31 октября, 27 ноября 2000 г.
В Свердловской области сегодня серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков.
Увеличивается число безнадзорных детей. Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Не снижается число детей, убежавших из учреждений государственного воспитания. Ряды безнадзорных пополняют многие выпускники этих учреждений, вопросы обеспечения деньгами, одеждой, жильем и трудоустройством которых по выпуску из них решаются неудовлетворительно.
Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних, имеющих аномалии в психике, они составляют до 30 проц. от числа правонарушителей.
Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. В области медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Не отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 24.07.98 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 06.09.93 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", решения Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 07.07.98, Областного закона от 23.06.95 "О защите прав ребенка" и в целях реализации предложений Совета руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области от 14.07.98 постановляю:
1. Утвердить Концепцию совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области в современных условиях (прилагается).
2. Провести заседание Совета общественной безопасности при губернаторе Свердловской области в 1999 году, на котором обсудить вопросы выполнения законодательства Российской Федерации и Свердловской области по профилактике безнадзорности и преступности несовершеннолетних на территории Свердловской области.
3. Выйти с предложением к руководителям субъектов Российской Федерации Уральского региона о создании постоянно действующего межрегионального координационного семинара по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав и законных интересов, в рамках Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона.
4. Правительству Свердловской области (Воробьев А.П.):
4.1. Выступить государственным заказчиком и организовать разработку областной целевой программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Свердловской области в 1999-2000 годах с учетом утвержденной Концепции. В месячный срок со дня вступления данного указа в силу представить разработанный проект областной целевой программы в фонд губернаторских программ для рассмотрения возможности придания ей статуса губернаторской.
Указом Губернатора Свердловской области от 31 октября 2000 г. N 632-УГ в пункт 4.2. настоящего указа внесены изменения
4.2. Ежегодно, начиная с 1999 года, в срок до 1 июня текущего года готовить и представлять на утверждение Губернатору Свердловской области государственный доклад "О положении детей в Свердловской области".
4.3. Разработать проект соглашения между руководителями субъектов Российской Федерации Уральского региона об организации постоянно действующего межрегионального координационного семинара по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав и законных интересов в рамках Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона. Представить проект данного соглашения в срок до 1 ноября текущего года.
4.4. Организовать подготовку и проведение до конца 1998 года научнопрактических конференций во всех управленческих округах области на тему "Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях".
Итоги обсуждения, выводы и предложения направить в Правительство Российской Федерации.
5. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на председателя Правительства Свердловской области Воробьева А.П.
6. Настоящий указ опубликовать в "Областной газете".
Губернатор
Свердловской области
Э. Россель
Концепция
"О совершенствовании государственной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Свердловской области
в современных условиях"
(утв. указом Губернатора Свердловской области
от 10 сентября 1998 г. N 400)
31 октября, 27 ноября 2000 г.
Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области в современных условиях ориентирована на решение следующих задач:
- преодоление тенденции роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков, обеспечение защиты их прав;
- формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации в обществе;
- создание правовых механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности.
I. Актуальность проблемы
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России и Свердловской области, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушения прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведет к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними;
- рост венерических заболеваний у несовершеннолетних, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков;
- омоложение преступности;
- увеличение преступности среди девочек подросткового возраста;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих средств к существованию;
- рост числа несовершеннолетних с психическими отклонениями среди правонарушителей.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Свердловской области.
Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разноведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям группы риска.
За последние годы в Свердловской области проведена большая работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого нового направления социальной политики. Однако недостаточная эффективность профилактической деятельности различных ведомств, отсутствие логически и организационно отработанной координации между ними снижают результативность их совместных усилий.
Остро обозначилась проблема социального сиротства и защиты детей от жестокости и насилия в семье, от безответственного отношения деморализованных родителей к здоровью и воспитанию детей. Такие семьи относятся к группе социального риска, их характеризуют следующие неблагоприятные факторы:
- социально-экономические (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы; плохие жилищные условия либо полное их отсутствие);
- социально-экономические (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы; плохие жилищные условия либо полное их отсутствие);
- медико-социальные (инвалидность либо хронические заболевания детей, родителей или других членов семьи; вредные условия работы родителей и особенно матери; пренебрежение санитарно-гигиеническими правилами);
- социально-демографические (неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними родителями, с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические (семьи с деструктивными эмоциональноконфликтными отношениями супругов, родителей и детей, низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями; педагогической несостоятельностью родителей или их низким образовательным уровнем);
- криминальные (аморальный и паразитический образ жизни, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной среды); алкоголизм и наркомания.
