относится к состоянию здоровья детей и женщин.
Проблема неудовлетворительного состояния здоровья беременных и женщин репродуктивного возраста. Растет удельный вес абортов у женщин, забеременевших впервые (на 16,2 процента по сравнению со среднемноголетним уровнем), более половины абортов (53,3 процента) приходится на женщин в возрасте 15-19 лет. Несмотря на пропаганду методов контрацепции, аборты по-прежнему остаются основным методом регулирования рождаемости (на 100 родов приходится 104 аборта). Каждая вторая беременность протекает с анемией. Возросло число случаев заболеваний мочеполовой системы у беременных женщин (на 19,0 процента по сравнению с 2001 годом), системы кровообращения (на 10,7 процента). В 1,7 раза к уровню 2001 года выросло число ВИЧинфицированных беременных и, соответственно, число детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей (в 2,7 раза). Среди факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья беременных женщин, существенная роль принадлежит обеспеченности медицинской помощью, в первую очередь для сельских территорий, и качеству питания.
Проблема неудовлетворительного состояния здоровья новорожденных и детей первого года жизни. Сохраняется рост числа врожденных пороков развития (на 8,2 процента к среднемноголетнему уровню), значительно число детей с замедленным ростом, увеличивается число детей, не обеспеченных сбалансированным питанием (на 3,9 процента относительно среднемноголетнего уровня). Каждый ребенок первого года жизни болеет в среднем три раза в год. Среди детей первого года жизни увеличивается число травм и отравлений (на 31,6 процента к среднемноголетнему уровню), болезней органов пищеварения (на 21,6 процента), мочеполовой системы (на 8,1 процента), органов дыхания(на 3,1 процента), крови и кроветворных органов (на 2,2 процента). Факторами, влияющими на заболеваемость детей первого года жизни, являются: химическая нагрузка, связанная с загрязнением атмосферного воздуха, а также недостаточное качество медицинского обслуживания детей и неудовлетворительная обеспеченность медицинскими кадрами, в том числе врачами.
Проблема продолжающегося роста заболеваемости детей в возрасте от 1 до 14 лет. Растет число анемий (на 62 процента по сравнению со среднемноголетним уровнем), болезней костно-мышечной системы (на 59,7 процента), заболеваний системы кровообращения (на 43,7 процента, в основном за счет роста числа случаев гипертонии, распространенность гипертонии за 5 лет выросла в 3,2 раза). Не сокращается число случаев заболеваний органов пищеварения (рост на 43,2 процента относительно среднемноголетнего уровня), сахарного диабета (на 24,4 процента), ожирения (на 24,4 процента), болезней мочеполовой системы (на 23,7 процента), органов дыхания (на 15,8 процента). На уровень заболеваемости детей оказывают влияние факторы обеспеченности медицинской помощью, комплексная биологическая нагрузка, неудовлетворительная социальная обстановка. Остаются нерешенными вопросы организации профилактических мероприятий среди детей, таких, как закаливание, физическое воспитание, оздоровление. Среди факторов учебно-воспитательной среды, влияющих на состояние здоровья детей, значительная роль принадлежит несбалансированному и неудовлетворительному качеству питания в образовательных учреждениях, фактору "сменности" и микроклимату в учебных помещениях, недостаточному качеству медицинского обеспечения детей и высокой учебной нагрузке.
