Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Система организации медицинской помощи населению
г. Екатеринбурга
Муниципальная система здравоохранения города Екатеринбурга представлена 58 лечебными учреждениями, которые расположены в 407 зданиях и сооружениях.
Коечный фонд муниципального здравоохранения на 01.01.03 г. составил:
- 10056 коек круглосуточного стационара
- 310 коек домов ребенка
- 250 санаторных коек для детей
Коечный фонд круглосуточного стационара в г. Екатеринбурге на сегодняшний день практически соответствует нормативу РФ - 10053 коек (Постановление Правительства РФ от 26.10.99 г. N 1194 "О программе государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью"). Но с учетом государственных, областных и ведомственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), расположенных на территории города, общий коечный фонд, обслуживающий жителей города, превышает норматив для населения города на 30%.
По многим специализированным отделениям количество коек превышает существующие нормативы. Так, фактическое количество гастроэнтерологических, кардиологических, пульмонологических коек практически в два раза превышает норматив. Вместе с тем имеется отчетливая потребность развития в городских ЛПУ коек сестринского ухода и хосписных коек.
Внедрение новых технологий и интенсификация лечебно-диагностического процесса позволили существенно снизить среднее пребывание больного на круглосуточной койке с 16,1 в 1995 году до 13,6 в 2002 году, что привело к существенному экономическому эффекту.
Состояние лечебно-диагностической базы стационаров не везде соответствует задачам, возложенным на стационарную службу. Существующее количество и состояние реанимационного оборудования отделений, обеспечивающих неотложную помощь пациентам, лучевого и лабораторного оборудования требует оснащения и замены.
Уже в 2001-2002 году удалось приобрести медицинское оборудование и дооснастить реанимационные отделения ДИБ, ГДКБ 9, ГКБ 40.
В настоящее время проводится замена оборудования в отделениях неотложной помощи больниц - ЦГБ 23, ГБ 36, ЦГБ 24, ЦГБ 1, МУ ГБ 14, ЦГБ 20, которые несут основную нагрузку при оказании неотложной травматологической и хирургической помощи населению.
Материально-техническое состояние детской городской инфекционной службы (ДИБ), детских стационаров (ГДБ 10, ГДБ 5), ряда взрослых и детских поликлиник требует проведения планового и капитального ремонтов в ближайшие 2-3 года.
Стационарзамещающие технологии (СЗТ)
Развитие в городе негоспитальных форм организации медицинской помощи осуществляется преимущественно за счет открытия дневных стационаров при поликлиниках. Количество пролеченных больных в стационарах дневного пребывания увеличилось за три года на 33% за счет значительного сокращения среднего пребывания на койке с 19,1 до 15,8. К сожалению, количество мест дневного стационара уменьшилось за последний год с 784 до 771, что объясняется существующими объективными причинами:
- сложная кадровая ситуация;
- ограничен перечень применяемых медико-экономических стандартов (МЭС) в дневном стационаре;
- ряд МЭС автоматически исключается из круглосуточного стационара при открытии дневного;
- крайне низкий тариф оплаты (75% от тарифа 3 уровня круглосуточного стационара).
Без принятия немедленных управленческих решений на уровне Министерства здравоохранения Свердловской области развитие стационарзамещающих технологий невозможно.
Амбулаторно-поликлиническая служба в городе осуществляется на базе 102 поликлиник. Плановая мощность этих учреждений составляет свыше 28 тыс. посещений в смену, что может обеспечить 11 посещений на одного жителя в год. По итогам 2002 года, фактическое количество бесплатных посещений на одного жителя в г. Екатеринбурге (в рамках программы государственных гарантий) составило 9,5 (при нормативе 9,2 посещений). Это позволяет считать, что имеющиеся мощности достаточны для успешного обслуживания жителей города.
На сегодняшний день амбулаторно-поликлиническая служба города имеет ряд серьезных проблем:
- отсутствие стандартов оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе;
- отсутствие кадров, особенно участковых врачей, среднего и младшего медицинского персонала;
- значительный дефицит финансирования;
- затраты большого количества времени врача на выписку льготных рецептов;
- чрезмерное направление пациентов к узким специалистам;
- большое количество обслуживаемого населения на одного участкового врача;
- сокращение профилактического направления в деятельности амбулаторной службы;
- недостаточное медико-техническое оснащение;
- санитарно-техническое состояние многих зданий требует ремонта.