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, однако указывает на большую степень вероятности этих отклонений, возрастающей по мере углубления факторов риска.
Недостаточное внимание уделяется социально-правовому и медико-социальному патронажу семей группы риска, что приводит к их дальнейшей деморализации и распаду.
Органы местного самоуправления, на которые законодательно возложена обязанность защищать права и интересы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в силу недостаточной правовой и организационной оформленности выполняют эти функции неудовлетворительно.
При существующем положении сотрудники органов опеки и попечительства не в состоянии в полной мере осуществлять социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять в полном объеме весь спектр действий, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечивать полноценную защиту прав и интересов детей.
Серьезные недостатки имеются в работе учреждений здравоохранения по охране репродуктивного здоровья подростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков, дезадаптированных детей и подростков с нервно-психическими заболеваниями. Подростки 15-17-летнего возраста, психическое здоровье которых в связи с проблемами полового созревания требует особого внимания, недостаточно охвачены влиянием учреждений здравоохранения.
Медленно расширяется сеть наркологических учреждений для несовершеннолетних, практически отсутствуют специальные учреждения для лечения подростков от алкоголизма.
Несмотря на значительную распространенность олигофрении среди населения детского и подросткового возраста, в муниципальных образованиях не проявляется озабоченности и активности в создании специализированных классов при общеобразовательных школах для детей с отклонениями в умственном развитии.
Недостаточна работа правоохранительных органов по защите детей и подростков от физического, психического, сексуального насилия, от вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность. Отсутствие в уголовно-правовой статистике показателей, характеризующих несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, свидетельствует о недооценке этого явления.
Не отлажена координация деятельности разных ведомств в сфере профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти всех уровней, которые должны осуществлять координацию и контроль за этой деятельностью, функционируют, по сути дела, на общественных началах и не имеют в достаточной степени ни нормативно-правового, ни кадрового, ни информационного обеспечения своей деятельности.
В этих условиях актуальной задачей становится формирование государственной политики профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде.
II. Основные принципы совершенствования
государственной Системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Основополагающим в решении проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно стать ее понимание как социально значимой проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее, судьба новых поколений.
Исходя из этого, государство принимает необходимые меры общественного и правового воздействия по созданию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, призванной выступать как неотъемлемая часть социальной политики государства, основными принципами которой должны стать:
- наилучшее обеспечение интересов детей в ходе проводимых социальноэкономических реформ;
- обеспечение приоритетности развития и воспитания детей в семье;
- гуманизация взаимоотношений детей и общества в приобретении положительного жизненного опыта и позитивной социальной ориентации;
- повышение гарантий государства в защите имущественных, жилищных и других законных интересов и прав несовершеннолетних, усиление контроля за своевременной и полной выплатой пенсий, пособий и алиментов, направленных на содержание ребенка;
- координация деятельности, разделение полномочий и повышение ответственности органов власти всех уровней в решении проблем несовершеннолетних;
- приведение законодательства о несовершеннолетних в соответствие с международными правовыми стандартами;
- содействие доступу детей к различным формам эффективной защиты, рассмотрению их жалоб и заявлений. Обеспечение возможности обращения детей во все инстанции, в том числе судебные, и в случае необходимости осуществление поддержки исков от имени ребенка;
- повышение информированности несовершеннолетних об их правах и обязанностях;
гласность и открытость в решении проблем несовершеннолетних, обеспечения их прав на образование, социальную и правовую защиту.
Реализация государственной политики профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает дифференцированный подход к различным группам детей, который включает:
осуществление комплекса мер, обеспечивающих гуманизацию социума ребенка, гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной адаптации. В этом процессе должны быть задействованы все службы и учреждения: образовательные, социозащитные, социокультурные, правовые, информационные;
- развитие форм работы, расширяющих применение действенных методов общественного и государственного воздействия с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска (имеющие высокую степень школьной и социальной дезадаптации, не работающие и не учащиеся, с отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии и др.);
- принятие чрезвычайных мер, обеспечивающих социальную помощь и реабилитацию, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи).
Сеть учреждений, обеспечивающая социальную профилактику и реабилитацию, должна оказывать адекватные меры социально-правовой, социально-экономической и психолого-медико-педагогической помощи семьям группы риска и работать как по принципу обращения, так и по принципу выявления.
В общей системе государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних следует выделять меры общей и специальной профилактики.