Проблема высокого уровня травматизма и отравлений в последние годы остается среди наиболее приоритетных. Стабильно растет число травм и отравлений среди населения (в 2002 году число травм увеличилось на 2,2 процента относительно уровня 2001 года). В 2002 году число травм среди населения составило 472 тысячи, в том числе 66 тысяч среди детей, почти каждый десятый житель области в течение года получил ту или иную травму. Детский травматизм неуклонно увеличивается, в 2002 году число травм превысило в 1,3 раза показатель 2001 года. Умерло от травм 13 тысяч человек, в том числе почти 10 тысяч в трудоспособном возрасте. Половина всех травм (230 тысяч) - бытовые. У взрослого населения 1/4 часть или 106 тысяч травм приходится на уличные травмы и почти 10 тысяч травм - это транспортные. У детей ситуация намного критичнее 1/3 всех травм это - уличные. Группой наибольшего риска являются дети возрастной группы 11-14 лет. Причинами травм являются падения (48 процентов), половину травм дети получают на улице, 1/3 в быту. Травмы в детских образовательных учреждениях составляют 10 процентов и основная причина - это падения. Прослеживается сезонность роста числа детских травм - весной и осенью, факторами риска детского травматизма являются: низкий уровень благоустройства территорий и спортивных площадок в образовательных учреждениях, неудовлетворительное техническое состояние спортивного оборудования в спортивных залах, низкий уровень организационной работы с детьми во время каникул, некачественная обработка дорожных покрытий и тротуаров во время гололеда, несоблюдение правил перевозки детей в транспортных средствах. В 2002 году зарегистрировано 7939 отравлений населения в быту, что на 6,5 процента ниже уровня прошлого года. Целенаправленная работа медицинских работников по профилактике отравлений лекарственными препаратами позволила добиться незначительного их снижения, но они по-прежнему составляют 40 процентов от всего числа отравлений. Почти 67 процентов отравившихся лекарственными препаратами принимали их с суицидальной целью. У 39 человек отравления закончились летально. На фоне снижения числа всех отравлений отмечается рост числа случаев отравлений алкоголем. В 2002 году 1722 человека отравились алкоголем, причем 10 процентов - это дети до 14 лет. Почти каждый четвертый отравившийся умер. Каждый десятый отравившийся употреблял суррогаты алкоголя, 1/3 случаев заканчивается летально.
Остаются не решенными задачи снижения уровня онкологической заболеваемости, обеспечения сбалансированного и качественного питания населения, снижения влияния на здоровье факторов среды обитания в целом.
Медленно решаются проблемы высокой профессиональной заболеваемости, организации проведения периодических медицинских осмотров и оздоровления работающего населения, неудовлетворительной организации хозяйствующими субъектами производственного лабораторного контроля за соблюдением санитарных правил. Практически не решаются вопросы сокращения уровня воздействия на здоровье работающих производственных факторов (химическое загрязнение рабочей зоны, уровень шума и вибрации).
Решение проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области в нынешних условиях требует внедрения более эффективных, действенных, доступных и экономичных современных механизмов управления средой обитания и здоровьем.
Предложения по развитию механизмов управления средой обитания и здоровьем населения:
1) стимулирование вложения средств областного и муниципальных бюджетов, организаций, расположенных на территории Свердловской области, населения в реализацию мероприятий по профилактике и предупреждению заболеваний, реабилитации населения, проживающего в условиях неблагоприятной среды обитания, формированию здорового образа жизни;
2) принятие обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности среды обитания населения в качестве приоритета при бюджетном планировании, реализации целевых программ, планировании финансово-хозяйственной деятельности организаций, расположенных на территории Свердловской области;
3) развитие системы страховой защиты населения в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, включая добровольное медицинское страхование, прежде всего коллективное, и страхование гражданской ответственности в связи с непредвиденным нанесением ущерба здоровью населения и среде обитания человека при выполнении работ, оказании услуг, производстве, транспортировке, хранении и реализации населению продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд;
4) создание системы возмещения вреда здоровью и жизни населения, возникающего в результате нарушений законодательства о санитарно-эпидемиодогическом благополучии населения;
5) совершенствование системы поддержки принятия управленческих решений на основе развития социально-гигиенического мониторинга, проводимого на территории Свердловской области, и создания системы оценки и управления риском воздействия на здоровье населения комплекса неблагоприятных социальных, экономических, экологических и иных факторов, формирующих среду обитания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 2 сентября 2003 г. N 541-ПП "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области в 2002 году и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2003 году"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 5 сентября 2003 г. N 195 стр. 6, в "Собрании законодательства Свердловской области" 2003 г., N 9 ст. 713