Все это не дает в полной мере возможность обеспечить доступность обследования и оказания медицинской помощи всем обратившимся пациентам. Поэтому одним из главных приоритетов на ближайшие годы является развитие и реорганизация амбулаторно-поликлинической помощи.
На территории города расположено 64 государственных, федеральных и ведомственных учреждений. Общий коечный фонд этих учреждений на 01.01.03 г. составляет 7814 коек, около 80% коечного фонда составляют высокоспециализированные койки пятого (клинического) уровня. При этом город нуждается в койках данных учреждений только по следующим направлениям: онкология, хирургия и реанимация новорожденных, кардиохирургия, взрослая аллергология, детская эндокринология. Все остальные виды высокоспециализированной помощи пятого уровня любой житель города может получить на базе городских ЛПУ.
На 01.01.03 г. на территории города имеют лицензию на медицинскую деятельность 183 учреждения частной формы собственности, которые оказывают только плановую медицинскую помощь жителям города. В основном, эти учреждения имеют лицензию на стоматологические, психотерапевтические, косметологические, урологические и гинекологические услуги. Однако данные виды помощи являются недоступными для большинства населения из-за высокой стоимости услуг.
Скорая медицинская помощь (СМП)
Муниципальное учреждение "Станция скорой медицинской помощи" (ССМП) г. Екатеринбурга - одна из старейших и авторитетных станций СМП Российской Федерации. Служба базируется на 11 подстанциях, расположенных в 7 районах города. Лечебно-диагностический процесс обеспечивают 82 выездные бригады, из них 19 - специализированных, 13 педиатрических.
Оперативное управление ресурсами и информацией обеспечивается автоматизированной диспетчерской.
Обращаемость на ССМП, в расчете на 1000 населения, в течение последних 5 лет составляет 243,6-261,6. В структуре обращаемости преобладают вызовы к больным сердечно-сосудистыми заболеваниями (25%), неврологической патологией (13%) и травмы (14%).
За последние два года вырос процент госпитализации СМП больных в неотложном порядке с 29,8 до 33,9%. В последние годы увеличилась текучесть врачебных кадров. Укомплектованность врачами составляет 67%.
В течение ряда лет, в силу дефицита бюджетного финансирования и реорганизации службы, шло плановое сокращение мощности СМП (со 122,6 бригад в 1996 году до 81,5 бригады в 2002 году). В связи с оптимальной организацией работы СМП основные качественные показатели работы сохраняются удовлетворительными в течение ряда лет. (Таблица 9 "Динамика показателей деятельности СМП" (Приложения к Концепции).
Основными проблемами этой службы являются: существующая материально-техническая база зданий и социальная незащищенность сотрудников на фоне криминализации современной жизни.
Лабораторно-диагностическая служба
Это одна из дорогостоящих и важных отраслей здравоохранения. Основными проблемами лабораторной службы являются:
1. Износ парка оборудования.
2. Дефицит кадров.
3. Высокая стоимость расходных материалов для проведения исследований.
Наиболее оптимальным, с точки зрения управления, является централизация этой службы, что и было сделано Управлением здравоохранения 10 лет назад, когда открылись в городе два крупных диагностических центра - Центр лабораторной диагностики болезней матери и ребенка и Диагностический центр, а также предприятие по заготовке крови "Центр крови "Сангвис". Идея централизации лабораторных исследований для проведения плановых исследований уникальна для нашей страны и современна для всего мира. Но сегодня согласно стандартам служб и учреждений, принятым на территории Свердловской области, руководство больниц вынуждено развивать лабораторные службы в каждом ЛПУ, поскольку от этого зависит уровень аккредитации, а в итоге и объемы финансирования. Управление здравоохранения считает сложившуюся ситуацию неверной. В силу значительного дефицита финансирования столь дорогостоящая служба должна быть максимально централизована, особенно по уникальным технологиям.
Централизация службы позволяет:
1. Оптимально использовать финансовые ресурсы при закупе оборудования и расходных материалов.
2. Рационально сосредоточить немногочисленные высококвалифицированные кадры.
3. Унифицировать методы лабораторных исследований.
4. Иметь стратегический резерв на случай возникновения особо опасных инфекций.
5. Организовать контроль качества проведенных исследований.
Диагностические центры обслуживают большинство больниц города в основном по технологиям обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако в программе Государственных гарантий Свердловской области раздел финансирования данных учреждений идет вразрез с Федеральной программой Государственных гарантий и определяет один источник финансирования центров - бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.