Общая профилактика предполагает создание благоприятных социальноэкономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:
- выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей;
- полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, их занятости во внеучебное время полезной деятельностью.
Социальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры в отношении детей группы риска, несовершеннолетних правонарушителей и меры социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки и помощи непосредственно семьям группы риска.
Защита детей от невнимания семьи, жестокости, насилия и негативных влияний асоциальной среды должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом.
Основные цели и задачи специальной профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних:
- социально-правовая охрана, защита и медико-психологическая поддержка, коррекция и реабилитация детей и семей группы риска как основополагающий подход в современной концепции профилактики;
- межведомственная интеграция и дифференциация деятельности специальных и специализированных учреждений Министерства социальной защиты населения Свердловской области, Министерства образования Свердловской области, Министерства здравоохранения Свердловской области, ГУВД Свердловской области, осуществляющих функции социально-правовой охраны, защиты, медико-психологической поддержки, коррекции и реабилитации детей и семей группы риска;
- соответствие профилактических и коррекционно-реабилитационных мер, предпринимаемых различными ведомствами, специфике социальной дезадаптации современных детей и подростков;
- профессионализация охранно-защитной, профилактической и коррекционно-реабилитационной практики за счет введения специально подготовленных кадров по социальной и психосоциальной работе, коррекционно-развивающей педагогике и психологии, психиатров, психотерапевтов, наркологов, социально-ориентированных юристов;
- создание и развитие оптимальной инфраструктуры разноведомственной сети специализированных учреждений разного типа, а также учреждений, занимающихся организацией досуга, трудоустройства, профессиональной подготовкой социально дезадаптированных детей и подростков;
- законодательное и нормативно-правовое обеспечение профилактической, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики. Соотношение федеральных и областных законодательных актов, ведомственных нормативов с целями и за дачами профилактики;
создание информационно-аналитической базы, характеризующей состояние детско-подростковых девиаций и ресурсного обеспечения профилактической работы; обеспечение гласности, открытости информации, привлечение к этой работе неправительственных организаций.
III. Основные направления реализации концепции
совершенствования государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Совершенствование государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних требует целенаправленных действий в следующих направлениях.
1. Организационно-управленческое обеспечение.
1.1. Повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области за создание разноуровневой системы профилактики. Разработка и принятие областных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Изыскание дополнительных средств на проведение этой работы.
1.2. Обеспечение государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Свердловской области, оперативного руководства и координации действий комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав, органов опеки и попечительства, образования, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел и других ведомственных органов в защите прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
1.3. Создание условий для повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних как единого государственного межведомственного органа, выполняющего функции управления, координации и контроля за деятельностью различных ведомств и подведомственных учреждений по реализации современной концепции профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. В этих целях предусмотреть введение в состав комиссий специального рабочего органа, состоящего из штатных сотрудников, осуществляющего сбор и анализ информации о состоянии и структуре детско-подростковой дезадаптации, ресурсном и нормативном обеспечении профилактической практики, на основании этого анализа вырабатывающего соответствующие ситуации управленческие решения.
1.4. Укрепление взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних, ведомств и подведомственных им учреждений с общественными, благотворительными и негосударственными учреждениями, фондами и ассоциациями для создания единой общественно-государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.5. Дифференциация функций и сфер профилактического влияния, осуществляемого учреждениями различных ведомств с учетом особенностей категорий детей и семей, являющихся объектом профилактической работы:
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и учреждения по работе с семьей и детьми в системе органов социальной защиты населения;
- центры временной изоляции для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и службы по работе с несовершеннолетними в органах внутренних дел;
- специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием.
1.6. Развитие оптимальной инфраструктуры служб и учреждений, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающих наряду с органами опеки и попечительства принятие своевременных мер по жизнеустройству детей-сирот, организацию медико-социального, социально-правового и социально-педагогического патронажа семей, в которых здоровью, развитию и жизни детей угрожает опасность.
Для более эффективного выполнения задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, осуществления социального патронажа семей использовать возможности специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, служб социального обслуживания семьи и детей.
2. Аналитическое обеспечение.
2.1. Разработка внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние детско-подростковых девиаций, включая информацию:
- Министерства общего и профессионального образования Свердловской области;
- Министерства здравоохранения Свердловской области;
- Министерства социальной защиты населения Свердловской области;
ГУВД Свердловской области.
