Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Финансовое обеспечение системы здравоохранения
г. Екатеринбурга
Финансирование муниципального здравоохранения осуществляется из трех источников: бюджета, средств территориального фонда обязательного медицинского страхования и внебюджетных средств, полученных лечебными учреждениями от оказания населению платных медицинских услуг и услуг сервисных.
Порядок финансирования из вышеназванных источников регламентирован Территориальной программой государственных гарантий по предоставлению населению Свердловской области бесплатной медицинской помощи, которая ежегодно утверждается Областной Думой.
Наличие двух основных источников финансирования - ТФОМС и бюджет - значительно усложняет процесс управления отраслью. При бюджетном финансировании сохранился социалистический принцип оплаты, по ОМС - рыночный принцип.
Муниципальный бюджет здравоохранения формируется из следующих составляющих:
- норматив расходов на охрану здоровья и санитарное благополучие в расчете на одного жителя в сумме 595 руб. в год (в 2003 году);
- расходы на 1 воспитанника дома ребенка в сумме 31674 руб. в год (в 2003 году);
- расходы на содержание межрайонных центров, на базе которых пролечиваются областные больные (91661 тыс. руб. в 2003 году).
Вышеназванные нормативы расходов рассчитываются Министерством финансов Свердловской области и утверждаются Областным законом.
Существующие нормативы расходов занижены в 3,0-3,5 раза от реально необходимых. С 1997 года бюджетный норматив на охрану здоровья и санитарное состояние вырос с 314 руб. до 595 (т.е. в 1,89 раза), а фактическая потребность увеличилась в 2,5 раза. По данным Управления здравоохранения, для оказания бесплатной медицинской помощи минимальный норматив должен составлять 1502,3 руб.
Следствием дефицита бюджетного финансирования является ухудшение материально-технической базы лечебных учреждений, наличие кредиторской задолженности, необходимость развития платных медицинских услуг на базе муниципальных ЛПУ с целью частичной компенсации дефицита текущих расходов.
Финансирование из средств ТФОМС является важной составляющей в структуре единого фонда финансовых средств муниципального здравоохранения, т.к. ТФОМС, согласно Территориальной программе, должен быть основным источником финансирования большинства медицинских технологий стационара и поликлиники. По факту прошедших лет финансирование по системе обязательного медицинского страхования составляет не более 50% от общего объема финансирования.
Несмотря на проводимую ТФОМС индексацию действующих тарифов на медицинские услуги, затраты лечебных учреждений покрываются (по различным медицинским учреждениям) в объеме от 14 до 50% от фактических расходов ЛПУ.
В условиях дефицита финансирования медицинские учреждения вынуждены восполнять расходы за счет оказания платных услуг. Так, за три года (с 2000 по 2002 год) объем платных услуг увеличился со 118 до 373 млн. руб. Отсутствие законодательной базы по платным услугам привело к развитию так называемого "добровольного" страхования и теневых платных услуг.
Адекватная бюджетная политика Правительства Свердловской области в вопросе финансовой обеспеченности Программы государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи позволит отказаться от оказания платных медицинских услуг населению на базе муниципальных учреждений здравоохранения.
В условиях ограниченных ресурсов ЛПУ проблемным вопросом остается наличие кредиторской задолженности больниц, которая снижает финансовую устойчивость лечебных учреждений. Основная причина этого - отсутствие реальных источников для ее погашения. Все муниципальные образования, являясь заложниками областного бюджетного процесса, не в состоянии решить данный вопрос из средств, предусмотренных на текущее содержание учреждений. Несмотря на сложившуюся тенденцию по сокращению кредиторской задолженности, она по-прежнему велика - 97,5 млн.руб. Одной из причин нарастания долгов явилась практика проведения взаимозачетов по завышенным ценам. Основные суммы задолженности сложились по статьям затрат: медикаменты - 30,3%, коммунальные услуги - 37,5% в структуре задолженности. К сожалению, вопрос по источнику погашения кредиторской задолженности не решен,
<< Глава 3. Кадровая политика |
Раздел 4. >> Выводы |
|
Содержание Решение Екатеринбургской городской Думы от 27 мая 2003 г. N 39/3 "Об утверждении Концепции "Развитие здравоохранения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.