2.2. Включение во внутриведомственную статотчетность информации о наличии различных учреждений, осуществляющих коррекцию, социальную реабилитацию, медико-психолого-педагогическую поддержку, охрану и защиту детей и семей группы риска, для составления государственного межведомственного реестра вышеуказанных учреждений.
2.3. Введение внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние детско-подростковых девиаций, безнадзорности и беспризорности, в реестр ежегодной государственной статистики.
2.4. Обеспечение доступности статистической информации о детско-подростковой девиации для всех субъектов системы профилактики безнадзорности.
2.5. Регулярный анализ состояния детской безнадзорности и ее последствий; оценка эффективности системы профилактики; прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов системы.
3. Ресурсное обеспечение.
3.1. Разработка комплексной областной программы, обеспечивающей мероприятия по профилактике безнадзорности, социального сиротства, развитие необходимых для детей и семей группы риска служб и учреждений.
3.2. Совершенствование сети социальных учреждений, ориентированных на профилактическую работу.
3.3. Мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, предназначенных для системы профилактики безнадзорности и правонарушений на областном и муниципальном уровнях.
3.4. Привлечение внебюджетных средств: средств инвестиционной поддержки, спонсорских и других форм дополнительного финансирования.
3.5. Разработка предложений по эффективному использованию средств существующих областных целевых программ и по разработке новых целевых программ на 1999-2000 годы.
4. Нормативно-правовое обеспечение.
4.1. формирование блока областных законов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих деятельность органов и учреждений государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, прежде всего Областного закона "О комиссиях по делам несовершеннолетних, защите их прав в Свердловской области".
4.2. Систематизация и доработка блока нормативно-правового обеспечения превентивной охранно-защитной деятельности и коррекционно-реабилитационной практической работы с несовершеннолетними.
4.3. Проведение анализа областных законодательных актов, ведомственных нормативов соответствию их задачам государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5. Кадровое обеспечение.
5.1. Анализ кадрового состава учреждений разных ведомств, имеющих профилактическую направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной, социально-педагогической работе.
5.2. Анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе в системе государственных и негосударственных образовательных учреждений.
Разработка и осуществление совместно с Советом Европы новых социальных технологий в подготовке кадров, в том числе специалистов по уличной работе, по выявлению бездомных детей.
5.3. формирование государственного заказа на областном уровне по подготовке и переподготовке кадров для работы в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также специалистов по уличной работе с детьми.
Проведение конференций, семинаров для сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ориентированных на анализ профилактической работы, выявление эффективного опыта, новых технологий предупреждения социальной дезадаптации детей, их социальной реабилитации и адаптации.
5.4. Совершенствование системы оплаты труда и социальных льгот специалистам, занятым профилактической, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной работой.
5.5. Организация комплексной подготовки специалистов, работающих в органах и учреждениях разных ведомств, к профилактике насилия в отношении несовершеннолетних, к работе с детьми, пострадавшим от физического, психического, сексуального насилия.
5.6. Разработка межведомственных программ, ориентированных на обучение специалистов по уличной работе с детьми, выявлению беспризорных и их дальнейшему устройству.
6. Научно-методическое обеспечение.
6.1. формирование заказа в рамках целевых государственных программ на разработку и издание коррекционно-реабилитационных и психосоциальных технологий, методик для работы с детьми и семьями группы риска.
6.2. Формирование социального заказа на разработку программы обучения и подготовки потенциальных родителей-усыновителей, приемных родителей и воспитателей, принимающих социально дезадаптированных детей в свои семьи.
6.3. Организация научно-практических конференций по проблемам профилактической и коррекционно-реабилитационной практики.
6.4. Научное обобщение отечественного и зарубежного опыта превентивной, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной практики.
6.5. Открытие в специализированных журналах рубрик, отражающих отечественный и зарубежный опыт превентивной и коррекционно-реабилитационной работы, за счет финансирования из государственных целевых программ.
7. Информационное обеспечение, взаимодействие с общественными организациями.
7.1. Формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7.2. Привлечение средств массовой информации к пропаганде позитивного опыта профилактической и коррекционно-реабилитационной работы.
7.3. Повышение уровня объективности и профессионализма в освещении проблем профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в средствах массовой информации.
7.4. Проведение конкурса телевизионных программ, радиопрограмм и периодической печати по освещению опыта профилактической, охранно-защитной и коррекционно-реабилитационной работы.
7.5. Всемерная поддержка деятельности общественных и негосударственных учреждений по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
8. Реализация целевых и пилотных программ.
8.1. Осуществление пилотных проектов, обеспечивающих эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в том числе проекта об уполномоченных по правам ребенка и др.).
8.2. Проведение комплексных межведомственных операций (акций) "Подросток", "Дети улиц", направленных на выявление и оказание всесторонней помощи социально-дезадаптированным детям, организацию летнего отдыха, досуга и трудоустройства.
8.3. Обеспечение и организация летнего отдыха, оздоровления, занятости подростков в каникулярное время: создание специализированных лагерей труда и отдыха, специальных смен для трудных подростков в оздоровительных лагерях.
Разработка и осуществление специальных проектов в этом направлении совместно с Советом Европы.
IV. Дифференциация деятельности субъектов системы
профилактики безнадзорности
Учитывая, что современная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется различными разноведомственными службами и учреждениями, одной из важнейших задач государственного управления является четкое разделение функций и сфер профилактического влияния различных ведомств и их подведомственных учреждений.
1. Органы социальной защиты населения и подведомственные им учреждения осуществляют:
- организацию социального патронажа семей группы риска, комплексную (правовую, психолого-медико-педагогическую, социальную) помощь семьям и несовершеннолетним детям в процессе профилактической, коррекционной и реабилитационной работы;
- подбор и подготовку приемных и патронажных семей для определения в них детей, утративших семейные связи. Оказание семьям, принявшим на воспитание чужого ребенка, необходимой помощи в воспитании и социальной адаптации детей;
- контроль за своевременной и полной выплатой пенсий, пособий и других выплат, предназначенных на содержание детей;
- выявление детей из семей группы риска, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение им при необходимости временного проживания на полном государственном обеспечении, психолого-педагогической поддержки, социально-медицинской помощи;
- снятие последствий психотравмирующих ситуаций и оказание помощи в дальнейшем жизнеустройстве детям, пострадавшим от различных форм насилия, экологических и техногенных катастроф, членам семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- создание совместно со службами занятости, органами образования центров трудоустройства для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также сети школьных (молодежных) бирж труда, предоставляющих несовершеннолетним направления на сезонную работу;
- проведение на областном уровне работы, ориентированной на более интенсивное и сбалансированное развитие сети социальных служб для поддержки нуждающихся семей и детей;
- разработка государственных стандартов социального обслуживания и социальных услуг в области профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
2. Органы и службы внутренних дел осуществляют:
- выявление несовершеннолетних, находящихся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни, и помещение их в специализированные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, специализированные учреждения органов образования или здравоохранения;
- выявление несовершеннолетних, не имеющих определенного места жительства, ведущих бродяжнический образ жизни, находящихся в розыске, и направление их в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
- выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, и принятие к ним мер в пределах своей компетенции;
- выявление родителей или иных, в том числе должностных лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, физическое, сексуальное, психологическое насилие над ними, принятие к этим лицам мер, предусмотренных действующим законодательством;
- предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, содействие раскрытию совершенных ими преступлений;
- выявление обстоятельств, способствующих совершению несовершеннолетними административных правонарушений и преступлений, принятие мер к их устранению;
- внесение в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственные и муниципальные органы, на предприятия, в учреждения и общественные объединения обязательных для рассмотрения представлений и предложений об устранении условий, способствующих совершению административных правонарушений и преступлений несовершеннолетними;
- проведение адаптационной, профилактической работы в отношении несовершеннолетних, освобожденных из мест исполнения наказания в виде лишения свободы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных для несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее наложение мер административного взыскания, и в отношении несовершеннолетних, злоупотребляющих спиртными напитками, потребляющих наркотические и психотропные либо иные одурманивающие средства.
3. Органы управления образованием обеспечивают:
- строгое соблюдение гарантий получения детьми основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; недопущение немотивированного и бесконтрольного исключения детей из образовательных учреждений;
- целостность общеобразовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания;
- создание в образовательных учреждениях всех типов и видов эффективных гуманистических воспитательных систем, обеспечивающих детям интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации, осуществление позитивной поддержки индивидуального развития каждого ребенка;
- усиление социально-защитной функции образовательного учреждения, повышение уровня охраны жизни, физического, умственного и психологического здоровья детей средствами учебно-воспитательного процесса;
- развитие сети всех видов дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации детей и подростков;
- совершенствование психологопедагогической помощи детям со школьной дезадаптацией (развитие системы коррекционно-развивающего обучения, создание центров психолого-педагогической помощи семье в решении проблем обучения и воспитания детей);
- развитие сети специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, в том числе учреждений для детей и подростков с отклонениями в психическом развитии, совершивших опасные деяния: для девочек-правонарушительниц, не достигших возраста наступления уголовной ответственности; для несовершеннолетних, страдающих соматическими, психическими расстройствами, зависимостью от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания). Продолжение работы по переводу деятельности указанных учреждений в режим реабилитационных, осуществляющих комплексную психолого-медико-педагогическую поддержку и социальную адаптацию несовершеннолетних.
4. Органы здравоохранения организуют:
- работу по первичной профилактике состояний нарушений здоровья, приводящих к бродяжничеству и формированию патологических форм криминального поведения;
- работу по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями;
- создание соответствующих мотиваций и отношения к здоровью, предупреждения заболеваний, для чего переориентируют службы здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья среди подрастающего поколения;
- профилактику нарко- и токсикомании и алкоголизма, социальной дезадаптации лиц, имеющих эти нарушения;
- развитие сети детских и подростковых психиатрических отделений и учреждений с реабилитационными программами.
5. Органы по делам молодежи осуществляют:
- организацию досуговой деятельности детей и молодежи, трудоустройство детей и молодежи, социальную адаптацию молодых специалистов, работающих в сфере профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
Указом Губернатора Свердловской области от 27 ноября 2000 г. N 706-УГ пункт 6 раздела IV настоящей Концепции изложен в новой редакции
6. Органы юстиции осуществляют свои функции в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 954 с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 8 июня 2000 года N 1080 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации".
7. Средства массовой информации осуществляют:
- объективное информационное освещение процесса и результатов профилактики детской безнадзорности и правонарушений;
- создание специальных программ и рубрик на ТВ, а прессе, отражающих отечественный и зарубежный опыт социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми;
"пропаганду и распространение среди населения, детей, молодежи информации о российском законодательстве, Конвенции о правах ребенка, действиях законодательных и исполнительных органов области всех" уровней по защите прав детей, решению проблем безнадзорности детей и профилактике правонарушений несовершеннолетних.
V. Первоочередные меры по повышению эффективности
государственной системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Правительству Свердловской области:
- провести анализ и оценку областных законодательных актов с точки зрения их соответствия федеральному законодательству, ведомственных нормативов - задачам государственной социальной политики в области профилактики детской безнадзорности и правонарушений;
- наметить и реализовать эффективные меры, направленные на улучшение деятельности всех субъектов системы профилактики, их дополнительное кадровое и ресурсное обеспечение;
- анализировать состояние детской и подростковой безнадзорности, причины ее роста. Обеспечить срочные меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширять сотрудничество субъектов государственной системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с общественными объединениями и традиционно существующими в России религиозными организациями а оказании помощи детям;
- развивать сеть специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, в том числе специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния; специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- обеспечить финансирование мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав;
- провести до конца 1998 года научно-практическую конференцию по проблемам профилактики и реабилитации, социальной дезадаптации детей и подростков;
- организовать мониторинговое наблюдение, отражающее современное состояние и динамику детской безнадзорности и беспризорности;
- провести статистический анализ состояния детской безнадзорности и результатов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- разработать перспективный план действий по преодолению тенденций роста детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Органам местного самоуправления:
- способствовать координации действий органов опеки и попечительства, образования, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, общественных объединений в защите прав несовершеннолетних, решении проблем жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, получения ими образования и медицинской помощи, профилактике социального сиротства и антиобщественных проявлений;
- проводить регулярные мероприятия по выявлению безнадзорных несовершеннолетних, обеспечивать их передачу на воспитание в семьи или в соответствующие учреждения государственного воспитания и лечения;
создать оптимальную сеть муниципальных служб и учреждений, направленных на реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Свердловской области от 10 сентября 1998 г. N 400 "О совершенствовании государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области в современных условиях"
Текст указа опубликован в "Областной газете" от 18 сентября 1998 г. N 166 стр. 2, в Собрании законодательства Свердловской области, 1998, N 9, ст. 658
Указом Губернатора Свердловской области от 15 мая 2024 г. N 204-УГ настоящий документ признан утратившим силу с 16 мая 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Свердловской области от 2 февраля 2009 г. N 74-УГ
Указ Губернатора Свердловской области от 6 ноября 2003 г. N 602-УГ
Указ Губернатора Свердловской области от 27 ноября 2000 г. N 706-УГ
Указ Губернатора Свердловской области 31 октября 2000 г. N 632-УГ